какой шрифт используют в правах
Приложение N 3. Оформление водительского удостоверения при его выдаче
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 20 октября 2015 г. N 995 в приложение внесены изменения
Оформление водительского удостоверения при его выдаче
С изменениями и дополнениями от:
Цветная фотография владельца выполняется в процессе оформления удостоверения цифровым способом на сером фоне и печатается в специально отведенном месте удостоверения.
Фотография должна иметь четкое изображение лица строго в анфас без головного убора. Допускается изготовление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданам, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов.
Для граждан, постоянно носящих очки, допускается фотографирование в очках без тонированных стекол.
По желанию владельца записи в удостоверении могут транслитерироваться в соответствии с данными, указанными в его заграничном паспорте.
Транслитерация текстовой информации выполняется в специально отведенных полях, расположенных под соответствующими разделами удостоверения. Шрифт транслитерируемой текстовой информации должен отличаться от шрифта, которым выполняются записи на русском языке.
Сведения в разделах 1, 2 и 3 указываются на основании паспорта гражданина или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в разделе 3 указывается наиболее крупная административно-территориальная единица соответствующей графы «Место рождения».
Даты в разделах 3, 4a), 4b), 10 и 11 указываются арабскими цифрами в следующем формате: число, месяц, год (чч.мм.гггг).
В разделе 4c) указывается аббревиатура «ГИБДД» и через один пробел четырехзначный код подразделения Госавтоинспекции в формате: «0011», где:
Например: «ГИБДД 0215».
В разделе 5 указываются серия и номер удостоверения, которые должны соответствовать серии и номеру на оборотной стороне удостоверения.
В разделе 7 специальными чернилами или пастой черного цвета проставляется личная подпись владельца удостоверения либо печатается изображение подписи владельца.
В разделе 9 указываются разрешенные категории и подкатегории транспортных средств, на которые распространяется действие удостоверения. Указанные категории и подкатегории печатаются в отдельных рамках, которые располагаются в одну строку с соблюдением следующей последовательности: A, A1, B, B1, C, C1, D, D1, BE, CE, C1E, DE, D1E, M, Tm, Tb.
Категории «M», «Tm» и «Tb» обозначаются шрифтом Arial с курсивом.
При отсутствии возможности подтверждения даты получения права на управление транспортными средствами какой-либо категории, подкатегории соответствующая графа раздела 10 не заполняется. При этом в разделе 14 указывается водительский стаж в соответствии с записями в ранее выданном водительском удостоверении. При отсутствии таких записей водительский стаж исчисляется от наиболее ранней даты получения права на управление транспортными средствами, подтвержденной соответствующими документами.
Для категорий, подкатегорий, право на управление которыми получено после вступления в силу настоящего приказа, заполнение раздела 10 обязательно.
Дата, указываемая в разделе 11 для соответствующей категории, подкатегории транспортных средств, должна соответствовать дате, указанной в разделе 4b), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В разделе 12 указываются имеющиеся ограничения в действии удостоверения в отношении соответствующих категорий, подкатегорий транспортных средств. В случае, если владельцу удостоверения предоставлено право управления транспортными средствами соответствующих категорий и (или) подкатегорий только с автоматической трансмиссией, в данном разделе проставляется отметка «АТ».
При наличии в водительском удостоверении категории «A» и отсутствии категории «B» в разделе 12 для подкатегории «B1» проставляется отметка «MS», подтверждающая право на управление транспортными средствами подкатегории «B1» только с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа.
При наличии в водительском удостоверении категории «B» и отсутствии категории «A» в разделе 12 для подкатегории «B1» проставляется отметка «AS», подтверждающая наличие ограничений к управлению транспортными средствами подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа.
При наличии в водительском удостоверении категорий «A» и «B» в разделе 12 для подкатегории «B1» отметки не проставляются.
В случае наличия у владельца удостоверения медицинских ограничений к управлению транспортным средством категории «M» в разделе 12 проставляется отметка «ML», подтверждающая наличие медицинских ограничений к управлению транспортными средствами категории «M».
В разделе 14 указываются общие ограничения в действии удостоверения в отношении всех категорий и подкатегорий транспортных средств**, информация о стаже управления транспортными средствами (указывается год наиболее ранней даты получения права на управление транспортными средствами), а также информация, касающаяся владельца удостоверения.
Общие ограничения в действии водительского удостоверения в отношении всех категорий и подкатегорий транспортных средств, являющиеся медицинскими показаниями к управлению транспортным средством, в разделе 14 указываются в кодированном виде:
В специально отведенном месте удостоверения наносится штрих-код, содержание которого определяется подразделением Госавтоинспекции на федеральном уровне.
Заполненное удостоверение фальцуется по линии сгиба, помещается в ламинационный пакет, состоящий из трех слоев: верхнего и нижнего прозрачного ламината, а также среднего слоя из непрозрачного материала, помещаемого внутрь удостоверения, а затем ламинируется и вырезается в установленном формате (приложение N 1).
* Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1992 г. N 228 «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 15, ст. 1249; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4681; 1998, N 32, ст. 3910, ст. 3916; 1999, N 31, ст. 4025; 2002, N 20, ст. 1859; 2007, N 6, ст. 760).
** Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 506).
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 20 октября 2015 г. N 995 Приложение N 3 дополнено приложением
Приложение
к Оформлению водительского
удостоверения при его выдаче
ИКАО Doc 9303
Машиносчитываемые проездные документы
ЧАСТЬ 1
Машиносчитываемые паспорта
ТОМ I
Паспорта с машиносчитываемыми данными, хранящимися в формате оптического распознавания знаков
Добавление 9 к разделу IV
Транслитерация, рекомендуемая
для использования государствами
Раздел IV
Технические спецификации
Транслитерация кириллических знаков
(Извлечение)
Новый гост для оформления документов
С 1 июля 2018 года вступил в силу ГОСТ Р 7.0.97-2016. В нем описано, как оформлять деловые и служебные документы: официальные письма, приказы на работе, справки для людей и запросы в ведомства. Россия составила список рекомендаций для всех и предлагает их использовать, чтобы было красиво и понятно.
Этот гост добровольный — его можно не использовать или применять частично. Но если у вас нет корпоративных стандартов, дизайнера или верстальщика, а хочется составить понятный документ, его стоит иметь в виду. Все-таки это гост, он утвержден и действует. Там есть здравые требования, но есть кое-что странное и даже опасное.
Мы прочитали его весь — вот главное.
Как составлять документы по госту
Вот несколько советов из стандарта:
Зачем гост для документов
У каждой компании и в каждом ведомстве могут быть свои правила оформления документов. Но когда в стране есть об этом гост, компании и ведомства могут основывать свои правила на нем, а не изобретать каждый раз с нуля.
Этот гост — такая опорная точка: вы можете его не придерживаться, но если нужен ответ на вопрос «Как правильно с точки зрения России?» — вот он, этот ответ.
Применять или не применять гост — решайте сами. Штрафов за это нет. Но если вы где-то публично заявите: у нас, мол, документы по госту, — тогда уже должны применять обязательно.
Когда документ на нескольких страницах
Если документ из нескольких страниц, начиная со второй, их нужно нумеровать. Номер ставят посередине верхнего поля. Отступ сверху — минимум 10 мм. Можно печатать с двух сторон листа, но тогда поля боковые должны совпадать.
У некоторых документов может быть титульный лист. Например, у устава компании, отчета или пакета документов для торгов. Если хотите оформить титульный лист по правилам, в госте есть схема.
Шрифты — бесплатные
Шрифты рекомендуют такие:
Или похожие по начертанию и размеру.
В таблицах шрифт может быть мельче. Важные реквизиты можно выделять полужирным: например, адресата заявления или заголовок документа.
Отступы и интервалы
Абзацный отступ — 1,25 см.
Заголовки разделов — с таким же абзацным отступом слева или по центру.
Вот требования к интервалам:
Минимальные поля для всех документов:
Если документ хранится больше 10 лет — левое поле должно быть минимум 30 мм. Но все это логично использовать для бумажных документов, потому что их скрепляют, прошивают, а края бумаги за годы могут истрепаться. Для электронных документов это не так важно, но гост почему-то этого не учитывает, хотя для электронных документов он тоже работает.
