какова наиболее эффективная форма отдыха при умственном труде
«Основы жизнедеятельности организма при занятиях физкультурой»
76. К какому виду мускулатуры относятся скелетные мышцы?
• к поперечно-полосатой мускулатуре
77. Как называется состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности?
• гипокинезия
78. Как называются реакции, совершающиеся в бескислородной среде?
• анаэробные реакции
79. Как отличаются расходы энергии в покое у тренированных и нетренированных людей?
• общий расход энергии у тренированного организма ниже, чем у нетренированного, на 10% (15%)
80. Какие волокна мышц обладают более быстрой сократительной способностью?
• белые волокна
81. Какова наиболее эффективная форма отдыха при умственном труде?
• активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями
82. Какова норма потребления белков в день для взрослого человека?
• 80-100 г
83. Какова продолжительность работы в зоне умеренной мощности?
• 50 минут и более
84. Каково основное значение витаминов для организма?
• регулируют реакции обмена веществ
85. Какое количество энергии необходимо затрачивать ежедневно для нормальной жизнедеятельности?
• не менее 1200-1300 ккал. в сутки
86. Когда лучше тренироваться, учитывая биологические ритмы?
• во второй половине дня
87. Почему кости детей более эластичны и упруги?
• в них преобладают органические вещества
88. С чем неразрывно связаны природные и социально-биологические факторы, влияющие на организм человека?
• с вопросами экологического характера
89. Сколько калорий необходимо потреблять в течение рабочего дня (8-10 ч) мужчине, занимающемуся умственным и физическим трудом?
• 118 г белков, 56 г жиров, 500 г углеводов (около 3000 ккал.)
90. Сколько мышц насчитывается у человека?
• около 600
Четыре идеи для отдыха интеллектуалов
Если критерием работы является результат, а не усталость, то нельзя пренебрегать кратковременным отдыхом в течение рабочего дня. Но отдыхать никто специально не учит. Поэтому каждый отдыхает так, как умеет.
Чаще мы делаем это неправильно или вообще не делаем. Накапливающаяся усталость со временем неизбежно приводит к стрессам, выгоранию, профессиональной деформации, а всё в совокупности — к ошибкам и серьезным проблемам.
Я и сам оказывался заложником таких ситуаций. В советские времена в армии никто особо не заботился об отдыхе офицеров. Приоритет был один — служба дни и ночи, что всемерно поощрялось (словами). Отдых же считался чем-то излишним и чуть ли не аморальным. Помню, как уставших за день офицеров после службы могли запросто высадить с последнего служебного автобуса и в приказном порядке отправить назад в часть по любому ничтожному поводу. К слову, часть находилась километрах в 30 от военного городка. Помню, как за одну неделю насчитал 112 часов служебного времени. Это многовато даже для молодого лейтенанта. Помню ошибку, связанную с усталостью, которую допустил старший офицер. Впопыхах, догнав на УАЗике автобус, в котором я ехал домой, он направил меня в срочную командировку в город Рогачев. Прибыв на место, я, как ни старался, не смог найти ни адрес, ни нужных людей. Только к ночи выяснилось, что работавший в режиме нон-стоп начальник направил меня не туда. Ехать нужно было в Речицу, а не в Рогачев!
Проблема не отдохнувших как надо людей стоит остро по всему миру. В Японии аж с 1969 года существует специальный термин — кароси. Им обозначают случаи внезапной смерти на рабочем месте из-за усталости и переутомления. В 2000 году жертвой кароси стал премьер-министр Японии Кэйдзо Обути, которому не исполнилось и 63-х лет. За 20 месяцев работы на своем посту имел всего три выходных и ежедневно трудился не менее 12 часов в сутки. По статистике 2016 года от переутомления и стресса в Японии ежегодно умирают до 10 тысяч человек.
Отдельная тема — отдых от умственного труда. Если ты работаешь на стройке или за станком, тебе нужен отдых, с этим никто не спорит. Но если весь день сидишь за компьютером, попивая чай (потому что нет времени нормально пообедать), ты вроде бы и не устаешь.
До последнего времени даже специалисты не придавали большого значения этой теме. Несколько приблизил к решению проблемы разве что доклад Виктории Матущенко «Отдых интеллектуалов в течение дня»:
В своем докладе Виктория Матущенко классифицировала два десятка типичных ошибок, связанных с отдыхом. Вот некоторые из них:
— Занятый умственной деятельностью человек вовремя не осознает, что наступила усталость.
— Утомление/переутомление трактуется, как лень, неуспешность.
— Человек ведет трудовую деятельность/творчество без учета своих индивидуальных ресурсов.
— Тело и мозг уже отключились, а человек еще думает, что работает.
— Страх увольнения, осуждения.
— Отсутствие планирования бизнес-процессов. Хаотичность действий. Человек не знает, что будет делать через 3-4 часа.
— Несколько «перекуров»/перекусов, пауз на интернет-серфинг помогают отключиться/отдохнуть.
— Страх остановиться/оторваться от начатого дела/действия.
— Отсутствие навыка фиксировать внимание/информацию/действие.
— Отсутствие навыка переключаться на другую деятельность/модель поведения эмоционально/физически.
«Отдых — непозволительная роскошь». Вы тоже так думаете?
Виктория Матущенко приходит к выводу, что при длительном бездеятельном отдыхе теряется навык. Тем, кто занят интеллектуальным трудом, необходимо сознательно формировать навык, заключающийся в смене деятельности. Умственную деятельность рекомендуется менять на информационную/физическую; физическую — на умственную/информационную; информационную — на умственную/физическую.
Вряд ли кто-то из вас всерьез верит, что раз в год во время отпуска можно набраться сил и энергии на предстоящие 12 месяцев. Ежегодный отпуск не заменит краткосрочного отдыха в течение дня или «экспресс-отдыха» (термин Игоря Викентьева — профессионального изобретателя из Санкт-Петербурга, владельца и основного автора портала по изучению гениев, гениальности и профессионального креатива Vikent.ru — прим. авт.). То есть, для поддержания высокой работоспособности и нормального самочувствия надо уметь отдыхать ежедневно. В связи с этим выскажу некоторые идеи, которые вы можете попробовать применить уже сегодня:
1. Если у вас есть хобби, можете уделить ему время в коротких перерывах.
Сегодня, например, я с утра написал небольшое стихотворение другу по случаю его дня рождения. В следующем мини-перерыве практически завершил работу над новой песней.
Помните Шерлока Холмса, который время от времени играл на скрипке? С помощью своего хобби он не только отдыхал, но и снимал стресс. Это был его вид экспресс-отдыха.
«Вернулся мой друг поздно вечером, и его потемневшее, расстроенное лицо яснее всяких слов сказало мне, что от утренних его надежд не осталось и следа. С час он играл на скрипке, стараясь успокоиться».
Артур Конан Дойл «Подрядчик из Норвуда»
С 1982 года я написал более 800 песен. Большинство из них — отдыхая. Вот пример из последних записей — авторская песня «Брест-1000». Одна из моих лучших песен «На планете Земля тишина» была написана в минской гостинице во время сессии, при подготовке к сложному экзамену. Сразу же после отличной сдачи экзамена родилась еще одна очень удачная песня — «Смысл жизни».
2. Переключение с одного интеллектуального занятия на другое — тоже разновидность мини-отдыха.
При этом пауза может составлять секунды. Переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и нервных центров на другие ускоряет восстановление утомленной группы мышц. Переключение с одного вида работы на другую, чередование умственной деятельности с легким физическим трудом устраняет чувство усталости, является своеобразной формой отдыха и обеспечивает прилив энергии. В начале ХХ века это доказал экспериментально русский физиолог Иван Михайлович Сеченов.
Этот эффект можно усилить, если добавить в цикл обратное переключение на первоначальное дело. Повторное переключение также будет нести функцию активного отдыха.
В своей практике я часто использую этот прием, комбинируя его с известным принципом 20/80. Если условно признать верность известного принципа 20/80 (эмпирического правила) о том, что 20% прилагаемых усилий приносят 80% результата, а оставшиеся 80% — только 20%, то из него можно вывести следствие, которое я назвал «следствием Х. из принципа 20/80».
Идея «Следствия Х. …» состоит в том, чтобы оставшиеся 80% времени, за которые реально выполнить только 20% текущей работы, потратить на другие дела. Это могут быть поездки, переговоры, телефонные звонки, работа с электронной почтой и т.п., после чего можно вернуться вновь к основному делу.
Феномен «Следствия Х. …» заключается в том, изменение вектора приложения усилий через промежуток времени, условно эквивалентный 20% всего времени, выделенного на работу, возобновляет действие принципа 20/80. То есть вновь 20% прилагаемых усилий принесут 80% результата, а оставшиеся 80% — только 20%. (Все числовые показатели и проценты являются условными и зависят от многих, в том числе индивидуальных факторов. Они демонстрируют только суть явления и порядок предполагаемых изменений, результатов — прим. авт.).
Если ваша основная работа связана с интеллектуальной деятельностью, то выполнение запланированного может служить элементом переключения с одного дела, по которому продуктивность заметно упала, на другое (выполнение намеченного пункта или блока плана).
В результате, переключив внимание с основной задачи А на дополнительную задачу Б хотя бы на 20-30 минут, вы можете вновь стимулировать повышение эффективности по выполнению задачи А. При обычном выполнении задача А заняла бы всё отведенной для неё время (100%). При двойном переключении А-Б-А задача А выполняется минимум в два раза быстрее.
Я много раз использовал этот прием в научной работе. Заметный эффект даёт трехкратное переключение. Идеальный конечный результат — выполнение 240% намеченного объёма работы при затратах 60% рабочего времени.
У «Следствия Х. …» есть и еще один бонус: эффект давления дел, который возникает при переключении фокуса внимания от одной сферы к другой. Одно дело подталкивает другое, повышая качество выполняемой работы и создавая здоровое возбуждение всего организма за счет жесткой конкуренции дел.
«Следствие Х. …» не применимо при авральном методе работы, а также в случаях, когда качество результатов труда занимает низшее место в системе приоритетов.
В настоящее время я прибегаю к «Следствию Х. …» только в периоды пиковой нагрузки, которые случаются, как бы я с ними ни боролся. Это подтверждает, что «Следствие Х. …» не идеальный и не универсальный инструмент управления временем с множеством ограничений.
И еще об одной закономерности, лейтмотивом которой является все то же утверждение о том, что только небольшая часть наших усилий дает наибольший результат, так как только часть наших действий является по-настоящему эффективной. Анализируя практику применения принципа 20/80, я вывел второе «Следствие Х…»:
Достигнув 80% эффективности и потратив более 20% времени для достижения определенного результата, вы продвинетесь к намеченной цели не более чем на 20%.
Стоит ли овчинка выделки?
Знание этого следствия также поможет лучше комбинировать дела и повысить свою личную эффективность. Эффект экспресс-отдыха достигается здесь за счет неоднократных переключений в течение дня.
3. Физическая нагрузка в небольшую паузу
Встать, пройтись, сделать запланированный телефонный звонок, разобрать документы — все это приравнивается к кратковременному отдыху и дает нужный эффект.
Игнорирование этой простой рекомендации приводит к переутомлению и потере концентрации внимания. Последствия могут быть очень серьезными.
Много лет назад убедился в этом на собственном опыте. В те годы приходилось работать помногу, без нормального кратковременного отдыха в течение дня. Однажды, заработавшись, я по ошибке изорвал и отправил в корзину вместо черновиков нужные бумаги. Проблема обнаружилась лишь на следующий день. Хорошо, что мусор еще не успели выбросить, и мне удалось все восстановить. Но тот урок я запомнил крепко: если чувствую явную усталость и рассеянность, предпочту сделать паузу и на некоторое время заняться чем-то другим. Иначе не избежать эффекта «закипания» мозга.
Вот что советует по этому поводу Ирина Хакамада, российский общественный деятель:
«…как перезагрузиться прямо на рабочем месте, чтобы не допустить «закипания» мозга?
— Выйти на пять минут на улицу и «продышаться» другим пространством.
… Вспоминаю, как вице-премьер Александр Жуков в бытность свою депутатом и председателем бюджетного комитета в разгар принятия бюджета, когда всех лихорадило, спокойно играл в шахматы и всё успевал!
4. Ритуал, инструмент, предмет, который помогает переключаться.
Переключение необходимо для перемены одной деятельности на другую. Как писал знаток и ценитель восстанавливающего экспресс-отдыха Уинстон Черчилль, «Перемены в данном случае — понятие ключевое. От постоянных перегрузок ум «протирается» точно так же, как локти на пиджаке… Говорить усталым (если можно так выразиться) «умственным мышцам»: «Я дам вам как следует отдохнуть», «Я отправлюсь на далёкую прогулку» или «Я буду лежать и ни о чем не думать», лишено всякого смысла — мозг будет работать всё равно…» («Факт или вымысел?: Антология: эссе, дневники, письма, воспоминания, афоризмы английских писателей»)
В начале 1980-х я серьезно занимался шахматами, дошел до кандидатского балла. Особенно мне нравилось играть серьезные турнирные партии и блиц. Как в первом, так и во втором случае использовались шахматные часы. Сделав очередной ход и нажав на кнопку, я всегда переключался в другой, более энергоемкий режим. Поэтому предлагаю в качестве предмета для быстрого переключения в «экспресс-отдых» шахматные часы или циклический таймер. Они позволяют отмерить секунды, за которые можно быстро отвлечься, переключить свое внимание и обновить концентрацию, после чего снова войти в работу.
Предмет для «экспресс-отдыха» может быть связан и с физической нагрузкой. Часто в перерывах, если нахожусь дома, делаю стандартные упражнения с грудным эспандером. Раньше часто пользовался кистевым эспандером. В доинтернетовскую эру они были популярны. В моей практике были и другие варианты «экспресс-отдыха». Например, школьником я мастерил самолетики и пускал их с балкона, когда уставал от домашнего задания. С девятого этажа они летели далеко и за ними можно было долго наблюдать:)
Жизнь идет, технологии меняются. Вслед за современными технологиями должны поспевать и технологии «экспресс-отдыха», тема которого остается открытой.
РЕФЕРАТ на тему «Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности. Утомление при физической и умственной работе. Пути восстановления работоспособности. »
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
« Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности. Утомление при физической и умственной работе. Пути восстановления работоспособности. »
СОДЕРЖАНИЕ
Утомление при физической и умственной работе. 7
Пути восстановления работоспособности 10
Многие студенты стараются уменьшить физические нагрузки, п ы таются перевести в группу физической культур ы, где нагрузка меньше. При этом находят поддержку у родителей и даже у врачей. Все это делается для освобождения времени для интеллектуальной деятельности, или просто из ненадобности иметь хорошую физическую подготовку для дальнейшей жизни. И правда, не только работники интеллектуального сектора, но многие другие уже не нуждаются в этом. Наш век позволяет вести сидячий образ жизни. Правилен ли такой подход, попробуем сегодня разобраться.
Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности
— Функциональная активность человека характеризуется различными двигательными актами: сокращением мышцы сердца, передвижением тела в пространстве, движением глазных яблок, глотанием, дыханием и т.д.
На развитие функций мышц большое влияние оказывают силы гравитации и инерции, которые мышца вынуждена постоянно преодолевать. Важную роль играют время, в течение которого развертывается мышечное сокращение, и пространство, в котором оно происходит.
Предполагается и целым рядом научных работ доказывается, что труд создал человека. Понятие «труд» включает различные его виды. Между тем существует два основных вида трудовой деятельности человека – физический и умственный труд и их промежуточные сочетания.
Физический труд – это вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов.
Выполнение физической работы всегда связано с определенной тяжестью труда, которая определяется степенью вовлечения в работу скелетных мышц и отражает физиологическую стоимость преимущественно физической нагрузки. По степени тяжести различают физически легкий труд, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Критериями оценки тяжести труда служат эргометрические показатели (величины внешней работы, перемещенных грузов и др.) и физиологические (уровни энергозатрат, частота сердечных сокращений, иные функциональные изменения).
Умственный труд – это деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе – гипотез и теории. Результат умственного труда – научные и духовные ценности или решения, которые посредством управляющих воздействий на орудия труда используются для удовлетворения общественных или личных потребностей.
Умственный труд выступает в различных формах, зависящих от вида концептуальной модели и целей, которые стоят перед человеком (эти условия определяют специфику умственного труда). К неспецифическим особенностям умственного труда относятся прием и переработка информации, сравнение полученной информации с хранящейся в памяти человека, ее преобразование, определение проблемной ситуации, путей разрешения проблемы и формирование цели умственного труда. В зависимости от вида и способов преобразования информации и выработки решения различают репродуктивные и продуктивные (творческие) виды умственного труда. В репродуктивных видах труда используются заранее известные преобразования с фиксированными алгоритмами действий (например, счетные операции), в творческом труде алгоритмы либо вообще неизвестны, либо даны в неясном виде. Оценка человеком себя как субъекта умственного труда, мотивов деятельности, значимости цели и самого процесса труда является эмоциональной составляющей умственного труда. Эффективность его определяется уровнем знаний и возможностью их осуществить, способностями человека и его волевыми характеристиками. При высокой напряженности умственного труда, особенно если она связана с дефицитом времени, могут возникать явления умственной блокады (временное торможение процесса умственного труда), которые предохраняют функциональные системы центральной нервной системы от разобщения.
