каково ваше отношение к семье дмитриевых обмен
Разработка урока по литературе в 11 классе на тему «Семейные ценности в повести Ю. Трифонова «Обмен»»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цыганок Татьяна Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Верещакская СОШ» Новозыбковского района Брянской области
« Семейные ценности в повести Ю.Трифонова «Обмен»»
Урок литературы в 11 классе
воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся на семейные ценности и роли семьи в жизни и истории Отечества;
развивающая – содействовать формированию навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; активизация творческих способностей учащихся.
Методические приемы: учебный диалог, создание проблемной ситуации.
Форма урока : урок-размышление.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
2. Вступительное слово учителя.
— Совсем скоро мы с вами расстанемся, и вы войдете во взрослую жизнь с ее взлетами и падениями, радостями и разочарованиями, чудесными знакомством и желанием отделить себя от кого-то … Скажете, разве не было всего этого в нашей сегодняшней жизни? Было, конечно, но это проходило тогда, когда плечо близких и родных всегда было рядом, а их мнение – почти неоспоримо и очень авторитетно. Однако во взрослой жизни вас ждет множество подводных камней, камней за пазухой, мнения бывших авторитетов не срабатывают. И мне бы очень хотелось, чтобы наш сегодняшний урок – путешествие во взрослую жизнь, однажды вспомнился и хоть немного помог вам.
3. Работа с эпиграфом урока.
— Обратите внимание на эпиграф урока. Как вы думаете, как он связан с нашей сегодняшней темой урока? Как вы его понимаете? Что для вас значит семья?
(Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.)
— Насколько сегодня проблемы семьи актуальны для вас?
— Какую роль играет семья в истории нашего Отечества? Приведите примеры своих родственников, которые работали, служили, воевали, выполняли интернациональный долг…. во славу и для блага России?
— Каковы же сегодня цели нашего урока? Что нам нужно понять с вами? Что взять с собой в жизненный багаж?
— Обратимся к повести Трифонова, чтобы узнать о роли семьи в жизни человека.
4. Работа над анализом повести.
— Итак, чтобы разобраться в конфликте повести Трифонова «Обмен», познакомимся поближе с главным персонажем, Виктором Георгиевичем Дмитриевым. Что мы о нём узнаём?
проживает в г. Москве в небольшой коммунальной квартире; организовывает обмен квартир именно в тот момент, когда обнаруживается, что мать неизлечимо больна.)
— Кто он такой? Себялюбец? Эгоист? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте поближе познакомимся с его истоками, его семьей (уже в том составе, в котором мы ее находим). И попробуем ответить на главный вопрос: в каком мире формировалось мировоззрение Виктора? Что повлияло на становление характера Виктора?
— Так какой же предстает перед нами семья Дмитриевых, хотя бы на первый взгляд?
(Семья Дмитриевых отличается своими давними корнями и наличием нескольких поколений в этой фамилии, моральными ценностями и этическими устоями. Нравственная устойчивость членов рода Дмитриевых обусловлена передачей этих ценностей из поколения в поколение.)
— Кто играет в этой семье важное значение для сохранения традиций и ценностей?
— Сохранили ли эти важные ценности последующие поколения семьи?
(Ксения Федоровна, дочь Федора Николаевича, совершенно отличается от отца. «Ксению Федоровну любят друзья, уважают сослуживцы, ценят соседи по квартире и по павлиновской даче, потому что она доброжелательна, уступчива, готова прийти на помощь и принять участие…»
Но ей присущи излишняя горделивость, напускная интеллигентность, неприятие его жизненных принципов (например, это проявляется в сцене спора с отцом о презрении). В ней появляется такая черта, как «ханжество», то есть стремление выглядеть лучше, нежели чем оно есть на самом деле. Несмотря на то, что Ксения Федоровна стремится играть роль идеальной матери, она далеко не положительный герой, поскольку в ней одинаково присутствуют и отрицательные качества. Через некоторое время мы узнаем, что Ксения Федоровна совсем не такая уж интеллигентная и бескорыстная, какой желает казаться. Но, несмотря на свои недостатки, она полностью реализует себя как любящая мать. Она относится к своему единственному сыну с чувством трепетной любви, жалеет его, переживает за него, возможно даже винит себя за его нереализованные возможности. В юности Виктор великолепно рисовал, но этот дар не получил дальнейшего развития. Ксения Федоровна, духовно скрепленная любовью с сыном, является также и хранительницей внутренних связей семьи Дмитриевых.)
— Что происходит с Виктором?
— Когда же начинается изменение героя?
(Женитьба на Леночке.)
— Что же представляет собой семья Лукьяновых? Каковы их семейные ценности?
— Каковы отношения в новой семье? На каких морально-нравственых ценностях она строится? Как члены семьи относятся друг к другу?
( В доме Дмитриевых-Лукьяновых нет любви и семейного тепла. Дочь Лены и Виктора Наташа не видит ласки, потому что для ее матери «мерилом родительской любви» является английская спецшкола. Отсюда и постоянная фальшь, неискренность в отношениях между членами этой семьи. В сознании Лены материальное подменяет духовное. С другой стороны, Лена гораздо жизнеспособнее своего мужа, она морально сильнее и мужественнее его.)
— Что же произошло с Виктором?
(Виктор оказывается раздавленным своей женой как личность и, в конце концов, «олукьянивается». “Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел..Это было очень давно. И бывает всегда. Каждый день, так что ты не удивляйся, Витя. И не сердись. Просто так незаметно..” Обмен ценностных представлений состоялся.)
— Чем пришлось поступиться главному герою? Что он потерял? Как произошёл обмен?
— Почему для Дмитриева многие трагедии, связанные с его семьей, особенно потеря матери, не стали трагедией? Какую роль в этом сыграла семья Дмитриевых?
— Кто же виноват в «обмене»? Семья Дмитриевых со своей жертвенностью или семья Лукьяновых со своим практицизмом?
( Сам герой не смог определиться с ценностями и создавать свою семью, а не по образцу. «Ни черта мне не нужно, абсолютно ни черта». Дмитриев ни в чем не уверен. Его привлекает покой, а не счастье семьи. «…мучился, изумлялся, ломал себе голову, но потом привык. Привык оттого, что увидел, что то же — у всех, и все — привыкли. И успокоился на той истине, что нет в жизни ничего более мудрого и ценного, чем покой, и его-то нужно беречь изо всех сил». )
— Ценности какой семьи вам кажутся привлекательнее? Почему? Хотели бы вы, чтобы ваша семья была такой, как…?
Н. Иванова: «Трифонов не ставил перед собой задачи ни осудить, ни наградить своих героев: задача была иная – понять».
– Над какими вопросами заставил задуматься автор повести «Обмен»?
-Сегодня (15 мая) празднуется Международный день семьи. Сегодня вы увидели, что может сделать семья с человеком или, наоборот, не сделать. Как вы думаете, семья- это ценность? А какова ее роль в жизни целого Отечества? (Семья- кирпичик, из которого строится общество. Каковы ценности будут заложены в семье, с такими гражданин страны пойдет служить России.)
7. Рефлексия. Страница творчества.
— Попрошу вас составить синквейн на тему «Семья и Отечество».
— Как вы сегодня ощущали себя на уроке? Все ли вам было понятно и доступно? Что особенно запомнилось?
Каково ваше отношение к семье дмитриевых обмен
В повести Трифонова «Обмен» род Дмитриевых противопоставлен Лукьяновым. И если у читателя к Лукьяновым появляется явное негативное отношение, то, как быть с Дмитриевыми?
На первый взгляд, это была дружная и интеллигентная семья. Все Дмитриевы имеют приличное образование, у них хорошие манеры, они очень тактичны. Младшие, учатся примеру старших, родители пытаются найти общие интересы и поддержать молодежь.
Однако, когда в семейство буквально «врывается» Лена, то все меняется. Лора и Ксения Федоровна, испытывают глубокую неприязнь к девушке, потому, что ее родственники – полная противоположность Дмитриевым.
Дмитриева забывает, что никто не идеален в этой жизни. И не стоит, из-за недостатков осуждать человека. Ведь с того момента, когда между ней и невесткой началась вражда, то бескорыстная, но обиженная мама стала отдаляться от сына. А ведь и она далека от совершенства, раз в ее сердце так легко смогла поселиться ненависть.
Но, к сожалению, под тотальным контролем Лены, Виктор начал морально и душевно «черстветь». Даже на похоронах у любимого деда, он не ощущал чувства горя от безвозвратной потери. Его мысли были заняты консервами, которые он «прикупил» для жены. Мужчина боялся потерять или забыть их.
Чем больше читатель знакомится с произведением, тем сильнее начинает испытывать негатив к Дмитриевым. Так, после похорон дедушки, сестрица дает понять Виктору, что он стал для них «посторонним человеком». Возможно, она это делает не со зла, а лишь для того, чтобы дать брату еще один шанс одуматься, и попробовать вырваться из-под влияния жены. Но мужчина, не предает семьи. Он продолжает защищать свою супругу от материнских и сестринских нападок. От этого отношения между ними портятся вконец.
Мать Виктора заболевает, и доктора ей ставят неутешительный диагноз, родня на время «воссоединяется». Так же временно были забыты и обиды, и скандалы. И сестра, и брат думали, чем могут помочь матери. Но это было лишь затишье перед «бурей».
Когда Дмитриеву выписали после серьезной операции, Лена посчитала, что настало время присвоить себе комнату Ксении Федоровны. Но как это сделать, если его «мамаша» еще жива? «Добрая» сноха понимала, что с обнаруженной болезнью, свекровь долго не проживет, поэтому предложила съехаться и обменять обе имеющиеся квартиры.
После высказанных претензий друг к другу, родственники все-таки съехались. Измученная от болезни женщина, даже не догадываясь ранее насколько неутешительны прогнозы докторов, случайно узнает об онкологии. Теперь ей становится понятным, почему сноха согласилась жить вместе.
Она не смогла пережить такого предательства от родного сына, и вскоре умерла. После ритуала погребения, родительская дача продается, и брата с сестрой уже совсем ничего более не связывало. Скорее всего, они и вовсе перестанут общаться из-за осуждения Лоры.
После всего, что произошло, что можно сказать о Дмитриевых? Да, семья когда-то и была образцово-показательной, но быт и внешние «факторы» сумели ее разрушить изнутри…
Урок открытых дверей по повести Ю.Трифонова «Обмен»
Разделы: Литература
воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся на выявленную проблему; создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход;
развивающая – содействовать формированию навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; активизация творческих способностей учащихся.
Оборудование: слайдовый материал, компьютер, экран, изображения героев пьесы.
Методические приемы: учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый и исследовательский.
Форма урока: урок-размышление.
“Гололёд на земле, гололёд..”.
Владимир Высоцкий
От добра до худа один шато’к.
Пословица
“В человеке две бездны, учил Достоевский, и он не выбирает между ними, но мечется как маятник”.
Иосиф Бродский
1. Вступительное слово учителя.
— Сегодня в череде событий у нас с вами последний совместный открытый урок. Совсем скоро мы с вами расстанемся, и вы войдете во взрослую жизнь с ее взлетами и падениями, радостями и разочарованиями, чудесными знакомством и желанием отделить себя от кого-то … Скажете, разве не было всего этого в нашей сегодняшней жизни? Было, конечно, но это было еще не всегда осознанно, это проходило тогда, когда плечо близких и родных всегда было рядом, а их мнение – почти неоспоримо и очень авторитетно. Однако во взрослой жизни вас ждет множество подводных камней, камней за пазухой, мнения бывших авторитетов не срабатывают. И мне бы очень хотелось, чтобы наш экскурс во взрослую жизнь однажды вспомнился и хоть немного облегчил трудные минуты.
2. Вопросы для обсуждения.
А) Работа с эпиграфом урока:
— Посмотрите эпиграфы, которые я предложила вам для начала нашего разговора?
Как они вписываются в тему нашего урока? И какой из них для вас был бы предпочтительнее? Аргументируйте свою точку зрения. (Cлайд №1 учителя)
Б) Работа с названием повести.
Вы уже знаете, что заглавие – это важная составляющая текста, он имеет значение для раскрытия идейного и философского смысла произведения.
— Посмотрите на заглавие нашей повести и определите будущую направленность разговора, смысловое ядро.. (Презентация)
— Почему вдруг обычная бытовая, семейная ситуация вырастает в конфликт? Посвятите нас в краткое содержание этой повести.
— Итак, чтобы разобраться в конфликте, познакомимся поближе с главным персонажем повести, Виктором Георгиевичем Дмитриевым.
— Перед тем, как предоставить слово первой творческой группе, напоминаю основные требования, которые мы предъявляем к выступающим (четкость оформления мысли, лаконичность, последовательность, доказательность, наглядность, схематизация при работе с презентациями. Перед учащимися лежат листы, в которых содержится оценка материалов презентаций выступающих)
1) Группа “Виктор Георгиевич Дмитриев” опора на текстовый материал – общее знакомство с персонажем без углубления:
— коренной москвич из семьи дореволюционных интеллигентов;
— женат, имеет жену Елену и дочь Наташу, ученицу специальной школы по изучению английского языка;
— проживает в г. Москве в небольшой коммунальной квартире;
— организовывает обмен квартир именно в тот момент, когда обнаруживается, что мать неизлечимо больна.
— Какой же человек так мог поступить: беспринципный хапуга? Бесхарактерный бесхребетник? Кто он такой? А может, просто себялюбец? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте поближе познакомимся с его истоками, его семьей (уже в том составе, в котором мы ее находим). И попробуем ответить на главный вопрос: в каком мире формировалось мировоззрение Виктора? Что повлияло на становление характера Виктора?
В статье “Выбирать, решаться, жертвовать” писатель справедливо говорил о том, что “быт — это обыкновенная жизнь, испытание жизнью, где проявляется и проверяется новая, сегодняшняя нравственность”. И далее он добавлял, что “быт — война, не знающая перемирия”. По признанию Ю. Трифонова, он стремился в “Обмене” к густоте письма, к тому, “чтобы как можно более полно изобразить сложность обстоятельств, в которых живет человек”, сложность отношений. Оттого и насыщена повесть подтекстами, оттого и держится она на иносказаниях. Каждый поступок здесь — ход в позиционной борьбе, каждая реплика — фехтовальный выпад. Попробуем вникнуть в суть повествования.
2) Семья Дмитриевых:
— происхождение, социальный статус (мать, отец, дед, сестра Лора);
— круг интересов, увлечений, занятий каждого;
Итог: так какой же предстает перед нами семья Дмитриевых, хотя бы на первый взгляд?
происхождение, социальный статус;
— круг интересов, увлечений, занятий;
Итог: так какой же предстает перед нами семья Лукьяновых, хотя бы на первый взгляд?
— происхождение, социальный статус;
— круг интересов, увлечений, занятий;
. Беда Лены не в желаниях и устремлениях, а в средствах их реализации.
5) Так кто же более он, главный персонаж: Дмитриев или Лукьянов?
Шаги постепенного “олукьянивания” процесс необратимый, сводящийся к увязанию в мелочах
“Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел..Это было очень давно. И бывает всегда. Каждый день, так что ты не удивляйся, Витя. И не сердись. Просто так незаметно..”:
— мечты о.. и “..ты опоздал, Витенька”. Стр.50;
— история с портретом отца;
— поездка в Болгарию на Золотые пески – болезнь отца (инсульт);
— история с дедом (разговор о презрении);
— переход в институт газа и нефти – и причины этого перехода (история с Левкой Бубриком) (по словам деда, все ожидали, что из Виктора получится что-то другое. “Ничего страшного, разумеется, не произошло. Ты человек не скверный. Но и не удивительный” – предательство приятеля;
— обмен квартиры в связи с болезнью матери;
— похороны матери и обмен.
Сравнить с еще одним персонажем – Ионычем + “Молодняк” Солженицына.
— Найдите в этих “микроуступках” такие, где происходит уравнивание таких понятий, которые по своей значимости несравнимы.
Настораживает и удерживает нас от жалости к нему и еще некоторая деталь: Лена называет вещи своими именами, а Виктор — нет. Ему необходимо прикрытие, какая-нибудь благородная легенда. Наподобие той, которую он преподносит своей сестре Лоре: “Ни черта мне не нужно, абсолютно ни черта. Кроме того, чтобы нашей матери было хорошо. Она же хотела жить со мной всегда, ты это знаешь, и если сейчас это может ей помочь…”.
6) Поделитесь, пожалуйста, наблюдениями и рассуждениями наших экспертов-родителей, которые тоже принимали участие в обсуждении этой повести. Подскажите выходы из этого цугцванга. (Высказывания ребят, зачитываются высказывания родителей о главном персонаже, его действиях). Презентация
Наш урок я хотела бы завершить словами Иосифа Бродского, которые он произнес перед студентами Мичиганского униерситета еще в 1988 году.
«Рассматривайте то, что вы сейчас услышите, просто как советы верхушки нескольких айсбергов, если так можно сказать, а не горы Синай. Я не Моисей, вы тоже не ветхозаветные евреи; эти немного беспорядочные наброски, (…) не скрижали. Проигнорируйте их, если угодно, подвергните их сомнению, если необходимо, забудьте их, если иначе не можете: в них нет ничего обязательного. Если кое-что из них сейчас или в будущем вам пригодится, я буду рад. Если нет, мой гнев не настигнет вас.”
Замечание к уроку: создать синквейн (каждая группа по своему персонажу).
— Отметьте цветными карточками, лежащими у вас на столе, свое эмоциональное состояние во время урока и вложите их в конверт.
Домашнее задание: письменная работа “Размышляя о прочитанном”.
Чем отличаются семейные кланы Дмитриевых и Лукьяновых?
В отличии двух жизненных позиций, двух систем ценностей, духовных и бытовых, состоит конфликт повести. Главным носителем ценностей Дмитриевых является дед, Федор Николаевич. Он старый юрист, в молодости занимался революционными делами, сидел в крепости, бежал за границу, прошел ГУЛАГ- об этом говорится косвенно. Дмитриев вспоминает, что «старик был чужд всякого лукьяноподобия, просто не понимал многих вещей». Например, того, как можно немолодому рабочему, который пришел к ним перетягивать кушетку, говорить «ты», как это делают жена и теща Дмитриева. Или давать взятку, как это сделали уже вместе Дмитриев и Лена, когда просили продавца отложить для них радиоприемник.
Если тесть Дмитриева неприкрыто «умеет жить», то Лена прикрывает это умение, изворотливость заботой о семье, о муже. Для нее Федор Николаевич-«монстр», ничего не понимающий в современной жизни.
Каков смысл повести?
Жизнь меняется только внешне, люди же остаются прежними. «Квартирный вопрос» становится испытанием и для героя Трифонова, испытанием, которого он не выдерживает и ломается. Дед говорит : «Мы с Ксенией ожидали, что из тебя получится что-то другое. Ничего страшного, разумеется, не произошло. Ты человек не скверный, но и не удивительный».
Это суд самого автора. Процесс «олукьянивания » протекает незаметно, вроде бы помимо воли человека, с массой самооправданий, но в результате разрушает человека, и не только морально: после обмена и смерти матери три недели дома в строгом постельном режиме пролежал Дмитриев. Герой становится другим: «еще не старик, но уже пожилой, с обмякшими щечками дяденька».
Смертельно больная мать говорит ему: «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел…Это было очень давно. И бывает всегда, каждый день, так что ты не удивляйся, Витя. И не сердись. Просто так незаметно…».
В конце повести приводится перечень юридических документов, необходимых для обмена. Их сухой, деловой, официальный язык подчеркивает трагизм происшедшего. Рядом стоят фразы о «благоприятном решении» в отношении обмена и о смерти Ксении Федоровны. Обмен ценностных представлений состоялся.
Итак, Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений нашего времени: переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье. Они теряют твердое мужское начало. Семья остается без главы.
3) Из чего складывается образ главного героя?
Характеристика образа с опорой на текст.
– Чем заканчивается наметившийся конфликт с женой по поводу обмена? («. Он лег на свое место к стене и повернулся лицом к обоям».)
– Что выражает эта поза Дмитриева? (Это желание уйти от конфликта, смирение, непротивление, хотя на словах он и не согласился с Леной.)
– А вот еще тонкая психологическая зарисовка: засыпающий Дмитриев ощущает на своем плече руку жены, которая сначала «слегка поглаживает его плечо», а потом давит «с немалой тяжестью».
Герой понимает, что рука жены приглашает его повернуться. Он сопротивляется (так автор детально изображает внутреннюю борьбу). Но… «Дмитриев, ни слова не говоря, повернулся на левый бок».
– Какие еще детали указывают на подчинение героя жене, когда мы понимаем, что он человек ведомый? (Утром жена напомнила о необходимости поговорить с матерью.
«Дмитриеву что-то хотелось сказать», но он, «сделав два шага вслед за Леной, постоял в коридоре и вернулся в комнату».)
Эта деталь – «два шага вперед» – «два шага назад» – наглядное свидетельство невозможности для Дмитриева выйти за рамки, которые навязаны ему внешними обстоятельствами.
– Чью оценку получает герой? (Его оценку мы узнаем от матери, от деда: «Ты человек не скверный. Но и не удивительный».)
4) В праве называться личностью Дмитриеву отказано его родными. Лене отказано автором: «…она вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог… Она не отпускала до тех пор, пока желания – прямо у нее в зубах – не превращались в плоть…»
Оксюморон* миловидная женщина-бульдог еще больше подчеркивает отрицательное отношение автора к героине.
Да, Трифонов явно определил свою позицию. Этому противоречит высказывание Н. Ивановой: «Трифонов не ставил перед собой задачи ни осудить, ни наградить своих героев: задача была иная – понять». Это верно отчасти…
Думается, более справедливо другое замечание этого же литературного критика: «…за внешней простотой изложения, спокойной интонацией, рассчитанной на равного себе и понимающего читателя, – трифоновская поэтика. И – попытка социального эстетического воспитания».
– Каково ваше отношение к семье Дмитриевых?
– Хотелось ли вам, чтобы так складывалась жизнь и в ваших семьях? (Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений нашего времени: феминизация семьи, переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, отсутствие единства в воспитании детей, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье. Они теряют твердое мужское начало. Семья остается без главы.)
III. Итог урока.
– Над какими вопросами заставил задуматься автор повести «Обмен»?
– Согласитесь ли вы с тем, что Б. Панкин, говоря об этой повести, называет жанр, сочетающий в себе физиологический очерк современного городского быта и притчи?
Домашнее задание.
«Обмен увидел свет в 1969 году. В эту пору автора порицали за воспроизведение «страшной тины мелочей», за то, что в его творчестве «нет просветляющей правды», за то, что в повестях Трифонова бродят духовные мертвецы, притворяющиеся живыми. Идеалов нет, человек измельчал и унижен, раздавлен жизнью и собственным ничтожеством».
– Выразите свое отношение к этим оценкам, ознакомившись со статьёй о повести «Дом на набережной»:
Нравственные проблемы в повести Трифонова «Обмен»
Проблематика
Трифонов обращается к теме противостояния двух семей. Виктор Дмитриев, женившись на Лене Лукьяновой, не смог передать ей ценности семьи Дмитриевых: душевную чуткость, мягкость, тактичность, интеллигентность. Зато сам Дмитриев, по выражению сестры Лоры, «олукьянился», то есть стал прагматичным, стремящимся не столько к материальным благам, сколько к тому, чтобы его оставили в покое.
Трифонов поднимает в повести важные социальные проблемы. Современному читателю непонятна проблема главного героя. Советский человек, как будто не имеющий собственности, не имел и права на жизнь в нормальной квартире с комнатами для супругов и ребёнка. И совсем уже диким было то, что комната матери после смерти не может быть унаследована, а отойдёт государству. Так что Лена пыталась спасти собственность единственно возможным способом: обменяв две комнаты в коммуналке на двухкомнатную квартиру. Другое дело, что Ксения Фёдоровна сразу догадалась о своей смертельной болезни. Именно в этом, а не в самом обмене, и заключено зло, исходящее от бесчувственной Лены.
Сюжет и композиция
Основное действие происходит октябрьским днём и утром следующего дня. Но читатель знакомится не только со всей жизнью главного героя, но и узнаёт о семьях Лукьяновых и Дмитриевых. Этого Трифонов добивается с помощью ретроспекции. Главный герой рефлектирует по поводу происходящих с ним событий и собственных поступков, вспоминая прошлое.
Перед героем стоит трудная задача: сообщить смертельно больной матери, которая не знает о серьёзности своей болезни, и сестре, что жена Лена задумала обмен. Кроме того, герою необходимо достать для сестры Лоры, с которой живёт сейчас мать, денег на лечение. Обе задачи герой решает блестяще, так что денег предлагает ему бывшая любовница, а переездом к нему матери он будто бы помогает сестре уехать в длительную командировку.
Последняя страница повести вмещает в себя события полугода: происходит переезд, умирает мать, герой чувствует себя несчастным. Рассказчик добавляет от себя, что снесён дом детства Дмитриева, где ему так и не смогли передать семейные ценности. Так что Лукьяновы победили Дмитриевых в символическом смысле.
Проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен».
Проблематика повести
Ю. Трифонова «Обмен».
1) – Вспомните сюжет произведения.
Живет семья Виктора Георгиевича Дмитриева, работника одного из НИИ, в коммуналке. Дочь Наташка – подросток – за занавеской. Мечта Дмитриева съехаться с матерью не находила поддержки у Лены, его жены. Все изменилось, когда мать прооперировали по поводу рака. Лена сама заговорила об обмене. Поступки и чувства героев, проявляющиеся при решении этого житейского вопроса, завершившегося удачным обменом, а вскоре и смертью Ксении Федоровны, и составляют содержание небольшой повести.
– Итак, обмен – сюжетный стержень повести, но можно ли сказать, что это и метафора, которую использует автор?
2) Главный герой повести – представитель третьего поколения Дмитриевых.
Дед Федор Николаевич интеллигентен, принципиален, гуманен.
– А что можно сказать о матери героя?
Найдите характеристику в тексте:
«Ксению Федоровну любят друзья, уважают сослуживцы, ценят соседи по квартире и по павлиновской даче, потому что она доброжелательна, уступчива, готова прийти на помощь и принять участие…»
А вот Виктор Георгиевич Дмитриев попадает под влияние жены, «олукьянивается». Суть названия повести, ее пафос, авторская позиция, как она вытекает из художественной логики повести, раскрываются в диалоге Ксении Федоровны с сыном об обмене: «Я очень хотела жить с тобой и Наташенькой… – Ксения Федоровна помолчала. – А сейчас – нет» – «Почему?» – «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел».
– В чем смысл этих слов?
3) Из чего складывается образ главного героя?
Характеристика образа с опорой на текст.
– Чем заканчивается наметившийся конфликт с женой по поводу обмена? («…Он лег на свое место к стене и повернулся лицом к обоям».)
– Что выражает эта поза Дмитриева? (Это желание уйти от конфликта, смирение, непротивление, хотя на словах он и не согласился с Леной.)
– А вот еще тонкая психологическая зарисовка: засыпающий Дмитриев ощущает на своем плече руку жены, которая сначала «слегка поглаживает его плечо», а потом давит «с немалой тяжестью».
Герой понимает, что рука жены приглашает его повернуться. Он сопротивляется (так автор детально изображает внутреннюю борьбу). Но… «Дмитриев, ни слова не говоря, повернулся на левый бок».
– Какие еще детали указывают на подчинение героя жене, когда мы понимаем, что он человек ведомый? (Утром жена напомнила о необходимости поговорить с матерью.
«Дмитриеву что-то хотелось сказать», но он, «сделав два шага вслед за Леной, постоял в коридоре и вернулся в комнату».)
Эта деталь – «два шага вперед» – «два шага назад» – наглядное свидетельство невозможности для Дмитриева выйти за рамки, которые навязаны ему внешними обстоятельствами.
– Чью оценку получает герой? (Его оценку мы узнаем от матери, от деда: «Ты человек не скверный. Но и не удивительный».)
4) В праве называться личностью Дмитриеву отказано его родными. Лене отказано автором: «…она вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог… Она не отпускала до тех пор, пока желания – прямо у нее в зубах – не превращались в плоть…»
Оксюморон* миловидная женщина-бульдог
еще больше подчеркивает отрицательное отношение автора к героине.
Да, Трифонов явно определил свою позицию. Этому противоречит высказывание Н. Ивановой: «Трифонов не ставил перед собой задачи ни осудить, ни наградить своих героев: задача была иная – понять». Это верно отчасти…
Думается, более справедливо другое замечание этого же литературного критика: «…за внешней простотой изложения, спокойной интонацией, рассчитанной на равного себе и понимающего читателя, – трифоновская поэтика. И – попытка социального эстетического воспитания».
– Каково ваше отношение к семье Дмитриевых?
– Хотелось ли вам, чтобы так складывалась жизнь и в ваших семьях? (Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений нашего времени: феминизация семьи, переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, отсутствие единства в воспитании детей, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье. Они теряют твердое мужское начало. Семья остается без главы.)
Герои повести
Главный герой повести – 37-летний Дмитриев. Он немолод, полноват, с вечным запахом табака изо рта. Герой самолюбив, он воспринимает любовь матери, жены, любовницы как нечто само собой разумеющееся. Жизненное кредо Дмитриева – «привык и успокоился». Он смиряется с тем, что не ладят любящие его жена и мать.
Дмитриев защищает мать, которую Лена называет ханжой. Сестра считает, что Дмитриев олукьянился, то есть предал высокий дух и бескорыстие ради материального.
Самым ценным в жизни Дмитриев считает покой и бережёт его изо всех сил. Другая ценность Дмитриева и его утешение состоит в том, что у него «всё как у всех».
Дмитриев безволен. Он не может написать диссертацию, хотя Лена во всём согласна помочь. Особенно показательна история с Лёвкой Бубриком, которому тесть по просьбе Лены нашёл хорошее место в ГИНЕГА, куда в конце концов пошёл работать сам Дмитриев. Причём Лена всю вину взяла на себя. Всё раскрылось, когда Лена на Дне рождения Ксении Фёдоровны рассказала, что это было решение Дмитриева.
В конце повести мать Дмитриева объясняет подтекст обмена, совершаемого героем: обменяв истинные ценности на сиюминутную выгоду, он утратил душевную чуткость.
Жена Дмитриева Лена умна. Она – специалист по техническому переводу. Дмитриев считает Лену эгоистичной и чёрствой. По словам Дмитриева, Лену отмечает некоторая душевная неточность. Он бросает в лицо жене обвинение в том, что у неё есть душевный дефект, неразвитость чувств, что-то недочеловеческое.
Лена умеет добиваться своего. Желая обменять квартиру, она заботится не о себе, а о своей семье.
Тесть Дмитриева Иван Васильевич был по профессии кожевенником, но продвигался по профсоюзной линии. Его стараниями на даче через полгода установили телефон. Он всегда был начеку, никому не доверял. Речь тестя была полна канцеляризмов, из-за чего мать Дмитриева считала его неинтеллигентным.
Таня – бывшая любовница Дмитриева, с которой он сошёлся 3 года назад на одно лето. Ей 34 года, выглядит она болезненно: худая, бледная. Глаза у неё большие и добрые. Таня боится за Дмитриева. После отношений с ним она осталась с сыном Аликом: муж бросил работу и уехал из Москвы, потому что Таня не смогла с ним больше жить. Муж действительно любил её. Дмитриев думает, что Таня была бы ему лучшей женой, но оставляет всё как есть.
Татьяна и Ксения Фёдоровна симпатичны друг другу. Татьяна жалеет Дмитриева и любит его, в то время как Дмитриев жалеет её лишь на миг. Дмитриев думает, что эта любовь навсегда. Татьяна знает множество стихов и читает их наизусть шёпотом, особенно когда не о чем говорить.
Мать Дмитриева Ксения Фёдоровна – интеллигентная, всеми уважаемая женщина. Она работала старшим библиографом в одной из академических библиотек. Мать настолько простодушна, что не понимает опасности своей болезни. С Леной она смирилась. Ксения Фёдоровна «доброжелательна, уступчива, готова прийти на помощь и принят участие». Не ценит этого только Лена. Ксения Фёдоровна не склонна унывать, она общается в шутливой манере.
Мать любит бескорыстно помогать далёким знакомым и родственникам. Но Дмитриев понимает, что мать делает это ради того, чтобы слыть хорошим человеком. За это Лена называла мать Дмитриева ханжой.
Дед Дмитриева – хранитель семейных ценностей. Лена называла его хорошо сохранившимся монстром. Дед был юристом, закончившим Петербургский университет, в юности сидел в крепости, был в ссылке и сбежал за границу. Дед был маленький и усохший, кожа дублёная, а руки корявые и изуродованные тяжёлой работой.
В отличие от дочери, дед не презирает людей, если они относятся к другому кругу, и никого не осуждает. Он живёт не прошлым, а своим коротким будущим. Именно дед дал меткую характеристику Виктору: «Ты человек не скверный. Но и не удивительный».
Лора, сестра Дмитриева, немолода, с чёрными с проседью волосами и загорелым лбом. Она каждый год проводит 5 месяцев в Средней Азии. Лора хитра и прозорлива. Она не смирилась с отношением Лены к матери. Лора бескомпромиссна: «Её мысли никогда не гнутся. Всегда торчат и колются».
Анализ повести Трифонова «Обмен»
В произведении Трифонова «Обмен» речь идет о простой жизненной ситуации, в которой мог оказаться любой человек. Герой повести Виктор Дмитриев
, оказывается перед непростым выбором от которого будет зависеть судьба его самого, а так же членов семьи. Согласиться с женой и переехать в новую квартиру, но жить при этом со своей матерью, или оставить все как есть.
Надо отметить, что отношения между его женой и Ксенией Федоровной, были давно уже враждебными. Так что если исход событий станет развиваться по «сценарию» который придумала Лена, то возникает вопрос, что она хочет добиться данным обменом?
Чтобы это понять, нужно хоть немного знать о характере Лены Ивановой
, а он у нее вовсе не простой. Если девушка что-то хотела от жизни, то она обязательно этого добивалась. Для нее не существовала границ, и она спокойно могла выйти за «рамки» приличия или морали.
Но то, что мужчину больше всего возмущало, так это бестактность жены. Пока его мать лежала на операционном столе, супруга бегала по маклерам и подыскивала варианты обмена? Она не испытывала чувств сопереживания, а уж тем более сострадания к болезни свекрови. Скорее наоборот, женщина решительно хотела заполучить занимаемую ею жилплощадь.
Виктору недолго пришлось обижаться на супругу. Та сообщила, что ответ нужно вскоре дать и настояла на немедленном «семейном совете», на котором будет поднята тема обмена. Мужчина сдался. Нет, он не боялся жены, а реально верил в то, что так будет лучше для обеих сторон. Он сможет ухаживать за матерью, их дочь Наташа – будет под присмотром, а они с Леной навсегда покинут коммунальную квартиру.
Так мужчина и сам не заметил, как из сострадающего сына превратился в расчетливого и корыстного «постороннего».
И Ксении Федоровны
, и его сестре Лоры эти перемены стали сразу видны. Дмитриеву сказали, что «обмен» состоялся много лет тому назад, потому, что мужчина оказался во власти супруги.
Конечно, бескорыстная и великодушная Дмитриева, подумав, согласилась и переехала в новую квартиру, хотя ее до последнего терзало непонятное чувство. Но когда женщина узнала о своем «подлинном» состоянии здоровья, то поняла, отчего произошли такие перемены в сознании Лены. И в этой ситуации проявлялся «дефект души» Ивановой. Но самым печальным стало для женщины то, что ее родной сын позволил супруге с очевидным кощунством отнестись к ее болезни.
После того, как Дмитриевой не стало, Виктор впал в депрессию. Его не радовало новое жилье, семья и занимаемая должность. Он понимал, что жизнь проходит, а в лучшую сторону перемен нет, и скорее всего уже никогда не будет.
Лора очень осуждала брата за «обмен», который довел их маму до могилы. Дача родителей была продана, ведь брата и сестру, после смерти матери уже ничего не должно объединять. Каждый пошел по выбранному ему пути, и скорее всего эти дороги уже нигде не пересекутся.