какой нормативно правовой акт регламентирует порядок конвоирования спецконтингента
Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 366 «О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 366
«О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу»
С изменениями и дополнениями от:
30 декабря 2005 г., 30 декабря 2011 г., 14 июля 2017 г.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. N 1116 «О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст.4784) Правительство Российской Федерации постановляет:
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 847 в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения
2. Распространить на специальные подразделения по конвоированию уголовно-исполнительной системы действие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регулировавших деятельность учреждений, органов, предприятий и подразделений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также внутренних войск, в части, их касающейся.
3. Министру юстиции Российской Федерации:
утвердить в установленном порядке положение, структуру и штаты специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы;
обеспечить конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по установленным для внутренних войск плановым маршрутам до утверждения перечня этих маршрутов для специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы.
4. Сохранить за военнослужащими внутренних войск, проходившими военную службу по контракту и перешедшими в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы на должности рядового и начальствующего состава, на время их службы в этих должностях ранее получаемые должностные оклады, если эти оклады были выше окладов по вновь занимаемым должностям, до очередного повышения (индексации) окладов по штатным должностям.
5. Лицам, указанным в пункте 4 настоящего постановления, время их военной службы засчитывать в стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных для лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 847 в пункт 7 настоящего постановления внесены изменения
7. Министерству транспорта Российской Федерации определить совместно с Министерством юстиции Российской Федерации порядок и условия предоставления учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы специальных вагонов для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу, выделения на железнодорожных станциях оборудованных мест отстоя специальных вагонов, мест посадки в них и высадки из них конвоируемых лиц.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 847 в пункт 8 настоящего постановления внесены изменения
8. Федеральному агентству морского и речного транспорта и Федеральному агентству воздушного транспорта оказывать содействие Федеральной службе исполнения наказаний в предоставлении учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы плавучих средств (судов) и воздушных судов для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 847 в пункт 9 настоящего постановления внесены изменения
9. Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом обеспечить в установленном порядке закрепление за учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы находящегося в федеральной собственности имущества внутренних войск, высвобождаемого в связи с прекращением выполнения ими функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу.
10. Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета предусматривать ежегодно выделение бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий, связанных с выполнением учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу.
Предлагается уточнить порядок зачета конвоирования к месту лишения свободы в срок отбывания наказания
Минюст России вынес на общественное обсуждение пакет поправок, направленных, в частности, на расширение периодов времени, подлежащих зачету в срок отбывания наказания.
Первый законопроект предлагает помимо прочего дополнить ст. 72 Уголовного кодекса частью 6, согласно которой время следования осужденного к месту отбывания наказания под конвоем засчитывается в срок лишения свободы с момента убытия из места содержания под стражей до момента прибытия в место отбывания наказания из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима; два дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима либо колонии-поселении.
Проект закона также предлагает предусмотреть установление дополнительного основания, учитываемого при решении вопроса о применении судом условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, – активное участие в различного рода конкурсах при отбывании наказания в виде лишения свободы.
Второй законопроект предусматривает внесение корреспондирующих поправок в УИК РФ. В частности, согласно предложенной ч. 4 ст. 75 Кодекса, администрация пенитенциарного учреждения не позднее 10 дней после дня поступления осужденного в такое учреждение направляет в суд представление о зачете времени следования осужденного к месту отбывания наказания под конвоем.
Этот проект закона также регламентирует порядок привлечения к труду лиц, осужденных к принудительным работам, и применения мер поощрения. Так, согласно поправкам, предлагается предусмотреть возможность привлечения к труду осужденных к принудительным работам в организациях любой организационно-правовой формы и у ИП.
Изменения, вносимые в ч. 2 ст. 60.3 УИК РФ, корректируют порядок исчисления срока принудительных работ: в такой срок предложено не засчитывать время следования в исправительный центр под конвоем. Также планируется применять новый вид поощрения – право посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами ИК осужденным, отбывающим наказание в облегченных условиях в исправительной колонии общего или строгого режима, в сопровождении сотрудников ФСИН.
«Принимая во внимание практику ЕСПЧ, условия содержания осужденных при перевозках, а также продолжительные периоды времени следования осужденных к месту отбывания наказания под конвоем, законопроектом предлагается установление льготного коэффициента зачета в зависимости от назначенного судом вида учреждения без учета тяжести совершенного преступления», – отмечено в пояснительных записках к поправкам.
Общественное обсуждение законопроектов продлится до 4 октября.
Адвокат АП г. Москвы Мартин Зарбабян полагает, что актуальность нововведений касательно принудительных работ заключается в том, что при исполнении рассматриваемого вида наказания ключевым на практике выступает вопрос, касающийся трудоустройства осужденных. «Указанными изменениями законодатель, вероятно, стремится обеспечить осужденных к труду достаточным количеством соответствующих вакансий. Законодатель в данном случае не только расширяет перечень субъектов гражданских правоотношений, имеющих право использовать труд осужденных к принудительным работам, но и вместе с тем подчеркивает недопустимость ограничений в отношении ИП по сравнению с юрлицами. И все же наказание в виде принудительных работ, задуманное в качестве альтернативы лишению свободы, на мой взгляд, требует критического анализа, поскольку правоприменитель нечасто прибегает к выбору данного наказания, отдавая предпочтение лишению свободы или иным, более мягким, видам наказания», – отметил он.
По словам эксперта, сама идея отказа от направления таких осужденных к месту отбывания наказания под конвоем (при отсутствии крайней необходимости в конвоировании) несет в себе позитивные преобразования, так как взгляды, господствующие в общественно-политических формациях многих современных стран, обуславливают запрос общества на нетерпимость к чрезмерному и неоправданному ограничению свободы человека. «Такая законодательная инициатива исключает возможность зачета времени следования к месту отбывания в срок соответствующего наказания ввиду того, что время самостоятельного следования в исправительный центр не засчитывается в срок принудительных работ. Например, в судебной практике встречается казус, когда в случае назначения наказания в виде принудительных работ суд апелляционной инстанции постановил зачесть в срок отбытия наказания время самостоятельного следования гражданина в исправительный центр. Однако данное решение было изменено кассационной инстанцией, и из резолютивной части постановления исключено указание на зачет в срок отбытия наказания времени следования к месту отбывания наказания», – отметил Мартин Зарбабян.
Он также весьма положительно оценил вносимые изменения по зачету времени конвоирования осужденных в срок отбывания наказания, так как реальные условия такой процедуры сопряжены часто с продолжительностью во времени и существенным дискомфортом. «Так, совершенно заслуженно законодатель желает восполнить гражданам такие стеснения посредством зачета времени следования под конвоем в срок лишения свободы. Бесспорно, судебные решения об освобождении гражданина из изоляции должны исполняться “здесь, сейчас и без промедления”. Поправки продиктованы известной в профессиональном сообществе проблемой освобождения лиц из-под стражи или отбывания наказания при принятии об этом решений в проверочных инстанциях. Следовательно, попытки законодателя закрепить императивные положения, которые предписывают правоприменителю не допускать какой-либо волокиты или задержки в вопросе освобождения граждан из изоляции при наличии такого решения, можно только одобрять и оценивать комплиментарно. В то же время мне не совсем понятна позиция в отношении даты вступления в силу этого положения – 2024 г., потому как электронный документооборот и необходимость межведомственного электронного взаимодействия, особенно в отношении обсуждаемой проблемы, это не про будущее, которое может наступить через несколько лет, а про вчерашний день, который уже стал для нас насущным», – подчеркнул Мартин Зарбабян.
Председатель президиума КА «Лапинский и партнеры» Владислав Лапинский отметил высокую актуальность разработанных Минюстом России поправок. «Многочисленные жалобы в Европейский Суд по ст. 3 Конвенции о защите прав и основных свобод на унижающие честь и достоинство людей условия перевозки осужденных к местам лишения свободы были услышаны законодателем. Теперь, после принятия закона, это будет компенсировано хотя бы кратным зачетом времени в пути», – подчеркнул он.
По словам эксперта, путь от следственного изолятора в колонию может длиться достаточно долго, особенно при перемещении осужденных в специальные зоны. «Вспоминаю, что перевозка моего подзащитного в “красную” зону в Мордовию длилась более месяца с несколькими пересадками в пересылках. Правозащитники давно добивались этого. Как подсчитали правозащитники, каждый год при перевозках ФСИН России к местам отбывания наказания допускается не менее 220 тыс. нарушений человеческих условий перемещения, которые подпадают под нарушение ст. 3 Конвенции. Российские власти, предлагая комментируемые законопроекты, продолжают выполнять требования пилотного Постановления ЕСПЧ по делу “Томов и другие против России” от 9 апреля 2019 г., в котором Суд подробно описал “равносильные пыткам” условия перевозки людей в тюремных автофургонах высотой 1,6 м, глухих одиночных “стаканах” площадью около 0,5 кв. м и в камерах с откидными полками вагонзаков, не позволяющих заключенным стоять, в том числе длительные транспортировки без света, тепла, туалетов», – отметил Владислав Лапинский.
Он добавил, что теперь нужно дождаться от законодателя следующего шага – кратного зачета времени от даты вступления приговора в законную силу до даты отправки заключенного к месту отбывания наказания. «Сейчас складывается парадоксальная ситуация: время нахождения в СИЗО до приговора засчитывается в кратном отношении, а потом кратность прекращается, несмотря на то что осужденный находится в тех же, а нередко переводится даже в худшие условия, например в УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области или из нового СИЗО “Кресты” в Колпино в старое СИЗО в Выборге», – пояснил адвокат.
Управление охраны и конвоирования
Начальник Управления охраны и конвоирования:
генерал-майор внутренней службы Шляхов Александр Владимирович
Первый заместитель начальника управления:
полковник внутренней службы Елисеев Сергей Юрьевич
Заместитель начальника управления – начальник отдела организации службы охраны:
полковник внутренней службы Макаров Дмитрий Геннадьевич
Заместитель начальника управления – начальник отдела железнодорожного конвоирования и специальных перевозок:
полковник внутренней службы Бубенцов Владимир Иванович
Основные задачи Управления:
организация охраны исправительных колоний, воспитательных колоний, производственных объектов, на которых работают осужденные, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов и тюрем уголовно-исполнительной системы (далее – УИС);
организация охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – ПБСТИН), обеспечение безопасности находящихся на их территориях лиц, сопровождения и охраны лиц, которым назначено принудительное лечение в ПБСТИН, а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи;
обеспечение соблюдения пропускного режима на охраняемых объектах, воспрепятствование проникновению на их территорию запрещенных предметов;
организация конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из исправительных учреждений, следственных изоляторов на обменные пункты, в медицинские учреждения здравоохранения, а также на производственные объекты и обратно;
организация охраны и конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования;
организация действий во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, сил и средств УИС при чрезвычайных обстоятельствах (далее – ЧО), а также ликвидация их последствий на объектах УИС;
осуществление контроля за исполнением подразделениями охраны, специальными подразделениями УИС по конвоированию требований законодательства Российской Федерации, актов Минюста России и ФСИН России по вопросам организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
исполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации по передаче осужденных в государства их гражданства и по экстрадиции;
информационно-аналитическое обеспечение служебной деятельности подразделений охраны и специальных подразделений УИС о конвоированию;
осуществление контроля за обеспечением охраны прав, свобод, и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при выполнении служебных задач подразделениями охраны и конвоирования, а также создание условий их содержания при конвоировании.
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» охрана следственных изоляторов, исправительных учреждений и их объектов, а также иных объектов уголовно-исполнительной системы осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы, создаваемыми для этих целей (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 № 503-ФЗ).
Конвоирование по плановым маршрутам содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (в ред. Федерального закона от 05.04.2013 № 37-ФЗ).
Конвоирование содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охрана указанных лиц во время производства процессуальных действий осуществляются полицией. Порядок взаимодействия полиции с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы при конвоировании указанных лиц устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть четвертая в ред. Федерального закона от 05.04.2013 № 37-ФЗ)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 апреля 1994 года № 805 «О сокращении численности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. № 964 «О передаче внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы функций по охране учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и их объектов» ГУИН МВД России приступил к практической реализации поставленной задачи, для чего в декабре 1994 года было создано управление охраны ГУИН МВД России и уже к 1 октября 1996 года, за три месяца до установленного срока, задача по приему функций охраны 584 исправительных учреждений была успешно выполнена.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. № 1116 «О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 05.04.1999 №366 «О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу» 1 января 1999 года была осуществлена прием-передача от воинских частей (подразделений) внутренних войск МВД России специальным подразделениям уголовно-исполнительной системы по конвоированию функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу по плановым маршрутам. В последующие годы службы охраны и конвоирования неоднократно реформировались, а в 2009 году управление охраны ФСИН России и управление конвоирования и специальных перевозок ФСИН России стали основой созданного управления охраны и конвоирования ФСИН России.
Информация о деятельности Управления:
Какой нормативно правовой акт регламентирует порядок конвоирования спецконтингента
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫЕ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД СТРАЖЕЙ
Технические требования и методы испытаний
Оperational service vehicles for the transport of persons under detention. Technical requirements and test methods
Дата введения 2017-04-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ») и Федеральным казенным учреждением научно-производственным объединением «Специальная техника и связь» МВД России (ФКУ НПО «СТиС» МВД России)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 «Дорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48-2015)
За принятие голосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июня 2016 г. N 539-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33546-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2590-2006 Прокат сортовой стальной горячекатаный круглый. Сортамент
ГОСТ 8639-82 Трубы стальные квадратные. Сортамент
ГОСТ 8645-68 Трубы стальные прямоугольные. Сортамент
ГОСТ 11529-86 Материалы поливинилхлоридные для полов. Методы контроля
ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (КОД IP)
ГОСТ 16019-2001 Аппаратура сухопутной подвижной радиосвязи. Требования по стойкости к воздействию механических и климатических факторов и методы испытаний
ГОСТ 22390-77 Кузова-фургоны автомобильные. Элементы крепления и схемы взаимного расположения шанцевого инструмента. Технические требования
ГОСТ 28147-89 Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования
ГОСТ 32565-2013 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия
ГОСТ 30593-2015 Автомобильные транспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 спецконтингент: Лица, подозреваемые и/или обвиняемые в совершении преступлений, перевозимые в спецавтомобиле.
3.1.2 конвой: Наряд полиции, осуществляющий охрану спецконтингента при доставлении его к месту назначения в спецавтомобиле.
3.1.3 рабочий салон: Помещение спецавтомобиля, в котором размещаются отделение конвоя, камеры для спецконтингента и туалетная кабина.
3.1.4 одиночная камера для спецконтингента: Помещение для размещения одного человека из состава спецконтингента.
3.1.5 общая камера для спецконтингента: Помещение для размещения нескольких человек из состава спецконтингента.
3.1.6 туалетная кабина: Камера, оборудованная биотуалетом.
3.1.7 тепловой пожарный извещатель; ТПИ: Устройство для обнаружения факторов пожара, формирования сигнала о пожаре, срабатывающее при определенном значении температуры.
3.1.8 устройство преобразования речи: Приспособление по преобразованию речевого сигнала в цифровую информацию.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
4 Общие технические требования
4.1 Спецавтомобили предназначены для перевозки лиц, находящихся под стражей, и использованию для других целей не подлежат.
4.2 Спецавтомобили изготовляют на базе:
— шасси грузовых автомобилей;
4.3 Спецавтомобиль предназначен для перевозки только сидящих людей.
4.5 В спецкузове, грузовом отсеке автофургона, салоне автобуса и легкового автомобиля оборудуются отделение конвоя, камеры для спецконтингента и туалетная кабина (в спецавтомобилях вместимостью более семи человек спецконтингента).
4.6 Спецавтомобиль должен иметь габаритную высоту не более 3 м от поверхности проезжей части и габаритную ширину не более 2,55 м. Технически допустимая максимальная масса и распределение нагрузок по осям спецавтомобиля при его технически допустимой максимальной массе не должны превышать указанных характеристик базового автомобиля (шасси).
4.7 Конструкция спецавтомобиля должна обеспечивать:
— размещение конвоя в составе не менее четырех человек, включая водителя;
— полную визуальную изоляцию спецконтингента от внешней среды;
— строго раздельное размещение спецконтингента в камерах по видам режима и категориям;
4.8 Помещение конвоя должно располагаться в передней части рабочего салона.
4.9 Каждая камера для спецконтингента и туалетная кабина должны иметь отдельный вход из помещения конвоя.
4.10 Примеры планировок рабочего салона с различным сочетанием общих и одиночных камер показаны на рисунке 1.
4.11 В спецавтомобилях на базе автофургонов, автобусов и легковых автомобилей в задней части оборудуется вспомогательный отсек, доступ в который осуществляется через штатную заднюю дверь (двери) базового автомобиля. При отсутствии штатных дверей, по согласованию с заводом-изготовителем базового автомобиля, допускается установка дополнительной двери в задней части спецавтомобиля.
Вспомогательный отсек должен быть полностью изолирован от рабочего салона.
Запасное колесо спецавтомобиля рекомендуется размещать во вспомогательном отсеке.
4.12 Основные требования к спецавтомобилям в зависимости от видов конвоирования
4.12.1 Для конвоирования спецконтингента из ИВС в следственные изоляторы, медицинские учреждения, санпропускники и бани, на обменные пункты плановых маршрутов конвоирования и обратно, из органов внутренних дел в ИВС необходимо наличие одной или нескольких общих камер и не менее одной одиночной камеры. В спецавтомобилях вместимостью менее семи человек спецконтингента допускается отсутствие одиночных камер.