какова структура урочных форм практических занятий по физической культуре

Методические рекомендации по дисциплине «Физическая культура» на тему «Общая структура урочных форм занятий»

Любая из урочных форм занятий имеет общую структуру, которая остается неизменной, Содержание и методические особенности проведения могут быть различным и меняться исходя из направленности решаемых задач, контингента занимающихся и др. структура урочной формы занятий состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной это связано с особенностями протекания физиологических процессов в организме. Невозможно сразу. без предварительной подготовки выполнять основную нагрузку, связанную с освоением двигательных действий или воспитанием физических качеств. Также будет неправильным прекратить занятие, не снизив при этом степень воздействий на организм. Особенно это важно понимать при проведении физкультурных занятий с дошкольниками и учащимися школ. Ниже приведена структура урочных форм занятий на примере урока физической культуры

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по дисциплине «Физическая культура» на тему «Общая структура урочных форм занятий»»

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

«Копейский политехнический колледж имени С.В.Хохрякова»

(ГБПОУ «КПК имени С.В.Хохрякова»)

Методические рекомендации по дисциплине

на тему «Общая структура урочных форм занятий»

ГБПОУ «Копейского политехнического колледжа имени С,В.Хохрякова»

Структура урока физической культуры…………………………………………..…..2

I. Подготовительная часть урока………………………………. ………..…..2

II. Основная часть урока…………………………………. ………. ……..4

III. Заключительная часть урока……………………………. ……………. 6

Структура неурочных форм занятий………………………………………………….7

Любая из урочных форм занятий имеет общую структуру, которая остается неизменной, Содержание и методические особенности проведения могут быть различным и меняться исходя из направленности решаемых задач, контингента занимающихся и др. структура урочной формы занятий состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной это связано с особенностями протекания физиологических процессов в организме. Невозможно сразу. без предварительной подготовки выполнять основную нагрузку, связанную с освоением двигательных действий или воспитанием физических качеств. Также будет неправильным прекратить занятие, не снизив при этом степень воздействий на организм. Особенно это важно понимать при проведении физкультурных занятий с дошкольниками и учащимися школ. Ниже приведена структура урочных форм занятий на примере урока физической культуры,

Структура урока физической культуры

I. Подготовительная часть урока: 7—10 мин.

Цель: подготовить занимающихся к выполнению учебных заданий основной части урока.

первоначальная организация занимающихся (вводный ритуал);

обеспечение общей функциональной готовности организма к выполнению активной мышечной работы;

обеспечение специальной готовности к выполнению запланированных физических упражнений

1) игровые задания при активизация внимания занимающихся, повышения эмоционального фона;

2) строевые упражнения;

3) разновидности ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения в движении и на месте, общеподготовительные упражнения;

4) Упражнения специальной разминки.

Методические особенности проведения.

1. Первоначальная организация занимающихся. Предполагает проведение вводного ритуала (построение, проверка готовности и др.), а так же четкую постановку цели и задач урока. В зависимости от раздела подготовки и решаемых задач возможно выполнение строевых команд. Стимулирование активности занимающихся: осуществляется преимущественно путём выполнения игровых задании, в основном на внимание.

2. Обеспечение общей функциональной готовности организма осуществляется за счет выполнения различных физических упражнений, обеспечивающих повышение температуры тела, разогрев мышц и активизацию нервных процессов, — общей разминки. Общая разминка не имеет прямой зависимости от конкретной темы урока, но должна соответствовать разделу подготовки и направленности выполняемых двигательных действий. Например, в разделе подготовки «легкая атлетика» обычно выполняют беговые и прыжковые упражнения, особенно при освоении различных прыжков. Комплекс ОРУ на месте должен обязательно выполняться в разделе подготовки «гимнастка с основами акробатики», а в других разделах подготовки этого можно не делать, ограничившись выполнением ОРУ в движении. С учащимися первого класса обычно комплекс ОРУ на месте выполняется практически на каждом уроке, что связано с освоением детьми элементарных упражнений.

3. Обеспечение специальной готовности занимающихся осуществляется с помощью упражнений специальной разминки. Эти упражнения (кол-во от одного до трёх), которые обеспечивают готовность занимающихся к выполнению первого упражнения основной части урока. Для этого подбирают общеподготовительные или специальные упражнения, которые по содержанию приближены к технике или “функционалу” выполняемых двигательных действий. Необходимо понимать, что упражнения специальной разминки не должны быть сложными, требовать перестроений, использования особого инвентаря и приводить к потере времени урока. Оптимально выполнять выполнять такое упражнение сразу после окончания комплекса ОРУ, из положения “сед” несколько раз принять и зафиксировать положение “группировка”. При этом повторять это же упражнение в основной части урока в качестве подводящего лишено смысла.

4. Основная форма организации занимающихся в основной части урока — фронтальная. Если основная часть урока предполагает деление класса на группы, где каждая группа будет выполнять отдельное задание, то упражнения специальной разминки также выполняются группами, под конкретное упражнение.

Источник

Урочные формы занятий в физическом воспитании и спорте

какова структура урочных форм практических занятий по физической культуре

1. Типичные признаки урока по физической культуре:

Урок – основная форма занятий, имеющих образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место которых предопределяется программой, планом и расписанием.

• Деятельностью занимающихся управляет педагог по физическому воспитанию, который организует занятие, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность.

• Строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь.

• Поведение и взаимоотношения участников урока, а также внешние условия его проведения (обстановка, инвентарь и оборудование) регламентируются так, как это необходимо для решения его главных задач.

• Контингент занимающихся, как правило, постоянен и относительно однороден.

Занятия, хаpaктеризуемые такими признаками можно назвать собственно-урочными. В системе физического воспитания они наиболее широко представлены в программах образовательных учреждений, особенно в школьных.

Аналогичные признаки имеют спортивно-тренировочные занятия, организуемые тренерами в ДЮСШ, спортклубах, комaндах и т. п. Однако они хаpaктеризуются следующими особенностями: 1)направленностью на совершенствование в избранном виде спорта; 2)широкой вариативностью занятий в спорте.

Эффективность любого урока связана, прежде всего с четкой, правильной постановкой задач, решаемых в его основной части.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:

Уроки закрепления и совершенствования учебного материала. В четвертном плане обозначаются буквами «З» и «С».

Для урочных форм хаpaктерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, которая состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

2. Подготовительная часть урока

Основные компоненты подготовительной части: водно-организующая часть, общая и специальная разминка.

Водно-организующая часть (3 – 5 минут), начинается с построения класса (группы), отметки посещаемости, краткой и чёткой постановки задач на урок. Затем начинается разминка, которая подразделяется на общую и специальную.

Общая разминка – представляет собой относительно неспецифичный по отношению к основной части урока раздел разминки. Общая разминка способствует активизации деятельности различных функциональных систем, опopно-двигательного аппарата и для повышения общей работоспособности организма занимающихся. В качестве общей разминки наиболее пригодны хорошо разученные ранее, сравнительно просто дозируемые упражнения локального и общего воздействия. Чаще всего это ходьба, бег, комбинированные с маховыми, вращательными, прыжковыми и другими движениями, а также гимнастические упражнения без предметов и с предметами, позволяющие избирательно воздействовать на различные мышечные группы. В общую разминку могут быть включены разнообразные виды упражнений и способы их выполнения (включая игровые, танцевальные, упражнения с партнёром и др.), если они соответствуют назначению данной разминки.

Специальная разминка – необходима для обеспечения специфического оптимального вpaбатывания систем организма в направлении, адекватном особенностям следующей за ней деятельности в основной части занятия. Поэтому выбор средств специальной разминки более ограничен, чем для общей разминки: в каждом случае он прямо зависит от особенностей основной части урока.

Наиболее распространёнными формами общей организации поведения занимающихся в подготовительной части являются фронтальная и дифференцировочно-групповая формы (как и в других частях урока).

При использовании фронтальной формы проведения разминки, преподаватель показывает и объясняет каждое упражнение и затем занимающиеся синхронно (чаще всего под счёт) выполняют данное упражнение. Фронтальная форма организации занимающихся позволяет преподавателю управлять поведением занимающихся, исключить неоправданные паузы, способствует выработке навыков коллективного поведения. Однако эта форма организации занимающихся затрудняет индивидуальный подход.

При диффереренцировочно-групповой форме организации – занимающихся подразделяют на отделения по уровню подготовленности или полу. Каждое отделение получает и выполняет свои задания. Руководство работой в отделениях преподаватель осуществляет совместно с помощниками.

Продолжительность подготовительной части величина не стандартная, её надо изменять в зависимости от особенностей состояния занимающихся и хаpaктера деятельности, предстоящей в основной части урока. Пpaктически, например, в часовом урочном занятии подготовительной части уделяют от 7 – 10 до 15 минут (10 – 15 % от общего времени урока).

3. Основная часть урока

В основной части решаются основные задачи урока. Основная часть урока, направленного на решение одной главной задачи, строится в порядке последовательного выполнения действий, вносящих свой парциальный вклад в реализацию данной задачи. Такой урок в физическом воспитании называется однаправленным или уроком избирательной направленности. Он строится чаще всего по закономерностям углублённого разучивания сложных двигательных действий, либо по закономерностям обеспечения достаточно значительного тренировочного эффекта, необходимого для избирательного воздействия на те или иные физические способности.

В комплексном уроке в его основной части выделяются две или три части, в которых решаются неоднородные задачи. Для рационального построения комплексного урока, необходимо предвидеть хаpaктер взаимодействия между различными сторонами его содержания с тем, чтобы обеспечить положительные взаимодействия и минимизировать отрицательные.

Продолжительность основной части урока в различных ситуациях не остаётся постоянной, хотя при стандартном времени уроков по физической культуре в общеобразовательных школах она менее вариативна. Основная часть составляет в среднем 2/3 времени от всего урока (

4. Заключительная часть урока

Цель заключительной части урока – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. Адекватным фактором восстановления здесь служит активный отдых в форме упражнений, отличающихся от упражнений, вызвавших утомление в основной части (так называемые «контрастные упражнения»).

Подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся, сообщаются домашние задания для самостоятельного выполнения физических упражнений, для подтягивания слабых мест.

Продолжительность заключительной части урока 8 – 10 минут (

10 – 15 % от общего времени урока).

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

какова структура урочных форм практических занятий по физической культуре.

какова структура урочных форм практических занятий по физической культуре.

какова структура урочных форм практических занятий по физической культуре.

какова структура урочных форм практических занятий по физической культуре.

Источник

Реферат по физической культуре на тему: «Особенности урочных и неурочных форм занятий физическими упражнениями.».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 62 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИМЕНИ АКАДЕМИКА РАО Г.Н.ВОЛКОВА» ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Особенности урочных и неурочных форм занятий физическими упражнениями.

Выполнил учитель физической культуры:

Понятие содержания и формы занятий физкультурой.

Формы занятий физкультурой тесно взаимосвязаны с их содержанием, под которым понимается деятельность по усвоению теории и практическому выполнению упражнений для реализации задач физического воспитания по образованию и оздоровлению. В свою очередь, форма занятий физкультурой представляет собой комплекс условий проведения этих занятий и управления данным процессом. Занятие физкультурой нельзя провести вне какой-либо формы и без определенного содержания. Несмотря на то, что содержание принято считать главным компонентом занятия, форма его проведения имеет крайне важное значение. Правильное сочетание различных форм занятий физкультурой и их содержания обеспечивает наиболее продуктивную реализацию задач физического воспитания. Формы занятий физическими упражнениями делятся на урочные и неурочные. В каждой из этих групп объединены более конкретизированные формы.

Урочная форма – это занятия, проводимые преподавателем с постоянным составом занимающихся по стандартным государственным программам в общеобразовательных учреждениях, и спортивно-тренировочные занятия, направленные на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Урочные практики применяются в коллективах (классах, группах), рассчитанных на определённое количество участников. Занятия проводятся под руководством профессионального преподавателя или тренера.

Урочные виды организации учебного процесса:

1) классические уроки физкультуры – традиционная система средств, которая содержится в программе обязательной физической подготовки школьников, учащейся молодежи профессионального звена и учебных заведений высшего образовательного уровня;

2) спортивные тренировки – комплекс нагрузок определённого направления в ДЮСШ, школьных секциях.

Урочная система организации физической подготовки школьников – основная форма физического воспитания. С точки зрения педагогической практики считается самой эффективной. Она обеспечивает обязательный уровень двигательной активности, способствует формированию соответствующих теоретических знаний, практических умений и навыков. Образовательный эффект достигается благодаря непрерывности и последовательности учебно-воспитательного процесса, органичному подбору двигательных игр, комплексу гимнастических, легкоатлетических упражнений, правильной дозировке, планомерному чередованию, соблюдению санитарно-гигиенических и других требований.

Урочная форма основана на взаимодействии участников процесса, предполагает контроль наставником четкости выполнения поставленных задач. Значительным мотивационным фактором урочных занятий является воздействие коллектива на конкретного юного индивидуума.

Уроки физкультуры способствуют гармоничному развитию личности, улучшению физических качеств, воли, стойкости, целеустремленности, независимо от природных способностей или учебных достижений. Количество уроков определяется программой обучения, а основным содержанием является двигательная активность.

В урочной практике применяются такие методы, как:

— фронтальный (коллективное выполнение упражнений);

— групповой (выполнение заданий преподавателя в группах, выделенных с учётом уровня подготовки, медицинских показателей, половой принадлежности);

— индивидуальный (предусматривается самостоятельное решение физкультурных приемов каждым учащимся);

— круговой (характеризуется последовательностью выполнения серии упражнений).

Отсюда можем выделить особенности урочной формы занятий:

1. Педагог-специалист выполняет ведущую роль. Он самостоятельно организует и проводит занятие.

2. Расписание проводимых занятий базируется на постоянном графике. Это необходимо для обеспечения систематичности и правильной смены работы и перерывов.

3. Состав лиц, занимающихся спортом, является постоянным. Он подбирается по однородности пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовки.

4. Учебный материал соответствует программе и особенностям категории лиц, посещающих занятия.

Под неурочными формами занятий понимаются те учебные часы, которые отданы на изучение предмета, но проводятся не в форме уроков.

В физическом воспитании получили распространение неурочные формы организации занятий:

— вводная гимнастика (перед уроками, лекциями, работой);

— физкультурные паузы и минутки;

— спортивные развлечения (игры, катания на коньках, велосипедах и др.);

— прогулки, туристические походы, соревнования и др.

Эти занятия могут быть:

— эпизодическими, однократными (например, походы, спортивные развлечения, соревнования);

— систематическими (утренняя вводная гимнастика, физкультурные минутки и паузы, гигиенические прогулки и др.).

Чаще всего они характеризуются относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой (например, оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и паузы), но требуют проявления личной инициативы, самостоятельности. Задачи, содержание, а также выбор конкретной формы занятия в значительной степени определяются интересами и склонностями занимающихся.

Большинство неурочных занятий самодеятельные и проводятся с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или восстановления работоспособности, развития двигательных качеств, совершенствования в спортивных движениях и др.

Общие черты форм занятий. Структура (построение) занятий физическими упражнениями в значительной степени определяется адаптационными реакциями организма человека на выполняемую нагрузку. По данным физиологических исследований, при выполнении физической нагрузки работоспособность человека проходит 4 фазы:

1-я фаза – предрабочие сдвиги (предстартовое состояние). В этой фазе происходит общая мобилизация сил, связанная с осознанными намерениями выполнить работу, с психологическими переживаниями и с предметной ориентацией на предстоящую деятельность.

Функциональные сдвиги в организме в этой фазе могут быть весьма значительными. Так, ЧСС может возрасти на 10 ударов, а легочная вентиляция увеличиться на1 ли более, хотя человек еще не приступил к выполнению работы, а только настроился на ее выполнение.

2-я фаза — врабатываемость. Начало воздействия нагрузки. В это время происходит перестройка физиологических функций, организм постепенно приспосабливается к особенностям выполнения работы, уровень его функциональной активности возрастает, налаживается взаимодействие всех органов и систем, обеспечивающих работу, при ведущей роли центральной нервной системы. Врабатываемость выражается в постепенном нахождении правильного ритма работы, согласованности движений и деятельности внутренних органов и систем организма.

3-я фаза — относительно устойчивое состояние. Работоспособность, достигнув необходимого уровня, некоторое время удерживается на этом уровне с относительными колебаниями, которые зависят от интенсивности выполняемой работы, индивидуальных особенностей занимающихся, внешних условий, регламентации работы и отдыха в процессе выполнения физической нагрузки.

4-я фаза — снижение работоспособности. Если работа достаточно интенсивная и длительная, состояние повышенной работоспособности сменяется постепенно развивающимся утомлением. Это выражается в снижении количественных и качественных показателей работоспособности. Субъективно утомление проявляется чувством усталости, нежеланием продолжать работу. Степень общего утомления к концу занятия зависит от его конкретной направленности, особенности содержания, объема и интенсивности нагрузки.

Особенностями неурочных форм проведения занятий является:

2.Проведение занятия самостоятельное. Его целью является укрепление здоровья, сохранение работоспособности, активный отдых, развитие физических качеств и совершенствование имеющихся навыков.

3.Определение задач, содержания и форм занятий физкультурой самими занимающимися лицами, исходя из собственных интересов и склонностей к определенному виду спорта.

Итак, при любых формах упражнений регулярная физическая активность способствует не только укреплению и сохранению здоровья, но и достоверно снижает риск развития важнейших социально- значимых заболеваний: диабета II типа, рака, гипертонии. Физическая активность оказывает в долгосрочной перспективе положительное влияние на здоровье, и улучшает качество жизни.

Физическая активность будет оказывать положительное воздействие на состояние здоровья только при достаточной продолжительности и регулярности.

Согласно научным исследованиям- достаточно 30 минут ежедневной активности умеренной интенсивности.

Источник

Структура урока физической культуры и характеристика его частей

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Структура урока физической культуры и характеристика его частей (задачи, средства, продолжительность, методы).

Каждый урок физи­ческой культуры состоит из трех функционально связанных со­ставных частей: подготовительной, основной, заключительной.

1. Подготовительная часть урока. Основная ее цель — подгото­вить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Исходя из этого в подготовительной части решаются сле­дующие методические задачи:

— обеспечение первоначальной организации занимающихся их психического настроя на занятие;

— активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;

— обеспечение общей функциональной готовности организма активной мышечной деятельности (выполнение несложных фи­нских упражнений);

— обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений).

Рекомендуется такой порядок выполнения общеразвивающих упражнений: ходьба, бег, упражнения для рук и плеч, упражне­ния для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

Общая продолжительность подготовительной части составляем 10—20% от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.

2. Основная часть урока. Цель основной части — решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока.

В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движений выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, — в конце. Причем воспитание специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется раньше, чем воспитание общей выносливости. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.

Продолжительность основной части урока зависит от продолжительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста, занимающихся и др. В рамках школьного урока физической культуры она обычно длится 25—30 мин.

3. Заключительная часть урока. Цель заключительной части урока

— постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокой­ное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд методических задач:

— снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, самомассаж);

— регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);

— подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмотреть дальнейшее стимулирование сознательной активности зани­мающихся на последующих уроках);

сообщение домашнего задания для самостоятельных заня­тий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест».

Длительность заключительной части урока 3—5 мин.

Постановка задач. Перед каждым уроком обязательно должны ставиться конкретные задачи. В методике физического воспитания все задачи принято делить на три группы, исходя из их направ­ленности: образовательные, оздоровительные и воспитательные. Педагогические задачи необходимо формулировать, возможно, конкретнее, образовательные же — с указанием уровня овладе­ния техникой движения.

Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнять физичес­кие упражнения.

В теории и практике проведения урока приняты следующие правила постановки и формулировки задач.

При обучении двигательным действиям задачи урока форму­лируются следующим образом:

1) при ознакомлении с двигательным действием: «Ознакомить с техникой. » (и далее указывается то упражнение или от­дельный его элемент, которое осваивается);

2) при разучивании двигательного действия: «Разучить тех­ники выполнения. »;

3) при совершенствовании двигательного действия: «Совершен­ствовать технику выполнения. ».

Первой на уроке решается задача ознакомления с техникой того или иного двигательного действия, второй — разучивания, третьей — совершенствования.

Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возмож­ного в определенном возрасте физического развития и физичес­кой подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния уп­ражнений на организм занимающихся.

Формулирование оздоровительных задач осуществляется сле­дующим образом: «формировать правильную осанку, добиваясь свободного ненапряженного положения туловища во время ходь­бы и бега», «развить общую выносливость, используя кроссовый бег» и т.д.

Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося.

При решении задач воспитания личности формулировки конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и спецификой содержания учебного материала, например: «Воспитать смелость при соскоке с гимнастического козла», «Воспитать чувства выдержки в лыжных гонках на дис­танции 5 км» и т.д.

Различают четыре разновидности уроков.

1. Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания.

2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью проводятся в двух вариантах: первый — развивающие (формирую­щие) уроки, служащие развитию различных систем организма, второй — восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направ­ленные на восстановление сил и работоспособности.

3. Уроки, с преимущественно воспитательной направленностью дифференцируются в зависимости от конкретных задач нравствен­ного или эстетического воспитания.

4. Уроки с преимущественно образовательной направленностью подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидакти­ческих задач: вводные уроки, уроки изучения нового материала, уроки совершенствования, смешанные (комплексные) уроки, контрольные (зачетные) уроки.

Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четвер­ти, при изучении нового раздела учебной программы. На этих уро­ках преподаватель знакомит учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетны­ми требованиями и учебными нормативами.

Уроки изучения нового материала (обучающие). Их основные задачи — ознакомление учащихся с новыми двигатель­ными действиями и их первоначальное освоение.

Уроки совершенствования применяются для углублен­ного изучения и закрепления учебного материала.

Смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков. В таких уроках могут совместно решаться задачи обучения, разви­тия физических качеств, контроля за уровнем физической подго­товленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широ­ко используется в практике физического воспитания.

Контрольные уроки направлены на выявление успеваемо­сти или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы и т.п.

Организация и методические основы проведения урока физической культуры

Результативность урока физической культуры во многом зави­сит от того, насколько преподаватель будет претворять намечен­ный им план, применять наиболее рациональные методы органи­зации деятельности занимающихся и методические приемы, про­дуктивно использовать имеющиеся оборудование, инвентарь, тех­нические средства обучения, учитывая при этом специфику мес­та проведения занятия (спортивный зал или пришкольная спортив­ная площадка, стадион или парк, ровная или пересеченная мест­ность), температурные условия, подготовленность школьников, их возрастные и индивидуальные особенности.

Организационное обеспечение урока предусматривает: 1) со­здание санитарно-гигиенических условий; 2) материально-техни­ческое обеспечение; 3) выбор способа (метода) организации де­ятельности занимающихся на уроке, который позволит наилуч­шим образом выполнить поставленные задачи.

Санитарно-гигиеническое обеспечение условий для проведения уро­ка предусматривает весь комплекс мероприятий, обеспечиваю­щих оздоровительный эффект от занятий физическими упраж­нениями. В связи с этим санитарно-гигиеническое состояние мест заня­тий должно строго соответствовать установленным нормам (во вся­ком случае, этого следует добиваться).

Материально-техническое обеспечение урока предусматривает обеспечение учебно-воспитательного процесса таким количеством оборудования, инвентаря и мест выполнения учебных заданий, которое гарантировало бы полноценное решение всего комплекса задач при оптимальной плотности урока.

Методы организации деятельности занимающихся на уроке. В прак­тике физического воспитания применяются следующие методы организации занимающихся на уроке.

1. Фронтальный метод характеризуется выполнением всем со­ставом класса одного и того же задания независимо от форм пост­роения учащихся (в колоннах, нескольких шеренгах, в круг). Этот метод широко используется во всех частях урока, но преимуще­ственно в подготовительной и заключительной. Однако нужно стремиться, как можно больше использовать фронтальный метод и в основной части. При этом обеспечивается высокая моторная плот­ность (можно успеть больше сделать за счет увеличения времени непосредственно на двигательную деятельность обучающихся), очень существенно.

Важным требованием является такое расположение занимающегося, чтобы они не мешали друг другу, все видели преподавателя, а он, в свою очередь, — учеников.

2. Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий преподавателя. Разделение занимающихся на группы и определение содержания заданий составляются с учетом пола, уровня подготовленности и других признаков (например, по росто-весовым показателям на уроке баскетбола, борьбы).

3. Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно. Как правило, индивидуальные задания предназначены занимающихся, значительно отличающихся от основного состава класса по своей подготовленности, особенностям и способностям, а иногда по состоянию здоровья. Метод широко применяется в спортивных играх и преимущественно в старших классах.

4. Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий (упражнений) на специально подготовленных местах («станциях»), как правило, распространенных по кругу зала или спортивной площадки. Обычно в круг чается от 4 до 10 упражнений («станций»). На каждой «станции» выполняется один вид упражнений или двигательных действий. Их состав подбирается с расчетом на комплексное развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или определенным интервалом отдыха между «станциями». Метод меняется в средних и старших классах.

Содержательная сторона урока определяется программой по физическому воспитанию, в которой четко определены цели, задачи, учебные темы, требования и нормативы. Она составлена таким образом, чтобы учащиеся усвоили ее разделы на уроках за установленное количество часов (68 ч в учебном году), педагогическое построение урока определяет физиологическая закономерность, связанная с фазовым изменением работоспособности при выполнении физической (мышечной) работ. Эта закономерность обусловливает выделение в структуре урока трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной.

В содержание подготовительной части входят: 1) начальная организация занимающихся (построение, сообщение задач урока, строевые упражнения, упражнения на внимание); 2) различные варианты ходьбы, бега; 3) общеразвивающие и подготовительные упражнения (выполняемые на месте, в движении, без предметов и с предметами).

При составлении комплекса упражнений для подготовительной части урока следует помнить, что подбор упражнений и их чередование зависят от задач, для решения которых составляется комплекс, а также от пола, возраста и физической подготовленности занимающихся. В комплекс следует включать доступные занимающимся упражнения для всех групп мышц.

Как правило, упражнения выполняются на счет 2, 4 и 8: а) после предварительного показа и объяснения преподавателя; б) одновременно с показом и объяснением преподавателя; в) только по показу; г) только по объяснению. Число упражнений в комплексе обычно не превышает 8—10.

При проведении общеразвивающих упражнений для активизации внимания занимающихся и повышения их эмоционального состояния рекомендуется использовать: 1) хлопки руками; 2) их выполнение упражнений с закрытыми глазами; 3) выполнение упражнений с фиксацией отдельных положений (поз) на счет до 5—7; 4) выполнение упражнений в различном темпе; 5) выполнение упражнений с постепенным увеличением амплитуды движения; 6) выполнение одного и того же упражнения из различных исходных положений.

Для повышения интереса занимающихся к выполнение общеразвивающих упражнений и более успешного решения зал и подготовительной части урока рекомендуется применять разнообразные способы проведения этих упражнений.

1. Раздельный способ характеризуется тем, что после выпои! нения каждого упражнения комплекса делается пауза. При этом способе занимающиеся точнее выполняют движения, преподавателю легче их контролировать

2. Поточный способ заключается в том, что весь коми упражнений выполняется непрерывно, без остановок, причём конечное положение предыдущего упражнения является исходным для последующего.

3. Выполнение упражнений в парах.

4. Выполнение упражнений с предметами (гимнастическими палками, скакалками, набивными мячами, с гимнастической скамейкой, на гимнастической стенке и т.д.).

5. Выполнение упражнений в движении. Для успешного решения задач подготовительной части урока преподавателю необходимо: правильно выбирать место для показа упражнений; в нужном темпе и удобном для просмотра ракурсе показы-упражнения;

— кратко и точно называть показываемые упражнения;

— правильно, своевременно и достаточно громко подавать ко­да;

— помогать учащимся зеркальным показом, осуществлять подсказки и подсчеты;

— добиваться точного и синхронного выполнения упражне­ний;

— исправлять по ходу выполнения упражнений ошибки, допущенные учащимися.

В содержание основной части урока входят: 1) разучивание новых двигательных действий; 2) закрепление и совершенствование освоенных ранее двигательных умений и навыков общеобразова­тельного, прикладного и спортивного характера; 3) развитие физических качеств; 4) воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств; 5) формирование специальных знаний.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *