каково отношение лирического героя к тихой родине

Анализ стихотворения «Тихая моя родина» Николая Рубцова

каково отношение лирического героя к тихой родине

Произведение Николая Рубцова «Тихая моя родина» поражает читателя простотой и вызывает щемящую грусть. Будто бы незамысловатое стихотворение оказывается способным затронуть душу каждого человека.

История создания

Лирическое произведение было создано в 1964 году после поездки поэта в город Няндома (Архангельская область). Именно там прошло его раннее детство. Рубцов посвятил своё творение писателю В. Белову, который трепетно относился к отчим местам и посвятил им множество произведений. Недаром его называют основоположником «деревенской прозы».

Жанр, тема и идея

По жанру произведение относится к пейзажной лирике. Тема его — изображение мест, где прошло детство героя и где похоронена его мать. Идея — показать глубину тихой печали от встречи с изменившимися родными местами.

Образы стихотворения

В «Тихой моей родине» можно отметить два основных образа:

Композиция

Стихотворение состоит из восьми четверостиший. В первых шести строфах описывается родина, в последних двух строфах поэт размышляет о неразрывной связи «с каждой избою и тучею».

Ритмический строй

Произведение написано трёхстопным дактилем при помощи перекрёстной рифмовки. Данный факт обеспечивает плавность чтения и лёгкость восприятия этого стихотворения.

Художественные средства

Для передачи настроения героя и для описания его малой родины Рубцов использует синтаксические и лексические средства языка:

Таким образом, стихотворение Рубцова передаёт ощущения лирического героя, который вернулся туда, где он вырос. Хотя многое уже изменилось, он всё-таки чувствует связь с этими дорогими сердцу местами.

Источник

15. Каково отношение лирического героя к «тихой родине»? 16. Какие стихотворения о родине могут быть сопоставлены с данным стихотворением Н. Рубцова и почему? (ЕГЭ по литературе)

В представленном для анализа стихотворении показано отношение лирического героя к «тихой родине».

Автор не ищет в своей родине эстетику и красоту.

каково отношение лирического героя к тихой родине

Воспоминания заставляют героя вернуться в то время, в котором он был счастлив.

С помощью сравнения, герой вспоминает себя в школьные годы: «словно ворона веселая/сяду опять на забор». Автор отмечает «самую жгучую/смертную связь» между собой и родиной. Эту связь не разорвет время и другие обстоятельства.

Таким образом, лирический герой с особым трепетом и любовью относится к своей «тихой родине».

Во многих стихотворениях русских поэтов рассматривается тема родины. Например, в. Эти стихотворения можно сопоставить со стихотворением Н. Рубцова.

Так, в стихотворении А. С. Пушкина «Вновь я посетил» звучит тема родины. Лирический герой повествует о своем изгнании с родной земли: «тот уголок земли, где я провел/изгнанником два года незаметных». С момента последнего пребывания все «переменилось», но автора «минувшее объемлет живо». Как и Н. Рубцов, Пушкин также описывает неразрывную связь человека и родины. Однако лирический герой Пушкина пытается обратиться к «младому племени»: не он увидит «могучий праздный возраст» родины («но пусть мой внук/ услышит ваш приветный шум… / и обо мне вспомянет»).

В стихотворении О. Мандельштама «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» также рассматривается тема родины.

каково отношение лирического героя к тихой родине

Всё же в стихотворении О. Мандельштама более трагично по содержанию, в отличие от теплых воспоминаний Н. Рубцова.

Таким образом, многие русские поэты обращались к теме родины, но каждый их них рассматривали эту тему по-своему.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Анализ стихотворения Николая Рубцова «Тихая моя родина»

В произведении Николая Михайловича Рубцова «Тихая моя родина» каждая строчка пронизана любовью к отчему краю. Автор известен как лирический поэт, прославляющий красоту природы. Стоит разобрать по плану и сделать анализ стихотворения «Тихая моя родина», чтобы понять его смысл. Это поможет семиклассникам лучше подготовиться к уроку литературы в школе.

История написания

Стихотворение написано поэтом в 1964 г. Вояж по родным местам, где вместе с семьей Николай Рубцов жил первые 6 лет своей жизни, оказал на него неизгладимое впечатление. Раннее детство автора прошло в крохотном городке Архангельской области — Няндома.

После возвращения в отчие места в душе Рубцова поселились неоднозначные чувства. В его сердце ожили детские счастливые воспоминания. Кроме того, нахлынули грустные думы от того, что за несколько десятилетий на отчей земле произошли кардинальные перемены. Все это он смог передать в своей поэзии.

Впрочем, это не стало для него препятствием. Поэт почувствовал глубокую связь с отчим краем. Свои волнения по этому поводу Рубцов перенес в тетрадку, сочинив стихотворение. «Тихая моя родина», которое посвящено родоначальнику «деревенской прозы» Василию Белову, также появившемуся на свет и выросшему в центрально-европейской части России.

Тема, идея и главная мысль

Основная тема — крепкая связь между героем произведения и отчим краем. На самом деле «Тихая моя родина» — это ода нежности к месту, где автор вырос, и прошли его лучшие годы детства.

По возвращении в родные места, поэт высматривает уголки, которые знал раньше, но за те годы, что его не было, все переменилось: появился новый канал, кладбище теперь рассредоточилось на другом берегу, а крыша на церкви заросла травой. От этого лирическому герою становится немного грустно, но он все же преисполнен радостными чувствами от свидания с местами, где прошло его детство.

В своем коротком стихе «Тихая моя родина» Н. Рубцов воплощает прочное звено, соединяющее отчий край и лирического героя. Его признание в любви к отчизне такое искреннее, что кажется, словно в каждом слове пульсирует его взволнованное сердце. Грусть, щемящая в каждой строке, доверительная интонация цепляют читателя за живое, вынуждают вместе с лирическим героем прочувствовать его любовь, пройти по тем местам, что ему дороги с раннего детства.

Во время прочтения произведения читатель испытывает радость от встречи Николая Рубцова с природой отчего края. Хотя, казалось бы, что нового можно сказать:

Когда автор перечисляет милые сердцу приметы своей отчизны, он не может остановиться. Поэту хочется показать, насколько особенная та земля, где он вырос:

Он также не может не упомянуть деревянную школу, которая так мила его сердцу. Рубцов любит свою отчизну, но как большая любовь, она оставляет в душе у автора привкус горечи: на его тихой родине, где на ветках ив у реки неустанно поют соловьи, когда он был ребенком, была похоронена его мама.

Прогуливаясь по знакомым с детства местам, поэт наслаждается природными пейзажами, которые дороги его сердцу и останутся в его душе навечно. В конце стихотворения, ощущая к родине самую сильную, животрепещущую любовь, Рубцов признается в своих чувствах к ним.

Художественная композиция

Стихотворение построено последовательно и просто. Условно его можно поделить на 3 части:

Автор будто боится, что его словарного запаса не хватит рассказать о своей любви так, чтобы читатель поверил ему. Именно поэтому поэт ввел в произведение отлагательное существительное — «гром», которое придает ему темпераментную окраску.

Жанр и средства выразительности

Делая анализ «Тихой моей родине» Рубцова, важно упомянуть о средствах выразительности, использованных в произведении. В лирическом стихотворении поэт использовал метафоры и эпитеты, определяющие красоту родной природы:

Главным словом в произведении является эпитет «тихая», который помогает показать отношение автора к малой родине.

Этот троп повторяется в тексте несколько раз:

«Тихо ответили жители,

Делая анализ стихотворения Рубцова, стоит отметить, что поэт с нежностью в голосе описывает места своего детства, поэтому произведение относят к жанру пейзажной лирики. Многосложный стихотворный размер с акцентом на первом слоге (трехстопный дактиль) прекрасно добавляет произведению ритмичности и плавности.

Источник

Каково отношение лирического героя к «тихой родине»? «Тихая моя родина» Н. М. Рубцова (ЕГЭ по литературе)

Николай Михайлович Рубцов — поэт-шестидесятник периода «оттепели». В то время особенно выделялась «громкая» и «тихая» поэзия, к которой непосредственно относится творчество данного писателя.

Лирический герой стихотворения Рубцова представляет собой человека, любящего свою родину, хранящего в своей памяти важные фрагменты, определённые эпизоды из жизни, связанные с ней.

Это произведение относится, как уже отмечалось, к «тихой» поэзии, поэтому автор не просто так выбирает главным эпитетом, характеризуя свою родину, слово «тихая», которое несёт в себе своего рода «тихую» любовь. У лирического героя явно просматривается тихое, искреннее и задушевное отношение к родному краю, с которым связаны детские годы («в детские годы мои» — инверсия) и наиболее памятные моменты его жизни, о которых он не забыл.

Родина лирического героя претерпела сильные изменения. Вторая строфа, являющаяся диалогом между ним и жителями родных мест, представляющим собой вопросно-ответную форму изложения, показывает, что герой не может найти погост, на котором похоронена его мать. Мотив тишины прослеживается и в третьей строфе произведения, что передаётся с помощью анафоры («тихо ответили жители, тихо проехал обоз»). Лирический герой также замечает и другие перемены: «купол церковной обители яркой травою зарос», «между речными изгибами вырыли люди канал», «новый забор перед школою». Но, несмотря на них, он говорит: «Тихая моя родина, я ничего не забыл». Это позволяет убедиться в том, что лирический герой помнит первозданный образ родины и любит её той же сильной и страстной любовью.

Следует отметить, что лирический герой уделяет миру природы не меньше внимания, чем построенным материальным объектам, хотя она тоже значительно изменила свой облик. Используя ряд однородных членов, таких как «ивы, река, соловьи…», он мысленно показывает читателю символы, ассоциирующиеся с родными местами. Фигура умолчания передаёт его тоску и ностальгические чувства. Герой Рубцова узнаёт «тот же зелёный простор». Его сравнение — «словно ворона весёлая, сяду опять на забор!» — связывает птицу и человека в цельный образ и носит иронический подтекст. В предпоследней строфе лирический герой уверяет родину в том, что когда «время придёт уезжать», то её образ и образ природы останется в его памяти на всю жизнь, навсегда.

Таким образом, можно сделать вывод, что у лирического героя смиренное, почтительное, уважительное, тихое, искреннее и задушевное отношение к «тихой родине». По последней строфе, содержащей в себе главный смысл, мы понимаем, что лирический герой — патриот, любящий свою родину и всё то, что с ней ассоциируется, а также чувствующий неразрывную связь с её образом.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

«Тихая моя родина» анализ стихотворения Рубцова по плану кратко – тема, идея, жанр

Николай Михайлович Рубцов известен, прежде всего, своими лирическими произведениями, воспевающими красоту природы. Одной из известных работ поэта является стихотворение «Тихая моя родина», каждое слово которого пропитано любовью к малой родине. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Тихая моя родина» по плану, который будет полезен ученикам 7 класса при подготовке к уроку по литературе.

каково отношение лирического героя к тихой родине

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1964 году, после поездки поэта в небольшой городок Няндомы, в котором прошло его детство. Стих посвящен русскому писателю В. Белову.
Тема стихотворения – Любовь к малой родине.

Композиция – Композиция простая, состоит из двух частей. В первой части автор предается воспоминаниям детства, во второй – указывает на неразрывную связь с малой родиной.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Трехстопный дактиль с перекрестной рифмовкой.

Метафоры – «тихая моя родина».

Эпитеты – «тихая», «жгучая», «веселая».

Олицетворения – «речка будет бежать и бежать».

Сравнения – «словно ворона веселая».

Средства выразительности

Для описания родных мест автор использует разнообразные средства художественной выразительности: метафоры («тихая моя родина»), эпитеты («тихая», «жгучая», «веселая»), олицетворения («речка будет бежать и бежать»), сравнения («словно ворона веселая»).

Анализ стихотворений«Три пальмы» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – жанр, главная мысль, метафоры и антитеза

Анализ стихотворений«Родина» анализ стихотворения Бунина по плану кратко – эпитеты, история создания, средства выразительности, жанр

Краткий анализ

Николай Михайлович написал стихотворение в 1964 году, под впечатлением от поездки в Няндомы. В маленьком северном городке прошло раннее детство поэта, прожившего здесь с семьей до 6 лет.

Возвращение на малую родину оказало сильное влияние на Рубцова. Его чувства были весьма противоречивы: с одной стороны – светлые воспоминания безмятежного детства, с другой – легкая грусть от того, что за прожитые годы здесь все изменилось.

Однако это не помешало поэту ощутить сильную связь с дорогим сердцу местом. Переполняющие его эмоции он вылил на бумагу, написав стихотворение «Тихая моя родина». Рубцов посвятил его известному русскому писателю В. Белову, родиной которого также была средняя полоса России.

Возможно вам будет интересно

Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи… Мать моя здесь похоронена В детские годы мои.

Где тут погост? Вы не видели? Сам я найти не могу.- Тихо ответили жители: — Это на том берегу.

Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами, Сено гребут в сеновал: Между речными изгибами Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина Там, где купаться любил… Тихая моя родина, Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою, Тот же зеленый простор. Словно ворона веселая, Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная. Время придет уезжать — Речка за мною туманная Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь.

Центральная тема произведения – неразрывная связь лирического героя с родными местами. По сути, данное стихотворение является признанием в любви к малой родине, где прошли счастливые детские годы автора.

Вернувшись на родину, он ищет знакомые места, но за годы разлуки многое изменилось: зарос купол церкви, вырыт новый канал, погост расположен на другом берегу реки. Это навевает легкую грусть, однако не мешает лирическому герою испытать радость от встречи с родным краем.

Параллельно с любовью к малой родине в произведении раскрывается тема сыновьей любви. В родных местах похоронена мать лирического героя, и первым делом он стремится найти ее могилу.

Во время прогулки по родным местам, автор впитывает дорогие его сердцу пейзажи, которые навсегда останутся в его душе. В финале произведения он признается в любви к родине, ощущая с ней «самую жгучую, самую смертную связь».

Анализ стихотворения Рубцова Тихая моя родина

Николай Рубцов – лирик XX века, обожествлявший природу в своих поэтических произведениях. Поэт создал поэтические произведения о природе родного края, о красотах средней полосы России, о родине.

Стихотворение «Тихая моя родина» посвящено русскому писателю XX века В. Белову, который, так же как и Н. Рубцов, выходец из средней полосы России. Родина поэта громко не кричит о себе, но остается навсегда в сердце человека, поэтому Н. Рубцов описывает картины родного края в повествовательной манере: «ивы, река, соловьи…», «новый забор перед школою». Лирический герой вспоминает свое детство, юность, которые навсегда соединили его с родиной. Детские годы связаны со смертью матери, с деревянной школой, с куполом церковной обители. Воспоминания навевают тихую грусть и подчеркивают неразрывную связь лирического героя с маленьким уголком земли:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

В этом лирическом произведении используются следующие эпитеты и метафоры, характеризующие красоты родной стороны: «купол церковной обители яркой травою зарос», «зеленый простор», «речка за мною туманная будет бежать и бежать». Ключевым словом становится эпитет «тихая», с помощью которого выражается отношение поэта к родине. Этот эпитет несколько раз повторяется в стихотворении:

Тихо ответили жители,

Лирический герой чувствует свою сопричастность с родимой стороной, поэтому мечтает вновь испытать беззаботность детства:

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина» привлекает внимание читателя своей лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей.

Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души

Главный герой стихотворения Н. Рубцова – его «малая» родина.

Первая строчка – обращение к ней, и такая громкая форма, как обращение, заставляющая нас повышать голос, как бы нарушает вековую тишину этих мест. «Ивы, река, соловьи…» Это то, что было всегда, что осталось неизменным. Герой приехал за памятью, за своим детством. Он не смог без посторонней помощи найти кладбище, где была похоронена мать. Местные жители «тихо» ответили на вопрос, обоз «тихо» проехал, даже церковь «тихо» заросла травою. Символичен тихий ответ: «Это на том берегу». Герой переходит через реку памяти и продолжает узнавать и не узнавать:

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Многое изменилось, но два времени как бы сосуществуют в душе героя: осн видит то, чего уже нет. Остановившись у школы, в которой учился, поэт присел на забор, как когда-то сидел мальчишкой. Первая часть стихотворения кончается так же, как и начинается, – обращением. Только «школа моя деревянная» – это не только обычная сельская школа, но и малая родина поэта, школа жизни, где он когда-то закончил школу, впервые любил и впервые дружил, похоронил мать.

Время придет уезжать —

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

Герой уедет, придет время уезжать, но река времени не изменит свой бег. Никто не знает, что будет в будущем, но каждый помнит, что было в прошлом. Память устроена так, что сохраняет в неприкосновенности воспоминания детства, юности, как самое дорогое, что у нас есть.

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души.

История создания

Стихотворение было написано в 1964 году. Перед созданием Николай Рубцов приехал в Няндома — это была его родина, и в маленьком северном поселке он прожил первые шесть лет жизни. Возвращение на малую родину было для него двойственным. С одной стороны, он вспоминал множество светлых моментов, с другой — грусть оттого, что многое изменилось.

Посещение родных мест вызвало у него сильнейший эмоциональный отклик. Он посвятил стихотворение писателю В. Белову, который родился в средней полосе России. Рубцов неоднократно поднимал тему любви к месту появления на свет в своих работах.

Анализ стихотворения «Ночь на родине» позволяет выделить основную мысль текста — герой рассказывает об умиротворяющей природе о своем состоянии.

Поэт неоднократно подчеркивал, что между ним и природой есть неразрывная связь. Это основная мысль «Ночи на родине» и других стихотворений. Особенно прекрасна плавная и спокойная интонация работ. Она хорошо передает настроение автора.

Художественные средства

Для передачи настроения героя и для описания его малой родины Рубцов использует синтаксические и лексические средства языка:

Таким образом, стихотворение Рубцова передаёт ощущения лирического героя, который вернулся туда, где он вырос. Хотя многое уже изменилось, он всё-таки чувствует связь с этими дорогими сердцу местами.

ТЕМА УРОКА: Н. Рубцов «Тихая моя родина» (анализ стихотворения).7класс,1час.

Оформление доски: вывешены репродукции картин И.Левитана «Март», «Вечный покой», рисунки учащихся,созданные на стихотворение Н.Рубцова, выписаны три слова «Родина», «Отечество», «родина».

Цели и задачи урока: 1. Работа над стихотворением Н.Рубцова « Тихая Моя Родина».

2. Учить анализу литературного произведения малой формы с элементами лингвистического разбора.

З. Способствовать развитию монологической и диалогической речи; развитию памяти, воображения.

4. Воспитывать чувства любви и уважения к своей родине.

Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа,пересказ (сжатый)учащегося по заданной теме, выразительное чтение стихотворения, анализ стихотворения, словарная работа с текстом художественного произведения (методы деятельности-репродуктивный, частично-поисковый).

Учащиеся прослушивают куплет из песни М.Матусовского « С чего начинается Родина?».

По словарю определяется лексическое значение слова «Родина»: 1.Родина-страна, в которой человек родился и гражданином которой он является (синоним «Отечество»).2.Место, где человек родился, где живут его родные и близкие (малая родина).

Учитель: Наша Родина-Россия. Малая родина-Кобралово. Наш разговор сегодня о малой родине. Что по мнению автора песни, которую вы прслушали, является родиной?

(Варианты записей в тетради: школа, мать, верные товарищи, березка в поле,весенняя запевка скворца, проселочная дорога без конца и т.д.)

Учащиеся получили домашнее задание на урок:

1. Прочитать стихотворение Н.Рубцова « Тихая моя родина».

Перед уроком рисунки развешиваются на доске.

Учитель читает стихотворение. Обращает внимание на эпитет в названии «тихая», просит подобрать синонимы.Получается следующий ряд: « тихая – безмолвная, беззвучная, бесшумная; смысловые синонимы: скромная, простая.

Учитель: Название стихотворения переходит в первую строчку стихотворения. Эта же строка становится восклицательным предложением. Почему? Наверное, потому, что здесь прошло детство, и для поэта лучше места нет!

Биографический факт (домашнее задание): Родился Н.Рубцов в 1936году в поселке Елец Архангельской области. Когда началась война, его отец ушел на фронт и вскоре погиб, а мать заболела и умерла. Мальчик был отправлен в детский дом, находившийся в селе Никольское Вологодской области, где прожил семь сиротских лет. И наверное, в памяти впслывали места, где когда-то жил, годы, когда была семья…

Учитель: Свое стихотворение поэт посвящает В.Белову, который в своих произведениях (прозе и поэзии) описывает русскую деревню, самобытную сельскую жизнь. Какой же предстает перед нами родина н.Рубцова?

«Зарисовки» поэта: ивы, река, соловьи, кладбище (мать здесь похоронена), заброшенная церковь, заболоченный пруд, школа, туманная речка, деревня.

Рассматриваем выставку рисунков учащихся по стихотворению.

Учитель: Поэт в стихотворении не раз пишет: « …тихая, тихо ответили, тихо проехал…». Чувствуется, что для него именно эта скромность, обычность, простота и есть самое главное в жизни, потому что это-родина.

Задание учащимся: Определите стихотворный размер стихотворения.

Дактиль-трехсложная стопа в стихосложении, в которой ударение падает на первый слог из трех слогов(/_ _). Дактиль обычно литературоведы называют певучим размером. И действительно, стихотворение Н.Рубцова необычайно певуче и лирично. Оно могло быть песней, может быть. Строчки одного четверостишия переходят плавно в другое.

«…Тихо ответили жители: (2-ое четверостишие)

«…Тихо ответили жители, (3-ое четверостишие)

Вопрос учащимся: А если бы стихотворение стало бы песней, какая это была бы песня?

Ответ: Лиричная, грустная.

Учитель: Невозвратно прошли годы, изменилось все с детства кругом:

«…Купол церковной обители

Яркой травою зарос…»

«…Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…».

Но в грустную канву воспоминаний ярким веселым всплеском входят слова:

« …Школа моя деревянная!…»

«…Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!…» (сравнительный оборот).

Почему «ворона»? Как знать, может быть, еще с детства в памяти звучат слова учителя: « Не считай ворон, думай хорошенько!»

« Я ничего не забыл, пишет Н Рубцов. Встреча поэта с родиной навевает вопоминания, и поэтому в стихотворении он не раз обрывает строки многоточием. Эмоции сильны до сих пор, поэтому восклицательные предложения. «Тихая» родина встречает Рубцова мягким, чуть слышным шуршанием листвы, которое мы слышим в звуках слов / х,г,ч,в,и./: тихо, тишина, покой…

Когда-то Н.Рубцов с грустью написал о Сергее Есенине:

«…Да, недолго глядел он на Русь

Голубыми глазами поэта…».

Увы, непродолжительной оказалась и жизнь самого Н.Рубцова, короткой и нелегкой, но осталась его поэзия. Самый,пожалуй,неоспоримый признак истинной поэзии – ее способность вызывать ощущение самородности,нерукоторности,безначальности стиха. Кажется,что стихи эти никто не создавал,что поэт только только извлек их из вечной жизни родного слова,где они всегда тайно пребывли.

Лучшие стихи Рубцова обладают этим редким свойством, поэтому, говоря словами поэта,мы будем всегда (перефразируя немного) «…чувствовать самую жгучую, самую смертную связь…» с ним…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выучить наизусть стихотворение Н.Рубцова «Тихая моя родина».

Краткое содержание

каково отношение лирического героя к тихой родине

Стихотворение начинается с описания природы. Герой проходит мимо ив, которые были в его детстве, видит реку. В этой же местности похоронена его мама, но он не помнит, где находится погост. Местные жители подсказали ему, что нужно идти на другой берег. Вокруг стоит тишина, даже обоз не издает громких звуков.

Герой идет дальше и видит заброшенную церковь, которая поросла травой. Озеро, которое служило местом для рыбной ловли, высохло и стало местом для выращивания травы для сена. Между реками люди вырыли каналы, в итоге там, где купался герой в детстве, образовалась болотина с тиной.

Но было и нечто хорошее в окружающем пейзаже. Возле школы поставили новый забор, и герою хотелось, как раньше, сесть на него. Само здание такое же, как и в детстве, — деревянное.

В последних строках герой признается в любви к родине и нерушимой смертной связи с ней. Это касается не только дома, где он рос, но и каждой местной избы, леса, грома и дождя — все это воплощение родного края для героя.

Художественные приемы

В стихотворении можно выделить две части: первая рассказывает о воспоминаниях поэта и каждая строчка говорит о сокровенных моментах жизни. Вторая часть посвящена признанию к родным местам. Простая речь и красивые описания природы позволяют сразу представить одну картину: герой идет по улицам городка и последовательно рассказывает о том или ином месте.

Рубцов использовал следующие средства выразительности:

Жанр стихотворения — пейзажная лирика. Автор с особым трепетом описывает места своего детства. Он не уточняет в тексте утром или вечер в городе, но это и неважно. Главное то, что он вернулся на малую родину.

Само стихотворение является признанием в любви к местам детства. Рубцов с нежностью описывает заброшенную церковь, реку и другие важные части города. В то же время его посещает светлая грусть, так как многое изменилось. Но все это не отравляет чувства от встречи с родным краем.

В стихотворении скрыта еще одна тема — сыновний долг. Первым делом герой начинает искать могилу матери. Он спрашивает, где погост, и отправляется к нему. По дороге он вспоминает разные события. Лирика Рубцова спокойная и мелодичная. Его работы наполнены разными эмоциями, поэтому они такие ценные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *