какова индексация башенных кранов
Индексация кранов
Индексы (краткое кодированное название) — определяют тип крана и другие важные характеристики. В нем «зашифрованы» основные параметры выпускаемой модели крана (грузоподъёмность, грузовой момент, порядковый номер модификации и пр.).
Содержание
СССР и СНГ
По типу ходового устройства строительные краны индексируются двумя буквами, обозначающими тип шасси, затем через дефис указывается грузоподъёмность крана. В соответствии с ГОСТ 22827-85 «Краны стреловые самоходные общего назначения. Технические условия» стреловые самоходные краны в зависимости от конструкции ходового устройства обозначаются [1] :
В СССР, в силу особенностей машиностроения, а именно:
Существовали прецеденты, когда одни и те же модели кранов выпускались под разными марками и индексами.
Причина — ведомственные («министерские») индексы для грузоподъёмной техники, выпускаемой на разных заводах, подчинённых разным министерствам, вводившим свои индексы (третья особенность машиностроения в СССР).
Существовали и «универсальные» индексы: когда для кранов разного типа, использовался один и тот же индекс, например:
Универсальные индексы
Индекс крана | Расшифровка индекса | Индексация (Ведомственная / по ГОСТу) |
---|---|---|
ДЭК | Дизельный Электрический Кран | Министерство Энергетики и Электрификации СССР |
КС | Кран Самоходный | Минстройдормаш СССР |
К | Кран | Минстройдормаш СССР |
ПК | Погрузочный Кран | ГОСТ 22827-85 |
Индекс «К» и «КС»
Схема была утверждена для кранов, выпускаемых на заводах Минстройдормаша СССР (Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения) [7]
После букв «КС» идут четыре цифры в следующем порядке, указывающие:
Индекс «ДЭК»
«ДЭК» — является универсальным индексом, так как под этим индексом производились не только автомобильные, но и железнодорожные, а также гусеничные краны:
Башенные краны
Индекс крана | Расшифровка индекса | Индексация (Ведомственная / по ГОСТу) |
---|---|---|
БКСМ | Башенный Кран Самомонтирующийся | Минметаллургхимстрой СССР |
МСК | Мобильный Строительный Кран | Минмонтажспецстрой СССР |
БК | Башенный Кран | Министерство Энергетики и Электрификации СССР |
С | Строительный Башенный кран | Минстройдормаш СССР |
КБ | Кран Башенный | ГОСТ 7379-61 «Краны башенные строительные» |
КБГС | Кран Башенный для гидротехнического строительства | Министерство Энергетики и Электрификации СССР, Минстройдормаш СССР |
КБМ | Кран Башенный модульной системы | ГОСТ 7379-61 «Краны башенные строительные» |
КБР | Кран Башенный для ремонтных целей | ГОСТ 7379-61 «Краны башенные строительные» |
КБСМ | Кран Башенный Самомонтирующийся | Министерство Энергетики и Электрификации СССР |
КС | Кран Стреловой | Минстройдормаш СССР |
КНЦ | Кран для Нулевых Циклов | Минстройдормаш СССР |
КП | Кран-погрузчик | Минстройдормаш СССР |
Каждая модель башенного крана (по ГОСТ 13555-79 «Краны башенные строительные») имеет свою марку, в которую входят буквы и цифры. Буквы означают [8] :
Следом за буквами идут три цифры в следующем порядке:
Некоторые марки башенных кранов индексировались по другому принципу [8] :
Индекс «БКСМ»
Краны с эти индексом производились в 1950-х и 1960-х годах.
Индекс «М»
После индекса через дефис указывается грузоподъёмность крана, затем через тире высота подъёма (в этажах).
Краны с эти индексом производились в 1950х и до середины 1960х годов.
Индекс «МСК»
Индексы «КС» и «КНЦ»
Индекс «С»
Индекс означает «С»троительный кран. Примеры:
Индекс «МБТК»
Индекс расшифровывается как Мобильный Башенный Трубчатый Кран. Пример:
Индекс «КТС»
Индекс расшифровывается как Кран Телескопический Строительный. Пример:
Стреловые самоходные краны рельсовые
Индекс «СКУ»
Индекс «СКР»
Индекс «СКР» расшифровывается как «Стреловой Кран Рельсовый». Индексируется следующим образом: СКР-3500. После букв через дефис указан грузовой момент. Также после грузового момента могут быть указаны исполнения, определяющие отрасль применения: «АЭС», «ЭМ», «ЭП» [1]
Гусеничные краны
Гусеничные краны индексируются по четырем основным индексам и обозначаются:
Индекс «МКГ»
Индекс «МКГС»
Индекс «МКГС» означает «Монтажный Кран Гусеничный Стреловой». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах, а затем через точку − порядковый номер очередной модификации:
Индекс «СКГ»
Индекс «СКГ» означает «Специальный Кран Гусеничный». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах, а затем литерой − порядковый номер модификации [8] :
Индексы торфяных кранов
Индекс «ПК»
Индекс «ПК» расшифровывается как «Погрузочный Кран». Пример:
Индекс «КПТ»
Индекс «КПТ» (позднее «МТТ») расшифровывается как «Кран Погрузочный Торфяной». Далее через дефис указывается текущая модель (модификация). Пример:
Пневмоколёсные краны
У кранов на пневмоколёсном ходу различают следующие индексы:
Индекс «К»
Индекс «К» обозначает Кран. Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах, а затем номер модификации. В случае, если кран выполнен в северном климатическом исполнении в конце добавляют литеру «С» [5] :
Индекс «МКП»
Означает «Монтажный Кран Пневмоколесный». Далее цифрами указывается грузоподъёмность крана, а затем литера, показывающая текущую модификацию (литера «А» — первая и т. д.). Индексация аналогична кранам «МКГ».
Индекс «МКТ»
Индекс «МКТ» означает «Монтажный Кран на базе Тягача». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах:
Индекс «МКТТ»
Означает «Монтажный Кран на базе Тягача с Телескопической стрелой». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах:
Автомобильные краны
Автокраны выпускались под следующими индексами (ведомственными):
Индекс «АБК»
Расшифровывается как «Автомобильный Башенный Кран». Далее цифрами указывается грузоподъемность крана и буквой текущая модификация.
Индекс «АБКС»
Индексы «К» и «АК»
Индекс «КА»
Означает «Кран Автомобильный». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах, а затем (иногда) через точку − тип стрелы, следом через дефис — номер модификации:
Индекс «КБА»
Выпускались с конца 60-х годов. Индекс расшифровывается как «Кран Башенный Автомобильный». Индексируется следующим образом:
Индекс «КСТ»
Может ставиться буква М, указывающая, что кран является модификацией базовой модели.
Индекс «МКА»
Индекс «МКА» означает «Монтажный Кран Автомобильный». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах:
Индекс «МКАС»
Индекс «МКСА»
Выпускаются с начала 1980х. Индекс «МКСА» расшифровывается как «Монтажный Кран Строительный Автомобильный». Индексация аналогична «МКАС».
Индекс «МКАТ»
Выпускались в конце 1980х. Индекс «МКАТ» означает «Монтажный Кран Автомобильный с Телескопической стрелой». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах, а затем через точку − порядковый номер модификации:
Индекс «СКАТ»
Выпускались в конце 1980х. Индекс «СКАТ» означает «Специальный Кран Автомобильный с Телескопической стрелой». Индексировались аналогично «МКАТ». [1]
Индекс «СМК»
Индекс «СМК» означает «Специальный Монтажный Кран». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах, если производилась модернизация, то в конце добавляется буква «М» [1] :
Экскаваторные краны (индекс «Э»)
Краны на базе тракторов
Индекс «БКМ»
Индекс «БКМ» означает «Бурильно-Крановая Машина на базе трактора». Индексация производится следующим образом: через дефис указывается глубина бурения, затем через косую черту («/») указывается грузоподъёмность в тоннах:
Индекс «КМТ»
Индекс «КМТ» означает «Кран Монтажный Тракторный». Индексация аналогична «МК», «МКТ». Пример:
Индекс «КМТТС»
Индекс «КМТТС» означает «Кран Мобильный на базе Трелёвочного Трактора Строительный». Индексация идентична «МК», «МКТ», «КМТ». Пример:
Индекс «КТ»
Индекс «КТ» означает «Кран Тракторный». Существовало два индекса «КТ»:
Индекс «КТГ»
Индекс «КТП»
Индекс означает «Кран Тракторный Перегрузочный». Индексация идентична «МК», «МКТ», «КМТТС», «КТ». Пример:
Индекс «КТС»
Индекс означает «Кран Тракторный Строительный». Индексация идентична «МК», «МКТ», «КМТТС», «КТ». Пример:
Индекс «МК»
Индекс означает «Монтажный Кран». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах:
Индекс «МКТ»
Индекс означает «Монтажный Кран Тракторный». Индексация идентична «МК». Пример:
Индекс «МТТ»
Индекс «СМР»
Индекс означает «Строительно-Монтажный и Ремонтный». Индексация идентична «МК», «МКТ», «КМТТС», «КТ», «ТП»:
Индекс «ТК»
Индекс означает «Тракторный Кран». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах, а затем порядковый номер модификации. После модернизации в конце добавлялась буква «М» (модернизированный). Пример:
Индекс «ТП»
Индекс означает «Трактор Путепроводный». Индексация идентична «МК», «МКТ», «КМТТС», «КТ», «КТС», «КТП», «ТК». Пример:
Краны на специальном и короткобазном шасси
Индекс «КШТ»
Означает «Кран на Шасси автомобильного типа с Телескопической стрелой». Далее через дефис указывают грузоподъёмность, а затем снова через дефис порядковый номер модификации [1] :
Индекс «МКШ»
Индекс «ККС»
Железнодорожные краны
Первые железнодорожные краны в Советском Союзе до Великой Отечественной войны выпускались в основной массе с паровыми двигателями, и только позднее, в 50-е и 60-е годы стали производиться краны с карбюраторными, затем с дизельными и электрическими двигателями. Модели, имевшие ранее паровые двигатели модифицировались техническими службами МПС СССР — в этих моделях менялся двигатель и происходила «переиндексация» (смена индекса).
Основные индексы кранов на железнодорожном ходу и их расшифровки [18] :
Индекс «Я»
Выпускались заводами в 1930х годах. Первые краны «Я» имели паровой двигатель, позднее стали выпускаться с карбюраторным двигателем. Индекс расшифровывался как «Январец» (по наименованию завода-изготовителя − Одесский завод тяжелого краностроения им. Январского восстания).
Существовали модели Я1, Я2, Я3, Я5, цифровой индекс которых характеризует грузоподъемность модели: 2 — 15т; 3 — 45т; 5 — 7,5т. В случае установки на модель карбюраторного двигателя, далее ставилась буква М, пример: Я5М.
Индекс «ПК»
Выпускались заводами с середины 1930х до середины 1950х годов. Индекс расшифровывается как «Паровой Кран», далее через дефис указываается грузоподъёмность в тоннах:
Индексы «МК»
Индекс «-ЦУМЗ»
Индексы «ПЖ», «ДЖ»
Расшифровывались соответственно как «Паровой Железнодорожный» и «Дизельный Железнодорожный». Означали исполнения одной и той же модели крана, отличавшиеся типом силовой установки. Выпускались заводами с начала 1930х годов под индексом «ПЖ» с паровыми двигателями. Позднее, в 1960е двигатели кранов были постепенно заменены на дизельные, в связи с этим модифицированные краны получили индекс «ДЖ». Индексация аналогична кранам серии «ПК» [19] (см. ниже).
Индекс «ЭК»
Индекс расшифровывается как «Электрический Кран». Индексация аналогична кранам с индексам «ПК», «МК», «ДК»: краны с этим индексом являются модификацией «ПК». В данных кранах используется электрический двигатель.
Индекс «ДК»
Индекс «К»
Индекс означает «Кран». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах и порядковый номер модификации:
Индекс «КЖДЭ»
Серия «КЖДЭ» выпускалась с 1980х годов XX века. Индекс означает «Кран Железнодорожный Дизель-Электрический». Далее через дефис указывается грузоподъемность в тоннах:
Индексы «КЖУ», «КЖУ-О»
Серии под этими индексами выпускались с начала 1970х годов. Индексы означают соответственно:
Индекс «КДЭ»
Серия «КДЭ» выпускалась с начала 1960х. Индекс означает «Кран Дизель-Электрический». После буквенного обозначения через дефис указывают грузоподъёмность крана в тоннах, а затем порядковый номер модификации [19] :
Индекс «КМ»
Индекс «КЖС»
Индекс «КЖГ»
Портальные и плавучие краны
Ниже приведён список некоторых типов портальных и плавучих кранов [5] :
Индекс «ПК»
Означает «Перегрузочный Кран». После буквенного обозначения через дефис указывают грузоподъёмность крана в тоннах, а затем порядковый номер модификации:
Индекс «КПП»
Означает «Кран Портальный Перегрузочный». После букв через дефис идут цифры, которые указывают грузоподъёмность крана. Пример:
Индекс «ППК»
означает «Перегрузочный Плавучий Кран». Индексация аналогична «КПП».
Индекс «СПК»
Означает «Самоходный Плавучий Кран». После через дефис указывается цифрами грузоподъёмность крана. Затем через тире пишется высота подъёма. Пример:
Индекс «КПЛ»
означает «Кран Перегрузочный Лесосплав». Индексация аналогична «КПП».
Индекс «ЛС»
Означает «ЛесоСплав». После буквенного обозначения через дефис указывают грузоподъёмность крана в тоннах, а затем порядковый номер модификации:
Индекс «ПРК»
Кран с этим индексом разработан Министерством транспортного строительства СССР и расшифровывается как «Плавучий Разборный Кран». Далее через дефис указывается грузоподъёмность крана. Пример:
Козловые краны
Индекс «КК»
Индекс означает «Кран Козловой», оснащённый грузовой тележкой грузоподъёмностью 8т; 12,5т; 20т; 32т. Пример:
Индекс «ККТ»
Германия
TAKRAF
Индексация автомобильных, гусеничных, пневмоколесных кранов торговой марки TAKRAF:
При отличии от базовой модели после указания грузоподъёмности приводится порядковый номер модификации:
При отличии от базовой модели через дефис указывается порядковый номер модификации. Пример:
При изготовлении крана в специальном климатическом исполнении после номера модификации добавляют характеризующее его специальное обозначение; к примеру, если кран выполнен в «северном» исполнении, добавляется обозначение Polar:
Автомобильные краны на спецшасси фирмы Фаун. Данный тип кранов предназначен для монтажных, а также погрузочно-разгрузочных работ на рассредоточенных мостостроительных объектах в условиях умеренного климата [25] Индексация показана на примере:
Индексация башенных кранов.
В настоящее время для маркировки башенных кранов применена система индексации, показанная на рисунок 12.4. Индекс включает буквенную и цифровую части. Буквенная часть состоит из двух-трех букв и обозначает «кран башенный» (КБ), третью букву добавляют в случае освоения кранов на основе модульной системы (М), кранов, предназначенных для специальных целей: гидротехнического строительства (Г) или ремонта (Р).
Рисунок 12.4 – Структура индекса башенных кранов
Основная цифровая часть состоит из трех цифр:
— первая обозначает номер размерной группы (номинальный грузовой момент, т·м, в размерной группе: 1-й – до 25, 2-й – 60, 3-й – 100, 4-й – 160, 5-й – 250, 6-й – 400, 7-й – 630, 8-й – 1000, 9-й – более 1000);
— вторая и третья обозначает порядковый номер модели (01…69 – для кранов с поворотной, 71…99 – с неповоротной башнями).
Дополнительно в индексе может быть указана четвертая цифра:
— порядковый номер исполнения (0, 1, 2…9), который показывает отличие от базовой модели длиной стрелы, высотой подъема, грузоподъемностью. В обозначении базовых моделей номер исполнения «0» обычно не ставится.
Далее вслед за номером исполнения дается буквенное обозначение:
— обозначение очередной модернизации (А, Б, В, …) характеризует изменение конструкции без изменения основных параметров;
— климатическое исполнение (ХЛ – для холодного климата, Т – тропического, ТВ – тропического влажного; краны для умеренного климата – без соответствующего буквенного обозначения).
Раньше строительные министерства давали свои обозначения кранам, например: МСК-10-20, МСК-400 – мобильный строительный кран грузоподъемностью 10 т с вылетом 20 м или с грузовым моментом 400 т×м, БК-1000 – башенный кран с грузовым моментом 1000 т×м, АБКС-5 (см. рисунок 12.5) – автомобильный башенный кран для сельского строительства грузоподъемностью 5 т, БКСМ-200 – башенный кран специальный монтажный с грузовым моментом 200 т×м. В настоящее время предприятия, выпускающие эти краны, присваивают обозначения согласно индексации, приведенной на рисунке 12.4. Исключение составляют краны, зарекомендовавшие себя под известной маркой, например. БК-1000, обозначение которого осталось прежним.
|
Консольные краны
К консольные краны (рисунок 12.6) – это стреловые краны с опорами, разнесенными по вертикали, грузозахватное устройство которых подвешено к консоли или к грузовой тележке перемещающейся по консоли.
Различают консольные краны: настенный передвижной (рисунок 12.6, а) стационарный поворотный (рисунок 12.6, б), и велосипедный (рисунок 12.6, в).
Кран велосипедный – это консольный кран, который перемещается по двум рельсам, представляющим собой верхнюю направляющую и нижний монорельс (см. рисунок 12.6, в).
Консольные краны используются как внутрицеховое грузоподъемное оборудование, в основном применяются для обслуживания ограниченных площадей, примыкающих к стенам или металлоконструкциям пролетов, и передачи груза с одного пролета в другой.
|
а б в
Рисунок 12.6 – Консольные краны:
13. САМОХОДНЫЕ СТРЕЛОВЫЕ КРАНЫ
Общие понятия.
Самоходные стреловые краны предназначены для выполнения строительно-монтажных и перегрузочных работ при помощи одного из видов сменного стрелового оборудования.
Классификация самоходных стреловых кранов:
1. По грузоподъемности стреловые самоходные краны классифицируют на:
— легкие, грузоподъемностью до 10 т;
2. В зависимости от вида ходового оборудования различают краны:
— на специальном шасси автомобильного типа;
— на шасси серийных грузовых автомобилей (автомобильные);
— на шасси серийных тракторов;
3. По конструктивному исполнению подвески стрелового оборудования краны бывают:
— с гибкой подвеской (рисунок 13.1) стрела удерживается и изменяет угол наклона при помощи канатных полиспастов;
— с жесткой подвеской (рисунок 13.2) стрела удерживается и изменяет угол наклона гидроцилиндром.
4. По количеству и расположению силовых установок краны бывают:
— с одной силовой установкой на ходовом оборудовании, автокраны (рисунок 13.11 и 13.12) и пневмоколесные краны на короткобазовом шасси (рисунок 13.15);
— с одной силовой установкой на поворотной платформе, пневмоколесные (рисунок 13.16) и гусеничные краны (рисунок 13.17);
5. По типу привода различают самоходные стреловые краны, имеющие:
— механический привод: распределение механической энергии между механизмами осуществляется при помощи механических передач и управляемых муфт (рисунок 13.11);
— гидравлический привод: привод механизмов кранов осуществляется при помощи гидростатических или гидродинамических передач (гидроцилиндров, гидродвигателей), насосная установка которых приводится двигателем внутреннего сгорания (рисунок 13.12 и 13.13);
— электрический привод: электродвигатели крановых механизмов могут питаться от собственной дизель-генераторной установки и от внешней сети энергоснабжения (рисунок 13.16 и 13.17).
6. По количеству кабин управления самоходные стреловые краны бывают:
— с одной кабиной на ходовом оборудовании, шасси (рисунок 13.11 и 13.12);
— с одной кабиной на поворотной платформе (рисунки 13.15-13.17),
Классификация самоходных кранов.
Стреловые самоходные краны общего назначения классифицируют:
Основные типоразмеры и параметры современных стреловых самоходных кранов, а также технические требования к ним регламентированы ГОСТ 22827—85 «Краны стреловые самоходные общего назначения. Технические условия». В соответствии с этим стандартом предусмотрен выпуск десяти размерных групп стреловых самоходных кранов грузоподъемностью 4; 6,3; 10; 16; 25; 40; 63; 100; 160 и 250 т. Указанные грузоподъемности кранов — это максимально допустимая масса груза, которую может поднять кран данной размерной группы при минимальном вылете основной стрелы.
Задание 5: Изучить индексации самоходных строительных и башенных кранов.
Индексация башенных кранов.
Система индексации строительных башенных кранов представлена на рис. 3.18.
Краны, выпущенные заводами Минстройдормаша до внедрения действующей индексации, а также краны, выпускаемые другими заводами, не имеют единой системы индексации. Например, индекс крана МСК-10-20 расшифровывается так: мобильный складывающийся кран грузоподъемностью 10 т и вылетом 20 м.
Индексация самоходных кранов.
Всем моделям стреловых самоходных кранов общего назначения, выпускаемым заводами, присваивается индекс, структурная схема которого показана на рис. 3.33. Первые две буквы индекса КС обозначают кран стреловой самоходный; четыре основные цифры индекса последовательно обозначают: размерную группу (грузоподъемность в т) крана, тип ходового устройства, способ подвески стрелового оборудования и порядковый номер данной модели крана.
Десять размерных групп кранов обозначаются соответственно цифрами с 1 по 10. Тип ходового устройства указывается цифрами с 1 по 9, причем цифра 1 обозначает гусеничное устройство (Г), 2 — гусеничное уширенное (ГУ), 3 — пневмоколесное (П), 4 — специальное шасси автомобильного типа (Ш), 5 — шасси стандартного грузового автомобиля (А), 6 — шасси серийного трактора (Тр), 7 — прицепное ходовое устройство (Пр), 8,9 — резерв. Способ подвески стрелового оборудования указывается цифрами 6 или 7, обозначающими соответственно гибкую или жесткую подвеску. Последняя цифра индекса (цифра с 1 по 9) обозначает порядковый номер модели крана. Следующая после цифрового индекса дополнительная буква (А, Б, В и т. д.) обозначает порядковую модернизацию данного крана, последующие буквы (XJ1, Т или ТВ) — вид специального климатического исполнения машины: ХЛ — северное, Т — тропическое, ТВ — для работы во влажных тропиках. Например, индекс КС-4561 АХ Л обозначает: кран стреловой самоходный, 4-й размерной группы (грузоподъемностью 16 т), на стандартном шасси грузового автомобиля, с гибкой подвеской стрелового оборудования, первая модель, прошедшая первую модернизацию, в северном исполнении.
Задание 6: Изучить основные виды строительных кранов и технологические процессы, реализуемые ими при производстве строительства и строительных материалов.
Для поднятия и перемещения грузов на строительной площадке (строительном объекте) используют несколько видов подъемных кранов: самоходные стреловые краны, мобильные строительные краны, башенные, «нулевики», быстромонтируемые краны, козловые, кабельные и краны спец назначения (плавучие, летающие).
Все краны строительного назначения можно разделить на четыре группы: самоходные, башенные, стационарные, спец назначения.
Самоходные стреловые краны
Наибольшее распространение в строительстве получили самоходные стреловые краны. Данный тип кранов, в зависимости от использования, может агрегатироваться прямой стрелой, стрелой с гуськом, стрелами башенного и телескопического типа.
По типу ходового устройства самоходные краны делятся на гусеничные, пневмоколесные, автомобильные и установленные на специальное шасси автомобильного типа.
Преимущества и недостатки различных типов самоходных кранов
Гусеничные краны в отличие от автокранов обладают большей грузоподъемностью и проходимостью. Гусеницы оказывают меньшее удельное давление на грунт, что обусловлено большой поверхностью опоры. Также гусеницы позволяют с легкостью преодолевать бездорожье и передвигаться по слабому грунту. Вес гусеничного подъемника больше, чем у автокрана, но это дает преимущество в грузоподъемности. Поэтому, если на стройке необходимо перемещать тяжелые грузы, выбирают именно гусеничный тип кранов.
Преимущества гусеничных кранов являются также и его недостатками. Ввиду своей сложной и тяжелой конструкции гусеничный кран обладает плохой маневренностью и неудобен в перемещении с объекта на объект. Тяжелые и сложные по конструкции гусеницы (40% веса всей машины) подвержены быстрому износу деталей.
Гусеничные краны выпускают как с решетчатой, так и с телескопической стрелой. Основными производителями гусеничных кранов с решетчатой стрелой являются такие компании, как Liebherr, Sany, Hitachi, Terex, XCMG, Kobelco и др. В производстве гусеничных кранов с телескопической стрелой преуспели такие производители, как Favelle Favco, Hitachi, Link-Belt, Maeda, Sennenbogen и т.д.
Автокраны в отличие от гусеничных обладают высокими скоростными характеристиками и маневренностью. Эти качества позволяют использовать их для выполнения рассредоточенных по строительной площадке работ. Конструкция выглядит следующим образом: вместо кузова на шасси автомобиля монтируется ходовая и поворотная рамы. На поворотной раме крепятся механизмы подъема и опускания стрелы, поворотный механизм, стрела, кабина и противовес.
Самым большим недостатком автокранов является их небольшая устойчивость. Для того чтобы кран мог беспрепятственно выполнять свои обязанности, в конструкции данного типа кранов предусмотрены механические, гидравлические или пневматические опоры (аутригеры). В рабочем состоянии с применением выносных опор кран становится стационарным.
К подвидам автокранов относятся внедорожные краны и краны на короткобазовом шасси.
Наиболее популярными брендами среди автокранов считаются Kato, Liebherr, XCMG, Галичанин, Клинцы, Ивановец и т.д.
Башенные краны
Башенные краны применяются в строительстве производственных объектов, многоэтажных зданий. Основное назначение башенных кранов – поднятие и перемещение грузов на большую высоту.
По типу передвижения башенные краны бывают передвижными, стационарными и приставными. Широкое распространение получили башенные краны на рельсовом ходу. Они обеспечивают большую безопасность по сравнению с другими типами кранов. Особенностью мобильного типа кранов состоит в том, что башня и стрела легко складываются. Складная стрела облегчает монтаж. Еще одним немаловажным отличием мобильных башенных кранов является способность самостоятельно перемещаться к месту проведения строительных работ.
В случае использования кранов с башенной стрелой при малоэтажном строительстве, ассортимент техники широк и зависит от условий и параметров строительного объекта. Популярность заслужили, в частности, самораскладывающиеся краны, с управлением которых справляется один человек, и для их обслуживания не нужно получать высотную лицензию.
Высотное строительство требует использования специально созданных для этих целей башенных кранов: либо свободно стоящих, либо на анкерном основании, которые крепятся башней к возводимому сооружению и имеют механизм самонаращивания башни (подращиванием стрелы снизу или сверху промежуточными секциями). Если же речь идет о строительстве здания высотой более 70 метров, то предпочтительными будут краны именно с анкерным основанием. Стрела высотных кранов, как правило, поворотная, а поднятие и перемещение грузов осуществляется посредством грузовых тележек, расположенных на горизонтальной стреле.
При покупке башенного крана выбирают один из видов конструкции стрелы. Это может быть плоская стрела (устанавливается на моделях малой и средней грузоподъемности) либо стрела с оголовком, подъемная либо балочная. Первый тип по всем основным характеристикам уступает машинам с оголовком башни, однако более прост при монтаже и позволяет работать в условиях ограниченного пространства. Краны с подъемной стрелой могут перемещать груз как в вертикальном, так и в горизонтальном положении, но обладают небольшим вылетом стрелы. У кранов с балочной стрелой перемещение груза осуществляется с большей точностью.
Еще один вид кранов – нулевики. Они, как и башенные краны, передвигаются по рельсам. Основное их отличие – отсутствие башни. Данный тип кранов используется для строительных работ, которые проводятся ниже нулевой отметки.
Стационарные краны
Мачтовые краны используются в строительстве достаточно редко. Однако если требуется монтаж сверхтяжелых конструкций, тяжелого оборудования на ограниченном пространстве и на большую высоту, то именно этот тип кранов подходит как нельзя лучше. Конструкция мачтового включает мачту, стрелы, стойки, поворотную платформу, рабочие и грузозахватные механизмы.
Применение кабельных кранов обусловлено необходимостью перемещения грузов на большие расстояния, для обслуживания больших строительных площадей. Конструкция машины кабельного типа выглядит следующим образом: между кранами, состоящими из двух башен, натягивается канат, по которому впоследствии перемещают грузы. Грузоподъемность и длина перемещения груза данного типа кранов зависит от их назначения.
Козловые краны строительного назначения являются кранами мостового типа, мост которых установлен на опоры. Козловые краны применяются для монтажа тяжелого оборудования, а также при возведении протяженных монолитных сооружений.
Строительные краны специального назначения
Один и подтипов кранов специального назначения – плавучие краны.
Плавучие краны представляют собой краны стрелового типа, размещенные на самоходном и несамоходном понтоне. Требования, предъявляемые к данному типу кранов: прочность конструкции, устойчивость, плавучесть. Основное назначение плавучих кранов в строительстве – монтажные работы при возведении гидротехнических сооружений, а также прокладка трубопровода под водой.
Летающий кран (вертолет) применяется для транспортировки груза на дальние расстояния и на значительную высоту. Ввиду того что груз у таких кранов размещается на внешнем подвесе, «вертолету» не требуется специальная грузовая кабина.
Задание 7: Изучить графическое представление грузоподъемности в зависимости от
вылета стрелы крана и дайте пояснения по графику.
Вылетом стрелы называют расстояние от оси вращения поворотной части крана до вертикальной линии, проходящей через центр тяжести поднимаемого груза (центр обоймы крюка).
Высота подъема крюка определяется наибольшей высотой размещения крюка над рабочей площадкой (поверхностью земли) при данном вылете стрелы.
Грузоподъемность кранов и высота подъема крюка зависят от вылета стрелы, а также от того, работает кран на выносных опорах или без них. С увеличением вылета она уменьшается. Эта зависимость может быть представлена в виде графика (рис. 3), пользуясь которым, легко определить допускаемый вес груза и высоту подъема крюка для любого вылета стрелы.
Например, требуется определить, какой по весу груз и на каком вылете можно поднять данным автомобильным краном на высоту 15 м.Для этого по вертикальной оси справа отыскивают заданную высоту подъема. Из найденной точки проводят влево прямую линию (показана пунктиром) до пересечения ее с кривой 6. Из точки а, полученной на кривой, проводят вниз линию, которая пересечет кривую 2 и 4 грузоподъемности и горизонтальную ось вылетов стрелы. Из полученных точек бив проводят влево линию до пересечения с вертикальной осью грузоподъемности.
На высоту 15 м можно поднять груз весом 1,5 тс (показано стрелкой) на вылете 11,5 м, когда кран работает с удлиненной стрелой и на выносных опорах, или груз 0,35 тс, когда кран работает с той же стрелой, но без выносных опор.
Рис. 3. Зависимость грузоподъемности крана и высота подъема крюка от вылета стрелы:
1 и 2 — грузоподъемность крана при работе на выносных опорах с нормальной и удлиненной стрелой; 3 и 4 — без выносных опор с нормальной и удлиненной стрелой; 5 и 6 — высота подъема крюка
Если требуется определить, на каком вылете и на какую высоту может быть поднят данным краном груз весом 3,5 тс, то по вертикальной оси слева отыскивают данную грузоподъемность. Из найденной точки проводят вправо прямую линию (показано пунктиром) до пересечения ее с кривой грузоподъемности крана. Из точек пересечения г и д проводят вертикальные линии вверх до пересечения с кривыми 5 и 6 высоты подъема крюка и вниз до пересечения с горизонтальной осью вылета стрелы. Из точек е я ж проводят вправо горизонтальные линии до пересечения их с осью высоты подъема крюка.
Груз весом 3,5 тс можно поднять данным краном при его работе на выносных опорах с нормальной стрелой при вылете 8,2 м на высоту 7 м и с удлиненной стрелой при вылете 7,4 м на высоту 16,2 м.
Каждый кран имеет свою характеристику грузоподъемности и высоты подъема крюка.
Задание 9: Изучить основные технические характеристики кранов различного вида.
Башенные краны
Основные параметры базовых моделей передвижных на рельсовом ходу и приставных кранов регламентируются ГОСТ 13556—85. К основным параметрам относятся (см. рис. 3.16):
Самоходные краны
Грузоподъемность Q — главный параметр стреловых самоходных кранов. К основным параметрам этих кранов относятся (см. рис. 3.34):
Контрольные вопросы
Вопрос 9: Представьте виды и устройство грузозахватных приспособлений;
В качестве грузозахватных устройств используют грузовые крюки, к которым при помощи чалочных приспособлений, канатных или цепных строп прикрепляют перемещаемый груз. Для перегрузки сыпучих и кусковых материалов применяют грейферы. Большое распространение получили и специальные захваты для массовых штучных грузов: для камня — клещи, для листового металла — зажимы, для бревен — захваты и т. п.
На автомобильных кранах распространение грузовые крюки получили однорогие грузовые крюки. Они имеют трапециевидное поперечное сечение, у которого большая сторона трапеции расположена на внутренней рабочей части крюка. В верхней части крюк заканчивается хвостовиком в виде круглого стержня с резьбой на конце, что позволяет подвешивать их к поперечинам блочных обойм. Размеры клюков, а также требования к качеству их изготовления определены в ГОСТах 6627—63 и 2105—63.
Крюки изготовляют ковкой или штамповкой из стали марки 20 по ГОСТу 1050—60.
За состоянием грузовых крюков необходимо постоянно наблюдать. Периодически, не реже одного раза в год, каждый крюк следует испытывать пробной нагрузкой, превышающей наибольшую грузоподъемность крана на 25%.
Блочные обоймы
Блочная обойма, в которой подвешен крюк в целом, называется крюковой обоймой и является подвижной частью грузового полиспаста. Крюковая обойма (рис. 21, а) имеет две щеки, состоящие из толстых стальных грузовых полос и тонких защитных пластин. В щеках обоймы закреплены: в центре ось блока, внизу — траверса крюка, вверху — упор.
Упор предохраняет блок обоймы и головку стрелы от ударов при подъеме крюка в крайнее верхнее положение, пластины щек предохраняют блок от ударов при работе крана.
Хвостовик крюка введен в отверстие траверсы и опирается на нее гайкой через упорный шарикоподшипник. Траверса может поворачиваться в отверстиях боковых щек, а крюк — вращаться вокруг оси хвостовика и качаться вместе с траверсой. Это предотвращает грузовой канат от закручивания..
Блок крюковой обоймы для уменьшения трения установлен на подшипниках качения. Между боковыми щеками обоймы имеется металлическая дугообразная полоса, охватывающая нижнюю часть блока и предотвращающая выпадение каната.
Рис. 21. Крюковые обоймы:
а — при двухкратной запасовке каната; б — с трехкратной запасовкой каната; в — с четырехкратной запасовкой каната; 1 — крюк; 2 — траверса; 3 — упорный шарикоподшипник; 4 — гайка; 5 — металлическая полоса; 6 — ось; 7 — блок; 8 — грузовая полоса; 9 — упор; 10 — защитная пластина; 11 — валик;
Такие крюковые обоймы применяются при двухкратной запасовке каната.
Крюковые обоймы с трехкратной запасовкой каната имеют У боковых щек удлиненную верхнюю часть грузовых полос и закрепленный в них валик 11 (рис. 21, б). На этот валик надевается коуш, в котором закреплен конец грузового каната.
Крюковые обоймы с четырехкратной запасовкой каната (рис. 21, в) отличаются от выше описанных обойм тем, что они имеют не один, а два блока.
Стропы
Стропами называются простые гибкие грузозахватные приспособления, состоящие из отдельных отрезков стальных канатов или цепей, имеющих на концах крюки, кольца или серьги для подвешивания груза.
Канатные стропы разделяются на универсальные, облегченные и многоветвёвые.
а — универсальный; б — облегченный; в — многоветвевыи
Облегченный строп (рис. 22, б) состоит из одной ветви с закрепленными на концах крюками или петлями. Многоветвевыи строп (рис. 22, в) состоит из собранных на кольце нескольких ветвей, имеющих на концах серьги, крюки или захваты. Цепные стропы также могут быть замкнутыми или открытыми с крюками или захватами на концах. Для изготовления таких строп применяют сварные некалиброванные цепи по ГОСТу 2319—55.
Преимуществом канатных строп перед цепными является меньший вес, а недостатком — большая жесткость и стремление к перекручиванию. Кроме того, при перемещении грузов с острыми кромками они сильно перегибаются и быстро изнашиваются.
Цепные стропы отличаются большой гибкостью во всех направлениях. Однако они тяжелы, чувствительны к толчкам, а также характеризуются внезапностью разрыва и большим износом звеньев в местах сопряжений.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 2261 ; Мы поможем в написании вашей работы!
- Как сделать лизинг своими руками
- Как сделать макияж глаз стойким