какой отраслью является право социального обеспечения

Право социального обеспечения. Шпаргалка

какой отраслью является право социального обеспечения

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Право социального обеспечения. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Предмет права социального обеспечения включает несколько групп общественных отношений:

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социального обслуживания престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинского обслуживания, льгот для отдельных категорий граждан);

3) процедурные ипроцессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы. Метод права социального обеспечения — это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению, специфика которых обусловлена распределительным характером этих отношений. Право социального обеспечения использует два метода: императивный и диспозитивный.

Система права социального обеспечения состоит из двух частей: общей иособенной.

Общая часть охватывает положения и нормы, относящиеся ко всем отношениям по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

В структуре особенной части права социального обеспечения сформировался комплекс самостоятельных институтов:

трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, по установлению юридических фактов, по разрешению жалоб и споров, по наступлению юридической ответственности.

Источники: нормы международных актов, Конституция РФ, федеральные законы РФ, подзаконные акты! (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), муниципальные и локальные нормативные акты.

Источник

Право социального обеспечения в качестве отрасли права РФ и его предмет

Предмет права социального обеспечения связан с понятием социального обеспечения. Общественные отношения, которые являются его составляющими и не являются идентичными предмету права социального обеспечения.

В первую очередь, общественные отношения не могут быть рассмотрены в качестве предмета правового регулирования, так как они являются волевыми отношениями. Другими словами, вне зависимости от места, которое они занимают в структуре социальных связей, отношения могут быть выражены в волевом поведении людей и проявляется как имущественная, трудовая, организационная или другая социальная связь, которая имеет волевой характер.

В социальное обеспечение включены определенные акты поведения людей, которые направлены на то, чтобы создавать и распределять специальные фонды. Общественные связи, которые складываются при этом, являются волевой формой распределительных отношений и по этой причине поддаются правовому регулированию.

Также в социальном обеспечении существует 3 основные категории общественных отношений:

По своей природе они не являются однородными. Отношения, складывающиеся в процессе того, как образовываются фонды для реализации социального обеспечения – это типичные финансовые отношения, которые являются частью предмета финансового права. Отношения по управлению социальным обеспечением имеют все признаки административных отношений и являются частью предмета административного права.

Предмет права социального обеспечения

Частью предмета права социального обеспечения являются отношения, которые складываются между гражданами и органами государственной власти, муниципалитета и различными организациями в связи с реализацией в лице граждан своих прав на получение различных видов социального обеспечения.

Отношения являются ядром предмета права социального обеспечения и разновидностью имущественных отношений, обладая всеми признаками последних. Отношения, связанные с социальным обеспечением, могут возникать через объект и содержание данных отношений. Отношения, связанные с социальным обеспечением могут возникать при тех случаях, когда для граждан наступают неблагоприятные материальные последствия, например, на основании утраты или уменьшения заработка вместе с увеличением расходов.

Исходя из этого, объектом данных отношений зачастую являются материальные блага (пенсия, пособие и другие), характеризующиеся понятием «имущества», включая натуральные виды помощи и услуги материального характера.

Отношения, связанные с социальным обеспечением – имущественные, на основании содержания, так как имеют связи с собственностью. В данных отношениях реализуется передача материальных благ, которые составляют государственные (федеральные и субъектов Российской Федерации), муниципальные, частные и другие виды собственности в права собственности граждан или пользование объектами указанных видов собственности.

Предмет права социального обеспечения не является однородным. В состав его ядра входят пенсионные отношения и отношения, связанные с предоставлением денежного пособия, которые складываются между гражданином и органом, предоставляющим обеспечение. Данные отношения имеют специфическую природу и различную степень связи с ядром данного предмета.

Также, субъекты данных отношений – это лица, которые получают пенсию и пособие. Данные отношения также возникают на основании одинаковых юридических фактов. Из-за этого они тяготеют к ядру предмета права социального обеспечения и являются его составляющими. Большая часть из них – имущественные.

В предмете права социального обеспечения можно обнаружить большое количество нематериальных отношений (например, процедурных или процессуальных). Они необходимы для того, чтобы возникали и развивались материальные отношения, для обеспечения их нормального функционирования и охраны (отношения по установлению фактов, которые имеют юридическое значения в связи с представлением обеспечения на основании юридической ответственности сторон данных отношений; по рассмотрению споров).

Предмет права социального обеспечения состоит из пенсионных отношений, отношений по обеспечению пособиями, по оказанию мед. помощи, по социальному обслуживанию и поддержке, гос. и доп. соц. помощи, а также тех отношений, которые тесно с ними связаны, например, отношения по установлению фактов, которые имеют юридическое значение, по предоставлению обеспечения на основании юридической ответственности сторон данных отношений и по рассмотрению споров.

Структура предмета права социального обеспечения

Структура предмета права социального обеспечения определена на основании условий того, как возникают и функционируют отношения социального обеспечения и объекты данных отношений. В указанных отношениях каждое жизненное событие (страховой, социальный случай, группа однородных событий) соответствует конкретному объекту отношений (виды материальных благ и услуг), при помощи которых происходит удовлетворение потребностей граждан в качестве участников общественных отношений.

На основании этого были сформированы различные по форме, но родственные по содержанию, а потому взаимосвязанные группы отношений, составляющие ядро предмета права социального обеспечения. Таковыми являются пенсионные отношения, основой которых является факт достижения гражданином возрастной границы, инвалидность, выслуга лет, потеря кормильца; отношения, связанные с предоставлением различных пособий – временная нетрудоспособность, беременность и роды, дети и другие. Сюда также включены отношения, связанные с оказанием медицинской помощи, социальным обслуживанием, социальной поддержке, гос. соц. помощи и т.д.

Группа нематериальных отношений – это связи, которые возникают как результат действий субъектов (носителей) указанных отношений (граждане и органы, которые предоставляют обеспечение). Ее частью являются отношения, связанные с установлением фактов, имеющих юридическое значение, с предоставлением обеспечения на основании юридической ответственности сторон данных отношений, по рассмотрению споров.

Каждый элемент включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов и обладает индивидуальной структурой. В пенсионные отношения, например, включены отношения связанные с обеспечением пенсией по возрасту, инвалидности, выслуге лет, социальной пенсии. Обладают внутренним строением и другими элементами структуры предмета права социального обеспечения.

Также необходимо обращать внимание на динамизм общественных отношений, которые составляют предмет права социального обеспечения. Он может проявляться в появлении новой группы отношений, которая вызвана на основании потребностей общественной жизни. Такими, например, могут быть отношения, связанные с предоставлением помощи людям, которые пострадали от радиационного воздействия, были незаконно репрессированы, беженцы или вынужденные переселенцы, связанные с государственной социальной помощью малообеспеченным слоям населения.

Юридическое закрепление предмета права социального обеспечения

Предметы отрасли права юридически закреплены в нормативно-правовых актах. В большом количестве отраслей законодательства предмет правовой отрасли отражен в главах, разделах, и других видах подразделений кодифицированных нормативно-правовых актов. По другому дела обстоят в области, связанной с правом социального обеспечения. В РФ уровень кодификации законодательства социального обеспечения является недостаточно высоким, поэтому предмет этой отрасли нормативно закреплен в определенном количестве актов. Пенсионные отношения закреплены в Законе о трудовых пенсиях, Законе о государственном пенсионном обеспечении, Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих.

Отношения, связанные с обеспечением граждан, закреплены в Законе о пособиях по временной нетрудоспособности и других. Нормативно закреплены и другие отношения, связанные с социальным обеспечением.

Нематериальные нормы, опосредующие отношения, связанные с установлением фактов, которые имеют юридическое значение, с предоставлением обеспеспечения, вопросами юридической ответственности и рассмотрением споров включены также в акты, которые регулируют материальные отношения, и в акты, посвященные процедурным и процессуальным вопросам.

Источник

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,

Право социального обеспечения как са­мо­стоя­тель­ная от­расль пра­ва сфор­ми­ро­ва­лось в об­щей сис­те­ме российского пра­ва от­но­си­тель­но не­дав­но, в середины 1960-х годов. В ус­ло­ви­ях ста­нов­ле­ния в Рос­сии ры­ноч­ных от­но­ше­ний, ко­гда на со­вер­шен­но иных прин­ци­пах фор­ми­ру­ет­ся сис­те­ма со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния, нор­мы право социального обеспечения за­ни­ма­ют осо­бое ме­сто в сис­те­ме российского пра­ва.

Ме­тод права социального обеспечения ос­но­ван на со­че­та­нии цен­тра­ли­зо­ван­но­го (фе­де­раль­но­го), ре­гио­наль­но­го (на уров­не субъ­ек­тов Российской Федерации), му­ни­ци­паль­но­го (на уров­не му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний), ло­каль­но­го (на уров­не ра­бо­то­да­те­ля), нор­ма­тив­но­го и до­го­вор­но­го спо­со­бов ус­та­нов­ле­ния прав и обя­зан­но­стей субъ­ек­тов, с учё­том спе­ци­фи­ки юри­дических фак­тов, вле­ку­щих воз­ник­но­ве­ние, из­ме­не­ние и пре­кра­ще­ние пра­во­от­но­ше­ний, а так­же спо­со­бов за­щи­ты субъ­ек­тив­ных прав и обес­пе­че­ния ис­пол­не­ния обя­зан­но­стей.

Сре­ди ис­точ­ни­ков права социального обеспечения осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет Кон­сти­ту­ция Российской Федерации, со­глас­но статье 43 ко­то­рой ка­ж­до­му га­ран­ти­ру­ет­ся со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние по воз­рас­ту, в слу­чае бо­лез­ни, ин­ва­лид­но­сти, по­те­ри кор­миль­ца, для вос­пи­та­ния де­тей и в иных слу­ча­ях, ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном. При­ня­то боль­шое чис­ло фе­де­раль­ных за­ко­нов, ре­гу­ли­рую­щих тот или иной вид со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния. К ис­точ­ни­кам права социального обеспечения в Российской Федерации от­но­сят­ся так­же ука­зы пре­зи­ден­та, по­ста­нов­ле­ния (рас­по­ря­же­ния) пра­ви­тель­ст­ва, ак­ты ми­ни­стерств и ве­домств. По­сколь­ку со­ци­аль­ная за­щи­та, вклю­чая со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние, на­хо­дят­ся в со­вме­ст­ном ве­де­нии Российской Фе­де­ра­ции и её субъ­ек­тов (статья 72 Кон­сти­ту­ции Российской Федерации), нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты по во­про­сам со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния мо­гут при­ни­мать и субъ­ек­ты Российской Федерации. Оп­ре­де­лён­ной ком­пе­тен­ци­ей в об­лас­ти со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния об­ла­да­ют и ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. Нор­ма­тив­ные ус­ло­вия кол­лек­тив­ных до­го­во­ров и со­гла­ше­ний не­ред­ко со­дер­жат по­ло­же­ния о до­пол­нит. со­ци­аль­ных вы­пла­тах за счёт средств ра­бо­то­да­те­ля. На­ря­ду с внут­ри­го­су­дар­ст­вен­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми, в право социального обеспечения есть ме­ж­ду­народные ис­точ­ни­ки, напродные ак­ты ООН и МОТ, ре­гио­наль­ных объ­е­ди­не­ний (Со­ве­та Ев­ро­пы, СНГ), дву­сто­рон­ние и мно­го­сто­рон­ние ме­ж­ду­народные до­го­во­ры Российской Федерации. Спор­ным яв­ля­ет­ся во­прос о при­зна­нии су­деб­но­го пре­це­ден­та ис­точ­ни­ком пра­ва. В боль­шин­ст­ве сво­ём при­зна­ёт­ся, что ре­ше­ния выс­ших су­деб­ных ор­га­нов (Кон­сти­ту­ци­он­но­го и Вер­хов­но­го су­дов Российской Федерации) слу­жат ис­точ­ни­ка­ми пра­во­твор­че­ст­ва, не яв­ля­ясь при этом ис­точ­ни­ка­ми пра­ва в фор­маль­но-юри­дическом смыс­ле.

Право социального обеспечения со­сто­ит из Об­щей и Осо­бен­ной час­тей, вклю­чаю­щих в се­бя ряд ин­сти­ту­тов. В российской нау­ке по­ка нет един­ст­ва мне­ний учё­ных от­но­си­тель­но мес­та в сис­те­ме от­рас­ли ин­сти­ту­та тру­до­во­го (стра­хо­во­го) ста­жа. В дан­ный пра­во­вой ин­сти­тут вхо­дят нор­мы о стра­хо­вом ста­же (об­щем и спе­ци­аль­ном), об­щем тру­до­вом ста­же, вы­слу­ге лет во­ен­но­слу­жа­щих и других лиц, про­хо­дя­щих во­ен­ную ли­бо иную служ­бу с при­свое­ни­ем во­ин­ских (спе­ци­аль­ных) зва­ний, ста­же государственной гражданской служ­бы. К Об­щей час­ти право социального обеспечения, на­хо­дя­щей­ся в ста­дии фор­ми­ро­ва­ния, от­но­сят­ся нор­мы, за­кре­п­ляю­щие ос­но­во­по­ла­гаю­щие по­ло­же­ния и оп­ре­де­ляю­щие пред­мет и ме­тод от­рас­ли, за­да­чи, от­рас­ле­вые прин­ци­пы, пра­во­вой ста­тус субъ­ек­тов, ви­ды со­ци­аль­ных рис­ков, при на­сту­п­ле­нии ко­то­рых пре­дос­тав­ля­ет­ся со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние.

В стра­нах, где сло­жи­лась мно­го­ук­лад­ная эко­но­ми­ка, пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний в сфе­ре со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на трёх уров­нях. Пер­вый уро­вень ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ус­та­нов­ле­ни­ем обя­за­тель­ной государственной сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния). При­чём в не­ко­то­рых стра­нах осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пе­ре­ход от уни­вер­саль­но­го прин­ци­па пре­дос­тав­ле­ния от­дель­ных ви­дов со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния к пре­дос­тав­ле­нию их толь­ко бед­ным (ма­ло­обес­пе­чен­ным) по­сле про­вер­ки ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния та­ких лиц. Вто­рой уро­вень со­став­ля­ют кор­по­ра­тив­ные сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (в рам­ках кон­крет­ных ор­га­ни­за­ций). Как пра­ви­ло, соз­да­ние та­кой сис­те­мы яв­ля­ет­ся доб­ро­воль­ным, хо­тя ино­гда и по­ощ­ря­ет­ся го­су­дар­ст­вом. Тре­тий уро­вень пред­став­ля­ет со­бой ин­ди­ви­ду­аль­ное доб­ро­воль­ное стра­хо­ва­ние и ча­ст­ные сбе­ре­же­ния.

В стра­нах «третье­го ми­ра» раз­ви­тие национальных сис­тем со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния за­ви­сит от уров­ня эко­но­мического раз­ви­тия, с учё­том ко­то­ро­го пре­об­ла­да­ет тот или иной уро­вень пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и оп­ре­де­ля­ет­ся круг лиц, на ко­то­рых рас­про­стра­ня­ют­ся государственной сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния).

Источник

Понятие и система права социального обеспечения

Понятие ПСО

Понятие «право социального обеспечения» является самостоятельным, относительно обособленным и цельным правовым образованием. Оно регулирует определенный перечень специфических отношений в обществе через использование определенных принципов. Для этого право использует своеобразный метод правового регулирования.

Система норм, институтов и под институтов, которые входят в подобное правовое образование, представляет собой отрасль права социального обеспечения. В составе структуры нормативных актов, которые регулируют общественные отношения в области социального обеспечения, принято различать несколько правовых норм, которые:

Внутренняя структурная дифференциация любой отрасли отечественного права заключается в классификации на несколько правовых институтов.

Наука определяет категорию «правовой институт» в качестве законодательно обособленного комплекса юридических норм. С их помощью обеспечивается общее регулирование этой разновидности общественных отношений или ее элементов.

Отрасль права регулирует посредством особого метода всю систему качественно однородных отношений в обществе, для чего применяются специфические приемы и способы их юридического опосредования. Правовой же институт должен детально регулировать с помощью тех же способов и приемов только конкретное общественное отношение, которое включено в систему рассматриваемых отношений в обществе. По этой причине правовой институт можно считать однородным в соответствии с фактическим содержанием, для чего характерно, что правовые нормы, которые его формируют, выступают в качестве единого комплекса (цельной системы). Он представляет собой относительно обособленный «блок», который образует в совокупности с прочими институтами, которые формируют нормативный механизм отрасли.

Общая часть права ПСО

Если рассматривать положения, то Общая часть включает нормы, которые относятся к любым отношениям в сфере социального обеспечения. Она состоит в общих правовых институтах, нормы которых в концентрированном виде показывают специфику этой отрасли и являются основой для всех общественных отношений, состоящих в предмете отрасли.

Большая часть права социального обеспечения сегодня находится на этапе формирования. В современной теории нет однозначного понимания его структуры и состава.

В законодательстве выявление созданных модификаций о социальном обеспечении происходит в соответствии с методом регулирования общественных отношений. Они и представляют собой предмет права социального обеспечения. В этой области происходит изменение руководящих начал, которые контролируют базовые аспекты ПСО. В этом процессе происходит расширение перечня субъектов социального обеспечения, а указанные факторы способны замедлить темпы развития Общей части данной правовой отрасли.

Исследователи считают, что Общая часть права не должна иметь самостоятельных институтов, поскольку представлена только совокупностью соответствующих норм без их организации в самой части. Есть еще мнения авторов, которые полагают, что Общая часть ПСО включает всегда самостоятельные правовые институты, в том числе институт правосубъектности, главный институт, институт социальных рисков. Второй из них представляет собой систему юридических предписаний, освещающих предмет отрасли, ее задачи и отраслевые принципы.

Для состава Особенной части ПСО сегодня характерен достаточно устоявшийся комплекс самостоятельных институтов. Они состоят в трудовом стаже, пенсионном обеспечении, пособиях и компенсационных выплатах, обеспечении в области страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, социальном обслуживании, медицинской помощи и лечении, установке правовых фактов, разрешении жалоб и споров, институте правовой ответственности.

Институты в области обеспечения пенсиями, пособиями и компенсационными выплатами, социального обслуживания человека, медицинской помощи и лечения представляют собой комплексные институты. Они состоят из нескольких вспомогательных институтов.

Любой из рассмотренных институтов включает собственный отдельный комплекс юридических норм, с помощью которого производится целостное регулирование этого типа отношений в обществе.

Система ПСО

Каждый институт ПСО разделяется на внутренние элементы, которые составляют систему. Это происходит на основании соответствующей системы классификатора юридических актов, которые одобрены президентским Указом № 511. С помощью классификатора закрепляются законы, касающиеся социального страхования и обеспечения как самостоятельной правовой системы.

Отдельный блок представлен законодательством о социальном обслуживании. Оно состоит из нескольких групп норм:

В классификаторе (раздел 070.000.000 «Социальное обеспечение и социальное

страхование») закрепляется такая система законодательства о соц. обеспечении, которая не полностью соответствует системе права данной отрасли.

В систему законодательства ПСО включены подсистемы. Их можно отнести в состав предмета деятельности в сфере ПСо, включая финансирование социального обеспечения, негосударственное пенсионное страхование и обслуживание, управление соц. страхованием и обеспечением. Также они входят в предмет административного, финансового и гражданского права. Система норм, касающихся социального обслуживания, также не соответствует системе данного института в ПСО. ТАк, в ее состав входит раздел «Негосударственное социальное обслуживание».

Отметим, что в юридической литературе до настоящего времени идут споры в области соотношения между системой права и законодательства.

Некоторые представители правовой науки (например, М. Д. Шаргородский, О. С. Иоффе) относят систему права к «объективному» явлению, которое существует и развивается вне зависимости от человеческой воли и воли законодателя.

Есть исследователи, которые полагают, напротив, что «объективно обусловленной» можно считать систему права, которая отличается от системы законодательства, созданной только логическим путем при систематизации законов.

Подобное несоответствие может объясняться тем, что система законов была создана из соображения политической целесообразности. Она отражает особенности национальной системы права.

Законодательство представляет собой одну из форм установки и выражения норм позитивного права. По этой причине невозможно в такой степени оторвать форму права в качестве явления от его содержания в виде правовых норм. Объективность характерна для развития и законодательства, и права, при этом она заключается не определении структуры законов с помощью природы норм.

Существует мнение, что общие аспекты системы отрасли права и соответствующих ей законов должны быть едины и находиться в согласии в качестве формы (системы законодательства) и содержания (системы права). Наряду с этим, система права социального обеспечения и его институтов представляет собой основу системы законодательства о социальном обеспечении.

Источник

Предмет, метод, система права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения

Реализация функций социального обеспечения происходит путем предоставления лицам, пострадавшим от социальных рисков, пенсий, пособий и услуг. Это означает, что отношения по социальному обеспечению имеют имущественную природу.

До 60-х годов считалось, что отношения по материальному обеспечению граждан в старости и в случае утраты трудоспособности регулируются нормами трудового, колхозного, административного права.

Идею о том, что право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права обосновал В.С.Андреев на симпозиуме по социальному обеспечению в Праге в 1966 г. Он предложил относить к предмету права социального обеспечения те отношения, которые соответствуют следующим признакам: а) одним из субъектов этих отношений является гражданин, а другим – государство в лице его органов управления либо профсоюзов, наделенных государством соответствующими полномочиями, или органы колхозов; б) отношения между субъектами носят алиментарный характер, причем обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения выступает государство; в) посредством этих отношений обеспечение осуществляется за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение. Если конкретное отношение не отвечает указанным критериям, то его не следует включать в предмет права социального обеспечения.

Отношения, возникающие в связи со сбором средств на социальное обеспечение, относятся к финансовому праву, а отношения по управлению социальным обеспечением – к административному праву.

Думается, что названные признаки сохраняют свою научную ценность. С учетом современных социально-экономических условий, изменения механизмов финансирования, появления социальных рисков, отсутствовавших в советский период, и других факторов, они по-прежнему могут и должны служить ориентирами при характеристике предмета права социального обеспечения.

Субъектом отношений по социальному обеспечению может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья в целом (например, в связи с назначением трудовой пенсии по случаю потери кормильца). В качестве физических лиц в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать: граждане РФ, иностранцы – при наличии международных соглашений, лица без гражданства, беженцы.

Вторым субъектом данных отношений являются государственные органы (учреждения) и иные лица, действующие от имени или по поручению государства (публичные агенты). К их числу относятся: органы министерства здравоохранения и социального развития, органы министерств обороны и внутренних дел, учреждения здравоохранения и социального обслуживания, территориальные отделения Пенсионного фонда РФ (ПФР) и других государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, негосударственные пенсионные фонды, частные медицинские клиники и др.

В связи с этим рассматриваемые отношения сохраняют преимущественно публичный характер.

За профсоюзами в настоящее время сохранена лишь функция общественного контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, оплатой путевок на санаторно-курортное лечение и в детские спортивные лагеря.

Вторым критерием В.С.Андреев назвал «алиментарный» характер указанных отношений. Необходимо отметить, что среди специалистов в области права социального обеспечения существовали значительные разногласия в трактовке понятия «социальной алиментации». На наш взгляд, наиболее полно раскрыла его содержание Р.И.Иванова. Этим понятием она обозначала способ предоставления «государством или по его поручению. всех видов социального обеспечения и обслуживания на справедливой основе бесплатно, безэквивалентно с учетом связи с трудом, но не в порядке ответных действий за новый встречный труд, в объеме нормального уровня жизни, сложившегося на данном этапе развития. общества, без применения договорных начал из фонда социального обеспечения».

В связи с изменением механизмов финансирования, введением единого социального налога (ЕСН), возможностью добровольного участия в обязательном пенсионном и социальном страховании, переходом к исчислению страховой и накопительной частей трудовых пенсий в зависимости от суммы расчетного пенсионного капитала и суммы пенсионных накоплений, отношения по социальному обеспечению уже нельзя характеризовать исключительно как алиментарные.

Однако высказываются и иные точки зрения. В частности, В.С.Аракчеев предлагает сохранить понятие «алиментарность» в качестве доктринальной категории в научных и учебных целях. Он утверждает, что «в социальном обеспечении речь идет не об индивидуальной (договор пожизненной ренты) или групповой (семейно-правовой) алиментации, а именно социальной, то есть общезначимой, общегосударственной обязанности по содержанию тех членов общества, которые утратили или еще не приобрели способности к самообеспечению».

М.В.Лушникова характеризует предмет права социального обеспечения как «социально-алиментарные отношения по распределению государственных средств (госбюджета и обязательных внебюджетных социально-страховых фондов) в порядке, предусмотренном законом, а также иных юридических и физических лиц – на договорных условиях».

Исходя из естественно-правовой концепции прав человека, российское государство признает за человеком право на существование и предоставляет ему средства для удовлетворения основных потребностей. Это право гарантируется государством независимо от реализации человеком своих способностей к труду, уплаты ЕСН и страховых взносов. Поэтому отношения, складывающиеся в связи с оказанием малоимущим членам общества помощи в виде денежных выплат, бесплатных медицинских или социальных услуг, сохраняют алиментарную природу.

Работающие лица, подлежащие обязательному пенсионному страхованию или уплачивающие взносы в добровольном порядке, приобретают право на трудовые пенсии, социально-страховые пособия, медицинские услуги только при условии уплаты ЕСН и страховых взносов. С 1 января 2002 г. трудовые пенсии по старости и по инвалидности могут складываться из трех частей: базовой, страховой и накопительной, а трудовой пенсии по случаю потери кормильца – из двух частей – базовой и страховой. Размер страховой части зависит от объема приобретенных к началу реформы пенсионных прав и суммы страховых взносов, учтенных на индивидуальном счете застрахованного в ПФР. Размер накопительной части будет рассчитываться исходя из суммы взносов и доходов от их инвестирования, т.е. из суммы пенсионных накоплений.

По своей экономической сути отношения, возникающие по поводу выплаты всех видов трудовых пенсий, являются возмездными. Частично они сохранили неэквивалентный характер (базовая часть пенсии), а частично стали для получателей полностью эквивалентными (страховая и накопительная части).

Отношения по материальному обеспечению государственных служащих, участников Великой Отечественной войны, лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособных граждан являются возмездными для государства, поскольку источником финансирования служат бюджеты различных уровней. Для получателей, которые прямо не участвуют в создании финансовой базы для их выплаты, они остаются безвозмездными.

Однако экономическая природа пенсий, выплачиваемых за счет бюджетных средств, различна. Так, государственные служащие получают пенсии за выслугу лет с учетом периода службы, лица, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф,– пенсии по старости с учетом продолжительности общего трудового стажа, а нетрудоспособные граждане – социальные пенсии независимо от участия в трудовой деятельности.

Таким образом, в современных условиях в пенсионном обеспечении фактически сложились две группы отношений – одна в рамках системы обязательного пенсионного страхования, другая – в рамках системы государственного пенсионного обеспечения.

Что касается отношений по выплате дополнительных (корпоративных) пенсий из негосударственных пенсионных фондов (НПФ), то они не входят в государственную систему социального обеспечения. Общественные отношения по распределению средств негосударственных фондов (в том числе, пенсионных, профсоюзных, кооперативных, благотворительных и проч.) в случаях старости, инвалидности, потери кормильца, беременности и родов и других остаются за пределами предмета права социального обеспечения. Они не соответствуют признакам отношений, подлежащих включению в предмет исследуемой отрасли права, с учетом субъектов, источников финансирования, механизмов правового регулирования (Иной позиции придерживается М.В.Лушникова. Она полагает, что добровольное договорное социальное обеспечение не должно выводиться за пределы организационно-правовых форм социального обеспечения.

Финансирование социально-страховых пособий основано на принципе солидарности работающих и временно нетрудоспособных и является возмездно-неэквивалентным.

Комплекс отношений по социальному обеспечению не является однородным. В нем можно выделить материальные отношения, складывающиеся в рамках различных организационно-правовых форм – обязательного социального страхования, обеспечения за счет прямых ассигнований из федерального бюджета, государственной социальной помощи.

В частности, к материальным отношениям по предоставлению социально-страховых выплат и услуг в рамках обязательного социального страхования относятся:

Материальными отношениями по предоставлению социально-алиментарных выплат и услуг в рамках государственной социальной помощи являются:

Помимо материальных отношений, в предмет отрасли права социального обеспечения входят также отношения, возникающие в связи с реализацией права на социальное обеспечение, т.е. отношения по правоприменительной деятельности (процедурные отношения). Содержанием указанных отношений является установление юридических фактов, вынесение решений по вопросам назначения выплат или предоставления услуг.

Субъектами процедурных отношений являются физическое лицо (или семья), государственный орган или учреждение. Наиболее часто отношения по поводу установления юридических фактов возникают между физическими лицами и следующими органами или учреждениями: с бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) – в связи с определением группы, причины инвалидности, степени утраты трудоспособности, разработкой программы реабилитации; с различными видами лечебных учреждений – в связи с признанием факта временной нетрудоспособности; с территориальными отделениями ПФР – в связи с установлением продолжительности трудового и страхового стажа и т.д.

Процедурные отношения по вынесению решений о предоставлении или отказе в предоставлении социального обеспечения могут существовать между физическими лицами и следующими органами или учреждениями: территориальными отделениями ПФР; пенсионными управлениями министерств обороны, внутренних дел; государственными или муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями; государственными или муниципальными учреждениями социального обслуживания и др.

Новым видом процедурных отношений после принятия Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» стали отношения по проверке материального и имущественного положения лиц, обратившихся за ее предоставлением. Они возникают между малоимущими лицами и местными органами социальной защиты населения по поводу установления факта нуждаемости.

Споры по вопросам назначения различных видов социального обеспечения, удержаний, взыскания излишне выплаченных сумм разрешаются вышестоящими органами или учреждениями, осуществляющими социальное обеспечение, и (или) судом, а при несогласии с их решением – в судебном порядке. В разных федеральных законах допускаются различные сочетания указанных вариантов, но не установлено никакого особого порядка их рассмотрения. В соответствии со ст.46 Конституции РФ нарушенное право может быть защищено в суде и без обращения в вышестоящий орган (учреждение). Очевидно, что при рассмотрении спора вышестоящими органами государственного управления возникают административно-процессуальные отношения, а при разрешении его судом – гражданско-процессуальные.

Поскольку внебюджетные фонды обязательного социального страхования не являются органами государственного управления, а имеют статус государственных учреждений, то отношения между ними и физическими лицами по разрешению споров в области социального обеспечения, можно включить в предмет права социального обеспечения.

Анализ сущности отношений по социальному обеспечению позволяет сформулировать следующее определение. Предмет права социального обеспечения образуют:

Наличие общественной потребности в материальной защите человека от социального риска является предпосылкой для разработки и принятия особой группы правовых норм, система которых образует самостоятельную отрасль российского права – право социального обеспечения.

Сегодня право социального обеспечения является одной из самых динамично развивающихся отраслей российского права.

Метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению

На протяжении десятилетий в научной среде не прекращается дискуссия по вопросу о том, каждая ли отрасль имеет свой собственный специфический метод правового регулирования или существует некий единый метод, общий для всех отраслей права. Позиции «единого метода» придерживался В.Д.Сорокин. Суть его концепции заключается в том, что в любой отрасли права используются сочетания таких приемов правового регулирования как дозволение, обязывание и запрет.

Однако большинство правоведов пытаются доказать, что каждая отрасль права обладает самостоятельным методом. Причем это вовсе не означает, что метод отрасли должен быть настолько уникальным, чтобы иметь особое название. Такой метод присущ лишь фундаментальным отраслям права (гражданскому, уголовному, административному). В других отраслях права специфика метода не столь безусловна, поскольку применяются различные комбинации дозволения, предписания (обязывания) и запрета.

Метод любой отрасли права представляет собой совокупность приемов и способов «нормативно-организационного воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями».

Особенности метода определяются природой регулируемых отношений, поэтому в отраслях публичного права (административном, конституционном, уголовном) преобладает императивное регулирование, а в частных отраслях (например, гражданском, семейном) – диспозитивное. В соответствии с аналогичным разделением, но выраженным в других терминах с учетом правового положения субъектов правоотношений, в первом случае применяется метод субординации, а во втором – метод координации. Существует и третий вариант терминологических обозначений метода. В литературе по теории права его называют автономно-авторитарным.

Императивный метод относится к сфере государственно-нормативного регулирования, а диспозитивный – к области договорного регулирования.

Специфика метода проявляется в его элементах: правовом положении субъектов правоотношений; особенностях юридических фактов, порождающих, изменяющих и прекращающих правоотношения; мерах ответственности и способах защиты нарушенного права. Сочетание указанных элементов предопределяется спецификой материальных отношений, входящих в предмет отрасли. В зависимости от их сочетания может преобладать императивный или диспозитивный способ правового регулирования.

Среди ученых не существует единства мнений по вопросу о соотношении императивного и диспозитивного регулирования в сфере социального обеспечения. Так, М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова, Д.И.Рогачев, признавая использование дозволений, утверждают, что преобладает императивный метод, а подавляющее большинство норм носят обязывающий, предписывающий характер. Эта позиция основана на том, что средства социального обеспечения ограничены и распределяются государством. Поэтому все условия приобретения права на денежные выплаты и услуги строго регламентированы и не могут быть изменены по соглашению сторон.

Не отрицая ведущей роли предписаний, многие ученые высказывали и высказывают не столь категорические суждения. В частности, К.С.Батыгин считал, что в праве социального обеспечения существенную роль играет дозволение. Эту точку зрения разделяли Р.И.Иванова, В.А.Тарасова, а сегодня придерживается М.Ю.Федорова и другие. Р.И.Иванова писала, что «метод социально-алиментарных притязаний (требований) и предоставлений…является разновидностью диспозитивного метода регулирования социалистических общественных отношений».

В качестве аргументов в их работах указывается, что поведение физического лица в правоотношениях по социальному обеспечению регулируется диспозитивными нормами (они имеют право на выбор вида социального обеспечения, момента обращения и т.п.).

С помощью дозволений устанавливаются основные права человека в сфере социального обеспечения. Но следует подчеркнуть, что имеет место дозволение особого рода, при котором субъективное право лица сводится только к одному праву требования. Однако при осуществлении своих прав физические лица должны выполнять и определенные обязанности. В частности, пенсионер обязан извещать орган, выплачивающий пенсию, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение ее размера или прекращение выплаты. Аналогичные нормы содержатся и в других законах, определяющих права на различные виды социального обеспечения. Следовательно, надлежащее поведение управомоченного субъекта (физического лица) достигается не только при помощи дозволения, но и предписания (обязывания).

В связи с развитием государственной социальной помощи как самостоятельной организационной формы социального обеспечения особенности метода приобретают новые черты. Адресное оказание социальной помощи подразумевает, что малоимущее лицо может лишь направить государственному органу свою просьбу, но не требовать получения конкретного вида социальной помощи. Орган социальной защиты производит проверку уровня доходов и имущественного положения обратившегося и принимает решение о видах и размерах помощи по своему усмотрению с учетом финансовых возможностей субъекта РФ. Отношения по предоставлению адресной социальной помощи регулируются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Но следует помнить, что право на отдельные виды социальной помощи не зависит от имущественного положения обратившегося лица. В качестве примера можно привести набор социальных услуг, право на который имеют только лица прямо указанные в законе.

В большинстве случаев диспозиции правоустанавливающих норм указывают лишь правомочия физических лиц. Поведение второго субъекта (государственного органа, учреждения или иного субъекта) регулируется при помощи позитивного обязывания (предписания). Государственному органу, учреждению или иному субъекту предписывается активное поведение по рассмотрению обращений физических лиц, проверке юридических фактов, своевременному оказанию медицинских и социальных услуг и т.п. Обязанности государственных органов или учреждений закрепляются как в материальных, так и в процедурных нормах.

Правовой статус субъектов права социального обеспечения не вписывается в классические рамки о равенстве или подчиненности сторон, хотя одной из них выступает государственный орган (учреждение или иной субъект). Участники отношений по социальному обеспечению являются экономически неравными, но административно независимыми друг от друга. Имущественные права и свобода выбора поведения принадлежит только физическому лицу, а имущественные обязанности возложены на государственные органы (учреждения или иных субъектов). Такая специфика отношений требует вполне определенного сочетания юридических приемов воздействия на поведение их участников (дозволений, запретов, предписаний).

Право социального обеспечения не предусматривает автоматического назначения денежных выплат или оказания услу г. Физическому лицу предоставляется возможность оценить свое положение и потребность в социальной защите со стороны государства, выбрать наиболее выгодный для себя вид социального обеспечения (например, при наличии права на трудовую пенсию по старости и по инвалидности). Без волеизъявления физического лица субъективное право не будет реализовано и останется в потенциальном состоянии.

Свобода выбора физического лица отражена и в нормах о сроках обращения за конкретным видом социального обеспечения. Так, воспользоваться правом на пожизненные и долгосрочные выплаты (пенсии по старости, по случаю потери кормильца) физическое лицо может в любое время, когда сочтет нужным, а правом на единовременные и периодические выплаты (пособие по беременности и родам, пособие на погребение и др.) – в установленные законом сроки. Для обращения за услугами никаких временных рамок не существует, физические лица пользуются ими при возникновении необходимости.

Такой отличительный признак метода правового регулирования, как недоговорный характер установления прав и обязанностей субъектов, в какой-то мере утратил свою универсальность, т.е. распространение на все без исключения виды общественных отношений в области социального обеспечения. В настоящее время медицинская помощь и социальные услуги оказываются на договорной основе. В подтверждение заключения договора обязательного медицинского страхования каждому застрахованному лицу выдается страховой медицинский полис. Типовая форма договора утверждена Правительством РФ.

При заключении договора о предоставлении стандартных социальных услуг в пределах государственного перечня свобода волеизъявления сторон ограничена типовой формой, утвержденной компетентным государственным органом. Отступление от типовой формы договора практически невозможно еще и потому, что средства, предназначенные для социального обеспечения, ограничены и имеют строго целевой характер. В данном случае договор не определяет по существу содержания прав и обязанностей сторон, которые установлены типовой формой, а является лишь юридическим фактом, необходимым для возникновения правоотношений по оказанию бесплатной для получателя медицинской помощи или социальных услуг.

Но большинство отношений по социальному обеспечению по-прежнему существуют на не договорной основе.

Поскольку предмет права социального обеспечения составляют имущественные отношения публично-правового характера, ответственность также имеет имущественный характер. При этом существенным недостатком и пробелом правового регулирования является отсутствие норм об ответственности государственных органов (или учреждений) за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей. Так, до настоящего времени не в полном объеме погашена задолженность по выплате трудовых пенсий, возникшая на рубеже веков; периодически имеет место несвоевременная выплата пенсий; необоснованно задерживается назначение пенсий. Однако ни ПФР, ни органы государственной власти никакой материальной ответственности за совершение указанных правонарушений не несут. Исключение составляют отношения по выплате страхового обеспечения в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями. При задержке страховых выплат страховщик обязан выплатить застрахованному лицу или иждивенцам умершего кормильца пеню в размере 0,5% от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки.

До пенсионной реформы 2001 г. к правонарушителям – физическим лицам применялись санкции двух видов. Санкции первого вида принято называть восстановительными, т.к. они имеют целью возмещение материальных потерь, причиненных нарушением. К ним относятся: удержание излишне выплаченной по вине получателя пенсии или пособия, возмещение стоимости оказанной социальной услуги и др.

Санкции второго вида являются правоограничительными, т.к. они направлены на уменьшение объема правомочий физического лица, не соблюдающего требования закона. В частности, не выплачивается пособие по временной нетрудоспособности лицу, продолжавшему работать в период болезни и получавшему заработную плату, может быть снижен размер пособия лицу, нарушившему режим, предписанный врачом, или не явившемуся в назначенный срок на медицинское освидетельствование без уважительных причин и т.п. Лишаются пособия также лица, умышленно причинившие вред своему здоровью.

Выплата пособия по безработице может быть прекращена в случае его получения обманным путем; приостановлена на срок до 3-х месяцев в случае отказа от двух вариантов подходящей работы, нарушения условий и сроков перерегистрации без уведомления органов занятости; сокращена на 25% на срок до одного месяца при неявке без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня получения направления органов занятости.

Лица, систематически нарушающие правила внутреннего распорядка стационарного учреждения (например, интерната) могут быть выписаны из него. При нарушении правил пользования протезно-ортопедическими изделиями не производится их досрочная замена.

Привлечение к ответственности виновного лица может осуществляться государственным органом, предоставляющим социальное обеспечение, или судом. Так, суммы, излишне выплаченные пенсионеру вследствие несвоевременного извещения о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты, удерживаются из пенсии по решению территориального органа ПФР. Формулировка статьи не предполагает согласия пенсионера на взыскание излишне выплаченной пенсии.

В результате пенсионной реформы 2001 г. в праве социального обеспечения появились штрафные санкции. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которое это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда РФ влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, наказываются штрафом в размере 5000 руб.

В случае прекращения выплаты трудовой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам пенсии оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

Санкции, содержащиеся в федеральном законодательстве о социальном обеспечении, не следует путать с привлечением правонарушителей к уголовной ответственности за незаконное получение государственной пенсии путем мошенничества. Кроме того, незаконно выплаченная вследствие злоупотреблений со стороны получателя пенсия подлежит взысканию с него в доход государства.

Действия должностных лиц, виновных в выдаче документов, содержащих заведомо ложные сведения, которые привели к излишним выплатам по социальному обеспечению, могут квалифицироваться по-разному в зависимости от обстоятельств дела и образовывать составы различных уголовных преступлений (пособничество в хищении, служебный подлог). В этих случаях применяются уголовные санкции, которые также не относятся к праву социального обеспечения.

Штрафные санкции в отношении страхователей (работодателей и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) в случае неуплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды также выходят за рамки права социального обеспечения, поскольку связаны с формированием, а не с распределением указанных фондов.

Обжаловать решение государственного органа или должностного лица можно как в вышестоящий орган (или учреждение), так и в суд.

Еще одна особенность метода права социального обеспечения заключается в сочетании централизованного и регионального правового регулирования с муниципальным, поскольку эта сфера деятельности государства находится в совместном ведении РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В литературе высказана точка зрения о возникновении в 90-х годах прошлого века локального регулирования (Буянова М.О., Захаров М.Л., Рогачев Д.И., Тучкова Э.Г.). В качестве примеров локального регулирования обычно приводятся положения коллективных договоров, содержащие для работников дополнительные гарантии при наступлении социальных рисков. Как уже отмечалось выше, возникающие на основе коллективных договоров отношений имеют частную природу, негосударственные источники финансирования, ограниченный круг субъектов и выходят за рамки государственной системы социального обеспечения.

На основании изложенного, метод права социального обеспечения можно назвать методом позитивного обязывания (предписания), адресованного государственным органам, учреждениям или иным субъектам (публичным агентам) в целях предоставления социального обеспечения лицам, пострадавшим от социальных рисков. Следует подчеркнуть, что это обязывание имеет встречный характер и корреспондирует притязанию (требованию) управомоченного физического лица. Конкретные комбинации дозволения и позитивного обязывания определяются организационно-правовой формой социального обеспечения.

Используя знания о предмете и методе, студентам необходимо уметь отграничивать право социального обеспечения от других отраслей права – трудового, гражданского, административного и финансового права.

Система права социального обеспечения

Современной наукой системность рассматривается в качестве одного их фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности дать более глубокое представление о системе в целом.

Центральное место в системном подходе занимает компонентный аспект исследования, отвечающий на вопрос, из каких частей состоит системное целое.

Другой важный аспект системного подхода связан с изучением внутренней организации содержания системы, т.е. ее структуры. Применительно к праву структурный анализ означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. А на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.

Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов. Право занимает ведущее место в механизме социального регулирования.

Компонентами системы права являются: отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение (подотрасли, подинституты). Они проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.

Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. Руководствуясь этим критерием, нормы отрасли можно группировать на общую и особенную части.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений, в которой можно выделить общую и особенную части.

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие цели и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, принципы правового регулирования, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения, виды социальных рисков.

Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр.

Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом дифференциации условий обеспечения. В частности, внутри института трудовых пенсий по старости можно выделить:1) общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, перерасчет и индексацию трудовых пенсий, процедуру их назначения и выплаты. Действие указанных норм распространяется на все группы лиц, если они не имеют права на получение трудовых пенсий по старости на основании специальных норм; 2) специальные нормы, закрепляющие право на досрочное обеспечение трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда.

Комплексными институтами в праве социального обеспечения можно назвать институты пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, бесплатной и частично-платной медицинской помощи, бесплатного и частично-платного социального обслуживания. Указанные комплексные институты охватывают несколько блоков самостоятельных институтов (например, трудовых пенсий и социальных пенсий).

В 70-х годах прошлого века В.С.Андреев обратил внимание на то, что совокупность норм, регулирующих пенсионные отношения, представляет собой более мощное, чем институт структурное образование, и назвал его подотраслью права социального обеспечения.

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и при наступлении других социальных рисков. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.

Наиболее последовательное выражение структура отрасли получает в едином, консолидированном нормативном акте типа Основ законодательства или кодекса. К сожалению, такого нормативного акта в области социального обеспечения до сих пор не принято. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. являются кодифицированным законом, но они содержат лишь нормы, определяющие условия и порядок оказания медицинской помощи.

Студентам следует знать систему права социального обеспечения, уметь различать нормы общей и особенной частей в нормативных актах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *