какой характер имеет конституционное право тайваня

Конституционные основы, характеристика формы правления

Главная / Восточная Азия / Тайвань / Конституционные основы, характеристика формы правления — Далее

Тайвань / Конституционные основы, характеристика формы правления

Конституция Тайваня/Китайской Республики была принята 25 декабря 1946 года Национальной Ассамблеей в городе Нанкин. Она была промульгирована Национальным правительством 1 января 1947 года, вступила в силу 25 декабря того же года. Эта конституция в отношении построения властных органов исходила из провозглашённой китайским революционером и первым президентом Китайской Республики Сунь Ятсеном идеи разделения пяти властей: законодательной, исполнительной, судебной, экзаменационной (кадровой), контрольной. В соответствии с ней были сформированы палаты (юани) правительства, соответствующие пяти ветвям власти, причём Законодальный Юань избирался прямым голосованием.

В качестве высшего представительного органа, стоящего над разделёнными властями, учреждалось Национальное собрание. Им избирались президент и вице-президент страны, принималась и изменялась конституция. На первой сессии Национального собрания 19 апреля 1948 года ввиду коммунистической угрозы Национальной Ассамблеей были приняты Временные правила национальной мобилизации на период мятежа, которые предоставляли президенту чрезвычайные полномочия, срок которых определялся им самим. Временные правила расширяли полномочия президента, например, наделяли его полномочиями предпринимать чрезвычайные меры с тем, чтобы отразить угрозу национальной безопасности, подавить «коммунистический мятеж» и так далее. Кроме того, на президента и вице-президента не распространялось ограничение по двум срокам нахождения в должности, предусмотренное ст. 47 конституции.

Режим чрезвычайного положения был окончательно сформирован после эвакуации на Тайвань центральных учреждений правительства Китайской Республики и центральных органов правящей партии Гоминьдан. В 1950 году на основе Временных правил был принят Декрет о чрезвычайном положении, которым запрещалась организация и деятельность политических партий, кроме правящего Гоминьдана и двух союзных антикоммунистических партий. Полномочия выборных органов замораживались на неопределённое время.

Чрезвычайное положение было отменено в 1987 году. 22 апреля 1991 года Национальное собрание приняло решение прекратить действие Временных правил. Период «коммунистического мятежа» завершился 1 мая 1991 года.

С тем чтобы конституция отвечала требованиям политического развития, Национальное собрание 7 раз принимало поправки к Основному Закону — в 1991, 1992, 1994, 1997, 1999, 2000 и 2005 годах. Поправки предусматривали важные реформы, включая проведение прямых выборов президента и вице-президента, регулярных выборов в Законодательный Юань, полномочия президента по роспуску Законодательного Юаня, права Законодательного Юаня инициировать вотум недоверия премьеру (председателю Исполнительного Юаня) и др. Последняя конституционная реформа нацелена на оптимизацию избирательной системы Тайваня.

Конституция состоит из преамбулы, 175 статей, объединённых в 14 глав:

Глава I. Основные положения (ст. 1–6)

Глава II. Права и обязанности народа (ст. 7–24)

Глава III. Национальное Собрание (ст. 25–34)

Глава IV. Президент (ст. 35–52)

Глава V. Администрация / исполнительная власть (ст. 53-61)

Глава VI. Законодательная власть (ст. 62–76)

Глава VII. Судебная власть (ст. 77–82)

Глава VIII. Экзаменационная власть (ст. 83–89)

Глава IX. Контрольная власть (ст. 90–106)

Глава X. Полномочия центрального и местных правительств (ст. 107–111)

Глава XI. Система местных правительств (ст. 112–128)

Глава XII. Выборы, отзыв, инициатива и референдум (ст. 129-136)

Глава XIII. Фундаментальная национальная политика (ст. 137-169)

Глава XIV. Исполнение и поправки к Конституции (ст. 170-175)

Также существуют 12 Дополнительных статей к конституции.

Согласно 12-й Дополнительной статье, предложение о поправке к конституции может быть инициировано 1/4 всех членов Законодательного Юаня, должно быть принято по крайней мере 1/4 присутствующих членов с кворумом в 3/4 членов Законодательного Юаня. Вопрос должен быть поставлен на референдум, который должен состояться по истечении 6 месяцев после публичного объявления предложения, и одобрен более чем половиной избирателей.

Ст. 5 конституции гарантирует равенство между различными расовыми группами.

В гл. II конституции зафиксированы права и обязанности граждан (ст. 7–24):

— политические: свобода слова (ст. 11); свобода собраний и ассоциаций (ст. 14); право представлять петиции, подавать жалобу, предъявлять судебный иск (ст. 16); активное и пассивное избирательное право, право на отзыв, (законодательную) инициативу и референдум (ст. 17); право проходить государственные экзамены и занимать государственные посты (ст. 18);

— социально-экономические права и свободы: равенство всех граждан перед законом (ст. 7); право и обязанность получать гражданское образование (ст. 21);

— личные (гражданские) права и свободы: личная свобода (ст. 8); свобода выбора места проживания и его смены (ст. 10); тайна переписки (ст. 12); свобода вероисповедания (ст. 13); право на существование, работу и собственность (ст. 15).

Ст. 22 гарантирует все другие права и свободы, которые не угрожают социальному порядку или общественному благосостоянию. Ст. 23 предусматривает ограничение означенных прав и свобод для предотвращения посягательства на свободы других граждан, отражения надвигающегося кризиса, поддержания социального порядка и обеспечения общественного благополучия. Ст. 24 предусматривает, что любой чиновник, ущемивший свободы и права человека, будет подвергнут дисциплинарным мерам, а также приведён к ответственности в соответствии с уголовным и гражданским законодательством. Пострадавший имеет право потребовать у государства компенсацию за нанесённый ущерб.

Согласно ст. 35 конституции, главой государства является Президент Китайской Республики.

Согласно ст. 1 конституции, Китайская Республика, основанная на «трёх народных принципах», является демократической республикой, осуществляющей власть народа, от имени народа и в интересах народа. Под «тремя народными принципами», сформулированными доктором Сунь Ятсеном, понимаются принципы национализма, народовластия и народного благосостояния. Политический режим Тайваня имеет признаки конституционной демократии.

← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →

Источник

Конституционное право зарубежных стран

какой характер имеет конституционное право тайваня

Конституционно-правовая ситуация на Тайване

Как уже было отмечено выше, гоминьдановское руководство Китайской Республики после поражения в гражданской войне переместилось в 1949 г. на остров Тайвань, где получило защиту со стороны США. Долгое время ведущие западные державы в отличие от СССР, сразу признавшего КНР, продолжали признавать администрацию лидера Гоминьдана Чан Кайши представителем Китая на международной арене, и более 20 лет именно тайваньский режим представлял Китай в ООН.

Однако даже после того, как США установили с КНР дипломатические отношения и КНР получила полноценное международное признание в качестве великой державы, заняв место постоянного члена в Совете Безопасности ООН, остров Тайвань, который она считает одной из своих провинций, сохраняет доныне свою фактическую независимость под покровительством США и продолжает именовать себя Китайской Республикой.

На острове считается действующей Конституция Китайской Республики 1946 г., которая в ст. 1 характеризует «Китайскую Республику» как демократическую республику народа, управляемую народом и для народа. Однако необходимо отметить, что в течение довольно длительного времени после 1949 г. Конституция была в значительной своей части фиктивна, так как Гоминьдан установил на острове весьма авторитарный политический режим, который мало отличался от режима, введенного коммунистами в континентальной части страны.

Формально это был режим чрезвычайного положения, мотивированный гражданской войной. Помимо Гоминьдана была разрешена деятельность только еще двух партий-сателлитов — Младокитайской и Партии демократического социализма. Практиковалось вместо выборов продление президентских полномочий Чан Кайши и его сына Цзян Цзинго, ставшего Президентом после смерти отца. Лишь с середины 50-х гг. стали избираться местные органы власти, а лишь с конца 60-х — высшие.

Следует отметить, что экономика Тайваня развивалась в последующие десятилетия очень интенсивно, и это способствовало демократизации политической жизни, начавшейся с середины 80-х гг. Ликвидирована политическая монополия Гоминьдана, и в настоящее время на острове зарегистрировано более 80 политических партий, из которых наибольшее влияние обретает Демократическая прогрессивная партия (ДПП), притом что Гоминьдан сохраняет весьма значительный электорат. Лидер ДПП избран в 2000 г. Президентом, а Вице-президентом впервые избрана женщина. Новый Президент назначил в руководство исполнительной властью ряд деятелей Гоминьдана. Влиятельной становится также Новая партия (НП).

Этот процесс получил отражение в ряде конституционных реформ, которые усилили демократические черты Конституции, а сама Конституция все более превращается в реально действующий правовой документ, приспособленный к тому же к условиям острова. В 1991—2000 гг. Конституция подверглась ряду реформ.

Конституция установила, что все населяющие республику расовые группы равны между собой (ст. 5). В ст. 7 Конституция провозглашает равенство перед законом всех граждан независимо от пола, религиозной, расовой, классовой и партийной принадлежности, а в ст. 8 содержит широкий перечень процессуальных гарантий личной свободы. Запрещено предавать суду военного трибунала лиц, не состоящих на действительной военной службе (ст. 9).

Гарантируются свобода выбора и изменения местожительства, свобода слова, преподавания, письменного творчества и печати, тайна переписки, свобода вероисповедания, свобода собраний и ассоциаций, право на жизнь, труд и собственность, право на подачу петиций, жалоб и исков, право на выборы, отзывы, инициативы и референдумы, право участвовать в экзаменах на должности и занимать эти должности по результатам экзаменов (ст. 10—18).

Кроме того, гарантируются Конституцией (ст. 22) все другие свободы и права граждан, которые не наносят ущерба общественному порядку и общественным интересам. Все эти свободы и права не могут ограничиваться законом, кроме случаев, когда необходимо предотвратить нарушение свободы других граждан, избежать надвигающейся серьезной опасности, сохранить общественный порядок, укрепить общественное благосостояние (ст. 23).

Согласно ст. 24 государственные служащие, незаконно посягающие на свободы и права граждан, кроме дисциплинарных взысканий, налагаемых согласно закону, подлежат уголовной и гражданской ответственности, а пострадавшие от их действий граждане могут по закону требовать возмещения государством причиненного им вреда.

Установлены также конституционные обязанности граждан: платить налоги, нести воинскую обязанность согласно закону (ст. 19, 20). Получение образования определяется в ст. 21 как право и обязанность.

Далее в ряде глав Конституции регулируется статус органов власти и самоуправления и местных коллективов.

Особое место в системе высших государственных органов занимает Национальное собрание, которое, не входя в систему пяти властей и основываясь на положениях Конституции, «осуществляет политическую власть от имени всех граждан республики» (ст. 25).

Оно не представляет собой постоянно действующий орган, а избирается и собирается в каждом слу-чае в течение шести месяцев после принятия Законодательной палатой решения о необходимости конституционной реформы или изменения территории страны либо в течение трех месяцев после решения Законодательной палаты о необходимости отрешить от должности Президента или Вице-президента. Национальное собрание состоит из 300 депутатов, избранных по принципу пропорционального представительства.

Полномочия Национального собрания позволяют охарактеризовать его как орган учредительной власти, выполняющий также некоторые другие функции. Оно вносит изменения и дополнения в Конституцию, а также проводит референдум по поправкам к Конституции, инициированным Законодательной палатой. Кроме того, Национальное собрание решает 2/3 общего числа депутатов вопрос об отрешении от должности Президента или Вице-президента, если соответствующая инициатива внесена Законодательной палатой, утверждает производимые Президентом назначения на высшие государственные должности.

Согласно Закону о выборах и отзыве публичных должностных лиц активное избирательное право предоставляется гражданам по достижении 20 лет, пассивное — 23 лет. Не допускаются к выборам лица, лишенные гражданских прав, и недееспособные. Установлен четырехмесячный ценз проживания в избирательном округе. От кандидатов в высшие органы власти требуется полное среднее или высшее образование, от кандидатов в органы уездного уровня и ниже — хотя бы неполное среднее образование.

Не могут избираться военнослужащие и полицейские на действительной службе, штатные учащиеся, профессиональные организаторы выборов, а также осужденные, банкроты и лица, которым запрещено занятие публичных должностей. За кандидата вносится избирательный залог, который возвращается, если кандидат соберет хотя бы 10% голосов. Голосование — тайное. Применяется система единственного непередаваемого голоса.

С 1996 г. Президент и Вице-президент избираются не Национальным собранием, как ранее, а прямыми выборами на четыре года с правом однократного переизбрания. Досрочная вакансия должности Вице-президента замещается на оставшийся срок по предложению Президента решением Законодательной палаты. В случае одновременной вакантности должностей Президента и Вице-президента их полномочия временно переходят к председателю Исполнительной палаты и проводятся довыборы на оставшийся срок.

Голосование избирателей по отзыву Президента или Вице-президента может иметь место по инициативе 1/4 всех депутатов Законодательной палаты, одобренной 2/3 того же их числа. Для отзыва необходимо более половины действительных голосов при условии, что в голосовании приняли участие более половины избирателей «свободной территории».

Предложение об отрешении от должности Президента или Вице-президента за измену или мятеж может инициироваться абсолютным большинством и нуждается в одобрении 2/3 состава Законодательной палаты и только при этих условиях вносится в Национальное собрание.

Президент назначает и смещает председателя Исполнительной палаты и с одобрения Законодательной палаты ряд других должностных лиц, может без контрасигнатуры распускать Законодательную палату и обязан это сделать после консультации с ее председателем в течение 10 дней в случае выражения недоверия председателю Исполнительной палаты. Роспуск не допускается в период военного или чрезвычайного положения.

Исполнительная палата несет политическую ответственность перед Законодательной палатой и обладает правом отлагательного вето в отношении решений последней, которое Законодательная палата может преодолеть, приняв решение повторно абсолютным большинством.

Законодательная палата состоит из 225 членов. Из них 168 избираются не менее чем по одному от городов центрального подчинения, уездов и городов «свободной территории», 4 — от аборигенов, 8 — от граждан, проживающих за границей, и 41 — от общенационального избирательного округа. Для женщин резервируется около 1/10 мест. Выборы производятся в том же порядке, что и в Национальное собрание.

Палата осуществляет законодательную власть от имени народа и решает вопросы о проектах законов, бюджета, введении военного положения, общей амнистии, вопросы войны и мира, о заключении договоров и др.

Судебная палата разрешает гражданские, уголовные, административные дела, принимает дисциплинарные меры в отношении государственных служащих, может толковать Конституцию и добиваться единообразия в толковании законов и указов. Палата состоит из великих судей, назначенных пожизненно Президентом с согласия Законодательной палаты. В том же порядке назначены председатель Палаты и его заместитель.

С 2003 г. Палата должна состоять из 15 великих судей, включая председателя и его заместителя, индивидуально назначаемых Президентом с согласия Национального собрания на восемь лет без возможности переназначения, причем 8 членов, включая председателя и его заместителя, будут назначены в 2003 г. на четыре года. Помимо осуществления обычных полномочий великие судьи составят Конституционный трибунал, который будет рассматривать дела о роспуске политических партий, нарушивших Конституцию.

В компетенцию Экзаменационной палаты входит проведение экзаменов, отбор и аттестация государственных служащих, решение их социальных и правовых проблем. Председатель, его заместитель и члены Палаты назначаются Президентом с одобрения Национального собрания.

Контрольная палата осуществляет полномочия «по отрешению от должности, порицанию и аудиту». Она состоит из29 членов, включая председателя и его заместителя, которые назначаются Президентом с согласия Законодательной палаты на шесть лет.

Процедуры импичмента в отношении чиновников центрального или местных правительств, членов Судебной или Экзаменационной палаты возбуждаются двумя или более членами Контрольной палаты и завершаются решением более 9 ее членов. Члены Палаты не должны состоять в политических партиях и осуществляют свою компетенцию независимо.

Система управления и самоуправления в провинциях и уездах организована следующим образом.

Провинция здесь единственная. Хотя только на нее и распространяется фактическая юрисдикция властей «Китайской Республики», существует и предусмотрено теперь конституционно провинциальное правительство из 9 членов, включая председателя, которых назначает Президент по представлению председателя Исполнительной палаты. Учрежден также консультативный совет, члены которого назначаются в том же порядке. Таким образом, на уровне провинции самоуправления нет, а есть лишь местное управление.

В уездах учреждены уездные правительства во главе с начальниками уездов, избираемыми избирателями уездов. Это уже органы самоуправления.

Провинции должны исполнять распоряжения Исполнительной палаты и контролировать решение вопросов, отнесенных к компетенции уездов.

На Тайване проживают девять групп аборигенов, которые ныне рассчитывают на возвращение им прав самоуправления.

Конституция содержит положения, ориентирующие экономическую и социальную политику государства.

Источник

Краткий обзор китайского права

Наши страны исторически связывают тесные экономические отношения. Но к тем, кто уже много лет сотрудничает с Поднебесной, прибавились предприниматели, заинтересованные в работе с китайскими компаниями.

Барьером для развития отношений выступает непонятность Китая: менталитет, язык и правовая система. Действительно, чтобы понять китайское право нужно более детально ознакомиться с культурой и языком.

Очертим общую характеристику закона КНР «О договорах», не упуская из вида культурные особенности и правовую систему.

Происхождение термина «закон» в Китае

Термин «закон» передается иероглифами 法/ 灋 (fa3) и сложился из трех других: 灋=水+廌+去. Где, 水(shui3), это вода (ровная поверхность, справедливость);廌(zhi4) – единорог, мифическое животное, символизирующее долговечность и благополучие, которое могло отделять хорошее от плохого, по легенде считалось, что единорог мог ударить только неверного человека; и 去(qu4) – идти.

В совокупности дословно термин «Закон» можно истолковать, как равное правосудие.

Замечу, что именно когда начинаешь разбираться в происхождении того или иного иероглифа, понимаешь глубину и объем китайского мышления и культуры.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О КИТАЕ

Территориальная структура

Территориальная структура КНР включает в себя несколько уровней.

Городами центрального подчинения являются – Пекин (北京), Чунцин (重庆), Шанхай (上海), Тяньцзинь (天津). Специальные административные районы, это Гонконг (香港) и Макао (澳门).

22 провинции, 5 автономных районов и 4 города центрального подчинения обычно называют «континентальный Китай», куда обычно не входят Гонконг, Макао и Тайвань.

(2) Округи (префектуры) (区(qu1)

(4) Поселки (городского типа) (乡(xiang1)

какой характер имеет конституционное право тайваня

Структура государственных органов

Принцип разделения властей, когда законодательная, исполнительная и судебная власти являются равнозначными и взаимодополняющими, для КНР не характерен. Это, конечно, не означает, что в Китае нет разделения властей вовсе, просто способы его реализации другие. Органы власти в Китае выстроены на основе вертикальной подчиненности, где вершиной является Коммунистическая партия Китая.

Так, в соответствии с декларируемым принципом разделения властей в Конституции КНР 1982 г., законодательную, исполнительную и судебную власть в Китае представляют соответственно Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и его Постоянный комитет (ПК ВСНП), Государственный совет и общие и специальные суды страны.

ВСНП — высший орган государственной власти КНР. В его состав входят депутаты, избранные от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооружённых сил.

В компетенцию входит, например:

В компетенцию ПК ВСНП входит принятие иных законов, например, Закона «О компаниях». Госсоветосуществляет административное регулирование; Министерства и комитеты принимают отраслевые правила; Верховный Народный Суд и Верховная Народная Прокуратура дают судебные разъяснения (не являются судебными прецедентами); местные народные правительства принимают нормативные акты на местах.

какой характер имеет конституционное право тайваня

Правовая система

В период с 1949 по 1990-е гг. большое влияние оказало советское право. Например, первая редакция Уголовного кодекса КНР во многом опиралась на российский опыт – Уголовный кодекс РФ 1996 г., в них можно найти немало сходств и параллелей.

Наконец, с конца 1990-х по наши дни китайская правовая система стала больше имплантировать в свою правовую материю институты континентального права Европы и общего права.

Одна страна – две системы (一国两制)

Дело в том, что остров Гонконг отошел к Великобритании после первой «опиумной войны» (1839-1842 гг.), а в 1898 г. получено право на 99-летнюю «аренду» прилегающих островов, названных Новыми территориями.

В конце 1970-х Лондон вступает в контакты с Пекином, выясняя его позицию по вопросу дальнейшей судьбы Новых территорий, срок соглашений по которым истекал в 1997 году. В начале 1980-х китайская сторона заявила о твердом намерении вернуть не только Новые территории, но и остров Гонконг.

Таким образом, сейчас система выглядит так:

Основные законы в области гражданского права

Закон «О вещных правах» принят 16 марта 2007 г. на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва, опубликован и применяется с 01 октября 2007 г.

какой характер имеет конституционное право тайваня

Закон «О договорах»

Заменил предшествующие законы «Об экономических договорах» от 1982 года, «Об экономических договорах, осложненных иностранным элементом» от 1985 года и «О технических договорах» от 1987 г.В 1999 и 2009 гг. Верховный Народный Суд КНР принял два судебных разъяснения к Закону.

Содержит 428 статей и разделен на две части: Общие положения (129 статей) и Особенная часть (Виды договоров) (299 статей).

Общие положения включают статьи озаключении договоров, вступлении в силу, исполнении, изменении, передачи прав и обязанностей, прекращении действия договоров и ответственность сторон.

Особенная часть включает 15 видов договоров.

1 группа: договоры о передаче имущественных прав (договоры купли-продажи, дарения, займа, аренды, финансовой аренды, снабжения электроэнергией, водой, газом).

2 группа: договоры о передаче результатов работы (договоры подряда, строительного подряда).

3 группа: договоры о предоставлении услуг (договоры перевозки, хранения, складского хранения, поручения, комиссии, посредничества).

4 группа: технические договоры.

Закон понимает под договором соглашение между равными субъектами — физическими лицами, юридическими лицами и иными организациями — об установлении, изменении, прекращении гражданских прав и обязанностей.

Основные принципы, применяемые к договорам:

Заключение договора и вступление его в силу

Например, для договора внешней гарантии (когда китайское юридическое или физическое лицо выступает гарантом в отношении иностранного кредитора) требуется обязательное утверждение в органах валютного контроля Китая.

Здесь нужно заметить, чтов отношении китайских физических лиц, выступающих гарантами исполнения договоров, на практике невозможно осуществить утверждение договора поручительства в органах валютного контроля. А в отношении китайских юридических лиц, выступающих поручителями, ситуация с утверждением договора поручительства в органах валютного контроля сложная, слишком много невыполнимых формальных требований.

Отметим, что в китайском договорном праве нет закрепленного на законодательном уровне понятия, аналогичного «существенным условиям договора» в российском праве.

Заключение договора

Образец печати

какой характер имеет конституционное право тайваня

Недействительность договоров

Существует три группы оснований. Первая связывает недействительность с наличием дефектов у субъекта правоотношений (отсутствие правосубъектности). Вторая группа –нарушение волеизъявления сторон, например, если:

Наконец, третья группа оснований это:

Государственные (публичные) права и интересы

Аналог публичного порядка, но на законодательном уровне нет четкого закрепления, поэтому народные суды могут в зависимости от ситуации трактовать его по своему усмотрению.

Недействительность части договора

Если часть договора является недействительной, то часть договора, которая является действительной, продолжает действовать.Такой же подход к действительности арбитражной оговорке.

Передача прав и обязанностей по договору

Закон предусматривает следующие основания, для расторжения договора:

Закон указывает на необходимость направления уведомления о расторжение договора противоположной стороне.

Ответственность

При нарушении договора одной стороной, другая сторона имеет право:

Неустойка

В соответствии с Судебными разъяснениями №2 к Закону «О договорах» размер договорной неустойки, превышающий 30% общего объема причиненных убытков, является несоразмерно завышенным и по требованию народный суд или арбитражный орган может ее понизить в рамках 114 статьи Закона «О договорах».

Заключение

Мы отметили общие моменты Закона КНР «О договорах», особо подчеркнув, что на правоприменительную практику в Поднебесной оказывают культурные особенности.

Подготовлено по материалам семинара CECJ, состоявшегося в сентябре 2015 года

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *