какой метод использовать чтобы выбрать форму проведения воспитательного мероприятия

Методика проведения воспитательного мероприятия

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Высшее учебное заведение «Комсомольский индустриальный техникум»

Совет классных руководителей

Методика проведения воспитательного мероприятия

руководитель гр ТЭЭО-14

2015-2016 учебный год

1. Категория «формы воспитания» («формы воспитательной работы») является одной из самых трудно определяемых в педагогической науке – во-первых, в силу многозначности самого понятия (например, в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дается девять значений слова «форма»), а во-вторых, из-за множества классификаций форм воспитательной работы.

Говоря о форме воспитания, чаще всего имеют в виду выражение ее содержания через определенную организацию отношений педагогов и студентов. В качестве форм воспитания будем рассматривать конкретные акты деятельности, ситуации, процедуры, мероприятия, в рамках которых осуществляется взаимодействие участников воспитательного процесса, направленное на решение определенных педагогических задач.

Форма воспитания как педагогический феномен выполняет ряд функций. Первая функция – организаторская , поскольку любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора могут выступать как педагог, так и учащиеся. Организация любого дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Многие педагоги используют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.

Вторая функция регулирующая , поскольку использование той или иной формы позволяет регулировать отношения как между педагогами и учащимися, так и только между детьми. Различные формы воспитательной работы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам воспитания, в которых заранее закладывается необходимость взаимодействия, формируются нормы социальных отношений.

Третья функция информативная . Ее реализация предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы, которые классифицируются по различным основаниям:

1) в зависимости от количества вовлеченных в нее участников: индивидуальные (для одного воспитанника), групповые (для нескольких воспитанников), коллективные (для всего класса), массовые (общешкольные, городские).

2) в зависимости от преимущественно используемого средства: игровые (имитации, соревнования и др.), формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп и др.), формы общения (прямое, опосредованное и др.);

3) в зависимости от преимущественно используемых методов: словесные (информации, собрания, митинги и т. п.); наглядные (выставки, стенды и др.); практические (благо-творительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т. п.).

4) в зависимости от времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

5) в зависимости от времени подготовки: экспромтные (проводимые без участия детей в предварительной подготовке); предусматривающие предварительную работу и длительную подготовку учащихся;

6) в зависимости от способа влияния педагога: непосредственные и опосредованные;

7) в зависимости от субъекта организации: организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

8) в зависимости от результата: направленные на информационный обмен; направленные на выработку общего решения; направленные на создание общественно значимого продукта.

Все формы воспитательной работы можно объединить общим термином – мероприятия, понимая под ними конкретные воспитательные действия, выступающие как отрезки воспитательного процесса, характеризующиеся целевым, содержательным и организационным единством и оказывающие непосредственное воспитательное воздействие на коллектив и личность.

Методика организации и проведения воспитательных мероприятий может осуществляться двумя путями: 1) традиционно, когда основная часть работ по подготовке и проведению мероприятия выполняется педагогом, а ученики либо не участвуют в его подготовке вообще, либо эпизодически привлекаются на разных этапах; 2) на основе методики коллективного творческого дела (подробнее об этом см. 7.3), когда все этапы разработки, подготовки и проведения мероприятия реализуются на основе совместного творческого поиска педагогов и воспитанников.

2. Данная методика включает этапы планирования, моделирования и реализации. В ходе планирования определяется цель мероприятия, которая должна отражать развивающую, корректирующую и формирующую функции (иногда в качестве одной из задач может выступать обучающая). На этом же этапе формулируется тема (название) воспитательного мероприятия. Название мероприятия должно не только точно отражать его содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме. Для этого можно использовать посло-вицы, поговорки, крылатые выражения, известные цитаты, проблемные вопросы и др.

При моделировании мероприятия осуществляется выбор содержания, методов и средств, необходимых для его подготовки и проведения. Результаты моделирования отражаются в конспекте воспитательного мероприятия, который имеет четкую структуру, включающую ряд обязательных пунктов: 1) название мероприятия; 2) его общая цель и воспитательные задачи; 3) оборудование, включающее перечень методов и средств, необходимых для его проведения (пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, литература и т. п.); 4) ход мероприятия, отражающий последовательность его этапов и краткое содержание каждого этапа. Описание хода мероприятия может представлять собой либо его подробное последовательное изложение от первого лица, либо тезисный план с основным содержанием, отраженным на карточках.

При моделировании хода мероприятия следует учитывать его продолжительность и структуру. Общеклассное воспитательное мероприятие может продолжаться от 15–20 минут (для шестилеток) до 1–2 часов (для старшеклассников). Наиболее оптимальное время мероприятия – от 45 до 60 минут.

Воспитательное мероприятие включает следующие основные этапы.

1 . Организационный момент (1–3 минуты). Педагогическая цель: переключить детей с учебной деятельности на другой вид деятельности, вызвать интерес к мероприятию, создать положительный эмоциональный настрой. Эффективному переключению детей на внеучебную деятельность способствуют сюрпризность, т. е. использование загадки, проблемного вопроса, игрового момента, звукозаписи и др., изменение условий организации детей, переход в другое помещение или просто необычное расположение детей в классе и т. п.

2. Вводная часть (V5 времени всего мероприятия). Педагогическая цель: активизировать детей, расположить их к воспитательному воздействию, «перебросить мостик» от личного опыта ребенка к теме мероприятия. Учитель определяет, насколько совпадает с реальностью его педагогический прогноз относительно возможностей детей, их личных качеств, уровня осведомленности по теме, эмоционального настроя, уровня активности, интереса и т. д. На основании этого он может вносить необходимые коррективы по ходу мероприятия.

Вводная часть может представлять собой непродолжительную беседу (познавательные, эстетические, этические мероприятия) или разминку, включающую викторины, конкурсы, ребусы, кроссворды, задания на смекалку, ловкость и т. п.). Вопросы и задания должны быть не только интересны детям, но и давать педагогу информацию о готовности учащихся к восприятию подготовленного материала. В ходе вводной части учитель знакомит детей с планом мероприятия, разбивает их на команды, объясняет правила проведения мероприятия, дает четкие критерии оценки участия в нем детей.

3. Основная часть должна быть самой продолжительной, составляя 1/2 или 1/3 от всего времени, отводимого на мероприятие. Педагогическая цель: реализация его основной цели и главных воспитательных задач.

Воспитательный эффект в реализации цели и задач значительно повышается, если дети в ходе мероприятия максимально активны. Эффективность основной части возрастает, если педагог использует большое количество методов формирования поведения, включает различные виды деятельности, создает доброжелательную, эмоциональную атмосферу, продумывая условия для удобства работы и общения детей в ходе мероприятия, распределяя обязанности, формируя «чувство локтя», организуя работу команд на основе сотрудничества, а не соперничества.

4. Заключительная часть (1/5 времени от всего мероприятия). Педагогическая цель: настроить детей на практическое применение приобретенного опыта во внешкольной жизни и установить, насколько удалось реализовать цель мероприятия. Для этого используются задания тестового характера в привлекательной для детей форме: кроссворд, мини-викторина, игровая ситуация и т. п.

3. Методика организации и проведения коллективного творческого дела

Мероприятие, проводимое на основе методики коллективного творческого дела (КТД), которая является компонентом технологии коллективного творческого воспитания (КТВ) И. П. Иванова, реализуется как важное событие, осуществляемое членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Организация и проведение КТД предусматривает шесть последовательных стадий.

1. Предварительная работа. Педагоги и другие взрослые устанавливают место предстоящего КТД в системе воспитательной работы, планируемой на новый период с данным коллективом; определяют конкретные воспитательные задачи; подбирают варианты выполнения КТД, которые могут быть предложены на выбор детям; продумывают способы реализации своих замыслов с активным привлечением детей; намечают действия, которые могут настроить детей на работу; определяют возможности активизации деятельности каждого участника. Педагог обдумывает идею предстоящего дела, творческие дела для каждого микроколлектива, поручения для шефов, родителей, других педагогов. В конце этого этапа проводятся нацеливающие беседы с детьми, чтобы заинтересовать их предстоящим делом.

2. Коллективное планирование. На общем сборе-старте руководитель ставит перед классом вопросы: «Какое дело провести?», «На радость и пользу кому?», «С кем вместе его провести?», «Где провести?» Эти вопросы обсуждаются в микроколлективах, а руководитель незаметно подбрасывает им идеи. На этой стадии дети сами ищут ответы на поставленные вопросы. Взрослые – равноправные участники диалога с детьми. Успех сбора-старта во многом обеспечивает ведущий. Он представляет на обсуждение варианты выполнения КТД, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». В итоге выбирается лучший вариант. Для его реализации избирается руководящий орган – Совет дела, куда входят представители каждой микрогруппы, которые будут координировать подготовку КТД.

3. Коллективная подготовка дела. Микрогруппы (бригады, звенья), сформированные в соответствии с видами работ, необходимых для проведения конкретного дела, обсуждают, как они будут выполнять свои участки работы. Совет дела уточняет план подготовки и проведения КТД, выявляя «западающие звенья», т. е. участки работы, которые подготовлены недостаточно или не могут быть подготовлены вообще. На этом этапе важную роль играет возбуждение и поощрение инициативы каждого члена Совета дела. Здесь велика роль взрослого: не допуская открытого давления, он по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении коллективного замысла. Педагог незаметно, «по секрету» контролирует ход подготовки, помогая отстающим, перераспределяя при необходимости участки работы и расстановку сил.

4. Проведение КТД. На этой стадии намечается конкретный план, составленный с учетом наработок микрогрупп. Студенты демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Педагог (по возможности незаметно для всех участников КТД и тех, для которых оно организуется), направляет деятельность детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачи. Иногда он может выступить в роли «доброго волшебника», включив в сценарий КТД сюрпризные моменты и незапланированные акции. Надо стремиться провести любое КТД в форме праздника, в котором будут участвовать все.

5. Коллективное подведение итогов КТД. Чаще всего итоги КТД подводятся на общем сборе-»огоньке», где формулируется коллективный ответ на вопросы: «Что было хорошо и почему?», «Что не получилось и почему?», «Что мы сделаем в будущем?» Обычно дети по кругу или по группам высказывают свои мнения, обсуждают положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД. Кроме общего сбора могут быть задействованы и другие средства: опрос, анкетирование через стенгазету, творческие отчеты. Руководитель подводит итоги и сообщает о них родителям и шефам.

6. Последействие (использование опыта проделанной работы). На общем сборе обсуждают, что достигнуто, что еще можно и хотелось бы сделать, задумывают и обсуждают новое КТД. Чаще всего в анкете студенты и взрослые выдвигают предложения, делятся впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела.

Ниже перечислены некоторые приемы, использующиеся почти на всех стадиях КТД:

• при подготовке и проведении КТД для решения частных задач или выполнения творческих заданий необходимо создание микрогрупп, каждая из которых имеет свой конкретный участок работы;

• обсуждение основных вопросов, связанных с выбором КТД и характером его проведения, проходит в форме «мозгового штурма», когда студенты в группах, обмениваясь мнениями, ищут наилучшие варианты, создают банк идей, т. е. предлагают набор возможных путей решения;

• отбор идей, при котором необходимо из множества возможных вариантов выбрать один или два, должен осуществляться по принципу «отвергаешь – предлагай», «возражай по существу», «критикуй точку зрения, а не человека»;

• если выбрать лучшую идею сложно, проводится защита идей; каждый член коллектива или микрогруппа защищает свой вариант, затем подводится итог этого поиска и в результате рождается окончательное решение;

• при подведении итогов КТД необходимо объективно и по достоинству оценить вклад каждого.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные условия: 1) нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД; 2) недопустимо искажать роль, которая определена педагогу как старшему товарищу; 3) подготовка и проведении любого КТД требуют, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел; 4) необходимо учитывать опыт и знания студентов, полученные в учебно-воспитательном процессе и жизни; 5) в каждом КТД должна воплощаться идеи заботы о себе, других людях, родителях и близких, окружающем мире.

Источник

Методическое пособие «Формы воспитательных мероприятий, методика их организации и проведения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14

В помощь классному руководителю

методика их организации и проведения

какой метод использовать чтобы выбрать форму проведения воспитательного мероприятия

Формы воспитательных мероприятий, методика их организации и проведения //Автор-составитель: Чернышова Т.В. – Армавир, 2018.

Настоящее пособие содержит материалы по организации воспитательной работы в детском коллективе. Раскрывается значимость данной работы с детьми, рассматриваются различные формы массовых мероприятий, методика их организации и проведения.

Адресуется учителям общеобразовательных учреждений, методистам.

Что значит воспитывать?

Определение формы воспитательной работы.

Определение воспитательного мероприятия.

Методика организации и проведения воспитательного мероприятия.

Викторина как форма воспитательной работы.

Турнир как одна из форм воспитательной работы.

Устный журнал как форма воспитательной работы.

Я верю, что все проблемы – проблемы человечества – находят свое главное разрешение в воспитании.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей таким образом, чтобы личность каждого ребенка развивалась, формировала модели поведения, ценности, чувства, как в процессе совместной деятельности с людьми, так и в ходе общения с ними.

Организация воспитательной работы, в том числе досуговой деятельности детей, в любом детском учреждении всегда была и остается важной сферой деятельности педагогов.

Досуговая деятельность, общение с детьми, помимо занятий, имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Такая деятельность важна для самого педагога, так как помогает сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения. Кроме того, такое общение позволяет пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, часто делают педагога и ребенка друзьями на всю жизнь. Это дает педагогу ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности.

Однако, чтобы это происходило, надо знать, как методически грамотно организовать такую работу.

Любое воспитательное мероприятие имеет форму и содержание. И, конечно же, любое воспитательное мероприятие имеет название.

Умение видеть в каждом мероприятии его форму и содержание – это определенный показатель методической

грамотности. К сожалению, подобного умения лишены многие педагоги. Они ошибочно отожествляют название с формой, а форму с содержанием. А это в свою очередь приводит к низкой эффективности воспитательной работы, к бесконечному поиску новых форм», которых в принципе нет. На сегодняшний день существует всего несколько десятков форм работы с детьми, а все многообразие мероприятий есть лишь результат наполнения этих форм новым содержанием с последующим придумыванием «старым формам с новым содержанием» привлекательных названий. Учитель, усвоивший эту, казалось бы, элементарную истину, находится в более выигрышном положении, чем учитель, не принимающий ее и продолжающий бесконечный процесс поиска «новых форм воспитательной работы». Ведь для успешного проведения мероприятия нужно лишь:

знать существующие формы;

уметь наполнить эти формы каждый раз новым содержанием;

уметь придумать полученному результату название.

Из триединой составляющей всякого мероприятия (форма – содержание – название) форма является наиболее устойчиво-консервативной частью.

Говоря о форме воспитательной работы, мы, прежде всего, имеем в виду выражение содержания этой работы через определенную структуру отношений педагога и воспитанника. Для того, чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы» целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.

1 функция – организаторская предполагает, что любая форма воспитательной работы решает определенные организаторские задачи;

2 функция – регулирующая предполагает, что использование той или иной воспитательной формы позволяет регулировать отношения между педагогами и воспитанниками;

3 функция – информативная предполагает не только одностороннее сообщение воспитанникам какой-то информации, но и актуализацию имеющихся у их знаний, обращение к их собственному опыту.

Таким образом, исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как основной компонент организации педагогического процесса, который регулирует отношения между педагогом и воспитанниками.

Согласно Титовой Е.В. любую форму воспитательной работы можно отнести к одному из 3 больших блоков: мероприятия, дела, игры, каждая из

которых различаются по субъекту организации деятельности (взрослые и дети).

Что такое воспитательное мероприятие?

Это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью.

Методика подготовки и проведения массового мероприятия следующая.

Всю организацию мероприятия можно разделить на 4 этапа:

конструирование, подготовка, проведение, анализ.

I . Конструирование мероприятия.

1.Четко определить цели и задачи мероприятия.

2. Определить тематику мероприятия.

3. Определить форму проведения мероприятия.

4. Разработать правила и условия проведения мероприятия.

5. Соответствие выбранной формы и содержания мероприятия возрасту детей, их уровню развития.

6. Создать название мероприятия.

7. Подобрать задания для участников мероприятия.

8. Просчитать время проведения мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.

9. Продумать, чем заполнить паузы: игры с залом, музыкальные паузы и т.д.

10. Разработать положение мероприятия.

(Положение является результатом этапа конструирования и включает в себя следующие разделы: цели и задачи; организаторы; участники; условия проведения; время и место проведения; критерии оценки; финансирование; подведение итогов.)

II . Подготовка мероприятия.

Подготовительный этап начинается с четкого распределения обязанностей среди организационной группы по подготовке и проведению мероприятия.

1. Составить план подготовки мероприятия.

2. Дать информацию о проводимом мероприятии (разработать, размножить и распространить объявления, афиши, рекламу, билеты-приглашения и т.п.).

Подобрать ведущего. (Ведущему во время проведения мероприятия отводится большая роль. Для ведущего важно четко объяснить условия, контролировать процесс проведения, динамику мероприятия, вовремя фиксировать результаты – все это плюс многое другое требует находчивости, терпения, внимательности, чувство юмора и, конечно же, ведущий должен владеть ораторским искусством).

Приготовить реквизиты (материал, необходимый для проведения конкурсов, карточки с вопросами, жетоны, фишки и т.д.).

Подготовить музыкальное оформление. (Фоновая музыка, фанфары, сигнальная музыка и т.д.).

Подготовить техническое обеспечение мероприятия (микрофоны, магнитофоны, телевизоры, видеокамеры и т.п.).

Подготовить оценочные листы.

Подготовить место проведения мероприятия:

— оформить согласно тематики мероприятия;

— подготовить атрибуты, декорации;

— подготовить места расположения участников, жюри, зрителей, ведущего;

— определить места, где переодеваются участники, раздеваются гости, подводит итоги жюри.

Пригласить жюри. (В состав должны входить люди компетентные, независимые, имеющие собственный опыт в деятельности, которую предстоит оценить. Члены жюри должны знать правила, условия проводимого мероприятия, критерии оценки).

Подготовить призы. (Концовка, финальная точка имеют особое значение. Хорошо, чтобы победитель получил приз, пусть даже символический; но не забудьте и проигравших, их важно поощрить за участие. Обязательно определите, кто будит вручать призы, как будет проходить церемония награждения).

III . Проведение мероприятия.

Выполнение вышеперечисленных этапов организации мероприятия является гарантией успешности проведения мероприятия, его большого воспитательного эффекта. Проводится мероприятие в соответствием с намеченным планом, программой, сценарием.

При проведении мероприятия следует придерживаться следующих правил:

— начало и конец мероприятия должны быть яркими, запоминающимися;

— все задействованные в проведении должны хорошо знать, что и когда следует делать;

— мероприятие должно идти на мажоре.

IV . Анализ мероприятия.

Точку в проведении мероприятия можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ. Анализ включает в себя:

— цель проведения мероприятия;

— кто принимал участие, количество участников;

— обоснование данной формы мероприятия и содержания деятельности.

2. Анализ подготовки мероприятия.

— активность и инициатива детей при подготовке мероприятия,

— содержание этапов подготовительной работы: планирование, разработка элементов мероприятия, изготовление необходимого оборудования и т.д.

— удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости предстоящей деятельности.

3. Анализ хода мероприятия.

— насколько содержательно, интересно, организованно проходила работа;

— какие знания приобрели учащиеся в ходе мероприятия;

— какова результативность проделанной работы и т. д.

4. Общая оценка мероприятия.

на сколько удалось достигнуть поставленных целей и задач. Причины успехов и неудач,

— общая оценка воспитательной ценности проделанной работы.

5. Анализ деятельности воспитателя.

— пожелания и рекомендации для дальнейшего совершенствования воспитательной деятельности педагога.

«Викторина как форма воспитательной работы»

Викторина – это занимательная игра в ответы на вопросы, объединенные какой-либо темой, в которую могут играть двое, могут состязаться команды, можно и одному попробовать себя.

Викторина развивает интерес учащихся к знаниям, расширяет их кругозор, способствует развитию памяти и мышления учащихся, их творческого воображения, смекалки.

Викторины по своему содержанию бывают исторические, литературные, музыкальные, научно-технические, смешанные и т.д.

Викторина является самостоятельной формой воспитательной работы, но может использоваться «внутри» других форм.

Различают викторины устные (дети устно отвечают на вопрос) и письменные (ответ дают в письменной форме).

При подготовке викторины следует определить вид, тему викторины и форму ее проведения.

Четко сформулировать цель и задачи викторины.

Тщательно изучив литературу, составить вопросы и исчерпывающие ответы в письменной форме.

Вопросы должны быть содержательными, четко сформулированными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *