какой барьер педагогического общения характеризует неправильное отношение преподавателя к обучающему
Доклад по педагогике»барьеры педагогического общения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Барьеры педагогического общения
Всякая информация является способом внушения чего-либо. Однако часто мы являемся свидетелями и встречной психологической активности, называемой противовнушением, т. е. человек как бы защищается от неумолимого действия речи другого человека. Механизм противовнушения воздвигает на пути речи, информации коммуникативные барьеры, которые являются психологическими преградами на пути адекватной информации между партнерами по общению. Различают следующие виды коммуникативных барьеров.
1. Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых.
Отнесение человека к авторитетным зависит от социального положения (статуса), принадлежности к реальной «авторитетной» группе; от привлекательного внешнего вида, доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.); от компетентности; искренности.
2. Барьер « избегание ». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов).
Чаще всего барьер избегания предстает в той или иной степени невнимания, поэтому только управляя вниманием собеседника, аудиторией, можно преодолеть данный вид коммуникативного барьера. Главное при этом – разрешить две взаимосвязанные проблемы: привлечь внимание и удержать его. На наше внимание больше всего влияют следующие факторы: актуальность и важность информации, ее новизна, нестандартность подачи, неожиданность, интенсивность передачи информации, звучность голоса и его модуляция.
3. Барьер « непонимание ». Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем). Почему это происходит и как можно эти проблемы решить? Обычно выделяют четыре барьера непонимания: фонетический, семантический, стилистический, логический.
Фонетический (от фонема – звук) барьер непонимания возникает, когда говорят на иностранном языке, или используют много иностранных слов либо специальную терминологию, или говорят быстро, невнятно и с акцентом. Семантический (от семантика – смысловое значение слов) барьер непонимания возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Например, такой барьер возникает, когда слово имеет не одно, а несколько значений; или «смысловые» поля у разных людей разные; или используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры. Для преодоления этого барьера необходимо, во-первых, говорить максимально просто, во-вторых, заранее договариваться об одинаковом понимании каких-то ключевых слов, понятий и др. (если надо, разъяснить их в начале разговора).
Стилистический (от стилистика – стиль изложения, соответствие формы и содержания) барьер непонимания возникает, когда стиль изложения неуместный, слишком тяжелый, излишне легковесный, в общем, не соответствует содержанию, поэтому слушающий его не понимает или отказывается, не хочет понимать. С определенными оговорками можно признать, что стиль – это отношение формы сообщения к его со держанию. Поэтому главное при преодолении этого барьера – правильно структурировать передаваемую информацию.
Таким образом, барьеры в общении не являются результатом сознательной, произвольной и направленной защиты от воздействия информации. Их действие противоречиво. Система барьеров есть своего рода автоматизированная охрана: при своеобразном срабатывании охранной сигнализации автоматически перекрываются подступы к человеку. В противном случае мозг и психика человека просто не выдержали бы обвала информации. Однако иногда барьеры играют и отрицательную роль. Так, тяжело изложенная, но нужная информация не воспринимается или воспринимается с искажениями, неполно, а человек, знающий решение, но не имеющий авторитета, может быть не услышан вовсе. Разрешить это противоречие позволяет знание социально-психологических особенностей коммуникативных барьеров и способов их преодоления.
Консультация для педагогов «Барьеры и трудности педагогического общения»
Консультация для педагогов
«Барьеры и трудности педагогического общен ия»
Консультация предназначена для молодых педагогов и педагогов со стажем, которые заботятся о росте своего профессионального мастерства.
Без умения продуктивно общаться невозможно добиться успеха в педагогической деятельности.
Общение – процесс сложный и многогранный.
Б. Д. Парыгин (философ, психолог, доктор философских наук) отмечал «…процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга.
Л. П. Буева (философ, доктор философских наук) рассматривает процесс общения в двух аспектах: как освоение личностью социокультурных ценностей и как её самореализацию в качестве творческой индивидуальности в процессе взаимодействия с другими людьми.
А. С. Золотнякова (психолог) понимает «…общение как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы…»
А. А. Бодалёв (психолог, доктор психологических наук) «…общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».
А. А. Леонтьев (психолог, лингвист, доктор психологических и филологических наук) понимал «… общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен, субъект которого следует рассматривать не изолированно…»
Из этого списка высказываний психологов, философов, педагогов можно выделить основные трактовки общения:
Общение – это вид самостоятельной деятельности человека
Общение – это атрибут других видов деятельности человека
Общение – это взаимодействие субъектов
Мастеров общения, людей, которые в совершенстве владеют этим искусством, встретишь не часто. Чаще всего, имея определённый потенциал коммуникабельности, многие люди достигают своего уровня эффективности профессионального общения. С одной стороны существует много факторов, условий, способов и приёмов позитивного педагогического общения, а с другой стороны – человечеством накоплен огромный опыт проблем, пробелов, трудностей, ошибок, барьеров профессионального общения, это негативное общение.
Барьеры общения
Очень часто бывает так, что установлению контакта между людьми мешают индивидуальные особенности человека. К ним относятся внешние данные человека, его темперамент, характер, отрицательные эмоциональные состояния.
Барьер темпераме нта – это относительная психологическая несовместимость людей. Например, холерики плохо совместимы в общении с меланхоликами, флегматиками и холериками. Нормально они совместимы с сангвиниками. Меланхолики и флегматики нормально совместимы с представителями всех типов темперамента, кроме холериков. Только сангвиники в равной степени совместимы со всеми типами темперамента.
Барьер несовместимости характе ров очень часто возникает между людьми. У каждого из нас есть «слабые места», давить на которые нельзя. Барьер характера возникает и в общении с дисгармоничными личностями. Поведение таких людей (акцентуированные личности) отталкивает партнёров по общению.
Барьеры отрицательных эмо ций препятствуют общению. К ним относят: страх, стыд и вину, гнев, страдание, отвращение, презрение.
Барьер стр аха может возникать у детей как боязнь строгости взрослых, выступления перед группой детей, боязнь наказания взрослых. Этот барьер может снять взрослый.
Барьер стыда и ви ны возникает из-за чувства неловкости за себя или других. Стыд, как правило, охватывает человека при критике или при незаслуженной похвале. Поэтому, когда при расхваливании человека (собеседника) мы видим, как он прячет глаза, краснеет, старается перевести тему разговора, вместо того, чтобы улыбаться, не стоит удивляться. Очень часто стыд приводит к прерыванию отношений. Бывает наоборот, например, когда чувство вины возникает, когда человек перестал получать привычное одобрение. Чувство вины нарушает общение между людьми. Есть люди, страдающие стыдливостью, а есть люди, не поддающиеся стыду (люди, не слышащие критику, которые всегда находят оправдательные мотивы)
Барьер гн ева в общении может возникнуть в результате прерывания какого-либо приятного занятия, неожиданного оскорбления и обиды, в результате того, что нужно совершить какой-то неприемлемый поступок… Поэтому при встрече с разгневанным человеком не стоит испытывать его «запас прочности».
Барьер страдания (го ря) может быть вызван различными событиями в жизни людей. Когда человеку плохо, трудно рассчитывать на его внимание как собеседника, в этой ситуации лучше оставить человека в покое. Иногда у детей страдание приводит к агрессивности, например, разлученные с матерью дети, начинают ломать, кидать, бить игрушки. Это очень тонкий момент, потому что человеку в горе хочется побыть одному, а утешения могут только раздражать. Всё индивидуально.
Барьер отвращения, брезгливо сти возникает как следствие не гигиеничности собеседника (неопрятность, неаккуратность, грязная одежда и обувь, неприятный запах, дурных манер.
Барьер презре ния способствует ограничению общения между людьми. Человек может испытывать презрение к расе человека, национальным особенностям, к чертам характера человека, его «подмоченной репутации». Преодолеть эмоции при встрече с подобным собеседником трудно.
Барьер плохого настрое ния включает в себя перечисленные выше отрицательные эмоции. Идти к детям в плохом настроении не стоит. При общении с людьми в подавленном состоянии нужно стремится отвлечься от нехороших мыслей, переключиться на приятные воспоминания. Общение в плохом настроении всегда односторонне, плохо действует на собеседника, особенно не склонного к сопереживанию.
Барьер противоборствующих жела ний. Очень часто причиной вспыльчивости, обидчивости и т. д. является не воспитание, темперамент, а эмоциональный стресс. Это может стать серьёзным барьером общения. С людьми в таком состоянии следует общаться более терпимо и корректно.
Коммуникативный бар ьер – препятствие при передачи информации между партнёрами по общению. Это барьер непонимания, социо-культурного различия, отношения.
Барьер непонимания может возникнуть из-за невыразительной, быстрой речи, речи с большим количеством слов-паразитов.
Барьер социально-культурных разли чий – это социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые могут привести к разному толкованию понятий.
Барьеры общения – это те многочисленные факторы, которые делают общение неэффективным, а взаимодействие между людьми нерезультативным. Это очень часто служит причиной конфликтов или способствуют им.
Трудные для общения люди
Каждый из нас, исходя из собственного опыта, имеет представление о трудных людях. Но помимо наших представлений существуют определённые типы людей, признанные людьми, которые сталкиваются с разными людьми в силу своих профессиональных интересов (психологи, педагоги, консультанты, врачи) Знание типичных черт сложных людей облегчает общение с ними.
Выделяют следующие типы трудных в общении людей:
Агрессиви сты – это люди, которые задирают других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают.
Жалобщ ики – это люди, у которых всегда найдётся на что-нибудь пожаловаться. Обычно они ничего не делают для решения проблемы, не хотят или не могут взять на себя ответственность.
Молч уны – люди, которые спокойны и немногословны, не понятно о чём они думают и чего хотят.
Сверхпокладис тые – люди, которые не могут сказать «нет», говорят «да», но на самом деле их слова расходятся с делом, на таких людей нельзя положиться.
Вечные пессими сты – люди, которые всегда говорят «нет», сказав «да», испытывают чувство беспокойства. Они считают, что из задуманного ничего не получится, во всём видят неудачу.
Всезна йки – люди,которые считают, что знают всё на свете и больше, чем другие. Считают себя выше других. Чтобы достичь цели, расталкивают всех на своём пути. На самом деле часто ошибаются, потому что «играют роль».
Нерешитель ные – люди, которые боятся принимать то или иное решение, чтобы не ошибиться. Могут долгое время откладывать решение, пока кто-нибудь за них его не решит, либо оно отпадёт само собой.
Максимали сты – люди, которые хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости.
Скрыт ные – люди, которые всё держат в себе, не говорят о своих чувствах, переживаниях, но неожиданно могут наброситься на вас в тот, момент, когда вы думаете, что всё идёт прекрасно.
Невинные лг уны – люди, которые много врут, поэтому трудно понять, во что верить, а во что нет.
Ложные альтруи сты – люди, которые, как вам кажется делают вам добро, но на самом деле об этом сожалеют. Это проявляется, например, когда от вас требуют подаренного, компенсации…
Общаясь с трудными людьми, старайтесь осознать, что человек труден в общении и определить к какому типу людей он относится. Старайтесь не попадать под влияние этого человека, его точки зрения, сохраняйте спокойствие. Старайтесь использовать совместный подход к разрешению конфликта (если таковой имеет место быть).
Поведение с трудными людьми различных типов
В общении с трудными людьми старайтесь сохранять гибкость, индивидуальный подход, учитывая его нужды и интересы, а также собственные приоритеты в сложившейся ситуации.
Тип «Паровой кат ок». Эти люди убеждены в своей силе и правоте, хотят, чтобы об этом все знали и уступали им во всём. Для таких людей подрыв имиджа – катастрофа. Уступите этому человеку в малом, чтобы его успокоить. С другой стороны можно дать этому человеку «спустить пар», а потом спокойно и уверенно высказать ему свою точку зрения, при этом, не ставя под сомнение его правоту. Иначе – враждебная реакция.
Тип «Скрытый агрессор». Эти люди не обладают смелостью, чтобы действовать открыто. Они причиняют людям неприятности с помощью скрытых махинаций. Если нет возможности уклониться, то нужно выявить конкретный факт причинения зла и выявить скрытые причины. Если вы приведёте несколько разоблачительных примеров, то человек поймёт, что маска с него сорвана. А значит «скрытый агрессор» либо прекратит нападки, либо открыто их признает.
Тип «Жалобщик». Существует два вида трудных в общении людей: реалистические жалобщики и параноидные (жалуются на воображаемые обстоятельства). Эти люди обвиняют всех и вся во всех грехах. Нужно выслушать жалобщика, не зависимо от того прав он или нет, потому что он очень желает быть услышанным. Эти люди думают, что никто их не хочет слушать или относятся к их словам несерьёзно. А, выслушав такого человека, вы возвращаете ему ощущение собственной значимости. Если человек начинает повторяться, что характерно для жалобщиков, можно спокойно и уважительно прервать его, переведя разговор на другую тему. Если же жалоба необоснованна, не соглашайтесь, а дайте понять, что вы поняли услышанное и займите нейтральную позицию.
Тип «Молч ун». Это скрытые люди, замкнутые. Они считают, что их мнение не принимают во внимание, они ненароком могут обидеть или оскорбить чувства других людей. Очень важно оценить, поддержать и признать таких людей.
Тип «Сверхпокладис тый». На первый взгляд в общении такие люди кажутся приятными во всех отношениях. Создаётся впечатление, что эти люди уступчивы, готовы помочь, на них можно положиться. Но как оказывается слова у них расходятся с делом. При общении с таким человеком стоит показать ему, что вы хотите правдивости с его стороны.
Тип «Почему чка». Эти люди очень много задают вопросов, спрашивают все и вся. С таким собеседником нужно все вопросы переадресовывать ему самому, признавая его правоту. На вопросы информативного характера следует отвечать сразу.
Многочисленные проблемы педагогического общения, изложенные выше, не исключают возможности овладения эффективным профессиональным общением как обязательным элементом педагогического мастерства.
У каждого из нас есть свой путь овладения успешным педагогическим общением!
Литерату ра
Е. В. Руденский «социальная психология». – М. :ИНФРА-М; Новосибирск:НГАЭиУ, 1998
Л. П. Буева «Человек: Деятельность и общение». – М. : Мысль, 1978
А. С. Золотнякова «Проблемы психологии общения». – Ростов-на-Дону: Рост. ун-та, 1976
А. А. Леонтьев «Психология общения». – Тарту: Тарт. ун-та, 1974
Б. Д. Парыгин «Основы социально-психологической теории». – М. : Мысль, 1971
Под ред. А. А. Бодалёва «Психология межличностного познания». – М. : Педагогика, 1981
А. Д. Ганюшкин, О. С. Никитина «Барьеры и трудности педагогического общения». – Смоленск: СГУ, 1997
А. В. Добрович «Воспитателю о психологии и психогигиене общения». М. : «Просвещение», 1987
Р. С. Немов «Психология». – М. :»Просвещение», «Владос», 1998
Н. И. Шевандрин «Социальная психология образования». – М. : «Просвещение», «Владос», 1995
И. М. Юсупов «Психология взаимопонимания». – Казань, 1991
«Радость общения с красотой». консультация для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с миром природы «Радость общения с красотой» консультация для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с миром природы Природа своим разнообразием,красочностью.
Консультация для педагогов «О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие ребенка» Консультация для педагогов «О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие ребенка» Увеличение времени, отводимого на.
Лекция с элементами тренинга для педагогов на тему: «Аспекты педагогического общения воспитателя с детьми» Цель: познакомить с понятием «педагогическое общение». Раскрыть основные аспекты педагогического общения воспитателя с детьми: функции,.
Памятка для педагогов «Правила общения педагога с родителями» Взаимодействие педагога с родителями воспитанников является одной из актуальных проблем. Наибольшими затруднениями для педагогов является.
Практикум «Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального выгорания педагогов» 1. Вводная часть. Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас сегодня на нашей встрече, которая пройдет в форме семинара-практикума.
Тренинг общения для педагогов Друг за друга мы горой. Тренинг общения для педагоговЦель:Сплочение педагогического коллектива Задачи: Совершенствование навыков коммуникации.
Тренинг по культуре педагогического общения Групповое развивающее занятие для педагогов «Культура педагогического общения» Задачи: • Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование.
Занятие-тренинг для педагогов ДОУ «Построение психолого-педагогического общения с детьми дошкольного возраста» Ход тренинга «Я пришел из детства, как из страны.» А. де Сент-Экзюпери Упражнение – активатор 1. «Мистер почтальон». Наверняка в вашей.
Барьеры в педагогическом общении и рекомендации к их преодолению
БАРЬЕРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ИХ ПРЕОДОЛЕНИЮ
Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.
И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.
В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.
Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный барьер.
Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (проблема состоит в том, что передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию). Здесь можно говорить о замещающе-искажающем барьере. Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек – ретрансляторов, искажение может быть существенным. Также этот барьер называют «барьер отражения».
Можно говорить о существовании барьеров непонимания, социально-культурного различия и барьеров отношения. Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.
Существует также семантический барьер непонимания, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создаёт своё «поле значений», характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Так, в различных микрокультурах не одинаково понимается смысл таких ценностей как «красота», «долг», «естество», «приличие» и т. д. Кроме того, каждая среда создаёт свой мини-язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи. Всё это вместе может значительно затруднять процесс общения, создавая семантический барьер непонимания.
Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Так, партнёр по общению может не принять критическое замечание, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере, или дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого. Коммуникатору необходимо тонко чувствовать состояние своих реципиентов, улавливать оттенки возникающей ситуации общения, с тем чтобы привести в соответствие с ней стиль своего сообщения.
Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства. В психологическом плане можно говорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о существовании «женской» и «мужской» психологической логики, о «детской» логике и т. д. От психологических пристрастий реципиента зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтёт её не убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой проблемой.
Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью.
Общение является неизменным составляющим, социальной жизни человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приёмам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определённое содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда говорят о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, прежде всего, имеют в виду технику и средства общения.
Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.
Перечислим психологические барьеры, которые возникают в процессе общения людей.
Первое впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Почему? Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.
Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам. Следует установить возможные мотивы появления такого отношения и преодолевать их.
Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения с конкретным человеком надо избегать. К новым людям, с которыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь в окончательной оценке человека только на мнение других. человека только на мнение других.
Барьер «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Что делать? Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер. После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора и зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.
Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения. Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.
Барьер «возраста» – типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия. Поэтому именно Барьер «возраста» стал темой моего исследования.
Выводы: Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения. Существуют коммуникативные барьеры (когда человек не понимает речи собеседника по тем или иным причинам, например если речь искажена или люди беседуют на разных языках) и психологические барьеры (например, если люди не понимают друг друга из-за разницы в возрасте или «первое впечатление» оказало слишком сильное влияние).
Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнёра по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приёмы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнёра благоприятное или неблагоприятное впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.
На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определённого выражения лица, позы, выбор начальных слов, тона высказывания, движений и жестов, привлекающих партнёра действий, направленных на его преднастройку, на определённое восприятие сообщаемого (передаваемой информации). В процессе общения применяются виды техники и приёмы разговора, основанные на использовании обратной связи.
Существует множество приёмов повышения эффективности общения, избегания коммуникативных барьеров. Назовем некоторые из них.
Приём «имя собственное» основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общается работник. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, расположение работника к клиенту или партнеру.
Приём «личная жизнь» выражается в привлечении внимания к «хобби», увлечениям клиента (партнера), что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.
Выводы: Решение проблемы «барьеров» общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия «барьеров» и обширностью сферы их проявлений. Все эти требования достаточно успешно решаются в русле личностного подхода.
Советский педагог В.А.Кан-Калик классифицировал барьеры, возникающие при общении педагога не с отдельным учеником, а с классом:
· «барьер» боязни класса, характерный для начинающих учителей: они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к уроку, но сама мысль о непосредственном контакте с детьми пугает их;
· «барьер» отсутствия контакта: учитель входит в класс и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие с учащимися, начинает действовать «автономно»;
· «барьер» сужения функций общения: педагог учитывает только информационные задачи общения, упуская из виду социально-личностные функции общения;
· «барьер» негативной установки на класс, которая может сформироваться, порой, априорно на основе мнений других учителей, работающих в этом коллективе, или в результате собственных педагогических неудач;
· «барьер» прошлого негативного опыта общения;
· «барьер» несовпадения установок – учитель приходит с замыслом интересного урока, а класс равнодушен, в результате учитель раздражен;
· «барьер» боязни педагогических ошибок (опоздать на урок, не уложиться во времени);
· «барьер» подражания: молодой учитель подражает манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля общения на свою педагогическую индивидуальность невозможен.
1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки.
2. Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: «Разве я никогда не ошибаюсь?» Постарайтесь взять оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.
3. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: «Что будет, если выход не будет найден?» Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.
4. Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, «выпустить пар». Но разрядиться на окружающих — это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.
5. Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке. Тогда вы обязываете и его быть лучше.
6. Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите:
«Если бы вы были на моем месте, то что бы вы сделали?» Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.
7. Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства.
8. Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.
9. Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушить отношения.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
Общение – очень важное составляющее социальной жизни человека. Часто в этом сложном процессе возникают трудности – так называемые «коммуникативные барьеры общения». Для эффективного общения надо обладать некоторой системой навыков, знаний и умений, которую принято обозначать понятием социально-психологическая или коммуникативная компетентность.
Вообще, трудность преодоления психологических барьеров в общении определяется тем, что психологические барьеры в общении возникают незаметно и первое время могут не осознаваться учителем. Процесс преодоления психологических барьеров строго индивидуален, но в нем существуют общие моменты, и нужно стараться преодолевать данные барьеры.