каково отношение художника к изображаемому
Как художник Кузьмин изобразил левшу и других героев? Отношение художника?
Задание по литературе для 6 класса Рассмотрите портрет левши и иллюстрации художника Н. Кузьмина. Обратите внимание на то, как художник изобразил левшу и других героев. Каково отношение художника к изображаемому?
На этой картине художника Кузьмина все-таки центральным персонажем оказывается Платов, а показана нам сцена, когда Платов привозит заморскую блоху тульским мастерам.
Но мы видим, что художник много внимания уделил как раз образам Левши и его товарищей. Мастера стоят на заднем плане, рассматривают блоху. Уже сейчас они горячо обсуждают, что можно придумать, чем удивить императора, как ответить английским мастерам.
Левша стоит в центре, он задумчив, он знает, что работа предстоит не простая, но совсем не обескуражен этим. Левша, да и другие мастера уверены в своих силах.
В этом изображении видится согласие художника с мнением самого Лескова, что для русского человека нет ничего невозможного.
На иллюстрации Кузьмина мы видим Платова в окружении тульских мастеров. Платов сидит в карете и сердито крутит ус, он видимо сомневается, что мастерам по силам чем-то удивить его и императора, постоять за честь России.
Но сами мастера в этом не сомневаются. Они задумчивы и серьезны, они уже продумывают свои действия. Левша среди них чуть ли не самый молодой, но при этом такой же спокойный и уверенный в своих силах.
Художник постарался передать и свою собственную уверенность в силах тульских мастеров.
Главный герой сказа Лескова конечно же тульский мастер Левша, образ которого автор рисует с большой любовью и сочувствием. Также в тексте сказа мы видим одобрительное отношение Лескова к генералу Платову, который любит все русское и посмеивается над заграничным. Но совсем иначе у Лескова показаны царедворцы, для которых важным оказывается не родная страна, а их высокие должности.
Вот как царедворцы встречают Платова:
В следующем эпизоде Левша разговаривает с государем по-простом, народным языком и царедворцы недовольно морщатся, ведь они привыкли к лести:
Когда же царедворцы убедились, что Левша принят императором ласково и с почетом, то их отношение к простому мужику изменилось. Они стараются выказать Левше свое благорасположение, а вдруг как и им что-то перепадет от милости государя:
Отличие между текстами в том, что энциклопедия оперирует фактами, а писатель имеет право на творческий вымысел.
Образ Левши, который мы видим на иллюстрациях Кукрыниксов очень сильно отличается от того образа, который например создала в своем воображении я. Здесь я вижу маленького, забитого несчастного человека, в рваных одеждах, какого-то босяка, а не великого мастера. В этом образе нет ни капельки самоуважения, это просто мужик, и может быть пропойца.
А между тем в сказе Лескова Левша фигура внушительная. Да он одет не очень красиво и может в рваном и грязном платье явится к императору, но просто потому что ему некогда думать о своей одежде. Он великий мастер и мог легко купить себе новую и красивую одежду, но ему этого не надо, ведь он живет работой. И говорит с Императором Левша почти на равных, ведь в его глазах император правит людьми, а он, Левша, правит металлом.
Мне кажется художники действительно были обижены судьбой Левши и потому показали ее таким незначительным, но тут они перегнули палку. Мне эти иллюстрации совсем не нравятся.
Обязательно следует дополнить этот план описанием внешности Левши:
Левша всего себя отдавал работе, и его нельзя было даже напугать пожаром, он отвечал: «Горите себе».
Когда Левшу звали остаться в Англии он отказался, потому что боялся помешательства.
И еще один пункт можно добавить в этот план:
Левша не доверяет ничему иностранному, он верит только русскому, а англичане, хоть и встретили его приветливо воспринимались Левшой врагами.
И умер Левша как герой, пытаясь рассказать о том, что считал важным для страны, не думая о себе, он думал только о Родине:
Николай Семенович Лесков родился в небольшой деревне Орловской губернии и детство провел в городе Орел.
До 29 лет Лесков перепробовал много занятий, был мелким чиновником и сотрудником сельскохозяйственной компании, но в 1860 году начинает печать свои произведения в разных журналах. Он работает корреспондентом в газете «Северная пчела» много путешествует сперва по России, потом по загранице.
В это время Лесков много пишет и становится известным писателем. впрочем его жизненная позиция шла в разрез с революционными настроениями многих издателей и Лескова печатали мало.
Однако писатель не сдавался и не шел на уступки. он сформировал свой собственный литературный мир, который очень ценили такие писатели как Толстой, Чехов, Горький.
Приемы работы с историческими картинами
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКИМИ КАРТИНАМИ
А.Бенуа. Парад при Павле I
1. Это тематическая или сюжетная историческая картина.
Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращенный в основном к прошлому, исторический жанр переплетается с другими жанрами — бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, групповые портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»); особенно тесно с историческим жанром смыкается батальный жанр, когда он раскрывает исторический смысл военных событий.
Элементы тесного переплетения всех этих жанров можно проследить на примере картины А.Бенуа «Парад при Павле I ».
2. Картину художника можно использовать в школьном курсе:
— Истории России в 8 классе
А) атрибуцию источника и/или факта, на нем изображенного.
1. ( I ) Какое явление изображено на картине? К чему оно относится: к политическому событию, к историческому деятелю, к военным приготовлениям, к повседневной жизни России? Как вы думаете, то, что изображено на картине, происходит часто или это единичное явление?
2. ( II ) Когда создано это произведение? Каковы прямые и косвенные сведения о времени, стиле, месте создания этой картины? К какому направлению в искусстве принадлежал художник?
3. ( II ) Изображены ли на картине реальные исторические лица? Кого Вы смогли узнать?
4. ( III ) Можно ли определить социальное положение представителей общественных групп?
5. ( III ) Какое архитектурное сооружение изображено на картине? В каком оно состоянии? Изменилось ли название этого сооружения сейчас?
Б) описание содержания картины.
1. ( I ) Что изображено на переднем плане картины? Кто изображён на среднем плане? Чем заняты отдельные фигуры? Что изображено на заднем плане? Как расположены фигуры на картине: поодиночке, группами, строем? Как Вы думаете, почему? В каком положении находятся фигуры на картине – в статичном или в движении?
2. ( I ) Чем именно занимаются эти люди? Как одеты люди на картине? Где это видно точно и чётко, где даётся общим фоном? Почему? Что этим хотел сказать художник? Какие у людей причёски?
3. ( II ) Как художник передал настроение картины? Какое время года изображено? Каковы его признаки? Какую погоду изобразил художник? Какими средствами живописи она передана?
4. ( II ) Какие цвета использовал художник? Как художник использует свет? Почему именно так?
5. ( III ) Для чего на переднем плане А.Бенуа нарисовал верстовой столб и шлагбаум?
В) критический анализ изображения.
1.( I ) Каково отношение художника к изображённому на картине: он поддерживает, осуждает или относится к явлению нейтрально? Как вы думаете, почему?
2. ( I ) Почему художник изобразил парад не в ясный, солнечный, летний, день, а в сырую, промозглую, зимнюю, петербургскую погоду? Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи Павла I?
3. ( II ) С какой целью художник изображает архитектурное сооружение? Почему на картине А.Бенуа “Парад при Павле I“ Михайловский замок изображён недостроенным?
4. ( III ) С какой целью художник нарисовал памятник перед зданием Михайловского замка? Чья статуя, по Вашему мнению, изображена на картине? Знаете ли Вы, какие слова выбиты на постаменте этой конной статуи?
5. ( III ) Почему шлагбаумы не изображены слева, справа или на заднем плане? Какой вывод можно сделать о проблеме безопасности? Придавалось ли ей большое значение при Павле или не придавалось значения вовсе?
Г) аксиологический анализ изображения как текста.
1.( I ) Объективно ли изображение парадов на картинах? Был ли художник современником происходящих событий?
2.( I ) Какое ощущение от изображённых фигур у Вас, как у зрителей, сложилось? Не напоминают ли они Вам карикатуру, игрушки в детской игре, клип и т.п.?
3. ( II ) Достаточно ли полно отражено на картине такое явление, как парад? Соответствует ли изображение Павла, выговаривающего что-то офицеру, торжественности парада?
4. ( III ) Можно ли на основе картины охарактеризовать историческую эпоху? Какие художественные приёмы передают торжественность, мрачность, праздничность, иронию, “игрушечность”?
5. ( III ) Чем примечательно время создания картины “Парад при Павле I”? Почему А.Бенуа назвал свою картину “Парад при Павле I“, а не “Подготовка к параду”?
Д) праксеологический анализ репродукции как текста.
1.( I )Что нового вы узнали об исторической эпохе, которой посвящена картина? Чем в этом вам помогла картина?
2. ( II ) Что нового Вы узнали об атмосфере общественной жизни, в которой находилась Россия при Павле I?
3. ( II ) Что Вы узнали об отношении Павла I к дворянам, офицерам, солдатам?
4. ( III ) Является ли эти картина историческим источникам? Объясните почему?
5. ( III ) В чем ценность информации, которую несет в себе данное произведение? Или эта информация отсутствует?
4. Свой вариант пояснительного текста к репродукции.
На картине изображён мрачный зимний день. Тёмное небо. Сыплет снег. В глубине плац-парада – мрачное здание строящегося Михайловского замка. Император и два его сына на конях (справа) только что подъехали. Павел вызывает из строя несколько провинившихся солдат и офицеров. Они онемели от ужаса, видя безумный, уничтожаю-щий взгляд Павла, и слыша его гневный голос. На втором плане проходят полки под громыхание оркестра. За полками бегут солдаты, которые подбирают упавшие с голов неудобные кивера и шляпы.
Почему художник так «странно» относится к изображенному на картине событию?
Как композиция картины передаёт атмосферу правления Павла I?
Совпадает ли отношение художника к Павлу I с Вашим отношением к этой исторической личности?
Фрагменты документов к картине.
1. «Каждый день Павел присутствовал на параде конной гвардии. И если какой-нибудь офицер совершал ошибку, то царь хлестал его своей тростью, подвергал разжалованию, ссылал в Сибирь или тут же и навсегда заставлял надеть мундир простого солдата. За промашку наказывали кнутом, тюрьмой и даже вырывали ноздри, отрезали язык или уши, подвергали другим пыткам. » (А.Валлоттон. Александр I. М.,1991. Стр.43-44. Цитата дана из книги Б.Муравьёва)
5. Н.Карамзин Из «Оды на случай присяги московских жителей его императорскому величеству Павлу Первому, самодержцу Всероссийскому»
. Итак, на троне Павел Первый?
Венец российские Минервы
Давно назначен был ему.
Он добр и любит россов нежно!
То царство мирно, безмятежно,
В котором царь есть царь сердец;
От неба он венцом украшен
И только злым бывает страшен;
Для злых во мраке туч гремит,
Благим как бог благотворит.
Вспоминая эти Марсовы потехи – как становится понятной муштровально-мундирная мания, коей были одержимы едва ли не все государи прошлого, но которая особенно ставится в вину пруссакам Фридриху, Вильгельму I и Фридриху II, а также нашим царям: Петру III, Павлу, Александру I и Николаю I. Однако, хоть и кажется это смешно и хоть много бывало под этим мучительства, однако насколько же тогдашние царские забавы в общем были менее жестоки и чудовищны, нежели всё то дьявольское усовершенствование военного дела, до которого теперь дошло человечество – и в самых демократических странах. не детской ли игрушкой представлялась Павлу вверенная ему богом империя, эта неисчерпаемая кладовая оловянных солдатиков, которых он гонял через всю Европу, которых он посылал сражаться в защиту священных и грандиозных, но всё же им как-то по-детски понимаемых идей. Не детским ли гневом плохо воспитанного ребёнка гневался он на тех, кто не умели ему угодить, кого он прямо с плацпарада отправлял в Сибирь за отстегнувшуюся пуговицу? Не детским ли кошмаром было всё его пресловутое безумие, его растерянность, его страх, его жажда подвигов и столь неуместная, несвоевременная, плохо направленная «справедливость». ».(А.Бенуа. Мои воспоминания. Книга 1. М.,2005. Стр.18-19, 330-331).
Вопросы и задания для работы с документами.
1. В отрывках из текстов приведённых источников найдите комментарии к картине. Составьте из них описание к картине.
2. Что нового Вы узнали о Павле I и его времени в приведённых отрывках?
3. Какую оценку происходящему на картине А.Бенуа даёт Д.Сарабьянов? Докажите или опровергните его мнение о том, что «Парад при Павле I » лучшее произведение Бенуа на историческую тему.
4. Чем Вы можете доказать или опровергнуть мнение Н.Дмитриевой о том, что парад при Павле I кажется «парадом игрушечных солдатиков»? Как это соотносится с воспоминаниями А.Бенуа?
Работа с другими иллюстрациями.
Г.Шварц “Строевые учения русской армии по прусскому образцу в Гатчине при Павле I »
Можно ли эту картину прокомментировать словами Н.Дмитриевой о том, что парад при Павле I кажется «парадом игрушечных солдатиков»? Почему?
А.Бенуа. “Развод караула перед Зимним дворцом при Павле I”
Найдите черты сходства и отличия в этих картинах А.Бенуа.
Составьте рассказ о правлении Павла I по этим картинам А.Бенуа, опираясь на слова (шлагбаумы, прусские мундиры, единообразие, противопоставление императоров, бездушная регламентация и тупая исполнительность, снежная мгла павловской власти закрывает прежний екатериненский свет)
Павловские реформы коснулись и русского языка, в котором больше появилось слов немецкого происхождения, слов-команд, жёстких и резких. Глядя на картины А.Бенуа, попробуйте вставить в пробелы нужные слова.
Прусские военные мундиры времен Фридриха II
Как вы думаете, каково отношение художника Н. В Кузмина к изображаемым персонажам? свой ответ Аргументируйте. Левша
Отношение плохое потому что картины не его. И он завидует тому кто их нарисовал. Он в ярости и готов был выкупить художника но не получчилось потомучто был дурочком
Никто не поспорит с тем, что великий русский писатель Тургенев идеально знал психологию интеллигенции. Он прекрасно понимал интеллигентов, конторы были воспитаны в атмосфере романтико-философской настроенности.
Тургенев всегда умел рисовать портреты целого поколения. Образы общества у него получались, куда боле лучше, чем образы отдельных героев. Неоднократно сам Тургенев говорил, что ему не удается создавать произведения из головы. Он уверял, что для того чтобы придумать какой-нибудь лирический образ ему приходилось представлять живого человека. Нередко он писал о своих близких и знакомых.
Читая биографии каких-либо лирических героев Тургенева, сразу бросается в глаза, что с каждой новой строчкой образ вбирает все больше черт жизненного типа.
Безусловно, одним из наиболее успешных образов Тургенева является образ Рудина. Современники писателя неоднократно находили в нем черты многих лиц. Многие критики нашли в этом образе много общего с самим автором.
Задания к сказу Лескова «Левша»
Размышляем о прочитанном
1. Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?
2. Прочитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царём и его окружением?
3. Почему «на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал», а имени левши там не оказалось?
4. Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии? Что произвело на него особое впечатление за границей?
5. Каким изобразил Н. С. Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами народного героя любуется автор, а какие отвергает?
Учимся читать выразительно
Найдите в сказе эпизоды, рисующие царское окружение, детали текста, передающие сатирическое отношение автора к его представителям. Прочитайте эти сцены так, чтобы почувствовалась авторская едкая насмешка.
В Энциклопедическом словаре есть сведения о Платове:
«Платов, Матвей Иванович (1751—1818), русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А. В. Суворова и М. И. Кутузова. В 1790 году Платов командовал колонной при штурме Измаила. В Отечественной войне 1812 года Платов, командуя конным корпусом, прикрывал отход 2-й армии Багратиона, а затем 1-й и 2-й русских армий. В Бородинском сражении провёл успешный манёвр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков».
Чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе «Левша».
Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведётся от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.
Совершенствуйте свою речь
1. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу. Прочитайте фрагменты сказа, где слышен голос сказителя. Обратите внимание на его речь. К кому из героев произведения он ближе всего? Подтвердите свой ответ цитатами из текста сказа.
2. Сказ о левше очень близок к произведению устного народного творчества. Найдите в нём приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку, — подумайте, какую роль они играют в произведении.
3. В сказе о левше много новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Мастеровой, рассказывая о вещах ему незнакомых и чужеземных, искажает их названия согласно своему представлению о них. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка— «укушетка», «вестовые» — «свистовые», таблица — «долбица». Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех, кому они принадлежат.
4. По признанию Лескова, замысел «Левши» возник из поговорки: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал». В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина», «Утро ночи мудренее» и др. Найдите ещё пословицы и поговорки.
5. Расскажите о характере левши. Можно при этом воспользоваться следующим цитатным планом:
а) « — Горите себе, а нам некогда, — и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся»;
б) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится»;
в) «. Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может»;
г) «Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные»;
д) «. А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать».
Подумайте, какими пунктами можно было бы дополнить этот план.
6. Лесков говорил: «. там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы.
Творческое задание
Л. Н. Толстой назвал Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова? Подготовьте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос.
Литература и другие виды искусства
1. Рассмотрите портрет левши и иллюстрации художника Н. Кузьмина. Обратите внимание на то, как художник изобразил левшу и других героев. Каково отношение художника к изображаемому?
2. Один из критиков так выразил своё мнение о рисунках Н. Кузьмина к сказу «Левша»: «Лесковский штрих у Кузьмина. озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый. стиль. рождён самим текстом, в который вошёл художник, чтобы пережить „изнутри** его событие».
Согласны ли вы с этим утверждением?
3. Рассмотрите иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Можно ли согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за левшу, так что чувствуется почти личная их обида»?
4. Интерес к «Левше» за сто с лишним лет с момента появления не уменьшается. Художники, режиссёры, композиторы обращаются к сказу Лескова. Он был поставлен на театральных сценах многих городов (МХАТ — 1924 год, Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Московский театр Спесивцева— 1980 год и др.). Мультфильм и телефильм «Левша» с большим успехом прошли по экранам. Если вы видели один из них, ответьте на вопрос: совпали ли ваши представления от прочитанного с увиденным?
5. В старой части города Орла, рядом со зданием гимназии, где учился Н. С. Лесков, и церковью Михаила Архангела, окрестности которой стали местом действия произведений писателя, стоит памятник Н. С. Лескову авторов Ю. Г. и Ю. Ю. Ореховых. Если вы видели этот памятник или его изображение (на открытках, в Интернете), ответьте на вопросы: в чём особенность этого памятника? Узнаёте ли вы героев Н. С. Лескова?