каково отношение автора к крестьянским детям
Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам
Учебник: «Литература. 5класс», часть 1. Автор: Г.С.Меркин, 2011 год.
Анализ стихотворения по частям.
1 часть. Охотник возвращается в родную деревню
— Что узнаём из 1 части? ( Охотник рад возвращению в родную деревню, доволен ночлегом, радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей.)
— Как автор относится к крестьянским детям, которые рассматривают его через щели сарая? (С нежностью, с умилением говорит о них: » глазки смешались, как в поле цветы», » я детского глаза люблю выраженье». Поэт расстроган, он как будто встречается с детством.)
2 часть. Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого охотника.
Выразительное чтение по ролям диалога ребят (шёпот 9 ребят).
— Каким показался детям охотник? Что они увидели? (Дети внимательные, всё увидели: бороду, длинные ноги, часы, золотую цепь, собаку, ружьё.)
— Что важно выявить детям? (Незнакомый охотник барин или нет?)
— Понравился детям барин? (Нет, они изрекли приговор: «Такому- то гусю уж что за охота! Лежал бы себе на печи!»
— Как вы думаете, кому рассказывает лирический герой- охотник о случае на охоте? (Друзьям.)
— Образ рассказчика меняется на протяжении стихотворения. Он обращается и к читателям привилегированных сословий, и к крестьянским детям.(Наблюдение.)
3 часть. Воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом.
1. Выразительное чтение отрывка от слов «О милые плуты» до слов «и клали рядком на перила моста»
— Почему автор завидует крестьянским детям? (Их жизнь полна поэзии, они свободны в общении друг с другом и с природой).
— Детей читателя привилегированного сословия лирический герой иронично и грустно называет «балованными детками», сожалеет о том, что дворянским детям недоступны многие радости, которые открывают свободное общение с природой.
— Какие чувства волнуют лирического героя при воспоминании о грибных набегах, о змее? (Сравнивая себя, дворянского сына, с крестьянскими ребятишками, герой подчёркивает смекалку находчивость, практичность детей из народа.)
— Почему так беспощадно сражались юные герои со змеями? (Дети сражались со злом, которое в их сознании связано с образом сказочного Змея Горыныча, и, воображая себя сказочными богатырями, они ожидают славы за подвиги.)
— Какова позиция лирического героя? Для чего он это рассказывает? (Перед нами человек, причастный к жизни крестьянских детей, журналист, стремящийся развенчать представления о крестьянстве как о людях «низкого рода»)
2. Выразительное чтение отрывка от слов » У нас же дорога большая была:» до слов «Что новый прохожий то новый рассказ».
3. Выразительное чтение отрывка от слов «Ух, жарко! до слов «Живого в деревню тащат с торжеством»
4. Исследовательская работа с текстом.
— Сколько восклицательных предложений в отрывке? (10.) Какова интонация этого отрывка? (Рассказчик с восторгом рассказывает о крестьянских ребятишках.)
5. Выразительное чтение отрывка от слов «Довольно, Ванюша. » до слов «Зато ему рано знакомы труды».
— Каково значение сочетания слов «нарядной своей стороной»? (Речь идёт о радости труда, приносящие свои щедрые плоды)
— Почему » Ванюша в деревню въезжает царём»? (Ребёнок осознаёт значимость такого труда, испытывает гордость от причастности к общему делу.)
— Каково значение фразы: » Другой стороною медаль»? (Значит, противоположной, всегда отрицательной стороной.)
— Какова теневая сторона той жизни, которая изображена в стихотворении? Каков смысл строчек: «Но вырастет он, если Богу угодно:»? (Пропадёт. Крестьянский ребёнок лишён родительского внимания, опеки и легко может погибнуть, оставшись один на один с опасностью в лесу или на реке. Тяжёлый крестьянский труд тоже отнимает немало сил.)
6. Выразительное чтение отрывка «Однажды в студёную зимнюю пору».
— О чём размышляет автор, рассказывая историю крестьянского мальчика? (Крестьяне, серьёзно и строго относились к труду, чувствовали долг перед семьёй, были примером для своих детей.) Автор испытывает противоречивые чувства: он любит русскую природу, родину и ненавидит рабство, «клеймо нелюдимой, мертвящей зимы».
— Какие мысли автор называет честными? (Мечты о свободе, о счастье народа, о судьбе крестьянских детей, о судьбе России).
— Автор призывает «хранить вековое наследие». Что это? (Лучшие традиции русского народа, любовь к родине, к родной земле, ощущение её красоты, то что остаётся с человеком всю жизнь.)
— Какова позиция лирического героя в отрывке «Играйте же, дети! Растите на воле!»? (Перед нами гражданин своего отечества, призывающий молодое поколение беречь лучшие традиции отцов и дедов.)
4 часть Представление собаки Фингала для деревенских зрителей
Выразительное чтение последней части.
— Изменилось ли как-то отношение детей к охотнику? (Да, они прониклись доверием к приезжему, не боялись уже его, не убежали. Поняли, что он добр, если их не прогнал, а Фингалку заставил для них выступать.)
— Почему Н.А.Некрасов заменил название «Детская комедия» на «Крестьянские дети»? Автор написал произведение, в котором нашла отражение подлинная жизнь русского народа. Это не представление, разыгранное на сцене для читателя, а сама действительность.
Дом. задание: выучить отрывок наизусть «Однажды в студёную зимнюю пору:»
Каково отношение автора к природе, крестьянским детям, их рассказам?
Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг».
Каково отношение автора к природе, крестьянским детям, их рассказам? Что главное увидел и понял писатель в ребятах? Как вам кажется, есть ли связь между одухотворенными образами мальчиков и общей антикрепостнической направленностью «Записок охотника»?
Обсуждение вопроса:
Автор любуется и восхищается окружающей природой, которая для него раскрывает все оттенки красок. Он так же симпатизирует этим крестьянским мальчишкам, которые очень разные и интересные по-своему.
Природа в произведении не только фон, но и герой, сопереживающий, отражающий чувства других героев рассказа. Охотник заблудился, занервничал – и его охватила неприятная сырость, дороги не стало, кусты «какие-то некошеные», мрак «угрюмый», камни как будто сползлись в лощину «для тайного совещания». Но вот он нашел ночлег и успокоился около костра, теперь «картина была чудесная». Природа оживает в рассказах ребят, они населяют ее живыми существами: на фабрике живет домовой, в лесу – леший и русалка, в реке – водяной. Непонятное они объясняют понятным через сравнения (русалка беленькая, «как пескарь», голос у нее жалобный, «как у жабы») и через простые толкования сложных вещей (Гаврила заснул, Ермил был пьяный), хотя простое не вызывает у них интереса. Природа как бы сама участвует в диалоге с ребятами. Поговорили про русалок – кто-то захохотал, заговорили про барашков и покойников – собаки залаяли. Камни, реки, деревья, животные – все вокруг живое для ребят, все вызывает страх и восхищение. Не все суеверны, о даже реалист Павел слышит голос утонувшего Васи и верит в водяного.
Думаем, что связь между образами мальчишек и антикрепостнической направленностью «Записок охотника» есть. Она заключается в том, что автор показывает крестьянских детей, у них есть радости, горести, беды, трагедии, многие из них умирают, они не учаться, их взгляды на жизнь иногда базируются на мифологических представлениях о жизни.
Отношение автора к природе, крестьянским детям, их рассказам можно определить как добродушное, любовное, проникнутое чувствованием их красоты и поэзии, их значительности. Поэтическая душа живет в каждом из детей, и автор это четко подмечает. Он понял и почувствовал ребят, таких разных по своему душевному складу, оценил их дружеские отношения. В этих мальчишках уже есть то, что делает и взрослого человека интересным для окружающих, позволяет признать личностью.
Связь между одухотворенными образами мальчиков и общей антикрепостнической направленностью «Записок охотника» все же существует. Дети в рассказе показаны умными и мыслящими, духовно богатыми и способными понять окружающий их мир, хотя они, как и их родители, являются крепостными. Они прежде всего люди, существа духовные, внутренне содержательные, и автор хочет показать антигуманность крепостничества, стремящегося закабалить живую человеческую душу, сделать ее вещью, чьей-то собственностью. Такой общественный порядок не имеет права на существование.
Конспект урока по литературе для 5 класса по стихотворению Н.А Некрасова «Крестьянские дети»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок литературы в 5 классе
Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»
Основная тема стихотворения и способы ее раскрытия.
Отношение автора к персонажам стихотворения « Крестьянские дети» Оксюморон-выразительное средство, используемое автором в стихотворении
С каким поэтом мы познакомились на предыдущем уроке?Вспомним его творческую биографию.
1.Презентация картины А.Г.Веницианова « Крестьянские дети в поле»-русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни. Русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни,член императорской академии художеств. Его называют основоположником русской жанровой живописи.
В сцене, непосредственно взятой из действительности.с тонкой наблюдательностью художник подчеркнул ряд характерных моментов. Правдиво и метко переданы типы крестьянских детей
В ранней работе « Игра в бабки» проявились свойственные ему наблюдательность, чувство юмора, умение правдиво и в непритязательной форме воспроизвести будничное течение жизни. Художник метко подметил характерные черты своих маленьких героев, ему, несомненно удалось изобразить сельский пейзаж»
ВОПРОС; Как вы думаете что объединяет произведение Некрасова
И писатель, и художник хорошо знают жизнь крестьян и относятся к ним с любовью и уважением. О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какую задачу должны поставить? ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ПЕРСОНАЖАМ СТИХОТВОРЕНИЯ « КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ»
Кто лирический герой стихотворения и каким вы представляете его?
Прочитаем первые строчки стихотворения от слов « Опять я в деревне» до слов « Чу, шепот опять»
Выразительное чтение по ролям.
Обратимся к тексту « О милые плуты до слов « И клали рядком на перилы мота»
Каков смысл строчек : « Счастливый народ! Ни науки ни неги, не ведают в детстве они)
Крестьянские дети не знают, что такое роскошь. Пагубно воздействующая на неокрепшие детские души.
Какие чувства волнуют лирического героя при воспоминаниях о набегах, о змее?( Сравнивая себя, дворянского сына, с крестьянскими ребятишками, герой подчеркивает смекалку, находчивость, практичность детей из народна
( Дети сражаются со злом, которое в их сознании связано с образом сказочного Змея Горыныча и, воображая себя сказочными богатырями, ожидают славы за подвиги)
Прочитаем выразительно « У нас же дорога большая была» до слов « Что новый прохожий, то новый рассказ»
(Дорога-это своеобразный учебник, по котором у ребятишки постигали науку жизни.
Выразительное чтение наизусть отрывка « Ух, жарко» до слов « Живого в деревню тащат с торжеством»
В начальной школе вы учили отрывок о мальчике Власе. Кто желает прочитать наизусть?
Задание на листочках( в группах)
Состояние мальчика и рассказчика передано с помощью художественн ого приема-оксюморона.
Оксюморон( острая глупость)-сочетание противоречивых понятий. Слияние контрастных значений осознается как вскрытие между названием предмета и его сущностью, между традиционной оценкой предмета и его подлинной значимостью.
Какие мысли рассказчик называет « Честными»?
Честные мысли-это мечты о свободе и счастье народа. Мысли о крестьянских детях, об их судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.
Привычка к труду благородная входит в сознание ребенка с детства и остается с ним на всю жизни. Вековое наследство- это лучшие традиции русского народа, любовь к родине, родной земле, ощущение ее красоты.
Каков смысл фразы « И пусть обаянье поэзии детства Проводит вас в недра землицы родной.
Обратимся к таблице( проверка)
-Что нового вы узнали?
Напишите небольшое мини-сочинение. Подобрать 5 примеров оксюморона из различных стихотворений Н.А.Некрасова.
Домашнее задание : дописать сочинение, прочитать стихотворение « Тройка»Найти народную песню
Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения.
Николай Алексеевич Некрасов писал о жизни крестьян много и просто. Не обошёл стороной и деревенских детей, писал для них и о них. Маленькие герои выступают в некрасовских произведениях, как вполне сложившиеся личности: смелые, любознательные, ловкие. При этом они просты и открыты.
Писатель хорошо знал жизнь крепостных: в любое время года тяжёлый труд с утра до вечера, барские разборки и наказания, притеснения и унижения. Беззаботное детство проходило очень быстро.
Стихотворение «Крестьянские дети» особенное. В этом произведении автор сумел отразить действительность и натуральность. Использовал один из своих любимых приёмов — перемещение во времени. Для знакомства с ярким персонажем, маленьким Власом, писатель из летней поры переносит читателя в зимнюю стужу, а после снова возвращает в летнюю деревню.
Богатый образ крестьянских детей
Будущий писатель родился в простой, небогатой, но уважаемой семье. Ребенком он часто играл со сверстниками. Ребята не воспринимали его как высшего и барина. Некрасов никогда не отказывался от простой жизни. Ему было интересно познавать новые миры. Поэтому, наверное, он один из первых ввел образ простого человека в высокую поэзию. Именно Некрасов заметил прекрасное в деревенских образах. Позже его примеру последовали и другие писатели.
Смотреть галерею
Сформировалось движение последователей, которые писали, как Некрасов. «Крестьянские дети» (анализ которого можно провести, основываясь на исторический период, в котором была написана поэма) заметно выделяются из всего творчества поэта. В других произведениях больше горя. А эти дети полны счастья, хотя автор и не питает больших надежд относительно их светлого будущего. Малышкам нет времени болеть и размышлять над ненужным. Их жизнь полна разноцветья природы, в которой им посчастливилось жить. Они трудолюбивые и по-простому мудрые. Что ни день — то приключение. Вместе с тем дети по крупицам впитывают науку от старших. Их интересуют легенды и истории, не чураются даже работы столяра, о котором говорится в поэме.
Несмотря на все проблемы, они счастливы в своем уголке рая. Автор говорит, что таких ребят нечего жалеть и ненавидеть, им нужно завидовать, ведь дети богачей не имеют такого колорита и свободы.
Образ крестьян-холопов
Другой тип крестьян, изображенный в поэме – это холопы. Годы крепостного права искалечили души некоторых людей, которые привыкли пресмыкаться и уже не мыслят своей жизни без власти над собой помещика. Некрасов показывает это на примерах образов холопов Ипата и Якова, а также старосты Клима. Яков – это образ верного холопа. Всю свою жизнь он потратил на выполнение прихотей своего барина: «Только и было у Якова радости: / Барина холить, беречь, ублажать». Однако нельзя жить с барином «ладком» – в награду за примерную службу Якова барин отдает в рекруты его племянника. Тогда-то у Якова и открылись глаза, и он решился отомстить своему обидчику. Клим становится начальником благодаря милости князя Утятина. Скверный хозяин и ленивый работник, он, выделенный барином, расцветает от чувства собственной важности: «Горда свинья: чесалася / О барское крыльцо!». На примере старосты Клима Некрасов показывает, как страшен вчерашний холоп, попавший в начальники – это один из самых отвратительных человеческих типажей. Но сложно провести честное крестьянское сердце – и в деревне Клима искренне презирают, а не боятся.
Итак, из различных образов крестьян «Кому на Руси жить хорошо» складывается цельная картина народа как огромной силы, уже начинающей понемногу восставать и осознавать свое могущество.
Тест по произведению
Введение в поэму через сюжет
Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» начинается с описания нескольких предыдущих дней. Рассказчик охотился и уставший забрел в сарай, где и заснул. Его разбудило солнце, что пробивалось в щели. Он услышал голоса птиц и узнал голубей и грачей. По тени узнал ворону. В щель на него смотрели глаза разного цвета, в которых были покой, ласка и доброта. Он понял, что это взгляды детей.
Поэт уверен, что такие глаза могут быть только у деток. Они тихо между собой комментировали то, что видели. Один смотрел на бороду и длинные ноги рассказчика, другой на большую собаку. Когда мужчина, вероятно сам Некрасов, открыл глаза, дети бросились прочь, как воробьи. Как только поэт опустил веки, появились снова. Далее заключили, что он не барин, ведь не лежит на печи и ехал с болота.
Размышления автора
Далее Некрасов отрывается от сюжетной линии и предается размышлениям. Он признается в своей любви к детям и говорит, что даже те, кто воспринимает их как «низкого рода людей», все равно когда-то им завидовали. В жизни бедноты больше поэзии, говорит Некрасов. Крестьянские дети делали вместе с ним грибные набеги, клали змей на перилах моста и ждали реакции прохожих.
Смотреть галерею
Под старыми вязами отдыхали люди, ребятишки их обступали и слушали истории. Так узнали легенду про Валила. Живший всегда богачом, он как-то разозлил Бога. И с тех пор не было у него ни урожая, ни меда, только волосы в носу хорошо росли. Другой раз рабочий человек раскладывал инструменты и показывал заинтересованным детям, как пилить и рубить. Истомленный мужчина засыпал, а ребята давай пилить и строгать. Затем нельзя было сутки убрать пыль. Если говорить про истории, которые описывает поэма «Крестьянские дети», Некрасов как бы передает собственные впечатления и воспоминания.
Индивидуальные задания На предыдущем уроке мы предложили нескольким ученикам подготовить сообщения о детстве Н. А. Некрасова. Карточки с текстами (они даны ниже) учитель даст детям домой (каждую карточку — двум-трем ученикам на случай, если кто-то из них не сможет присутствовать на уроке). Задание по карточкам может варьироваться в зависимости от уровня литературного развития учеников: — пересказать текст, соблюдая стилистические особенности; — пересказать текст; — прочитать текст выразительно.
«…Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими мальчишками и девчонками. „…Отношения мои к грешневцам были такие:
— Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте. — Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен подобный рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории? Важно, чтобы дети представили себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные случаи, которые приключались с ними. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации и добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе смеялись и шутили. Для чего это необходимо? Чтобы уяснить позицию, в которой находятся друг по отношению к другу рассказчик и слушатели. Стихотворение сложно, в частности, тем, что позиция эта несколько раз на протяжении текста изменяется. На доске и в тетрадях можно нарисовать следующую таблицу. Сначала заполним в ней первую строку, затем будем заполнять ее по ходу анализа.
Часть | Содержание | Рассказчик | Слушатели |
1 | Встреча охотника с крестьянскими детьми | Охотник | Друзья, гости |
2 | Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом | Журналист, публицист | Читатель из дворян, из общества образованных людей |
3 | Обращение к крестьянским детям | Гражданин, который думает о будущем народа | Крестьянские дети |
4(1) | Встреча охотника с крестьянскими детьми | Охотник | Друзья, гости |
— История встречи с детьми — как красивая рама большой картины. Как вы думаете, с чем еще можно сравнить строение этого стихотворения? Дети могут предположить, что стихотворение похоже на матрешку, в которой история охотника и детей — самая большая, первая матрешка, а в ней спрятаны другие. Или сравнить стихотворение с домиком, где начало и конец — стены, а внутри есть комнаты, в которых находится что-то важное. Если это дом, то у него должна быть крыша (это в нашем сравнении важная деталь). Учитель может продолжить работу с одним из этих сравнений, нарисовав нужный образ на доске. Мы остановимся на образе дома. — У нас есть стены дома — начало и конец. Посмотрим, что же внутри этого дома. Сообщения учеников Попросим выступить детей, выполнявших индивидуальные домашние задания. Их сообщения дадут ученикам толчок к дальнейшему осмыслению содержания стихотворения. Трудность для учеников часто в том, что они думают, будто это взрослый автор ходил с крестьянскими детьми за грибами и смотрел на прохожих на большой дороге. Сообщения, предваряющие комментированное чтение второй части, помогут учителю направить мысли учеников в нужное русло. Комментированное чтение 1. Дети читают текст:
О, милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей; Но если бы даже ты их ненавидел, Читатель, как «низкого сорта людей», — Я все-таки должен сознаться открыто, Что часто завидую им: В их жизни так много поэзии слито, Как дай Бог балованным деткам твоим. Счастливый народ! Ни науки, ни неги Не ведают в детстве они. |
— Почему автор называет крестьянских детей милые плуты? Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла. — «О, милые плуты!» — этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание? — В первом отрывке охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке? Первое, что заметят дети, — меняется адресат. В тексте он назван: читатель, причем читатель преимущественно из дворянского сословия, — автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого сорта». Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «…Я все-таки должен сознаться открыто, / Что часто завидую им…» — Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «В их жизни так много поэзии слито…»? — Кого автор называет балованными детками? — Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они»? 2. Читаем следующий отрывок со слов: «Я делывал с ними грибные набеги…» — до слов: «Должно быть, за подвиги славы мы ждали». — Кто «делывал с ними грибные набеги»? Рассказчик, когда он был мальчиком. Сделать этот вывод нам помогают прозвучавшие рассказы о детстве Некрасова. — Что значит грибные набеги! Почему автор употребляет слово делывал! Какой у него смысловой оттенок? — О какой ситуации говорит нам автор в первых четырех строчках этого отрывка?
Я делывал с ними грибные набеги: Раскапывал листья, обшаривал пни, Старался приметить грибное местечко, А утром не мог ни за что отыскать. |
…Те честные мысли, которым нет воли, Которым нет смерти — дави не дави, В которых так много и злобы и боли, В которых так много любви! |
— Как вы думаете, что за мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»? Важно, чтобы дети поняли, что мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее; вспомним отрывки из стихотворения «На Волге»:
О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски. Прочна суровая среда, Где поколения людей Живут и гибнут без следа И без урока для детей! Отец твой сорок лет стонал, Бродя по этим берегам, И перед смертию не знал, Что заповедать сыновьям. И, как ему, — не довелось Тебе наткнуться на вопрос: Чем хуже был бы твой удел, Когда б ты менее терпел? |
(Заполняем таблицу — с. 140 настоящего пособия.) Н. H. Скатов пишет: «В 1861 году пишутся „Крестьянские дети». В „Крестьянских детях» — сами детские слезы и смех, радость и драка, игра и работа. Именно летом 1861 года с „Крестьянскими детьми», с „Похоронами», с „Коробейниками» — прежде всего с „Коробейниками» — была разгадана роковая загадка многих лет, решился стоном ставший главным вопрос:
Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил, — Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил. |
Создав, по сути, в соавторстве с народом „Коробейников», поэт снял с себя этот буквально измучивший его до сей поры вопрос. Оказалось, что народ еще и не совершил всего, что мог, и создал совсем не только подобные стону песни, и совсем не почил духовно. Соответственно менялась вся система координат и переставлялись точки отсчета. Пришла большая внутренняя поэтическая свобода, редкая у Некрасова творческая легкость. Вот начало „Крестьянских детей»:
Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши. Живется легко. |
Казалось бы, всего лишь непритязательные „вирши» всего лишь о „крестьянских детях» вырастают в поэму о русской жизни: ведь, по сути, здесь идет уяснение жизнестойкости основного ядра национальной жизни. Кстати сказать, сама работа над „взрослой» поэмой «Коробейники» последовала тем же летом, немедленно вслед за этой „детской» поэмой. Сами стихи в этой детской поэме стягиваются, собираются и наконец концентрируются буквально в образе-символе, каким стал почти немедленно приобретший хрестоматийность „Мужичок с ноготок». Может быть, на первый взгляд такое утверждение применительно к обытовленному нами Некрасову покажется необычным, но на самом деле он один из самых больших и подлинных в нашей словесности мастеров и любителей контраста. За этим и литературный опыт романтика, и театральная практика драматурга, и — главное — особенности собственного глубоко русского национального характера с его крайностями и умением, в свою очередь, схватить и представить национальную жизнь в таких крайностях — противоречиях и противоположностях, часто полюсных. Потому-то, казалось бы, всего лишь непритязательная зарисовка у Некрасова деревенского детства, в сущности, есть сложное, буквально во всем, взаимодействие контрастных начал: „в больших рукавицах, а сам… с ноготок»; „Мужиков», но… „ребенок был так уморительно мал»; „малюточка», но — „басом». Лето: „А солнце палит их полуденным зноем». И почти сразу зима: „И зимнего солнца холодный (!) огонь (!)». Сами беспрерывные перепады образов и их контрастное противостояние обеспечивают взаимоусиление. Картинная бутафория, детский театр (первоначально все стихотворение называлось „Детская комедия»), но — жизнь. Да не просто в ее житейской достоверности, а в глубинной доподлинности.
„Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я…» |
Ведь уже в одной только этой фразе, которая выглядит вызывающим улыбку всего лишь бытовым ответом, сошлись и предстали такая природная жизненная сила, такая изначальная готовность к труду, такое исконное чувство ответственности, что последовавшая за этим — впервые у Некрасова — такая степень обобщения и такое заключение от самого малого к самому большому (опять — какой контраст) выглядят как естественная и необходимая формула закона:
Все, все настоящее русское было, С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы, Что русской душе так мучительно мило, Что русские мысли вселяет в умы, Те честные мысли, которым нет воли, Которым нет смерти — дави не дави, В которых так много и злобы и боли, В которых так много любви!» |
9. Читаем и комментируем последний отрывок от слов: «Играйте же, дети! Растите на воле!» — до слов: «Проводит вас в недра землицы родной. » — К кому обращается поэт в этих строках? Как меняется образ рассказчика? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то еще? (Заполняем таблицу — с. 140 пособия.) — Как вы понимаете выражения: красное детство, скудное поле, хлеб трудовой, обаянье поэзии детства? — Как вы думаете, какое вековое наследство призывает хранить поэт? Вековое наследство — это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование ее красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб. — Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего домика, т. е. между началом и концом, в которых рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми. Мы увидели, что этот текст состоит из нескольких частей. Сколько крупных частей в этом тексте? Какой прием лежит в основе его построения? Предыдущая работа поможет детям увидеть две большие части (можно сказать «комнаты», если продолжать метафору дома): светлую, «нарядную сторону» жизни и трудную, тяжелую сторону. Светлая сторона: 1—6-й отрывки. Трудная сторона: 7—8-й отрывки. 9-й отрывок — кульминационное обращение к детям — в этом контексте можно сравнить с крышей, которая венчает наш дом. Домашнее задание Разделим между учениками девять прочитанных отрывков и предложим каждому подготовить выразительное чтение своего отрывка стихотворения «Крестьянские дети». Четырем сильным ученикам поручим подготовить выразительное чтение и комментарии к первой и четвертой (заключительной) частям стихотворения (сцены встречи охотника с детьми): каждый отрывок и комментарии к нему будут готовить два ученика. Прочитать статью учебника об И. С. Тургеневе.
Будни крестьянских детей
Далее писатель ведет читателя к реке. Там кипит бурная жизнь. Кто купается, кто делится рассказами. Какой-то мальчик ловит пиявок «на лаве, где матка колотит белье», другой смотрит за младшей сестренкой. Одна девочка делает венок. Другая привлекает лошадь и скачет на ней верхом. Жизнь полна радости.
Смотреть галерею
Ванюшу отец позвал к работе, и парень с удовольствием помогает ему в поле с хлебом. Когда урожай собрали, он первый пробует новый хлеб. А после сидит верхом на телеге с соломой и чувствует себя царем. Другая сторона медали, что у детей нет права выбора будущего, и этим обеспокоен Некрасов. Крестьянские дети не учатся и счастливо растут, хотя им приходится трудиться.
Значение поэмы «Крестьянские дети»
Нужно сказать, что поэма написана была в год отмены крепостного права. В это время очень оживлённо, на правительственном уровне обсуждался вопрос об обучении крестьянских детей. Активно шли разговоры об организации школ на селе.
Литераторы тоже не стояли в стороне. Одна за другой выходили публикации у жизни, укладе, быте и образованности, а точнее, отсутствию образованности среди народа. Некоторые авторы не владели информацией о сельской жизни, но тоже активно предлагали свой взгляд на проблему. Такие ограниченные представления о крестьянском укладе Некрасов с лёгкостью останавливал.
Не удивительно что на этой волне «Крестьянские дети» стали очень популярны. Поэма напечаталась уже осенью 1861 года.
Образовательный процесс в деревнях очень плохо продвигался. Часто прогрессивная интеллигенция брала в свои руки какой-то регион и курировала его на свои средства.
Таким новатором был и Николай Алексеевич. Он на свои деньги выстроил школу, закупил учебники, нанял учителей. Ему во многом помогал священник Иван Григорьевич Зыков. Так дети получили возможность к первичному образованию. Правда, сначала образование было необязательным. Родители сами решали сколько ребёнку учиться, а сколько помогать по дому. Учитывая это обстоятельство, образовательный процесс в царской России продвигался очень медленно.
Некрасов настоящий народный служитель. Его жизнь — это пример беззаветной преданности простому русскому люду.
Самый яркий персонаж поэмы
Следующую часть поэмы часто ошибочно считают отдельным произведением.
Рассказчик «в студеную зимнюю пору» видит воз с хворостом, лошадь ведет маленький человечек. Он в большой шапке и огромных сапогах. Это оказался ребенок. Автор поздоровался, на что мальчик ответил, чтобы тот проходил. Некрасов спрашивает, что он тут делает, ребенок отвечает, что возит дрова, которые рубит отец. Парнишка помогает ему, поскольку в их семье только два мужика, отец и он. Поэтому это все похоже на театр, но мальчик реальный.
Смотреть галерею
Такой русский дух в поэме, что написал Некрасов. «Крестьянские дети», анализ их образа жизни показывают всю ситуацию тогдашней России. Писатель призывает расти на свободе, ведь впоследствии это поможет любить свой трудовой хлеб.
Краткий анализ стиха «Мужичок с ноготок» Н.А. Некрасов
Вариант 1
Николай Алексеевич Некрасов – известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков.
В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.
В стихотворении «Мужичек с ноготок», Некрасов описывает сельскую жизнь многодетной бедной семьи, в которой только один кормилец, который много работает, чтобы обеспечить свой дом самым необходимым – теплом. И его тоже нужно добывать. В представленной картине, поэт описывает шестилетнего мальчика, который управляется с повозкой лошадей, на которой везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть свою семью в столь холодную студеную зиму.
Для еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем, и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы.
Описание его одежды показывает, что он укутан хорошо, заботливо, но одежда-то взрослая и на нем сидит не совсем уютно. Для еще большего усиления описываемой картины жизни шестилетнего мальчика, поэт уже без использования метафор или сравнений, говорит просто напрямую: «был сильный мороз».
Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярке ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно.
Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно. Детям в его творчестве отведено особое и важное место.
Завершение сюжетной линии
Далее автор отрывается от воспоминаний и продолжает сюжет, с которого начинал поэму. Дети стали более смелые, и он закричал собаке по кличке Фингал, что приближаются воры. Нужно прятать пожитки, сказал псу Некрасов. Крестьянские дети были в восторге от навыков Фингала. Собака с серьезной мордой спрятала все добро в сено. Особенно она старалась над дичью, затем легла в ноги хозяина и зарычала. Далее дети стали сами давать команды псу.
Рассказчик наслаждался картиной. Стало темно, приблизилась гроза. Прогремел гром. Упал дождь. Зрители бежали. Босоногие дети мчались к домам. Некрасов остался в сарае и переждал дождь, а потом с Фингалом пошел искать дупелей.
Образ природы в стихотворении
Невозможно не воспеть богатство и красоту русской природы. Поэтому наряду с темой любви к детям произведение Некрасова «Крестьянские дети» прославляет прелести жизни за серыми стенами города.
Смотреть галерею
Важна роль хлеба в поэме. Через взгляд одного из мальчишек рассказчик передает всю святость выращивания зерна. Он описывает весь процесс от бросания семени в землю до выпечки хлеба на мельнице. Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» призывает вечно любить поле, что дает силу и трудовой хлеб.
Присутствие природы добавляет поэме мелодичности.
Тяжелая жизнь некрасовских детей
Судьба крестьянских детей намертво привязана к труду на земле. Сам автор говорит, что они рано познают труды. Так, Николай Алексеевич приводит в пример маленького мальчика, который рано повзрослел. Шестилетний малый вместе с отцом работает в лесу и даже не думает жаловаться на свою жизнь.
Смотреть галерею
Уважение к работе прививается с детства. Смотря на то, как их родители уважительно относятся к полю, дети им подражают.
Стихотворение «Мужичок с ноготок» – анализ по плану
Вариант 1
Николай Алексеевич Некрасов — известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков. В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.
В стихотворении «Мужичек с ноготок» из поэмы «Крестьянские дети», Некрасов описывает сельскую жизнь многодетной бедной семьи, в которой только один кормилец, который много работает, чтобы обеспечить свой дом самым необходимым — теплом. И его тоже нужно добывать. В представленной картине, поэт описывает шестилетнего мальчика, который управляется с повозкой лошадей, на которой везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть свою семью в столь холодную студеную зиму.
ля еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем, и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы.
Описание его одежды показывает, что он укутан хорошо, заботливо, но одежда-то взрослая и на нем сидит не совсем уютно. Для еще большего усиления описываемой картины жизни шестилетнего мальчика, поэт уже без использования метафор или сравнений, говорит просто напрямую: «был сильный мороз».
Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярче ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно.
Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно. Детям в его творчестве отведено особое и важное место.
Освещение образовательного вопроса
Кроме этого, возникает проблема образования в поэме, которую поднимает Некрасов. Крестьянские дети лишены возможности учиться. Они не знают книг. И рассказчик волнуется за их будущее, ведь знает, что только Богу известно, вырастет ребенок или умрет.
Смотреть галерею
Но рядом с бесконечной работой дети не теряют жажды к жизни. Они не разучились радоваться мелочам, что попадаются на их пути. Их будни полны ярких, теплых эмоций.
Поэма — ода простым детям. После ее опубликования в 1861 году весь богатый мир узнал — чудны крестьянские дети. Некрасов возвысил простоту бытия. Он показал, что во всех уголках страны живут люди, которые, несмотря на свой низкий социальный статус, отличаются человечностью, порядочностью и другими благодетелями, о которых уже начали забывать в крупных городах. Произведение имело фурор. А его актуальность остается острой и по сей день.
Положительные образы крестьян
Яким Нагой – типичный представитель беднейшего крестьянства, и сам похожий на «землю-матушку», на «пласт, сохой отрезанный». Всю свою жизнь он работает «до смерти», но при этом остается нищим. Его печальная история: когда-то жил в Питере, но затеял тяжбу с купцом, очутился из-за нее в тюрьме и вернулся оттуда «как липочка ободранный» – ничем не удивляет слушателей. Таких судеб в то время на Руси было множество… Несмотря на тяжелый труд, у Якима хватает сил заступиться за своих соотечественников: да, пьяных мужиков много, но трезвых – больше, они все великие люди «в работе и в гульбе». Любовь к правде, к честному труду, мечта о преобразовании жизни («надо бы громам греметь») – вот основные составляющие образа Якима.
Трофим и Агап в чем-то дополняют Якима, у каждого из них выделено по одной основной черте характера. В образе Трофима Некрасов показывает бесконечную силу и терпение русского народа – Трофим снес однажды четырнадцать пудов, а после едва живой вернулся домой. Агап – правдолюбец. Он единственный отказывается участвовать в представлении для князя Утятина: «крестьянских душ владение окончено!». Когда же его заставляют, он на утро умирает: для мужика легче умереть, чем согнуться обратно под ярмо крепостного права.
Ермил Гирин наделен автором умом и неподкупной честностью, за это-то его и выбирают бургомистром. Он «душой не покривил», а раз сбившись с верного пути, не смог жить не по правде, перед всем миром принес покаяние. Но честность и любовь к своим соотечественникам не приносят крестьянам счастья: образ Ермила трагический. На момент повествования он сидит в остроге: так обернулась его помощь бунтующему селу.