Выравнивание — по ширине
Документы по госту нужно выравнивать по ширине листа.
Если реквизиты пишут в углу, то самая длинная строчка должна быть не больше 7,5 см. Это примерно треть формата А4.
Если реквизиты документа не в углу, а по центру, их тоже нельзя растягивать на всю ширину. Максимум на 12 см — это половина ширины листа.
От редакции: выравнивая документ по ширине листа, включите переносы, иначе между словами будут огромные дыры. Либо люди, которые составляли гост, не знают об этом эффекте, либо у них нет глаз или вкуса
Реквизиты документа
Товарный знак или логотип — вверху посередине или слева. Можно указать название компании, магазина или бизнеса — которое неофициальное, но к нему привыкли.
В верхней части документа нужно написать, какая компания его составила, ее адрес, телефон и электронную почту, ИНН, ОГРН и другие реквизиты с учетом назначения документа.
По госту нужно написать и название документа. Это не касается только деловых и служебных писем. Если это приказ — нужно так и указать.
Дату ставят вверху. Причем не ту, когда составили документ, а когда подписали. Форматы даты такие:
Какой шрифт в водительском удостоверении
Водительское удостоверение нового образца 2021 года
При этом желательно изучить особенности ПДД тех стран, на территорию которых гражданин собирается отправиться. Внешний вид российских ВУ унифицирован с международными стандартами, поэтому расшифровка водительских прав нового образца 2021 года не вызовет никаких сложностей.
Лицевая сторона документа содержит следующие сведения, которые в обязательном порядке имеют нумерацию: Фамилия (берется из паспорта). Имя и отчество. Дата рождения и наиболее крупная территориальная единица, ближайшая к месту рождения владельца документа (крупный город или название области). Дата получения документа, срок его истечения и наименование выдавшего его органа (данный пункт разделен на подпункты 4a, 4b, 4c).
Номер документа (также дублируется на обратной стороне). Фото. Подпись (обязательно черными или фиолетовыми чернилами, должна полностью соответствовать подписи в паспорте).
Водительские удостоверения
Таким образом, автомобилисты получают свои водительские удостоверения сразу, без задержек и дополнительных расходов на их доставку.
Принтеры голографических карт Evolis известны своей:
Мы делимся своим опытом по управлению проектами национального масштаба.
Наша верная команда поддерживает вас на каждом этапе:
Серия и номер водительских прав
Правила могут несколько отличаться от Правил движения по российским автодорогам. У некоторых автомобилистов при себе действуют еще права старого образца. Для того чтобы иметь более полное представление о структуре бланка ВУ, следует рассмотреть более детально, его элементы.
При этом очень желательно сравнить со старыми водительскими правами, чтобы понимать, в чем состоят изменения и как теперь выглядит новый документ.
Полная структура и расшифровка документов поможет ориентироваться в новых правах и знать, куда смотреть, чтобы считывать серию и номер.
В серию водительского удостоверения старого типа входят буквы – прописные литеры русского алфавита. Но буквы эти не простые, а идентичные латинскому переводу.
Водительское удостоверение нового образца.
Но с 2021 года выпуск прав устаревшего вида, на плотной бумаге, прекращается и вновь обратившимся будут выдаваться документы нового образца.
Если приглядеться к новым водительским правам, то можно обнаружить тончайшую сетку.
Водительское удостоверение
Старые будут продолжать действовать до конца указанного в них срока.
. Автор темы: АвтоЗащитник Сообщите своим друзьям-автомобилистам: 343 986
30 Сообщите нам о том, что не так на странице Выберите текст ошибки и нажмите одновременно Ctrl+Enter Появится форма для отправки сообщения. Обязательно поясните в чем заключается ошибка! Мы обязательно всё исправим в ближайшее время.
Заранее благодарим за бдительность!
Что за шрифт на водительском?
Пользователь Регистрация 14 Мар 2014 Сообщения 651 Симпатии 44 Могу тебе шрифт такой сделать в TTF-формате, с тебя хороший скан глифов)) [MOD=»Шолто»]За остальное в виде рекламы и публикации ссылок на посторонние ресурсы —
[/MOD] Последнее редактирование модератором: 15 Мар 2014 Пользователь Регистрация 11 Дек 2012 Сообщения 16 Симпатии 2 Могу тебе шрифт такой сделать в TTF-формате, с тебя хороший скан глифов)) kkmfont.ru — погляди галерейкумогу изготовить требуемый шрифт в ttf-формате, но это уже будет под винду, зато для любого принтера.
глянь галерейку на kkmfont.ru привет написал тебе в ЛС Пользователь Регистрация 8 Сен 2012 Сообщения 425 Симпатии 3 щас ты чудо в баню улетишь как петь дать Команда форума ГАРАНТ СЕРВИС Регистрация 23 Фев 2010 Сообщения 2,083 Симпатии 250
Как расшифровываются метки в водительском удостоверении нового образца
Кроме названия организации, выдавшей документ (обычно это подразделение ГИБДД) указывается и числовое обозначение подразделения, состоящее из 4 цифр. Номер и серия документа. Эти данные полностью совпадают с цифрами, отраженными в правом нижнем углу на оборотной стороне удостоверения.
Фото собственника. Фото делается непосредственно в отделении автоинспекции, оформляющей документ. Цветная фотография должна иметь размер 21*30 мм.
Не допускается размещение фото с закрытым лицом.
Если не снимать головной убор требуют религиозные правила, то шапка не должна закрывать лицо.
Как выглядят новые и старые образцы водительских удостоверений и какие права сейчас выдают в РФ + фото с примерами
Форма документа установлена Приказом МВД №365, изданным 13 мая 2009 года, с изменениями. О них я расскажу в подзаголовке «Актуальная редакция водительских прав».До 2011 года можно было получить права двух видов: бумажные и пластиковые, форма которых диктовалась Приказом МВД №120 от 19 февраля 1999 года.
Они различались оформлением, но содержание их было одинаковым.Официальное название «Образец №1».
Документ имеет форму прямоугольника размером 74×105 мм. Необходимая информация напечатана на листе специальной бумаги розоватого цвета, который при изготовлении складывают пополам и ламинируют.
Применяются и другие
Водительские права международного образца — как выглядят и на сколько выдаются
МВУ выпускается в дополнение к основным национальным правам, является действительным только при наличии российских прав.
Пересдавать экзамены в ГИБДД для выпуска международного водительского удостоверения не нужно. Как сделать международные водительские права — читайте в этой статье Водительские права международного образца имеют небольшой формат А6, первая страница заполняется латиницей (или арабским шрифтом).
Шрифты в законе: о тонкостях авторского права на буквы
Как пользоваться шрифтами, чтобы не пришлось отвечать за это в суде.
Авторское право на шрифты — рано или поздно каждый дизайнер сталкивается с ним. Нередко — в качестве ответчика в суде. Так что будет полезным окунуться в юридическую сторону пользования шрифтами, чтобы такие неприятные моменты исключить из своей практики. Разобраться нам помог генеральный директор агентства защиты интеллектуальной собственности «Алтпатент» Алексей Козырев.
Первым делом, дабы продемонстрировать всю серьёзность темы, расскажем об одном сравнительно недавнем случае. В общем, как-то компания ООО «Кубань-Ти» на упаковке своего товара «Азерчай» использовала шрифт Taumfel.
У этого шрифта нашёлся правообладатель — индивидуальный предприниматель Сироткин Н.Ю. Бизнесмен предъявил претензию за нелегальное использование своего шрифта, но договориться не получилось. Тогда предприниматель подал в суд.
Арбитражный суд признал, что ООО «Кубань-Ти» использовало шрифт Taumfel незаконно, а следовательно вся продукция, на которой он был изображён, объявлена контрафактной. То есть суд запретил продажу и предложение к продаже этого товара. Также суд запретил хранение и перевозку этого товара тем предприятиям, кому контрафактный чай был уже отгружен.
Решение суда было опубликовано в «Коммерсанте». Правообладатель шрифта отсудил 1,5 миллиона рублей.
Впечатляет? А теперь давайте разбираться, как не попасть в похожую ситуацию.
PYB: — Какая специфика у авторского права на шрифты?
Алексей Козырев: — Шрифты регистрируются в качестве промышленных образцов. Вообще срок действия патента на промышленный образец довольно короткий, и его можно продлевать ограниченное количество раз. Всего максимальный срок действия патента — 25 лет. После этого промышленный образец по идее становится общедоступным. Но в случае со шрифтами этого не происходит.
На шрифты распространяется не только патентное, но и авторское право. Оно вообще не регистрируется, а начинает действовать автоматически в момент создания произведения. И действует в течение всей жизни автора и потом 70 лет после его смерти.
— Это мы конкретно о России говорим, верно?
— Да, конечно, о России. В разных странах — разное законодательство. Так, ещё в 1976 году Служба по авторскому праву в США заключила, что шрифты не должны рассматриваться в качестве объектов авторского права.
В России право пошло по другому пути. У нас считается, что шрифт — это продукт творчества, и поэтому авторское право на него действует.
— Какие ситуации среди конфликтов со шрифтами наиболее типичные?
— Ну вот типичная ситуация: дизайнер лазил в интернете, нашёл шрифт, скачал, установил, использовал его в своей работе. Может, даже уже успел зарегистрировать изображение с использованием этого шрифта в качестве товарного знака. А потому вдруг оказалось, что у этого шрифта есть правообладатель, и он не в восторге от такого использования его собственности. Тогда он требует оплатить продукт и компенсировать потери от нелегального использования. Это типичная ситуация не только для шрифта, но и для текста, фотографии, рисунка и тому подобного.
— А если шрифт скачан с сайта с бесплатными шрифтами?
— Бесплатность шрифта — это зачастую вообще не аргумент. Да, действительно есть шрифты, которые разрешено свободно использовать вообще как угодно — вроде вашего шрифта Nautilus Pompilius. Кстати, даже в таких случаях я бы рекомендовал связываться с правообладателем и просить дать какое-то документальное свидетельство, что он разрешает использовать шрифт. Правообладатель может в любой момент передумать и потребовать компенсации. В моей практике таких примеров нет, но чисто теоретически это вполне возможно. Если у вас будет в руках документ, вы сможете доказать, что использовали шрифт до того, как условия лицензии изменились.
Но бесплатные шрифты бывают полностью бесплатными далеко не всегда. Правообладатель может разрешать свободно использовать его шрифт только в личных или ознакомительных целях. Часто в лицензионном соглашении указывается, что в таких-то и таких-то случаях следует заплатить. Как правило, речь идёт о случаях коммерческого использования или просто публичной демонстрации.
— Какие условия может диктовать правообладатель в лицензионном соглашении?
— Любые, не противоречащие закону. Потому что это сделка. В остальном условия регулируются рыночными отношениями. То есть правообладатель может устанавливать цену хоть в миллиард долларов, и ограничивает его аппетит только спрос на шрифт по такой цене.
— Допустим, дизайнер использовал платный шрифт в логотипе для клиента. Шрифт куплен им по всем правилам. По сути он продаёт клиенту не шрифт, а готовое произведение, готовый логотип. Но часто бывает, что правообладатель требует ещё и у клиента деньги за то, что у того теперь в логотипе его шрифт. Правомерно ли такое требование?
— Если в лицензионном соглашении написано, что правообладетель не претендует на конечные произведения, созданные с использованием его шрифта, то ничего он требовать, конечно, не может. Но, как я уже сказал, там могут быть очень разные условия. Так что чисто теоретически требование в вашем примере может быть вполне правомерным. Законом это предусмотрено.
Вообще вы можете использовать шрифт только так, как написано в соглашении. Любое использование, не предусмотренное в соглашении — нарушение прав собственника. То есть запрещено всё, что не разрешено.
Обычно условия разнятся в зависимости от цели использования. Если вам шрифт нужен для личных целей — написать себе что-то на фотообоях, например — цена будет одна. Если это коммерческое использование, и покупатель получит прибыль от использования шрифта, то логично, что продавец захочет получить долю от этой прибыли. Поэтому цена может быть привязана к единице продукции, на которой будет изображён этот шрифт, к объёму выручки или просто быть фиксированной суммой за определённый период пользования шрифтом. То есть это такая же сделка купли-продажи, как и все остальные. Продавец диктует условия — покупатель соглашается или нет.
— Какими потерями может обернуться нарушение лицензионного соглашения?
— Если правообладатель понсёс убытки, и может доказать их размер, то он вправе требовать возместить их. Если, например, «пиратский» шрифт был напечатан на упаковке какой-то продукции, эту продукцию могут признать контрафактной. И истец вправе требовать изъятия и уничтожения этой продукции. В случае особо крупного ущерба можно потребовать уничтожить оборудование, которое использовалось для производства контрафактной продукции. Или даже ликвидации предприятия ответчика — редчайший случай, конечно, но такое бывало в спорах по интеллектуальной собственности.
— Размер убытков доказать бывает не так-то просто.
— Тогда есть другой вариант — потребовать вместо возмещения убытков компенсацию за нелегальное использование шрифта, согласно статье 1301 Гражданского кодекса РФ. В этом случае не нужно доказывать ни размер, ни даже сам факт убытков. Причём истец имеет право выбрать форму выплаты.
Можно произвольно выбрать сумму в диапазоне от 10 тысяч до 5 миллионов рублей компенсации. Но в этом случае суд, руководствуясь принципом разумности и справедливости, может снизить размер выплаты.
Более надёжный вариант — потребовать выплатить стоимость лицензии в двукратном размере. То есть при цене лицензии в 100 тысяч рублей можно смело запрашивать компенсацию в 200 тысяч рублей. Суд при этом будет не вправе уменьшать сумму. По крайней мере, для этого нужны очень веские основания. То есть не внутренние убеждения судьи, не абстрактная справедливость и разумность, а конкретные объективные аргументы и доказательства.
— Есть правообладатели, имена которых особенно часто фигурируют в подобных конфликтах. Порой из называют «патентные тролли».
— Когда мы говорим «тролли», мы подразумеваем какое-то недобросовестное поведение. На самом деле, «Студия Лебедева» и «ПараТайп» — как я понимаю, это о них речь — всего лишь добросовестные владельцы интеллектуальной собственности. Да, они очень ревностно следят за тем, чтобы их права и коммерческие интересы не нарушались. Работа у них в этом направлении поставлена довольно хорошо, и, видимо, от этой деятельности идёт значительный доход. В этом ничего предосудительного, я считаю, нет. В противном случае исчезает всякий смысл в обладании такого рода собственностью.
— Но, если судить по новостям, то они по суду требуют какие-то астрономические суммы компенсации.
— Да. Но, обратите внимание, эти суммы крайне редко удовлетворяются. Истец в подобных делах как правило запрашивает значительно больше разумной суммы. Как я и говорил, в конце-концов справедливую сумму в таких случаях определяет суд.
К слову, у меня были случаи, когда мои клиенты по недосмотру использовали шрифты, принадлежащие «Студии Лебедева» и «ПараТайп». Указанные правообладатели направляли досудебные претензии, клиенты шрифты приобретали, и на том дело заканчивалось. То есть это не кровожадные «тролли», как можно подумать. Просто забирают своё, и на мой взгляд, правильно делают.
— Часто ли конфликты по авторскому праву заканчиваются так же благополучно?
— Раз на раз не приходится. Всё же это соглашение, тоже своего рода сделка. Тут уж как договоришься.
— А если просто вежливо попросить прощения? Срабатывает такое?
— Может показаться смешным, но довольно часто этого действительно бывает достаточно. Даже если дело дошло до суда. Совсем недавно у нас был суд в Новосибирске: рассказ моего клиента напечатали без разрешения. И мой клиент запросил лишь оплату судебных издержек и публичные извинения. Очень удобно: и для ответчика не затратно, чтобы ему стало проще и дешевле согласиться с требованиями, и автор получает долю известности, которую может конвертировать в доход. Это ведь тоже пиар — бесплатно размеситить в СМИ сообщение о том, что есть такой автор, и у него есть произведение, которое издатели хотят напечатать, даже нарушая закон. Плюс это также сообщение о том, что автор свои права защищает, что предостерегает от нарушений всех остальных.
— То есть конфликты обостряются в случае, если компромиссный вариант оборачивается слишком большими потерями для какой-то из сторон?
— Чаще всего да, но не всегда правообладатель подаёт в суд из-за потерь или ради установления справедливости. Очень часто это делают ради пиара: чтобы раздуть дело, попасть в СМИ и так далее.
Иногда одна из сторон доводит конфликт до суда из принципа. Вот прямо сейчас у нас в работе такой случай. Клиент использовал в печатной продукции фотографии, на авторство которых претендует другой человек. Компенсация там маленькая, я бы посоветовал выплатить и забыть, иначе можно увязнуть в тяжбах на несколько лет. Но мой клиент решил доказывать свою правоту до конца, и я буду стараться помочь ему в этом.
— Если фотографии действительно чужие, неужели есть реальный шанс избежать ответственности?
— Да, конечно. Если истец не сможет доказать свои права на эти фотографии, то и компенсации он не получит. Конкретно в этом случае, по нашему мнению, он не представил документальные свидетельства об авторстве в достаточном объёме. Но бывают и более тонкие случаи. Например, часто удаётся доказать в суде, что произведение не является уникальным. То есть на момент его создания уже существовало точно такое же произведение. Богатая судебная практика по этому поводу, кстати, сложилась как раз по поводу шрифтов.
— Можно ли избежать наказания, изменив шрифт и выдав за новое уникальное произведение?
— Теоретически можно. Только вот очень часто в лицензионном соглашении стоит запрет на изменение произведения. То есть в случае провала придётся ответить ещё и за это нарушение.
— Как суд отличает изменённый шрифт от просто похожего? Есть какие-то критерии?
— Нет, задокументированных критериев нет. Уникальность определяет экспертиза. То есть квалифицированный специалист в данной области, имеющий статус эксперта, пишет заключение, и оно представляется в суд в качестве доказательства.
— Но ведь дизайн — это не точная наука, и любое заключение по этому поводу можно объявить всего лишь субъективным мнением эксперта.
— Да, можно. Часто так и делают. Правообладетель делает досудебную экспертизу, чтобы были основания для иска. На суде ответчик ставит под сомнение результаты и требует независимой экспертизы. Независимую экспертизу назначает суд. Но одна из сторон — или даже обе — могут не согласиться и с ней. Тогда делается ещё одна экспертиза. И так далее. Ведь, действительно, произведение может быть настолько изменено, что будет обладать своей собственной оригинальностью, а критерии, по которым эксперты отделяют одно от другого зачастую исходят из их субъективного мнения. Поэтому и результаты экспертизы у разных экспертов могут отличаться кардинально. Так что в этих разборках можно надолго увязнуть.
— Экспертиза наверняка стоит немалых денег. Выходит, долгие суды по таким вопросам могут влететь в копеечку.
— Да, удовольствие не из дешёвых. Поэтому чаще всего юристы стремятся прийти к консенсусу ещё до суда. Это экономит деньги, время, нервы. Зачастую — спасает репутацию клиенту. И радует, когда вторая сторона стремится к тому же.
Вот недавно у меня был очень успешный такой случай как раз со шрифтами. Моему клиенту-издателю предъявили претензию на использование шрифтов на обложках журнала. Всего предъявили претензии по 7 шрифтам, но по 4 из них мы смогли до суда доказать, что нарушений нет. Мы провели сравнительный анализ и убедили правообладателя, что его шрифты и использованные на обложке отличаются достаточно сильно, чтобы быть разными оригинальными произведениями. По остальным — сошлись на том, что мой клиент приобретёт лицензию на общих основаниях. Такой вариант всех устроил, в суд не пошли.
— Напоследок, дайте совет нашим читателям, как оградить себя от юридических проблем со шрифтами?
— Прежде всего, нужно внимательно относиться к тому, что вы используете. В суде никто не будет выяснять, намеренно вы «спиратили» шрифт или нечаянно. Наше законодательство обязывает предпринимателя принять все меры по недопущению нарушения его бизнесом прав третьих лиц. Если ваша деятельность нарушила права автора шрифта, вы виноваты без всяких «но». Поэтому при использовании шрифта нужно обязательно поинтересоваться, кто его правообладатель, и очень внимательно прочесть лицензионное соглашение к этому шрифту. И, конечно, нужно всегда иметь документы, доказывающие, что вы используете данный шрифт правомерно.