какова главная форма конфликта по марксизму
На теорию социального конфликта в конфликтологии оказали значительное влияние взгляды К.Маркса (1818–1883). Будучи приверженцем материалистического подхода к истории развития общества, Маркс полагал, что людям свойственно вступать в различные социальные отношения.
Социальные отношения, как и само стремление к их организации, являются независимыми от сознания индивидов феноменами. Общество формируется благодаря этому естественному стремлению и включает большие и малые социальные группы.
Развивается общество на основе закона диалектики о единстве и борьбе противоположностей, в данном случае – классов.
Классовые отношения, как утверждал Маркс, являются базовыми отношениями, существующими в обществе. Они характеризуются постоянным распределением материальных и духовных ресурсов общества между классами.
Распределение не может происходить без ущемления чьихлибо интересов, поэтому вобществе и отношениях между классами возможны конфликты.
Маркс считал, что основу социального конфликта в обществе составляют экономические отношения и отношения, возникающие на производстве. Совокупность производственных отношений влияет на все остальные системы отношений общества: политические, правовые, государственные, семейные, коллективные и т. д. Общество развивается поступательно благодаря причинноследственным связям. Естественно, исторический процесс развития общества и отношений внем основан на единственном стремлении индивидов и социальных групп– справедливо м распределении дефицитных ресурсов между классами.
Социальный конфликт Маркса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и общая характеристика социального конфликта в теории К. Маркса
Социальный конфликт в теории Карла Маркса – неизбежное в любой социальной группе, организации или целом обществе явление, обуславливаемое дефицитным характером и несправедливостью распределения материальных благ, ресурсов и власти.
Проводя общую характеристику теории социального конфликта, изложенной К. Марксом следует отметить большой вклад ученого в развитие учения о социальных противоречиях, в основу которой был положен разделяемый Марксом тезис о диалектическом характере исторического развития человечества.
Так, по мнению К. Маркса в основе всего общественного устройства находится диалектический принцип единства и борьбы противоположностей, что предопределяет естественный, объективный характер конфликтов в общественной жизни.
Иными словами, как отмечал К. Маркс, несмотря на системный характер складывающихся между членами социума общественных отношений, все они содержат в себе колоссальное количество конфликтных интересов, что, закономерно приводит к тому, что сама социальная система порождает межличностные, межгрупповые и межинституциональные конфликты. Более того, социальный конфликт является не только неизбежным, но и крайне распространенным свойством социальных систем.
В свою очередь позитивное значение социальных конфликтов К. Маркс видел в том, что внутри них происходит синтез полярно противоположных интересов различных социальных субъектов, что, в конечном итоге, выступает главным источником изменений, происходящих в социальных системах.
Содержание теории социального конфликта К. Маркс
Анализ специальной литературе позволяет выделить ряд основополагающих тезисов, характеризующих в целом предложенную К. Марксом теорию социальных конфликтов. Так, в числе соответствующих базовых идей К. Маркс выдвигал:
Готовые работы на аналогичную тему
Исходя из анализа приведенных элементов содержания теории конфликта К. Маркса можно сделать вывод, что она преимущественно направлена на описание причин, условий и последствий социальных конфликтов, в которые оказывается вовлечено общество в целом. Однако представляется, что соответствующие тезисы подлежат применению и в отношении социальных групп меньшего уровня, например, на уровне трудового коллектива или отдельной организации.
Кроме того, в рамках теории социального конфликта, К. Марком были систематизированы и описаны основные причины социальных конфликтов:
Плюсы и минусы теории конфликта К. Маркса
Анализ специальной литературы, позволяет сделать вывод о том, что основными положительными сторонами обозначенной теории социального конфликта, изложенной в работах К. Маркса выступает их уникальный характер, опора на диалектические основы существования мира, а также то, что в рамках рассматриваемой теории обобщался и исследовался конкретных исторический опыт, формирования, нарастания, эскалации и разрешения конкретных конфликтных ситуаций, существовавших в разное время у разных народов.
В то же время, исследователи отмечают и слабые стороны в рамках соответствующей концепции, в том числе:
Марксизм о политической власти и конфликте
Марксисты о властных и конфликтных отношениях в политике
Марксисты о властных отношениях в политике
Классовое происхождение власти рассматривается в марксистской концепции. Один из основоположников марксизма Фридрих Энгельс рассматривал вопрос о власти в тесной связи с действительными условиями жизни общества (Энгельс, 1961, С. 304). Согласно немецкому философу и экономисту Карлу Марксу производственные силы контролируются меньшинством, которое использует свою экономическую власть с целью эксплуатации трудящихся масс, присваивая экономические излишки для собственной выгоды. Данная конфликтная ситуация придаёт импульс антагонизму между пролетариатом и буржуазией, проявляющемуся в классовой борьбе за контроль над частной собственностью и над средствами производства (Маркс, 1995, С. 36). По его мнению, именно пролетариат превращался в класс, способный захватить политическую власть и преобразовать общественные отношения.
Однако воплощение идей Маркса в политическую практику привело к тоталитаризму, массовым репрессиям и государственному террору. Так, представители различных направлений «практического» марксизма, обличённые властными полномочиями, повторяли тезис Энгельса о том, что «революция есть акт, в котором часть населения навязывает свою волю другой части посредством ружей, штыков и пушек, то есть средств чрезвычайно авторитарных» (Энгельс, 1961, С. 305) и подчеркивали роль силы и насилия во властных отношениях. Широко известно высказывание председателя коммунистической партии Китая Мао Цзедуна о том, что «политическая власть исходит из ствола винтовки» (Цит. по: Левченко, 2000, С. 89.). Для Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В. Сталина политическая власть означала материальную возможность влиять на политические события. Так, в начале октября 1944 г., во время визита У. Чёрчилля в Москву, Сталин внезапно прервал рассуждения британского премьер-министра о влиянии Римской католической церкви в Польше следующей фразой: «А сколько дивизий у Папы римского?», показав, что уважает только силу (Бережков, 1993, С. 327). Уинстон Чёрчиль передаёт эту фразу несколько иначе: «Ого! — воскликнул Сталин. — Папа! А у него сколько дивизий?» По прошествии более чем полувека представители Римской католической церкви могли бы задать следующий вопрос: «А сколько статуй Сталина осталось в Польше?»
1. Бережков В.M. (1993) Как я стал переводчиком Сталина. М.: ДЭМ. 400 с.
2. Левченко В.Н. (2000) Политические воззрения Мао Цзедуна // ФЕМИС. Ежегодник истории права и правоведения. 2000. Выпуск 1. М: МГИУ. 221 c.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Нищета философии. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. М.: Госполитиздат, 1955.
4. Черчилль У. Вторая мировая война — М., 1948-1955 — Т. 1. — гл. 8.
5. Энгельс Ф. (1961) Об авторитете. Октябрь 1872 — март 1873 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.18. М.: Госполитиздат. С. 302-305.
Источник: Марксистская концепция социального конфликта // Россия сегодня: гуманизация социально-экономических отношений. VI Марксовские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти проф. В.Д.Жукоцкого (г.Нижневартовск, 6 марта 2008 г.) / Отв. ред. З.Р.Жукоцкая, Е.С.Борзов. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. С. 57-61.
Марксистская концепция социального конфликта
К. Маркса по праву следует выделить как одного из первых исследователей, обративших внимание, что в основе общественной жизни лежит конфликт. Более того, в работах Маркса конфликтные отношения рассматривались как движущая сила истории. Тем самым Маркс положил начало новой парадигме в социологии и философии — парадигме конфликта, рассматривающей общественное взаимодействие как проявление конфликта между различными социальными силами. Таким образом, Маркс является основателем одного из ведущих направлений социологии конфликта и философия конфликта, которые признают главенствующую роль социальных противоречий и конфликтов в жизнедеятельности общества.
Основоположники марксистской парадигмы социальных и политических исследований — К. Маркс и Ф. Энгельс в своих наиболее известных трудах, таких как «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии», «Капитал» и других работах, заимствовали и переосмыслили многие идеи французских историков первой половины XIX в., а также воззрения популярного дарвинизма (вульгарного социального дарвинизма), перенесшего идеи Дарвина о борьбе видов в природе на общественную жизнь. Ведь сам Дарвин применил к миру животных те общественные отношения, которые практиковались в современной ему Англии эпохи становления капитализма — выживание сильнейшего (капиталистическая конкуренция) и борьба видов (классовая конкуренция). Идея классовой борьбы как фактор исторического развития общества стала популярной в европейской социальной философии благодаря работе Ф. Гизо «История цивилизации во Франции» (1840 г.), в которой он представлял историю Франции как перманентную борьбу между завоевателями Галлии ― германцами и их потомками — дворянством, с одной стороны, и порабощенными ими галло-римлянами и их потомками — третьим сословием, — с другой. Гизо также утверждал, что основе классовых различий лежат имущественные отношения помимо политических. Поэтому французская революция 1789 г. рассматривалась им как решающая битва между дворянством и третьим сословием. Благодаря своей теории борьбы завоевателей и завоеванных Гизо вошел в историографию как один из создателей идеи решающей роли классовой борьбы в истории.
В отличие от Маркса, Гегель видел историю человечества как история идей: «Всем великим, открытым взору революциям всегда предшествовала революция тихая и скрытая в Духе времени (Zeitgeist). Эта революция неприметна внешне, и ее современники сами менее всего замечают ее. Ее трудно постичь, и столь же нелегко описать словами. Но тот, кто не учится узнавать такие революции, никогда не поймет и результатов их». Историзм Гегеля позволяет рассмотреть эволюцию абсолютной идеи. По словам самого Гегеля, «Сова Минервы вылетает только ночью» («Основы философии права»).
Исторический материализм Маркса формулирует предположение, что экономическая база (инфраструктура) определяет политическую и идеологическую надстройку (суперструктуру) ― политические и культурные формы любого общества. Политическая динамика, политические процессы и события, по мнению Маркса, есть не что иное, как выражение социальной динамики (борьбы классов), которую порождает экономический базис (инфраструктура). Маркс в экономических преобразованиях пытался найти объяснение преобразованиям социальным и политическим, а политику Маркс считал вторичной, зависимой от экономики. Поэтому Маркс основными вопросами считал организацию производства и отношения между классами, а политический режим он считал обусловленным экономической структурой и порождением государства.
Государство в марксизме понимается как инструмент принуждения и подавления, используемый господствующим классом для сохранения своего господства. Господствующий класс — это класс владельцев средств производства, класс руководителей государственного аппарата. Государство характеризуется Марксом как сила отчуждения и подчинения par excellence. Таким образом, государственные интересы (raison d`etat) и общее благо — всего лишь миф, а государство появляется как ярмо, как иллюзорное сообщество и как инструмент классового господства. Буржуазное государство он рассматривал как орган подавления и господства, использующий закон, полицию и армию для усиления эксплуатации всех тех, кто вынужден продавать свою рабочую силу, чтобы выжить. Поэтому права и свободы существуют только во благо единственного господствующего класса, а для остальных граждан ― это обман и ловушка, поскольку буржуазная демократия, по Марксу, носит чисто формальный характер.
В учении Маркса социальная и политическая теория неразрывно связана с практикой пролетарской борьбы и создание «Манифеста коммунистической партии» (1848 г.) яркое этому подтверждение. В данном программном документе современное ему общество Маркс считал миром стремительных перемен, которые могут привести к невиданным ранее результатам: «Все застывшие, покрывшиеся ржавчиной отношения, вместе с сопутствующими им, веками освященными представлениями и воззрениями разрушаются, все возникающие вновь оказываются устарелыми, прежде чем успевают окостенеть». По мнению Маркса, космополитичные, универсальные, материальные, технологические производственные силы влияют на все нации, особенно после распространения машин и капиталистического способа производства. Более того, универсальная буржуазная товарная экономика стремится смести все границы, все местные, традиционные, национальные способы производства, формы жизни и культуры, для того, чтобы превратить мир в одну мастерскую, единый рынок и мировую культуру, создавая при этом универсальный пролетариат, собственного могильщика.
В пролетариате Маркс увидел класс, призванием которого является уничтожение существующего миропорядка и антагонистического характера общества. По его мнению, именно пролетариат превращался в класс, способный захватить политическую власть и преобразовать общественные отношения. Он также полагал, что упразднение классов в результате пролетарской революции повлечет за собой исчезновение политики и государства, так как последние являются выражением общественных конфликтов. В первоначальной стадии, при социализме, распределение услуг должно осуществляться, в первую очередь, в соответствии с вложением каждого индивида в общественное производство, а позднее станет возможно основание коммунистической организации общества с принципами «с каждого по способностям и каждому по потребностям».
Таково будущее человечества, общества без отчуждения, без денег, без частной собственности, где свободное время для всестороннего развития каждой личности будет служить мерилом человечности. Этим и другим утопическим воззрениям Маркса о бесконфликтном коммунистическом обществе присущи весьма существенные недостатки, воплощение которых в политической практике привело к тоталитаризму, массовым репрессиям и государственному террору, а также отчуждению производителей от средств производства.
Радикализацию западного марксизма можно объяснить двумя обстоятельствами: с одной стороны, впечатлением, которое произвела революция 1917 г. — они восприняли её как доказательство тезиса, согласно которому не экономика, а именно революционное сознание, вносимое в рабочий класс извне, обеспечивает революционное преобразование общества; с другой — впечатлением, которое произвело на них распространение фашизма, которому не смогли противостоять западные марксистские партии традиционного типа.
1. Маркс К., Энгельс Ф. Критика политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — М.: Госполитиздат, 1961. — Т. 13. — С. 6.
2. Маркс К, Энгельс Ф. Нищета философии // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 4. — М.: Госполитиздат, 1955. — С. 36.
3. Маркс К., Энгельс Ф., Из ранних произведений. — М.: Госполитиздат, 1956. — С. 34-36, 57-59.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 3. — М.: Политиздат, 1955. — С. 32.
Источник Марксистская концепция социального конфликта [Текст доклада] // Россия сегодня: гуманизация социально-экономических отношений. VI Марксовские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти проф. В.Д.Жукоцкого (г.Нижневартовск, 6 марта 2008 г.) / Отв. ред. З.Р.Жукоцкая, Е.С.Борзов. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. — С. 57-61.
Концепция социально-классового конфликта К. Маркса
Большой вклад в разработку социального конфликта внес К. Маркс, который утверждал, что главной причиной развития постпервобытного общества является борьба классов. Он противник теории общественного договора и соответствующего понимания возникновения государства и его функций, которое было изложено Аристотелем, Гоббсом, Локком, Монтескье и другими мыслителями.
Существование классов было открыто задолго до Маркса и Энгельса. До них считалось, что причинами разделения людей на классы при переходе от первобытного общества к постпервобытному являются биологические (сила и т.п., которая делила людей на господ и рабов), психологические (ум, хитрость, воля и т.п.), религиозные (появление религии и касты религиозных деятелей) причины, а также завоевательные войны, в результате которых рабы из числа пленных становились первыми представителями угнетенных классов. Маркс указал на то, что причины появления и развития классов – экономические, развитие производства, появление общественного разделения труда и прибавочного продукта, развитие товарного обмена, появление частной собственности и имущественного неравенства людей, разделившего всех людей на два класса – имущие, эксплуататоры, управляющие, богатые и неимущие, эксплуатируемые, управляемые, бедные.
Классовая борьба движущая сила формации
Маркс и Энгельс выделили (в трактовке советских идеологов*) в истории человечества три общественно-экономические формации, в которых движущими силами является борьба классов: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую.
* На самом деле Маркс выделил одну экономическую формацию с тремя способами производства.
В основе классовой борьбы лежит антагонистическое (непримиримое) противоречие между эксплуататорами и эксплуатируемыми, возникающее из коренной противоположности их экономического и политического положения в обществе. В этой борьбе классы стремятся реализовать свои интересы (стремления), поэтому борьба является не случайной, а необходимой. Она могучая движущая сила развития антагонистических (рабовладельческих, феодальных, капиталистических) формаций, разрушающая отжившие формации и созидающая новые. Классовая борьба как главная форма социальных конфликтов считается Марксом и Энгельсом необходимым и положительным моментом человеческой истории, высшим проявлением которой является социальная революция.
Общественно-экономическая формация, которую разрушает и развивает классовая борьба, – это общество, характеризующееся:
1) определенными производительными силами*, * Производительные силы общества включают в себя взаимодействие, с одной стороны, людей (рабочей силы), а с другой стороны, предметов, орудий, условий труда, образующих в единстве средства производства.
2) соответствующими этим силам производственными (экономическими)** отношениями, образующими базис общества, ** Экономическими являются отношения распределения и обмена произведенных благ – товаров на основе определенной формы собственности (частной, государственной, акционерной) на средства производства.
3) соответствующей базису надстройкой. Базис общества образуют формы собственности, распределения и обмена, господствующие в данном обществе. Надстройка включает в себя формы общественного сознания; организации и учреждения, основным из которых является государство); надстроечные отношения (политические, правовые, моральные, религиозные и т.п.).
Маркс и Энгельс сформулировали основные законы функционирования и развития общественно-экономических формаций: производительные силы определяют производственные отношения, базис определяет надстройку, общественное бытие (основным элементом которого является базис) определяет общественное сознание. Классовая борьба – движущая сила развития антагонистических формаций. Основными классами в них являются рабы и рабовладельцы, феодалы и крепостные крестьяне, буржуа и пролетарии. Помимо основных классов есть неосновные, существование которых связано с сохранением остатков прежнего или появлением элементов нового способа производства, представляющего взаимодействие производительных сил и производственных отношений.
В каждой антагонистической формации классовая борьба имеет свою специфику. В условиях рабовладельческого общества она носит стихийный и эпизодический характер, выражаясь в восстаниях рабов, например восстании Спартака. При феодализме масштаб борьбы возрастает, но по-прежнему носит стихийный (неорганизованный) характер, приводя к развитию общественной формации тоже стихийно и эволюционно. Только при капитализме классовая борьба приобретает организованный и целенаправленный характер, благодаря появлению политических партий.
Формы классовой борьбы
Исторически первой формой классовой борьбы Маркс и Энгельс считали экономическую. Это борьба за повседневные потребности угнетенных: повышение зарплаты, улучшение условий труда и т.п. Эта борьба понятна и доступна народной массе. В ходе такой борьбы растут самосознание угнетенных, их классовая солидарность, возникают первые рабочие организации (профсоюзы, кассы взаимопомощи и т.п.).
Следующей формой классовой борьбы является идеологическая. Она выражается в критике существующей антагонистической общественно-экономической формации (государственного устройства, формы религии, моральных норм, эстетических представлений и т.п.), не устраивающей угнетенных, в создании образованными представителями угнетенных представлений (образа) новой общественной формации, пропаганде этого образа среди народной массы.
Высшей формой классовой борьбы классики марксизма считали борьбу политическую, борьбу за захват государственной власти, установление диктатуры пролетариата, в результате пролетарско-социалистической революции. «Марксист, – писал Ленин, – лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата».
В отличие от О. Конта и Г. Спенсера, которые считали социальные революции болезненным и неестественным состоянием общества, Маркс считал социальные революции «локомотивами истории». Он рассматривал их как необходимый этап при переходе общества от одной формации к другой. Самой глубинной причиной социальных революций он считал конфликт между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями. Этот конфликт выражается в богатстве, господстве, образованности класса эксплуататоров и бедности, угнетенности (отсутствии прав), бескультурье угнетенных. В результате этого вопиющего экономического, политического, культурного неравенства угнетенные пролетарии поднимаются на революционную борьбу со своими экономическими, политическими, культурными угнетателями, разрушают до основания старую (капиталистическую) формацию и начинают строить новую пролетарско-социалистическую.
Социальная революция представляет собой, по мнению классиков марксизма, высшую форму классовой борьбы рабов и рабовладельцев в рабовладельческом обществе, крепостных крестьян и феодалов в феодальном обществе, пролетариев и буржуа в капиталистическом обществе. Эта борьба происходит в форме идеологической, экономической, политической и военной. Высшей формой военной является вооруженное восстание для захвата политической власти в стране и установления диктатуры одного класса – пролетариата – против всех остальных непролетарских классов. После установления диктатуры новый господствующий класс начинает разрушать старый формационный дом и строить новый в соответствии со своими интересами.
Характерная черта социальных революций, особенно пролетарско-социалистической, – непримиримый характер интересов враждующих классов. Компромисс между ними невозможен и одна сторона должна победить другую. Для обоснования этого положения Маркс внес существенное дополнение в теорию противоречий, согласно которому одна противоположность противоречия играет отрицательную, революционную, а другая – положительную, консервативную роль. Отрицательную, революционную роль в пролетарско-социалистической революции, ради осуществления которой трудились Маркс и Энгельс, играет пролетариат. Отсюда и победа пролетариата над буржуазией, установление диктатуры пролетариата, уничтожение до основания старого буржуазного строя и другие, ненужные и чудовищные для людей разрушения и страдания. В этих рассуждениях классиков марксизма проявился теоретический кабинетный характер их образа жизни, неощущение на себе того, что означают в практической жизни их слова.
Для разрушения старого формационного (буржуазного) и строительства нового (пролетарско-социалистического) дома нужна диктатура. «Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции. » В отличие от Аристотеля, Гоббса и других мыслителей, Маркс, Энгельс, Ленин считали, что государство – только машина для подавления одного класса другим. Это значит, что социальные конфликты в обществе между классами не разрешались, а устранялись путем простого насильственного подавления и загонялись внутрь, чтобы взорваться при соответствующих условиях. Такая односторонняя точка зрения сыграла свою негативную роль в советском государстве, занимавшемся в значительной мере подавлением «врагов народа», т.е. советских людей, не согласных с политикой КПСС. Неточность марксистско-ленинской точки зрения на роль государства опровергнута самой советской действительностью и ее крахом в результате мгновенно разорвавших советское общество и союзное государство идеологических, политических, экономических и межнациональных конфликтов.