каково отношение автора к лизе
ОГЭ. СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Н.М.КАРАМЗИН.
Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму?
Почему повесть Н.М. Карамзина называется «Бедная Лиза»?
Повесть «Бедная Лиза» рассказывает о несчастной любви. Автор начинает своё произведения с того, что описывает свои прогулки в «опустевший монастырь», где похоронена Лиза, и «внимает глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных». Автор так озаглавил свою повесть, так как сразу хотел показать своё сочувственное отношение к главной героине и её судьбе. Кроме того, эпитет «бедная» отражает и социальное положение Лизы, неизменно ограничивающее ее возможности в жизни, и ее открытое и искреннее сердце простой девушки, которое легко ранить и разбить.
Молодая и прекрасная крестьянка Лиза тяжело работает, чтобы помочь своей старушке-матери. Однажды на улице она встречает молодого господина, который покупает у неё все цветы. Она влюбляется в красивого юношу, которого зовут Эраст. Лиза знает, что Эраст не её круга, и мечтает, чтобы он был простым пастухом. «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом,- и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое».
Вскоре Эраст признаётся ей в любви, и они дают друг другу клятву верности. Лиза, доверчивая и наивная, во всем доверяется Эрасту. «Я верю тебе, Эраст, верю. Ужели ты обманешь бедную Лизу? Ведь этому нельзя быть?»
Чувствительность является главной чертой характера Лизы. Она верит в свою любовь, живет «нежными страстями». Вскоре отношения Лизы и Эраста перестают быть платоническими. Молодой человек, добившись желаемого, охладевает к девушке. Он уезжает на войну и «надеется по возвращении своем уже никогда с нею не расставаться». Лиза тоскует по Эрасту, вся её жизнь потускнела без него «Ах. Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь. Постой, постой, любезный! Я лечу к тебе!». Однако забота о матери удерживает её дома.
Сердце Лизы разбито. Она не смогла пережить горя и унижения. Возможно, если бы Эраст повел себя честно и сразу сказал ей правду, она, полная искренней любви к нему, смогла бы даже понять его и простить. Но именно обман, ложные надежды, долгое время тоски и ожидания перемен к лучшему, а в итоге подлость возлюбленного и крушение всех надежд сломали девушку.«Мне нельзя жить,… нельзя. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». Она бросается в пруд и погибает.
Какие нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
Ещё со школьной скамьи помню, что сам Н. Карамзин считал главной мыслью своего произведения тот факт, что » и крестьянки любить умеют».
Носителем нравственности и образцом для подражания в повести является повествователь, который горячо сочувствует героям и прощает их человеческие слабости. В читательском сознании сентиментальный рассказчик соединился с реальным автором.
КАК В ПОВЕСТИ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА» РАСКРЫВАЕТСЯ ТЕМА СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА?
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Главным героем повести является повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки.
Чрезвычайно существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Карамзин едва ли не первый в русской литературе открыл «живую душу» в «маленьком человеке», в представительнице низшего сословия. «И крестьянки любить умеют», — эта фраза из повести надолго стала крылатой в русской культуре. Писатель не обличает Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как крестьянская девушка. Он ищет причину трагической развязки повести в личных свойствах характеров Лизы и Эраста. Между тем причину нужно искать в существовавшем тогда в России социальном неравенстве, в том, что Эраст был дворянин, а Лиза — крестьянка.
Отсюда начинается еще одна традиция русской литературы: сочувствие «маленькому человеку», его радостям к бедам, защита слабых, утнетенных и безгласных. Гуманные чувства, умение сочувствовать» и быть чувствительным оказались очень созвучны веяниям времени, когда литература от гражданской тематики, характерной дня эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека и главным объектом ее внимания стал внешний мир отдельной личности
КАКОВО ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ЛИЗЕ?
Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. Прозы, поставившей во главу угла жизнь сердца и проявление человеческих чувств.
Быть может, в наши дни, когда жизненные ценности смещены, агрессией, предательством и убийством уже никого не увидишь, «Бедная Лиза» кому-то покажется произведением наивным, далеким от правды жизни, чувства героев –неправдоподобными, а вся повесть отдающей сладким, приторным вкусом излишней сентиментальности. Но «Бедная Лиза», написанная Карамзиным в 1792 году, навсегда останется важнейшей ступенью, вехой в истории русской литературы. Эта повесть – неисчерпаемый источник тем, идей и образов для всех последующих русских авторов.
В этом сочинении мне хочется остановиться на образе Лизы и на той роли, которую этот образ сыграл для всей русской литературы.
В повести несколько действующих лиц: крестьянка Лиза, ее мать, дворянин Эраст и рассказчик. Стержнем сюжета является история любви между Эрастом и Лизой. Историй, в которых мужчина соблазняет, а потом бросает девушку, в литературе много. Но особенность истории Лизы и Эраста в том, что именно такая расстановка сил в России восемнадцатого века была наиболее обычной: барин, помещик, дворянин, пользуясь своим положением, без зазрения совести, без наказания, а, главное, без осуждения общества, совращает девушку, которая находится ниже его по социальному статусу.
В первый раз имя Лизы появляется в названии повести. Уже на этом этапе мы можем понять, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной».
Во второй раз мы встречаемся с Лизой в воспоминаниях рассказчика: «всего чаще привлекает меня к стенам Си. нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Судя по эпитетам, которые употребляет рассказчик, говоря про Лизу, («прекрасная», «любезная») – читателю может показаться, что рассказчик был человеком, влюбленным в Лизу, и только дочитав историю до конца, мы понимаем, что он просто жалеет бедную девушку. Вообще, рассказчик в повести является выразителем авторского отношения, а Карамзин любит свою героиню. За что же?
Главная героиня повести предельно честна. Ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку.
Социальный подтекст, вложенный автором в невозможность союза между людьми разных слоев общества, был широко впоследствии разработан Пушкиным в «Барышне-крестьянке», но именно Карамзин первым использовал его в русской литературе.
Другим новшеством Карамзина стала сама трактовка женского образа. Вспомним, что в восемнадцатом столетии женщина не обладала достаточной свободой. В частности, женщина не обладала свободой любить по собственному выбору. Выбор за женщину делали ее родители. Легко представить, что при таком положении дел, счастливые браки, в которых супруги любили друг друга, вряд ли были частым делом. Попытка любить по своей воле, вопреки общественному мнению расценивалась как преступление против нравственности. Эта тема, предложенная Карамзиным, также найдет свое отражение в произведениях более поздних авторов. В частности, Александра Николаевича Островского.
Автор позволил героине любить и не осуждает ее за это. Напротив, именно Эраст кажется читателю подлецом и злодеем, после того как он, обманув, бросает Лизу. Автор осуждает своего героя, который не проходит испытание самым сильным чувством на земле – любовью. Этот прием «испытания любовью» станет очень важным в творчестве великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Наиболее полное свое воплощение он найдет в романах «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо». В романе Гончарова «Обломов» главному герою также предстояло пройти испытание любовью.
Лиза же не только проходит испытание любовью. Образ ее в любви раскрывается во всей полноте и красоте. «Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие…»
Самоубийство Лизы делает ее образ жизненным и трагическим. Лиза предстает перед нами другой, не выдержавшей горя, сломавшейся, поруганной. Убито самое главное в ее жизни, предназначение и высший смысл – любовь. И Лиза погибает. Удивительно, как относится к смерти своей героини автор. Хотя Карамзин, помня о том, что самоубийство это грех, не дает душе Лизиной отдохновения. В опустевшей хижине «воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят; “Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!”». Но писатель прощает свою героиню. Таинственная фраза рассказчика – «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!» – открывает нам всю любовь автора к своей героине. Карамзин верит, что его Лиза, эта чистейшая душа попадет в рай, в новую жизнь.
Впервые у Карамзина женщина выступает в роли высшего нравственного идеала. Именно женщине Карамзин предназначил ввести в русскую литературу такую важную и определяющую тему, как возвышение человеческого духа через страдания. И, наконец, именно Карамзин определил, что женские образы в русской литературе будут воспитателями чувств.
Новая жизнь для Лизы, а точнее для ее образа началась гораздо позже, в следующем веке. Лиза возрождалась вновь в героинях Пушкина, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Островского, Толстого. Образ бедной Лизы предвосхитил целую галерею прекрасных женских русских характеров: от пушкинской Лизы из «Барышни-крестьянки» и Дуни из «Станционного смотрителя» до Катерины Кабановой из «Бесприданницы» и Катюши Масловой из «Воскресенья».
КАКОВО ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ЭРАСТУ?
(ПО ПОВЕСТИ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА»
Карамзин с удивительной тонкостью и мастерством описал переживания главной героини Лизы, передал её внутренние терзания, связанные с чувствами к молодому человеку по имени Эраст. Этот мужчина в итоге и решил судьбу Лизы.
Показав неоднозначность характера Эраста, Карамзин на протяжении повести меняет к нему своё отношение. В начале произведения автор так описывает героя: это молодой, хорошо одетый человек, весьма приятной наружности. Он знакомится с Лизой, легко завязав с ней разговор. Чувства быстро захватывают Эраста, и ему не составляет труда влюбить в себя неопытную деревенскую девушку. При этом герой прекрасно понимает, что они не смогут быть вместе, так как социальное положение их слишком разно:
Карамзин отмечает доброе сердце Эраста, его впечатлительную натуру, живое воображение. Так, герой читает романы, мысленно переселяется во времена происходящего в произведении. И в этом он автору симпатичен. Также Карамзину одобряет желание Эраста оставить большой свет ради Лизы. Но читатель уже догадывается, что желание это вряд ли до конца искренне. На эти мысли наводит уже то, что герой просит Лизу не говорить матери о нём как о своём возлюбленном, боясь, что это может наложить на него определенные обязательства.
«Страстная дружба» героев длилась бы ещё долго, если бы Лиза не отдалась Эрасту. Человек по природе ветреный, Эраст, получив всё, что могла отдать ему невинная девушка, охладевает к Лизе и забывает о своём стремлении оставить ради неё привычное общество и переменить образ жизни. Карамзин показывает, что девушка была для молодого человека лишь увлечением, чувства его не были глубоки. Хотя герой и уверял себя, что будет дружить с Лизой, как брат с сестрою, не станет употреблять во зло любви и будет с ней счастлив, он обманулся и обманул Лизу. В конце концов, проигравшись в карты, Эраст решает жениться, чтобы поправить своё материальное положение, а от Лизы откупиться деньгами. Карамзин по этому поводу восклицает: «Знаешь ли ты своё сердце. » Он упрекает героя в легкомыслии, в том, что он не послушался голоса разума.
Бог Эрот, давший имя и главному герою повести Эрасту, сыграл с Лизой злую шутку. Обещание невыразимого счастья обернулось для девушки смертью. Этого автор своему герою, несмотря на то, что тот до конца дней чувствовал себя виноватым в смерти Лизы и не мог утешиться, простить не может. Ни ему, ни тому обществу, что способно разлучить людей только потому, что они находятся на разных ступеньках социальной лестницы.
Таким образом, мы видим, что отношение Карамзина к Эрасту на протяжении повести меняется от симпатизирующего до резко отрицательного.
Каково отношение автора к Лизе в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Произведения Карамзина «Бедная Лиза» это один из самых первых романов в очень похожем на мелодраму стиле, в нем очень много чувств и переживаний.
Если рассказывать коротко, то в романе поднимается тема соблазнения, богатый молодой человек соблазняет простую, неопытную и очень бедную девушку.
Увы, но и здесь сказки не случилось и Лиза оказалась брошенной очень быстро, барин наигрался, а чистая и светлая душа не выдержала позора и совершила смертный грех.
Несмотря на это, автор очень переживает и сочувствует девушке, его отношение к ней показано уже в самом заголовке произведения, там она фигурирует как «Бедная Лиза».
Автор сочувствует своей героине и сопереживает ее нелегкой судьбе. Он не осуждает ее, а понимает, почему из-за своей любви она свела счеты с жизнью. В произведении Карамзин называет ее бедной, милой, нежной, красивой. Лиза это простая девушка из народа. А вот Эраст избалованный и эгоистичный дворянин, подло предал девушку. Вот его автор всячески осуждает и порицает.
В произведении Карамзина «Бедная Лиза» автором показана история бедной девушки, которая, оказавшись соблазненной богатым дворянином Эрастом, была жестоко им брошена и предана.
Лиза не перенесла своего позора и горя и закончила жизнь самоубийством, совершив тяжкий грех.
Тем не менее, мы не видим осуждения со стороны автора.
Уже в самом названии «Бедная Лиза» есть эпитет, показывающий, что автор жалеет девушку.
Не скупится автор и на описание добродетелей девушки, ее доброго нрава, красоты телесной и душевной.
Также автор не стесняется осуждать соблазнителя, который остался безнаказанным, как, впрочем и другие такие же как он.
Произведение «Бедная Лиза» написал великий писатель Карамзин.
Уже с названия становится понятно, что автор сочувствует, сопереживает героине, её непростой и сложной судьбе.
Лиза простая девушка, которая наделена высокими духовными качествами, такими, как доброта, милосердие. Она лишённа каких-либо изысков, поэтому ничуть не избалована.
Она живёт простой жизнью, её душа чиста и нежна.
Повстречав Эраста, молодого дворянина, она влюбляется в него, доверяет ему. Но, Эраст предаёт её, чего не может вынести Лиза и решает покончить с жизнью.
Автор сочувствует девушке, она вызывает у него симпатию и сопереживание.
Но и даже с нейтральным отношением автора к ней, сложно бы было не жалеть Лизу, читая о ее судьбе.
Отношение автора повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина к героине уловить из названия произведения. Автор называет ее «бедной», сочувствуя судьбе главной героини.
Для общества того времени ситуация описанная в повести «Бедная Лиза» случалась нередко. Богатый барин или помещик соблазняет и бросает девушку ниже стоящую него по социальному статусу. При этом он не получает осуждения со стороны общества и не испытывает мук совести.
Автор наделяет героиню многими положительными чертами: добрым чистым сердцем, честностью, трудолюбием, милосердием, и другими христианскими добродетелями. В произведении именно Лиза выступает нравственным идеалом. Самоубийство Лизы делает ее образ жизненным и трагическим.
Совершенно согласна с тем, что будь отношение Карамзина к Лизе каким-то иным, он не стал бы называть ее так ласково, не стал бы выражать свое сочувствие героине уже в самом названии. Ведь фраза «Бедная Лиза» звучит вовсе не иронично, это действительная позиция автора, который любит и восхищается своей героиней, осуждает поведение Эраста, открыто возмущается его предательством.
И конечно читатели сразу уловили это авторское отношение, которое было столь необычным в те времена. Ведь Карамзин симпатизирует простой девушке из народа, ставит ее моральные принципы выше моральных принципов не одного какого-то дворянина, а всего дворянского общества в целом.
Еще лучше заметно отношение автора к героине в заключительных строчках повести. Он говорит, что часто приходит к пруду, к могиле Лизы и подолгу сидит возле нее, слушая шелест листвы. А следующие строчки и вовсе звучат как признание в любви:
А вот Эраста автор наоборот всячески осуждает.
Автор назвал своё произведение «Бедная Лиза» ключевое слово тут «бедная».
Он относится к Лизе с сочувствием и с пониманием не осуждает её.
Девушка симпатично автору, это видно сразу, пишет о томи что она милая, красивая, это симпатия однозначно.
Конечно автор жалеет девушку, которую он в своем романе, назвал Елизаветой. Ведь назвал он этот роман в честь нее «Бедная Лиза», что определенно подчеркивает жалость автора к действительно бедной героине, которая из-за сильной любви, в порыве отчаяния, добровольно рассталась с жизнью.
Особого внимания в повести Карамзина «Бедная Лиза» заслуживает старушка-мать Лизы. Это была заботливая и добрая женщина. Все ее мысли и поступки сводились к одному – счастью Лизы. Чтобы обеспечить дочери финансовую стабильность, она даже хотела выдать Лизу замуж за сына богатого крестьянина.
Старушка назвала свою дочь Лизу – любезная Лиза, друг мой, кормилицей, Божеской милостью, отрадою старости своей.
Встретив Лизу на какое-то время Эраст просто увлёкся ею, а, возможно, и полюбил её, правда по своему.
Таким образом, в своих каких-то утопических мечтах Эраст видел себя рядом с Лизой и наслаждался платонической любовью, затем любовь стала телесной, а затем и вовсе Эраст перестаёт мечтать о Лизе, предпочитая её деньгам знатной дамы.
Таким образом, мечты Эраста превратились в жестокую реальность, в которой погиб человек и сам Эраст был обречён на моральные страдания.
На момент написания Карамзиным повести «Бедная Лиза» русский сентиментализм был сравнительно молод. Да его основателями и считали Карамзина и Жуковского. Но черты, присущие сентиментализму как литературному течению в повести проявились в полной мере.
Прежде всего это упор на чувства. Чувства руководят поступками героев, чувства толкают Лизу к Эрасту, а Эраста к Лизе, чувства заставляют Лизу искать спасения в пруду.
Приведем несколько примеров из текста, которые иначе как в духе сентиментализма трактовать невозможно:
Вот Лиза бросает цветы, не дождавшись Эраста:
Вот Лиза высказывает свои тайные мечты:
А вот классическая любовная сцена оборванная автором в самом интересном месте:
Давайте подумаем, что людям обычно интересно.
Как правило, нас интересует то, что нам близко, понятно, то, с чем мы сталкиваемся сами, или с чем имеют дело наши близкие и знакомые.
Проблема взаимоотношений между людьми, особенно отношений между представителями противоположных полов, интересовала, интересует и будет интересовать людей всегда.
Ведь это то, с чем мы имеем дело каждый день, это неотъемлемая часть жизни любого человека.
Эта повесть Карамзина актуальна и в наши дни, так как люди по-прежнему влюбляются, расстаются, разочаровываются, обжигаются на собственном опыте, предают и оказываются преданными.
Молодые люди по-прежнему считают, что они уже все знают, а их родители просто отстали от жизни и не могут дать правильный совет, в том числе и касающийся романтических отношений.
После ночи вместе Лиза не могла простить себя за такой поступок, а чувства молодого барина начали угасать. Не справившись с предательством любимого человека, Лиза бросается в пруд и утопает.
Урок литературы по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (№ 2) (9 класс)
Повесть, Отношение, Бедный, Карамзин, Человек, История, Эраст, Крестьянка
О статье Н.М. Каразмина «Что нужно автору? »
Статья Карамзина «Что нужно автору», написанная им в 1793 году, стала своеобразным манифестом сентименталистского направления в русской литературе. В ней Карамзин (рис. 2) создаёт образ идеального писателя.
Рис. 2. Н. М. Карамзин ()
Вот что он пишет: «Говорят, что автору нужны таланты и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении, и часто против воли своей. Тщетно думает лицемер обмануть читателей и под златою одеждою пышных слов сокрыть железное сердце; тщетно говорит нам о милосердии, сострадании, добродетели! Все восклицания его холодны, без души, без жизни; и никогда питательное, эфирное пламя не польется из его творений в нежную душу читателя…», «Когда ты хочешь писать портрет свой, то посмотрись прежде в верное зеркало: может ли быть лицо твое предметом искусства…», «Ты берешься за перо и хочешь быть автором: спроси же у самого себя, наедине, без свидетелей, искренно: каков я? ибо ты хочешь писать портрет души и сердца своего…», «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого — и если сердце твое не обольется кровию, оставь перо, – или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей. Но если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему открыт путь в чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими сферами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь Парнасских – они пройдут мимо великолепных чертогов и посетят твою смиренную хижину – ты не будешь бесполезным писателем – и никто из добрых не взглянет сухими глазами на твою могилу…», «Одним словом: я уверен, что дурной человек не может быть хорошим автором».
Вот художнический девиз Карамзина: дурной человек не может быть хорошим писателем.
Насколько свежо придание, поведанное Карамзиным?
История бедной Лизы вечна. Всегда будут находиться глупенькие и наивные девицы и парни-сластолюбцы, желающие этих девочек совратить. Сейчас в определенных кругах модно говорить о любой классике, что она, мол, предостережение — «роман-предостережение», «повесть-предостережение» и т. д. Если можно сказать, что сочинение «Бедная Лиза» (основная мысль его) — это предостережение, то оно пустое, потому что девушки так или иначе будут попадаться в сети к парням черствым, бездушным. Почему? Потому что молодые женщины всегда будут хотеть «большой и чистой любви», и это стремление будет вести их по лабиринту страданий.
Проблема – аргумент. Учимся правильно писать в части С по русскому языку
… Богатырская внешность и чуткое сердце Герасима. •Дина Рубина «Концерт по путевке «Общества книголюбов»». Н. А. Некрасов «Кому … тексте, можно привести не более 2-х цитат из текста (наиболее содержательных фрагмента). Недаром автор пишет: … хочу сказать… Завершает композицию сочинения. Практика показывает, что к моменту … музыкант». •Н. В. Гоголь «Мертвые души». Подлиза Чичиков единственный, кто не дал …
Урок литературы по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (№ 2) (9 класс)
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
№ 1. Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
— Эраст – дворянин: он молод, довольно богат, неглуп, добр, но обладает слабой волей и ветрен по характеру. (Стр. 91
: «…сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою…»).
№ 2. О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
— Эраст попросил Лизу ничего не говорить матери про их возникшие любовные чувства и свидания.
№ 3. Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
: Эраст и Лиза «виделись или на берегу Москвы-реки, или в березовой роще, но всего чаще под тению столетних дубов (саженях в осьмидесяти от хижины) — дубов, осеняющих глубокий чистый пруд, еще в древние времена ископанный».
№ 4. Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
— Эраст сильно полюбил Лизу и от этой любви становился лучше. Светские удовольствия теперь казались ему ничтожными (стр. 94
: «Эраст восхищался своей пастушкой — так называл Лизу — и, видя сколь она любит его, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света пpeдставлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его…»).
№ 5. Как мать Лизы относилась к Эрасту?
— Старушка всегда радовалась, когда видела Эраста: она рассказывала ему о своей молодости, о покойном муже (стр. 95
№ 6. С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
— Однажды, придя на свидание, Лиза сообщила, что за нее сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни, и мать хочет, чтобы Лиза вышла за него: старушка, кажется, не догадывалась о чувствах между Лизой и Эрастом. (Стр. 95
№ 7. Что испытывает Лиза после потери своей невинности? Как природа реагирует на эти события?
— Кажется, сама природа сожалеет о потери Лизиной невинности: (стр. 96
) «…блеснула молния и грянул гром… Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков…». Лиза называет себя преступницей и боится, что молния в наказание убьет ее.
№ 8. Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
— Постепенно Лиза перестала быть для Эраста ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Их платоническая – чувственная – любовь переросла в грубую, физическую.
№ 9. Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
— Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой тем, что идет война, а полк его идет в поход, и он должен защищать родину.
№ 10. Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
— Через два месяца после разлуки с Эрастом Лиза по делам отправилась в Москву. Там она увидела Эраста, ехавшего в богатой карете. Он объяснил Лизе, что помолвлен и должен жениться. Эраст дал Лизе сто рублей (десять империалов) и велел идти домой.
№ 11. На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
— В армии Эраст вошел в большие долги из-за игры в карты и, чтобы поправить положение, вынужден был жениться на пожилой богатой вдове, которая давно любила его.
№ 12. Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
— Деньги и прощальное слово для своей матери Лиза попросила передать свою соседку Анюту.
№ 13. Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
— Лиза, убитая обманом Эраста, бросилась в пруд и утонула. Ее похоронили близ пруда.
— Мать, узнав о смерти дочери, умерла.
№ 14. Какова судьба Эраста?
— Эраст до конца жизни был несчастлив, потому что считал себя убийцей Лизы: из-за него девушка бросилась в пруд. Это он рассказал автору историю жизни бедной Лизы.
№ 15. Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
— Для сентиментализма характерно изображение чувств, внутренних переживаний героев; в повести «Бедная Лиза» очень много реплик, выражающих эмоции: (стр. 87
) «
Ах
! Я люблю те предметы, который трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!»; (
стр. 88
) «Но часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих —
ах
! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою»; (
стр. 89
) «
Ах
нет, матушка! Я этого не думаю»; (
стр. 89
): «но вдруг вскочила и закричала: «Ах. » Молодой незнакомец стоял под окном».
Часто предложения, выражающие чувства, эмоции, настроение являются восклицательными по своей интонации.
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
№ 2.
О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
№ 3.
Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
№ 4.
Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
№ 5.
Как мать Лизы относилась к Эрасту?
№ 6.
С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
№ 7.
Что испытывает Лиза после потери совей невинности? Как природа реагирует на эти события?
№ 8.
Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
№ 9.
Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
№ 10.
Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
№ 11.
На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
№ 12.
Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
№ 13.
Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
№ 14.
Какова судьба Эраста?
№ 15.
Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
№ 2.
О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
№ 3.
Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
№ 4.
Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
№ 5.
Как мать Лизы относилась к Эрасту?
№ 6.
С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
№ 7.
Что испытывает Лиза после потери совей невинности? Как природа реагирует на эти события?
№ 8.
Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
№ 9.
Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
№ 10.
Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
№ 11.
На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
№ 12.
Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
№ 13.
Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
№ 14.
Какова судьба Эраста?
№ 15.
Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
№ 2.
О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
№ 3.
Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
№ 4.
Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
№ 5.
Как мать Лизы относилась к Эрасту?
№ 6.
С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
№ 7.
Что испытывает Лиза после потери совей невинности? Как природа реагирует на эти события?
№ 8.
Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
№ 9.
Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
№ 10.
Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
№ 11.
На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
№ 12.
Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
№ 13.
Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
№ 14.
Какова судьба Эраста?
№ 15.
Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
№ 2.
О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
№ 3.
Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
№ 4.
Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
№ 5.
Как мать Лизы относилась к Эрасту?
№ 6.
С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
№ 7.
Что испытывает Лиза после потери совей невинности? Как природа реагирует на эти события?
№ 8.
Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
№ 9.
Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
№ 10.
Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
№ 11.
На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
№ 12.
Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
№ 13.
Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
№ 14.
Какова судьба Эраста?
№ 15.
Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
№ 2.
О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
№ 3.
Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
№ 4.
Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
№ 5.
Как мать Лизы относилась к Эрасту?
№ 6.
С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
№ 7.
Что испытывает Лиза после потери совей невинности? Как природа реагирует на эти события?
№ 8.
Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
№ 9.
Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
№ 10.
Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
№ 11.
На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
№ 12.
Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
№ 13.
Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
№ 14.
Какова судьба Эраста?
№ 15.
Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
№ 2.
О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
№ 3.
Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
№ 4.
Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
№ 5.
Как мать Лизы относилась к Эрасту?
№ 6.
С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
№ 7.
Что испытывает Лиза после потери совей невинности? Как природа реагирует на эти события?
№ 8.
Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
№ 9.
Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
№ 10.
Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
№ 11.
На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
№ 12.
Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
№ 13.
Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
№ 14.
Какова судьба Эраста?
№ 15.
Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
№ 2.
О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
№ 3.
Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
№ 4.
Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
№ 5.
Как мать Лизы относилась к Эрасту?
№ 6.
С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
№ 7.
Что испытывает Лиза после потери совей невинности? Как природа реагирует на эти события?
№ 8.
Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
№ 9.
Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
№ 10.
Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
№ 11.
На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
№ 12.
Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
№ 13.
Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
№ 14.
Какова судьба Эраста?
№ 15.
Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
№ 2.
О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
№ 3.
Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
№ 4.
Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
№ 5.
Как мать Лизы относилась к Эрасту?
№ 6.
С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
№ 7.
Что испытывает Лиза после потери совей невинности? Как природа реагирует на эти события?
№ 8.
Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
№ 9.
Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
№ 10.
Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
№ 11.
На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
№ 12.
Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
№ 13.
Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
№ 14.
Какова судьба Эраста?
№ 15.
Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
№ 2.
О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
№ 3.
Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
№ 4.
Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
№ 5.
Как мать Лизы относилась к Эрасту?
№ 6.
С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
№ 7.
Что испытывает Лиза после потери совей невинности? Как природа реагирует на эти события?
№ 8.
Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
№ 9.
Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
№ 10.
Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
№ 11.
На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
№ 12.
Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
№ 13.
Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
№ 14.
Какова судьба Эраста?
№ 15.
Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
№ 2.
О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
№ 3.
Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
№ 4.
Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
№ 5.
Как мать Лизы относилась к Эрасту?
№ 6.
С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
№ 7.
Что испытывает Лиза после потери совей невинности? Как природа реагирует на эти события?
№ 8.
Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
№ 9.
Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
№ 10.
Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
№ 11.
На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
№ 12.
Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
№ 13.
Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
№ 14.
Какова судьба Эраста?
№ 15.
Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
№ 2.
О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
№ 3.
Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
№ 4.
Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
№ 5.
Как мать Лизы относилась к Эрасту?
№ 6.
С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
№ 7.
Что испытывает Лиза после потери совей невинности? Как природа реагирует на эти события?
№ 8.
Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
№ 9.
Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
№ 10.
Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
№ 11.
На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
№ 12.
Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
№ 13.
Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
№ 14.
Какова судьба Эраста?
№ 15.
Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
№ 2.
О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
№ 3.
Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
№ 4.
Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
№ 5.
Как мать Лизы относилась к Эрасту?
№ 6.
С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
№ 7.
Что испытывает Лиза после потери совей невинности? Как природа реагирует на эти события?
№ 8.
Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
№ 9.
Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
№ 10.
Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
№ 11.
На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
№ 12.
Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
№ 13.
Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
№ 14.
Какова судьба Эраста?
№ 15.
Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
№ 2.
О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
№ 3.
Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
№ 4.
Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
№ 5.
Как мать Лизы относилась к Эрасту?
№ 6.
С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
№ 7.
Что испытывает Лиза после потери совей невинности? Как природа реагирует на эти события?
№ 8.
Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
№ 9.
Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
№ 10.
Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
№ 11.
На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
№ 12.
Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
№ 13.
Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
№ 14.
Какова судьба Эраста?
№ 15.
Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
№ 2.
О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
№ 3.
Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
№ 4.
Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
№ 5.
Как мать Лизы относилась к Эрасту?
№ 6.
С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
№ 7.
Что испытывает Лиза после потери совей невинности? Как природа реагирует на эти события?
№ 8.
Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
№ 9.
Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
№ 10.
Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
№ 11.
На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
№ 12.
Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
№ 13.
Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
№ 14.
Какова судьба Эраста?
№ 15.
Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
№ 2.
О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
№ 3.
Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
№ 4.
Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
№ 5.
Как мать Лизы относилась к Эрасту?
№ 6.
С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
№ 7.
Что испытывает Лиза после потери совей невинности? Как природа реагирует на эти события?
№ 8.
Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
№ 9.
Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
№ 10.
Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
№ 11.
На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
№ 12.
Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
№ 13.
Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
№ 14.
Какова судьба Эраста?
№ 15.
Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
№ 2.
О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
№ 3.
Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
№ 4.
Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
№ 5.
Как мать Лизы относилась к Эрасту?
№ 6.
С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
№ 7.
Что испытывает Лиза после потери совей невинности? Как природа реагирует на эти события?
№ 8.
Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
№ 9.
Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
№ 10.
Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
№ 11.
На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
№ 12.
Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
№ 13.
Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
№ 14.
Какова судьба Эраста?
№ 15.
Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
№ 2.
О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
№ 3.
Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
№ 4.
Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
№ 5.
Как мать Лизы относилась к Эрасту?
№ 6.
С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
№ 7.
Что испытывает Лиза после потери совей невинности? Как природа реагирует на эти события?
№ 8.
Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
№ 9.
Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
№ 10.
Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
№ 11.
На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
№ 12.
Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
№ 13.
Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
№ 14.
Какова судьба Эраста?
№ 15.
Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
№ 2.
О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
№ 3.
Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
№ 4.
Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
№ 5.
Как мать Лизы относилась к Эрасту?
№ 6.
С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
№ 7.
Что испытывает Лиза после потери совей невинности? Как природа реагирует на эти события?
№ 8.
Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
№ 9.
Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
№ 10.
Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
№ 11.
На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
№ 12.
Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
№ 13.
Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
№ 14.
Какова судьба Эраста?
№ 15.
Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
№ 2.
О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
№ 3.
Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
№ 4.
Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
№ 5.
Как мать Лизы относилась к Эрасту?
№ 6.
С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
№ 7.
Что испытывает Лиза после потери совей невинности? Как природа реагирует на эти события?
№ 8.
Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
№ 9.
Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
№ 10.
Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
№ 11.
На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
№ 12.
Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
№ 13.
Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
№ 14.
Какова судьба Эраста?
№ 15.
Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
№ 2.
О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
№ 3.
Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
№ 4.
Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
№ 5.
Как мать Лизы относилась к Эрасту?
№ 6.
С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
№ 7.
Что испытывает Лиза после потери совей невинности? Как природа реагирует на эти события?
№ 8.
Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
№ 9.
Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
№ 10.
Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
№ 11.
На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
№ 12.
Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
№ 13.
Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
№ 14.
Какова судьба Эраста?
№ 15.
Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
Вопросы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (блок № 2)
Найдите авторскую характеристику Эраста. Что мы о нем узнаём?
№ 2.
О чем Эраст попросил Лизу при расставании после первого тайного свидания на берегу Москвы-реки?
№ 3.
Какое место Эраст и Лиза избирают местом своих тайных встреч?
№ 4.
Опишите внутреннее состояние Эраста во время свиданий с Лизой.
№ 5.
Как мать Лизы относилась к Эрасту?
№ 6.
С каким горьким известием Лиза однажды пришла на свидание?
№ 7.
Что испытывает Лиза после потери совей невинности? Как природа реагирует на эти события?
№ 8.
Как изменились отношения Лизы и Эраста с течением времени?
№ 9.
Как Эраст объясняет свою неожиданную разлуку с Лизой?
№ 10.
Что узнаёт Лиза через два месяца после разлуки с Эрастом о своем возлюбленном?
№ 11.
На ком и почему Эраст вынужден был жениться?
№ 12.
Кого Лиза попросила передать деньги и прощальное слово для своей матери?
№ 13.
Каков жизненный финал Лизы? Что случилось с ее матерью?
№ 14.
Какова судьба Эраста?
№ 15.
Как в повести «Бедная Лиза» проявляются черты сентиментализма?
Новаторство Карамзина
Так до Карамзина в России ещё никто не писал. Притом необычность начиналась уже с экспозиции, с описания места, где будет происходить действие повести.
«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты. Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си…нова монастыря» (рис. 3).
Рис. 3. Литография Симонова монастыря ()
Здесь тоже есть необычность: с одной стороны, Карамзин точно описывает и обозначает место действия – Симонов монастырь, с другой стороны, эта зашифрованность создаёт некую таинственность, недосказанность, что очень соответствует духу повести. Главной становится установка на невымышленность событий, на документальность. Неслучайно рассказчик скажет, что он узнал об этих событиях от самого героя, от Эраста, который поведал ему об этом незадолго до своей смерти. Именно это ощущение, что всё происходило рядом, что можно было быть свидетелем этих событий, заинтриговывало читателя и придавало повести особый смысл и особый характер.
Рис. 4. Эраст и Лиза («Бедная Лиза» в современной постановке) ()
Любопытно, что эта частная, незамысловатая история двух молодых людей (дворянина Эраста и крестьянки Лизы (рис. 4)) оказывается вписанной в очень широкий исторический и географический контекст.
Слово амфитеатр Карамзин выделяет, и это, наверное, неслучайно, ведь место действия становится своеобразной ареной, где разворачиваются события, открытые для взора всех (рис. 5).
Рис. 5. Москва, XVIII век (Источник)
«великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом» (рис. 6).
Рис. 6. Вид с Воробьевых гор (
На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».
Карамзин История государства российского
… На титуле его стоит «История государства». На основании этого Карамзина стали определять как «государственника». Заграничное путешествие Карамзина совпало с началом Великой французской революции. Событие это оказало огромное влияние на … и его одухотворенная личность. Именно ею он оказал великое моральное воздействие на русскую литературу. Высочайшие этические требования Карамзин ввел в литературу …
Любопытно, для чего частную историю Карамзин как бы обрамляет этой панорамой? Оказывается, эта история становится часть общечеловеческой жизни, принадлежностью русской истории и географии. Это всё придавало описанным в повести событиям обобщающий характер. Но, давая общий намёк на эту всемирную историю и эту обширную биографию, Карамзин всё же показывает, что частная история, история отдельных людей, ничем не знаменитых, простых, влечет его к себе намного сильнее. Пройдет 10 лет, и Карамзин станет профессиональным историком и начнет работать над своей «Историей государства российского», написанной в 1803–1826 гг (рис. 7).
Рис. 7. Обложка книги Н. М. Карамзина «История государства российского» (
Но пока в центре его литературного внимания история простых людей – крестьянки Лизы и дворянина Эраста.
В языке художественной литературы даже на закате XVIII века еще господствовала теория трёх штилей, созданная Ломоносовым и отражавшая потребности литературы классицизма, с её представлениями о жанрах высоких и низких.
Проблематика произведения «Бедная Лиза»
Николай Карамзин написал свою сентиментальную повесть в 1792 году. Впервые она была опубликована в том же году в “Московском журнале”. Его редактором и был Карамзин, поэтому не составило труда обнародовать его новое произведение. Отдельным изданием “Бедная Лиза” увидела свет в 1796 году.
Сюжет не отличается какой-то фантастической тематикой. Совсем юной девушкой Лизе пришлось обеспечивать себя и свою мать, потому что отец умер. Лиза работала постоянно, ведь семью нужно было как-то кормить. Она продает цветы в Москве, и именно ландыши и станут символом ее встречи с молодым парнем Эрастом. Он дворянин, который без памяти влюбился в юную и красивую Лизу, и заявил, что жить без нее не может, да и вообще готов наложить на себя руки, если она ему откажет во взаимности. Лиза тоже чувствует к нему симпатию, и они начинают проводить все больше времени вместе.
После проведенной с ним ночи Эраст теряет интерес к Лизе и сообщает, что вскоре будет вынужден уйти в поход с полком, и они должны завершить их отношения. Через пару дней Эраст действительно уезжает в неизвестном для Лизы направлении.
Через несколько месяцев Лиза случайно встречает Эраста в Москве. Он сидел в богатой карете вместе с какой-то женщиной. Как оказалось, он потратил все свои деньги (вернее, проиграл в карты) и, чтобы не порочить свой статус дворянина, помолвился с богатой вдовой. Совсем скоро у них свадьба.
Лиза не выносит дикой боли и несправедливости. Она решает покончить жизнь самоубийством, потому что у нее больше нет сил терпеть такое отчаяние. Она утопает в пруду, возле которого они с Эрастом не так давно гуляли вместе и проводили бессонные ночи.
История крайне печальна, но актуальна до сих Пор. Она затрагивает проблему, актуальную для девушек, с которыми парни ведут себя нечестно. Многие сталкивались с тем, что после проведенной ночи и первого секса девушка становилась неинтересной парню. Он добился секса с ней, и дальше не имеет никакого желания связывать себя тяготой отношений с ней. Девушка же остается обесчещенной, с разбитым сердцем и с потерянными надеждами на светлое будущее вместе с любимым человеком. Таких девочек используют и бросают. Все из-за их доверчивости и привязанности.
Подобная тема раскрывалась писателями почти каждой эпохи и страны, потому что тема предательства и гордыни характерна для всех людей, живущих на этой планете. Не стал исключением и Карамзин — он раскрыл эту проблему, опираясь на российский менталитет. Бедная Лиза, отягощенная постоянным зарабатыванием денег, встречает человека, который открыто заявляет ей о своей любви. Она верит в его слова и не верит своему счастью Счастливые люди готовы отдать все, чтобы их счастье длилось как можно дольше. Поэтому даже потеря невинности не стала преградой для девушки — она любила Эраста и отдалась ему, будучи уверенной в том, что он так же сильно любит ее. Но это оказалось не так. Разбалованный и лишенный простейшего представления о человеческих чувствах, этот несчастный дворянин позволяет себе играть с чувствами прекраснейшего создания — Лизы. Она отнеслась к нему со всеми чувствами, искренне открыла душу, а он туда просто наплевал.
В основе произведения лежит тема, легкая для восприятия, но очень тяжелая с моральной точки зрения. Каждый человек переживал измену или предательство, и у каждого есть глубокая рама по этому поводу. Чтобы не затруднять восприятие читателя, автор не вносил в текст высокопарные слова, старославянизмы — он пытался донести смысл не через слова отдельные фразы. Карамзин использовал целостные образы, противоречащие друг другу. Лиза — бедная, несчастная девушка, которая начала свою юность не с прогулок и прочих девичьих забав, а с тяжелой работы, потому что нужно кормить семью. Эрнаст — зажравшийся, глупый, циничный и уродливый морально дворянин, которого не научили по-человечески поступать с другими людьми. Особенно с теми, которые почувствовали к нему привязанность и готовы идти за ним на край света. Именно такая параллельность образов и впечатляет читателя.
Автор актуализировал подобный вариант развития отношений, чтобы никто не забывал о том, что каждый из нас достоин уважения и любви. Мы достойны счастья.
Теория трёх штилей, Классицизм
Но естественно, что к 90-м годам XVIII века эта теория уже устарела и становилась тормозом для развития литературы. Литература требовала более гибких языковых принципов, ощущалась потребность в сближении языка литературы с языком разговорным, но не простым крестьянским языком, а образованным дворянским. Потребность в книгах, которые были бы написаны так, как говорят люди в этом образованном обществе, уже ощущалась очень остро. Карамзин считал, что писатель, развив свой вкус, может создать такой язык, который стал бы разговорным языком дворянского общества. К тому же здесь подразумевалась еще одна цель: такой язык должен был вытеснить из повседневного обихода французский язык, на котором преимущественно русское дворянское общество еще изъяснялось. Таким образом, языковая реформа, которую проводит Карамзин, становится задачей общекультурной и имеет патриотический характер.
Сентиментализм
В полном соответствии с замыслом Карамзина рассказчик неслучайно говорит: «Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слёзы нежной скорби!».
Описание в экспозиции пришедшего в упадок Симонова монастыря, с его разрушившимися кельями, а также разрушающейся хижины, в которой жили Лиза и её мать, уже с самого начала вводят в повесть тему смерти, создаёт тот мрачный тон, который и будет сопутствовать рассказу. И в самом начале повести звучит одна из главных тем и излюбленных идей деятелей Просвещения – мысль о внесословной ценности человека. И прозвучит она необычно. Когда рассказчик будет говорить об истории Лизиной матери, о ранней смерти её мужа, Лизиного отца, он скажет, что она долго не могла утешиться, и произнесёт знаменитую фразу: «…ибо и крестьянки любить умеют».
Как разум и чувства влияют на поступки человека? «Бедная Лиза», …
… что разум и чувство действительно играют большое значение в выборе своих решений и в этом нас убеждают героини произведений. Они могу привести к разным последствиям, даже к самым плачевным и поэтому … на их благополучие. Однажды она встретила статного, молодого человека, которого звали Эраст. Между ними постепенно возникала любовь и Лиза так сильно полюбила юношу, что её это так …
Сейчас эта фраза стала почти крылатой, и мы часто не соотносим её с первоисточником, хотя в повести Карамзина она оказывается в очень важном историческом, художественном и культурном контексте. Оказывается, чувства простолюдинов, крестьян ничем не отличаются от чувств людей благородных, дворян, крестьянки и крестьяне способны на тонкие и нежные чувства. Это открытие внесословной ценности человека сделано деятелями эпохи Просвещения и становится одним из лейтмотивов повести Карамзина. Причём не только в этом месте: Лиза скажет Эрасту, что между ними ничего не может быть, поскольку она крестьянка. Но Эраст начнёт её утешать и будет говорить о том, что ему не нужно другого счастья в жизни, кроме любви Лизы. Оказывается, действительно, чувства простых людей могут быть столь же тонки и изысканны, как и чувства людей благородного происхождения.
Образ рассказчика
Пожалуй, главным художественным открытием Карамзина в «Бедной Лизе» становится образ рассказчика, повествователя. Речь идёт от лица человека, заинтересованного в судьбах своих героев, человека, неравнодушного к ним, сострадающего чужим несчастьям. Т. е. Карамзин создаёт образ рассказчика в полном соответствии с законами сентиментализма. И вот это становится небывалым, такое в русской литературе происходит впервые.
Сентиментализм – это мироощущение и тенденция мышления, направленные на выявление, усиление, подчёркивание эмоциональной стороны жизни.
В полном соответствии с замыслом Карамзина рассказчик неслучайно говорит: «Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слёзы нежной скорби!».
Описание в экспозиции пришедшего в упадок Симонова монастыря, с его разрушившимися кельями, а также разрушающейся хижины, в которой жили Лиза и её мать, уже с самого начала вводят в повесть тему смерти, создаёт тот мрачный тон, который и будет сопутствовать рассказу. И в самом начале повести звучит одна из главных тем и излюбленных идей деятелей Просвещения – мысль о внесословной ценности человека. И прозвучит она необычно. Когда рассказчик будет говорить об истории Лизиной матери, о ранней смерти её мужа, Лизиного отца, он скажет, что она долго не могла утешиться, и произнесёт знаменитую фразу: «…ибо и крестьянки любить умеют».
Сейчас эта фраза стала почти крылатой, и мы часто не соотносим её с первоисточником, хотя в повести Карамзина она оказывается в очень важном историческом, художественном и культурном контексте. Оказывается, чувства простолюдинов, крестьян ничем не отличаются от чувств людей благородных, дворян, крестьянки и крестьяне способны на тонкие и нежные чувства. Это открытие внесословной ценности человека сделано деятелями эпохи Просвещения и становится одним из лейтмотивов повести Карамзина. Причём не только в этом месте: Лиза скажет Эрасту, что между ними ничего не может быть, поскольку она крестьянка. Но Эраст начнёт её утешать и будет говорить о том, что ему не нужно другого счастья в жизни, кроме любви Лизы. Оказывается, действительно, чувства простых людей могут быть столь же тонки и изысканны, как и чувства людей благородного происхождения.
Взаимоотношение с матерью
К матери девушка в повести относится с безграничной любовью. Она, как может, помогает ей и материально, продавая своё рукоделие или собранные ягоды с цветами, и морально, стараясь не тревожить мать собственными переживаниями и горестями.
было время — мама кормила её и воспитывала, не жалея сил, а теперь её очередь
Когда Эраст ушёл воевать, она очень волновалась, но позволяла себе плакать только ночью, чтобы не расстраивать маму, которая и без того была убита горем из-за кончины супруга. Решившись на самоубийство, девушка вспоминает о матери и уговаривает соседскую девочку передать, что Лиза любит её, целует руки и просит прощения.
Сюжет и герои повести
В начале повести прозвучит еще одна очень важная тема. Мы видим, что в экспозиции своего произведения Карамзин сосредоточивает все основные темы и мотивы. Это тема денег и их губительной силы. При первом свидании Лизы и Эраста парень захочет вместо запрошенных Лизой пяти копеек за букет ландышей дать ей рубль, но девушка откажется. Впоследствии же, как бы откупаясь от Лизы, от её любви, Эраст даст её десять империалов – сто рублей. Естественно, Лиза машинально возьмёт эти деньги, а потом попытается через свою соседку, крестьянскую девочку Дуню, передать их своей матери, но и матери эти деньги окажутся ни к чему. Она не сможет ими воспользоваться, так как при известии о смерти Лизы сама скончается. И мы видим, что, действительно, деньги являются той губительной силой, которая приносит людям несчастье. Достаточно вспомнить печальную историю самого Эраста. По какой причине он отказался от Лизы? Ведя легкомысленную жизнь и проигравшись в карты, он вынужден был жениться на богатой пожилой вдове, т. е. он тоже фактически продаётся за деньги. И вот эту несовместимость денег как достижения цивилизаций с естественной жизнью людей и демонстрирует Карамзин в «Бедной Лизе».
При достаточно традиционном литературном сюжете – рассказе о том, как молодой повеса-дворянин соблазняет простолюдинку – Карамзин всё же решает его не совсем традиционно. Уже давно было замечено исследователями, что Эраст вовсе не является таким традиционным примером коварного соблазнителя, он действительно любит Лизу. Он человек с добрым умом и сердцем, но слабый и ветреный. И вот эта ветреность его и губит. И губит его, как и Лизу, слишком сильная чувствительность. И вот здесь заключается один из главных парадоксов карамзинской повести. С одной стороны, он проповедник чувствительности как пути морального совершенствования людей, а с другой стороны, он же показывает, как чрезмерная чувствительность может принести пагубные последствия. Но Карамзин не моралист, он не призывает осуждать Лизу и Эраста, он призывает нас сочувствовать их горестной судьбе.
Проблематика в «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина
… «лишнего человека». Образ и характеристика Эраста в повести «Бедная Лиза» Карамзина: описание в цитатах Эраст — один из центральных героев повести «Бедная Лиза» Карамзина. Эраст — богатый дворянин: «…Эраст был довольно богатый дворянин…» Эраст — молодой человек, хорошо одетый …
Примеры похожих учебных работ
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: описание, герои, анализ произведения
… в обществе. Конфликт Основной конфликт повести «Бедная Лиза» можно назвать психологическим. Он заключается в отношении героев к любви и к деньгам. Лиза, умеющая искренне и сильно любить, сильно привязывается к Эрасту. …
Тему картины природы и их роль в повести Н.М.Карамзина » бедная Лиза»
… роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» по мере развития действия лишь увеличится, так как изменения в природе окажутся в … и покоя. Сочинение ** тему картины природы и их роль в повести Н.М.Карамзина » бедная Лиза» Повесть «Бедная Лиза» является лучшим …
Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе? (По повести …
… автор дает понять, что чувство Эраста по отношению к бедной девушке может оказаться недолговечным. Так и происходит впоследствии. Когда жизненные обстоятельства вынуждают Эраста расстаться с Лизой, он делает …
Маяковский В. В. Человек и время(история в стихотворении «Левый марш»)
… предложений. Они короткие, с обилием глаголов, подчеркивающих ритм стиха. Маяковскому мастерски удалось в небольшом по объему стихотворении создать напряженную картину сурового времени и людей, живущих и действующих в ту непростую эпоху.
Какие люди остаются в истории? (3 варианта)
… профессионалом, но и самоотверженным человеком. И такие личности также остаются в истории, … они и о том, какие же люди остаются в истории. В поэме … предстает перед читателями обычным человеком, наделенным как недостатками, так и достоинствами. …
Краткое содержание повести
Сентиментализм подразумевал описание личной жизни людей и чувств, которые присущи как выходцам из высших сословий, так и простым крестьянам. Кармазин в повести «Бедная Лиза» рассказывает о судьбе небогатой девушки, её любви к молодому дворянину и об их трагедии.
Лиза была молодой крестьянкой, недавно похоронившей собственного отца. Из родных осталась только мать, которая очень переживала кончину мужа. Девушка, как могла, заботилась о родительнице и морально, и материально. Она подрабатывала, продавая цветы и ягоды на рынке в Москве летом, а также пряла, вязала и ткала.
Познакомилась Лиза с Эрастом, главным героем повести, когда продавала ландыши. Он предложил целый рубль вместо 5 копеек, которые просила девушка за цветы. Скромность и воспитание не позволили героине взять более положенного. Эраст, молодой дворянин, заинтересовался девушкой и узнал, где она проживает.
Приехав некоторое время спустя к ней домой, он познакомился с матерью Лизы, произвёл хорошее впечатление, покупал весь товар, сделанный девушкой собственноручно, и стал частым гостем. Молодые люди начали тайно встречаться. Поначалу Лиза хотела рассказать маме о любви к дворянину, но он не велел.
Иногда девушка жалела, что парень не простой пастух. Ведь в этом случае они могли бы пожениться. Однажды к ней посватался обеспеченный молодой человек, но она отказала. Мать не могла понять причины, по которым девушка противится свадьбе, но насильно замуж не выдала.
Когда Эраст узнал о сопернике, он пообещал жениться на Лизе, и она поверила. Вступив с ним в добрачную связь, крестьянка поначалу испытывала тревогу и не напрасно. Через некоторое время дворянин утратил интерес к возлюбленной.
События развернулись так, что он отправился на войну. Там ветреный парень проиграл большую сумму денег и вынужден был жениться на богатой вдове, давно питавшей к нему чувства. Узнав об этом, Лиза передала соседской девушкой устное письмо своей матери, заверения в любви и, попросив прощения, прыгнула в воду.
Соседка, слишком молодая, чтобы спасти Лизу самой, закричала и позвала на помощь, но когда утопленницу вытащили, та была мертва. Мать скончалась от горя. Эраст был до конца несчастлив и считал себя убийцей.