каково отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья в россии

«Отношение к инвалидам — показатель зрелости общества»

каково отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья в россии

каково отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья в россии

— Отношение к инвалидам — это важнейший показатель зрелости общества, его консолидации и жизнеспособности. Здоровое общество никогда не допустит пренебрежительного, поверхностного отношения к инвалидам и к людям, которые нуждаются в поддержке со стороны государства в связи с ограничениями по здоровью, — полагает глава государства.

Задавать тон этому отношению должно государство и прежде всего правительство, подчеркнул он. И пообещал держать на постоянном контроле эти вопросы.

Первым о государственных мерах поддержки инвалидов президенту доложил министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

— Сокращаем сроки признания инвалидности при оказании паллиативной медицинской помощи. Сейчас мы вместе с Минздравом подошли к окончательной стадии решения этого вопроса. Вот сейчас, когда у нас будет завершена работа над приказом, мы инвалидность будем назначать не в течение 30 дней, а в течение трех, — сказал министр.

По его словам, за 2018 год на 45% увеличилось количество случаев предоставления инвалидности в заочном порядке. Также был утвержден перечень заболеваний, при которых инвалидность устанавливается бессрочно при первом обращении, а детям — до 18 лет. В него вошли хромосомные аномалии, в том числе синдром Дауна, цирроз печени, слепота, глухота, слепоглухота, детский церебральный паралич, фенилкетонурия у детей, парная ампутация области тазобедренного сустава.

Высказался по теме и министр науки и высшего образования Михаил Котюков. Он сообщил, что количество инвалидов, поступивших в высшие учебные заведения, в этом году должно увеличиться.

каково отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья в россии

Все темы, которые обсуждались на встрече, являются реальными и требуют дальнейшего развития, отметил депутат Госдумы, председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев.

— Мы видим, что правительство отработало комплекс мер поддержки инвалидов и выходит с предложениями. И хотелось бы на следующем рабочем совещании услышать доклад Минстроя по теме, которая является болезненной. Это — доступность жилого помещения, — сказал он. — Правительство понимает, что большой процент инвалидов живет в квартирах, которые нельзя для этого приспособить. Однако пока источник финансирования для этого не определен, регионы сами изворачиваются как могут.

Член центрального штаба ОНФ, президент пермской краевой общественной организации защиты прав детей-инвалидов и их семей «Счастье жить» Анастасия Гилева рассказала «Известиям» о результатах опроса, который был проведен в Пермском крае среди родителей с детьми-инвалидами. Из его результатов следует, что 76% респондентов считают самым важным лекарственное обеспечение, 64% — санаторно-курортное лечение, а 57% — инклюзивное образование.

— Лекарственное обеспечение — самый сложный вопрос. Федеральный перечень препаратов обеспечивается без сбоя, но там мало препаратов, только жизненно важные. А есть лекарства, которые улучшают качество жизни инвалидов, их интеллектуальные способности, обменные процессы в организме. Этими препаратами инвалидов должен обеспечивать субъект. Не все субъекты могут себе это позволить, да и чтобы попасть в реестр субъектов, надо пройти все круги ада, — сказала Анастасия Гилева.

Защита труда

каково отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья в россии

— Понятно, что урегулирование вопросов трудовых отношений не бывает гладким, простым, легким. Зачастую интересы работодателей и профсоюзов, отстаивающих интересы наемных рабочих, кардинально расходятся, — констатировал президент.

В ближайшие годы ситуация в экономике и структуре занятости будет меняться, уверен глава государства.

Председатель ФНПР Михаил Шмаков в своем выступлении посетовал, что продолжается процесс ухода капиталов из России.

Крупные инвестиции сегодня приходят в Россию из Кипра и Нидерландов. Это явление глава государства назвал «репатриацией капиталов». По его мнению, это говорит о доверии к российской экономике.

Источник

Отношение к инвалидам в России: с сочувствием, но на расстоянии

каково отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья в россии

Результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ, показали, что большинство россиян осведомлены о проблемах людей с инвалидностью и считают, что они нуждаются в поддержке и внимании. При этом далеко не все из них готовы включать инвалидов в близкий круг общения.

Исследование было проведено Аналитическим центром НАФИ совместно с Советом по делам инвалидов при Совете Федерации в сентябре 2019 года.В нем приняли участие 1600 человек в возрасте старше 18 лет из 150 населенных пунктов в 52 регионах России. Помимо обычных граждан в опросе приняли участие 487 руководителей малого и среднего бизнеса. Статистическая погрешность результатов исследования не превышает 3,4%.

По данным Росстата, общая численность инвалидов в России на начало 2019 года составила около 12 млн человек. Среди них – 5 млн мужчин, 6,9 млн женщин и 636 тысяч детей-инвалидов.

Как показали результаты исследования, общее представление о проблемах людей с ивалидностью имеет почти половина (46%) участников опроса. Около трети респондентов (30%) не знакомы ни с инвалидами, ни их проблемами.

Инвалидность – это большие проблемы

Большинство россиян считает, что инвалиды сталкиваются со многими сложностями. Наиболее значимыми из них, по мнению участников опроса, являются получение образования, трудоустройство, создании семьи. Проще говоря, трудности в самореализации в жизни.

84-86% респондентов считают, что инвалиды испытывают проблемы в том, чтобы получить профессию, достигать желаемого уровня дохода, полноценно путешествовать и отдыхать, поддерживать свое здоровье. На втором месте, по их мнению, – барьеры, связанные с созданием семьи и выполнением роли родителя (78-79%). 70% россиян считают, что инвалидам сложнее получить желаемое образование, самореализовываться и иметь хобби (58%).

Инвалиды – социально уязвимая группа населения

По мнению большинства участников исследования (63%) люди с инвалидностью являются одной из наиболее социально уязвимых групп населения. Более половины опрошенных (54%)считают, что инвалиды в России не обеспечены необходимой медицинской помощью, лекарствами и средствами реабилитации.

Большинство респондентов (65%) считают, что инвалид в семье – это большая нагрузка на его родных и близких. 11% придерживается противоположного мнения.

Отношение к инвалидам: с сочувствием, но на расстоянии

Большинство россиян (77%) считает, что люди с инвалидностью нуждаются в сочувствии и поддержке. Достаточно большое число людей (21%) помогает им не на словах, а на деле, оказывая благотворительную помощь.

Однако многие россияне все же избегают общения с инвалидами (25%). 21% опрошенных не готовы включить их в близкий круг общения. 40% респондентов считает, что люди с инвалидностью замкнуты и предпочитают общаться с такими же, как они.

48% участников опроса ответили, что могут поддерживать дружеские отношения с инвалидами, однако вступать с ними в близкие отношения и создавать семьи не готовы. Особенно категоричны в этом вопросе молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (55%).

Люди с инвалидность имеют потенциальные возможности

Россияне, принимавшие участие в опросе, считают, что для людей с инвалидностью в настоящее время существует достаточно много возможностей, чтобы добиться успеха в жизни. 47% респондентов отметили, что для инвалидов доступны такие сферы жизнедеятельности, как спорт, и политика. Хотя они и признают, что в реальной жизни такие случаи, скорее, не правило, а исключение.

21% респондентов отметили, что в настоящее время у людей с инвалидностью появляется все больше шансов на нормальную жизнь благодаря новым технологиям и достижениям медицины.

Комментарии

Галина Карелова, заместителя председателя Совета Федерации:

– Создание равных возможностей и комфортных условий для жизни людей с инвалидностью – основное направление деятельности Совета по делам инвалидов при Совете Федерации. Исследование НАФИ особенно актуально для нас. Его данные – индикатор обратной связи эффективности принимаемых государством мер в сфере социальной защиты. Результаты еще раз говорят о необходимости преодоления стереотипов и сложившихся установок, формирования правильного отношения общества к инвалидам. В нашей стране много примеров талантливых и успешных людей с инвалидностью, которые добиваются успехов в профессии, ведут активный образ жизни. Наша задача – усилить работу по расширению возможностей инвалидов, разработать дополнительные меры и создать условия для реализации их профессионального, интеллектуального и творческого потенциала.

Елена Никишова, руководитель направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:

– Решение проблемы начинается с ее осознания, и в этом плане российское общество в начале пути. Россиянам необходимо привыкнуть к тому, что инвалидов можно увидеть не только в больницах, но и на работе, в школах и других общественных местах. Один из первых шагов здесь – создание позитивного медийного фона. Участие людей с инвалидностью в Паралимпиаде, в показах мод, продвижение в сети известных инстаграм-блогеров поможет обычным людям принять инвалидов в качестве полноценных членов общества. Это особенно важно для молодежи, поскольку она наименее осведомлена о темах, связанных с инвалидностью.

Источник

Обходить стороной: почему в России к людям с ограниченными возможностями до сих пор относятся, как к прокаженным

каково отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья в россии

Жалеем, но не принимаем

Конечно, сегодня инвалидов на площадях камнями не закидывают, но «специфическое» отношение к этой категории граждан в обществе существует до сих пор. Люди испытывают к ним жалость, презрение или вообще предпочитают не замечать — отводят глаза, копошатся в телефонах. Общество готово «шерить» душещипательные истории инвалидов в социальных сетях, призывать ставить «лайки» в поддержку, даже бросать монетки им возле метро — но не более. Непосредственная же коммуникация с ними, как правило, ограничивается косыми взглядами и перешептыванием за спиной. И ведь нельзя сказать, что в социуме к людям с ограниченными возможностям плохое отношение — оно просто никакое: мы вспоминаем об их существовании только тогда, когда видим.

Показательным стал случай, произошедший с младшей сестрой супермодели Натальи Водяновой. Девушку, страдающую аутизмом, выгнали из кафе в Нижнем Новгороде, поскольку она своим непривлекательным видом отпугивала посетителей. Хозяин заведения вызвал полицию, которая сопроводила сестру Водяновой в отделение.

В нашей стране люди с ограниченными возможностями всегда выделялись в особый класс — класс «убогих». Еще Петр I регулировал отношение к ним в своей политике, издавал специальные указы. По ним, население должно было относиться к этой категории граждан с жалостью, подавать им милостыню. Однако с тех пор прошло уже несколько веков, а отношение общества к людям с ограниченными возможностями практически не изменилось: в сознании большинства до сих пор живет эта самая жалость, которая мешает увидеть в инвалидах обычных людей. Для общества они всегда будут неполноценными — недолюдьми, которым вроде бы и нужно помогать, но делать это издалека, ни в коем случае не приближаясь, ведь вдруг от них можно чем-то заразиться! И то, что потеря конечностей, слепота или глухота не заразны — совершенно не важно. В умах людей веками формировалось определенное стереотипное отношение к инвалидам, от которого невозможно избавиться за один момент.

Человек, ставший инвалидом или бывший им с рождения, тут же выпадает из общества, скатываясь на его обочину, откуда, по общественному мнению, может разве только просить подаяния, выставляя свой недуг всем напоказ. Это своеобразный пережиток культуры площади, которые раньше были центрами народной жизни. Люди приходили туда не только за товаром, но и за развлечением. Телевизоров и кино тогда не было, поэтому на казни, на убогих и прокаженных можно было посмотреть только там. Сегодня подобными площадями являются метро и вокзалы, куда «убогие» до сих пор приходят в поисках подаяния. У многих просто нет другого выбора — это единственная работа, на которую инвалидов берут с радостью. (Статистика опросов социологов и общественных организаций разнится по цифрам, но в среднем из общего числа трудоспособных инвалидов работают примерно 20%). Получается, что с древнейших времен, по сути, отношение к людям с ограниченными возможностями практически не изменилось: большая часть нашего общества до сих пор относится к ним, как к прокаженным, считая, что их место на той самой «площади».

Западный опыт

Совершенно иначе обстоят дела на западе, где людей с ограниченными возможностями из среды обычных людей никак не выделяют. Для них оборудованы специальные парковки, туалеты, скаты возле ступенек, для того, чтобы город, в котором они живут, оставался для них удобным, не превращался в непроходимые джунгли.

Человек, ставший инвалидом, не перестает социально существовать — его жизнь просто меняется. Во многом это происходит благодаря социальным условиям, высокой пенсии, льготам. Значимую роль также играет и менталитет: на западе принято не унывать в любой ситуации.

Очень показателен пример австралийского проповедника Ника Вуйчича, который с рождения был лишен всех четырех конечностей. Однако это не помешало ему стать мотивационным оратором, прославиться на весь мир, жениться и завести двух абсолютно здоровых детей. Однако Нику посчастливилось родиться в Австралии, где он, несмотря на свои физические недостатки, посещал обычную школу, учился плавать, читать и писать на равных со здоровыми детьми. Стоит вспомнить того же Стивена Хокинга, который, прикованный к инвалидному креслу практически всю жизнь, сумел сделать открытия, перевернувшие привычные представления о физике, космосе и жизни в целом.

В то же время, в России любые удары судьбы воспринимаются очень трагически. Однако непосредственной вины наших граждан в этом нет. Дело в социальной политике. У нас, конечно, людям с ограниченными возможностями помогают, создавая те же самые парковки, скаты, туалеты, однако это все происходит как-то без души, сквозь пальцы, без участия граждан. Получается, что формальности законодательства соблюдены, но на отношение общества к инвалидам они никак не влияют. Да и к тому же, парковки эти, скаты и туалеты настолько единичны, что их при свете дня с собаками не найти. Да и удобство их оставляет желать лучшего: скаты для колясок — настоящие «американские горки», туалеты — если и есть, то грязные, парковочные места почти всегда заняты здоровыми гражданами. Формально все есть, а на практике — нет ничего.

Глухие — особая категория инвалидов

Как ни странно, но чем меньше физический недостаток, тем сложнее с ним жить. Такая «почти» формальность зачастую вводит людей в депрессию. В первую очередь, это касается глухих.

Глухие люди — это особая категория инвалидов, которая не причисляет себя ни к сообществу всех инвалидов, ни к сообществу нормальных людей, поскольку ни с теми, ни с другими они не могут общаться из-за отсутствия или слабого слуха. А находиться в информационном вакууме для них — просто ужасно, сравнимо с социальной смертью. Поэтому часто глухие себя противопоставляют всему окружающему миру – везде слышащие и общающиеся речью люди, только они одни в стороне. Таким образом, несмотря на свою кажущуюся физическую нормальность, глухие люди часто страдают больше остальных инвалидов: половина информации, которая существует в мире, остается для них недоступной — музыка, танцы, кино. Вы просто представьте на секундочку, что вокруг тишина — ни шума машин, ни гула толпы, ни даже звука собственного голоса. Люди вокруг о чем-то разговаривают, над чем-то смеются, их глаза излучают радость, а вы не понимаете, почему — вы словно иностранец в своей собственной стране: вроде бы и рядом с ними, но так безнадежно далеко! Только подумайте, насколько одиноким чувствует себя такой человек.

Интернет, конечно, помогает заполнить этот информационный вакуум, но не в полной мере. Для глухих людей по-прежнему остаются недоступны музыка и кино. А ведь кино – одно из величайших искусств современности.

Я не понаслышке знаю, как сложно живется глухим и слабослышащим людям: проблемы со слухом у моей тети — последствие скарлатины, которой она переболела в военном детстве. Мы всей семьей долгое время уговаривали ее купить слуховой аппарат, однако она отказывалась: боялась, что окружающие станут относится к ней иначе, увидят ее недостаток. Я помню, как она расстраивалась, что часто не понимает происходящего вокруг, не успевает за ситуацией, как ждала новостей с бегущей строчкой внизу, чтобы хоть как-то оставаться в курсе событий. Со временем мы все-таки убедили ее в том, что глухота — это не порок, и стесняться ее совершенно не нужно, ведь тетя не виновата, что стала такой. В итоге она согласилась на слуховой аппарат — и жить стало намного проще.

Однако он может помочь далеко не всем, и многим людям приходится жить в этом информационном вакууме, в этой тишине всю жизнь. Когда я осознала всю боль и бесконечное одиночество, которое ожидает таких людей в жизни, то невероятно сильно захотела помочь глухим людям социализироваться, показать им, что они не одиноки, что этот мир такой же их, как и наш. Я поделилась своими мыслями с коллективом Tvzavr.ru — и они меня поддержали: мы решили на базе нашего раздела «Фильмы с субтитрами» создать платформу для глухих и слабослышащих людей. В предыдущей компании, где я работала, мы уже делали проект для глухих — обучающий интерактивный спецтелефон для связи, однако на этот раз, я решила сделать проект социальным, обратить внимание на ту часть жизни глухих и слабослышаших людей, о которой, обычно, мало кто задумывается.

Я думаю, не случайно проект «Кино равного доступа» получил премию Рунета в номинации «Государство и общество». Это должно значить, что общество начало прислушиваться к категории людей с ограниченными возможностями. Сейчас проект живет и развивается. Еще будет проведено много совместных онлайн и оффлайн мероприятий, раздел будет наполняться новыми фильмами.

Мы обратились к проблеме досуга глухих не случайно. На наш взгляд, она является одной из ключевых на пути к переориентации отношения общества к людям с ограниченными возможностями. Это еще одна ступень на пути к смыванию границ между «нами и ними», шаг к разрушению стереотипа об инвалидах, как о недолюдях, преодоление этой бесполезной жалости, пережитков площадной культуры.

С помощью кинематографа они смогут научиться лучше понимать обычных людей, их эмоции, получат новые знания о мире. Это очень важно для того, чтобы вписаться в общество, перестать быть для него чужим. З ачастую к глухим людям относятся, как к неадекватным, потому что они ведут себя несколько странно. Однако причины здесь вполне просты: глухой человек из-за недостатка информации вынужден добирать ее зрительно, поэтому часто оценивает ситуацию не совсем точно, поскольку во многом ее приходится додумывать. Отсюда и неоднозначность поведения. Кинематограф же помогает глухим людям избегать подобных ситуаций, лучше понимать окружающий мир. Поэтому возможность смотреть фильмы может существенно облегчить жизнь глухих, предоставив им тот эмоциональный и жизненный опыт, который они не могут получить ввиду своего физического недостатка.

На дворе 21 век, технологии достигли такого уровня, что уже не важно, какой ты «с виду», главное — как хорошо работает твоя голова. Пора этому принципу установиться не только за рубежом, но и в России. Ведь только глухих и слабослышаших людей здесь 13 млн, что составляет почти население Нидерландов. И не замечать всех их уже становится слишком заметно.

Источник

Таблица «Периоды отношения к людям с ОВЗ в России и за рубежом»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Старкова Александра Алексеевна

Философские и исторические подходы в развитии специального образования

Таблица периодов отношения к людям с ОВЗ в России и за рубежом

Период от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботится о людях с отклонениями в развитии

По указу Петра 1, запрещающие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704); повелевающие повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1715).

IX – VIII вв. до н.э. – начала XII в

По античным законам, люди с грубыми физическими и умственными недостатками не считались гражданами и закон защищал от них общество. Античное законодательство предписывало выявлять физически неполноценных детей в момент рождения и отделять их от здоровых. Таких детей уничтожали, либо оставляли на произвол судьбы. Началом в Западной Европе является первый прецедент государственной заботы об инвалидах – открытие в Баварии первого приюта для слепых в 1198 г..

Обретение ребенком- переход от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них.

Открытие первых специальных школ (в Петербурге школ для глухих – 1806 г. и школ для слепых – 1807 г.) при императоре Александра I.

Начало XII в. – конец XVIII в.

Открытие в Париже специальных школ для глухонемых (1770 г.) и для слепых (1784 г.), т. е. переосмысление в Западной Европе гражданских прав людей с сенсорными нарушениями.

Обретение права на специальное обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми

Период знаменуется открытием первых школ для глухонемых (1806) и слепых (1807). Е. К. Грачёва создала первые в России учреждения для глубоко отсталых, способствовала открытию первой школы для умственно отсталых детей. Оформление отечественной системы специального образования произошло только в конце 20-х годов ХХ века и было подготовлено, как и в Западной Европе, введением государством всеобщего начального обучения и принципов построения школьной сети.

Конец XVIII в. – начало XX в.

Время принятия в Западной Европе законов об обязательном всеобщем начальном образовании и на их основе – законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. Время открытия первых специальных школ для глухих и слепых, первых учреждений для умственно отсталых: приюты, школы. Постепенно сеть специальных учебных заведений ширится, начинается целенаправленная подготовка особых учительских кадров, специальное обучение получает законодательное, научное и научно-методическое обеспечение, так рождаются национальные системы специального образования. Данный период связан с именами: Шарль-Мишель де л’Эпе, Валентин Гаюи, Луи Брайль, Жан Итар, Филипп Пинель, Жан-Этьен Доминик Эскироль.

Обретение большинством детей с отклонениями в развитии гарантированного государством права на специальное обучение

Период характеризуется: совершенствованием классификации детей с физическими и умственными недостатками, усложнением горизонтальной и вертикальной структур специального образования; переход к восьми типам спецшкол (для детей глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственно отсталых); создаются дошкольные и постшкольные специальные образовательные учреждения; открываются специальные группы для лиц с нарушением слуха в техникумах и ВУЗах.

Начало XX в. – 1970-е гг. XX в.

Западная Европа проходит путь от понимания необходимости специального образования глухих, слепых, умственно отсталых детей до осознания необходимости предоставить образование всем детям с отклонениями в развитии. Он характеризуется развитием законодательной базы специального образования, а также структурным совершенствованием национальных систем специального образования (в некоторых странах имеется до двадцати типов таких спецшкол).

Предоставление государством детям с особыми образовательными потребностями право как на специальное, так и на интегрированное обучение

Постепенно осуществляется переход к интегрированному образованию. Россия только провозглашает смену отношения к инвалидам и совершает свои первые шаги в реализации курса интеграции. Институт коррекционной педагогики РАО разработал и активно внедряет на практике вариативные модели образовательной интеграции, учитывающие интересы ребенка и его семьи; имеющуюся в стране инфраструктуру специального образования и российские реалии.

Россия как демократическое государство в 1998 году ратифицировало Конвенцию ООН

«О правах ребенка», «О правах умственно отсталых лиц», приняло закон «Об образовании». В этот период происходит переосмысление государством и обществом прав человека, прав ребенка, прав инвалидов. Государство начинает проводить антидискриминационную политику по отношению к лицам с отклонениями в развитии, закладываются основы формирования новой культурной нормы — уважение различий между людьми.

Время принятия деклараций ООН «О правах умственно отсталых», «О правах инвалидов» и последовавших за ними национальных антидискриминационных законов об инвалидах и о специальном образовании: в Швеции – Закон о помощи умственно отсталым, Закон об учебном плане основной школы (1980); в Великобритании – Акты об образовании (1981-1995); в Нидерландах – Временный закон по специальному образованию и среднему специальному образованию (1985).

Ведущей тенденцией развития системы образования детей с особыми образовательными потребностями, начиная с 70-х гг., становится «включение в общий поток» или интеграция. Общество, воодушевленное идеями о безбарьерном мире для инвалидов выступает за сокращение числе специальных школ и перевод значительного числа учащихся в общеобразовательную среду, открытие классов для ранее необучаемых глубоко умственно отсталых детей. С одной стороны, распространяются интегративные подходы к обучению, с другой – результаты интеграции подвергаются критическому осмыслению, среди родителей и специалистов появляются противники интеграции.

Вместе с тем на Западе продолжает множиться число особых поселений для лиц с глубокими нарушениями в умственном и физическом развитии, например, «кемпхиллские деревни». Специалисты предлагают новейшие медицинские технологии восстановления нарушенной слуховой функции (кохлеарной имплантации), позволяющие неслышащему ребенку слышать, и встречают сопротивление части лиц с нарушением слуха, оценивающих эти разработки как посягательство слышащих на право глухого быть глухим (Всемирный конгресс глухих, 1995). Находясь на пике гуманистических устремлений в деле поддержки детей с особыми образовательными потребностями, заявив глобальные проекты создания равных условий для лиц с разными возможностями, европейцы в это же время получили новые мощные инструменты вмешательства в человеческую природу благодаря научно-техническому прогрессу. Их использование возможно как в гуманных целях, так и в целях регулирования популяции людей с недостатками умственного и физического развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *