какой по счету была последняя советская пятилетка
Пятилетка
Пятилетки СССР | |||
Первая пятилетка (1928—1932) | |||
Вторая пятилетка (1933—1937) | |||
Третья пятилетка (1938—1942) | |||
Четвёртая пятилетка (1946—1950) | |||
Пятая пятилетка (1951—1955) | |||
Шестая пятилетка (1956—1960) | |||
Седьмая пятилетка (1959—1965) | |||
Восьмая пятилетка (1966—1970) | |||
Девятая пятилетка (1971—1975) | |||
Десятая пятилетка (1976—1980) | |||
Одиннадцатая пятилетка (1981—1985) | |||
Двенадцатая пятилетка (1986—1990) | |||
Тринадцатая пятилетка (1991—1995) | |||
См. также | |||
Госплан СССР | |||
Экономика СССР | |||
Плановое хозяйство | |||
Индустриализация СССР | |||
Великие стройки коммунизма |
Содержание
Пятилетки в СССР
Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР или пятилетки были предназначены для быстрого экономического развития Советского Союза. Планы разрабатывались централизованно в общенациональном масштабе специально созданным государственным органом (Госпланом СССР) под руководством Коммунистической партии Советского Союза. Выполнение плана стало лозунгом советской бюрократии.
Такой же метод планирования был принят большинством других социалистических государств, а также правительством Индии. Кроме того, несколько капиталистических государств подражали концепции центрального планирования, хотя и в контексте рыночной экономики, устанавливая объединённые экономические цели на конечный промежуток времени. Таким образом появлялись «Семилетние планы» и «Двенадцатилетние планы».
Несколько пятилетних планов не занимали полностью предусмотренный для них промежуток времени (некоторые были успешно выполнены раньше срока, в то время как другие провалились и остались нереализованными). Первые пятилетние планы формировались с целью быстрой индустриализации Советского Союза, и, следовательно, основное внимание в них уделялось тяжелой промышленности. Всего было 13 пятилетних планов. Первый был принят в 1928, на пятилетний период с 1929 по 1933 год, и был выполнен на год раньше.
В 1959 году на XXI съезде КПСС был принят семилетний план развития народного хозяйства на 1959—1965 гг. В дальнейшем вновь принимались пятилетние планы.
Последний, тринадцатый Пятилетний план был рассчитан на период с 1991 по 1995 год и не был выполнен из-за распада Советского Союза в 1991 году и последовавшего за этим перехода к рыночной децентрализованной экономике.
Список пятилеток в СССР
Период реализации | Порядковый номер | Наименование документа | Утвержден |
---|---|---|---|
1928—1932 | I пятилетний план | Директивы по составлению пятилетнего плана развития народного хозяйства | XV съезд ВКП (б) в 1927; Принят V Всесоюзным съездом Советов в 1929 |
1933—1937 | II пятилетний план | Резолюция «О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР» | XVII съезд ВКП (б) в 1934 |
1938—1942 | III пятилетний план — сорван началом Великой Отечественной войны | Резолюция XVIII съезда ВКП(б) по докладу тов. Молотова | XVIII съезд ВКП (б) в 1939 |
1946—1950 | IV пятилетний план | Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства (на 1946—1950 годы) | первой сессией Верховного Совета СССР 18 марта 1946 |
1951—1955 | V пятилетний план | Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР | XIX съезд КПСС в 1952 |
1956—1960 | VI пятилетний план — не был завершён, был принят Семилетний план на период с 1959 по 1965 годы | Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР | XX съезд КПСС в 1956 |
1959—1965 | Семилетний план | Директивы по семилетнему плану развития народного хозяйства СССР | XXI съезд КПСС в 1959 |
1966—1970 | VIII пятилетний план | Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР | XXIII съезд КПСС в 1966 |
1971—1975 | IX пятилетний план | Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР | XXIV съезд КПСС в 1971 |
1976—1980 | X пятилетний план | Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 гг. | XXV съезд КПСС в 1976 |
1981—1985 | XI пятилетний план | Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981—1985 гг. и на период до 1990 г. | XXVI съезд КПСС в 1981 |
1986—1990 | XII пятилетний план | Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на перспективу до 2000 года | XXVII съезд КПСС в 1986 |
1991—1995 | XIII пятилетний план | Не был реализован в связи с распадом СССР. |
Пятилетки в других странах
Пятилетнее планирование как инструмент для управления экономическим развитием государства использовалось также в других странах:
Предыстория
В 1907 году Министерство путей сообщения составило первый пятилетний план, а деловые круги «горячо приветствовали этот почин» (русский капитализм тоже пытался избежать перспективы быть «переваренным» западным капиталом). Более широкие комплексные планы стала вырабатывать «Междуведомственная комиссия для составления плана работ по улучшению и развитию водяных сообщений Империи», которая работала в 1909-1912 годы. Приоритетом в этой плановой работе были внутренние потребности России. Так был подготовлен второй пятилетний план — капитальных работ на 1912-1916 годы. Реализации его помешала слабость госаппарата и начавшаяся война.
Тринадцать раз по пять. Из истории советских пятилеток
23 апреля 1929 года в Москве начала работу партийная конференция, утвердившая первый пятилетний план развития страны
Первым вопросом в повестке дня открывшейся в Москве 23 апреля 1929 года XVI всесоюзной конференции ВКП(б) стоял пятилетний план развития народного хозяйства — первой из тринадцати пятилеток, на которые с этого момента оказалась разделена история Советского Союза. Пятилетками мыслили руководители страны и советской промышленности, по ним определяли рост промышленности и другие важные показатели, ими, в конце концов, многие меряли и собственную жизнь. Но та, первая пятилетка, была особенной, и не только потому, что она заложила основу новой системы планирования, которой до тех пор не пользовался никто в мире и к которой позднее стали прибегать не только страны соцлагеря, но и вполне капиталистические государства вроде Индии, Пакистана, Франции и даже Южной Кореи и Японии. Первая советская пятилетка, по сути, должна была дать ответ на вопрос, станет ли страна индустриальной державой или так и останется крестьянской.
Почему именно пятилетки
Пятилетний период планирования был предложен действующим председателем Государственной плановой комиссии при Совнаркоме и одним из основных идеологов развития плановой экономики Глебом Кржижановским. Он выдвинул идею пятилетки исходя из того, что именно за пять лет реально построить с нуля крупное сооружение или предприятие, а значит, заявленные в пятилетних планах результаты будут вполне достижимы. Пятилетним циклам, по расчетам идеолога первых пятилеток, подчинялся и рост урожайности, и даже процесс перераспределения специалистов между предприятиями. Наконец, это был промежуток, отлично подходящий для среднесрочного планирования, поскольку он легко разделялся на пять годовых краткосрочных периодов и так же легко объединялся в привычные для страны десятилетия, представлявшие собой минимальный период долгосрочного планирования. Что же касается задач, ставившихся в рамках каждого пятилетнего плана, то их формулирование начиналось с низового уровня; эти предложения аккумулировались в Госплане и согласовывались с руководством партии и правительством, а в итоге утверждались партийными съездами или народными депутатами.
Первая пятилетка
Главным документом первой пятилетки, охватившей период с 1 октября 1928-го по 1 октября 1932 года, определили «Директивы по составлению пятилетних планов развития народного хозяйства», которые в 1927 году утвердил XV съезд ВКП(б). На основе этих директив был составлен план, который в апреле 1929 года утвердила XVI партконференция, а затем в мае V съезд Советов СССР превратил в руководящий документ. Первая пятилетка решала четыре основные задачи, которые позволяли стране воссоздать, а то и создать с нуля многие индустриальные сферы: восстановление транспортной инфраструктуры, распределение производственных мощностей по территории страны, развитие добывающих и перерабатывающих предприятий и трансформацию энергетического комплекса. Проще всего было с последним: действовавший на тот момент план электрификации России — ГОЭЛРО — отчасти уже начал решать эту задачу. С остальным было труднее, многое приходилось создавать буквально на голом месте или на руинах. И тем не менее первая пятилетка была завершена всего за четыре года и три месяца, а по ее результатам объем промышленной продукции вырос в два с лишним раза. Это очень хорошо видно на примере обеспечения Красной Армии бронетехникой, что было одной из важнейших задач первой пятилетки: если в 1929 году у нее на вооружении стояли 65 танков и 92 бронеавтомобиля, то в 1932 году — 1401 и 213 соответственно.
Военная пятилетка
Пятилетка, ставшая семилеткой
Две послевоенные пятилетки — четвертая (1946-1950) и пятая (1951-1955) — были призваны решить в первую очередь задачу восстановления советской промышленности, разрушенной в военные годы, и вернуть уровень жизни в стране хотя бы к довоенным показателям. Задачей же шестой пятилетки, план которой утвердили на знаменитом ХХ съезде КПСС, был полуторный рост производства и развитие прежде всего прогрессивных наукоемких отраслей, в том числе и стремительный рывок в космос. Пятилетка уже шла полным ходом, уже был отправлен на околоземную орбиту первый спутник, когда в 1959 году советский лидер Никита Хрущев со свойственной ему энергией вдруг объявил переход от пятилетнего плана к семилетнему. Это, согласно хрущевскому замыслу, должно было стать первым этапом на пути построения коммунизма в СССР к 1980 году — за три семилетки. Но добиться запланированного эксцентричному Никите Хрущеву не удалось: в 1964 году он был отправлен в отставку, а сменивший его Леонид Брежнев в 1966 году вернул привычные пятилетки.
Последняя пятилетка
На завершившемся 9 июня 1990 года I Съезде народных депутатов СССР, ставшем одним из примеров стремительных политических реформ в стране, среди прочих документов был принят и очередной, 13-й пятилетний план развития советской промышленности. Рассчитанный на 1991-1995 годы, он в качестве главной задачи ставил вывод экономики страны из рецессии, восстановление экономического роста и, как обычно, «дальнейшее повышение благосостояния и уровня жизни советских граждан». Впрочем, задачи и планы очередной пятилетки были приняты как бы среди прочего, поскольку основные обсуждения и дискуссии съезда были посвящены совсем не ей, а тому, по какому пути пойдет дальнейшее развитие Советского Союза. Так что нет ничего удивительного в том, что и реализовать положения плана тринадцатой пятилетки не удалось: вскоре после того, как она стартовала, СССР просто перестал существовать. В пришедшем ему на смену Содружестве Независимых Государств, равно как и в каждой отдельной стране, которые входили в него, плановая экономика рассматривалась как абсолютное зло, ее либерализация — безусловное благо, а «повышение уровня благосостояния граждан» и вовсе было объявлено делом рук самих граждан.
ПЯТИЛЕТКИ
Пятилетние планы экономического развития, осуществлявшиеся в СССР в 1929-1990 годах.
Первая пятилетка разрабатывалась с середины 20-х годов в структурах Госплана и ВСНХ как план экономического развития 1928-1933 годов, который должен осуществить индустриализацию. Специалисты Госплана предусматривали возможности разных темпов роста: отправной план и «оптимальный» (рассчитанный на благоприятные условия). В сентябре 1928 г. по инициативе И. Сталина и В. Куйбышева ВСНХ опубликовал контрольные цифры на следующий хозяйственный год, которые уже исходили из «оптимального» подхода. Основные затраты должны были быть направлены на развитие тяжелой промышленности, на «производство средств производства». Этот подход подвергся критике со стороны Н. Бухарина, но после поражения «правого уклона» возобладал плановый максимализм – даже «оптимальные» цифры промышленного роста неоднократно поднимались.
XVI партконференция (23-29 апреля 1929 года) приняла план пятилетки. V съезд советов СССР, проходивший 20-28 мая, принял этот план в качестве закона. Если за предыдущее десятилетие капиталовложения составили 26,5 млрд. руб., то теперь планировалось 64,6 млрд., при этом вложения в промышленность повышались значительно быстрее — с 4,4 млрд. до 16,4 млрд. руб. 78% вложений в промышленность направлялись на производство средств производства, а не потребительской продукции. Это означало изъятие значительных средств из хозяйства, которые могли дать отдачу через несколько лет. Промышленная продукция должна была вырасти за пятилетку на 180%, а производство средств производства — на 230%. 16-18% крестьянства должно было быть коллективизировано. Производительность труда должна была вырасти на 110%, зарплата — на 71%, а доходы крестьян — на 67%. В результате, как обещала резолюция конференции, «по чугуну СССР с шестого места передвинется на третье место (после Германии и Соединенных штатов), по каменному углю — с пятого места на четвертое (после Соединенных Штатов, Англии и Германии)». Качество продукции при этом в расчет не принималось. Сельское хозяйство должно было расти на основе подъема индивидуального крестьянского хозяйства и «создания общественного земледелия, стоящего на уровне современной техники». Коллективизация должна была привести к резкому росту производства продовольственных ресурсов, которое должно было по замыслу Сталина и его сторонников обеспечить нужды промышленного строительства. Одновременно в несколько раз должен был вырасти экспорт леса, нефти и другого сырья.
Среди важнейших «строек пятилетки» — Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат (“Магнитка”), Туркестано-сибирская железная дорога (Турксиб), Сталинградский тракторный завод, производивший не только трактора, но и танки, автомобилестроительные, авиастроительные, химические, электротехнические предприятия. Доля накопления превысила треть национального дохода. При этом индустриализация требовала огромных затрат и на ввоз техники, и на поддержание минимального жизненного уровня рабочих, занятых как на самих стройках, так и на добыче сырья для них. Проблемы финансового дефицита частично решались с помощью внутренних займов, эмиссии (в 1929-1932 годах денежная масса увеличилась в 4 раза), налогов, экспорта лесоматериалов, нефти, пушнины, а также хлеба, огромные объемы которого требовались и внутри страны. Резкое усиление эксплуатации села и форсированное проведение коллективизации привело к разорению села и голоду 1932-1933 гг.
Выступая на пленуме ЦК и ЦКК 7 января 1933 г., Сталин заявил, что пятилетка выполнена досрочно за четыре года и четыре месяца. План 1929 года был выполнен по производству нефти и газа, торфа, паровозов, сельхозмашин. По производству электроэнергии, чугуна, стали, проката, тракторов, добычи угля, железной руды он не был выполнен. Важным итогом первой пятилетки можно признать создание военно-промышленного комплекса – военной промышленности и ее инфраструктуры, которая могла обслуживать также гражданское хозяйство. В 1930 году было объявлено о ликвидации безработицы.
Вторая пятилетка, принятая в феврале 1934 года на XVII съезде ВКП(б), должна была обеспечить налаживание производства на предприятиях, возведенных в ходе Первой пятилетки, преодоление возникших в 1930-1933 гг. диспропорций. Было несколько улучшено финансирование производства средств потребления, ослаблен нажим на сельское хозяйство. Планировалось удвоить промышленное производство.
В 30-е гг. были созданы новые отрасли промышленности (автомобиле- и авиастроение, электротехническая, химическая промышленность и др.). Была проведена частичная электрификация промышленности и городов. Из страны, ввозящей оборудование, СССР превратился в страну, которая обеспечивает свои основные потребности в нем.
Выполнение III пятилетки (1938-1942) было сорвано началом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. И до начала войны особенностью пятилетки был рост затрат на оборону, достигших трети бюджета.
IV пятилетка 1946-1950 годов. стала планом восстановления и развития народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны. Замысел плана предусматривал сохранение восточной промышленной базы, образовавшейся во время эвакуации 1941-1942 годов и восстановление промышленности территории, пострадавшей от войны. Таким образом, планировалось не просто восстановление, а значительное превышение довоенного экономического потенциала. План предусматривал увеличение довоенного уровня промышленного производства на 48%, черной металлургии на 35%, электроэнергии – на 70%, добычи угля на 51 %, нефти — на 14 %. Благодаря энтузиазму трудящихся, стремившихся как можно скорее преодолеть послевоенную разруху, организационному таланту послевоенного поколения руководителей, за годы четвертой пятилетки удалось полностью восстановить основные промышленные предприятия, включая Днепрогэс, Сталинградский тракторный завод, Кировский завод в Ленинграде и др. На месте разрушенных строились по сути новые городские центры. В 1947 году было принято решение о строительстве в Москве высотных зданий, соответствующих ее роли как столицы сверхдержавы. К 1954 г. в столице возведены семь высотных зданий. В ходе пятилетки был осуществлен советский атомный проект. Восстановление промышленности и городов тяжелым прессом легло на плечи деревни. Государство, как и в период ускоренной индустриализации, изымало из деревень «излишки» хлеба. В 1946 г. Молдавию, юго-западную Украину и центрально-черноземную зону поразила засуха и голод 1946-1947 гг. Если в 1945 г. валовой сбор зерна составлял 47,3 млн., то в 1946 г. – 39,6 млн. В 1949 г. промышленное производство СССР превысило довоенное.
VI пятилетка 1956-1960 годов была принята ХХ съездом КПСС, но осуществлялась до 1959 г. Особенностью курса ХХ съезда и VI пятилетки было внимание социальным вопросам. Съезд одобрил реформы “по наведению надлежащего порядка в оплате труда, по усилению личной материальной заинтересованности работников в результатах своего труда”. Вскоре после съезда было сокращено рабочее время в предвыходные дни, приняты меры к авансированию труда колхозников, упорядочению нормирования зарплаты, что привело к ее постепенному повышению, введению пенсионного обеспечения для рабочих. Началось массовое строительство жилья. Национальный доход возрос более чем в полтора раза, валовая продукция промышленности — на 64 %, сельского хозяйства — на 32 %, капиталовложения — более чем вдвое. Было построено несколько крупных ГЭС, в том числе Куйбышевская. В 1957 году начато освоение космического пространства.
На XXI съезде КПСС были утверждены контрольные цифры развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 (семилетка). В области экономической главными задачами партии были указаны: всестороннее развитие производительных сил страны и достижение такого роста производства во всех отраслях экономики на базе преимущественного развития тяжелой индустрии, который позволил бы сделать решающий шаг в создании материально-технической базы коммунизма. Особое внимание уделялось экономическому развитию районов Сибири, Казахстана, Средней Азии и Дальнего Востока. В качестве основной задачи в области сельского хозяйства было намечено достижение такого уровня производства, который позволит полностью удовлетворить потребность населения в продовольствии, в промышленности, в сырье.
В период 1956-1965 гг. (VI пятилетка и семилетка) СССР увеличил объём нефтедобычи более чем в два раза, началось освоение месторождений Западной Сибири. Началась газификация СССР, развивалась тепловая энергетика. Была построена Братская ГЭС и первая промышленная Белоярская АЭС. В 1958 году был выдвинут лозунг «химизации народного хозяйства», строились нефтехимические комбинаты. Успешно развивалось автомобилестроение, объём выпуска легковых автомобилей возрос с 97 792 шт. до 201 175 шт. В области авиастроения начат серийный выпуск пассажирского реактивного самолёта Ту-104.
В 1958-1965 годах национальный доход СССР увеличился на 53%, продукция промышленности на 84%, сельского хозяйства на 15% (вместо запланированных 70 %). Реальные доходы населения выросли на одну треть. Была введена пенсионная система, смягчилась жилищная проблема. В то же время усилились перебои с поставками продовольствия в города, произошел рост цен на мясо.
После отставки Н. Хрущева было принято решение вернуться к пятилетнему периоду планирования, и XXIII съезд КПСС принял план VIII пятилетки (1966-1971 годы). Она осуществлялась в ходе хозяйственных реформ, основанных на хозрасчете, и оказалась наиболее успешной с точки зрения эффективности производства.
За пятилетие национальный доход вырос на 42 %, объем валовой продукции промышленности — на 51 %, сельского хозяйства — на 21 %. Было закончено формирование единой энергетической системы Европейской части СССР и создана объединённая энергосистема Центральной Сибири. Началось освоение Тюменского нефтегазодобывающего комплекса. Был построен Волжский автозавод и другие крупные предприятия.
Принятые XXIV съездом КПСС показатели IX пятилетки (1971-1976 годы) должны были закрепить предыдущие успехи. Осуществлялось повышение материального и культурного уровня советских людей, усовершенствование размещения производительных сил страны (территориально-производственные комплексы). Национальный доход вырос на 28%, объем валовой продукции промышленности — на 43 %, сельского хозяйства — на 13%. В девятой пятилетке было построено около 1000 новых промышленных предприятий, капитальные вложения превысили 339,8 млрд руб. Были проложены 22,6 тысяч км магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, 33,7 тысяч км магистральных газопроводов и отводов от них. Возобновилось строительство Байкало-амурской магистрали.
XXV съезд КПСС утвердил «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 гг.» (X пятилетний план). Национальный доход по официальным данным вырос на 24 %, объём валовой продукции промышленности — на 23 %, сельского хозяйства — на 10 %. В реальности наметилось снижение темпов роста производства. Эта тенденция продолжилась и в ходе XI пятилетки, показатели которой были приняты XXVI съездом КПСС.
XXVII съезд КПСС принял план XII пятилетки, основанный на идеях ускорения и перестройки. Первоначально рыночные реформы оживили экономическую жизнь. Уровень рентабельности, который в 1980-1985 гг. упал с 12,2% до 11,9%, к 1988 г. вырос до 13,5% (при оценке этих данных нужно учитывать приписки). На прилавках появились более дорогие, но и более качественные товары. Однако в конце 1988 года резко обострился дефицит товаров. Затраты в расчете на рубль товарной продукции в 1988-1989 годы впервые выросли. Производство в ряде отраслей стало падать. Распад экономических связей, политико-правовая неопределенность и перемещение фондов предприятий в коммерческие структуры привели к обострению экономического кризиса. Производство промышленной продукции упало с 928 до 918 млрд. руб. В 1990 году цены выросли в среднем на 5%, что было непривычно для населения СССР. При этом цены на картофель выросли на 35%. Однако даже в условиях роста цен в магазинах производство не поспевало за ростом денежных доходов граждан — с 558 млрд. руб. до 625,5 млрд. руб. Это привело к опустошению прилавков магазинов и массовому недовольству населения курсом Горбачева. Началось заключение межреспубликанских договоров в обход центра. Правительство разрабатывало основные параметры XIII пятилетнего плана 1991-1995 годов Но в условиях дискуссий о переходе к рынку он не стал осуществляться. С распадом СССР и радикальными рыночными реформами в России пятилетнее планирование стало неактуальным.