какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени

Группы недостаточных глаголов

Группы недостаточных глаголов

Не образуется форма 1-го л. ед.ч. настоящего или будущего времени: ощутить, очутиться, победить, убедить, чудить, грезить, дерзить. Употребляются описательные обороты типа одержу победу, сумею убедить и т.п.

Не образуют форму повелительного наклонения: ехать, видеть, хотеть, мочь, жаждать. Употребляются приставочные глаголы: поезжай, съезди, посмотри и т.д.

Употребляются лишь в форме 3-го л. ед.ч. и мн.ч.:

а) глаголы, обозначающие процессы в живой и неживой природе: пастись, слежаться, золотиться, пестреть, увлажняться

б) глаголы, называющие физическое или психическое состояние человека: болеть (о боли — нога болит), ныть (о боли — зуб ноет), свербит (в горле), зудят (руки) и т. п.

В современном русском языке различают недостаточные и изобилующие глаголы. Недостаточными называются глаголы, которые не имеют той или иной формы.

Изобилующими являются те глаголы, которые имеют две формы настоящего времени (полоскать —> полощет и полоскает). Для разговорной речи и просторечия характерны формы без чередования конечного согласного основы (колыхаться —> колышется и колыхается (прост.). В то же время формы с чередованием и без чередования могут быть стилистически нейтральными, но различаться семантически. Например: двигать —> двигает («перемещает») и движет («побуждает, руководит, направляет»).

Источник

Конспект урока «Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени»

какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени

Познакомятся со способом определения лица и числа глаголов; научатся выписывать глаголы в форме настоящего и будущего времени, определять их время, лицо и число; выделять личные окончания глаголов; соотносить глагол с вопросом, на который он отвечает; выполнять морфологический разбор слова; объяснять значение слов; выполнять синтаксический разбор предложения; определять тему текста; придумывать заголовок к тексту; определять тип текста

какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени

Содержимое разработки


Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени (победить, пылесосить и др.).

Освоение нового материала

Создать условия для ознакомления со способом определения лица и числа глаголов; совершенствовать умения выписывать глаголы в форме настоящего и будущего времени, определять их время, лицо и число; способствовать развитию навыка выделять личные окончания глаголов; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся со способом определения лица и числа глаголов; научатся выписывать глаголы в форме настоящего и будущего времени, определять их время, лицо и число; выделять личные окончания глаголов; соотносить глагол с вопросом, на который он отвечает; выполнять морфологический разбор слова; объяснять значение слов; выполнять синтаксический разбор предложения; определять тему текста; придумывать заголовок к тексту; определять тип текста

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; делать выводы
в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

Долгожданный дан звонок –

Он пойдет ребятам впрок

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

Принимать
и сохранять организационные задачи

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 101).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте отрывок из стихотворения И. Сурикова.

– Укажите время глаголов.

– Перечислите глаголы, которые спрягаются (изменяются по лицам и числам).

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Занялася (прош. вр.) заря –

Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать
и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного
задания. Планировать свое действие в соответствии
с поставленной задачей
и условиями ее реализации

Проводит минутку чистописания.

– Запишите буквосочетания и слова.

– Спишите загадку. Определите лицо, число и падеж местоимений.

какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени

Ты (2-е л., ед. ч., И. п.) упала

мне (1-е л., ед. ч., Д. п.) под ноги,

На меня (1-е л., ед. ч., В. п.)

ты (2-е л., ед. ч., И. п.) так похожа,

Работа над словами с непро-веряемым
написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

За трактором по полю ходит она,

Отборного ей насыпают зерна.

А где ее след чуть заметный ложится,

Там буйно потом урожай колосится.

(См. РМ, Приложение 1.)

Не сеет, не веет, зерно не метет,

А его качество повышает.

– Запишите словарные слова в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 2.)

Записывают словарные слова в индивидуальный словарик.

какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени

III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

– Сегодня на уроке мы научимся распознавать лицо и число глаголов

и сохранять учебную
задачу

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом. Тест «Спряжение».

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Проводит тест по теме «Спряжение глаголов».

– Выберите правильный ответ.

2. У глаголов при спряжении изменяется…

3) Что называется спряжением?

а) изменение глагола по падежам;

б) изменение глагола по лицам и числам;

в) изменение глагола по рода и числам.

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Выбирают правильный ответ.

Осуществлять анализ
объектов

Работа по учебнику (упражнение 167)

– Письменно проспрягайте глагол «молчу»
в настоящем времени и глагол «пойду» в будущем времени. Выделите личные окончания глаголов.

– Проверьте по таблице

Ты молчишь, пойдешь

Вы молчите,
пойдете

V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику (упражнение 169)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

– Прочитайте. Что обозначают слова «сеялка», «метеорит»? Прочитайте значения этих слов в толковом словаре учебника.

– Выпишите глаголы в форме настоящего и будущего времени, определите их время, лицо и число. Выделите личные окончания глаголов

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале.

Выписывают глаголы в форме настоящего и будущего времени, определяют их время, лицо и число. Выделяют личные окончания глаголов.

Буд какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени(буд. вр., 3-е л., ед. ч.), не леч какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени(наст. вр., 3-е л., мн. ч.), убер какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени(буд. вр., 1-е л., мн. ч.), подмет какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени(буд. вр., 1-е л., мн. ч.), лет какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени
(наст. вр., 3-е л., ед. ч.), выход какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени(наст. вр.,
2-е л., мн. ч.), мига какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени(наст. вр., 3-е л., мн. ч.), жд какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени(наст. вр., 1-е л., ед. ч.), раста какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени
(буд. вр., 3-е л., ед. ч.).

Выполняют разбор слова по составу.

какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени

Выполняют морфологический разбор слова.

(Без) слова – сущ., без чего?, нач. ф. – слово,
неодушевленное, нарицательное, ср. р., 2-е скл., ед. ч., Р. п., дополнение.

(Без) доброго (слова) – прилаг., без какого?,
нач. ф. – добрый, ед. ч., ср. р., Р. п., определение.

Выполняют звуко-буквенный разбор слова «снег».

Выполняют синтаксический разбор предложения.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль по результату

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа по учебнику (упражнение 170).

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Прочитайте. Определите тему текста, придумайте к нему заголовок.

– Какую часть текста можно назвать описанием, а какую – повествованием? Объясните ответ.

– Спишите описательную часть текста. Укажите над глаголами настоящего и будущего времени лицо и число, выделите окончания этих глаголов.

(См. РМ, Приложение 3.)

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.

Списывают описательную часть текста. Указывают лицо и число глаголов, выделяют их окончания.

Посмотр какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени(ед. ч., 2-е л.) на пеликана – ну
и чудная птица. Голова маленькая, а клюв огромный, да еще под ним мешок из кожи вис какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени
(ед. ч., 3-е л.). В таком мешке мож какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени(ед. ч.,
3-е л.) свободно поместиться целая утка.

Выполняют разбор слова по составу.

какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени

Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью
нахождения
соответствия заданному
эталону. Формулировать свое мнение
и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать

выводы,
извлекать информацию из различных источников

Работа в тетради (задание 103).

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте. Определите время, лицо и число глаголов.

– Рядом с каждым глаголом напишите этот же глагол, но в форме другого числа.

– Выделите личные окончания глаголов.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Определяют время, лицо и число глаголов. Выделяют личные окончания.

Объясн какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени(буд. вр., 1-е л., ед. ч.) – объяснкакой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени

Говор какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени(наст. вр., 2-е л., мн. ч.) – говоркакой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени

Чита какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени(наст. вр., 3-е л., ед. ч.) – читакакой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени

Извин какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени(наст. вр., 2-е л., ед. ч.) – извинкакой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего времени

Работа в тетради (задание 104)

– Прочитайте. Распределите глаголы по группам в соответствии с их лицом и числом.

– Выделите личные окончания глаголов.

– Укажите время над глаголами 1-го лица множественного числа

Делят глаголы на группы. Выделяют личные окончания.

Вер какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего временисмотр какой глагол не имеет формы 1 го лица настоящего временивстан

Источник

40. Употребление форм глагола

§173. Образование некоторых личных форм

1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т.е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм), не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего-будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция, например: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить.

Редко или почти совсем не употребляются в литературном языке из-за необычности звучания формы «башу» (от басить), «галжу» (от галдеть), «гвозжу» (от гвоздить), «дужу» (от дудеть), «ерунжу»(от ерундить), «прегражу» (от преградить), «пылесошу» (от пылесосить), «сосежу» (от соседить), «шкожу» (от шкодить).

Не употребляются из-за фонетического совпадения с формами от других глаголов такие формы, как «бужу» (от бузить, ср.: бужу от будить), «держу» (от дерзить, ср.: держу от держать), «тужу» (оттузить, ср.: тужу от тужить) и некоторые др.

Глаголы умертвить, роптать образуют в 1 лице единственного числа формы умерщвлю, ропщу.

3. Глагол зиждиться образует прошедшее время (зиждился) с суффиксом и деепричастие (зиждясь) (по II спряжению), формы настоящего времени и причастие образуются по I спряжению (зиждется,-утся, зиждущийся).

Равноправные варианты неопределенной формы стелить (ся) стлать(ся) образуют личные формы I спряжения от глагола стлать: стелю (сь), стелешь (ся), стелет (ся) и т.д.

Глагол чтить в 3-м лице множественного числа имеет равноправные формы чтят – чтут, а также равноправные формы причастия настоящего времени чтящий – чтущий; ср. у Горького: Оба они любовью чтят память о ней.Их чтут, им повинуются тысячи таких, как он. Ср. формы глагола почтить в условиях сочетаемости: почтут память вставанием, почтут за честь, но: почтятприсутствием.

4. Некоторые глаголы (так называемые изобилующие) образуют двоякие формы настоящего времени, например: полоскать при наличии нормативных форм полощу, полощет, полощи, полощущий, полоща имеет допустимые формы: полоскаю, полоскает, полоскай, полоскающий, полоскал.

Такое же соотношение форм у глаголов плескать, капать, кудахтать, колыхать, мурлыкать, махать, рыскать и др.

Наряду со стилистическим отмечается смысловое разграничение параллельных форм.

Глагол брызгать в значении «окроплять, опрыскивать» имеет личные формы брызгаю, брызгает (брызгаю водой, брызгает белье); в значении «разбрасывать капли», «сыпать брызги» имеет личные формы брызжу, брызжет (фонтан брызжет, брызжет слюной).

Глагол двигать в значениях «перемещать толкая или таща», «шевелить, производить движения», «заставлять идти вперед, направлять» имеет личные формы двигаю, двигает (двигаютмебель, двигаю пальцами, двигает войска); в значениях «содействовать развитию чего-л.», «быть причиной чьих-л. поступков» имеет личные формы движет, движут (движущие силы, что им движет!); в значении «приводить в движение, в действие» имеет параллельные личные формы двигает – движет (пружина двигает/движет часовой механизм).

Глагол капать в значении «падать каплями» имеет параллельные личные формы капаю, капает и каплю, каплет (капают слезы, дождь каплет), но во фразеологизме только: над нами не каплет; в значении «наливать, лить каплями» имеет личные формы капаю, капает (капает микстуру).

Глагол метать в значении «шить, прошивать стежками, обшивать петлю» имеет личные формы метаю, метает (метает кофту, метает шов). Его омоним, глагол метать в значении«разбрасывать, раскидывать» имеет личные формы мечу, мечет (мечет гром и молнии, мечет гневные взоры; также: мечет икру); в том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется формаметает: метает гранату, диск, копье и т.д.

В просторечии и в диалектах встречаются формы кликает (вместо кличет – от кликать), мяучит (от мяучить; литературная форма мяукает — от мяукать).

Глаголы сыпать, трепать, щипать при наличии нейтральных форм сыплет, щиплет, треплет имеют разноспрягаемые разговорные формы с выпадением -л-: по I спряжению спрягаются формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, по II спряжению – сыпят, такое же соотношение форм и у глаголов щипать, трепать.

5. Глаголы доить, кроить, поить, утаить в литературном языке образуют форму повелительного наклонения на , форма на ненормативная. Ср.: . Тревогой бранной напои! (Блок). –Напой ее чаем, баловница,закричал ей вслед Овсяников (Тургенев).

Некоторые глаголы с приставкой вы- образуют параллельные формы повелительного наклоненная единственного числа: выброси – выбрось, выглади – выгладь, выдвини – выдвинь,выкраси – выкрась, вылези – вылезь, выплюни – выплюнь, высуни – высунь, выстави – выставь, выправи – выправь, высыпи – высыпь, вытаращи – вытаращь. Но форма множественного числа не имеет вариантов и образуется от второй формы единственного числа, например: выдвиньте, выкрасьте, выплюньте и т.д. Такое же соотношение форм у глаголов заку́порить, чистить, уведомить, посахарить, дрейфить, лакомить: заку́пори – заку́порь, заку́порьте, (не)дрейфи – (не)дрейфь, (не)дрейфьте и т.д.

Некоторые глаголы на ить: портить, корчить, морщить, топорщить, сплющить имеют параллельные формы в обоих числах повелительного наклонения: порти, портите – порть, портьте; корчи, корчите – корчь, корчьте и т.д. Формы взглянь, выдъ при наличии нормативных взгляни, выйди являются просторечными, но в фразеологическом обороте только: вынь да положь. Просторечный характер имеют также формы поди (вместо пойди), обойми (вместо обними); езжай (вместо поезжай); формы едь, ехайявляются недопустимыми.

§174. Варианты видовых форм

1. Двувидовые глаголы образовать и организовать в прошедшем времени употребляются только в совершенном виде (ср.: Парламент образовал комиссию; заведующий отделом эффективноорганизовал работу); в прошедшем времени в значении несовершенного вида употребляются глаголы образовывать, организовывать (ср.: городские власти ежегодно организовывалифольклорный фестиваль; межведомственная комиссия уже не раз образовывала такие комиссии).

2. Варианты глагола несовершенного вида с чередованием в корне о а обусловливать обуславливать равноправны; варианты сосредотачивать, унаваживать являются допустимыми при нормативных сосредоточивать, унавоживать; варианты заподозривать, условливаться являются устарелыми при нормативных заподазривать, уславливаться;не рекомендуется употреблять уполномачивать вместо уполномочивать.

3. Чередование о – а в корне наблюдается у ряда глаголов при образовании видовой пары: выхлопотать – выхлопатывать, заболотить – заболачивать, заморозить – замораживать, застроить –застраивать, затронуть – затрагивать, обработать – обрабатывать, облагородить – облагораживать, освоить – осваивать, оспорить – оспаривать, удостоить – удостаивать, усвоить – усваивать и др.; глаголы деморализовать, мобилизовать, нейтрализовать, нормализовать, реализовать, стилизовать, электризовать и др. не допускают вариантов с суффиксом зирова-; глаголыагонизировать, активизировать, госпитализировать, идеализировать, иронизировать, приватизировать, символизировать, яровизировать и др. не допускают вариантов с суффиксом зова-.

4. Видовые пары захлопнуть – захлопывать, озаботить – озабочивать, опозорить – опозоривать, опорочить – опорочивать, отсрочить – отсрочивать, приурочить – приурочивать, узаконить –узаконивать и др. сохраняют корневое о.

6. Варианты бесприставочного и приставочного глаголов несовершенного вида, образующие видовые пары, мерзнуть/замерзать – замерзнуть, порочить/опорочивать – опорочить, заботить/озабочивать – озаботить и др. равноправны.

7. Варианты двувидовых глаголов с суффиксом зова и -изирова- вулканизоватъ – вулканизировать, гармонизовать – гармонизировать, канонизовать – канонизировать, колонизовать –колонизировать, легализовать – легализировать, модернизовать – модернизировать, рационализовать – рационализировать, секуляризовать – секуляризировать, стабилизовать – стабилизировать, стандартизовать – стандартизировать и др. равноправны, хотя варианты с суффиксом -изирова- в данных парах становятся более употребительными.

Варианты форм брезгать – брезговать, прочитать – прочесть, свистеть – свистать равноправны.

В парах лазить – лазать, видеть – видать, слышать – слыхать, поднимать – подымать второй вариант разговорно-просторечный.

8. Необходимо различать значения парных глаголов движения:

бегать – бежать

летать – лететь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *