каково авторское отношение к героям рассказа хамелеон

Анализ рассказа «Хамелеон» (А. П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 12.02.2020 · Обновлено 15.01.2021

Антон Павлович Чехов вошёл в историю как последний писатель Золотого века русской литературы. Мастер словесности и знаток человеческой души Чехов прославился на весь мир, прежде всего, своими пьесами. Но свой творческий путь Антон Павлович начинал как писатель-новеллист, создатель огромного количества остроумных рассказов. Одним из самых известных творений этого творческого периода писателя является рассказ «Хамелеон», отразивший в себе все особенности стиля раннего Чехова. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.

История создания

Начало становления Чехова-писателя и создание множества его рассказов совпало с одним из самых тяжёлых периодов его жизни. В 1876 году отец писателя – богатый купец, разорился, семья осталась без средств к существованию, а сам Чехов был вынужден вести полуголодное существование в Москве, параллельно учась на медицинском факультете Московского университета. Именно тогда, чтобы заработать хоть немного денег, Чехов начал нести в различные журналы свои рассказы, созданные под влиянием не притягательной и тяжёлой действительности.

Хамелеон был создан в 1884 году, когда тяжёлые времена были уже позади, но всё равно оставили глубокий отпечаток в его душе. Накопленные за эти годы едкая желчь и негатив, прикрытые юмором, в полной мере нашли отражение в этом произведении.

Жанр и направление

Рассказ «Хамелеон» относится к литературному направлению реализма. В своём произведении создатель стремится объективно отобразить реальную жизнь. Образы героев, их поведение и мотивы максимально приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр «Хамелеона» можно определить, как юмористический рассказ. Это небольшое произведение, описывающее повседневную ситуацию, охватывающее маленький промежуток времени и включающее в себя малое число действующих лиц. В произведении намеренно отсутствуют любые детали, которые могли бы указать на место и время описываемых событий, чтобы подчеркнуть типичность приведённой ситуации.

Смысл названия

Название рассказа «Хамелеон» имеет скрытый смысл. В дикой природе хамелеон — это рептилия, которая меняет свой окрас, маскируясь под окружающую местность. Так же, как хамелеон меняет свой цвет, ощущая опасность, так и герой рассказа на ходу меняет своё мнение, чтобы избежать проблем на службе. Таков смысл заглавия «Хамелеона».

Так почему Чехов назвал рассказ «Хамелеон»? В книге даётся намёк на типичность описываемой ситуации. Таким образом, рассматривая отдельный случай, Чехов проецирует его на всё общество, говоря о том, что все люди являются такими же беспринципными хамелеонами, подстраивающимися под любую ситуацию, чтобы обеспечить свою безопасность.

Суть: о чём?

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон, учитывая поведение персонажей, заключил их в таблицу. Там Вы увидите образы героев и их характеристику в рассказе «Хамелеон».

Тематика рассказа «Хамелеон» тоже томится здесь, но не в полном составе. Если ее нужно дополнить, напишите об этом в комментариях.

Проблемы

Проблематика рассказа Чехова «Хамелеон» тоже может быть описана подробнее, если читатель проявит инициативу в комментариях.

Основная идея

Под видом бытовой ситуации Чехов кратко охарактеризовал те общественные проблемы, которые он видел вокруг себя в повседневной жизни. Смысл рассказа «Хамелеон» заключается в том, что люди теряют лицо и свое человеческое достоинство в погоне за одобрением вышестоящих господ. Они делают это даже не с целью получить выгоду, а просто потому, что находятся в рабстве у предрассудков. Кто-то дал одному мундир чуть получше, и другие тут же склоняются перед ним в раболепстве, не задумываясь о том, зачем ему такие почести? Он, как и Хрюкин с Очумеловым, выполняет свою работу, только и всего, а его собаки и слуги не имеют к этой службе никакого отношения. Получается, что люди сами, по своей охоте, падают ниц и унижаются, теряя себя и свое мнение. Этого быть не должно.

Чему учит?

Автор призывает читателя серьёзно относиться к законам и строго следовать им, а не пытаться использовать правосудие ради своей пользы. Такова мораль произведения «Хамелеон». Нравственные уроки рассказа побуждают нас быть более принципиальными и самостоятельными в выборе и защите своего мнения.

Писатель осуждает слепое чинопочитание и стремление угодить сильным мира сего, которое идёт в разрез с законами общества и морали. Также с помощью образа Хрюкина Чехов заставляет задуматься о том, что пьянство и жестокое отношение к животным низводят человека до уровня зверя.

Что высмеивает автор?

Чехов высмеивает беспринципность, раболепство и лицемерие Очумелова. Сатира в рассказе «Хамелеон» создается при помощи антитезы. Чтобы подчеркнуть перемены, которые происходят в его поведении, он описывает, как он то снимает, то надевает пальто, тыкая городовому, чтобы он помог это сделать. Удивителен контраст между отношением надзирателя к подчиненному — городовому, и генералу: одного он третирует, как и Хрюкина, а перед генералом и его родной преклоняется до умиления, что говорит о двуличности его натуры.

Для создания реалистичной атмосферы автор использует в речи героев просторечия: «ихний», «ишь ты», «цуцык» и т.д. Юмор в рассказе «Хамелеон» подчеркивается гримасами героев: так, лицо надзирателя «заливается улыбкой умиления», когда он узнает, что приехал брат генерала, и собака принадлежит ему.

Критика

Конечно, рассказ «Хамелеон» на стал столь же всемирно известным литературным шедевром, как «Вишнёвый сад» или «Чайка», но он занял своё место в русской литературе, как пример классического русского рассказа.

О нем писали многие литературоведы, в том числе М. Семанова. Она описала художественные особенности рассказа «Хамелеон» и заострила внимание на роли художественной детали в книге:

С большим мастерством Чехов показывает шесть превращений Очумелова. В поведении, в речи, в интонациях Очумелова появляется то деспотическая, то рабья сущность его натуры. Властные, строгоначальственные нотки сменяются рабски-трусливыми, холопски-умиленными.

Этими резкими переходами в поведении и в речи Очумелова Чехов достигает комического эффекта. Такого же эффекта добивается писатель, рассказывая, как действующие лица серьезно, горячо обсуждают пустяковый вопрос: кому принадлежит собака. (М. Семанова, пояснение к рассказу «Хамелеон» из книги «А.П.Чехов. Рассказы», изд-во ДЕТГИЗ, 1954 г.)

Это, казалось бы, незначительное произведение известно каждому русскоговорящему читателю и даже было несколько раз экранизировано.

Источник

Образ и характеристика Хрюкина в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»

каково авторское отношение к героям рассказа хамелеон каково авторское отношение к героям рассказа хамелеон каково авторское отношение к героям рассказа хамелеон

каково авторское отношение к героям рассказа хамелеон

История создания и жанровые особенности

«Хамелеон» принадлежит к жанру юмористического рассказа. Как известно, на протяжении раннего периода своего творчества (80-х годов позапрошлогоднего века) Чехов создал десятки, если не сотни, разнообразных рассказов, новелл, «картинок», «мелочишек» и сценок. В них он высмеивал различные человеческие недостатки. И «Хамелеон», будучи написанным в 1884 году и опубликованным в «Осколках» под псевдонимом Антоша Чехонте, не представляет собой исключения. Попробуем выяснить, над каким недостатком смеется Чехов в этот раз, и кто из героев является хамелеоном. Однако для начала разберем содержание.

каково авторское отношение к героям рассказа хамелеон

Посыл автора

По задумке автора даже «говорящая» фамилия героя рассказа может дать ему характеристику и сформировать в подсознании читателя образ. Фамилия Хрюкин показывает свинское поведение и отношение к другим людям. Если в случае с Очумеловым Чехов высмеивает пороки надзирателя, то манеры поведения мастера автор категорически осуждает. Это заметно по эпитетам, которые применяет к ювелиру полицейский, называя его свиньёй и подразумевая, что ему не место в обществе воспитанных и манерных людей.

Подытожить можно тем, что не во всех литературных произведениях присутствуют положительные герои. Некоторые рассказы нацелены на то, чтобы показать пороки людей и сделать соответствующие выводы. Рассказ «Хамелеон» — яркий тому пример.

Сюжет

Отличительная черта прозы Чехова – динамичность. Здесь нет долгих размышлений, отсылок автора к прошлому. Напротив, действие происходит здесь и сейчас, очень стремительно. Рассказ начинается с описания того, как полицейский надзиратель по фамилии Очумелов проходит по базарной площади. Описание деталей внешнего вида главного героя, равно как и окружающего пространства, дается скупо. Однако читателю с хорошим воображением не составит труда представить грузного человека средних лет (ну а каким еще может быть полицейский надзиратель) и шагающего рядом с ним городового, у которого на руках находится непосильная ноша – решето с конфискованным крыжовником. На площади же очень тихо и уныло («нет даже нищих»). Несомненно, изображаемый городок является цитаделью мещанства, к которому Чехов испытывал ужасное отвращение.

Но вернемся к рассказу. Мерное шествие Очумелова и городничего прерывает шум. Еще секунда – и мужчины видят, как из сарая выбегает сначала собака, а затем гонящийся за ней Хрюкин, золотых дел мастер, с окровавленным пальцем. Это собирает толпу. Очумелов слушает историю пострадавшего (которого пес укусил из-за того, что пьяница тыкал ему в морду сигаретой) и делает вывод: собаку истребить. Но тут кто-то замечает, что животное, возможно, принадлежит генералу. Очумелов сразу же становится на сторону собаки, пока городовой не высказывает сомнения по поводу происхождения пса. Так Очумелов меняет несколько раз свое мнение, пока проходящий мимо Прохор, генеральский повар, не свидетельствует: животное принадлежит брату генерала, приехавшему с визитом. Это вызывает у надзирателя умильную улыбку и угрозу в адрес Хрюкина. Конец истории. Одно непонятно: кто является хамелеоном в рассказе Чехова? И как объяснить название произведения? Обычный пересказ сюжета текста не даст ответа на эти вопросы.

каково авторское отношение к героям рассказа хамелеон

Вопросы и задания

Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам смешными, какие – горестными, грустными?

Грустно становится при созерцании картины, которую рисует Чехов – «открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти». Еще более заунывно понимание того, что здесь не может произойти ничего интересного. Зеваки стягиваются даже на такой непримечательный случай, как решение судьбы бродячей собаки.

Не случайно рассказ назван «Хамелеон». Как и ящерица, способная менять свой окрас, ситуация в начале повествования (жара и пустынная базарная площадь) приобретает совершенно иной характер. Стоило только Хрюкину нарушить тишину, и любопытные зеваки создают вокруг него целую толпу.

Невольную усмешку также вызывает его обращение к борзой – «Так ты кусаться, окаянная? Нынче не велено кусаться!». Полупьяный герой Чехова оказывается наравне с бедной собакой, ведя с ней этот бессмысленный разговор.

Смешным кажется величественное вознесение Хрюкиным окровавленного пальца вверх, выставление его напоказ.

Вспомните, как зовут чеховских героев и помогают ли их имена лучше понять героев?

Имена, которые Чехов давал своим героям, очень хорошо характеризуют их типаж. В рассказе «Смерть чиновника» имеется герой по фамилии Червяков. Он стал символом раболепства и чинопочитания.

В «Хамелеоне» Очумелов будто находится в трансе, в очумелом состоянии. Его мнение очень изменчиво.

Главный герой рассказа Чехова «Унтер Пришибеев» беспрекословен. Его мнение непоколебимо.

Краткое содержание Хамелеона Чехова, которое будет представлено ниже, позволит узнать его главных героев поближе.

Итак, кто из героев является хамелеоном?

В прозе Чехова сравнение персонажа с животным всегда обозначает его отрицательную оценку. Кого только не встретишь в рассказах писателя: и круглого, как жук, главного героя, имеющего жену-сельдь. А то и вовсе столкнешься с бараном в людском обличии – беда! Очень часто в этом бестиарии можно встретить и хамелеонов, которые обладают умением менять свои мнения применительно к обстановке. Так кто из героев является хамелеоном? Ответ прост: надзиратель Очумелов, изменения в поведении которого вызвали у толпы удивление, а у читателя – ироническую улыбку.

Обыденность образа Хрюкина

каково авторское отношение к героям рассказа хамелеон

Читателю автор рассказа подает Хрюкина в «Хамелеоне» как транжиру и пьяницу. В первом же упоминании он предстает в состоянии алкогольного опьянения и жуткого похмелья. Антон Павлович Чехов пытается подать своих героев как неоднозначных людей, наделенных всеми чертами характера, которые можно встретить в каждом человеке. Поэтому одного из главных персонажей также можно назвать меняющей свой окрас при разных обстоятельствах ящерицей.

Актуальность образа Хрюкина в рассказе «Хамелеон» неподвластна времени. Острая тема всего произведения написана на злобу дня.

Неоднозначна и характеристика главной виновницы того, как в рассказе появляется ювелирных дел мастер. Собака, от укуса которой пострадал злополучный пьяница, предстает перед читателями подлой тварью, а иногда чудной собачонкой и нежным зверем.

Приемы комического

Помимо сравнений с животными Чехов обращается и к другим приемам комического, например говорящим фамилиям. Червяков, Грязноруков, Гнилодушкин, Ползухин… К этой милой компании присоединяются и Очумелов с Хрюкиным. Для понимания образа последнего говорящая фамилия особо важна. Несмотря на то что при первом прочтении золотых дел мастера можно принять за жертву, внимательный читатель подметит духовную тупость персонажа, что позволит сравнить его со свиньей.

Обращать внимание необходимо и на детали. У Чехова они также говорящие. Так, беспрестанная смена решений, которая уже сама по себе выглядит довольно комичной, подчеркивается просьбами надзирателя то накинуть, то снять с него пальто. Возможность попасть в немилость у генерала прямо-таки физически действует на Очумелова, заставляя его испытывать жару или холод.

Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»

Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»

Способы юмористического повествования

Вспомните содержание рассказов Чехова, с которым вы познакомились в прошлые годы. Какие чеховские приёмы создавали комический эффект и заставляли вас смеяться?

Смешные диалоги — часто используемый приём создания комического. Особенно смешными они получаются, когда говорящие не понимают друг друга.

Несоответствие — основной приём создания комического. Несоответствие может наблюдаться между внешними проявлениями и внутренней сущностью. Например, в рассказе «Лошадиная фамилия» приказчик много раз вспоминает фамилию так называемого «доктора», всё более искажая разные варианты. Комично выглядит придумывание вариантов «лошадиной фамилии»: Кобылкин, Лошадкин, Жеребчиков, Конявский, Уздечкин и др. А настоящая фамилия Овсов лишь условно может считаться «лошадиной».

Неожиданность — приём создания комического. Неожиданный поступок или событие часто кажутся нелепыми, бессмысленными и оттого смешными. В рассказе «Толстый и тонкий» неожиданным было само развитие ситуации: искренняя радость при встрече двух школьных приятелей (противопоставленных друг другу по размерам) превращается в пародию, когда тонкий, узнав о чине товарища, мгновенно преображается.

Говорящая фамилия — приём, при котором фамилия или имя персонажа передаёт важнейшую черту его характера, выражает отношение автора к персонажу. Говорящие или просто смешные фамилии вносят комизм в произведение: Очумелов, Хрюкин, Кобылкин.

Смешные речевые обороты

Речь героев Чехова часто вызывает смех. Смешным кажется, например, такое выражение: «Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!» Скот бывает домашним, а не бродячим. И уж, конечно, собаки не относятся к домашнему скоту! Заставляет улыбнуться подчёркнуто нелепая фраза «На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы».

Особое значение в создании комического имеют анекдотические слова и речевые ошибки: «зубами и кормится», «ежели которые», «у себя пользует», «выпользовать», «ругатель», «дико улыбнулся», «нынче не велено кусаться», «да разве братец ихний приехали» — речь героев при этом выглядит смешной.

Гипербола — это художественное преувеличение. Авторы часто используют гиперболу, например, у Чехова в «Толстом и тонком»: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез». Преувеличенно описано подобострастие тонкого и членов его семьи: «Длинный подбородок жены стал ещё длиннее…», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».

Внимательно прочитайте рассказ А. П. Чехова «Хамелеон». Читая рассказ, обратите внимание на то, какие приёмы создания комического использовал автор.

Обсуждаем прочитанное

Опираясь на текст рассказа, кратко ответьте на вопросы:

Анализируем

Опираясь на текст, выполните задания.

Обратите внимание, в рассказе постоянно повторяется вопрос «Чья собака?». Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя Очумелова. Подобный композиционный приём — повторение — помогает автору достичь комического эффекта.

Проанализируйте композицию рассказа «Хамелеон» и заполните таблицу

Элемент композицииЭпизод
Экспозиция
Завязка действия
Кульминация
Развязка

Выясняем значение слова «хамелеон»

Формулируем проблему рассказа

Благодаря рассказу Чехова в русский язык прочно вошло понятие «хамелеонство», обозначающее особое социальное явление. Объясните, как вы понимаете суть этого явления, кого можно назвать хамелеоном. Проблема рассказа

Подумайте, над чем смеётся Чехов в рассказе «Хамелеон», и попробуйте сформулировать основную проблему рассказа.

Итак, Чехов показал читателям яркий пример такого явления, как хамелеонство. Герой рассказа Очумелов, желая угодить сильным мира сего, постоянно меняет своё поведение. Однако некоторые читатели считают, что в рассказе не один хамелеон. Представьте, что вы участвуете в дискуссии, в ходе которой были выдвинуты три точки зрения:

Какое мнение вы разделяете? Обоснуйте его.

Анализируем художественное своеобразие рассказа

Чехов — признанный мастер короткого рассказа. В небольшом по объёму произведении писатель стремился сказать многое, причём, сказать так, чтобы читатель посмеялся над отрицательными сторонами жизни. Добиться лаконичности ему помогают художественные детали, мелочи, которые несут огромную смысловую нагрузку.

Проанализируйте рассказ, обращая внимание на детали.

Анализируем детали

Чехов мог бы дать подробную характеристику полицейскому надзирателю Очумелову и городовому Елдрину, рассказать о том, как они несут службу. Однако автор лишь вскользь упоминает, что Елдырин несёт решето с «конфискованным» крыжовником.

Очумелов идёт по базару в служебное время с узелком. Предположите, откуда взялся этот узелок и что в нём?

Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…

«Окровавленный палец» Хрюкина

Сначала Хрюкин держит палец как знамение победы. А что «происходит» с пальцем потом?

На какие ещё детали вы обратили внимание?

Роль художественной детали

Какова роль художественной детали в рассказе Чехова?

помогает писателю избежать многословных описаний описывает картины природы раскрывает богатый внутренний мир героев создаёт характер героев раскрывает идею произведения создаёт комическую ситуацию демонстрирует «диалектику души» персонажей выражает доброе отношение автора к герою

Не менее важным средством характеристики персонажей и создания комического эффекта для Чехова является речь героев. Проанализируйте, например, речь Очумелова. Сделайте вывод, как и почему меняется полицейского речь, как это его характеризует, что в его речи смешно, а что страшно.

Запишите выводы

Общение Очумелова снародом

Грубые слова и выражения

«Я вам покажу Кузькину мать», «А ты, болван, отпусти руку», «прочий бродячий скот», «мерзавец», «скот».

Канцелярские обороты речи

«Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям».

Частое употребление местоимения «я»

Постоянное упо­треб­ле­ние мес­тои­ме­ния «я» под­чёр­ки­ва­ет ощу­ще­ние соб­ствен­ной влас­ти: «Я этого так не оставлю!», «Я вам покажу, как собак распускать».

Употребление глаголов в форме повелительного наклонения

«Не дыши!», «Не рассуждай!»

Неправильные синтаксические конструкции

«По какому это случаю тут. », «Почему тут? Это ты зачем палец. »

Очумелов овласть имущих

Обилие вопросительных, восклицательных, незаконченных предложений

«Ишь ты, господи! А я и не знал!».

Употребление слов с ласкательно–уменьшительными суффиксами

«Братец», «собачка», «цуцик».

Употребление глагола в форме множественного числа вместо единственного числа

Для выражения своего почтения и уважения, Очумелов говорит, например, «братец приехали» вместо «братец приехал».

Речевая характеристика Очумелова

Что можно сказать об Очумелове по его речевой характеристике?

тактичный справедливый принципиальный малокультурный необразованный вежливый

Задание соткрытым ответом Речь Хрюкина

Проследите за тем, как говорит Хрюкин. Как характеризует золотых дел мастера его речь?

Задание соткрытым ответом Говорящие фамилии

Как вы считаете, характеризуют ли героев рассказа их фамилии. О чём же «говорят» фамилии Очумелов, Хрюкин, Жигалов? Попробуйте предложить свои варианты говорящих фамилий для полицейского надзирателя, золотых дел мастера и генерала.ю

Виды комического

Вспомните значение понятий юмор, ирония, сатира, сарказм. Установите соответствие между понятием и его значением.

ТерминЗначение
Юмор— особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.
Ирония— особый вид комического, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными; злая насмешка, резкое обличение.
Сатира— особый вид комического, изображение героев в смешном виде; смех весёлый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
Сарказм— особый вид комического, осмеяние, насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона.

Юмор илисатира?

Рассказ «Хамелеон» смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Ещё раз сравните понятия «юмор» и «сатира» и подумайте, чего больше в рассказе «Хамелеон» — весёлого, добродушного смеха или злой насмешки, резкого обличения. Обоснуйте свой ответ.

Делаем выводы

Прочитайте вывод, в котором пропущены слова. Вставьте пропущенные слова так, чтобы вывод отражал вашу точку зрения.

Чехов показал нам хамелеонство, социальное явление, суть которого заключается в _______. Читатель видит, что Очумелов с простым народом _______. Его речь звучит, как команда, изобилует _______ словами. Говоря о знатных высокопоставленных людях, Очумелов превращается в _______.

После происшествия вокруг Хрюкина быстро, «словно из–под земли», собралась толпа. Те, кто сначала охотно помогал ловить собаку, потом с неменьшим энтузиазмом _______. В конце толпа _______.

Автор как бы утверждает, что хамелеонство — _______.

Подводим итоги

А. П. Чехов говорил: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Удалось ли писателю сделать нас чуть–чуть лучше? Что же хотел сказать автор рассказом «Хамелеон»? Какова основная идея?

На месте какого героя рассказа вы хотели бы оказаться? А не хотели бы?

Авторский замысел

Итак, вопрос о том, кто из героев является хамелеоном в произведении Чехова, разрешен. Однако значит ли это, что остальные действующие лица проходят мимо авторского всевидящего ока? Конечно же, нет. Выше мы упоминали, что Чехов косвенно высмеивает и Хрюкина, однако не только этими двумя персонажами ограничивается автор. Он подвергает критике весь город, для описания которого Антону Павловичу хватило пары строк.

Рассказ Чехова – очень полезное произведение, которое необходимо изучать в школе. Благодаря ему молодое поколение узнает, кто является хамелеоном (из встретившихся на жизненном пути), а кто, напротив, – добрым и честным человеком.

Главные герои рассказа Чехова «Хамелеон»

Персонажи разноплановые и они даны без подробной характеристики, и это немаловажная деталь при том, что мы внимательно изучаем, кто главные герои рассказа «Хамелеон». Но по поведению главных героев Чехова становится понятно, что это за люди, какой у них характер и внешний вид.

Вспомним, что Очумелов был одет в шинель, а в руке держал узелок. Из его образа понятно, что он властный человек, а мы знаем, что он занимал должность полицейского. Его помощник с решетом и крыжовником. Хрюкин – странный человек с постоянными претензиями. Его фамилия говорит нам о том, что он постоянно недоволен.

Главные герои

Главный герой «Хамелеона» — полицейский надзиратель Очумелов. Его образ стал нарицательным, поскольку персонаж обладает основными качествами представителей правосудия и властей, следящих за правопорядком в городе. Он не имеет собственных принципов, может прогибаться в нужный момент перед власть имущими, угождать высшим чиновникам, приспосабливаться к обстоятельствам.

В рассказе «Хамелеон» почти отсутствуют четкие описания внешности героев и их индивидуальных особенностей. Это имеет некий скрытый намек, что образы персонажей универсальны, такие люди встречаются повсюду, многие из них имеют черты хамелеона. Делая анализ произведения на уроке литературы, стоит указать, кто является главным героем рассказа Чехова «Хамелеон», а также дать четкое описание его образа. После этого несложно будет понять суть рассказа.

Полицейский надзиратель Очумелов

Чехов точно характеризовал своих героев, давая им соответствующие фамилии. Очумелов — яркий тому пример. Фамилия персонажа больше похожа на прозвище и отображает его личностные качества — это человек беспринципный и ловко манипулирующий вопросами правды, справедливости, применения законов. Пользуясь властью, оказывает уважение не закону, а чинам и статусам.

Центральный герой не отличается образованностью или остротой ума. Его речь не имеет логики, порой бессвязна и невыразительна, наполнена просторечными штампами. По ходу выяснения обстоятельств происшествия и пытаясь понять, чья это была собака, Очумелов несколько раз меняет свое мнение:

— Генерала Жигалова? Гм. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…

Чехов часто в своих произведениях использовал говорящие фамилии. Ни имени, ни отчества героя не встречается в рассказе. Этим автор показывает его важность, ведь к нему не так-то просто обратиться. Фамилия, имеющая непосредственную ассоциацию со словами «чума» и «очуметь», отлично характеризует главного героя, хотя он в рассказе не один такой.

Действие происходит на базарной площади, где Очумелов важно вышагивает вместе с городовым Елдыриным. Их шествие нарушается криком Хрюкина, которого неизвестная собака укусила за палец. Именно это событие становится завязкой действия рассказа. Надзиратель Очумелов, будучи представителем власти, должен провести расследование и решить судьбу собаки.

В этой простой ситуации Чехов показывает читателю Очумелова во всей его красе. Когда из толпы выкрикнули, что собака, выбегающая «из дровяного склада купца Пичугина», генерала Жигалова, Очумелов изменился, а также поменял взгляд на ситуацию и виновницу происходящего.

Толпа и главный персонаж ведут себя одинаково. Очень быстро собравшиеся люди меняют свое мнение под влиянием надзирателя. Делают они это не потому, что так думают, а просто из желания угодить. Это явление становится заразным, люди учатся приспосабливаться, угождать и мастерски использовать свое положение.

Очумелов использовал свое служебное положение при каждом удобном случае. Рассказ начинается с его важного и медленного движения по площади, оглядывания ее хозяйским взглядом. Едва заметив шумящую толпу, он врезается в нее без всяких церемоний и с чувством полной уверенности в себе. Даже оконфузившись в процессе разбирательства, он и дальше продолжает путь с важным видом.

Безграничную власть и безнаказанность полицейского и городового Чехов показывает небольшой деталью — узелком и решетом с крыжовником, которые были конфискованы. Это их добыча.

Особое внимание читателя привлекает описание шинели полицейского надзирателя. Именно эта деталь делает его похожим на другого чеховского персонажа. Очумелов одет в новую шинель, хоть на улице в разгаре лето. Это только подчеркивает его должность и положение. В течение всех разбирательств полицейский несколько раз снимает и надевает шинель, лишний раз обращая внимание на нее.

Полицейский надзиратель Очумелов показывает, насколько порочно устройство страны. Он стал олицетворением преклонения и угодничества перед вышестоящими чинами, поскольку пресмыкается даже перед собакой генерала.

Ювелир Хрюкин

В характеристике Хрюкина нет упоминаний о его работоспособности или каких-то умственных особенностях. Автор показывает, что этот персонаж:

Свободное время Хрюкин проводит в пьянках и издевательствах над животными. За укус чужой собаки пытается получить компенсацию в виде денежной выплаты, чем вызывает смех толпы. Люди своими насмешками показывают неуважение к этому персонажу. Даже фамилия героя говорит о его жизненной позиции, отсутствии принципов и какой-либо морали.

Городовой Елдырин

Безликий и глупый городовой выполняет роль прислуги полицейского надзирателя. Он очень странно себя ведет:

Чехов показывает, как «тяжела» работа этих представителей власти: они несут через площадь крыжовник, конфискованный у одного из горожан. Образ Елдырина автором показан жалким и смешным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *