какого варианта эмоционального отношения родителя к ребенку не существует
Типы родительских отношений, стили семейного воспитания и их влияние на личность ребенка
Екатерина Сапежинская
Типы родительских отношений, стили семейного воспитания и их влияние на личность ребенка
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Тип родительского отношения, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.
А. Я. Варга и В. В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения:
1. Принимающие – авторитарный – субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.
2. Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации – эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.
3. Симбиотический – стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.
4. Симбиотическо-авторитарный – гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации.
Параметры измерения родительского отношения: «Принятие – отвержение», «Кооперация» (социальная желательность, «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник» (инфантилизация – инвалидизация).
Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте (Захаров А. И., 1998)
Так, один из основоположников отечественной психиатрии И. М. Балинский (1859) считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение – причиной переходящей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований – причиной душевной слабости ребенка.
И. А. Сикорский (1884) пришел к выводам, что жестокое воспитание способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера у детей; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще.
В. Н. Мясищев (1934, 1939, Е. К. Яковлева, Р. А. Зачепицкий (1960, С. Г. Файнберг (1967) указывают на то, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признан этиологическим фактором неврастении.
В работах зарубежных авторов также можно найти подтверждение того, какую огромную роль играет родительское отношение в возникновении нарушений и отклонений психического развития ребенка.
А. Адлер (1928, 1930) отмечал, что изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности и тенденции к доминированию, вплоть до тирании.
С. Блюменфельд, И. Александреско, Т. Георгиу (1970) считают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводят к неустойчивости и агрессивности детей.
Б. Берельсон, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер (Захаров А. И., 1998).
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
1) Принятие ребенка, т. е. ребенок принимается таким, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
По мнению Т. А. Куликовой, авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства доминированием единоначалия. В этом случае родитель единолично принимает, и отменят решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих детей является приказы, которые могут отдаваться в жесткой и мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный родитель всегда очень строго контролирует и поведение детей, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива детей не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.
Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор «Равный среди равных» и «Первый среди равных».
Первый вариант – это стиль отношений между родителями и детьми в рамках которого отец или мать в основном выполняют необходимые обязанности по координации действий ребенка в организации его учебной деятельности, самообразования досуга и пр., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого» человека все вопросы и проблемы.
Вторая позиция реализуется в отношениях между родителем и подростком, в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое доверие к ребенку и уверенность в правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом случае родители признают его право на автономию и в основном видят задачу в координации самостоятельных действий ребенка, в оказании помощи при обращении к нему самого ребенка.
Было обнаружено, что дети демократичных родителей адаптированы лучше всего. По сравнению с другими детьми, они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения.
Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия отца или матери в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без их активного участия и руководства. Для выполнения какой-либо работы им нередко приходится уговаривать своих детей. Они решают в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируют работу ребенка, его поведение от случая к случаю. Здесь детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей, которые не устанавливают каких- либо ограничений. В целом такой родитель отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.
Попустительский стиль подразумевает под собой отсутствие воспитания как такового.
На практике ни один из приведенных стилей не может проявляться в «чистом виде». Так, по мнению ряда авторов (А. Бандура, Л. А. Волошина, В. В. Устинова и др.) применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. В каждой семье могут применяться разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях.
Итак, рассмотрев основные стили семейного воспитания необходимо отметить, что в общем виде существуют четыре стиля воспитания детей в семье. К ним относят: демократический, либеральный, авторитарный и попустительский. Несомненно, перечисленные стили и методы семейного воспитания оказывают различное влияние на ребенка. Наиболее благоприятным стилем для развития ребенка, как полноценной, развитой и самостоятельной личности, является демократический стиль. Остальные же стили вызывают у ребенка отклонения в формирование каких-либо черт, качеств личности, способствуют развитию агрессивности, замкнутости, тревожности и неуверенности в себе. В следующей части нашей работы мы подробнее на практике изучим влияние различных стилей семейного воспитания на развитие и поведение детей.
Общение как важнейший фактор становления детско-родительских отношений Все мы с Вами родители и ежедневно общаемся с детьми, воспитываем их. Психологами выделены и структурированы стили родительского воспитания.
«Влияние стилей семейного воспитания на становление личности ребенка дошкольного возраста» (Буклет-памятка) Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. «Что такое семейное воспитание?» Целенаправленные, сознательные воспитательные.
Игры и упражнения для гармонизации детско-родительских отношений Игры и упражнения, направленные на гармонизацию родительско-детских отношений. 1.«НАДУЙ КУКЛУ» Цель: Эмоционально-телесное контактирование.
Проект детско-родительских отношений «Умные игры своими руками» Актуальность проекта. В соответствии с Федеральными государственными требованиями педагог детского сада является сопровождающим семьи в.
Развитие детско-родительских отношений средствами игровой деятельности Развитие детско-родительских отношений через игровую деятельность ИГРАЕМ ОТ ДУШИ, ИГРАЕМ ВМЕСТЕ В обыденной жизни со словом «игра» люди.
Родительское собрание-лекция «Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка» (продолжение) Родительское собрание-лекция: «Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка» Продолжение А какому сказочному персонажу.
Участие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой,.
Влияние семьи и стилей семейного воспитания на становление личности ребенка Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается.
Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие
Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать – ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе.
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.
Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.
Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А.Я. Варга, 1987).
Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В.Н. Дружинин, 1996).
Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.
Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А.С. Макаренко).
Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».
Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир, 2000).
Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:
Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А.С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.
Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.
Выделяются и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб», «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) (В.Н. Дружинин).
Нарушения семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению 3. Матейчека, человеческих потребностей – в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.
Подобная модель социальной среды используется для интерпретации нарушений воспитания в детских домах и в семьях.
Выделяют также три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность (А.С. Спиваковская). Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.
Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».
Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».
Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».
Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».
Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».
Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».
Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»
Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».
Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.
Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.
Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.
Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.
Одним из основных психолого-педагогических понятий для Наделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения. Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.
Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая – с большим количеством ограничений, запрещений; низкая – с минимальными запретительными тенденциями).
Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов (критериев). Выделяются четыре типа воспитания (Г. Крайг, 2000).
Наиболее активно проблема связи стилей воспитания, нарушений родительского отношения и отклонений в психическом развитии и даже здоровье детей исследуется с клинико-психологических позиций; определен ряд параметров воспитательного процесса (А.И. Захаров, 1982).
Различные сочетания этих параметров воспитания соотносятся г различными видами неврозов у детей. Например, ограничительство, аффективная неустойчивость со стороны родителей приводят к развитию у ребенка невроза страха. Сверхпринятие, «разрешительство», непоследовательность – к развитию истерического невроза. Выраженное ограничительство – к неврозу навязчивых состояний.
Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них (Э. Г. Эйдемиллер, 1996):
При помощи разработанного Э.Г. Эйдемиллером опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) можно установить тип воспитания и причины, закрепившие его в семье.
Типы негармоничного семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение ребенка, жестокое обращение, гипопротекция.
«В реальной жизни, – замечает В.С. Мухина, – все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи» (Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – С. 259.).
Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.
Поведение родителей: эмоциональные отношения с ребенком и родительский контроль
Ученые обозначили критерии, по которым можно измерить родительское поведение. В данной статье рассмотрим две сферы:
Родительское тепло или враждебность
Родительское тепло считается важным в процессе социализации по нескольким причинам. Во-первых, дети предпочитают сохранять родительское одобрение. Перспектива потери любви их расстраивает. Следовательно, необходимость в суровых формах дисциплины для достижения согласия часто не нужна (Baumrind, 1991; Maccoby & Martin, 1983). Более того, угроза прекращения любви от постоянно настроенных враждебно родителей вряд ли может быть эффективным механизмом социализации. Ребенку нечего терять. Даже физическое наказание более эффективно у добрых и отзывчивых родителей, чем у враждебных. Вероятно, это связано с тем, что ребенок желает соответствовать их стандартам, а также потому, что такие родители с большей вероятностью предоставят информацию об альтернативных социально желательных реакциях, доступных ребенку.
Во-вторых, частое использование теплыми родителями аргументов и объяснений позволяет ребенку усвоить социальные правила и ситуации, в которых данное поведение уместно. Согласитесь, что понять основы игры легче, если кто-то расскажет вам правила.
В-третьих, теплота и забота со стороны родителей позволяют детям чувствовать себя в безопасности, что приводит к низкому уровню тревоги и адекватной самооценке. Такой эмоциональный фон, с большей вероятностью, будет способствовать принятию и усвоению родительских стандартов, чем высокая тревога и напряжение, связанные с враждебностью или физическим наказанием отвергающих родителей (Crockenberg & Litman, 1990. Lipscomb, McAllister, & Bregman, 1985). Высокий стресс, связанный с враждебной семейной ситуацией, когда к ребенку относятся с безразличием, может помешать усвоению правил социализации, которые пытается донести родитель.
Родительский контроль
Однако, для положительного социального развития детей одной родительской любви недостаточно. Если мы хотим, чтобы дети стали социально и интеллектуально компетентными, им необходим контроль. Но следует иметь в виду, что целью социализации ребенка является приобретение навыка саморегулирования. Только внешний контроль со стороны родителей успехов в жизни не принесет. У безответственных родителей семья, скорее всего, будет иметь дисфункциональной характер (Baumrind, in press). Убеждения родителей о поведении своих детей также будут влиять на их методы воспитания. Родители, которые думают, что поведение ребенка во многом определяется опытом, с большей вероятностью попытаются изменить его негативное поведение, чем те родители, которые считают, что проблемы у ребенка вызваны его характером (Bugental, Blue, & Cruzcosa, 1989; Lin & Fu, 1990). Любопытно, что большинство родителей берут на себя большую ответственность за желаемое, чем за нежелательное поведение своих детей (Himelstein, Graham, & Weiner, 1991).
Ребенок с большей вероятностью будет подчиняться родителям, которые используют альтернативные аргументы и предложения. Также дети более послушны и готовы к сотрудничеству, если родители:
Для развития у ребенка адекватной самооценки и самоконтроля очень важно то, что говорят о нем в его присутствии родители и другие значимые взрослые. Рассмотрим последствия следующих материнских утверждений:
«Поделись со своим братом или я закрою тебя в комнате». (Ты беспомощный)
«Ты эгоистичный, маленький сопляк». (Ты ничего не стоишь.)
«Ты из тех людей, которым нравится делиться». (Ты ведешь себя так, потому что ты хороший человек, которому нравится помогать другим.)
Если родители используют физическое наказание, угрозы и унижение, дети могут начать считать себя беспомощными или недостойными. Несмотря на то, что властные методы могут быть эффективными в получении немедленного контроля над поведением ребенка, в конечном итоге они оказывают пагубное влияние. Когда для сдерживания агрессии у ребенка враждебный родитель использует силовые методы, это часто приводит к еще большему возбуждению гнева у ребенка и усвоению агрессивного поведения. Кроме того, дети начинают избегать наказывающих родителей, что дает еще меньше возможностей для общения. При таких обстоятельствах ребенок часто проявляет мало явной агрессии дома, но переносит ее на людей за его пределами, где он меньше боится мести.
Возраст играет важную роль в дальнейшей реакции на дисциплину. По мере взросления дети начинают сопротивляться контролю и манипуляциям. Все большее значение для усвоения правил социального поведения приобретает укрепление собственного Я. Дети старшего дошкольного возраста пытаются договориться со своими родителями («Я сделаю это после того, как закончу рисовать. Хорошо?», «А может мы сделаем это вместе?»). Такие переговоры основаны на возрастающей автономии, а также социальной и когнитивной компетентности ребенка (Kuczynski et al., 1987). Постепенный переход от внешнего контроля к самоконтролю становится критически важным по мере того, как ребенок начинает отлучаться из дома. Самоконтроль в подростковом возрасте — лучшее, что может родитель подарить ребенку (Steinberg, 1990). В школьные годы дети учатся откладывать удовлетворение сиюминутных желаний в пользу долгосрочных перспектив. Более того, возможность обработки информации у детей старшего возраста дает им возможность лучше интерпретировать события, искать альтернативы, а также понимать свои мотивы и поведение окружающих. Это предполагает, что существует взаимосвязь между поведением и немедленным условным вознаграждением или немедленным условным наказанием. При этом данная тактика более эффективна с детьми младшего возраста, хотя на детях старшего возраста и даже на взрослых она также работает (Maccoby & Martin, 1983).
В любом возрасте эффективность родителей, как агентов социализации, зависит от их эмоциональных отношений с ребенком, типа применяемого контроля, а также соответствия средств контроля возрасту ребенка, его типу личности и конкретной ситуации.
ТИПОЛОГИИ РОДИТЕЛЕЙ
Теоретики семейных систем утверждают, что важна не сумма индивидуальных аспектов воспитания, а их комбинации. Это дает классификацию четырех типов воспитания:
Критический вопрос заключается в том, связаны ли эти различия в стиле воспитания каким-либо образом с различиями в социальном, эмоциональном и когнитивном развитии детей.
Классическое исследование Баумринд (1967) было одним из первых систематических исследований, в котором была сделана попытка связать типологии воспитания с поведением детей. На основе наблюдения за поведением в детском саду в течение 14 недель Баумринд выделил три группы детей с абсолютно разными моделями поведения (1) энергично-дружелюбные, 2) конфликтно-раздражительные, 3) импульсивно-агрессивные). Затем она опросила родителей этих детей и стала наблюдать, как родители общаются с ними дома и в лаборатории. Модели поведения родителей оказались связаны с моделями поведения детей. Баумринд обнаружила, что только авторитетное (не авторитарное или чрезмерно потакающее) поведение родителей приводит к положительному эмоциональному, социальному и когнитивному развитию детей. Авторитетные родители не были навязчивыми и предоставляли своим детям свободу в разумных пределах. Они также были тверды, когда считали, что ограничения необходимы и не поддавались на детский шантаж. Такая дисциплина дает детям возможность исследовать свое окружение и обрести навыки межличностного общения. Помимо этого установление разумных ограничений, отзывчивость и внимание к потребностям своих детей, связанны у тех с развитием самооценки, адаптивности, компетентности, самоконтроля, популярности среди сверстников и низкого уровня антиобщественного поведения.
Группа конфликтно-раздражительных детей имела авторитарных, жестких, настойчивых, суровых и невосприимчивых к потребностям детей родителей. В таких семьях дети не получают удовлетворения от общения с близкими. Они могут чувствовать себя несчастными в ловушке и злиться, но боятся заявить о себе во враждебной среде. У этих детей часто встречается конфликтное невротическое поведение.
Наконец, несмотря на разумно ласковые отношения потакающих родителей со своими детьми, их чрезмерно слабая и непоследовательная дисциплина и система поощрений связаны с развитием у детей неконтролируемого импульсивного поведения. И авторитарные, и потакающие родители считали, что в их детях преобладают примитивные эгоистичные импульсы, над которыми они практически не имеют контроля. Однако потакающие родители считали свободное выражение этих импульсов здоровым и желательным, тогда как авторитарные родители воспринимали их как нечто, что нужно подавлять.
Баумринд на этом не остановилась. Она проследила за авторитетными, авторитарными и потакающими родителями и их детьми от дошкольного периода до подросткового возраста (Baumrind, 1991). Она обнаружила, что авторитетное родительство по-прежнему ассоциируется с положительными результатами, как для детей младшего возраста, так и для подростков. Особенно важны чуткие и прочные отношения с родителями оказались для сыновей. Более того, авторитарное воспитание детей имело более негативные долгосрочные последствия для мальчиков, чем для девочек. Сыновья авторитарных родителей имели низкую когнитивную и социальную компетентность. Их академическая и интеллектуальная успеваемость была низкой. Помимо этого в отношениях со сверстниками они вели себя недружелюбно, безынициативно, не проявляли лидерских качеств и имели проблемы с самообладанием.
У младенцев отсутствие родительского участия связано с нарушением привязанности (Egeland & Sroufe, 1981a, 1981b). У детей старшего возраста отсутствие родительского участия связано с импульсивностью, агрессией, неподчинением, капризностью и низкой самооценкой (Baumrind, 1991; Block, 1971; Loeb, Horst, & Horton, 1980; Martin, 1981). Подростки и молодые люди из неблагополучных семей чаще имеют проблемы с алкоголем, рано начинают половую жизнь, прогуливают занятия, чтобы проводить время на улице с друзьями и даже могут попадать под арест (Baumrind, 1991; Pulkkinen, 1982). Отсутствие родительского контроля тесно связано с риском преступного поведения (Baumrind, 1991; Patterson, DeBarsyshe, & Ramsey, 1989; Patterson & Capaldi, 1991; Patterson, Reid, & Dishion, 1992). Дети, у которых нет взаимопонимания с родителями, социально некомпетентны, безответственны, незрелы и отчуждены от своих семей. Они показывают нарушения в отношениях со сверстниками, в когнитивном развитии и успеваемости в школе ( Baumrind, 1991; Hetherington & Clingempeel, 1992; Patterson et al.,1989; Patterson et al.,1992; Pulkkinen, 1982). Именно этот «двойной удар» от отстраненных родителей, заключающийся в отсутствии навыков, позволяющих получить удовлетворение в социальных или академических целях, часто приводит к правонарушению у детей (Patterson, DeBarsyshe, & Ramsey, 1989; Patterson et al., 1992 ). Вовлечение родителей играет важную роль в развитии как социальной, так и когнитивной компетентности детей.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, социализация, влияние семьи на ребенка, влияние родителей на ребенка, как воспитывать ребенка, семья после рождения ребенка, роль отца в воспитании ребенка, роль матери в воспитании ребенка, авторитетное воспитание, авторитарное воспитание, ребенок не слушается, добрые родители, если ребенку все позволять, если ребенку все запрещать, воспитание подростка, воспитание дошкольника.