каковы правовые формы реализации функций государства

Формы и методы осуществления функций государства в контексте юридической безопасности

Воронцова Н.В., студентка 2 курса, специальности 40.05.01, ФГБОУ ВО Московский Технологический Университет

Миненко К.С., Студент 2 курса, специальности 40.05.01, ФГБОУ ВО Московский Технологический Университет

Понятие безопасности является достаточно актуальным в современном мире, поскольку это социально-правовое явление призвано обеспечивать устойчивость социальных отношений, их нормальное функционирование, а также защищённость от постоянно возникающих в жизни человека угроз (такие как биологические-заболевания, природные катаклизмы и катастрофы техногенного характера, информационные – хакерские атаки и правовые и тд.). Там, где личность находится в безопасности, там в безопасности общество и государство. Только на ее основе можно успешно проектировать и осуществлять меры по обеспечению безопасности общества и государства.[1]Так как большинство стран, в том числе и Россия, являются социальными, демократическими и правовыми государствами, то основной их задачей является защита и гарантия прав, свобод и законных интересов граждан. Данный принцип находит своё отражение в большинстве Конституций государств и различных международных нормативно-правовых актах. Поэтому юридическая безопасность как один из видов безопасности является неотчуждаемым элементом социального, правого и демократического государства. Поскольку она противостоит тем угрозам, которые возникают в ключевых областях жизнедеятельности общества, то есть предотвращает и отражает опасности, которые вызываются юридическими воздействиями[2].

В контексте юридической безопасности основными и превалирующими формами осуществления функций государства являются правовые. Такие как: правотворческая, которая выражается в подготовке и непосредственном издании нормативно-правовых актов в государстве[3]; правоприменительная, которая связана с реализацией законным путём издания актов применения права; правоохранительная – направленная на защиту прав и свобод граждан, предупреждение правонарушений и привлечение к ответственности виновных[4]. В каждой из этих форм наблюдается неразрывная связь с юридической безопасностью, а именно: любая правовая форма деятельности органов государства, посредством которого реализуются его функции, и собственно сама юридическая безопасность нацелена на минимизацию негативной составляющей правовой сферы[5], модернизацию федерального и регионального законодательства, а также укрепление единства и целостности правового пространства. В качестве аргумента к вышеприведенному тезису, можно привести пример, в котором рассматривается экологическая функция государства. Изначально, законодательному государственному органу необходимо принять соответствующую нормативно-правовую базу. В данном случае это будет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды». После этого необходимо создать соответствующие органы государства и обеспечить их стабильную работу и нормальное функционирование. Например, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Все эти меры направлены на обеспечение экологической безопасности страны, укрепление единства правового пространства в сфере экологии, что является общей целью как правовых форм осуществления функций государства, так и юридической безопасности в целом.

Научный руководитель – Шеяфетдинова Н.А.

Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие. – Тамбов. – 2009. – 304 с.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник – 2-е изд. – М.: Юристъ. – 2005. – 512 с.

Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е издание. – М.: РИОР; ИНФРА-М. – 2010. – 559 с.

[3]См.: Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е издание. – М.: РИОР; ИНФРА-М. – 2010. – С.85.

[5]См.: Фомин А.А. Указ. Соч. – С. 101.

[6]См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник – 2-е изд. – М.: Юристъ. – 2005. – С.63-63.

Источник

Каковы правовые формы реализации функций государства

О журнале

Научный журнал «ВЕСТНИК КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА» издается с 1994 года. Входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК РФ, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Журнал включен в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на платформе НЭБ eLIBRARY.

Учредитель и издатель: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Костромской государственный университет».

Научный журнал публикует оригинальные исследования по следующим направлениям:

07.00.00 – Исторические науки и археология

07.00.02 – Отечественная история.
07.00.03 – Всеобщая история (соответствующего периода).
07.00.06 – Археология.
07.00.07 – Этнография, этнология и антропология.
07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования.
07.00.10 – История науки и техники.
07.00.15 – История международных отношений и внешней политики.

10.00.00 – Филологические науки

10.01.01 – Русская литература.
10.01.02 – Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы).
10.01.03 – Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы).
10.01.08 – Теория литературы, текстология.
10.01.09 – Фольклористика.
10.01.10 – Журналистика.

12.00.00 – Юридические науки

12.00.01 – Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве.
12.00.02 – Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право.
12.00.03 – Гражданское право предпринимательское право семейное право. международное частное право.
12.00.08 – Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право.
12.00.10 – Международное право; Европейское право.
12.00.11 – Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность.
12.00.12 – Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.
12.00.14 – Административное право; административный процесс.

Все статьи проходят обязательное рецензирование.

Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, г. Москва (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС 77-75265 от 07.03.2019 г.

ISSN 1998-0817

Периодичность выхода: 4 раза в год.

Главный редактор: Груздев Владислав Владимирович, доктор юридических наук, проректор по науке Костромского государственного университета.

Языки опубликования статей: русский, английский, немецкий, французский.

Журнал является изданием открытого доступа: статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Форма распространения: журнал выходит в печатном виде, электронные версия публикуется на сайте журнала.

Источник

Формы реализации функций государства

каковы правовые формы реализации функций государства каковы правовые формы реализации функций государства каковы правовые формы реализации функций государства каковы правовые формы реализации функций государства

каковы правовые формы реализации функций государства

каковы правовые формы реализации функций государства

Формой осуществления функций государства называют деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Различают правовые и организационные формы осуществления функций государства.

В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают.

Правотворческая деятельность (компетенция законодательной власти) заключается в подготовке и издании нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?

Правоохранительная деятельность (компетенция судебной власти), представляет собой властную оперативную и правоприменительную деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д. Включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

Источник

Основные формы и методы осуществления функций государства

Формы осуществления функций государства

Формы функций государства показывают роль механизма государства в осуществлении функций государства и использование права в этом процессе.

Формы осуществления функций государства:

1) правовые:

2) организационные (некоторые ученые):

Организационные формы осуществления функций носят вспомогательный характер, они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных (правовых) формах осущесвления функций.

Нужно подчеркнуть, что каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы провести в жизнь функцию охраны правопорядка, нужно издать соответствующие законодательные акты (правоустановительная форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.), в чем и выражаются организационные формы деятельности государства.

Методы осуществления функций государства

Например, для решения задач правоохранительной функции государства используют следующие методы:

Для решения задач экономической функции используют целый набор методов:

Существуют и иная классификация методов осуществления функций государства, в соответствии с которой выделяют:

Источник

Функции и механизм государства

Понятие и классификация функций государства. Формы осуществления функций государства

Типичными задачами государства на современном этапе являются: обеспечение сохранения общества и государства, преодоление противоречий, существующих в обществе (социальных, национальных и т.д.); обеспечение безопасности и укрепление государства, содействие социальному, экономическому и культурному развитию общества.

По большому счету функции государства отвечают на вопрос, чем занимается государство, его органы, какие цели стоят перед ним, что оно решает.

Функции государства зависят от следующих факторов: сущность государства, потребности общества и государства, характер общества (раннеклассовое, классовое, переходное, гражданское), степень его вмешательства в духовную, религиозную, экономическую и социальную сферу, степень развития форм деятельности государства, в частности эволюция властно-принудительных методов государственного управления, экономические ресурсы, находящиеся в распоряжении государства.

Функции государства характеризуются тем, что они:

Классификация функций государства осуществляется:

На примере Российской Федерации рассмотрим функции государства с позиции внутренних и внешних сфер деятельности, а также задач, стоящих перед обществом.

Экономическая функция. Экономические отношения появляются значительно раньше возникновения государства, его элементов. Между тем развитие экономики, производственных отношений приводит к необходимости создания соответствующих государственных органов.

Государство, чтобы обеспечить свое развитие, основные нужды населения, а также динамику развития промышленного и сельскохозяйственного производства, охрану границы, формирование и содержание армии для отражения врагов и т.д. вынуждено взимать налоги и сборы, таможенные пошлины и т.д. В более поздние периоды, с появлением буржуазного государства, отмечается его роль в установлении объема налогов и тарифов, правил внутренней и внешней торговли, в разрешении споров между предпринимателями, обеспечении трудовых прав граждан и т.д. В связи с этим никто и никогда не отрицал экономической роли государства, но извечно в теории и практической жизни стоял вопрос о мере влияния государства на экономические процессы, о том, насколько они эффективны и перспективны.

Современные государства предоставляют населению услуги. Иначе говоря, многие социально-обеспечительные дела государства реализуются посредством предоставления услуг (образовательные услуги, услуги в сфере здравоохранения, дошкольного воспитания и т.д.).

Учитывая, что многие современные государства объявляются, нередко на конституционном уровне, государствами социальными (ФРГ, Испания, Италия, Россия и др.), это обязывает их принимать долгосрочные социальные программы, например, в сфере здравоохранения, пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, страхования и др. История так называемой социальной заботы о гражданах известна достаточно давно (реформы Бисмарка в 1875 г., общественные реформы в Англии в 1900-1914 гг., реформа и введение народной медицины в России в 1880 гг. В настоящее время социальная функция сопряжена с состоянием экономики государства). В связи с этим социальная деятельность органов государства может сужаться до обеспечения отдельных категорий граждан (дети, хронические больные, инвалиды, пенсионеры).

В государствах, переживающих жесткий экономический кризис, социальная функция часто сводится к гарантированию прожиточного минимума для малоимущих слоев общества, охране и обеспечению гарантированного минимального размера оплаты труда. Также социальная функция реализуется для обеспечения солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защиты интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни.

Функция налогообложения и взимания налогов. Ее нередко называют фискальной. Задачи государства: контролировать денежное обращение в стране, проводить эффективную финансово-денежную политику, формировать государственный бюджет и следить за его расходной частью и не просто отслеживать расходование денег, а контролировать эту деятельность на предмет эффективности. Важнейшей частью финансовой деятельности является функция государства по налогообложению и взиманию налогов. Здесь важно установить и контролировать сбор всех видов налогов, что позволит покрывать расходы на содержание государственного аппарата и обеспечение экономического, социального, культурно-воспитательного и иного развития страны.

Экологическая функция. Появилась в конце XIX в. в связи с глобальным воздействием человека на природу и пониманием трагичности для населения планеты разрушения природных экосистем (лесов, рек, озер и др.). Многие реки используются в качестве транспортных артерий (Волга, Рейн, Дунай), на многих реках стоят гидроэлектростанции, образующие каскады ГЭС (Волга, Ангара). Эти примеры можно продолжить. При этом достаточно сказать, многие специалисты считают, что человечество еще не до конца осознало последствия катастрофы Чернобыльской АЭС и АЭС Фукусима, загрязнение воздушной среды, водных объектов, глобальной вырубки лесов (например, в Африке) и т.д.

В результате государство вынуждено уделять внимание охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. С этой целью государство, его органы определяют экологические цели поведения и обращения с природными ресурсами. Данные правила главным образом образуют экологическую отрасль права.

Функция защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. Нередко эту функцию называют правоохранительной.

Таким образом, правоохранительная функция сводится к выработке эффективной политики в сфере обеспечения прав и свобод личности, в частности их признания, закрепления и гарантирования, а также предоставления юридических и иных форм защиты прав и свобод человека от нарушений. Правоохранительная составляющая этой функции сводится к борьбе с правонарушениями, прежде всего с преступностью, а также к защите всех форм собственности.

Функция обороны. Относится к числу так называемых внешних функций и так же, как правоохранительная, относится к числу первых функций, появляющихся у государства на заре его возникновения. Создание оборонительных отрядов не только из ополченцев, но и из профессиональных воинов считалось главной задачей государства. Военные структуры были исторически первыми институтами государства. Многие исследователи полагали и полагают, что именно с них начинало формироваться государство как таковое.

Функция сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. Данная функция также относится к внешним. Поддержание мира и международного правопорядка невозможно без сотрудничества государств в сфере экономических процессов, экологии, культуры, науки, здравоохранения, спорта и др. Эти отношения должны быть как двусторонними, так и многосторонними. Формой таких отношений выступают международные договоры, декларации и др.

Правоприменительная деятельность представляет собой конкретизацию и реализацию положений законов и других правовых документов.

Результатом этой деятельности является правоприменительный акт (указ, решение суда и т.д.).

Важно, что неправовые формы осуществления функций государства нередко реализуются через правовое регулирование (например, утверждение плана приказом, нормативное закрепление размеров заработной платы государственных служащих и т.п). Каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах.

Механизм государства. Функции государства и механизм государства

Итак, механизм государства есть система органов государственной власти, его аппарат, учреждения и организации, обеспечивающие функционирование государственной власти и выполнение ими функций государства. Основываясь на этом, структура государственного механизма состоит из следующих элементов, или, другими словами, механизм государства образуют:

Механизм государства, его развитие определяются состоянием экономики, соотношением политических сил, целями или задачами государства на определенном историческом этапе его развития.

Функции государства и механизм государства. Государственные структуры, механизм государства создаются для осуществления функций государства и в соответствии с ними (при изменении функций государства претерпевает изменения и механизм государства).

Функции государства являются основным «двигателем» механизма государства, поскольку они взаимосвязаны и взаимозависимы настолько, что не могут существовать друг без друга. Как отмечалось, механизм государства призван реализовывать государственные функции посредством деятельности государственных органов, учреждений и предприятий. Например, функцию налогообложения и взимания налогов осуществляет Министерство по налогам и сборам РФ. В реализации экологической функции ведущая роль принадлежит Министерству природных ресурсов РФ и Государственному комитету РФ по охране окружающей среды. Это закономерно, поскольку основной задачей механизма государства является реализация, воплощение в жизнь государственных задач и функций государства. От числа функций государства напрямую зависит структура государственных органов, их количество и содержание деятельности.

Принципы организации и функционирования механизма государства.

Рассмотрим наиболее важные из перечисленных начал.

Принцип демократизма предполагает, в частности:

Принцип единства государственной власти реализуется по следующим направлениям:

Разделение властей в широком смысле слова в государстве реализуется по следующим направлениям:

Элементами системы сдержек и противовесов, в частности, являются:

Механизм государства и государственный аппарат

В юридической науке пока не сложилось однозначного мнения о соотношении таких понятий, как «механизм государства» и «государственный аппарат». Одни авторы употребляют эти понятия как синонимы (А.Ф. Черданцев), другие находят в них ряд различий1.

С узких позиций механизм государства отождествляется с аппаратом государства, субъектный состав государственного механизма (государственного аппарата) включает только систему органов государственной власти (законодательную, исполнительную и судебную подсистемы).

Широкий подход предполагает, что механизм государства отождествляется с политической системой в целом, т.е. с совокупностью государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции.

Механизм государства включает помимо государственного аппарата государственные учреждения и государственные унитарные предприятия, а также государственные организации (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат выполняет свои задачи.

Государственные унитарные предприятия образуются для осуществления хозяйственных функций, в целях извлечения прибыли, оказания услуг, выполнения работ и производства продукции.

Таким образом, государственный аппарат в целях осуществления управленческой, организующей и охранительной деятельности создает необходимые учреждения, посредством которых реализуются государственные решения. Государственные структуры, призванные обеспечивать функцию принуждения (полиция, вооруженные силы, тюрьмы, службы безопасности и т.д.), нередко именуются также материальными придатками государственного аппарата.

Государственный аппарат, в отличие от механизма государства, может пониматься как совокупность управленческих должностей, а также как совокупность лиц, замещающих эти должности (совокупность должностных лиц), и лиц, подчиненных должностным лицам, помогающих должностным лицам, обеспечивающих выполнение функций должностных лиц.

Из сказанного следует, что понятие «механизм государства» шире, чем понятие «государственный аппарат».

Органы государства. Представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государства. Контрольно-надзорные органы. Прокуратура. Силовые структуры

Государственный аппарат состоит из различных по структуре, роли и порядку формирования государственных органов.

Характерные черты органа государства:

Публичный характер полномочий означает, что они реализуются от имени государства и в интересах государства и общества. Властный характер полномочий означает, что при их реализации субъект публичной власти формулирует свою волю в обязательных для исполнения правовых актах и опирается на силу государственного принуждения.

Орган государства в своей деятельности руководствуется принципом «разрешено только то, что прямо указано в законе».

Структура компетенции органа государства включает:

Взаимосвязь функций государства и обеспечивающих их выполнение структур, т.е. государственных органов, прослеживается в следующем: государственный орган следует создавать под ту или иную функцию, а не наоборот. Необязательно и создание отдельного органа государства под каждую новую функцию государства. Уже имеющиеся в государственном аппарате органы могут взять на себя и новые функции, их компетенция может быть расширена. При этом ни один орган не должен создаваться при отсутствии необходимости в функциях, которые он призван исполнять; при создании органа ему должен быть предоставлен такой объем полномочий, который является необходимым и достаточным для реализации выполняемых им функций.Классификация органов государства. Органы государства могут быть классифицированы по различным критериям.

По порядку образования выделяют избираемые органы (Госу дарственная Дума РФ, Законодательное собрание Краснодарского края), назначаемые органы (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства), образуемые (межведомственная следственная комиссия).

В зависимости от уровня осуществления власти выделяют федеральные органы (Правительство РФ), региональные органы (органы субъектов Федерации) (Департамент культуры г. Москвы, администрация Нижегородской области).

На примере Российской Федерации рассмотрим виды современных государственных органов.

Представительные (законодательные) органы, принимают законы (и иные нормативные правовые акты), имеющие высшую юридическую силу.

При этом Совет Федерации имеет право одобрить или отклонить принятый закон.

Глава 5 Конституции РФ посвящена Федеральному Собранию как парламенту Российской Федерации, представительному и законодательному органу Российской Федерации.

Понятия «представительные органы» и «законодательные органы» не совпадают по объему. Всякий законодательный орган является представительным, но не каждый представительный является законодательным.

В Российской Федерации в системе органов государственной исполнительной власти существует два уровня, каждый из которых характеризуется самостоятельностью и независимостью, собственной сферой компетенции.

Федеральные органы государственной исполнительной власти. Установление системы органов исполнительной государственной власти этого уровня, порядок и организация их деятельности находятся в ведении Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ). К их компетенции относятся задачи, возложенные на них Конституцией РФ ст. 71, 72). Вне пределов ведения федеральных органов исполнительной государственной власти и их компетенции субъекты Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов имеют собственную компетенцию (обладают всей полнотой государственной власти) (ст. 73 Конституции РФ);

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2, ст. 77 Конституции РФ).

Судебные органы призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Непосредственная реализация судебной власти, или осуществление правосудия, происходит в установленном законом процессуальном порядке, основанном на таких общепризнанных принципах, как равенство граждан перед законом и судом, открытое судебное разбирательство, национальный язык судопроизводства, состязательность и равноправие сторон.

Судебная власть в России приобрела реальные полномочия по контролю за актами других ветвей власти, что непосредственно следует из права Конституционного Суда РФ проверять соответствие Конституции РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также из права граждан обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ).

В целях обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Следственный комитет РФ образован в соответствии с федеральным законом в 2010 г. и является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Контрольно-надзорные органы (органы промышленного надзора, государственные инспекции) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины.

Например, Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения возможной агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами.

Деятельность Вооруженных Сил РФ осуществляется на основании Конституции РФ и федерального законодательства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *