каково отношение шолохова к гражданской войне
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИДИОСТИЛЯ
В первой книге – «Донских рассказах» – писатель откликается на самые животрепещущие вопросы времени, улавливает едва приметные проявления нового. Шолохов с большой правдивостью передал накал классовой борьбы на Дону, изобразил драматические события, связанные с революционной переделкой жизни. Контраст, резкое деление мира на черное и белое, на своих и чужих (белых и красных), когда главным был лозунг «Кто не с нами – то против нас!», нашли отражение в стиле раннего Шолохова. Его рассказы, отражая крайнюю поляризацию социально-классовых сил как примету эпохи, отличались резкой контрастностью. Жестковатая контрастность изображения почти не допускает нюансировки и полутонов. Линия размежевания действующих лиц связана с единственным вопросом, который решал народ и который определял расстановку сил в каждом хуторе, в каждой семье: за революцию или против революции, за Советскую власть или против Советской власти?
Открытие донского цикла М. Шолохова состояло в том, что он показал преступность гражданской войны, её губительные разрушительные последствия как для судьбы «тихого Дона», так и для России в целом. У донских писателей до Шолохова нет этой потрясающей душу бессмысленности и греховности братоубийства. Р. Кумов, С.Арефин, П. Краснов только подступали к этой теме, а развил и углубил её М. Шолохов. Очень рано созревает у него мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны, за что он и получал порой ярлык сомнительного попутчика. Белые и красные по-разному обосновывали необходимость бороться за свои идеалы. М. Шолохов ни в одном из рассказов не воспел гражданскую войну, она для него преступление.
Таким образом, гражданская война предстаёт в раннем творчестве Шолохова как трагедия, как путь расчеловечивания человека. И хотя справедливости ради следует отметить определённую политическую тенденцию (белогвардейцы у Шолохова совершают жестокие поступки с особым изуверством; жестокость красноармейцев у него, как правило, вынужденная или искупается добрыми делами в последствии), в целом позиция Шолохова гораздо шире позиций обеих противоборствующих сторон. За изображением обоюдной жестокости нам открывается авторский идеал незлобивости и всепрощения.
М. Шолохов оценил гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой нет и не может быть победителей. И в этом состоит не только правда жизни, запечатлённая рукой донского художника, но и предупреждение, пророчество на будущие времена. И в этом, как представляется, можно увидеть ещё одну грань актуального звучания «Донских рассказов» сегодня.
В этом рассказе для автора важны не столько идеологические убеждения героев, сколько вечный общечеловеческий смыл трагедии. Шолохов не был бы писателем с большой буквы, не стал бы писателем–нобелевским лауреатом, если бы он просто констатировал страшные факты братоубийственной войны. Заслуга молодого Шолохова в том, что, оставаясь верным идеям большевизма, в рамках всесильного соцреализма, он сумел подняться над реальностью и занять позицию «над схваткой». Во всех рассказах книги «Донские рассказы» христианское раскаяние оказывается сильнее классовой ненависти.
В литературоведении были попытки изучения «Донских рассказов» только как «предыстории» «Тихого Дона», как сырого идейно-художественного материала, накопленного писателем и использованного впоследствии в работе над романами. Но внимательное комплексное изучение рассказов из «Донских рассказов» позволяет сделать вывод о силе таланта Шолохова, который можно увидеть с самого начала творческого пути действительно великого писателя. В. Чалмаев пытается по-новому посмотреть на «Донские рассказы» М. Шолохова. Действуя по привычной упрощенной схеме, он заносит Шолохова в разряд пролетарских писателей, а остальное уже дело техники: революционные, шумно-«пролетарские» писатели, «бесчувственно писавшие о «романтике расстрелов», «о взрыве старого быта», «о счастье идти вперед «сквозь револьверный лай», «когда гремела атака и пули свистели», не испытывали «никакой тоски, раздвоенности, красок сострадания». «Сострадание было областью невозможного, опасного, заранее осмеянного» [2, с,190]. Если можно сомневаться в таланте начинающего писателя, то следующая великая книга – «Тихий Дон» – без всяких дополнительных доказательств защитит автора от таких нападок.
Шолохов М. А. Донские рассказы.– М.: Детская литература, 1967.
Русская литература ХХ века. Очерки. Портреты. Эссе. – М.: Просвещение, 1994.
Изображение гражданской войны как трагедии народа
ИЗОБРАЖЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ КАК ТРАГЕДИИ НАРОДА
Не только гражданская, всякая война для Шолохова – бедствие. Писатель убедительно показывает, что жестокости гражданской войны были подготовлены четырьмя годами первой мировой войны.
Восприятию войны как всенародной трагедии способствует мрачная символика. Накануне объявления войны в Татарском «по ночам на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище, ископыченное телятами, стонал над бурыми затравевшими могилами.
– Худому быть, – пророчили старики, заслышав с кладбища сычиные выголоски.
– Война пристигнет».
Война огненным смерчем ворвалась в казачьи курени как раз во время уборки урожая, когда народ дорожил каждой минутой. Примчался вестовой, поднимая за собой облако пыли. Наступило роковое…
Шолохов демонстрирует, как один лишь месяц войны до неузнаваемости меняет людей, калечит их души, опустошает до самого дна, заставляет по-новому смотреть на окружающий мир.
Вот писатель описывает ситуацию после одного из боев. Посреди леса сплошь разбросаны трупы. «Лежали внакат. Плечами к плечу, в различных позах, зачастую непристойных и страшных».
Это беспощадная правда войны. И каким кощунством над моралью, разумом, предательством гуманизма становилось в этих условиях прославление подвига. Генералитету понадобился «герой». И его быстро «придумали»: Кузьму Крючкова, убившего якобы больше десятка немцев. Стали даже папиросы выпускать с портретом «героя». О нем взахлеб писала пресса.
Шолохов рассказывает о подвиге иначе: «А было так: столкнувшиеся на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившем человека, разъехались нравственно искалеченные.
Это назвали подвигом».
По-первобытному рубят друг друга люди на фронте. Русские воины трупами повисают на проволочных заграждениях. Немецкая артиллерия до последнего солдата уничтожает целые полки. Земля густо обагрена людской кровью. Повсюду осевшие холмы могил. Шолохов создал скорбный плач о погибших, неотразимыми словами проклял войну.
Но еще страшнее в изображении Шолохова гражданская война. Потому что она братоубийственная. Люди одной культуры, одной веры, одной крови занялись неслыханным по масштабу истреблением друг друга. Этот «конвейер» бессмысленных, страшных по жестокости убийств, показанный Шолоховым, потрясает до глубины души.
… Каратель Митька Коршунов не щадит ни старых, ни малых. Михаил Кошевой, утоляя свою потребность в классовой ненависти, убивает столетнего деда Гришаку. Дарья стреляет в пленного. Даже Григорий, поддавшись психозу бессмысленного уничтожения людей на войне, становится убийцей и извергом.
Не менее страшны страницы, посвященные казни «подтелковцев». Люди, вначале «охотно» шедшие на казнь «как на редкое веселое зрелище» и вырядившиеся, «будто на праздник», столкнувшись с реалиями жестокой и бесчеловечной казни, спешат разойтись, так что к моменту расправы над вождями – Подтелковым и Кривошлыковым – осталось совсем мало народу.
Однако ошибается Подтелков, саманадеянно считающий, будто люди разошлись из признания его правоты. Они не смогли вынести бесчеловечного, противоестественного их природе зрелища насильственной смерти. Только Бог создал человека, и только Бог может отнять у него жизнь.
На страницах романа сталкиваются две «правды»: «правда» белых, Чернецова и других убитых офицеров, брошенная в лицо Подтелкову: «Изменник казачества! Предатель!» и противостоящая ей «правда» Подтелкова, думающего, что он защищает интересы «трудового народа».
Ослепленные своими «правдами», обе стороны беспощадно и бессмысленно, в каком-то бесовском исступлении истребляют друг друга, не замечая при этом, что все меньше остается тех, ради кого они стараются утвердить свои идеи. Рассказывая о войне, о ратной жизни самого боевого племени среди всего русского народа, Шолохов, однако, нигде, ни единой строкой не воздал войне хвалу. Недаром его книга, как отмечает известный шолоховед В.Литвинов, была запрещена у маоистов, считавших войну лучшим способом социального оздоровления жизни на Земле. «Тихий Дон» – страстное отрицание любой такой людоедщины. Любовь к людям несовместима с любовью к войне. Война – всегда беда народная.
Непримиримо враждебны друг другу понятия «война» и «человечность», и вместе с тем на фоне кровавой междоусобицы особенно отчетливо прорисовываются нравственные возможности человека, то, каким прекрасным он может быть. Война сурово экзаменует нравственную крепость, неведомую для мирных дней. По Шолохову, все то доброе, что взято от народа, что только и может спасти душу в испепеляющем пламени войны, исключительно реально.
Гражданская война как трагедия народа (по роману Шолохова «Тихий Дон»)
Судьба одной семьи
Трагедия одной конкретной семьи как в зеркале отражает историю всего народа. Большая трудолюбивая семья живет миром. Большое хозяйство, любовь к земле, забота о детях объединяют взрослых и детей. В доме есть все: любовь, уважение, терпение. Мелеховы – обычная казацкая семья: отец, мать, дочери, сыновья. Война все разрушает. Родственные связи слабеют, братские чувства гаснут, на их место приходят раздражительность, страх. Отец семьи Пантелей Прокофьевич знает причину распада семьи – это война. Братья расходятся в разные стороны, один за красных, другой за белых. Жены хватаются за ружья и убивают тех, кто лишил их мужей. Люди сами устраивают казни, ищут крови и тех, кого можно лишить жизни.
Отношение к войне
К войне у всех разное отношение. Кто-то рад битвам, умеет найти в воинских буднях выгоду. К таким относится Петр Мелехов. Он видит себя офицером, человеком, которому война открывает перспективы и светлое будущее. Война радует Петра, он берет у побежденных то, что ему было не добыть честным трудом. Для таких как Петр, война – средство наживы.
Григорий не принимает войну. Она «высасывает с лица румянец». Автор говорит, что война «…красила его желчью». Что это? Злоба, жестокость, зверство? Война будит в человеке звериную суть, тяжело, если ее мало. Мужчины становятся слабыми или, наоборот, жестокими, подлыми. Чудовищные сцены изнасилования женщин, расстрелов, гибели детей для кого-то были усладой, а для других ужасом. Григорий пытается избежать несправедливости, но быть на войне и оказаться вне ее, невозможно. Гражданская война как трагедия народа в «Тихом Доне» прошла красной линией через образ главного героя.
Гражданская война в Донских рассказах М. Шолохова
Михаил Александрович Шолохов с помощью своего цикла донских рассказов пытается показать нам все ужасы гражданской войны, постигнувшей Россию в первой четверти двадцатого века. В данных произведениях мы сталкиваемся с предательством, проявлением жестокости и жадности, примерами сломанных судеб. Гражданская война особенно страшное явление потому что во время нее народ не объединяется против общего врага, а наоборот – раскалывается. Доходит до того, что даже брат может пойти на брата.
Война безжалостно вовлекает детей, которым вместо учебы приходиться начинать воевать с малого возраста. В рассказе «Родинка» мы сталкиваемся со случаем, когда отец, не видевший своего сына 18 лет убивает его, узнав об этом, опознав родимое пятно на трупе. Родителям приходится нелегко, ведь их сыновья чаще всего уходят на фронт навсегда. Проблема отцов и детей раскрывается в другом рассказе автора «Чужая кровь». Эта история показывает нам как война разрушает привычный уклад жизни стариков, лишая их поддержки в виде сыновей. Главный герой Гаврила, осиротевший старик, от досады об утрате, решается выходить парня похожего на своего сына. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Полезный материал по теме:
Отличие гражданской войны
Самая страшная из войн – гражданская. В ней встают друг против друга родные люди: братья, отцы и сыновья. Те, кто был крепким ядром, становятся отдельными звеньями разных плодов. Гражданская бойня раскрывает людей. Деление на белых и красных становится сильнее родственных связей. В одной семье появляются враги. Тяжело матери сидеть за столом с убийцей своего сына, но дочь выбирает его в мужья. Ненависть заполняет и ожесточает сердца.
Изображение гражданской войны как общенародной трагедии в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года.
Вглядываясь в прошлое, Шолохов воссоздает события Верхне-Донского восстания. Когда восстание началось, Мелехов воспрянул духом, решил, что теперь все изменится к лучшему: «Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее…» Чуть не загнав коня, он мчится сражаться с красными. Казаки протестовали против разрушения своего уклада жизни, но, стремясь к справедливости, пытались решить проблему агрессией и конфликтом, что приводило к обратному результату. И здесь Григория ждало разочарование. Пристав к коннице Буденного, Григорий не находит ответа на горькие вопросы. Он говорит: «Все мне надоело: и революция, и контрреволюция… Хочу жить возле своих детишек».
В романе-эпопее Шолохов создал грандиозное историческое полотно, подробно описав события гражданской войны на Дону. Писатель стал для казаков национальным героем, создав художественный эпос о жизни казачества в трагическое время исторических перемен.
Деление на белых и красных
Классик объективен и правдив, он не приукрашивает события, передает всю их реалистичность. Шолохов сравнивает войну с плугом, который режет землю. Еще страшнее звучат фраза о смене цвета: «белый был – красным стал».
Отчего? «Кровь обагрила». Так же легко красный становится белым: «смерть побелила». Критики и писатели увидели в этих словах великую смелость автора. Он отмел всю политичность понятия гражданская война. Показал, как тяжело было обычному казаку, далекому от мятежей верхов, понять различие двух воюющих классов. Бедные казаки хотели свободы. Они шли за обещаниями красных, но видели жестокость и желание убивать. Переходя к интеллигентным белым, обнаруживали ту же лживость и жажду крови и власти. Запутавшиеся мужики шли в банды, но и там не находили себе места.
Войны рушат судьбы людей, уничтожают целые народы. Шолохов показал, как ужасна гражданская война, изменившая Россию. Написать сочинение «Гражданская война трагедия народа» используя материал, станет несколько легче, но сама проблема сложна и многогранна. Она требует знания истории своей страны и казачества.
Сочинение: Гражданская война в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов)
В своём романе-эпопее «Тихий Дон» наиболее ярко изобразил трагедию революции и гражданской войны. В произведении показано, как во время «великих потрясений» менялись характеры людей, их жизненные принципы и идеалы. Автор позволяет читателю взглянуть на события глазами их непосредственных участников, причём как красных, так и белых, что было необычно для советской литературы того времени, когда был написан роман.
И не одной из сторон писатель не сочувствует до конца. Он защищает права человека на мирную, спокойную жизнь, честный труд. Всего этого русских людей лишила гражданская война, разделившая пополам не только страну, но и множество семей, и ставшая в прямом смысле слова братоубийственной. В романе описание войны и связанных с ней бед совсем лишены романтизма, в нем нет гимна классовой борьбе. Главное для писателя ─ человеческая жизнь, и она не стоит ни какой-либо идеологии, ни призрачной мечты о «светлом будущем».
Большое количество массовых сцен, персонажей второго плана, исторические экскурсы не заслоняют от читателя главных героев. Ярко выведенные образы Григория, Аксиньи, Натальи, Пантелея Прокофьича, Ильиничны помогают лучше понять все сложности и противоречия времени, они очень глубоки по содержанию. Ключевые исторические события являются и главными местами в сюжете и композиции произведения. Они помогают автору рассказать о движущих силах истории. Исторический процесс в эпопее представлен как движение огромных масс, как кровопролитная борьба «всех против всех», которая затронула не только общественные, но и личные, бытовые стороны жизни народа. Два плана в романе, исторический и личной жизни персонажей, постоянно дополняют друг друга. Из мелеховского дома читатель попадает то в Москву, то в Петроград, то на фронты Первой мировой войны. Встречается с Николаем Вторым, белым генералом Алексеевым, командующим красной конницей Будённым. Но главными героями «Тихого Дона» стали простые казаки, храбрые воины и трудолюбивые земледельцы. Именно эти главные черты казачества ─ «казацкая удаль» и «любовь к хозяйству, работе», а также неукротимая воля, наиболее заметны в характере главного героя романа ─ Григория Мелехова. Его метания, переходы от белых к красным и обратно ─ не только эпизоды его жизни. В его судьбе отразилась нелёгкая доля всего донского казачества.
В «Тихом Доне» Шолохов ставит общечеловеческие вопросы о роли личности в истории, о долге и свободе выбора, об исторических коллизиях, которые порождают страшные, кровопролитные конфликты.
Роман-эпопея Шолохова «Тихий Дон» ─ своего рода трагедия, где персонажи с сильными и яркими характерами действуют в главные моменты не только своей личной жизни, но и жизни всего народа, всей страны.
СочиненияСочинение: Как погибает Тарас Бульба?
СочиненияСочинение: Смысл романа «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Изображение войны в романе «Тихий Дон»
сочинение по литературе 11 класса
Военная тема в романе в целом
Действие романа М. А. Шолохова начинается в 1912 г. Мирная и спокойная жизнь казачества напоминает течение самого «тихого Дона». Подобно волнам могучей реки поколение за поколением сменяют друг друга, следуя одним и тем же правилам и традициям.
Картина всеобщего умиротворения резко нарушается грозным призывом «Сполох!», моментально превращающим донские земли в растревоженный муравейник. Масштабы несчастья еще не осознаны большинством людей: «Супротив нас какая держава на ногах устоит?». Размышляющие таким образом казаки даже не подозревают, что «на ногах не устоит» сама Российская империя.
Основная часть романа резко противопоставлена счастливому и беззаботному началу. Самым ужасным следствием войны становится даже не гибель людей, а полная ликвидация нормальных человеческих взаимоотношений, разрушение родственных и семейных связей, чудовищная трансформация сознания.
На протяжении всего произведения Шолохов подчеркивает, что как белое, так и красное казачество испытывает к войне лютую ненависть. За исключением отдельных извергов, чувствующих наслаждение от вида крови, простые люди мечтают только о возвращении к нормальной жизни и сельскому хозяйству. В конце концов для рядового «пушечного мяса» все призывы о величии самодержавия или идеалах коммунизма остаются далекими и непонятными. Люди остаются пешками в кровавой игре царских генералов и революционных фанатиков.
Первая мировая война
В начале войны подавляющая часть населения Российской империи разделяла «шапкозакидательские» настроения. Веру в неизбежную быструю победу хранило воинственное казачество. «Ложкой дегтя» выглядит страшное пророческое обращение пьяного старика к уезжающим на фронт казакам: «Милая ты моя… говядинка!».
Одна из самых ярких сцен Первой мировой войны в романе — описание «подвига» Крючкова: «люди… в животном ужасе натыкались, сшибались… уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека».
Мучительная ломка человеческого сознания на войне ярко раскрывается в образе Григория Мелехова. Совершив первое «законное» и поощряемое убийство врага, он долго не может забыть о нем. Полной противоположностью «мягкому сердцем» Григорию выглядит Чубатый и его рассуждения: «Ты — казак, твое дело — рубить, не спрашивая».
Чтобы остаться в живых, Григорий вынужден принимать суровые законы войны и черстветь душой. При этом он не может согласиться с прямолинейностью Чубатова. Мелехов проявляет незаурядное мужество и хладнокровие, но при этом критически оценивает все происходящее. Для него отчетливо видна пропасть, отделяющая командный состав и знать от ежедневно гибнущих тысячами рядовых солдат.
Первым «бунтом» Григория становится его «чудовищная, непростительная выходка в присутствии высокой особы» в госпитале. К этому его подтолкнули не только собственные раздумья, но в большей степени разговоры с Гаранжой. Украинский пулеметчик занес в сознание Григория новые «истины» о сути войны.
Большевистская пропаганда в армии падала на благодатную почву. Неудачи на фронтах, невиданные прежде масштабы гибели и разрушений, тяжелая ситуация с продовольствия и снабжением, затяжной характер «окопной» войны вели к росту недовольства. Неумелые действия царского и Временного правительств еще больше усугубили положение. Массовое дезертирство стало закономерным результатом и единственным выходом для многих людей, измученных страшной войной.
Гражданская война
В годы Гражданской войны мучительный поиск Григорием Мелеховым правды приобретает главное значение для понимания всего смысла романа. Вернувшиеся домой казаки мечтали о том, что жизнь постепенно войдет в нормальное русло. Однако их надеждам было не суждено сбыться. Война пришла не просто на их земли, но буквально ворвалась в каждый дом.
Люди втягиваются в братоубийственную войну невольно. Взаимные насилия и преступления растут подобно снежному кому, вовлекая все новых и новых участников, которыми двигает одно желание мести. При этом втянутые в кровавый водоворот противники с горечью продолжают обращать особое внимание на остатки мирной жизни. Например, «хозяйственный» большевик Лагутин, даже оказавшись в окружении, отвлекается на коровье стадо.
Переходы Мелехова от одного лагеря к другому, его «метания» — лишь самый яркий образец всеобщего разброда в мыслях. Убежденный сторонник старого режима Пантелей Прокофьевич умиляется до слез на выборах войсковым атаманом Краснова, однако вид победного шествия немецких войск вновь заставляет его задуматься о правильности выбранного казачеством пути.
О роковом расколе казачества образно высказывается Петро Мелехов в разговоре с братом: «Будто с плугом проехались: один — в одну сторону, другой — в другую, как под лемешом. Чертова жизня, и время страшное!». Петро не называет конкретных виновников, он и сам не знает этих «гадов». Оказавшись в белом лагере (попав «на свою борозду»), Петро отказывается от «шатаний» брата. Старшему Мелехову легче идти по жизни и переносить все ужасы войны.
Григорий отличается от Петро склонностью к постоянным сомнениям. Даже в отношении врагов он задает себе вопросы: «А что за люди? А какие они?». Григорий отказывается от расправ над пленными, строго карает за мародерство («За такие штуки на германском фронте людей расстреливали!»). Такая мягкость становится причиной его разжалования в рядах белого движения.
При временном установлении советской власти Григорий не может избавится от других вопросов и жестко ставит их перед Иваном Алексеевичем: «Чего она даст нам казакам? …Казакам эта власть, окромя разору, ничего не дает! …Что коммунисты, что генералы — одно ярмо».
Избавиться от противоречивых раздумий Григорию ненадолго удается после смерти брата. Охватившая его душу жажда мести за Петро позволяет забыть о жалости и справедливости.
Неопределенное позиция Григория приводит его в конце концов к простым бандитам. В банде Фомина он начинает понимать, что единственный выход из порочного круга — любой ценой вернуться к мирной жизни.
Авторский приговор войне
Возвращение Григория к «воротам родного дома» сближает финал эпопеи с началом — описанием «мелеховского двора». Место осталось прежним, но главному герою пришлось пройти через все «круги Ада», потерять практически всех близких людей, зачерстветь душой и сердцем. В основе всех бед и потрясений Григория лежит одна причина — война. Это страшное бедствие искалечило судьбы нескольких поколений. Последствия двух войн будут его еще долго сказываться в жизни людей всей страны.