каково было отношение арабов к завоеванным народам
Каково было отношение арабов к завоеванным народам?
Каково было отношение арабов к завоеванным народам?
Как оно изменялось?
Отношение арабов к завоеванным народам было очень предвзятое.
Арабы навязывали свое мировоззрение, религию, ущемляли права и свободы человека ( на завоеванных ими территориях).
Запрещалось очень многое.
Нельзя было выступать в суде против мусульманина.
Арабы планировали распространить Ислам.
Тех, у кого была иная вера, называли неверными.
Подвергали пыткам, насильно заставляли принять ислам и подчинятся.
Многие законы были настолько жестокими, что у людей уже не было никакого терпения.
Это связанно с тем, что арабские воины были очень суровы, жили в трудных условиях и привыкли выживать в любых ситуациях, поэтому они не учитывали интересы и приспособление к жизни других людей.
В общем, они вели себя как варвары, но в то же время внесли огромный вклад в культурное развитие.
Чого араби навчилися у завойованих народив что арабы научились у завоеванных народов?
Чого араби навчилися у завойованих народив что арабы научились у завоеванных народов.
Каковы причины успехов завоевательных походов арабов?
Каковы причины успехов завоевательных походов арабов.
Каково было отношение арабов к иноверцам?
Каково было отношение арабов к иноверцам.
Расскажите о ходе арабских завоеваний?
Расскажите о ходе арабских завоеваний.
Какие изменения произошли а Арабском государстве к X веку по сравнению со временем первых халифатов?
Какие территории завоевали Арабы?
Какие территории завоевали Арабы?
Пожалуйста а)Франции б)Италии в)Венгрии г)Испании.
Какие народы завоевал Карл Великий?
Какие народы завоевал Карл Великий?
Пожалуйста помогите решить вопросы, очень нужно : 1)Каково было отношение арабов к иноверцам?
Пожалуйста помогите решить вопросы, очень нужно : 1)Каково было отношение арабов к иноверцам?
Когда испания была завоевана арабами?
Когда испания была завоевана арабами.
Расскажите о ходе арабских завоеваний?
Расскажите о ходе арабских завоеваний.
Либо 1) раскольники 2) стрельцы.
Гончарное дело, пользовались посудой слепленной из глины.
Я считаю что автор этих тестов С. Е. Воробьева.
1) Потому что я не очень умная. 2) Потому что он очень красивый.
Слово «опричнина» берёт корни от древнерусского «опричь», которое переводится как «кроме», «особый». Этим термином в 16 веке называли территории, которые уже находились личном пользование государя и его ближнего окружения. Если же говорить про внут..
Тяжелая и затяжная война с Джунгарией хотя и закончилась внушительными победами народного ополчения, но успех все же не был закреплен.
Каково было отношение арабов к завоеванным народам
Подробное решение параграф § 9 по истории для учащихся 6 класса, авторов М.В. Пономарев, А.В. Абрамов, С.В. Тырин 2018
Вопрос на с.71. Вспомните, в какую эпоху и кем был основан город Александрия.
В период своих завоеваний Александр Македонский (336 — 323 годы до н.э.) основал несколько крупных городов, названных Александрия в честь великого царя. Самая известная из них располагалась в Нильской дельте в Египте. Правление Александра Македонского — это в истории Древней Греции переход от Классического периода к Эллинизму.
Вопрос на с.75. Почему мусульмане терпимо относились к вере христиан и иудеев?
Мусульмане называли христиан и иудеев «люди книги», потому что в этих религиях также есть священные книги, как Коран в исламе. Считалось, что эти религии тоже пошли пророков Аллаха, только от других, пришедших на Землю раньше Мухаммеда, но их неверно поняли и извратили их послание. По этой причине христиан и иудеев, в отличии от язычников и зороастрийцев, мусульмане не проследовали, но взимали дополнительный налог.
Вопрос на с.76. Что изменилось в отношении мусульман к представителям других религий?
Со временем из — за войн с христианами отношение к другим религиям ужесточилось. Их последователям запрещалось носить белые одежды, как мусульманам, они не могли нанимать мусульман в качестве слуг, а ударившего мусульманина иноверца казнили. Подать с христиан и иудеев была увеличена вдвое.
Вопрос на с.77. Пользуясь картой (с. 73), перечислите страны и народы, завоёванные арабами. Назовите места важнейших побед и крупнейших поражений арабов.
Благодаря победам в битва при Бедре, Бейруте, Нехавенде, Таласе и Гибралтаре арабы смогли завоевать кроме самой Аравии Палестину, Сирию, Армению, Азербайджан, Иран, Хорезм, Фергану, Египет, Ливию, Триполитанию, Магриб, Королевство вестготов и римскую провинцию Африка, их остановили только поражения в битве при Пуатье, а также в ходе осады Константинополя.
Вопрос на с.78. Вспомните, чем были знамениты Платон, Аристотель, Архимед.
Все трое были древнегреческими философами. При этом Платно и Аристотель исследовали природу людей, вещей и пытались найти наилучшую форму государственного устройства: знамениты трактаты «Государство» Платона и «Политика» Аристотеля, термин Аристотеля «метафизика» и многое другое. Архимед занимался в основном физикой и механикой: способ определения объёма предметов неправильной формы (их нужно погрузить в воду), архимедова сила, объясняющая плавучесть вещей и др.
Вопрос к параграфу №1. Расскажите о ходе арабских завоеваний. Почему арабам — мусульманам удалось быстро завоевать многие страны Востока?
Вначале арабы обрушились на иранских Сасанидов, ослабленных недавней войной против Восточной Римской империи. Это была самая масштабная война за несколько столетий вражды этих государств и Сасаниды её проиграли, на престоле оказался безвольный ставленник Константинополя. Это сделало задачу арабов значительно проще.
После покорения Ирана началось завоевание Восточной Римской империи. Она также была ослаблена недавней войной, потому что вначале чуть её не проиграла, только потом собралась с последними силами и потратила их на Сасанидов — для борьбы с арабами ничего не осталось. Халифат выигрывал одну битву за другой и после каждой захватывал большие куски владений Константинополя.
Местное население встречало завоевателей часто с радостью, охотно шло им служить. Захваченные провинции населяли в основном не православные, а последователи других ветвей христианства. Константинополь преследовал их как еретиков, а арабы терпимо относились ко всем направлениям христианства, то есть фактически спасали от преследований императора.
Относительно быстро у Арабского халифата появился и окреп собственный флот, который стал бить императорские войска и на море. Конечно, его создали бывшие опытные в этом деле подданные Константинополя. Арабы, которые до этого управляли только кораблями пустыни, не смогли бы так быстро освоить морское дело.
Завоевания прервались на гражданскую войну между арабами — те выясняли, кто должен занимать престол халифа. Но Константинополь воспользовался этим только как передышкой, он не стал сам переходить в наступления. Потому когда вопрос с личностью халифа был решён и силы восстановлены, арабы возобновили свои завоевания.
В результате подданным халифа удалось захватить почти весь Ближний восток и Северную Африку. Со временем, пусть и не сразу, морские экспедиции присоединили многие острова Средиземного моря.
На западе арабы переправились через Гибралтарский пролив, захватили Королевство вестготов (Пиренейский полуостров), перешли через Пиренеи во владения франков и только там потерпели поражение в битве при Пуатье.
Арабы несколько раз осаждали сам Константинополь, но потерпели поражение. Самый крупный флот был разбит благодаря греческому огню, который по легенде был изобретён одним бежавшим от арабов мастером специально для этого. Греческий огонь можно было выстреливать как из баллисты в виде шара, так и из трубки на подобии современного огнемёта. В составе огня был сырая нефть, потому он горел на воде, поджигая корабли и наводя священный ужас, потому что такого моряки ещё не видели. Потому Константинополь и Малую Азию арабам захватить не удалось.
В районе Чёрного моря арабы столкнулись с хазарами и не то, чтобы были ими разбиты, но война затянулась, при этом шла слишком далеко от центра халифата. Потому хазар арабы со временем оставили в покое.
На востоке арабы упёрлись в пустыни и не особо пытались их пересечь, чтобы добраться до Китая.
Таким образом, арабам удалось завоевать так много земель по следующим причинам:
— большинство этих земель уже было объединено двумя огромными государствами, потому арабам не пришлось покорять каждую по отдельности;
— и Сасаниды, и Константинополь были ослаблены недавней войной, когда на них напали арабы;
— арабов вела вперёд их религия, которая поощряла гибель в борьбе за веру;
— арабы терпимо относились ко всем христианам, потому на их сторону переходили недавние подданные Константинопольского императора.
Вопрос к параграфу №2. Каково было отношение арабов к завоёванным народам? Как оно изменялось? Почему?
Вначале мусульмане терпимо относились к христианам и иудеям, считая, что это также последователи Аллаха, просто неправильно понявшие его пророков. С этих людей только собиралась подушная подать.
Халифы приближали к себе знать покорённых народов, потому что арабы вначале не знали, как управлять такими обширными землями, ещё и населёнными земледельцами, а не скотоводами. Такие немусульманские вельможи также заняли высокое положение в новом государстве. Со временем правоверная знать стала им завидовать. Потому были приняты законы, чтобы подчеркнуть разницу между последователями Мухаммеда и отвергавшими его учения: немусульманам было запрещено носить белые одежды, ходить в мусульманские бани и др.
Государству требовалось всё больше денег. Логичный шаг при этом — повышение налогов. Но мусульмане их традиционно не платили, потому пришлось повышать лишь подушную подать с христиан и иудеев.
Вопрос к параграфу №3. Какой властью обладали халифы?
Халифы считались преемниками пророка Мухаммеда, потому обладали над подданными всей полнотой власти, как светской, так и духовной.
Вопрос к параграфу №4. Какие изменения произошли в Арабском государстве к Х веку по сравнению со временем первых халифов?
К X веку Арабский халифат фактически распался на множество султанатов и даже в самом Багдаде светская власть фактически была в руках не халифа, а руководителей его армии. Султанаты были относительно крупными и совсем маленькими — во многих городах Палестины и Сирии сидели собственные султаны. Иногда это были арабы, а иногда тюрки, последний народ Великого переселения. Тюрки вначале, прибыв на земли халифата, стали воинами его армии, но с ослаблением центральной власти, стали брать инициативу в свои руки. Однако они восприняли ислам и исламскую культуру.
Халифы сохранили духовный авторитет в исламском мире, и то не во всём. Им не подчинялись шииты, а также правители Кордовского эмирата (с 929 года — халифата) на Пиренейском полуострове — там правили потомки Омейядов, потому они считали себя законными халифами. И даже на признававших авторитет Багдада землях халиф не мог влиять на политику — ему было далеко до власти папы римского в Европе.
Вопрос к параграфу №5. Назовите причины распада Арабского халифата.
— противоречия между идейными течениями ислама;
— власть наместников в отдельных концах халифата стала наследственной;
— ослабли экономические связи между регионами халифата;
— к власти стали рваться окрепшие тюрки.
Вопрос к параграфу №6. Какое влияние оказал ислам на культуру Арабского халифата?
Ислам был основой культуры Арабского халифата. Начиная с того, что культура создавалась на арабском языке — языке Корана. Мусульмане уничтожали всё, что противоречило их религии.
Вопрос к параграфу №7. Какие знания больше всего ценили мусульманские учёные? Как вы думаете‚ почему?
Мусульмане ценили изучение Корана, потому что религия была основой их жизни.
Они изучали историю, вернее, поучительную её сторону, надеясь в прошлом найти ответ на вопрос «что такое хорошо, что такое плохо».
Они изучали географию, потому что это позволяло прокладывать торговые пути.
Они интересовались астрономией, благодаря чему, в частности, создали свой календарь.
Они многого достигли в медицине, потому что они, как все люди, болели.
Не чужды им были математика и геометрия, потому что они помогали во многом: от измерения земельных участков до создания осадных машин.
Вопрос к параграфу №8. Что из научных знаний европейцы восприняли у мусульман?
Именно из трудов арабских учёных европейцы узнали многие труды античных философов, утраченные в самой Европы. Большая часть средневековой европейской науки строилась на анализе Платона и Аристотеля, большинство трудов которых перевели с арабского. Главным медицинским авторитетом был Авиценна (Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина). Высшим научным пилотажем в Западной Европе считалось знание арабского.
Задание к параграфу №1. В знаменитой книге сказок «Тысяча и одна ночь» рассказывается о разговоре халифа и учёной девушки. «О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь?» — спросил халиф. Девушка отвечала: «Я знаю грамматику, поэзию, законоведение, толкование Корана и лексику, знакома с музыкой и наукой о долях наследства, и счетом, и делением, и землемерием, и сказаниями первых людей. я изучала науки точные, и геометрию, и философию, и врачевание, и логику, и риторику, и изъяснение и запомнила многое из богословия. Я была привержена к поэзии и играла на лютне, узнала, где на ней места звуков, и знаю, как ударять по струнам, чтобы были они в движении или в покое. Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке».
Назовите науки, которые были знакомы арабской девушке. Какие из них считаются науками и сегодня?
Девушка знала многие науки, подавляющее большинство которых и сегодня являются науками или входят в те и иные науки. Она изучала:
— грамматику и лексику (сегодня это части языкознания),
— законоведение и науку о долях наследства (сегодня юриспруденция),
— толкование Корана и богословие (сегодня части теологии),
— музыку (учитывая, что она упомянута отдельно от игры на лютне, видимо это то, что сегодня называется наукой музыковедением),
— счёт и деление (сегодня часть математики),
— землемерие (также наука),
— сказания первых людей (сегодня нечто подобное изучает история),
— философию, логику и риторику (сегодня все они входят в философию),
— геометрию (также наука),
— врачевание (сегодня медицина).
И только поэзия и игра на лютне сегодня — виды искусства, а не науки.
Задание к параграфу №2. Пользуясь текстом параграфа и иллюстрациями, составьте рассказ о жизни в средневековом мусульманском городе, используя слова: халиф, дворец, мечеть, минарет, медресе, базар.
В медресе шли занятия, как и всегда, изо дня в день. Изо дня в день недалеко от дворца местного султана учились его будущие советники. Халиф был далеко, его власть признавалась только формально, на самом деле султан правил самостоятельно у него был свой двор и этому двору требовались учёные чиновники.
Сейчас, тайком засыпая под жужжание мух и монотонное чтение наставника, ученики мечтали вырваться в город.
Восточный город — это один сплошной базар. На всех улицах стояли лавки, навесы которых давали спасительную прохладу. Здесь можно было купить всё, от халвы до рабов. Можно было ничего и не покупать. Многие приходили на базар просто посмотреть и поговорить. Несколько слов с одним знакомым, несколько с другим, так мог пройти весь день. Манили ароматы сладостей и специй. Можно было их даже не покупать, а слегка попробовать. Щепотку в одной лавке, щепотку в другой — так и окажешься сытым, ничего не заплатив.
Гул и суета базара прерывались только пять раз в день, когда с высокого минарета муэдзин призывал к молитве. Тогда все оставляли свои дела и устремлялись в мечеть. А после молитвы снова высыпали на улицы.
Однако ученикам ещё долго было сидеть в тиши медресе, будто для них и не заканчивалась молитва, только молитва знаниям.
Каково было отношение арабов к завоеванным народам?
Каково было отношение арабов к завоеванным народам?
Как оно изменилось?
Ы. я точно не помню, но примерно так.
Как арабы распространяли исламскую религию на завоеванных территориях?
Как арабы распространяли исламскую религию на завоеванных территориях.
Рассажите о ходе арабских завоеваний?
Рассажите о ходе арабских завоеваний.
Объясните причины военных успехов арабов?
Объясните причины военных успехов арабов.
К каким народам относятся арабы?
К каким народам относятся арабы.
Когда Индия была завоевана арабами?
Когда Индия была завоевана арабами?
Ответьте на вопросыОстготы :Кто были главные внешние враги остготского королевства?
Ответьте на вопросы
Кто были главные внешние враги остготского королевства?
Каковы были действия короля по отношению к завоеванному населению?
Кто были главные внешние враги франского королевства?
Каковы были действия короля по отношению к завоеванному населению?
. Каково было отношение европейских государств к революционной Франции?
. Каково было отношение европейских государств к революционной Франции?
Объясните, почему оно было именно таким.
Какие страны были завоеванные арабами в восьмом веке?
Какие страны были завоеванные арабами в восьмом веке?
В каком году арабы завоевали Мавринарх?
В каком году арабы завоевали Мавринарх.
Либо 1) раскольники 2) стрельцы.
Гончарное дело, пользовались посудой слепленной из глины.
Я считаю что автор этих тестов С. Е. Воробьева.
1) Потому что я не очень умная. 2) Потому что он очень красивый.
Слово «опричнина» берёт корни от древнерусского «опричь», которое переводится как «кроме», «особый». Этим термином в 16 веке называли территории, которые уже находились личном пользование государя и его ближнего окружения. Если же говорить про внут..
Тяжелая и затяжная война с Джунгарией хотя и закончилась внушительными победами народного ополчения, но успех все же не был закреплен.
§ 9. Завоевания арабов и создание Арабского халифата
§ 9. Завоевания арабов и создание Арабского халифата
Начало завоевательных походов арабов
Смерть Мухаммеда привела к восстаниям противников исламского государства, вспыхнувшим в разных концах Аравии. Однако эти выступления были быстро подавлены, и мусульмане приступили к завоеванию других стран. Главными противниками арабов оказались Византийская империя и Иран.
Военные успехи мусульман
В ходе завоевательных походов войско арабов во главе с халифами подчинило себе богатейшие страны Ближнего Востока. Сирия, Палестина, Междуречье были отняты им у византийцев. Арабы овладели крупнейшим городом Сирии Дамаском и священным городом христиан и иудеев Иерусалимом. После нескольких поражений перестала существовать Иранская держава. В Африке арабы захватили Египет. Византийская армия и здесь не смогла противостоять завоевателям. Крупнейший город Египта Александрия без боя сдался мусульманам, которые обещали за богатый выкуп не трогать христианские храмы. Из своих восточных владений византийские императоры сумели сохранить лишь Малую Азию. Арабы не раз осаждали Константинополь, но взять его не смогли.
Мусульмане штурмуют крепость в Сирии. Средневековый рисунок
Подчинив себе Северную Африку, арабы в начале VIII века переправились через Гибралтарский пролив и высадились в Испании. Небольшое войско арабов разгромило армию вестготского короля. Несмотря на упорное сопротивление, города вестготов пали один за другим. К 718 году вся Испания, кроме небольшой области на севере страны, оказалась в руках арабов. Затем они вторглись в пределы Франкского королевства и были остановлены только Карлом Мартеллом в битве при Пуатье.
Вспомните, в какую эпоху и кем был основан город Александрия.
К середине VIII века в результате завоеваний возникло огромное мусульманское государство – Арабский халифат. В его состав вошли земли с плодородными почвами – Египет и Междуречье, которые раньше были житницами Древнего Рима и Византии. Арабы захватили все известные в то время месторождения золота. Они поставили под свой контроль морские и сухопутные торговые пути, соединявшие рынки Средиземноморья со странами Дальнего Востока, Центральной Азии, внутренними районами Африки. Всё это сделало халифат богатейшим государством мира.
Походы и завоевания арабов. Арабский халифат
Первые халифы и раскол в исламе
Первые халифы по своему образу жизни мало чем отличались от простых мусульман. Как и пророк Мухаммед, они обладали светской и духовной властью. В период завоеваний халифы должны были быть и военачальниками. Талантом полководца прославился халиф Омар (634–644). Он слыл суровым, но справедливым правителем, который не стремился к личному обогащению, хотя арабское войско овладело огромными сокровищами.
Мечеть Омара в Иерусалиме
После смерти Омара халифом был избран Осман (644–656). Новый халиф происходил из рода, первоначально враждебного Мухаммеду, но затем принявшего ислам. При распределении богатств, захваченных во время походов, и назначении на важные должности Осман отдавал предпочтение своим родственникам. Наместники завоёванных областей, обладавшие реальной военной силой, всё меньше прислушивались к халифу, жившему в Медине. Мусульманская знать организовала против Османа заговор, и халиф был убит на пороге собственного дома. При этом кровь правителя попала на список Корана, который он держал в руках.
Ещё более драматичные события развернулись при халифе Али (656–661). Междоусобная война и последовавшее за ней убийство Али привели к расколу мусульман на враждующие группировки – суннитов и шиитов. После гибели Али в 661 году халифом объявил себя наместник Сирии. Он не поехал ни в Мекку, ни в Медину, а остался в Дамаске, основав династию Омейядов.
Внутренняя жизнь Арабского халифата
В конце VII века халифы из «заместителей» пророка Мухаммеда превратились в неограниченных правителей, а их власть из выборной стала наследственной. В руках халифов сосредоточились несметные богатства, стекавшиеся из завоёванных стран. Ежегодно в их столицу в виде дани поступали тонны серебра и золота. Ими правители могли распоряжаться по своему усмотрению. Большое влияние на дела государства оказывала мусульманская знать, состоявшая не только из арабов, но и из представителей других народов, населявших халифат. Знатные мусульмане – полководцы и наместники провинций быстро забыли призывы пророка Мухаммеда презирать богатство и делиться своим имуществом с бедными. Подражая вельможам захваченных стран, они возводили великолепные дворцы, наполненные сокровищами.
Торговля на мусульманском базаре. Средневековый рисунок
Завоёванные арабами земли были объявлены собственностью всей мусульманской общины. Люди, жившие на этих землях, должны были платить поземельный налог или принять ислам. На завоёванных землях арабы сначала насильно не принуждали местное население становиться мусульманами. «Людям Писания» – христианам и иудеям, признававшим единого Бога, разрешалось жить по законам их веры, но они должны были платить особую подушную подать. К язычникам мусульмане относились нетерпимо: под страхом истребления им предлагалось принять ислам. Населению завоёванных стран было выгодно переходить в новую веру, так как оно сразу освобождалось от налогов. Мусульмане платили только милостыню в пользу бедных.
Почему мусульмане терпимо относились к вере христиан и иудеев?
Однако через несколько десятилетий отношение мусульман к людям других религий изменилось, и начались их притеснения. Один из халифов издал указ, в котором приказывал христианам и иудеям «носить отныне платье жёлтое; не носить белого платья, дабы не походить на мусульман; разрушить заново построенные храмы, удвоить поголовную подать; не позволять им входить в мусульманские бани… не брать себе мусульман для личных услуг…». Христианин, посмевший ударить мусульманина, подвергался смертной казни.
Халиф Гарун аль-Рашид со своими приближёнными. Средневековая миниатюра
Что изменилось в отношении мусульман к представителям других религий?
Распад Арабского халифата
Мусульманские воины. Арабская миниатюра
Постепенно к X веку халифат лишился большинства владений, сохранив под своей властью только земли вокруг Багдада. Став простой игрушкой в руках своей армии, халифы потеряли светскую власть, сохранив авторитет только в делах религии. На месте огромной державы возникло множество мусульманских государств, в которых говорили на арабском языке. Несмотря на распад Арабского халифата, вера пророка Мухаммеда распространилась далеко за пределы Аравии. В страны Азии, Африки, Европы её несли не только воины, но и купцы и проповедники.
Пользуясь картой, перечислите страны и народы, завоёванные арабами. Назовите места важнейших побед и крупнейших поражений арабов.
Культура Арабского халифата и государств, образовавшихся на его месте, была тесно связана с мусульманской религией.
Обучение в медресе. Арабский рисунок
Обучение чтению, письму и арифметике считалось необходимым для понимания и усвоения Корана. Его текст заучивали наизусть, стремясь применять мудрость этой книги во всех жизненных ситуациях. Для обучения детей 5—10 лет создавались начальные школы.
Государство заботилось об образовании своих подданных. По приказу халифов создавались медресе, где подростки и взрослые продолжали образование.
Мусульманская библиотека. Средневековый рисунок
Они собирались вокруг учителя, который зачитывал древние тексты и труды учёных, объясняя непонятные места. В медресе изучали историю и основы ислама, математику, медицину, геометрию и другие науки.
Страницы из арабской рукописи по медицине
Уважение к знаниям, которое проявляли мусульмане, сочеталось с нетерпимостью ко всему, что, по их мнению, противоречило исламу. Нередко во время завоеваний мусульмане разрушали и уничтожали то, что считали чуждым своей вере. При дворе халифов в Багдаде и в других крупных городах возникали «Дома мудрости» – своеобразные академии наук. Здесь учёные занимались переводами на арабский язык сочинений авторов разных стран и эпох, в том числе известных мудрецов древности: Платона, Аристотеля, Архимеда. С некоторыми из этих трудов средневековых европейцев познакомили именно арабы.
Вспомните, чем были знамениты Платон, Аристотель, Архимед.
Торговля и путешествия сделали арабов знатоками географии. На составленных ими картах и в географических трудах содержалось описание всех областей тогдашнего мусульманского мира от Испании до Индии. Знали мусульмане о Китае, Корее, Сибири. В сочинениях «Чудеса стран», «Диковинки Земли», в «Книге путей и государств», а также в «Книге картины Земли» содержались подробные сведения о природе, народах, городах, занятиях жителей самых различных земель.
Миниатюра из арабской книги
Из далёкой Индии арабские учёные заимствовали удобную десятичную систему счёта, переняв у индийцев цифры, которые мы и сейчас именуем арабскими. Наука алгебра, появившаяся также в Индии, стала известна в Европе именно под арабским названием «ал-джебр».
Большая мечеть в Дамаске. VIII век
Далеко за пределами мусульманского мира было известно имя жившего в конце X – начале XI века учёного Ибн Сины (в Европе его звали Авиценна). Его перу принадлежали медицинские труды «Книга исцеления» и «Канон врачебной науки».
Слияние различных культурных потоков привело к возникновению мусульманской поэзии. Она прославляла победы в боях, возвышенные чувства любви, радости жизни.
Арабы любили слушать и рассказывать сказки. Бродячие сказители собирали, сочиняли и приносили в разные концы мусульманского мира фантастические рассказы. Постепенно они составили огромный сборник, получивший название «Тысяча и одна ночь». В него вошли сказки не только арабов, но также греков, персов, индийцев и других народов. Наиболее известны повествования об отважном багдадском купце Синдбаде-мореходе, совершавшем свои рискованные путешествия в дальние страны.
Вид города Алеппо в Сирии. Средневековый рисунок
Законы мусульманской религии запрещают изображать Бога. Поэтому на стенах зданий, в книгах можно видеть лишь замысловатые узоры и орнаменты, составленные из арабских букв, складывающихся в слова. Нередко это были цитаты из Корана или высказывания пророка Мухаммеда. На мусульманском Востоке широкое распространение получила каллиграфия. Арабский язык и арабская письменность были известны во всех странах, жители которых исповедовали ислам.
Арабские завоевания привели к возникновению огромного Арабского халифата. В странах, вошедших в его состав, жизнь людей была организована в соответствии с требованиями исламской религии. Арабы-мусульмане стремились расширить свои знания об окружающем мире. Они создали особый мир культуры, которая была тесно связана с мусульманской религией. Многое из достижений учёных Арабского халифата превосходило уровень науки европейских стран того времени.
Сунниты – сторонники одной из группировок в исламе, почитающие не только Коран, но и устное предание о деяниях и высказываниях Мухаммеда – Сунну.
Шииты – сторонники одной из группировок в исламе, признающие Коран единственной священной книгой, считающие законным халифом только Али и его потомков.
Медресе – учебное заведение в исламских странах.
Каллиграфия – искусство красивого и чёткого письма.
• 661 год. Начало правления династии Омейядов.
• 750 год. Свержение Омейядов, начало правления династии Аббасидов.
«Все знания в конечном счёте связаны с религией и обретаются во имя Аллаха».
1*. Расскажите о ходе арабских завоеваний. Почему арабам-мусульманам удалось быстро завоевать многие страны Востока?
2. Каково было отношение арабов к завоёванным народам? Как оно изменялось? Почему?
3. Какой властью обладали халифы?
4. Какие изменения произошли в Арабском государстве к Х веку по сравнению со временем первых халифов?
5. Назовите причины распада Арабского халифата.
6. Какое влияние оказал ислам на культуру Арабского халифата?
7. Какие знания больше всего ценили мусульманские учёные? Как вы думаете, почему?
8. Что из научных знаний европейцы восприняли у мусульман?
1. В знаменитой книге сказок «Тысяча и одна ночь» рассказывается о разговоре халифа и учёной девушки. «О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь?» – спросил халиф. Девушка отвечала: «Я знаю грамматику, поэзию, законоведение, толкование Корана и лексику, знакома с музыкой и наукой о долях наследства, и счётом, и делением, и землемерием, и сказаниями первых людей… я изучала науки точные, и геометрию, и философию, и врачевание, и логику, и риторику, и изъяснение и запомнила многое из богословия. Я была привержена к поэзии и играла на лютне, узнала, где на ней места звуков, и знаю, как ударять по струнам, чтобы были они в движении или в покое… Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке».
Назовите науки, которые были знакомы арабской девушке. Какие из них считаются науками и сегодня?
2. Пользуясь текстом параграфа и иллюстрациями, составьте рассказ о жизни в средневековом мусульманском городе, используя слова: халиф, дворец, мечеть, минарет, медресе, базар.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата
§ 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата Возникновение ислама. Самая молодая из мировых религий – ислам – зародилась на Аравийском полуострове. Большинство его жителей, арабов, занималось скотоводством и вело кочевой образ жизни. Несмотря на это, здесь
Как дракон превратился в арабского царя
Как дракон превратился в арабского царя Весьма интересно, что Атар, получивший в последующей авестийской трактовке образ смертного воина-богатыря, борется не с кем-нибудь, а с драконом. Борьба между драконоборцем и трехглавым драконом идет за обладание символом
ОТ АРАБСКОГО ГОСУДАРСТВА К МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
ОТ АРАБСКОГО ГОСУДАРСТВА К МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ Переход власти от Омейядов к Аббасидам не просто знаменовал смену правящей династии, он сопровождался радикальными социально-политическими изменениями, в результате которых Халифат превратился из империи арабов в
ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА. ХАЛИФАТ АББАСИДОВ И РАСЦВЕТ АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА. ХАЛИФАТ АББАСИДОВ И РАСЦВЕТ АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЫ Бартольд В.В. Сочинения. М., 1966. Т. VI: Работы по истории ислама и Арабского Халифата.Белл R, Уотт УМ. Коранистика: Введение: Пер. с англ. СПб., 2005.Бертельс Е.Э. Избранные труды. М., 1965. Т. 3:
Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя
Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя После смерти Мухаммеда (632) в качестве главы мусульман был избран его родственник Абу-Бекр, с титулом халифа, т.е. «наместника». Следующие три халифа, Омар, Осман и Али, также были избираемы, но
Книга II. Начало арабского наступления
Книга II. Начало арабского наступления Мои начальники были изумлены такими благоприятными новостями, но пообещали помощь, а пока что послали меня, во многом против моей воли, назад в Аравию. Я достиг лагеря Фейсала в тот самый день, когда турки прорвали оборону
Страны Арабского халифата
Страны Арабского халифата Золотые маураведины, или динары, чеканились во многих странах Арабского халифата, включавшего территории юга Испании и юга Франции на западе, Средиземноморского побережья Африки, Среднего Востока и современной Средней Азии на востоке. На этой
Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя
Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя После смерти Мухаммеда (632) в качестве главы мусульман был избран его родственник Абу-Бекр, с титулом халифа, т. е. «наместника». Следующие три халифа. Омар, Осман и Али, также были избираемы,
7.2. Итог Великого = «Монгольского» завоевания XIV века — создание Великой Русской Средневековой Империи
7.2. Итог Великого = «Монгольского» завоевания XIV века — создание Великой Русской Средневековой Империи Согласно нашей реконструкции, в итоге великого = «монгольского» завоевания мира, вышедшего в начале XIV века н. э. из Руси-Орды, большая часть восточных и
9.9. РАСПАД АРАБСКОГО ХАЛИФАТА
9.9. РАСПАД АРАБСКОГО ХАЛИФАТА Вернемся теперь к истории Ближнего Востока. Как отмечалось выше, в 810-830-х гг. Арабский халифат был охвачен тяжелым кризисом, который проявлялся в династических распрях, в восстаниях простого народа и в гражданских войнах. В ходе этих войн
Ученые Арабского халифата о географии Восточной Европы
Ученые Арабского халифата о географии Восточной Европы Очевидно, что Балтика и земли ильменских славян и кривичей из сферы поиска территории русов должны быть исключены. Другой интересующий нас ориентир в арабо-персидской географии, весьма легко поддающийся
§ 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата
§ 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата Возникновение исламаСамая молодая из мировых религий – ислам – зародилась на Аравийском полуострове. Большинство его жителей, арабов, занималось скотоводством и вело кочевой образ жизни. Несмотря на это, здесь
§ 10. Завоевания арабов и создание Арабского халифата
§ 10. Завоевания арабов и создание Арабского халифата Начало завоевательных походов арабовСмерть Мухаммеда привела к восстаниям противников исламского государства, вспыхнувшим в разных концах Аравии. Однако эти выступления были быстро подавлены, и мусульмане
Транслитерация с арабского языка
Транслитерация с арабского языка Транслитерация, обозначенная в таблице как «Английский», обычно используется в англоязычных научных публикациях[5]. В эту систему включены несколько диграфов (например, th или sh). В некоторых публикациях эти диграфы объединяются чертой,