Другой, не менее важной стороной личности является эмоционально-волевая сфера, темперамент и характер. Возможность регулировать формирование личности достигается тренировкой, упражнением и воспитанием, а систематические занятия физическими упражнениями и тем более учебно-тренировочные занятия в спорте оказывают положительное воздействие на психические функции, с детского возраста формируют умственную и эмоциональную устойчивость к напряженной деятельности. Умственная деятельность будет в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если целенаправленно применять средства и методы физической культуры (например, физкультурные паузы, активный отдых и т. д.).
Рис. физическая культура типичного студента
Так на механико-математическом факультете МГУ им.Ломоносова курс физической культур ы длится 4 года (максимум среди остальных факультетов). А на факультете ВМК 3,5 года. И нет. Для математиков и программистов в работе не важна физическая подготовка. Все связанно с умственной утомляемостью. А об утомлении мы поговорим в следующей главе.
Утомление при физической и умственной работе.
Учебн ый день каждого студента насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. До 9 часов работ ы в университете. 2 сессии в год, длящиеся по месяцу, множество дедлайнов и студенческих работ. Все это ведет к нарушению режима сна и отдыха, неадекватные эмоциональн ые и умственные нагрузки ─ могут служить причиной утомления, которое накапливается и переходит в переутомление. Чтобы этого не случилось, необходимо один вид деятельности сменять другим. Наиболее эффективная форма отдыха при умственном труде – активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.
Занятия физическими упражнениями заметно влияют на изменение умственной работоспособности и сенсомоторики у начальн ых курсов. Младшие курс ы боль ше утомляются в процессе учебных занятий в условиях адаптации к вузовскому обучению, поэтому для них занятия по физической подготовке – одно из важнейших средств адаптироваться к условиям жизни и обучения в вузе. Именно поэтому пар физической культур ы столько же, сколько по основным дисциплинам.
Большое профилактическое значение имеют и самостоятельные занятия курсантов физическими упражнениями в режиме дня. Ежедневная утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе благоприятно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен, а это положительно влияет на повышение умственной работоспособности курсантов.
Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, то есть проявляться в короткий промежуток времени; хроническим, то есть носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, то есть характеризующим изменение функций организма в целом; локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор. Различают две фазы утомления: компенсированную, когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма, и некомпенсированную, когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается. Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологическая основа всех этих явлений ─ нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов. Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению слаженности взаимодействия вегетативных функций.
Важность хорошо организованного режима труда и отдыха определяется закономерностями биологических процессов в организме. Все явления во Вселенной происходят ритмично, влияя на жизнь животного и растительного мира. Суточные и сезонные колебания освещенности, температуры, влажности воздуха, атмосферного давления известны, с ними рождается и существует все живое. В процессе многовековой эволюции живые организмы выработали тончайшие механизмы эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) ритмов, с помощью которых они приспосабливают к меняющейся внешней среде деятельность своих систем, органов, клеток и внутренних структур. Это, например, ритм бодрствования и сна, ритм дыхания и сердечных сокращений. Температура тела человека к вечеру повышается, а утром снижается; сила мышц увеличивается днем, а утром и вечером уменьшается. В последние годы привлекли внимание такие многодневные биологические ритмы человека, как 23-дневный — физический, 28-дневный — эмоциональный и 33-дневный — интеллектуальный. Основной признак ритмичных процессов — их повторяемость. Они имеют волнообразный характер. Расстояние между одинаковыми положениями двух колебаний называется циклом. Каждый цикл состоит из двух фаз: в одной из них процессы достигают своего максимума, в другой — минимума. День, когда синусоида какого-либо биоритма проходит через нуль, называется критическим днем.
Физический биоритм отражает состояние мышечной системы. Согласно ему изменяется способность выполнять физическую работу, выносливость, уверенность в своих силах, сопротивляемость организма. В течение первой половины цикла человек испытывает общий подъем, легко справляется с физической нагрузкой. Во второй половине цикла наблюдается быстрая утомляемость, меньшая выносливость. Критические дни приходятся на первый и 12-й дни. Эмоциональный биоритм отражает состояние нейрогуморальной системы. В первую половину цикла наблюдается жизнерадостное настроение, повышенная чувствительность, общительность. Во второй половине преобладает раздражительность, низкая скорость реакции на внешний стимул. Критические дни — первый и 14-й дни цикла. Интеллектуальный биоритм порождается деятельностью головного мозга. Первая половина характеризуется повышенной способностью к запоминанию, усвоению нового материала, активизацией творческого и аналитического мышления. Во вторую половину эти показатели снижаются.
У большого числа людей, вовлеченных в сферу интеллектуального труда, двигательная активность ограничена. У студентов соотношение динамического и статического компонентов жизнедеятельности составляет в период учебы по времени 1:3, а по энерготратам 1:1; во внеучебное время соответственно 1:8 и 1:2. То обстоятельство, что динамический компонент деятельности студентов во время учебных занятий и во внеучебное время почти одинаков, указывает на низкий уровень двигательной активности значительного контингента студентов. В то же время высокий уровень достижений в спорте связан с довольно большими по объему и интенсивности физическими нагрузками. Поэтому возникает важнейшая социально-педагогическая задача — определение оптимальных, а также минимальных и максимально возможных режимов двигательной активности.
Классификация двигательных режимов студенток на основе энергозатрат предложена В.Н. Тимошкиным. Он исходит из того, что для обеспечения нормального функционирования организма энергозатраты должны составлять не менее половины величины энергозатрат при основном обмене:
— низкий уровень — менее 500 ккал в сутки — характерен для 35% студенток, недостаточен для обеспечения нормального функции, сопровождается наибольшей частотой и продолжительностью заболеваний, снижением физической работоспособности, создает фактор риска гиподинамии
; — уровень ниже среднего — от 500 до 799 ккал в сутки — типичен для 45% студенток, целесообразен для использования в период экзаменов как оздоровительно-поддерживающий;
— средний уровень — от 800 до 1200 ккал в сутки — используется не более чем 18% студенток, оптимален для функционального и психофизического развития студенток, укрепления здоровья. Характерен для студенток со средней и высокой активностью в физической культуре и спорте;
— высокий уровень — свыше 1200 ккал в сутки — используется не более чем 2% студенток, ориентированных на достижение высокого спортивного эффекта. Энергозатраты у спортсменок различной квалификации в процессе учебно-тренировочных занятий неодинаковы: в среднем для тех, кто имеет III разряд, они составляют 573 ккал, для II — 1003, для I — 1258, для кандидатов в мастера спорта — 1314 ккал.
Пути восстановления работоспособности
Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.
Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, которые не связаны с теми, что привели к утомлению. Необходимо активно отдыхать, переключаться на другие виды деятельности, использовать арсенал средств восстановления.
Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Период, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным. Следует помнить, что в организме как во время работы, так и в предрабочем и послерабочем покое на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению.
В восстановительном периоде преобладают процессы ассимилиции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или супдакомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.
В течение жизни функциональное состояние организма периодически меняется. Такие периодические изменения могут происходить в короткие интервалы и в течение длительных периодов. Восстановление связано с биоритмами, которые обусловлены суточной периодикой, временем года, возрастными изменениями, половыми признаками, влиянием природных условий, окружающей среды. Так, изменение временного пояса, температурных условий, геомагнитные бури могут уменьшить активность восстановления и ограничить умственную и физическую работоспособность.
Различают раннюю и позднюю фазы восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой – через несколько часов; поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.
Утомление сопровождается фазой пониженной работоспособности, а спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма, а также от выполняемой работы. Функции различных систем организма восстанавливаются неодновременно. Например, после длительного бега первой возвращается к исходным параметрам функция внешнего дыхания (частота и глубина); через несколько часов стабилизируется частота сердечных сокращений и артериальное давление: показатели же сенсомоторных реакций возвращаются к исходному уровню через сутки и более; у марафонцев основной обмен восстанавливается через трое суток после пробега.
Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов – готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы.
После многочасовых аудиторных занятий не следует приступать к самостоятельной учебной работе раньше чем через 2—2,5 ч. Нецелесообразно в процессе учебной работы делать частые и длительные перерывы для отдыха. В качестве схемы можно использовать следующий режим: 1—1,5 ч работы — 5—10 мин перерыва на отды, 4—6 ч работы — 1—1,5 ч отдыха, лучше всего, если это будет прогулка в парке.
Основные положения режима труда и отдыха должны соблюдаться. К ним относятся:
выполнение различных видов деятельности в строго определенное время;
рациональное чередование труда и отдыха;
регулярное питание, не менее 3 раз в день в одни и те же часы;
занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;
пребывания на свежем воздухе, не менее 2-3 часов в день;
строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно в одно и то же время;
Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, трудиться, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Важно помнить, что независимо от в ыбора деятельности, человек должен так же соблюдать гармонию в умственной и физической нагрузке. « Забить » на что-то и считать себя деятелем только одной отрасли – очень опрометчиво. Ведь как говорил Оби-Ван-Кеноби в Звездн ы х войнах « Только ситхи все возводят в абсолют ».