какой коммуникативный барьер возникает когда форма коммуникации и ее содержание не соответствует

Барьеры коммуникации

Понятие барьеров коммуникации

Барьерами коммуникации называются препятствия на пути к эффективной коммуникации, которые вызывают естественные, социальные и психологические факторы, возникающие в процессе коммуникации.

Люди являются элементами коммуникации, они сложные и чувствительные «получатели» информации, имеющие желания и чувства, жизненный опыт. Информация, которую они получают, способна вызывать разнообразную внутреннюю реакцию, усиливающую, искажающую или полностью блокирующую посланную им информацию.

Правильное восприятие информации по большему счёту зависит от коммуникативных барьеров, которые могут присутствовать либо отсутствовать. Если барьер появляется, то информация искажается или теряет первоначальный смысл, а в некоторых случаях получатель и вообще ей не получает. Барьеры коммуникации делают больше психологическую дистанцию между партнерами, способны уменьшать уровень взаимопонимания, взаимодоверия и, как результат, эффективность процесса общения.

Классификация барьеров коммуникации

Первый общий принцип коммуникации гласит, что невозможно достигать эффективное общение по причине барьера субъективной интерпретации смысла информации. Этот барьер появляется по той причине, что все полученные сообщения проходят сквозь личный опыт партнера по общению, его образования, происхождения, знаний, склонностей, предубеждений, надежд, страхов, симпатий и антипатий, желаний и ожиданий в тот момент, когда происходила передача информации. В итоге человеком слышится не то, что сказали, а то, что, как ему кажется, было сказано. Человек, который пытался донести информацию, верит, что если он хорошо представляет, о чём он хочет сказать, и передает это другим, то его слова будут поняты адресатом с тем же смыслом, который он в них вкладывал. Для того, чтобы разрушить этот барьер, необходимо постоянное уточнять то, как другой человек понял смысл сказанного.

Второй общий принцип коммуникаций гласит, что барьером коммуникации часто выступает психологический феномен восприятия самого коммуникатора и отношения к нему. Если коммуникатор вызывает чувство недоверия или неприязни, то оно транслируется и на информацию, которую он сообщает. В этом случае, информация не будет восприниматься как значимая. Авторитет коммуникатора в глазах партнёра играет важную роль для возникновения барьера. Если авторитет высокий, то преград на пути к успешной коммуникации и усвоению информации будет меньше, и наоборот, низкий авторитет вызывает нежелание прислушиваться к его мнению.

Кроме тех барьеров, которые были уже названы, в литературе по деловому общению можно найти и другие барьеры.

Барьеры социально-культурного различия

Барьеры социально-культурного различия между партнерами по общению. Ввиду существования социальных, политических, религиозных и профессиональных различий, интерпретация различных понятий и идей в передаваемом сообщении может отличаться.

Барьеры непонимания

Барьеры непонимания возникают в ситуациях, когда информация, которую пытался донести коммуникатор, была по каким-либо причинам интерпретирована неправильно. Они состоят из фонетического, стилистического, семантического и логического барьера.

Фонетический барьер

Он связан с недостатками речи, к которым относятся:

Семантический барьер

Этот барьер относится к разным системам значений понятий и терминов (тезаурусах) участников общения. Качественно обмениваться информацией можно лишь в том случае, если партнеры говорят на одном «языке». На уровень понимания оказывают влияние социальные, возрастные, политические, культурные и другие различия. Чаще всего непонимание появляется по причине того, что одно и то же слова трактуется с разных точек зрения, возникают споры, не имеющие объективного основания, которые связаны с разным пониманием смыслов. Чтобы убедиться в этом, можно спросить у нескольких человек, что такое идеалист. Одни ответят, что это человек с идеалами, а другие скажут, что он сторонник идеализма. В этот случае верно и то и другое определение. Слова являются многозначными, а тезаурусы у участников общения разные. Необходимо всегда уточнять, с каким значением собеседник использует тот или иной термин.

Стилистический барьер

Ему под силу разрушить нормальную межличностную коммуникацию. Он появляется, когда стиль речь коммуникатора не соответствует ситуации общения или стилю речи и теперешнему психологическому состоянию партнера по общению. Так, наукообразный стиль речи неуместен в рабочей аудитории, или официально деловой стиль речи – в ситуации доверительной беседы.

Логический барьер

Такой барьер непонимания возникает тогда, когда логика рассуждения, которую предлагает коммуникатор, кажется неверной его партнеру по общению, противоречит манере доказательств, к которой он привык, или является слишком сложной для него. В психологическом плане можно утверждать о том, что существует множество логик и логических систем доказательств. Логика бывает «мужская» и «женская». «Мужская» логика чаще всего совпадает с формальной логикой, которую ввёл ещё Аристотель, а «женская» логика имеет отличия от формальной логики, но по-своему логична. В психологии ещё только начаты исследования женской логики. Для её дальнейшего изучения можно прочесть работу Д. В. Беклемишева «Заметки о женской логике».

Собственно психологические барьеры межличностного общения

К ним относятся все осознаваемые и неосознаваемые трудности и препятствия, возникающие между индивидами, которые вступают друг с другом в психологический контакт. В этой ситуации нужно заметить, что эти препятствия и трудности иногда осознаются, а иногда и не осознаваются самими участниками коммуникаций. Степень и характер их осознания также бывают разными.

Барьеры отношений

Барьеры отношений являются психологическим феноменом, который появляется между участниками в ходе общения. Это может быть чувство неприязни, недоверия к самому партнеру, которое распространяется и на информацию, которую он передаёт. В случае, когда партнеры настроены по отношению друг к другу доброжелательно и с симпатией, то барьеры отношений не возникают, а непонимание всегда получается преодолеть. Людям свойственно больше доверять информации, которая поступает от приятных им других людей.

Барьер отрицательных эмоций

Эмоции являются субъективной реакцией человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющейся в виде удовольствия и неудовольствия, смелого порыва, страха, интереса.. Не все эмоции являются препятствиями в общении, но существуют такие эмоций, в результате которых получается такой результат. Эмоциональные барьеры появляются в результате устойчивых отрицательных эмоций. К таким эмоциям относятся страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина и плохое настроение в целом. В соответствии с этими эмоциями можно выделить личностные барьеры отрицательных эмоций. К ним относятся следующие барьеры.

Барьер страдания

Этот барьер общения обычно вызван трагическими событиями, физической болью, сильно заниженной самооценкой, неудовлетворенностью своим социальным статусом и т.п. В результате происходит снижение как уровня общительности человека, который переживает страдания, так и тех, кто вступает с ним в контакт.

Барьер гнева

Этот барьер особенно сложен в преодолении, поскольку гнев вызывает действия, которые препятствуют нормальному общению, оскорбления и т.д. Гневу под силу удвоить физическую и психическую энергию: чем он сильнее, тем человек активнее пользуется им в словах или агрессивных действиях.

Барьер отвращения и брезгливости

Этот барьер появляется по причине нарушений другими людьми простых норм этики поведения или по причине «гигиенического неприятия» другого человека. Необходимо отметить, что окружающие быстро перестают обращать внимание на физические дефекты, но это не работает по отношению к гигиеническим отклонениям. Именно с этим отклонением они не в состоянии бороться, поэтому надолго запоминает его, что влечёт за собой твёрдый барьер в общении.

Барьер презрения

Он похож на барьер отвращения. Ему свойственно ограничивать контакты с человеком, который вызывает негативные эмоции. Презрение у людей чаще всего вызывают аморальные поступки человека, его предрассудки, отрицательные черты характера (трусость, скупость), предательство и т.д.

Барьер страха

Этот барьер можно назвать одним из самых труднопреодолимых барьеров в общении между людьми. С человеком, который выступает в качестве источника страха, ни в коем случае не хочется контактировать: его всячески избегают, пытаются не оставаться с ним наедине, не встречаться, не попадаться ему на глаза.

Барьер стыда и вины

Такой барьер появляется, когда осознаётся неуместность происходящего события как реакции на критику, неумеренной похвалы, лести, ухаживания, из страха казаться неловким или быть замеченным, выполняющим какое-либо действие, или от сознания глубокой вины перед кем-либо и т.д. В таких ситуациях люди краснеют, у них изменяется голос, они отводят в сторону взгляд от партнера по общению или же опускают их, стараются уйти от контакта.

Барьер плохого настроения

Плохое настроение часто является источником конфликта. Такое эмоциональное состояние оказывает влияние на партнера, препятствует его желанию общаться. Болгарским психологом Ф. Геновым были исследованы причины возникновения служебных конфликтов. Он установил следующее:

Эмоциональные барьеры появляются и тогда, когда при получении информации от коммуникатора, человек в большей степени занимается своими чувствами и предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают мощным эмоциональным зарядом, они вызывают ассоциации, которые влекут за собой эмоциональную реакцию, говорят даже об энергии слова. Чтобы преодолеть этот барьер есть несколько психотехник, одна из которых называется «Спокойное присутствие». Она была представлена в работе Н. Козлова «Формула успеха». Она представляет собой взгляд на ситуацию, который очищен от эмоций, амбиций, пристрастий, когда человек видит то, что перед ним, и слышит то, что говорится.

Важным является не только знать основные барьеры коммуникации, но и научиться успешно их преодолевать.

Источник

Социология организаций

Лекция по теме «Коммуникации и коммуникационные процессы в организации

1. Коммуникационные роли

Члены организации контактируют друг с другом, выполняя разные функции. Коммуникационные роли – это функции, которые выполняют члены организации в процессе передачи информации.

какой коммуникативный барьер возникает когда форма коммуникации и ее содержание не соответствует

какой коммуникативный барьер возникает когда форма коммуникации и ее содержание не соответствует

Рис.1 Коммуникационные роли индивидов

“Сторож” — это индивид, занимающий такое место в структуре, которое позволяет ему регулировать потоки сообщений, идущие по данному каналу. Функция “сторожа” аналогична функции вентиля. Если вы когда-нибудь пытались срочно встретиться со своим шефом, а его секретарша сказала, что он “на конференции”, вы поймете, что такое “сторож”. Секретари, конечно, лишь один из видов “сторожей”. Любой индивид в любой коммуникационной сети, формальной или неформаль-ной, который вклинивается в цепь коммуникации, является “сторожем”. Например, в цепи коммуникации А® Б®В индивид Б играет роль “сторожа”. Аналогично индивид, занимающий должность, через которую проходят сообщения, является в известной мере “сторожем”. Например, в трехуровневой структуре, показанной на рис.2, индивид Б выполняет функции “сторожа”.
какой коммуникативный барьер возникает когда форма коммуникации и ее содержание не соответствует

какой коммуникативный барьер возникает когда форма коммуникации и ее содержание не соответствует

Рис.2. Формальная коммуникационная роль “сторожа”
(индивид Б в группе с трехуровневой организационной структурой)

Одна из “сторожевых” функций состоит в уменьшении информа-ционных перегрузок. “Сторож” фильтрует потоки сообщений, отсеивает маловажные сообщения и передает более важные, способствует снижению информационных перегрузок, не препятствуя нормальному функционированию организации.

Т.Аллен в Слоуновской школе бизнеса при Массачусетсском технологическом институте (США) провел серию исследований поведения ученых-”сторожей” и социометрически определил потоки сообщений между ними. Индивиды, названные Т.Алленом “технологи-ческими сторожами”, контролировали потоки технических и научных сообщений между учеными. Они, как правило, устанавливали контакты со многими другими учеными как вне, так и в самой лаборатории. Такие люди способны действовать в рамках одной системы, получать сообщения, перерабатывать информацию и передавать ее своим коллегам в письменной форме так, чтобы те могли ее использовать.

Сегодня возникает необходимость в расширении исследований процессов регулирования коммуникаций в организациях, которые разработаны весьма слабо. Следует выяснить, какие должности в группах соответствуют лицам, выполняющим главные “сторожевые” функции, и почему. Совпадают ли и в какой мере роли формальных “сторожей”? Насколько эффективны “сторожа” при контроле информа-ционных потоков с точки зрения уменьшения перегрузок (без искажения и потерь важной информации)? Какие критерии используют “сторожа” при регулировании потоков сообщений?

“Связной” (иногда называемый “связующей точкой”) — это индивид, связывающий на межличностной основе две и более группы в системе, не принадлежа ни одной из них (определенные индивиды играют квазисвязную роль, являясь членами той или иной группы, их называют “мостиками”). “Связные”, таким образом, размещаются на пересечениях информационных потоков в организации. “Связных” называют цементом, скрепляющим структурные “кирпичи” организации: при удалении “связных” система начинает разваливаться на изолированные группы.

“Связные” важны для передачи сообщений между частями организации. С утратой “связного” разрушается единство организации, и его роль является принципиально важной. С точки зрения динамики исполнение такой роли и ее незаменимость в сетях влияют на функционирование организации. Если лицо, выполняющее роль “связного”, является слабым звеном, организация испытывает большие затруднения. Если оно эффективно, его действия способствуют ускорению прохождения потоков информации во всей организации. В силу большой важности “связные” были объектом многочисленных исследований. Впервые Джекобсон и Сишор отметили, что некоторые индивиды функционируют в качестве “связных” между группами (группировками) и их отличает большое количество частых, обоюдо-направленных и важных контактов, пересекающих структуру контактирующих групп. “Связные” активно участвуют в системе коммуникации, но их очень трудно выделить в пределах единственной подгруппы.

Джекобсон и Сишор, обнаружив “связных”, не занимались тогда их поиском. Цель их исследования состояла в поиске социометрических показателей группового членства. Но выявив группы, они убедились, что “связные” между группами существовали во всей сети. При удалении “связных” сеть распадалась на несвязанные группы.

В последующих исследованиях внимание концентрировалось на выявлении числа “связных” в организациях, устойчивости связей и ихзависимости от содержания передаваемых сообщений, а также на личностных и коммуникационных характеристиках и свойствах “связных”.

При анализе организаций, как правило, выясняется, что многие руководители высшего звена являются “связными”.

При изучении 142 преподавателей Мичиганского университета, проведенного Шварцем в 1968 г., было выявлено 22 “связных” (15%). Они связывали 29 рабочих групп различного размера. В большинстве исследований от 5 до 20% членов организации оказывались “связными”. Точное число и процент связных в сети зависит от таких факторов, как характер вопроса, задаваемого при обследовании (сравните: “С кем Вы беседуете по делам службы?” и “Как часто Вы контактируете с каждым лицом из указанных в списке?”), а также от вида решаемой организационной задачи (например, необходимы ли для ее выполнения сотрудничество или независимость работников).

Однако наметившаяся недавно тенденция в исследованиях “связных” отодвигает вопрос об их числе в организации на второй план. Эменд утверждает, что целесообразней рассматривать каждого индивида в системе как “связного”. Поэтому он измерял степень выполнения функции “связного” и корреляцию этой переменной с другими. Баллы по шкале этой переменной начисляются респонденту в зависимости от того, насколько он обеспечивает связность всей сети коммуникации в организации.

Роль “связного” имеет важное практическое значение, поскольку “связной”, безусловно, является центральной фигурой, обеспечи-вающей эффективное функционирование межличностной сети организации. “Связные” занимают стратегические позиции в организациях. Они могут либо ускорять обмен неформальными сообщениями, либо быть узким местом. Роли “связных”, видимо, должны быть введены в организации формальным образом, если они не возникают спонтанно.

“Лидеры мнения” приобретают влиятельное положение, оказывая ценные, хотя и редкие услуги своей организации. Следование нормам организации “лидера мнения” является ценной услугой организации, поскольку он служит живым примером правильного поведения для своих последователей.

В общем случае “лидеры мнения” имеют большой доступ к внешним источникам информации, а их основная функция состоит в том, чтобы обеспечить контакты группы с релевантной частью ее внешней среды.

Изучение “лидеров мнения” во множестве ситуаций позволяет выделить их следующие общие черты: более частое общение с внешними компетентными источниками информации; бульшая доступность их для последователей; большая приверженность нормам возглавляемых ими групп.

Наподобие “сторожей”, а возможно и “связных”, “лидеры мнения” могут быть сгруппированы по признаку тематики передаваемых сообщений.

В большинстве организаций лидерство мнения характерно не только для высших управляющих. Хоторнские исследования (см. юни-ту 1) ясно показали, что неформальные лидеры оказывают весьма сильное влияние на производительность труда членов рабочих групп, хотя с точки зрения иерархии эти лидеры занимали те же должности, что и рядовые рабочие.

Индивиды нижних уровней организационной иерархии также отчасти выступают в роли “космополитов”, поскольку они имеют дело с операционными аспектами изменений внешней среды. Так, работники нижнего звена непосредственно контактируют с покупателями, поступающими материалами и топливом, с информацией о производ-стве. Их “космополитизм” носит, так сказать, земной характер.

В известном смысле “космополиты” являются особым типом “сторожей”, поскольку они контролируют коммуникации, по которым новые идеи поступают в систему. Для “космополитов” верхнего уровняхарактерны деловые поездки, чтение корреспонденции, поступающей из внешней среды, участие в национальных и международных совещаниях и организациях, значительная свобода в выборе места работы. Их примером могут служить профессора университетов, торговые агенты, министры и т.п.

“Космополитизм” некоторых индивидов является ресурсом системы, поскольку они позволяют организации взаимодействовать с внешней средой. Способность предвидеть изменения среды важна для выживания любой системы. Некоторые должности в организации, такие, как специалисты по анализу рынка, по “человеческим отношениям” в фирме, ученые, занятые в сфере исследований и разработок, управляющие сбытом и т.д., обеспечивают возможности более широких контактов со средой. В результате эти, а не другие индивиды с большей вероятностью будут “космополитами”.

Источник

какой коммуникативный барьер возникает когда форма коммуникации и ее содержание не соответствует

Особенности общения

Коммуникация при речевом взаимодействии адресована собеседнику, состоит в обмене мнениями и переживаниями, выражении желаний или призвана вызвать у партнера по диалогу изменения в представлениях о каком-либо предмете. Иначе говоря, общение всегда подразумевает процесс обмена информацией. При этом озвученные сведения не только передаются, но и формируются, уточняются, развиваются.

Коммуникации отличаются некоторыми особенностями:

какой коммуникативный барьер возникает когда форма коммуникации и ее содержание не соответствует

Тем не менее в жизни нередки ситуации, когда общение затрудняется пониманием людьми друг друга. Коммуникативными барьерами в психологии называются преграды различного происхождения, которые могут возникать между партнерами по диалогу во время обмена адекватной информацией.

Они проявляют себя как психологическое противодействие со стороны того человека, который как бы защищается от активного преподнесения информации и препятствует этим обмену сведениями между собеседниками, вступившими в диалог. При получении информации из внешней среды могут появляться коммуникативные барьеры (КБ), связанные со множеством сведений, которы ежедневно получает каждый человек.

В процессе внешней коммуникации возможно возникновение информационной перегрузки, чувства дезориентации при выборе источника (пресса, телевидение, интернет), что приводит к обесцениванию полученных сведений. С другой стороны, умение правильно использовать информацию, например, эксклюзивную или известную ограниченному кругу лиц, позволяет оказывать воздействие на других людей и расширить свое влияние.

Причины возникновения

Отсутствие взаимопонимания между собеседниками может появиться по многим причинам. К ним относятся:

какой коммуникативный барьер возникает когда форма коммуникации и ее содержание не соответствует

Преграды между собеседниками часто проявляются как индивидуальные особенности психологического свойства. Примеры коммуникативных барьеров такого рода:

Эти фильтры могут подействовать таким образом, что правдивая информация будет восприниматься как ошибочная, а неверная станет приемлемой.

Формы и виды

Коммуникативные барьеры устанавливаются, когда реципиент (получатель сообщения) хочет защититься от неважной, нежелательной или даже опасной информации. В зависимости от межличностного уровня общения, от умения партнеров, участвующих в диалоге, выразить свои мысли словами, сконцентрировать внимание на собеседнике и выслушать его различают три формы прозрачности КБ. К ним относятся:

какой коммуникативный барьер возникает когда форма коммуникации и ее содержание не соответствует

Избегание — наиболее непрозрачная форма КБ. Не воспринимать нежелательную информацию можно, избрав физический путь и избегая любых контактов с ее носителем, или психологическим способом — не вслушиваться в слова участников беседы, углубившись в собственные мысли. Самый прозрачный барьер — непонимание, при его возникновении сведения искажаются до неузнаваемости и низводятся до нейтрального смысла. Барьер авторитетного типа направлен на обесценивание информации путем субъективного снижения значимости и надежности ее источника.

Существует классификация психологических преград по формальным характеристикам содержания самого сообщения, приводящим к непониманию. По этому признаку КБ разделяют на фонетические, стилистические, семантические и логические.

Фонетические и семантические различия

Разбор причин появления таких барьеров показывает, что они обусловлены различием в акустических средствах передачи информации и непониманием значений слов. Фонетический барьер возникает в связи с физиологическими особенностями разговорной речи, которые присущи разным людям. К ним относятся:

какой коммуникативный барьер возникает когда форма коммуникации и ее содержание не соответствует

При этом диапазон непонимания довольно широк — незначительное относится к произношению отдельных слов, совершенное отражает полное незнание языка (иностранного или незнакомого). Частичный барьер возникает при быстром, невнятном выговоре, шепелявости, акценте. Но и замедленная речь, перемежающаяся ненужными звуками и словами-паразитами (э-э, м-м, ну, вот), вызывает у реципиента только раздражение.

Фонетическое непонимание проявляется и при неожиданном повышении голоса как следствие того, что повышенные тона блокируют восприятие речи. В таких случаях человек концентрирует внимание на отношении к нему собеседника вместо осмысления сообщения. Высокий или пониженный тембр голоса вызывают у реципиента защитную реакцию отключения внимания от слов говорящего.

Семантический барьер образуется при коммуникации между представителями разных субкультур и проявляется в непонимании лингвистического состава языка, относящегося к обычаям, нормам и ценностям, жаргонизмам, употребляемым в уличной или молодежной среде. Кроме того, имеет значение и многозначность избирательных слов, смысл которых зависит от предложенного контекста.

Стилистические препятствия

Возникают в случаях, когда стиль речи говорящего не соответствует ситуации или стилю речи реципиента, т. е. при неправильной организации сообщения. Например, критическое замечание не воспринимается таковым, если высказано в дружественной форме, так как выбранный стиль неуместный, не соответствует цели коммуникации и намерениям участника разговора.

Подсознательное или явное сопротивление у реципиента вызывают фразы, содержащие слова принуждения: должен, обязан, необходимо и т. п. В деловой сфере не всегда уместна и парадигма возможного и желательного без конкретики. Психологи советуют использовать такие приемы структурирования информации:

какой коммуникативный барьер возникает когда форма коммуникации и ее содержание не соответствует

Стилистический барьер появляется и в условиях, когда форма коммуникации не соответствует ее содержанию. Например, человек, пригласивший собеседника к диалогу, ведет односторонний монолог. Такой способ общения приводит не только к недовольству собеседника, но и вызывает непонимание и даже неприятие самой информации, вызванное негативными эмоциями, не позволяющими слушателю сосредоточиться и эффективно воспринять услышанное. Непонимание между партнерами возникает и при использовании стилей, уместных в письменной речи, но затрудненных для восприятия на слух.

Логические барьеры

какой коммуникативный барьер возникает когда форма коммуникации и ее содержание не соответствует

Проявляют себя в ситуациях, когда партнеры не могут найти общий язык при коммуникации. Люди могут видеть суть обсуждаемой проблемы с разных точек зрения, которые не всегда совпадают с позицией другого участника разговора. Кроме того, собеседники могут придавать одним и тем же словам в различных ситуациях совершенно разный смысл, зависящий от индивидуально-личностных особенностей. Зародившись в сознании одного человека, он необязательно станет понятным слушателю, тем более что и сами мысли — это следствие различных потребностей индивида.

За каждой из них скрывается свой мотив как первичная составляющая в формировании словесных конструкций. Это выражается в том, что собеседник сначала формулирует свою внутреннюю речь и только после этого вербализует ее, слушателю же приходится сначала расшифровать послание, чтобы постигнуть смысл адресованного ему сообщения. Если реципиенту свойственны другие особенности мышления, то понимание информации будет неадекватным и непременно вызовет затруднения в коммуникации.

Зачастую такой барьер возникает, если у одного из партнеров абстрактно-логический вид мышления, а у второго — наглядно-образный: при этом логические операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения и других будут иметь разную направленность и глубину. Например, пока один человек пытается как можно глубже проанализировать проблему, другой останавливается на сборе поверхностной информации и быстро формулирует ответ. Логические барьеры наиболее заметны, когда партнеры с различиями в мыслительной деятельности не стремятся учитывать специфические черты друг друга.

Средства преодоления

какой коммуникативный барьер возникает когда форма коммуникации и ее содержание не соответствует

Коммуникативные барьеры общения убираются с помощью психологических приемов, направленных на определение условий, ослабляющих их влияние на реципиента. Совокупность средств, помогающих процессу разблокировки коммуникационных каналов, называется фасцинацией. Термин произошел от английского слова fascination, что означает «очарование».

Средства фасцинации сопровождают подачу информации, увеличивают долю ее восприятия слушателем и повышают доверие к полученным знаниям. Обычно они выступают дополнительным фоном, например, для конструктивного диалога можно рекомендовать спокойную, доверительную обстановку, при общении через электронные носители — акцентированное музыкальное сопровождение.

Для преодоления фонетического барьера используются технические приемы по улучшению качества речи и соблюдению темпа диалога, наиболее подходящего для понимания смысла сообщения. Немаловажное значение имеет установка на верное произношение слов и правильные ударения. Фонетическое непонимание смягчают паузами, которые усиливают внимание и дают собеседнику передышку. Защититься от повышенного тона партнера можно только находясь в эмоциональном равновесии и обратившись к нему с просьбой соблюдать спокойствие во время беседы.

Оптимальная тональность и правильно расставленные акценты в сообщении также способствуют эффективной коммуникации. Для преодоления семантического барьера необходимы знания о культурных и религиозных обычаях разных народов, которые помогают понять особенности других людей и подобрать для разговора понятную им лексику. Оправдывает ожидание языковая вариабельность, когда меняется специфика сообщения в зависимости от того, кому оно предназначено.

Стилистические барьеры преодолеваются правильным построением разговора. Чтобы сообщение воспринималось лучше, его начинают с привлечения внимания и вызова заинтересованности у реципиента, далее переходят к основным положениям и вступают в дискуссию с возражениями и вопросами. Общение заканчивается выводами и подведением итогов диалога. Избежать логического барьера можно, если попытаться понять, каким образом собеседник строит умозаключения, выявить и постараться компенсировать различия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *