какова роль восприятия в развитии межличностных отношений

Перцептивная сторона общения в психологии

В психологии под перцепцией понимается процесс непосредственного восприятия явлений в их различных проявлениях, происходящий благодаря взаимодействию анализаторов на основе уже существующего опыта человека. Говоря простым языком, перцепция – это поглощение чувственных данных человеком в той форме, в которой они действительно (объективно) существуют.

какова роль восприятия в развитии межличностных отношений
Межличностное восприятие – чрезвычайно важный элемент познания мира и других людей. Благодаря ему человек воспринимает и познает как свои черты личности, так и качества других людей. Это позволяет создать определенный образ и сформировать ожидания в отношении этого человека. Социальное восприятие направляет наше поведение, помогает делать выводы, основанные на реакциях других людей, и формулировать точные наблюдения и прогнозы.

Когнитивные искажения и ошибки в восприятии

Эмпирические исследования показывают, что люди совершают много ошибок в повседневном процессе построения мысленных представлений о мире. Наши когнитивные искажения, такие как информационная фильтрация, эффект ореола и самопрезентация, могут приводить к неверному толкованию социальных ситуаций.

Когда мы встречаемся с человеком впервые, мы чаще всего совершаем ошибки в социальном восприятии. Обычно мы автоматически обращаем внимание на внешний вид нашего собеседника, включая мимику, жесты и интонацию. Мы также быстро классифицируем его по категории, обычно биполярной, например, враждебной или дружественной.

Функции перцептивного общения

Функция социального восприятия – оценка действий окружающих людей. Каждый человек внимательно изучает индивидуальные особенности характера и темперамента окружающих, их внешнюю привлекательность, образ жизни и поступки. На основе этого анализа у него формируется представление о людях и их поведении.

К основным функциям такого общения можно отнести:

Психологические механизмы перцептивной стороны общения

Социальное восприятие – это процесс, с помощью которого делается прогноз поведения и реакции общества в различных условиях жизни. Механизмы межличностного восприятия позволяют нам изучить тонкости этого процесса:

Восприятие является сложным механизмом психологического взаимодействия человека и воспринимаемого им объекта. На восприятие влияет огромное количество факторов, в том числе возрастные характеристики, жизненный опыт и личностные качества. Тем, кто хочет улучшить социальное восприятие, рекомендуется пройти курс Викиум «Критическое мышление».

Источник

Восприятие в межличностных отношениях

Восприятие другого человека означает наблюдение его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками индивида и объясне­ние на этой основе его поступков.

На восприятие влияют различные факторы: 1. внешность (по одежде встречают): эксперимент: человек в спортивной форме характеризовался как настойчивость, упорность; в военной форме – дициплинированность. Также важны речь и мимика, поза Профессия: милиционеры обращают внимание на внешний вид, педагоги на речь, спортсмены- физическую форму.

1. Стереотип – устойчивый образ какого-то явления или человека, складывающийся в условиях недостатка информации. Несмотря на то, что стереотипы не всегда точны, они позволяют сократить время на процесс узнавания человека. Мы объясняем причины поведения в соотнесении с уже известными. Внешность (очки- умные). Этнические (педантичность немцев, легкомыслие французов). Профессинальные (точность математика, сердечность медсестры).

2. Эффект ореола. Суть его состоит в том, что первое впе­чатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирова­ние его образа. Если, например, первое впечатление о другом человеке в си­лу сложившихся обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется положительный об­раз данного человека, который становится своеобразным филь­тром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первым впечатлением (срабатывают законы когнитивного дис­сонанса). Когда наблюдатель ощущает превосходство по какому-то важному для него параметру, (интеллекту, деньгам), он оценивает выше и по другим параметрам.

3. Близким к эффекту ореола является эффект проекции, когда приятному для нас собеседнику мы приписываем свои достоинства, а неприятному – свои недостатки.

4. Эффект новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, кото­рая в памяти отложилась последней по порядку, также способ­на сильнее влиять на последующие восприятие и оценку дан­ного человека, чем предыдущая (за исключением самого перво­го впечатления). Над последними по порядку сведениями о дру­гом человеке индивид может поразмышлять, спокойно обду­мать и взвесить их. Они как бы заменяют, вытесняют на время из памяти то, что раньше было известно о данном человеке и в текущий момент времени выходит на первый план.

1. Аналитический. В данном случае каждый информативный элемент внешности человека, например его руки, глаза, форма губ, подбородка, цвет и форма волос и т.п., связывается с нали­чием определенной личностной черты. О психологических осо­бенностях человека судят на основе предварительного разложе­ния его внешности на элементы (анализа внешнего облика), а далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах лич­ности. Данный тип восприятия свойствен художникам и врачам, которым по роду своей профессии нередко приходится зани­маться изучением внешнего облика.

2. Синтетический – проявляется склонность к обобщенному отражению являений. Человек с таким типом восприятии кратко и обобщенно характеризует знакомых: дисциплинованный. Добросовестный;. Не проявляя склонности к анализу причины поступков.

4.Эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к не­му. Восприятие людей путано и неорганизованно, отражение являений они подменяют переживанием вопринятого. Такой тип межличностного восприятия неред­ко встречается у детей, особенно у подростков, а также у лиц женского пола.

Вопрос 2. Механизмы развития межличностных отношений

Эти механизмы можно разделить на 3 группы: 1. Познания и понимания людей (идентификация, эмпатия и аттракция) 2. Познание себя ( рефлексия). 3. Прогнозирование поведения партнера (каузальная атрибуция).

Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. При идентификации мы пытаемся понять другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам, ставя себя на место партнера по общению.

Эмпатия имеет несколько уровней. Первый включает в себя когнитивную эмпатию. проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Поведенческий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной.

В том случае, когда познание партнера по общению осуще­ствляется через механизмы формирования привязанности, дру­жеского или более глубокого интимно-личностного отношения, то говорят об аттракции. Аттракция (дословно — привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого чело­века, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Палитра этих чувств чрезвычайно разнообразна: от про­стой симпатии до глубокой любви.

Аттракция обусловлена внешними факторами (эмоциональным состоянием партнеров по общению, пространственной близостью места проживания или работы общающихся) и внутренними, собственно межличностными детерминантами (физической привлекательностью, демонстрируемым стилем поведения, фактором сходства между партнерами, выражением личного отношения к партнеру в процессе общения).

Изучая процесс каузальной атрибуции, психологи установили интересные закономерности: 1.Причину успеха люди обычно приписывают себе, а неудачи – обстоятельствам. Относительно других людей – наоборот: успех приписывается обстоятельствам, а неудачи – самим субъектам.

Вопрос 3. Этапы и факторы развития межличностных отношений

Развитие межличностных отношений проходит несколько этапов (стадий): знакомство, и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским и затем идет прекращение отношений).

1) Знакомства – самая широкая форма МЛО. не обязывающая к устойчивому сохранению связей. Имеют 3 уровня: “знаешь в лицо, узнаешь” (самый широкий круг лиц), “приветствуешь” (только при взаимном узнавании), “приветствуешь и разговариваешь на общие темы”. Функции: отсутствие знакомств ограничивает контакты человека, возможности удовлетворения различных потребностей (например, коммуникативных, когнитивных, информационных и др.) и переживается им. Особенно остро это осознается в чужом городе, на новом месте работы, службы и т. п.

2. Товарищеские(приятельские) отношения – малоустойчивые, неглубокие, доброжелательные, отношения. Х-ки: 1. возникают в официальной организации 2. имеют деловую направленность 3. достаточно формализованы 4. В основе лежат симпатии – антипатии являются одним из основных условий поддержания межличностных отношении. 5. Но в отличие от более близких отношений (товарищеских и дружеских), отношения приятельства менее разборчивы в выборе партнера по взаимодействию и общению.

3. дружеские это устойчивые, индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью участников. Х-ки: 1. строится на взаимопонимании, активной взаимопомощи 2. Бескорыстны 3. всегда имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья соединяются (объединяются), и одновременно предполагают взаимную привязанность. 4.. Важной характеристикой дружеских отношений является доверие.

Факторы развития межличностных отношений.

1.Пространственная и временная близость. Исследования за рубежом свидетельствуют, что чем чаще люди встречаются, тем привлекательнее они кажутся друг другу. По-видимому, и наоборот, чем реже встречаются знакомые, тем быстрее межличностные отношения между ними ослабляются и прекращаются. Пространственная близость особенно влияет на межличностные отношения у детей. В случае переезда родителей или перехода детей из одной школы в другую контакты у них, как правило, прекращаются.

2. Вид деятельности. А) Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми являются те. которые появляются в результате совместной трудовой деятельности. Б) Если по роду профессиональной деятельности человеку приходится постоянно общаться с людьми, то у него появляются навыки и умения установления межличностных контактов (например, у юристов, журналистов и др.). Опыт общения способствует приобретению устойчивых умений и навыков интерперсональных отношений, основанных на социальных нормах регуляции, с представителям» разных групп в обществе.

3. Пол. Женский тип МЛО: 1. Девочки тяготеют к общению в более узком кругу. 2. В межличностном общении они испытывают значительно большую потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. 3. Обсуждение нюансов собственных взаимоотношений усложняет их»).

Мужской тип МЛО: 1. У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предметностью. 2. Их стиль межличностных отношений направлен на поддержание своего имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притязаний. 3. В дружеских отношениях мужчины фиксируют чувство товарищества и оказание взаимной поддержки.

4. Темперамент. Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения. Закрепление межличностных отношений в парах «холерик с холериком» «сангвиник с сангвиником» и «холерик с сангвиником» затруднено. Устойчивые межперсональные связи образуются в парах «меланхолик с флегматиком», «меланхолик с сангвиником» и «флегматик с сангвиником».

5. Самооценка. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте. Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера по общению, с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости. Завышенная самооценка привносит в интерперсональные отношения элементы высокомерия и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, го они будут достаточно устойчивы, в противном же случае они приобретают напряженный характер.

Заниженная самооценка личности вынуждает ее подстраиваться к стилю межличностных отношений, которые предлагаются партнером по общению. В то же время это может вносить определенную психическую напряженность в межличностные отношения в связи с внутренним дискомфортом личности.

Дата добавления: 2016-10-17 ; просмотров: 3041 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Роль восприятия в процессе общения

Понятие, виды и функции общения как необходимого условия развития человека. Роль восприятия в процессе общения. Ошибка восприятия. Процесс восприятия представляет собой не механическое воспроизведение образа человека, а систему с обратной связью.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления08.03.2011
Размер файла22,1 K

какова роль восприятия в развитии межличностных отношений

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Понятие, виды и функции общения

2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибка восприятия

Список использованной литературы

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения», «Сквозной характер» проблемы общения сразу становится понятным, если дать одно из определений межличностного общения: это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

1. Понятие, виды и функции общения

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними и информацией познавательного или эффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера [с.122].

Общая характеристика общения. Если отношения определяются через понятие «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления житейского опыта. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного взаимодействия. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений их учета и использования необходимо постоянно совершенствоваться.

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и Музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, Радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Человек как существо социальное находится в центре влияния всей совокупности проявлений и форм общения. Однако увлечение при этом лишь инструментальной стороной общения может нивелировать духовную сущность людей и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. В этом случае проблема человека уходит на задний план и потом редко возвращается на должное место либо решается по непродуктивным сценариям. С другой стороны, и упрощенная трактовка общения как информационно-коммуникативной деятельности, которая порой встречается у отечественных и зарубежных психологов, недопустима.

Поэтому при неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на коммуникативную сферу и сферу развития взаимоотношений важно не потерять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других. Вот почему общение по своему содержанию выступает и в форме сложнейшей психологической деятельности партнеров.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

2. Формально-ролевое общение, в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.

3. Светское общение, определяемое формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.

4. Манипулятивное общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрации слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

5. Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Духовное общение характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.

6. Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое) и неформальное общение (личностное). С этой точки зрения деловое общение можно назвать личностно-ролевым. Формальное общение, определяемое служебными и социальными статусами людей, и неформальное, определяемое их личностными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое [стр.123].

Под функциями общения понимают, те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны и существуют различные основания для их классификации.

В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функция общения.

1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека.

2. Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику: осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом; он обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

3. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения [с.126].

2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибка восприятия

общение восприятие образ

Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии.

Под восприятием в психологии общения подразумевается не просто формирование целостного образа на основе оценки его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению.

В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступать не только отдельные личности, но и целые группы людей, При этом возникают так называемые эквиваленты личности. При восприятии людьми друг друга можно выделить несколько возможных ситуаций:

Сложность процесса восприятия заключается в том, что способность человека к обработке информации не беспредельна. При формировании образа делового партнера, человек зачастую сталкивается с неким количеством фрагментарной информации о нем и оценивает ее с учетом многих психологических и эмоциональных факторов. Вполне вероятно, что он примет во внимание только те сведения, которые соответствуют его представлениям и лучше всего подходят для его целей.

Кроме недостатка информации и его пристрастного отбора, процесс восприятия искажает также ошибочные заключения. Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями.

Процесс восприятия представляет собой не механическое воспроизведение образа человека, а систему с обратной связью. Представление о том, как воспринимают его другие люди, в определенной степени определяет поведение человека. Разнообразные допущения и предположения о том, как нас воспринимают другие люди, могут способствовать неправильному пониманию между людьми.

Сложность оценки людей и формирование адекватного образа заключается в сознательном искажении сведений и контроля за информацией о себе, которую человек позволяет получить окружающим [с.129].

Большое значение для взаимного понимания имеет «открытость», т.е. умение быть честным и естественным в отношении с другими. Открытость как психологический феномен непосредственным образом зависит от степени осознания своего внутреннего «Я» и восприятия себя на личностном уровне.

Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Охарактеризуем следующие перцептивные барьеры делового общения:

Таким образом, общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Множество ситуаций подтверждает драматическое воздействие первого впечатления на восприятие, что может повлиять на последующую коммуникацию между людьми. Это воздействие могут усилить некоторые психологические особенности участников общения. Укажем на некоторые из них.

Влияние самооценки. Полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям. Если один из участников общения уверен, что его суждения о другом точно соответствуют действительности, то он обычно не заинтересован в получении обратной связи. В этом случае воздействие первого впечатления может оказаться решающим. Возникает эффект «человека-невидимки». Не важно, что делает или говорит один человек, другой человек не реагирует на его поведение, поскольку уже сделал свое заключение, на которое невозможно повлиять.

Проецирование. Познающий может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать. Психологи обнаружили, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, чаще замечали эти черты у людей, предложенных им для оценки, чем испытуемые, у которых эти черты отсутствовали.

Еще одна схема запуска эффекта ореола связана с действием фактора «отношения к нам»: те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше (умнее, справедливее и т.п.) тех, кто относится к нам плохо.

Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения.

1. односторонний, искаженный и, как правило предупрежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп и классов;

2. личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать.

На мой взгляд, правильным будет следующее соотношение:

Список используемой литературы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *