каково отношение гоголя к чичикову

Сочинение: Отношение автора к Чичикову (в поэме «Мертвые души»)

(449 слов) Одним из выдающихся произведений Николая Васильевича Гоголя является поэма «Мертвые души». Известно, что Гоголь очень тщательно отнёсся к созданию своего произведения. Композиция задуманного триптиха была спланирована по мотивам культового литературного произведения — «Божественной комедии» Данте. Как и автор средневековой поэмы, Николай Васильевич рассказывает о человеческих пороках. Главным героем поэмы является Павел Чичиков — человек, который вобрал в себя все отрицательные черты нового времени. Чичиков стал одним из первых предпринимателей в сословной системе России. Рассмотрим, как относился автор к своему герою.

Уже многое можно понять, если вдуматься в название поэмы «Мёртвые души». Чичиков хотел ради собственной выгоды воспользоваться именами умерших крестьян, которые по документам официально числились живыми. Но читатель понимает, что под «мертвыми душами» автор подразумевает алчных, жадных и невежественных помещиков, которых погубила праздность. Писатель посчитал необходимым показать всю ничтожность положения паразитического высшего общества. В своем произведении автор показал «мёртвую Россию», которая лишена истинных нравственных качеств. Также в своей поэме писатель отмечает наступление нового времени «Чичиковых» и приход нового, более алчного поколения. В образе Чичикова известный писатель показал зачаток буржуазного сословия. Для того чтобы более подробно показать историческое место персонажа, автор раскрывает его характер, психологию и поведение. Писатель отмечает удивительную способность главного героя приспосабливаться к любой обстановке, расположить к себе любых людей, узнать все интересующие подробности. Он опрятен, любознателен, умен, бережлив, вежлив. Главный герой хорошо разбирался в психологии людей. Ему несложно было найти слабые и сильные стороны человека. Но все таланты Чичикова устремлены к наживе. Он убеждён, что только имея деньги, можно выжить, поэтому все его мысли зацикливаются на приобретении материальных благ. Даже думая о красивой белокурой девушке в колеснице, он тут же рассчитывает ее вероятное приданое. Павел Иванович не имеет искренних привязанностей, он все делает по расчету. И расчетом он может оправдать любую подлость.

Стоит отметить, что в одном из своих писем, посланных Жуковскому, Гоголь называет своего героя «скотиной». Однако автор желает, чтобы Чичиков показал себя и с положительной стороны, чтобы не все в его характере было так очевидно. Гоголь позволяет главному герою проявить некоторые достойные качества. Так, Чичиков способен испытывать влюблённость, стеснение, замешательство. Таких качеств нельзя заметить в образах других помещиков. Их души являются мёртвыми, они не могут испытывать высоких чувств. Также Чичикову нельзя отказать в способностях, он умен и находчив:

… спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил.

… в госте не только любознательность, но и основательность…»

«… Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека

Таким образом, Николай Васильевич показывает не только отрицательные качества героя, но и его достойные черты. Все это подтверждает, что душа Чичикова не умерла окончательно. У него еще есть шанс возродиться. Однако на данном этапе автор не одобряет жизненного пути и ментальности Павла Ивановича. Одержимость деньгами впустую растрачивает все его положительные качества.

Источник

Отношение автора к Чичикову – авторское мнение Гоголя

Как Н. В. Гоголь относится к своему герою? Откуда брать ответ на вопрос? Конечно, из текста. Отношение автора к Чичикову скрыто за множеством рассуждений.

Эпитеты классика

В письме к В. А. Жуковскому создатель «Мертвых душ», называет Чичикова скотиной. Отношение Гоголя к Чичикову, судя по этому эпитету, резко отрицательное. Писатель говорит, что Чичиков прошел только половину странствования. Русский народ умеет остановить мошенников, не дает им развернуться во всю мощь. Характер народа сложен. Обманщикам нужно быть увертливыми. По мнению классика, грекам легче. В отношении к Чичикову красной нитью проходит у автора отношение к себе. Гоголь ругает свою душу, ведь это он создал образ покупателя «мертвых душ». Будь он лучше, Чичиков не был бы такой скотиной.

Ругательское, просторечное слово – скотина – уничижительно по отношению к предприимчивому помещику, стремящемуся накопить денег для будущего потомства. Гоголь сразу отсекает человечность героя, в нем только животные желания, скотская сущность и безнравственность.

Автор и герой

Классик не сразу дает описание жизни главного героя поэмы. Он как будто задерживает время, оттягивает знакомство. Зачем предпринят такой интересный подход? Вероятно, автору не хочется сразу делать персонаж отрицательным. Гоголь надеется, что Чичиков оступится. Где-то при встрече с кем-то откажется от своей затеи, но под пером появляются строки другого содержания. Чичиков двигается от поместья к поместью, увеличивая свое состояние из мертвых душ, сам становясь все черствее.

Гоголь пытается отвлечь от цели поездки. Рассказывает, как тяжело живется на Руси бедным. Где взять капитал, если семья разорилась? Как пробиться незаурядному молодому человеку, если нет семейного тыла и помощи родственников?

Классик кидает Павла Ивановича из одной стези в другую, пытаясь остановить развитие корыстных черт. Но мелочность берет верх над героем, жадность приводит к одному провалу за другим.

Проверка любовью

Самая лучшая проверка для мужчины – любовь. Сначала Чичиков пользуется доверчивостью начальника, обманывает его наивную дочь. Меняет социальный статус, воспользовавшись доверием. Павел непрактичен. Он добивается улучшения своего достатка и теряет все, не просчитав рисков.

Гоголь показывает, что помещик еще не очерствел душой. Он испытывает чувство любви к женщине, упивается внутренним состоянием. Чичиков может стесняться, теряться перед возлюбленной. Это вызывает положительные эмоции у читателей. Но обидно и то, что мужчина быстро отказывается от любви и недолго страдает. Причем его расстройства проходят как сны, тихо и беззвучно.

Авторское отношение помогает разобраться в сюжете. Писать сочинение «Отношение автора к Чичикову», владея данной информацией, проще. Непонимание позиции классика может увести в сторону. Читатель начнет искать положительные черты, надеяться на лучший финал. Но классик не увидел его. Он не дал возможности герою исправиться, возродиться. Второй том так и не увидел свет.

Источник

Отношение автора к Чичикову

Как Н. В. Гоголь относится к своему герою? Откуда брать ответ на вопрос? Конечно, из текста. Отношение автора к Чичикову скрыто за множеством рассуждений.

Эпитеты классика

В письме к В. А. Жуковскому создатель «Мертвых душ», называет Чичикова скотиной. Отношение Гоголя к Чичикову, судя по этому эпитету, резко отрицательное. Писатель говорит, что Чичиков прошел только половину странствования. Русский народ умеет остановить мошенников, не дает им развернуться во всю мощь. Характер народа сложен. Обманщикам нужно быть увертливыми. По мнению классика, грекам легче. В отношении к Чичикову красной нитью проходит у автора отношение к себе. Гоголь ругает свою душу, ведь это он создал образ покупателя «мертвых душ». Будь он лучше, Чичиков не был бы такой скотиной.

Ругательское, просторечное слово – скотина – уничижительно по отношению к предприимчивому помещику, стремящемуся накопить денег для будущего потомства. Гоголь сразу отсекает человечность героя, в нем только животные желания, скотская сущность и безнравственность.

Автор и герой

Классик не сразу дает описание жизни главного героя поэмы. Он как будто задерживает время, оттягивает знакомство. Зачем предпринят такой интересный подход? Вероятно, автору не хочется сразу делать персонаж отрицательным. Гоголь надеется, что Чичиков оступится. Где-то при встрече с кем-то откажется от своей затеи, но под пером появляются строки другого содержания. Чичиков двигается от поместья к поместью, увеличивая свое состояние из мертвых душ, сам становясь все черствее.

Гоголь пытается отвлечь от цели поездки. Рассказывает, как тяжело живется на Руси бедным. Где взять капитал, если семья разорилась?

Классик кидает Павла Ивановича из одной стези в другую, пытаясь остановить развитие корыстных черт. Но мелочность берет верх над героем, жадность приводит к одному провалу за другим.

Проверка любовью

Самая лучшая проверка для мужчины – любовь. Сначала Чичиков пользуется доверчивостью начальника, обманывает его наивную дочь. Меняет социальный статус, воспользовавшись доверием. Павел непрактичен. Он добивается улучшения своего достатка и теряет все, не просчитав рисков.

Гоголь показывает, что помещик еще не очерствел душой. Он испытывает чувство любви к женщине, упивается внутренним состоянием. Чичиков может стесняться, теряться перед возлюбленной. Это вызывает положительные эмоции у читателей. Но обидно и то, что мужчина быстро отказывается от любви и недолго страдает. Причем его расстройства проходят как сны, тихо и беззвучно.

Источник

Отношение Гоголя к поэме «Мертвые души» и ее героям (Чичикову, Коробочке, Плюшкину, Собакевичу, Манилову и др.)

каково отношение гоголя к чичикову
Цензурная копия «Мертвых душ».
Титульный лист.

Отношение Гоголя к своей поэме «Мертвые души» представляет собой очень интересную тему для анализа.

Отношение Гоголя к поэме «Мертвые души»

«. Разве ты не видишь, что еще и до сих пор все принимают мою книгу за сатиру и личность, тогда как в ней нет и тени сатиры и личности, что можно заметить вполне только после нескольких чтений; а книгу мою, большею частью, прочли только по одному разу все те, которые восстают против меня. Еще, смотри, как гордо и с каким презрением смотрят все на героев моих; книга писана долго; нужно, чтоб дали труд всмотреться в нее долго. Нужно, чтобы устоялось мнение. » (Н. В. Гоголь — С. П. Шевыреву, Рим, 28 февр. 1843 г.)

«. А того никто не рассмотрит, что этот том, со всеми его недостатками и грехами непростительными, стоит почти пятилетней работы, стало быть, может назваться вполне выработанным кровью и потом. » (Н. В. Гоголь — П. А. Плетневу, Дюссельдорф, 6 окт. 1843 г.)

«. Всё мною написанное замечательно только в психологическом значении, но оно никак не может быть образцом словесности, и тот наставник поступит неосторожно, кто посоветует своим ученикам учиться у меня искусству писать, или, подобно мне, живописать природу. «(Н. В. Гоголь — П. А. Плетневу, Неаполь, ок. 1 дек. 1846 г.)

Гоголь считает, что первый том «Мертвых душ» далек от того, к чему он стремился:

«. От напряженья болела голова. С большими усилиями удалось мне кое-как выпустить в свет первую часть «Мертвых Душ» как бы затем, чтобы увидеть на ней, как я был еще далек от того, к чему стремился. » (Н. В. Гоголь — В. А. Жуковскому, Неаполь, 10 января н. стр. 1848 г.)

«. Друг мой, не позабывайте, что у меня есть постоянный труд: эти самые «Мертвые Души», которых начало явилось в таком неприглядном виде. » (Н. В. Гоголь — А. О. Смирновой, Неаполь, 22 февраля 1847 г.)

«…Друг мой, я не люблю моих сочинений, доселе бывших и напечатанных, и особенно «Мерт[в]. Душ»..» (Н. В. Гоголь — А. О. Смирновой, Карлсбад, 25 июля 1845 г.)

В это время Гоголь работает над вторым томом. На второй том писатель возлагает большие надежды, но в конце концов отказывается публиковать его.

Отношение Гоголя к героям «Мертвых душ»

Ниже представлены цитаты Н. В. Гоголя, в которых он выражает свое отношение к собственным персонажам.

«. Ско*ина Чичиков едва добрался до половины своего странствования. Может быть, оттого, что русскому герою с русским народом нужно быть несравненно увертливей, нежели греческому с греками. Может быть, и оттого, что автору «Мертвых Душ» нужно быть гораздо лучше душой, нежели ско*ина Чичиков. » (Н. В. Гоголь — В. А. Жуковскому, Москва, май (?) 1849 г.)

«. Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет «Мертвых Душ»..» (Н. В. Гоголь — А. О. Смирновой, Карлсбад, 25 июля 1845 г.)

«. такие кащеи попадаются на Руси довольно редко, и они бывают тем разительнее. » (Первая черновая редакция «Мертвых душ»)

Источник

Как изменяется авторское отношение к действительности на протяжении поэмы «Мертвые души»?

Эпитеты классика

В письме к В. А. Жуковскому создатель «Мертвых душ», называет Чичикова скотиной. Отношение Гоголя к Чичикову, судя по этому эпитету, резко отрицательное. Писатель говорит, что Чичиков прошел только половину странствования. Русский народ умеет остановить мошенников, не дает им развернуться во всю мощь. Характер народа сложен. Обманщикам нужно быть увертливыми. По мнению классика, грекам легче. В отношении к Чичикову красной нитью проходит у автора отношение к себе. Гоголь ругает свою душу, ведь это он создал образ покупателя «мертвых душ». Будь он лучше, Чичиков не был бы такой скотиной.

Ругательское, просторечное слово – скотина – уничижительно по отношению к предприимчивому помещику, стремящемуся накопить денег для будущего потомства. Гоголь сразу отсекает человечность героя, в нем только животные желания, скотская сущность и безнравственность.

Город в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Читая первую главу поэмы, рассмотрим как относится к городу Чичиков и как – автор поэмы. Чичиков осмотром города был «удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам». Знакомство с «сильными мира сего» еще укрепило расположение к городу. Он нашел здесь все, что искал: чиновники, от губернатора до полицмейстера, не страдали не преступностью и подозрительностью к новым для города лицам и безотказно сдавались на лесть. Чичиков познакомился и с помещиками – владельцами крестьянских душ, получил от многих из них любезное приглашение побывать в их усадьбах. Автор же относится к городу иронически. Но выявить эту иронию трудно. Гоголь прямо как будто бы ничего и не обличает. Напротив, а многих явлениях и лицах он говорит даже торжественно, как бы воспевая и возвышая их, — но они столь ничтожны, что возвышенный стиль рождает лишь смех. Вот Гоголь описывает гостиницу, «где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленную комодом, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о подробностях проезжающего». И вот Гоголь описывает общую залу гостиницы, где весела «копченная люстра со множеством висящих стеклышек, которые прыгали и звенели каждый раз, когда половой бегал по потертым клеенкам, помахивая бойко под носом, на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу». Романтическое сравнение, приложенное к бытовому предмету, к жалкой обстановки провинциальной гостиницы, вызывает веселый смех. Так возвышенность описания усиливает иронию автора, обнажает истинный контур вещей. Этот беспощадный — иронический авторский взгляд постоянно соседствует со снисходительно – приветливым отношением Чичикова к городу. Умиление Чичикова не бескорыстно — оно идет от желания сказать приятное «градоначальникам». Прогуливаясь по городу, Чичиков собирает материал для комплементов, от которых должны растаять чиновники. Однако автор не позволяет нам обманутся восторгами Чичикова. «Он взглянул в городской сад, который состоял из тоненьких деревьев, дурно принявших, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляной краскою». Разумеется, найти «очень красиво выкрашенными» подпорки к деревьям способен лишь Чичиков. Автор иронизирует над героем, для которого зеленая краска заменяет зелень деревьев. Но ирония Гоголя эти не ограничивается. Далее он издевательски сравнивает «дурные принявшиеся, тоненькие» деревца с роскошным описанием в газетах. Так разом Гоголь посмеялся и над вкусом Чичикова, и над ложью газет, и над раболепием сентиментальных обывателей.

Автор и герой

Классик не сразу дает описание жизни главного героя поэмы. Он как будто задерживает время, оттягивает знакомство. Зачем предпринят такой интересный подход? Вероятно, автору не хочется сразу делать персонаж отрицательным. Гоголь надеется, что Чичиков оступится. Где-то при встрече с кем-то откажется от своей затеи, но под пером появляются строки другого содержания. Чичиков двигается от поместья к поместью, увеличивая свое состояние из мертвых душ, сам становясь все черствее.

Гоголь пытается отвлечь от цели поездки. Рассказывает, как тяжело живется на Руси бедным. Где взять капитал, если семья разорилась?

Как пробиться незаурядному молодому человеку, если нет семейного тыла и помощи родственников?

Классик кидает Павла Ивановича из одной стези в другую, пытаясь остановить развитие корыстных черт. Но мелочность берет верх над героем, жадность приводит к одному провалу за другим.

Популярные сочинения

Проверка любовью

Самая лучшая проверка для мужчины – любовь. Сначала Чичиков пользуется доверчивостью начальника, обманывает его наивную дочь. Меняет социальный статус, воспользовавшись доверием. Павел непрактичен. Он добивается улучшения своего достатка и теряет все, не просчитав рисков.

Гоголь показывает, что помещик еще не очерствел душой. Он испытывает чувство любви к женщине, упивается внутренним состоянием. Чичиков может стесняться, теряться перед возлюбленной. Это вызывает положительные эмоции у читателей. Но обидно и то, что мужчина быстро отказывается от любви и недолго страдает. Причем его расстройства проходят как сны, тихо и беззвучно.

Авторское отношение помогает разобраться в сюжете. Писать сочинение «Отношение автора к Чичикову», владея данной информацией, проще. Непонимание позиции классика может увести в сторону. Читатель начнет искать положительные черты, надеяться на лучший финал. Но классик не увидел его. Он не дал возможности герою исправиться, возродиться. Второй том так и не увидел свет.

ЧИЧИКОВ — КТО ЖЕ ОН? ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ГЕРОЮ

Чтобы ответить, кто же такой Чичиков и каково отношение к нему автора поэмы «Мертвые души», приглядимся к названию произведения Н. В. Гоголя — «Мертвые души» и подзаголовку — «поэма».

Явный смысл названия указывает на аферу Чичикова: пользуясь тем, что до новой переписи умершие крепостные документально учитывались как живые, герой Гоголя хочет «на бумаге» вступить во владение ими для различных махинаций — в частности, для получения денег под залог из опекунского совета. Исходя из этого смысла названия, Чичиков — плут, герой плутовского романа; цель произведения в таком случае — сатирическая, а главный герой — инструмент сатиры. Такой сюжет, подсказанный автору, по его собственному свидетельству, Пушкиным, действительно предоставлял большие возможности для сатирического обобщения. Во-первых, это возможность показать Русь «с одного бока»: через путешествующего плута можно панорамно охватить русскую жизнь, дать типы помещиков и чиновников, картины нравов и привычек. Во-вторых, это возможность создать сгущенный образ российской бюрократической системы, в которой все ирреально и фиктивно, в которой бумажные «мнимости» замещают человека.

Если перед нами плутовской роман с уклоном в сатиру, то Чичиков — всего лишь пошляк (правда, «гигантского калибра»), «подлец», попавший в глупое положение. Так о нем и пишет В. Набоков: «Колоссальный шарообразный пошляк Павел Чичиков, который вытаскивает пальцами фигу из молока, чтобы смягчить глотку, или отплясывает в ночной рубашке, отчего вещи на полках содрогаются в такт этой спартанской жиге (а под конец в экстазе бьет себя по пухлому заду, то есть по своему подлинному лицу, босой розовой пяткой, тем самым словно проталкивая себя в подлинный рай мертвых душ), — эти видения царят над более мелкими пошлостями убогого провинциального быта или маленьких подленьких чиновников. Но пошляк даже такого гигантского калибра, как Чичиков, непременно имеет какой-то изъян, дыру, через которую виден червяк, мизерный ссохшийся дурачок, который лежит, скорчившись, в глубине пропитанного пошлостью вакуума».

Так что же? Чичиков — пошляк? Да. Только ли? Нет. Снова приглядимся к названию: есть ли у него скрытый смысл? Конечно: из бюрократически-бездушного значения слова «душа» (некая абстрактная человеческая единица, за которую с помещика взимается налог) выглядывает прямое значение — «душа человека», в бессмертие которой автор не мог не верить. Даже цензура испугалась этого второго смысла названия: душа, сказали Гоголю, не может быть мертвой. Вслед за цензурой должен был испугаться читатель: второй смысл названия действительно страшный. От названия протягивается нить к повествованию: в нем разворачивается тема смерти (во всей многозначности этого слова). Проводником этой темы становится Чичиков, о котором исследователь Гоголя Ю. Манн пишет следующим образом: «Чичикова интересует не скрытая сторона жизни, но нечто большее: ее противоположность — «смерть». Ловец мертвых душ, следопыт смерти, Чичиков обостряет внимание к запретному до гротескной: кульминации. Уже первые же расспросы Чичикова в городе NN фиксируют необыкновенное умонастроение, превышающее степень традиционного интереса к скрытой стороне жизни: приезжий «расспросил внимательно о состоянии края: не было ли каких болезней в их губернии, повальных горячек, убийственных каких-нибудь лихорадок, оспы и тому подобного, и все так обстоятельно и с такой точностью, которая показывала более чем одно простое любопытство». В дальнейшем «странное направление интереса Чичикова всячески подчеркивается и варьируется».

В этом контексте «пошлость» выходит за грань просто комического и начинает восприниматься как атрибут «смерти» (в предельном смысле этого слова — «смерть души»). Тема пошлости, удвоенная («пошлость пошлого человека») и абсолютизированная (еще о «Ревизоре» Гоголь говорил, будто публику испугала «пошлость всего вместе»), ведет человека вниз по лестнице мирозданья: лица превращаются в животные «рыла», «рыла» — в бездушные вещи. А самый «низ» этой лестницы — в аду. Если так, кто же тогда Чичиков? Не просто подлец («пора припрячь и подлеца»), а еще и мелкий бес, адский прислужник.

Но это еще не все — далеко не все. Ассоциация с адом возникает не случайно. Вдумаемся: «Мертвые души» — не плутовской роман, да и не роман вовсе, а поэма. Вот как об этом пишет сам Гоголь: «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь… не похожа ни на повесть, ни на роман… Если бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение». Почему поэма? «Мертвые души» задумывались по аналогии с «Божественной комедией» Данте — в трех частях: первая часть — «Ад», вторая часть — «Чистилище», третья часть — «Рай». Замысел, таким образом, не ограничился изображением «ада», «пошлости пошлого человека», предел его — спасение этого самого «пошлого человека». Кого же конкретно из первой части «Мертвых душ»? Чичикова прежде всего. Что же указывает на это в тексте первой части?

Первое, что отличает Чичикова (наряду с Плюшкиным) от остальных персонажей поэмы, это наличие у него прошлого — биографии. Биография Чичикова (так же как и Плюшкина) — это история «падения души»; но если душа «пала», значит, была когда-то чистой, значит, возможно ее возрождение — через покаяние.

Что необходимо для покаяния, для очищения души? Внутреннее «я», внутренний голос. Право на душевную жизнь, на «чувства» и «раздумья» тоже имеют только Плюшкин (в меньшей степени) и Чичиков (в большей степени). «С каким-то неопределенным чувством глядел он на домы…»; «неприятно, смутно было у него на сердце…»; «какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им» — фиксирует Гоголь моменты «интроспекции» (внутреннего голоса) у своего героя. Мало того: нередки случаи, когда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос или сливается с ним — например, отступление об умерших мужиках Собакевича или о встретившейся Чичикову девушке («Из нее все можно сделать, она может быть чудо, а может и выйти дрянь, и выйдет дрянь!»).

Как герой поэмы, Чичиков перестает быть одномерным. В пошлости и. мелком бесовстве «подлеца» мерцают блики «живой души», для которой возможно восхождение в последующих томах поэмы. Обратим внимание на то, как автор «Мертвых душ» переходит к знаменитому отступлению о «птице-тройке», завершающему первый том «Мертвых душ». Селифан погнал коней; Чичиков улыбнулся, «ибо любил быструю езду»; и тут же — авторское обобщение: «И какой же русский не любит быстрой езды?» Далее: «Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал?» И наконец, предельный, под стать грандиозной поэме, план обобщения: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонная тройка несешься?» От Чичикова с его бричкой к таинственно-патетическому вопрошанию: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа». Получается, что и Чичиков причастен к этому «полету», а значит, и к «тайне»: он не застыл, не завершился, он открыт для перерождения и о судьбе его стоит вопрошать.

Первый том «Мертвых душ» начинается с загадки: «два русских мужика» обсуждают, доедет ли колесо чичиковской брички до Москвы; а завершается той же бричкой, тем же словом — «русский», слившимся в «Русь-тройку», — и снова загадкой, выросшей до грандиозного символа: «Русь, куда ж несешься ты?» Кто же такой тот, кто в этой бричке находится, — Чичиков? Да, пошляк, да, мелкий бес — но и загадка. Вот как откликнулся на нее Герцен: «Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых испарений, там он увидит удалую, полную сил национальность».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *