какой процент бюджета составляют налоги
Государственный бюджет
Государственный бюджет – финансовый документ, содержащий совокупные доходы и расходы страны. Состоит из двух частей: доходной и расходной.
Расходы государства состоят из затрат на социальные программы, оплату услуг государственного аппарата, расходов на оборону и прочих статей.
Если доходы бюджета превышают расходы, это принято называть профицитом бюджета. В обратной ситуации, когда расходы превышают доходы, – дефицитом. Бюджетный профицит способствует созданию государственных резервов. Дефицит финансируется прежде всего при помощи государственных заимствований. Таким образом, создается внутренний и внешний долг государства.
Госбюджет бывает нескольких уровней: федеральный, региональный, муниципальный, местный, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Государственный бюджет РФ принимается на один год. При этом предложение бюджета разрабатывается на основе бюджетного послания президента России и вносится правительством в Государственную думу не позднее 1 октября. Дума его рассматривает в трех чтениях: при первом утверждаются общие параметры, при втором – разделы, а при третьем – подразделы статей. В случае если депутаты не примут бюджет, создается согласительная комиссия совместно с правительством. При этом по закону Госдума не может увеличивать размер планируемых доходов без заключения Кабинета министров. После того как Дума приняла бюджет на предстоящий год, его утверждает Совет Федерации и подписывает президент. С этого момента госбюджет имеет силу закона.
Треть доходов бюджетной системы России оказалась связана с нефтью и газом
Минфин России с 2006 года публикует «нефтегазовые доходы» федерального бюджета, которые давно стали базовым индикатором углеводородной зависимости страны. В разные годы доля нефтегазовых доходов в бюджете, по данным Минфина, варьировалась от 36 до 51%, а по итогам прошлого года составила 46%.
Между тем оценка Минфина не включает в себя поступления общего характера от нефтегазовой отрасли, которые в зависимости от задачи такой оценки можно было бы отнести к «расширенным» нефтегазовым доходам, например от налога на прибыль нефтегазовых компаний или НДС в отрасли.
РБК решил посчитать нефтегазовые доходы в расширенном понимании. Оказалось, что сумма поступлений по всем налогам, акцизам и пошлинам от компаний по добыче нефти и газа превысила 10,5 трлн руб. по итогам 2018 года, то есть оказалась по меньшей мере на 17% больше оценки Минфина для федерального бюджета.
Нефтегазовые доходы в широком понимании составили больше трети всех доходов российской бюджетной системы (федерального бюджета, бюджетов регионов и социальных фондов), подсчитал РБК на основе данных Минфина, Казначейства и Федеральной налоговой службы (ФНС).
Что говорит Минфин
Оценку нефтегазовых доходов Минфин публикует в отчетах об исполнении бюджета. В эту сумму Минфин с 2008 года включает поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортных таможенных пошлин, а с 2019 года также платежи по новому налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) и акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку.
Действительно, при оценке нефтегазовых доходов Минфин включает не все платежи, которые поступают в бюджет от нефтегазовой отрасли в целом — как в виде налогов и страховых взносов, так и в виде иных регулярных платежей, прокомментировала РБК руководитель практики оказания услуг по налоговому и юридическому консультированию компаниям нефтегазового сектора КПМГ в России и СНГ Виктория Тургенева.
Почему для Минфина расширение оценки невозможно
При этом нефтегазовые компании помимо платежей, которые учитывает Минфин, перечисляют в бюджет другие налоги и сборы, а также страховые взносы. Минфин не включает эти поступления в оценку в рамках бюджетного правила, поскольку их невозможно объективно и тем более оперативно оценить, пояснила РБК пресс-служба ведомства. Кроме того, поступления по всем налогам нельзя учитывать в рамках бюджетного правила, поскольку на эти поступления «оказывает влияние масса других факторов, кроме цены на нефть», подчеркивают в Минфине.
«В отличие от нефтяных налогов, где взаимосвязь с ценой прописана непосредственно в формуле платежа, разделить налог на прибыль на часть, полученную именно в связи с превышением цены на нефть базового уровня, невозможно. Соответственно, попытка учитывать их в бюджетном правиле привела бы к недостоверности и спорности оценок, попыткам манипулирования или необходимости в разы усложнить налоговую отчетность», — отмечается в комментарии Минфина.
Любопытно, что в 2006 году, когда Минфин внедрял понятие нефтегазовых доходов, первоначально было предложено включать в них больше платежей, в том числе как раз налог на прибыль и дивиденды нефтегазовых компаний. И, например, применительно к 2006 году первоначальная оценка давала на 19% больше, чем в итоге взятая Минфином за основу.
«Нужно понимать, что оценка Минфина демонстрирует доходы государства исключительно от добычи и последующего экспорта сырой нефти и газа без учета других видов деятельности. НДПИ, а это рентный налог, зависит от объема добычи и не учитывает финансовый результат — его легче и понятнее прогнозировать на основании планов по объему добычи углеводородного сырья», — объясняет Виктория Тургенева.
Доходы бюджета, не связанные с добычей нефти и газа, на 264,3 млрд руб. превысили прогноз, следует из корректировок федерального бюджета на 2019 год. «Обычно у нас нефтегазовые доходы всегда больше, ненефтегазовые — меньше. Так вот в этот раз наоборот», — отмечал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.
Однако 165,6 млрд руб. этого прироста обеспечило увеличение прибыли в нефтедобыче и нефтепереработке, которые Минфин не учитывает в составе нефтегазовых доходов, а также в металлургии.
Что показали расчеты РБК
РБК попытался получить расширенную оценку нефтегазовых доходов государственных бюджетов с учетом платежей, которые учитывает Минфин, а также прочих налогов и сборов и страховых взносов:
Как мы считали
Расширенная оценка всех нефтегазовых доходов бюджетной системы за 2018 год в дополнение к показателю Минфина включает поступления от акцизов (по данным Казначейства), налогов, сборов и страховых взносов от добычи сырой нефти и природного газа, по данным ФНС (кроме НДПИ, который уже учтен в оценке Минфина, и акцизов). Поскольку большинство нефтегазовых компаний — экспортеры и возмещают уплаченный НДС, учитывались только поступления по НДС на товары, реализуемые на внутреннем рынке. НДС поступает в федеральный бюджет, большая часть налога на прибыль — в бюджеты регионов, страховые взносы — во внебюджетные фонды.
При этом с учетом дивидендов расширенная оценка нефтегазовых доходов бюджета была бы еще больше: от «Газпрома» государство по результатам 2018 года получит почти 192,5 млрд руб. дивидендов, от «Роснефти» — 137,3 млрд руб.
По данным ФНС на 1 января 2019 года, добыча сырой нефти и природного газа обеспечила:
Минфин так прокомментировал предложенную РБК оценку: «Налог на прибыль складывается из всей деятельности компании, и некорректно все эти средства относить только к нефтегазовому сектору».
К потенциальным уязвимостям расчетов также относится неопределенность относительно целесообразности учета нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей — включать ли налоги на эти компании. Если их включать, оценка может получиться неоправданно широкой. Кроме того, данные по НДС на 1 января 2019 года из отчетности ФНС носят не окончательный характер из-за того, что возмещение НДС всегда происходит с лагом. Наконец, РБК не учитывал вычеты, предоставляемые по акцизам на нефтепродукты: этой информации в отчетах Казначейства или ФНС обнаружить не удалось.
Налоговая нагрузка на добычу полезных ископаемых традиционно самая высокая. Нагрузка на предприятия по добыче топливно-энергетических ископаемых (нефть, газ и уголь) в России, по данным ФНС, выросла на 7,1 п.п. — с 45,4% в 2017-м до 52,5% в 2018 году.
При этом большинство нефтегазовых компаний возмещает уплаченный НДС за экспорт товаров. Отмена возмещения НДС экспортерам нефти и газа привела бы к росту цен и снижению конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, пояснял ранее Минфин. ФНС публикует данные об уплате и возмещении НДС, но не ранжирует их по видам экономической деятельности, а в разрезе отдельных компаний они составляют налоговую тайну.
Федеральные, региональные и местные налоги в 2021 году
Федеральные налоги и сборы
В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.
Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.
О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой рубрики.
А порядок действий при совершении ошибки в КБК подробно рассмотрен экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Региональные налоги
Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.
Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.
Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.
ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).
Местные налоги и сборы
Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).
О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».
Обратите внимание! С 2021 года сроки уплаты транспортного и земельного налога стали едины, т.к. регламентированы на федеральном уровне. Местными и региональными властями они больше не утверждаются. Подробности см. здесь.
Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.
Чем отличается налог от сбора
Отличия налога от сбора заключается в следующем:
Налоги и специальные режимы
Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.
Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.
Выделяют следующие режимы:
Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».
Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».
С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».
Куда уходит бюджет России прямо сейчас: счетчик трат в реальном времени
Годовые расходы российского бюджета в 2021 году составят 21,5 трлн рублей. Это примерно в полтора раза меньше, чем у Великобритании или Индии, но в три раза больше, чем у Швейцарии или Саудовской Аравии. И все равно непонятно: 21,5 трлн рублей — это сколько?
Чтобы хоть как-то представить себе эту сумму, мы сделали специальный счетчик, который показывает в реальном времени, как страна расходует деньги. Вот как расходуется бюджет, пока вы читаете этот материал.
Сколько вы можете тратить в день
Все данные актуальны на момент публикации. Информацию о государственных расходах мы взяли в бюджете для граждан от Минфина. Сумму, указанную в каждой статье бюджета, разделили на 31 536 000 — это количество секунд в году. Счетчик обновляется каждые 0,1 секунды
Федеральный бюджет формируют из наших налогов, но государству можно отдавать меньше денег, если знать про льготы:
3 триллиона на оборону, 2.5 на охранку. Но 1 на образование и 1 на медицину.
Верной дорогой идём, товарищи! Зачем нужны образованные и здоровые граждане, когда хороший гражданин должен защищать сапоги и ставить свечки за здравие?
Алёна, и 135 млрд на говнофильмы
no.comments, точнее на культуру и фильмы, а под «культуру» замечательно мимикрирует РПЦ. Так что да, чистить сапоги и молиться.
Алёна, а еще дикие цифры на поддержку бизнеса.
А выше висит тема, что работодатель снизил зарплату на 30% и не платит премии. Хах
Alexandra, поддержка бизнеса сначала должна дойти до бизнеса и нигде не осесть.
Алёна, – Давайте будем индексировать зарплату силовиков
– А как же остальные? Будут недовольны
– Вот для того мы и индексируем зарплату силовиков
Алёна, первый паром из Мордора отчалил в 1917 году.
Прошло более ста лет, ещё не поздно сесть на последние.
AshleyRedfieldG, а те, кто остались в Мордоре не выжили, лучше бы остальные тоже уплыли на пароме
Tural, история циклична
Комментарий удален пользователем
kwikky, 65.3 миллиарда*
А где траты на дворцы. ) Если не отражается столь ощутимая статья расходов как коррупция, то это бесполезный сервис
На моем факультете в бауманке была копия того сайта, но где отображалось количество хвостов и отчисленных
Andre, ссылку в студию плиз, Вестяка в МГТУ Баумана не было()))
Всё не так однозначно
Остановите счетчики, мне аж дурно от таких цифр
Ivan, так купите ОФЗ, и тогда госдолг будут выплачивать лично вам
Anastasiya, меня не беспокоит, что долг кому-то выплачивается. Меня беспокоит маленький расход на медицину. Разжую: госдолг у России сравнительно маленький, на его обслуживание тратится сравнительно мало, но на медицину ещё меньше.
Иван, а в поддержке бизнеса и новых рабочих местах, думаете, не только госпредприятия?)
Михаил, как удобно передергивать самого же себя
Максим, где я чего передёрнул? Я говорю, что без знания о содержании каждого класса расходов глупо делать какие-то выводы об этих расходах.
Yi, как насчет мавзолея? Хотя, и Ельцин центр так же бесполезен
Довольно таки не плохо
Yi, за бесценок вы ничего не выкупите) объекты за бесценок не для вас
За медицину обидно! Медики наши жизни спасают!
Грешным делом начинаешь понимать, почему работающие с этими потоками люди, глядя на утекающие за минуту 10 миллионов, видят в них свою личную квартирку, «никто же не заметит»
Ахахах, Тинькофф неожиданно стал оппозицией!?😂 Наглядно показал куда утекают наши налоги
Хорошо увеличили пенсионный возраст. Целая страна работает и платит налоги, чтоб обеспечить пенсионеров и льготников.
Как по мне надо перестать финансировать СМИ на наши налоги, пусть зарабатывают сами.
Капитализация Илона Маска 300.000.000.000.$ Это больше бюджета РФ. Выгоняйте дальше умниц из страны.
Спасибо, стало более наглядно, почему в этой стране непопулярно платить налоги.
Иван, в оборонке только госпредприятия? Как бывшая жена гендиректора частного завода с оборонными контрактами ржу в голос.
Pavla, насколько свободен был этот завод в управленческих решениях, в условиях нашего строя? Как часто ваш муж с уважаемыми людьми в баньке сиживал? Даже крупные подряды на укладку асфальта дают «кому надо», после 10 поклонов, а вы говорите оборонные контракты.
Pavla, не ожидал я вам в этой ветке!) Но вы очень вовремя. Гособоронзаказ обширен и в нём даже МСП участвуют на замыкающих звеньях. А вся российская наука вообще живёт чуть ли не исключительно за счёт ГОЗ.
Pavla, вау, приятно удивлён, что с вами можно поспорить не только о проклятых мужиках!
Обсуждать на обывательском уровне фантазии про «в оборонке на самом деле все вот так» вообще не интересно, сорян) Хватит перла «в оборонке только госпредприятия»))
Какой процент бюджета составляют налоги
БК РФ Статья 50. Налоговые доходы федерального бюджета
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 409-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 244-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 30.11.2016 N 409-ФЗ, от 28.11.2018 N 456-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2025 абз. 14 ст. 50 утрачивает силу (ФЗ от 28.11.2018 N 456-ФЗ).
Действие абз. 14 ст. 50 приостановлено с 01.01.2017 до 01.01.2025. О нормативах зачисления в федеральный бюджет соответствующих акцизов см. ФЗ от 30.11.2016 N 409-ФЗ (в ред. от 28.11.2018).
(абзац введен Федеральным законом от 23.05.2016 N 145-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 434-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 22.09.2009 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 19.12.2006 N 237-ФЗ, от 15.10.2020 N 327-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 21.07.2014 N 249-ФЗ, от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 07.03.2018 N 45-ФЗ, от 01.10.2020 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 249-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 07.03.2018 N 45-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 456-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 456-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 456-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 251-ФЗ)