каково авторское отношение к мармеладову
8. Какого авторское отношение к Мармеладову? 9. В каких произведениях русской классики изображается судьба «маленького человека» и в чём эти произведения созвучны роману Достоевского? (ЕГЭ по литературе)
В приведённом фрагменте прослеживается неоднозначность авторской позиции по отношению к больному.
Писатель показывает, что Мармеладова не уважают даже в кругу семьи. Катерина Ивановна “повелительно” кричит на него (“Молчи-и-и!”). Автор демонстрирует в каком плачевном состоянии герой оставил родных, потратив последние деньги на “свою несчастную слабость”. Семья не имеет средств даже на погребение умершего (“Чем я похороню его? А чем их-то, их-то завтра накормлю?”).
В то же время Мармеладов искренне любит своих детей. “Бесконечное страдание изобразилось в лице его”, когда в предсмертной агонии он не узнал свою дочь. Более того, герой осознает свою вину перед Катериной Ивановной и “хочет просить у ней прощения”.
Таким образом, Мармеладов предстает перед читателем человеком из мира “униженных и оскорбленных”. Он жалок и раздавлен своим пороком, но не лишен совести и чувства любви.
Таким образом, судьбы всех вышеперечисленных “маленьких” людей трагичны. Однако, в силу различных моральных устоев и непохожих черт характера, поступки героев значительно отличаются.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
8. Каково авторское отношение к Мармеладову?/9. В каких произведениях русской классики изображается судьба “маленького человека” и в чем эти произведения созвучны роману Ф. М. Достоевского? (ЕГЭ по литературе)
По данному отрывку мы можем определить авторское отношение к Мармеладову. Достоевский однозначно жалеет своего героя, он сочувствует бедному чиновнику. Мармеладов испытывает “бесконечное страдание”, увидев свою дочь в цветном платье, приниженную и стыдящуюся. Герой осознает, что он – причина ее тяжелой участи. Рисуя портрет Сони, автор соболезнует и ей. Достоевский очень трагично описывает последние мгновения Мармеладова.
Отец с дочерью замерли в объятии, этой сценой автор напоминает о любви и теплоте, которые испытывали герои друг к другу, не смотря ни на что. Таким образом, Достоевский с большим сочувствием и состраданием относится к своему герою.
Тема “маленького человека” нередко встречается в русской литературе. В качестве примера можно привести повесть Н. В. Гоголя “Шинель”. Как и Мармеладов, Акакий Акакиевич занимает низкий чиновничий пост. Герой, лишенный всяких излишеств в жизни, мечтает лишь об одной шинели, но судьба “маленького человека” безнадежна. Башмачкин теряет свою заветную мечту и терпит несчастливый конец, как и герой Достоевского. Также данную тему затрагивает А. П. Чехов в рассказе “Смерть чиновника”. Судьба героя схожа. Мелкий чиновник Червяков умирает после неловкого инцидента с генералом. Так же как и Мармеладову, герою не удается справиться с жестокой системой и с самим собой. Таким образом, в данных произведениях судьба “маленького человека” описана трагично. Герои, будучи настоящими, человечными, не способны жить счастливо в этом безжалостном мире.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Урок литературы для 10 класса «Особенности образа «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Анализ эпизода
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учитель: Ткачева Елена Викторовна
ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 653 с углублённым изучением иностранных языков (хинди и английского) Калининского района Санкт-Петербурга имени Рабиндраната Тагора
Тема урока: «Особенности образа «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Анализ эпизода.
Дата проведения урока: 19.02.2020
Продолжительность: 45 мин
Классификация урока: Урок с использованием технологии продуктивного чтения, технологии поискового чтения, технологии критического мышления,
Цель урока : научить обучающихся проводить анализ эпизода литературного произведения. Через проводимый анализ глубоко и многогранно понимать рассматриваемое литературное понятие и позицию автора.
Задачи: образовательная – способствовать формированию знаний о типе «маленького человека», о разграничении понятий «тип» и «характер», о специфике авторской позиции;
развивающая – продолжить развитие умения анализировать эпизод литературного произведения, строить монологические высказывания в устной и письменной форме, в том числе и в формате задания № 8 ЕГЭ.
воспитательная – способствовать воспитанию у учащихся готовности к творческому решению поставленных задач, внимательному отношению к мнению других участников процесса, вдумчивому прочтению художественных текстов.
Учебный материал, подлежащий актуализации: понятие тип «маленького человека», понятие «литературный характер», «полифония», особенности образа «маленького человека» в ранее изученных произведениях Ф. М. Достоевского (роман «Униженные и оскорблённые», рассказ «Мальчик у Христа на ёлке»)
Учебный материал, подлежащий усвоению: роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», часть 2, глава 7 эпизод «Смерть Мармеладова» от слов «Из толпы, неслышно и робко…до …я, может быть, ещё завтра зайду… Прощайте!»
— особенности художественного изображения образа «маленького человека» Ф. М. Достоевским
— содержание романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
— особенности анализа эпизода художественного произведения
— проводить анализ эпизода литературного произведения ;
— определять виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
— создавать устные и письменные монологические высказывания;
— создавать письменное монологическое высказывание формата задания №8 ЕГЭ
Личностные: проявлять эмоционально-оценочное отношение к прочитанному, воспринимать литературное произведение как произведение искусства.
Метапредметные: уметь работать с информацией, представленной в разных видах (текстовая, наглядная), осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
Необходимое оборудование, материалы: 1)Мультимедиа 2)Раздаточный материал к уроку 3) Учебник литературы для 10 класса под редакцией И. Н. Сухих, роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
I этап. Введение в тему. Актуализация знаний
Беседа по вопросам:
(Милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, способность остро чувствовать несправедливость мира по отношению к «униженным и оскорблённым»)
(Несчастные судьбы детей в жестоком и равнодушном мире)
(Возможно, да. Их объединяет социальное положение, отношение к ним со стороны общества : отторжение, неприятие, безразличие и
равнодушие; тяжёлая жизненная ситуация. В упомянутых произведениях герои умирают в детстве, можно предположить, если бы они
стали взрослыми, их судьбы сложились так же, как и у других литературных героев, относящихся к этому типу.)
Вспомним определение типа «маленького человека», поговорим о различии понятий «тип» и «характер».
(Герой занимает низкое положение на социальной лестнице, он беден; общество, как правило, безразлично и равнодушно к его бедам. Он может быть способен на сильные чувства и переживания, но, как правило, не склонен к рефлексии и социальному протесту, ему не хватает жизненной и духовной силы. У таких авторов как А. С. Пушкин и Ф. М. Достоевский тип «маленького человека» вызывает чувство глубокого сострадания, с одной стороны, и чувство горечи от того, что жизнь такого героя не меняется к лучшему, с другой стороны. Понятие «тип» в сравнении с понятием «характер» более условно, схематично, «характер» обладает большей сложностью и глубиной»)
(Достоевский в своём романе создаёт глубокие, сложные, противоречивые образы, относящиеся к литературным образам «маленьких людей», поэтому перед нами предстают литературные характеры «униженных и оскорблённых». Сонечка Мармеладова – кроткая, смиренная, жертвующая собой, но в то же время это и высокий образ мученицы, нашедшей спасение в вере. Катерина Ивановна – женщина несчастной судьбы, гордая и не смирившаяся, чья жизнь превратилась в одну нескончаемую боль. Мармеладов – слабый, отчаявшийся, опустившийся человек, но всё понимающий о себе и своей жизни, осознающий свою бесконечную вину перед дочерью, но не способный что-либо изменить.)
(Для произведений Достоевского характерен полифонизм. Каждый его герой – это сложный образ со своими глубокими переживаниями, со своей жизненной правдой. Такой подход к созданию героев не может рождать условные, схематичные типы, перед читателями появляются живые личности, остро переживающие, заявляющие о себе, соей боли, своей правде, своём понимании жизни.)
Создание автором сложных многогранных характеров требует от читателя вдумчивого прочтения, акцентирования внимания на художественных деталях, погружения в текст романа, в мир личности героя. Для того чтобы работа такого плана состоялась, обратимся к анализу эпизода.
II . Этап анализа произведения. Работа с текстом.
Анализ эпизода «Смерть Мармеладова» часть 2, глава 7 от слов «Из толпы, неслышно и робко…до …я, может быть, ещё завтра зайду… Прощайте!»
Работа с текстом во время чтения (учащиеся читают самостоятельно, затем обсуждают задание в группах, частично вносят записи в таблицу/ Приложение 1.
Задание: Во время чтения текста подчеркните художественные детали, которые помогают читателю
Понять авторское отношение к героям
Обсудите работу в группах, внесите важные, по вашему мнению, мысли в таблицу.
Работа с текстом после прочтения эпизода
Представители каждой группы вначале по первому вопросу, затем по второму делятся своими мыслями, остальные учащиеся слушают и продолжают работу с таблицей, записывая важное и интересное, прозвучавшее в ответах одноклассников.
Погрузившись в авторский текст, вместе мы постарались понять важные мысли Достоевского, его видение героев – участников эпизода. Страдания умирающего Мармеладова, вечно и бесконечно виноватого перед своей дочерью, так и не сумевшего стать ей хорошим отцом. Катерина Ивановна, истерзанная, больная женщина, страданиям и бедам которой, кажется, нет предела. Сонечка, с умирающим отцом на руках, которому она давно всё простила, даже то, что, казалось бы, простить невозможно. Раскольников, способный остро чувствовать чужую боль, готовый отдать последнее, что у него есть, чтобы хоть как-то уменьшить чудовищную жизненную несправедливость. Автор, сострадающий героям, способный чувствовать их горе как своё, проживать их жизни как свою. И мы, читатели, погрузившиеся в мир художественного произведения, соприкоснувшиеся с человеческим горем, болью и страданием. Опыт, полученный от прочитанного, сказанного, услышанного, даёт очень многое каждому из нас. В этом и ценность хорошего произведения. Теперь вы готовы приступить к созданию своих собственных текстов по прочитанному и проработанному эпизоду.
III .Заключительный этап. Написание сочинения по прочитанному эпизоду (формат задания №8 ЕГЭ)
После написания сочинения учащиеся по желанию зачитывают свои работы.
Легко ли работать с текстами Достоевского? Почему?
Сложно. Автор погружает читателя в мир человеческой боли и человеческого страдания. Но читать стоит, так как тяжёлая душевная работа даёт бесценный опыт, помогает взрослеть.
Чему мы учимся, постигая судьбы «маленьких людей» в романе Достоевского?
Мир бывает жесток. Жизнь сложна. Но человек должен помнить о том, что очень многое зависит от него самого. Будь способен на сострадание, умей прийти на помощь, не теряй себя. Умей прощать и не судить.
Анализ эпизода «Смерть Мармеладова» часть 2, глава 7 от слов «Из толпы, неслышно и робко…до …я, может быть, ещё завтра зайду… Прощайте!»
Задание: Во время чтения текста подчеркните художественные детали, которые помогают читателю
Понять авторское отношение к героям
Автор акцентирует внимание читателя, насколько сложно и тяжело жить Соне, как трудно переживать ей своё постыдное положение. Несмотря на случившееся, Соня способна на любовь и прощение. Это для автора, бесспорно, является самым важным.
«…худое, бледное и испуганное личико…» (Автор, возможно, с одной стороны, подчёркивает почти отсутствие земного, телесного в героине, с другой стороны, показывает страх Сони перед миром и жизнью, ожидание от них неизбежного страдания)
Сочувствуя и сопереживая героине, автор верит в её чистоту, в силу её души. Авторская антитеза между физическим и духовным в Соне не случайна. Достоевский подчёркивает, человек останется человеком в самом, казалось бы, позорном и безысходном положении, пока он будет верен своему духовному началу.
«…худенькая… с замечательными голубыми глазами…» (Несмотря на все испытания, выпавшие на долю Сони, она остаётся чиста и невинна)
«…приниженная, убитая, расфранчённая и стыдящаяся, смиренно ожидавшая своей очереди проститься с умирающим отцом» (Соня страдает от того положения, в котором она оказалась, но ещё большие страдания ждут её от утраты, которая сейчас свершится)
Лексический ряд помогает автору передать напряжённый последний момент прощания дочери с умирающим отцом; противопоставляя жестокий низменный мир реальности и вечно повторяющийся миг соприкосновения жизни и смерти, автор подводит читателя к мысли о том, что для человека должно быть важным.
«…был в последней агонии…», «…не отводил глаз от Катерины Ивановны… Ему всё хотелось что-то ей сказать…» (Мармеладов чувствует себя бесконечно виноватым перед Катериной Ивановной, ему хочется попросить прощения, но она останавливает его. Очень важно отметить, что Мармеладов так и не произносит «Прости».)
Автор, с одной стороны, сочувствует герою, так и не сумевшему преодолеть свою слабость, с другой стороны, он показывает путь от порока к неизбежной агонии.
«…с ужасом указывая глазами на дверь, где стояла дочь»
«бесконечное страдание изобразилось в лице его » (Невольно своей слабостью, своим пьянством он сам толкнул Соню к тому позорному положению, в котором она оказалась. Ничего уже не изменить и не исправить, поэтому и страдание бесконечное)
Автор предельно правдиво изображает безысходное состояние героя, причинившего столько боли самому близкому родному человеку.
«Соня! Дочь! Прости!» (Именно у Сони он просит прощение, возможно, понимая, что самому ему себя уже простить нельзя. Всего три слова, а за ними безысходное страдание отца, который за всё и навсегда виноват перед своей дочерью)
«Повелительно крикнула: «Молчи-и-и! Не надо. Знаю, что хочешь сказать. »
Трижды используя глагол «крикнула», автор показывает накал предельного страдания несчастной женщины, которая находится в состоянии глубокого отчаяния от того, что не знает, как дальше жить.
«Лежи! Лежи-и-и!» – крикнула…»
«…говорил о вас с восторженным уважением»
Автор подчёркивает в герое стремление в этом жестоком дисгармоничном мире хоть что-то изменить. Несчастную, погибшую семью Мармеладовых воссоздать в любви и уважении, то есть вернуть миру утраченную гармонию. Для автора очень важно отметить способность главного героя прийти на помощь нуждающемуся: не случаен лексический повтор «друзья», «друг». Прежде всего автор говорит о духовном и только потом о материальном «двадцать рублей».
«всем вам был предан и как особенно вас, Катерина Ивановна, уважал и любил…»
«…с этого вечера мы стали друзьями…»
«…к отданию долга моему покойному другу…двадцать рублей.. вам в помощь… я зайду…»
Мармеладов: микрокосмос персонажей Федора Достоевского
Меню статьи:
Раскольников – пожалуй, наиболее известный персонаж в творчестве Федора Михайловича. Однако, чтобы понять мир Достоевского, необходимо обратиться к второстепенным героям. Таким, как Мармеладов. Мужчина сыграл важную роль в развертывании сюжета произведения. Далее мы проанализируем особенности образа Мармеладова и его характерные черты.
Кто такой Мармеладов?
Господин Мармеладов является одним из самых ярких персонажей знаменитого романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского, хотя его и нельзя назвать героем первого плана. Этот второстепенный герой сыграл важную роль в развертывании сюжета произведения.
Родион решился совершить злодеяние именно из-за Мармеладова. Федор Михайлович, хоть и поместил Семена сзади ключевых действующих лиц, все же наделил своего героя яркостью. Понять специфику образа Мармеладова поможет обращение непосредственно к тексту и к цитатам.
Тема бедности
Образ Семена Захаровича тесно связывается с темой бедности. Автор разделяет, в частности, бедность и нищету. Так, бедность – понятие духовное, без негативных коннотаций. Нищета же – понятие материального характера. Отсутствие денег, крайняя нужда – негативные условия человеческой жизни. Мармеладов представляется отцом Сони. Мужчина служил в чине титулярного советника. Писатель упоминает, что Семену Захаровичу перевалило за пятьдесят лет. Федор Михайлович описывает своего героя как пьяницу: отекшее, желто-зеленое лицо, припухшие веки, крошечные глазки-щелочки.
Ум в Мармеладове удивительно сочетался с безумием.
Как описывает Мармеладова автор?
Познакомившись с героем, следует углубить свои знания о нем. Так, первый шаг к этому – анализ авторского описания Мармеладова. Что говорит о своем персонаже сам Достоевский?
Внешность героя
Что же известно о внешности персонажа? Мармеладов отличался средним ростом, плотным телосложением. В волосах героя виднелась проседь, а на макушке – большая лысина. Постоянное пьянство сделало лицо мужчины желтовато-зеленым, опухшим. Веки тоже опухли. Глаза – красные, крошечные, похожие на «щелочки». Семен Захарович следовал чиновничьей «моде», выбривая лицо. Однако после потери работы мужчина себя заметно запустил: перестал бриться, обзавелся сизой щетиной. В повадках Мармеладова тоже просматривалось нечто солидное, чиновничье.
Одежда Мармеладова
Костюм – необходимая составляющая внешности. Автор подчеркивает, что первое впечатление от Мармеладова – неприятное. Писатель детально описывает одежду героя. Так, Семен Захарович выбирает старые, оборванные и сильно поношенные фраки.
Одеяния Мармеладова такие ветхие, что пуговицы стали даже рассыпаться. На фраке с трудом удерживалась всего одна пуговица. Автор подчеркивает, что одежда на Мармеладове полностью не разрушалась «из приличий». В одежде мужчины просматривалась небрежность: торчащие из-под жилетов манишки, скомканная и грязная ткань. Действительно, Семен Захарович не заботился о чистоте вещей. Мужчина давно не мыл волосы: среди волосинок встречались стебельки сена. Герой неделями мог не раздеваться и не мыться. Руки Мармеладова – грязные, пожирневшие, красноватые. Ногти на пальцах отросли и загрязнились. Сам Семена называл свою одежду «лохмотьями». По внешнему виду героя окружающие люди понимали: в прошлом этот человек относился к «благородному сословию».
Семья Семена Захаровича
Мармеладов женился дважды. От первого брака мужчина растил дочь – Соню. Вторую супругу звали Катериной Ивановной. У женщины тоже были дети от предыдущего брака: целых трое. Союз Семена Захаровича с Катериной длился пятый год. Между супругами – большая разница в возрасте: двадцать лет. В основе семьи лежала отнюдь не любовь. Мармеладов попросту пожалел несчастную женщину, оказавшуюся на грани выживания. И вновь Федор Михайлович затрагивает одну из ключевых тем произведения – бедность (нищета). Мармеладов потерял первую супругу, когда дочери исполнилось четырнадцать. Мужчина не мог наблюдать страдания Катерины, поэтому предложил героине брак.
Моральные качества героя
Писатель наделяет Мармеладова добротой, благородством, доверчивостью. Именно такую характеристику дает Семену Захаровичу Катерина. Женщина упоминает, что мужчина любит и уважает семью. Единственный крупный минус героя – слабость. Мягкость, доброта, слабохарактерность толкает мужчину доверяться «развратным» особам, пить с ненадежными людьми. Это описания наталкивает на вывод, что Мармеладов за всю свою жизнь не научился разбираться в людях.
Происхождение Мармеладова
Автор намекает, что Семен Захарович – малообразованный человек. Мармеладов происходил из простой, обычной, не благородной семьи. Социальное положение героя и Катерины Ивановны отличается. Вторая супруга мужчины – женщина, получившая хорошее образование и воспитание. Катерина происходила из известного рода. Мармеладов сравнивает себя со зверем (так герой подчеркивает свою неотесанность). Семен Захарович упоминает, что отец Катерины – штаб-офицер. Мужчина удивляется, почему столь благородная особа согласилась на такое замужество. Мармеладов подчеркивал, что жена – благородная женщина с «высоким сердцем».
Испытания семьи Мармеладовых
Ситуации, описанные автором, наводят на мысль об уме Мармеладова. Писатель подмечает, что глаза героя «светились умом». Во взгляде Семена Захаровича просматривались восторженность, осмысленность, интеллект – в сочетании с безумием. Четыре года до описываемых событий семья Мармеладовых проживала в провинциальном городке. Семен Захарович продержался год: работал на совесть, не выпивал, вел себя достойно. Но потом Мармеладов лишился должности и бросился в пьянство. Начался период странствий, бедствования. Семья переезжает в столицу спустя полтора года. Семену Захаровичу предложили новую должность. Однако страсть к выпивке не позволила герою продержаться на работе.
Алкоголизм героя приводит к страшной нищете семьи. Еды не хватало. Отчаяние толкнуло Соню получить «желтый билет», заняться «непристойными делами». Девушка зарабатывала средства, чтобы прокормить всю семью. Мармеладов с каждым разом вел себя все хуже и хуже: обманывал родных людей, крал вещи из дома. Героя влекло лишь одно дело – выпивка.
«Исправление» героя
Мармеладов – не совсем потерянный для общества человек. Так, герой осознает свои недостатки, неправильность и низость поведения. Семен Захарович слишком слаб, чтобы бороться с пороками своей личности. Однако мужчине удалось «взяться за ум». Это случилось пять недель назад: до событий, открывающий роман Достоевского. Семен Захарович обратился к начальству, которое дало бывшему чиновнику второй шанс. Наконец, приходит день долгожданного жалованья – 23 рубля и 40 копеек. Семья Мармеладовых радуется, надеясь на лучшую жизнь и перемены. Но чуда не случилось: Семен украл деньги, ушел в запой, забросил службу. Пять дней герой бродит по столице, не появляется дома.
Знакомство с Раскольниковым
Это символический момент. Семен Захарович встречает Раскольникова в период своего окончательного падения. Примечательно, что Родион тоже стоял на распутье – перед выбором. Студента мучила мысль о совершении убийства. Грех помогает решить проблемы? Писатель намекает: падение – не решение проблем, а игра в прятки с совестью. Оба героя – слабы, не способны справиться с жизненными трудностями. Уровень греха у Раскольникова с Мармеладовым разный: убийство – у первого героя, пьянство, кража – у второго персонажа.
На шестой день пьяных странствий по столице, в кабаке Мармеладов познакомился с Раскольниковым. Бывший студент сочувственно отнесся к Семену Захаровичу. Родион провожает нового знакомого домой. Отставной чиновник знакомит Родиона с членами семьи. Мармеладов мысленно благодарит Раскольника за человечное, доброе и сочувственное отношение. Родион слушает историю жизни своего нового знакомого. Семен Захарович искренне и открыто раскрывает Раскольникову душу. Студент узнал о материальных трудностях семьи Мармеладовых. Однако больше всего Родиона впечатлила жертвенность Сони. Мысли о девушке убеждают героя, что убийство старушки – правильный поступок.
Философия Мармеладова
Встреча Семена Захаровича с Раскольниковым – повод рассказать также о философии Мармеладова. Писатель говорит о герое как о человеке религиозном и верующем. Семен Захарович излагает мысли насчет Страшного Суда и исхода человечества. Через героя автор передает собственные представления о христианстве.
Характер произведения Федора Достоевского «Подросток» отличается тем, что волей-неволей задумаешься не только об абстрактном смысле жизни, но собственном положении, своем душевном состоянии на сегодня. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием
Мармеладов – своеобразный микрокосм, воплощающий вероятную судьбу человечества. Федор Михайлович латентно рисует путь духовного развития человека. Мармеладов – антагонист на тропе возрождения главного героя, Родиона. Дочь, Соня, – наоборот, протагонист.
Достоевский считал, что его роман «Неточка Незванова» сможет произвести фурор в литературном мире. Но этого так и не случилось. Прежде чем роман был окончен, писателя арестовали. Чтобы подробнее узнать об этой истории, предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения
Мармеладов «разрабатывает» свой вариант Страшного Суда. Речь Семена Захаровича – переплетение народного говора и облагороженного языка. В монологах герой проводит параллели между христианством и народными верованиями. Речь Мармеладова напоминает эсхатологические пророчества. Разговор с Родионом утомляет героя: Достоевский намекает, что Мармеладов ощущает подъем сил, пока присутствует дух. Критики отмечают трагикомичность описанной ситуации. Цель рассуждений Мармеладова – самозащита и самооправдание.
Взгляд на христианство
В уста Мармеладова Федор Михайлович вкладывает собственное понимание религии. Семен Захарович рассуждает о грешниках. Так, герой «разработал» своеобразную классификацию грешных людей:
Первая категория – «праведные» грешники, а вторая – люди, провинившиеся более тяжело. Противоречивость умозаключений героя заставляет подумать, что писатель считает грешниками всех людей. Разница между ними состоит лишь в степени тяжести греха.
Цель рассуждений Мармеладова
Семен Захарович – личность амбивалентная. Так, герой заявляет, что не желает жалости. С другой же стороны, рассуждения Мармеладова предполагают стремление оправдаться. Прибегая к мировоззренческим манипуляциям, герой оправдывает подобных себе грешников. Человек – собственный судья. Люди судят себя до прихода Страшного Суда. Ключевое значение здесь принадлежит свободной воле человека.
Смысл фамилии героя
Амбивалентность персонажа, связь с религиозной позицией автора просматривается и в фамилии Мармеладова. Писатель явно трактует фамилию мужчины двояко:
В этом прослеживается контраст между сладостью и горечью. Автор, таким образом, сводит историю Семена Захаровича к судьбе. Герой – жертва глобальных сил, не социальных коллизий.
Корни алкоголизма героя
Почему же Мармеладов так зависит от выпивки? Герой признается: корни пьянства – не в желании веселья, а в горе, скорбь. Алкоголь – попытка эскапизма, бегства от проблем, способ забыться. Мужчина жаждет получить сострадание и «чувство». Дочь героя зарабатывает деньги с помощью «унизительного», «непристойного» труда. Соня продолжает работать по «желтому билету». Отец девушки осознает, что тянет деньги из дочери, толкая несчастную Соню на скользкий путь. Соня ощущает к отцу жалость, не отказывает в средствах, отдает последние деньги.
Алкоголизм заставляет героя потребительски относиться не только к дочери, но и к супруге. Катерина Ивановна часто обнаруживает пропажу личных вещей (чулок, платьев, косынок). Виной тому Мармеладов. Грех вызывает в герое страшные муки совести. Пьянство, безделье, слабость – ключевые пороки Семена Захаровича. Осознавая это, мужчина все же никак не борется с грехами. Мармеладов уничижается, одаривает себя унизительными кличками: «свинья», «зверь», «скот» и т. д.
Отношения Мармеладова с людьми
Автор описывает Семена Захаровича как жалкого, но не плохого человека. Пороки героя не мешают Мармеладову любить и уважать семью. Писатель подчеркивает преданность мужчины семье. Любовь Семена к родным людям – болезненная, восторженная, уважительная. Герой не разделяет детей на своих и чужих. Мармеладов одинаково любил Соню и приемных ребятишек. Приемные дети называли Семена Захаровича «папочка», «папаша». Мармеладов обучал детей читать и разбираться в грамматике, а также в святом Писании. Особенной нежностью отличались отношения героя с младшей дочерью – Лидочкой. Даже в пьяном забытьи мужчина не забывал о детях: покупал для ребят пряничные петушки.
Возвращение пьяного Мармеладова домой сопровождается скандалами. Катерина, отчаявшаяся женщина, бьет супруга. Муж терпит избиения, осознавая вину. Страх на Семена Захаровича нагоняет не жена и побои, а красные глаза, нездоровое дыхание больной супруги, детский плач. Заботы о семье легли на плечи Сони. Мармеладов подчеркивает, что Катерина «дерет» ему волосы от горя и «жалости сердца».