какова позиция классицистов по отношению к природе
Вл. А. Луков. Зарубежная литература. Практикум.
Дополнительный материал к занятию 5
Дополнительный материал к занятию 5
Классицизм — термин, обозначающий определенное направление, художественный метод и стиль в искусстве. Термин образован от латинского слова classicus — «образцовый». Классицисты стремились подражать образцам античного искусства, следовали нормам, изложенным античными теоретиками искусства (прежде всего Аристотелем и Горацием).
Классицизм как направление складывается на рубеже XVI–XVII веков. Истоки его лежат в деятельности итальянской и отчасти испанской академических школ, а также объединения французских писателей «Плеяда», которые в эпоху Позднего Возрождения обратились к античному искусству, стремясь найти в его гармоничных образах новую опору для испытавших глубокий кризис идей гуманизма. Появление классицизма в большой мере связано со становлением абсолютной монархии — переходной формы государства, когда ослабевшая аристократия и еще не набравшая силы буржуазия одинаково заинтересованы в неограниченной власти короля.
Классицизм как направление по-разному развивался в странах Европы. Во Франции он складывается к 1590-м годам, становится господствующим направлением к середине XVII века, достигает наивысшего расцвета в 1660–1670-е годы, затем переживает кризис. В первой половине XVIII века его преемником становится просветительский классицизм, который во второй половине XVIII века утрачивает ведущие позиции в литературе, но в период Великой французской революции 1789–1794 гг. возникший на его основе «революционный классицизм» господствует во всех основных сферах искусства. Классицизм как направление, утратив свое прогрессивное содержание, терпит поражение в борьбе с романтизмом и вырождается в начале XIX века, однако различные неоклассицистические течения продолжают существовать до наших дней. В рамках классицистического направления шла борьба между различными течениями. Так, во Франции последователи философии Декарта (Буало, Расин) расходились в ряде эстетических вопросов с последователями материалиста Гассенди (Мольером, Лафонтеном). Существовали разные драматургические школы (Корнеля, Расина), разные театральные течения (борьба Мольера с театральной эстетикой Расина) и т. д.
Главным теоретическим трудом, в котором излагаются принципы классицистической эстетики, является книга французского поэта и критика Никола Буало «Поэтическое искусство» (1674).
Цель искусства классицисты видели в познании истины, которая выступает как идеал прекрасного. Классицисты выдвигают метод его достижения, основываясь на трех центральных категориях своей эстетики: разум, образец, вкус. Все эти категории считались объективными критериями художественности. С точки зрения классицистов, великие произведения — плод не таланта, не вдохновения, не художественной фантазии, а упорного следования велениям разума, изучения классических произведений древности и знания правил вкуса. Таким образом, классицисты сближают художественную деятельность с научной. Вот почему для них оказался приемлемым философский рационалистический метод французского философа Рене Декарта (1596–1650), ставший основой художественного познания в классицизме.
Декарт утверждал, что разум человека обладает врожденными идеями, истинность которых не вызывает никаких сомнений. И если от этих истин переходить к недоказанным и более сложным положениям, расчленяя их на простые, методически переходя от известного к неизвестному, не допуская при этом логических пропусков, то можно выяснить любую истину. Так разум становится центральным понятием философии рационализма, а затем и искусства классицизма.
Это имело большое значение в борьбе с религиозными представлениями о ничтожестве человека, в борьбе с философами, утверждавшими непознаваемость мира. Слабой же стороной такого представления было отсутствие диалектического взгляда. Мир представлялся неподвижным, сознание и идеал неизменными.
к античному искусству и тщательно изучить его законы. Вот почему подражание образцам ценилось классицистами выше, чем оригинальное творчество. Обратившись к античности, классицисты тем самым отказались от подражания христианским образцам, продолжив борьбу гуманистов Возрождения за искусство, свободное от религиозной догматики. Необходимо отметить, что от античности классицисты заимствовали внешние черты. Под именами античных героев ясно виделись люди XVII–XVIII веков, а древние сюжеты служили для постановки самых острых проблем современности.
Культ разума потребовал коренной перестройки содержания и формы произведений, принципов типизации, системы жанров. Классицисты провозгласили принцип подражания природе, строго ограничивая право художника на фантазию. Искусство сблизилось с политической жизнью, его важнейшей задачей было объявлено воспитание гражданина. Поэтому в центре произведений классицизма оказываются проблемы, представляющие общенациональный интерес.
В искусстве классицизма внимание уделяется не частному, единичному, случайному, а общему, типическому. Поэтому характер героя в литературе не имеет индивидуальных черт, выступая как обобщение целого типа людей. У классицистов характер — это отличительное свойство, генеральное качество, специфика того или иного человеческого типа. Характер может быть предельно, неправдоподобно заострен, потому что такое заострение его не искажает, напротив, выявляет. Этим характер отличается от нравов — характерных черт, каждую из которых нельзя заострять до противопоставления другим, чтобы не исказить связи во всей картине нравов. Нравы — это общее, обычное, привычное, характер — особенное, редкое именно по степени выраженности свойства, распыленного в нравах общества. Принцип классицистической типизации приводит к резкому разделению героев на положительных и отрицательных, на серьезных и смешных. При этом смех все больше становится сатирическим, ибо в основном направляется именно на отрицательных персонажей.
Категория разума оказывается центральной и в формировании нового типа художественного конфликта, открытого классицизмом: конфликта между разумом, долгом перед государством — и чувством, личными потребностями, страстями. Как бы ни разрешался этот конфликт — победой разума и долга (как у Корнеля) или победой страстей (как у Расина), только человек-гражданин, ставящий свой долг перед государством выше частной жизни, является идеалом классицистов. Обнаружив в человеке как бы два существа — государственного и частного человека, писатели искали и пути согласования разума и чувства, верили в конечное торжество гармонии. Это один из главных источников оптимизма классицистической литературы, социальную основу которого можно видеть в исторической прогрессивности абсолютизма XVII века (ведь именно с идеологией абсолютной монархии связана проблематика классицизма) и в просветительской идеологии, лежащей в основе классицизма XVIII века.
Мы рассматривали главные принципы классицизма исходя из категории «разум». Но нужно помнить, что каждый из этих принципов уточняется в свете категорий «образец» и «вкус». Например, принцип подражания природе. Он лишь внешне совпадает с реалистическим требованием верности действительности. Реальность присутствует в произведении классицистов лишь постольку, поскольку она отвечает образцу, т. е. действительность изображается сквозь призму идеала прекрасного. Поэтому классицистов привлекает не вся природа, а лишь «приятная природа» (по выражению Буало). Из искусства изгоняется то, что противоречит образцу и вкусу, классицистам целый ряд предметов кажется «неприличным», недостойным высокого искусства. В тех же случаях, когда безобразное явление действительности должно быть воспроизведено, оно также изображается сквозь призму прекрасного. Об этом писал Буало в «Поэтическом искусстве»:
Большое внимание уделяли классицисты теории жанров. Не все жанры, складывавшиеся веками, отвечали в полной мере требованиям классицизма. И тогда появился неизвестный литературе прежних времен принцип иерархии (т. е. соподчинения) жанров, утверждавший их неравенство. Этот принцип хорошо согласовывался с идеологией абсолютизма, уподоблявшей общество пирамиде, на вершине которой стоит король, а также с философией рационализма, требовавшей ясности, простоты, системности в подходе к любому явлению.
Согласно принципу иерархии есть жанры главные и неглавные. К середине XVII века утвердилось мнение, что самым главным литературным жанром является трагедия (в архитектуре — дворец, в живописи — парадный портрет и т. д.). Проза считалась ниже поэзии, особенно художественная. Поэтому распространение получили такие прозаические жанры, как проповеди, письма, мемуары, как правило, не рассчитанные на эстетическое восприятие, а художественная проза, в частности роман, оказывается в забвении («Принцесса Клевская» М. де Лафайет — счастливое исключение).
Принцип иерархии делит жанры также на «высокие» и «низкие», причем за жанрами закрепляются определенные художественные сферы. Так, за «высокими» жанрами (трагедия, ода и др.) закреплялась общегосударственная проблематика, в них могло повествоваться только о королях, полководцах, высшей знати. Язык этих произведений носил приподнятый, торжественный характер («высокий штиль»). В «низких» жанрах (комедия, басня, сатира и т. д.) можно было касаться только частных проблем или абстрактных пороков (скупость, лицемерие, тщеславие и т. д.), выступающих как абсолютизированные частные черты человеческого характера. Героями в «низких» жанрах могли быть представители низов общества, выведение же знатных лиц допускалось лишь в исключительных случаях (тем выше можно оценить смелость Мольера, сделавшего постоянной комической фигурой образ маркиза). В языке таких произведений допускались грубости, двусмысленные намеки, игра слов («низкий штиль»). Использование слов «высокого штиля» носило здесь, как правило, пародийный характер.
времена, жизнь далеких государств (помимо Древней Греции и Рима — восточные страны), он должен был угадываться уже из названия, как идея — с первых строк (Буало: «Уж с первых строк ясна должна быть пьесы суть»). Известность сюжета противостояла культу интриги, запутанного действия, она требовалась для утверждения мысли о торжестве закономерности над случайностью.
борьбе со средневековым театром. Но только классицисты XVII века (особенно Буало) возвели его в непререкаемый закон. Единство действия требовало воспроизведения одного цельного и законченного действия, которое бы объединяло всех персонажей (побочные сюжетные линии в пьесе считались одним из нарушений этого единства). Единство времени сводилось к требованию уложить действие пьесы в одни сутки. Единство места выражалось в том, что действие всей пьесы должно было разворачиваться в одном месте (например, в одном дворце). В основе концепции трех единств лежит принцип правдоподобия — фундаментальный принцип классицизма, сложившийся в борьбе с традициями средневековой идеологии и культуры.
В средневековых мистериях, игравшихся от нескольких часов до нескольких дней, обычно изображалась вся история Вселенной от ее сотворения до грехопадения первых людей или другие огромные периоды библейской истории. Небольшая сцена изображала и землю, и небо, и ад. Требование единства места и времени изменило структуру драмы, ибо заставило драматургов показывать не все действие, а лишь его кульминацию, лишь саму катастрофу. Один принцип концентрации времени и места сменился другим. Однако, считая второй принцип более правдоподобным, классицисты ошибались, так как не учитывали еще особенностей субъективного восприятия искусства. Романтики, которые откроют субъективного зрителя, будут критиковать принцип единства времени и места именно за неправдоподобие.
В целом необходимо отметить, что нормативная классицистическая эстетика впоследствии стала тормозом развития искусства. С нормативностью классицизма острую борьбу вели романтики и реалисты.
Классицизм как стиль — это система изобразительно-выразительных средств, типизирующих действительность сквозь призму античных образцов, воспринятых как идеал гармонии, простоты, однозначности, упорядоченной симметрии. Таким образом, этот стиль воспроизводит лишь рационалистически упорядоченную внешнюю оболочку античной культуры, не передавая ее языческой, сложной и нерасчленимой сущности. Не в античном наряде, а в выражении взгляда на мир человека абсолютистской эпохи заключается суть стиля классицизма. Он отличается ясностью, монументальностью, стремлением убрать все лишнее, создать единое и цельное впечатление.
Какова позиция классицистов по отношению к природе
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКАДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН Уроки литературы в 8 классе[1] Д. И. ФОНВИЗИН. Основное содержание урока Основные виды деятельности. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА I. Краткий рассказ о писателе Рассказ учителя о Д. И. Фонвизине с показом иллюстративных материалов и включением сообщений учащихся. II. Чтение статьи учебника «Денис Иванович Фонвизин» и составление её тезисов (см. статью ниже): |
Заполнение таблицы может быть завершено дома.
III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Сатиры смелый властелин» (см. статью ниже):
— Почему, по мнению Ст. Рассадина, комедия «Недоросль», воспринимаемая как учебная пьеса, многое теряет?
— На какие читательские стереотипы, предрассудки указывает критик в отношении к героям «Недоросля»?
— Какое культурное значение видит Ст. Рассадин в «рождении писателя Фонвизина» и появлении комедии «Недоросль»?
IV. Сатирическая направленность комедии.
Говорящие фамилии и имена
Составление лексических и историко-культурных комментариев:
— Комментирование слов из раздела учебника «Совершенствуем свою речь» (после вопросов к статье «Фонвизин и классицизм»).
— Какое значение слово недоросль имело во времена Фонвизина и какое имеет сейчас?
Изучение списка действующих лиц комедии:
— Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после текста комедии).
— Предположите, какой смысл могут иметь говорящие фамилии героев комедии.
Прокомментируйте имена и фамилии героев «Недоросля» (по группам):
Митрофан (переводится с латинского как «матерью явленный», «слава матери», «найденный матерью»);
Софья (переводится с древнегреческого как «мудрость», «премудрость», «мудрая»);
Милон (от славянского «милый», «любимый»);
Кутейкин (от прозвища Кутейка, ироничного именования служителей церкви, имеющего общий корень со словом кутья — кушанье, которое подают на поминках. Прозвище указывает, что предок Кутейкиных как церковнослужитель нередко угощался кутьёй. По другой версии, прозвище происходит от глагола кутить — пьянствовать, жить очертя голову, отчаянно проказить, пить, буянить. Поэтому Кутейкой могли называть пьяницу, буяна. О таких в народе говорили: «Кути и мути — да норови, кабы самому уйти!»).
V. Групповая работа:
Группа 1. Прочитайте по ролям фрагмент комедии (действие первое, явления I—IV).
Прокомментируйте значение слов и выражений: чаю, потворство, сговор, бестия.
Какие черты героев заметны уже при первом знакомстве с ними?
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после текста комедии).
*Как характеризует героев комедии их речь? Над чем мы смеёмся, читая этот фрагмент?
Как воспитывали Митрофана в семье?
Группа 2. Прочитайте по ролям фрагмент комедии (действие первое, явления V—VI).
Прокомментируйте значение слов и выражений: челобитчик, концы в воду, околоток, оброк, смертная охота, в памятцах за упокой поминали, об заклад бьюсь, да лих не очень тебе верю.
Что интересует Простаковых и Скотинина?
*Как во фрагменте выразились авторские оценки героев?
Каково отношение Простаковой к образованию сына?
Перескажите кратко события явления VII.
Как характеризует героев их реакция на то, что Софья стала богатой наследницей?
Группа 3. Прочитайте по ролям фрагмент комедии (действие второе, явления I—II).
Прокомментируйте значение слов и выражений: наместничество, фурия, корыстолюбцы, тиранство, по всем её обинякам вижу.
Какие оценки поместному дворянству дают Софья и Правдин? Над чем смеётся автор?
Перескажите кратко содержание явлений III—VI.
Охарактеризуйте Скотинина. *Смешон он или страшен? Обоснуйте свой ответ.
Каково положение слуг в доме Простаковой?
Группа 4. Прочитайте по ролям фрагмент комедии (действие третье, явление II).
Какой смысл несёт в себе фамилия Стародум?
Прокомментируйте значение слов и выражений: поправосуднее людей, лицеприятия не знает.
Какие мысли о нравственном воспитании высказывает Стародум?
Перескажите кратко содержание явлений IV—V действия четвёртого.
*Как понять слова Стародума «Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в моё воспитание. В твоём вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещённым»?
Современны ли эти слова сегодня? Обоснуйте свой ответ.
Группа 5. Перескажите кратко содержание явлений III—V действия пятого.
Как меняется поведение Простаковой после обвинений в её адрес? Как это её характеризует?
*В чём её нравственное уродство?
Прочитайте по ролям фрагмент комедии (действие пятое, явления VI, VII и последнее).
*Какой смысл имеет сцена расчёта с учителями?
Как в ней проявляется характер каждого героя? Над чем смеётся автор?
VI. Практическая работа.
Составление плана анализа эпизода «Экзамен Митрофана».
Прочитайте по ролям сцену экзамена Митрофана (действие четвёртое, явление VIII — этого фрагмента нет в учебнике).
Найдите в этом явлении примеры авторской иронии по отношению к героям. *Чем она вызвана?
Какова роль Стародума в этой сцене?
Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после текста комедии).
Примерный план анализа эпизода драматического произведения:
I. Эпизод как самостоятельный структурный элемент, законченное целое (завязка, развитие действия, кульминация, развязка эпизода).
1. Речевой строй эпизода — диалог:
— основной конфликт диалога;
— речевые характеристики героев;
— особенности авторских ремарок;
— подтекст.
2. Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде.
3. Эмоциональный пафос эпизода.
4. Мастерство писателя, особенности писательского стиля.
II. Эпизод как часть пьесы, звено в общей цепи событий.
5. Место эпизода в развитии сюжета и композиции.
6. Герои эпизода в системе образов произведения.
7. Отражение в эпизоде особенностей жанра и литературного направления.
8. Связь темы, проблемы и конфликта эпизода с темой, проблематикой и конфликтом всего произведения.
9. Выражение в эпизоде авторской позиции.
10. Значение эпизода для раскрытия идейного смысла произведения.
Выберите из примерного плана анализа эпизода драматического произведения пункты, актуальные для анализа эпизода «Экзамен Митрофана».
При необходимости дополните план своими пунктами. Расскажите о содержании нескольких пунктов вашего плана.
Проблема воспитания истинного гражданина
О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:
— Какие социально-нравственные проблемы поднимает автор? Запишите их.
— Почему для него так важна проблема воспитания дворянина?
— Какими качествами, по мнению автора, должен обладать истинный гражданин?
— Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после текста комедии).
И т о г о в ы е в о п р о с ы:
Какую миссию он возлагал на искусство театра?
Домашнее задание
Письменно проанализировать один из эпизодов комедии или ответить на вопрос 5 или 6 (после текста комедии) из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (по выбору учащихся).
Групповые задания.
Прочитать статью «О комедии “Недоросль”» и ответить на вопросы практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).
Д. И. ФОНВИЗИН.
«НЕДОРОСЛЬ»: РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ
КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
УРОК 7
Основное содержание урока
Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.
Основные виды деятельности.
Чтение статьи учебника «Фонвизин и классицизм» и выявление в комедии канонов классицизма, национальной самобытности русского классицизма. Выявление в комедии характерных для произведений русской литературы XVIII века тем, образов и приёмов изображения человека. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие классицизм.
I. Понятие о классицизме.
Основные правила классицизма в драматическом произведении
Чтение и обсуждение фрагмента статьи учебника «Фонвизин и классицизм» с начала до слов «…преобладающими над интересами отдельной личности».
Образец записи основных положений фрагмента статьи:
II. Чтение и обсуждение фрагмента статьи учебника «Фонвизин и классицизм» со слов «Наибольшего расцвета в литературе классицизма…» до слов «…является завершённой ступенью развёртывающегося конфликта».
Составление таблицы «Основные правила классицизма в драме».
Продолжите предложения в правом столбике таблицы.
Письменное заполнение второго столбца таблицы завершается дома.
О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:
Ответы на вопросы 1, 2, 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
III. Групповая практическая работа:
Составление таблицы «Речь персонажей комедии как средство их характеристики»:
Рекомендации по заполнению таблицы:
— Какая лексика преобладает в речи героя?
(Богатство или бедность словаря, просторечная, грубая, разговорная, высокая общественно-политическая и возвышенно-романтическая лексика, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и др.) Приведите примеры.
— Какие синтаксические конструкции и интонации преобладают в речи героя?
(Богатство или бедность синтаксических конструкций и интонаций; назидательность и безапелляционность речи; цинизм, прямолинейность и грубость, вкрадчивость и предупредительность; короткие, обрывочные фразы; категоричные, решительные, ораторские, грубые; подобострастные и излишне любезные интонации; наличие риторических вопросительных и восклицательных конструкций; экспрессивная аргументация суждений, развёрнутые монологи и др.)
— Сделайте выводы о характере персонажа на основе его речи.
IV. Особенности анализа эпизода драматического произведения
Изучите примерный план анализа эпизода драматического произведения:
1. События эпизода и его место в сюжете всей пьесы.
2. Проблематика эпизода, определяющая идейное содержание пьесы.
3. Герои, участвующие в эпизоде, их место в системе образов.
4. Мысли, поступки, высказывания героев эпизода и его связь с проблематикой пьесы:
— Основной конфликт диалогов и монологов героев.
— Речевые характеристики героев (лексика, синтаксис, интонации).
— Взаимосвязи героев и событий в эпизоде; причинно-следственные связи.
5. Наличие авторских ремарок и их смысл. Отражение в эпизоде идейно-эстетических взглядов автора. Подтекст эпизода.
6. Своеобразие художественного времени и пространства в эпизоде.
7. Эмоциональная окрашенность и пафос эпизода.
8. Отражение в эпизоде жанрового своеобразия пьесы.
9. Связь эпизода с литературными направлениями эпохи (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).
Выделите пункты плана, актуальные при анализе выбранного вами эпизода:
1. Действие первое, явление V.
2. Действие второе, явление VI.
3. Действие третье, явление I.
4. Действие четвёртое, явление VII.
5. Действие пятое, явление IV.
Проанализируйте эпизод устно.
И т о г о в ы е в о п р о с ы:
Какие черты классицизма проявились в комедии «Недоросль»?
Почему речь персонажей является средством их характеристики?
Домашнее задание
Завершить заполнение таблиц. Проанализировать письменно один из эпизодов комедии.
Дать письменную оценку высказываниям П. А. Вяземского (см. вопросы 3—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном») или В. О. Ключевского (см. задание 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном») о комедии «Недоросль» (по выбору учащихся).
Индивидуальное задание.
Написать сочинение-исследование, используя вопросы из раздела учебника «Опыт литературоведческого исследования».
Групповое задание.
Подготовить коллективный учебный проект.
Проект. Постановка фрагментов комедии «Недоросль» на школьной сцене с использованием песен Ю. Ч. Кима.
(См.: «Театр Юлия Кима», альбомы 1—3)
Д. И. ФОНВИЗИН. «НЕДОРОСЛЬ»
ПОДГОТОВКА К ПИСЬМЕННОМУ ОТВЕТУ
НА ОДИН ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ
Урок развития речи 1
УРОК 8
Основное содержание урока
Повторение основных литературоведческих понятий, связанных с анализом комедии классицизма. Составление плана и письменный ответ на один из проблемных вопросов: Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии «Недоросль»? Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»? Как характеризует героев комедии «Недоросль» их речь (на примере одного из героев)? Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания?
Основные виды деятельности.
Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.
I. Повторение основных литературоведческих понятий, связанных с анализом комедии классицизма
П р о в е р о ч н а я р а б о т а:
Дайте определение понятий: классицизм, правило трёх единств, трёхчленное развитие сюжета, высокие и низкие жанры, драма, комическое, комедия, сатира, закон несоответствия в комическом, принципы русского классицизма.
II. Составление плана и письменный ответ на один из проблемных вопросов
Тема 1. Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии «Недоросль»? (Работа с таблицей «Основные правила классицизма в драме».)
Тема 2. Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»?
Тема 3. Как характеризует героев комедии «Недоросль» их речь (на примере одного из героев)?
Тема 4. Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания?
Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.
Устные ответы на отдельные пункты планов.
Оформление письменных ответов на проблемные вопросы может быть завершено дома.
Домашнее задание
Завершить оформление письменных ответов на проблемные вопросы.
Групповые задания.
Подготовить сообщения об И.А. Крылове: Крылов — журналист, музыкант, писатель, философ (по группам).
Индивидуальные задания.
Подготовить сообщения об истории создания басни «Обоз» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, о портретах и памятниках писателю.
Подготовить историко-культурные комментарии к статье учебника «О басне “Обоз”».
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.
Биография
ДЕНИСА ИВАНОВИЧА ФОНВИЗИНА
(1745—1792)
Фамилию его писали по-разному: Фон-Вмзинг Фон-Висин, Фон-Визен и т. д. Только к концу XIX века утвердилось принятое сейчас написание. Но А. С. Пушкин еще к начале века внушал брату Льву: «Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин. Он русский, из перерусских русский».
Род писателя по отцу действительно давно обрусел. Денис родился в Москве, рос в семье, о которой сам сказал: «В доме нашем дурных людей не было». Грамоте начали учить мальчика с четырех лет, а потом он продолжил свое образование в гимназии при Московском университете. План преподавания в ней составил Ломоносов, сказавший: а «Университет без гимназии, как пашня беа семян».
Десятилетний Денис учился очень хорошо. И в 1760 году среди лучших студентов Фонвизин был привезен в Петербург, где встретился с самим Ломоносовым, о чем вспоминал всю жизнь. Не менее сильное впечатление произвел и театр. Через 10 лет после посещения Северной столицы Фонвизин писал:
«Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозможно».
За годы учения в университете Фонвизин овладел латинским, немецким и французским языками настолько, что переводы его не раз появлялись в печати. Острые слова его носились по Москве, из-за чего он нажил много врагов и приобрел друзей. Литературную деятельность Фонвизин начал с переводов басен и пьес. Сам Денис Иванович сказал: «Весьма рано появилась во мне склонность к сатире».
Вот, например, некоторые нравоучения Лисицы из переведенной Фонвизиным басни Гольдберга «Лисицыно нравоучение»:
— Ни в чем правды не держись, когда желаешь найти в свете свое счастье.
— Когда хочешь воровать, то промышляй столько, чтоб мог откупиться, для того что наказывают обыкновенно малых воров, а не больших.
Первым опытом будущего комедиографа был перевод трагедии Вольтера, хотя впоследствии Фонвизин отзызался о трагедиях как о жанре с насмешкой.
После коронации летом 1762 года а Москве Екатерины II один из ее придворных устроил Дениса переводчиком в Коллегию иностранных дел, с которой затем Фонвизин переезжает в Петербург. Первая оригинальная комедия Фонвизина «Бригадир» закончена была в особое время. Готовились реформы, от которых Фонвизин ожидал ограничений крепостного права при полной вольности дворянства, а это значило и ограничение власти царя. Руководитель Коллегии иностранных дел граф Никита Иванович Панин выделил молодого Фонвизина и приблизил к себе. Государыня же Екатерина терпеть не могла Панина: чтобы отставить его от дел, даже наградила весьма милостиво, но тут же написала; «. богатством его осыпала выше его заслуг. »
Панин разделил четыре тысячи душ из подаренных ему девяти между своими сотрудниками, среди которых был и Фонвизин, преданный соратник. Граф Н. И. Панин, как и Екатерина II, народа не знал, но хотел ему добра, потому что видел в этом благо для государства.
Все это выразилось в комедии Фонвизина «Бригадир». О ней сказано, что автор казнил в ней дикое невежество старого поколения и поверхностный лоск европейского полуобразования нового поколения, говорящего о себе: «Тело мое родилось в Росси и. однако дух мой принадлежит короне французской».
Конфликт несколько иного плана лежит в основе замечательной комедии «Недоросль». В отличие от «Бригадира», где крепостное право напрямую не затрагивалось, новая комедия выступала против таких порядков, когда одни люди являются собственностью других. Сильно прозвучали в ту эпоху слова, произнесенные одним из героев «Недоросля»: «Угнетать рабством себе подобных — беззаконно».
Первое представление «Недоросля» состоялось 24 сентября 1782 года — это и есть день рождения великой русской комедии. И в те дни о ней было сказано: «Сия комедия. заслужила внимание от публики. Для сего и принята с отменным удовольствием».
Но не все приняли комедию с одобрением. «Плохо приходится мне жить! — сказала Екатерина II. — Уж и господин Фонвизин хочет учить меня царствовать». И Фонвизину весной 1783 года пришлось выйти в отставку.
И в отставке он продолжал литературную деятельность, решив задать ряд острых вопросов будто бы неизвестному автору, хотя все знали, что им была Екатерина II. Вот некоторые из вопросов:
— Отчего в век законодательный никто в сей части не промышляет отличиться?
(Царица ответила резко: «Оттого, что сие не есть дело каждого».)
— Как истребить два сопротивные и оба вреднейшие предрассудка: будто у нас все дурно, а в чужих краях все хорошо; второй, будто в чужих краях все дурно, а у нас все хорошо?
— Отчего у нас не стыдно не делать ничего?
Конечно, такие вопросы не могли понравиться императрице, как и фонвизинская сатира «Всеобщая придворная грамматика». В результате писателю был закрыт путь в печать, а вскоре он заболел тяжело и надолго. Ему было всего 40 лет, а он с трудом мог передвигаться и даже говорить. Через семь лет он умер.
Сохранилась легенда, будто князь Г. А. Потемкин-Таврический, выходя из театра и увидя Фонвизина, сказал ему о «Недоросле»: «Умри, Денис, — „Недоросль» тебя увенчал». Правда, слова Потемкина передаются по-разному, но одно ясно — современники понимали значение Фонвизина. «Недоросль» — комедия о воспитании. Воспитание тогда, как и сейчас, — злободневная политическая тема. Отсюда так много сходного в высказываниях Фонвизина о своем веке и мыслях нашего современника, россиянина конца XX — начала XXI столетия.
ЗАДАНИЕ
Прочитайте дома самостоятельно всю комедию «Недоросль» выбирайте себе роль, которую хотели бы исполнитъ, подготовьте с товарищами одну из сцен для чтения.
При подготовке к чтению используйте материал статьи о комедии Фонвизина.
Фонвизин — это «Недоросль». Он стал собою, Фонвизиным, написав «Недоросля», как Грибоедов стал Грибоедовым, написав «Горе от ума». Не комедия состояла при сочинителе, а он при ней. Сегодня «Недоросль» совсем не то, чем был в пору, когда его разыгрывали на нынешнем Марсовом поле и публика «аплодировала пиесу метанием кошельков» (был такой обычай). Ныне часто говорят: это спектакль для школьников. В этом нет ничего обидного: стать книгой для детей — удел наипочетнейший, выпавший на долю сказок Пушкина, «Робинзона» и «Гулливера», романов Вальтера Скотта, Дюма, Гюго, отчасти даже «Дон Кихота». Но все же «Недоросль», воспринимаемый как учебная пьеса, многое теряет. Иногда — почти все: педагогическая притча, наглядное пособие, дразнилка для второгодников: «не хочу учиться, хочу жениться».
«Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на все русское. А между тем нет в ней ничего карикатурного: все взято живьем с природы. » (Н. В. Гоголь.)
На многих персонажах от древности кора наросла, они обросли предрассудками, вот пример простейший.
Сколько лет Простаковой. Зритель почти наверняка скажет; старуха. А ей чуть более тридцати. И уж никак не более сорока.
И Митрофан невежда, но не дурак, нет: ни в умении подластиться к матери, ни в сцене похищения Софьи. Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева: «Я жил недорослем, гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем мне минуло шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась».
Все, решительно все совпадает: голубятня, возраст, перемена судьбы и характер перемены. «Пошел-ка служить. » — говорит Мигрофану Правдин. «Пора его в службу», — решает старик Гринев. И учителя у них одинаковые. «По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман» (кучер); парикмахер Бопре «обязан был учить. по-французски, по-немецки и всем наукам». Пушкин даже подчеркнул эти слова не потому ли, что они прямая цитата из «Недоросля»?
Рождение писателя Фонвизина — это рождение русской литературы. Юность Фонвизина совпала с младенчеством нашей литературы. «Недоросль» стал общим детищем, общей победою. Фонвизин как писатель — в гоголевской эпохе. с «Женитьбою» и Ревизором» Митрофан и Скотинин ничего, уживутся. Между ними расстояние и большое, но не пропасть.
Умрет Денис Иванович, и всего через два года родится его преемник в комедии Грибоедов. Началась непрерывная цепь, и начальное звено — Державин и Фонвизин, первые гении русской словесности.
Ст. Рассадин
1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаем о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтений первого действия?
2. Каковы отношения между людьми в этом доме? Как характеризуются персонажи комедии в явлении VIII четвертого действия? Какими средствами (юмор, ирония, сарказм и т. д.) пользуется автор для этой характеристики? Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
3. В афише с перечислением действующих лиц указало: Простакова, жена его (господина Простакова). Между тем в комедии ее персонажи характеризуют себя иначе: «Уто я, сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сын». Как вы это объясняете? Как вы думаете, почему полным хозяином поместья у Фонвизина оказывается не помещик, а помещица? Связано ли это со временем, когда создана комедия «Недоросль»?
4. Проследите, как развивается конфликт между положительными и отрицательными персонажами. Как в этом конфликте раскрывается идея комедии («Угнетать рабством себе подобных — беззаконно»)?
5. Кто из действующих лиц, по нашему мнению, больше других удался Фонвизину? Ничему?
6. Каковы трудности при чтении этой старой комедии? Чем сегодня интересен нам Недоросль?
1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)