какой срок дожития при расчете пенсии в 2019
Какой срок дожития при расчете пенсии в 2019
Статья 32. Введение в действие установленного настоящим Федеральным законом ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии
1. При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости и накопительная часть трудовой пенсии по старости определяются исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).
(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. При определении размера страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном пунктами 21 и 22 статьи 14 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости не может составлять менее 10 лет (120 месяцев). Начиная с 1 января 2009 года указанная продолжительность ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 14 лет (168 месяцев).
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 1 января 2016 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости ежегодно определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателя этой части трудовой пенсии.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок определения ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктами 23.1 и 23.2 статьи 14 настоящего Федерального закона, применяется для расчета размера накопительной части трудовой пенсии по старости лицам, приобретшим право на назначение накопительной части трудовой пенсии по старости начиная с 1 января 2002 года.
(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ)
(п. 4 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 359-ФЗ)
258 месяцев: Кремль решил, сколько пенсионеру жить до смерти, чтобы не переплачивать
Увеличение возраста дожития приведет к тому, что причитающуюся сумму получат единицы
Правительству РФ, видимо, мало ему одной пенсионной реформы, оно внесло в Госдуму новый законопроект об увеличении ожидаемого периода выплаты (ОПВ) накопительной пенсии или, как его еще называют, срока дожития с 252 до 258 месяцев (21,5 года) в 2020 году. Свое решение власти обосновывают тем, что средняя продолжительность жизни в стране, а с ней и «срок дожития» растет, поэтому нужно пересматривать этот параметр. На деле же, этот шаг приведет только к тому, что ежемесячные выплаты по накопительной пенсии будут уменьшены. Для чего и затевалась пенсионная реформа.
До 2016 года ОВП составлял 228 месяцев или 19 лет. Однако затем правительственные эксперты посчитали, что это слишком мало, и началось его планомерное повышение на шесть месяцев. Или, как это называют в Минтруде, «доведение используемого для исчисления накопительной пенсии ожидаемого периода до величины, соответствующей реальной продолжительности жизни».
Дальше больше, в ведомстве посчитали, что нынешний подход к расчету периода дожития, основанный на данных о смертности за предшествующий год, приводит к его занижению — и, как следствие, к завышению размера накопительной пенсии. Поэтому ведомство вместо данных за прошлый год хочет использовать прогнозы продолжительности жизни мужчин и женщин в возрасте соответственно 60 и 55 лет. Тех, для кого и проводилась пенсионная реформа с отъемом пенсий.
По данным Росстата, численность женщин в возрасте 55 лет составила 1,107 млн человек, мужчин в возрасте 60 лет — почти 0,916 млн человек. Ожидаемая продолжительность их предстоящей жизни — 16,56 года для мужчин и 26,28 года для женщин соответственно. Поэтому в среднем ОПВ должен составить 263 месяца. Но, так уж и быть, чтобы скачок не был слишком резким, в 2020 его повысят только на полгода, а затем уже до отметки в 264, то есть ровно 22 года.
Что это значит на практике? Как уже было сказано, продление срока на полгода приведет к снижению на 2,4% ежемесячных выплат по накопительным пенсиям. Всего за четыре года назначаемая накопительная пенсия уже сократилась на 10%.
Но самое интересное, что пенсионная реформа и повышение пенсионного возраста накопительную часть выплат как бы не затронуло — она по-прежнему начинает начисляться (но не выплачиваться) с 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно. И именно с этого возраста, а не с 65 и 60, то есть нового срока выхода на пенсию, считается «срок дожития».
Выходит, что теперь, чтобы получить все причитающиеся накопленные выплаты мужчинам нужно будет прожить до 87 лет. С учетом средней продолжительности жизни россиян в 71,59 лет это, мягко говоря, проблематично.
Массовые выплаты по накопительным пенсиям начнутся с 2023 года. У граждан, формирующих пенсионные накопления в ПФР («молчуны» и клиенты частных управляющих компаний), средний счет на 2018 год составлял около 45 тыс. руб., у граждан, копящих на пенсию в НПФ, — около 70 тыс. руб. Заморозка накопительной части пенсии с 2014 года привела к сокращению этих сумм примерно на тысячу рублей.
В повышении ОПВ есть только один относительный плюс — снижение ежемесячных выплат повышает вероятность единовременной выплаты всей суммы. Сейчас выходящие на пенсию граждане получают накопительную часть единовременно, если она по состоянию на день назначения меньше 5% от суммы общей пенсии (страховая пенсия, единовременная выплата к ней и накопительная пенсия). Чтобы были назначены ежемесячные выплаты, необходимо иметь около 177 000 рублей пенсионных накоплений.
Как это работает на практике? Пенсионный фонд для расчета накопительной пенсии все накопленные средства гражданина делит на период дожития. По данным Росстата, средний размер назначенных пенсий в России в январе-июне составил 14 135 рублей (5% от этой суммы — всего 700 рублей в месяц).
Однако и в сентябре в ПФР предложили повысить планку с 5% до 20% от федерального прожиточного минимума пенсионера. На 2019 год он составляет 8846 рублей (20% от этой величины — 1770 рублей). Получается, что для получения накопительной пенсии каждый месяц нужно будет иметь на счету порядка 500 000 рублей. Такие суммы, особенно с учетом заморозки, есть буквально у считанных пенсионеров.
Зачем же все эти манипуляции с накопительной частью пенсий? Директор компании «пенсионный партнер» Сергей Околеснов рассказал «СП», что увеличение «срока дожития» неизбежно ведет к сокращению выплат по накопительной части пенсий. Что касается единовременной выплаты, зачастую фондам проще сразу выплатить всю сумму, чем заниматься обслуживанием мизерного счета.
— Шестимесячное повышение ожидаемого периода выплаты на первый взгляд кажется несущественным. Это меньше 2,5% от общей цифры. Люди в большинстве своем относятся к этому спокойно, тем более что непонятно, кода еще будет эта пенсия. Но важно то, что эти изменения происходят каждый год. То есть они системные. Правительство постепенно уменьшает ежемесячные выплаты по накопительным пенсиям.
«СП»: — Для чего нужно повышать «возраст дожития»?
— С одной стороны, у нас действительно есть позитивный тренд по увеличению продолжительности жизни. Поэтому Минтруд и ПФР подтягивают актуарные расчеты к фактической реальности. Цифра в 228 месяцев довольно долго не менялась, и теперь ее начали увеличивать.
Но с другой, это ведет к изменениям в пенсионной системе, пенсионной реформе. Правительство поняло, что люди живут дольше, денег на пенсии не хватает, и для того, чтобы справиться со своими обязательствами, оно всеми способами пытается сэкономить. Поднимают пенсионный возраст, проводит пенсионную реформу, постепенно увеличивают «срок дожития». Это звенья одной цепи.
Эти маленькие шажки вроде бы незначительные, но если посмотреть на то, что было сделано с 2016 года, фактически мы будем получать пенсию на три года дольше, но суммы выплат станут меньше. Три года — это уже более солидная цифра, чем шесть месяцев.
Важно отметить, что увеличение «срока дожития» — это не какое-то новшество, которое ввели только сейчас. Процесс запущен давно, но о нем мало говорят. Если пенсионная реформа, повышение пенсионного возраста вызвало бурную реакцию со стороны общества, то здесь вам постепенно и незаметно растягивают вашу выплату на три года. А граждане после выхода на пенсию живут по-разному. Для многих это только 10−30% от того, что они планировали прожить.
«СП»: — Что происходит с невыплаченными деньгами, если человек умирает раньше, чем истекает его «срок дожития»?
— Эти деньги остаются в системе. Нужно понимать, что система у нас не случайно называется «Обязательно пенсионное страхование». Принцип страхования заключается в том, что люди скидываются в общий котел — кто-то больше, кто-то меньше. Возьмем для примера ОСАГО: все заплатили по 4−6 тысяч рублей, но у кого-то выплаты большие, у кого-то маленькие, а у кого-то их вообще нет. Значит, люди воспользовались страховыми деньгами не в равной степени.
Но если прошла хоть одна выплата из этих 258, то система страхования заработала, и в этом случае все, что человек не успел получить, останется в ней для других пользователей. Кто-то проживет один месяц, кто-то положенные 258, а кто-то — 500. И те, кто уйдет из жизни раньше, будут обеспечивать выплату пенсий тем, кто проживет дольше.
«СП»: — Почему, в таком случае, Минтруд хочет повысить порог единовременной выплаты, вместо того, чтобы платить эти мизерные суммы каждый месяц?
— С учетом того, что суммы накопления пока очень маленькие, то ежемесячная выплата в 700 рублей человеку для НПФ стоит больше, чем он сможет на этом заработать.
Пенсионный фонд зарабатывает путем того, что берет себе 0,75% от суммы на счете плюс 15% инвестиционного дохода. Грубо говоря, если инвестиционный доход составил 7% годовых, НПФ зарабатывает 1,8% в год от суммы, которой он управляет. Если человек получает пенсию в 700 рублей в месяц, в год она составляет 8400 рублей. Значит, с этой суммы НПФ заработает 150 рублей в год.
Это достаточно скромная цифра, ведь фонд обязан делать рассылки, вести счета клиента, отчитываться перед регулятором, производить транзакции по выплате. Поэтому хотя на первый взгляд кажется, что чем раньше фонд выплатит всю пенсию, тем хуже ему, на практике существует порог эффективности. Очень маленькие пенсии выплачивать просто невыгодно. И людям это смешно, и ПФР сложно вести эти счета, и для НПФ это тоже лишняя нагрузка. Поэтому им выгодней дружно заплатить человеку один раз и избавиться от лишних расходов.
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Операции по пересадке органов в основном делаются в Москве и в нескольких мегаполисах
Как старикам жить, меньше всего волнует «кремлевских»
Чем опасен для пожилых россиян проект федерального бюджета на 2022−2024 годы?
Перерасчет размера пенсии – это изменение размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в связи с наличием у пенсионера дополнительного заработка, с которого начислены (уплачены) страховые взносы на страховую пенсию, и в связи с другими обстоятельствами.
В системе обязательного пенсионного страхования у работающих граждан формируются страховые пенсии и пенсионные накопления.
Страховые пенсии бывают трех видов: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
Выплаты средств пенсионных накоплений назначаются и выплачиваются в виде срочной или единовременной пенсионной выплаты либо накопительной пенсии.
Пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах. Все сформированные до 2015 года пенсионные права конвертированы без уменьшения в пенсионные коэффициенты и будут учтены при назначении страховой пенсии.
Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости на общих условиях являются:
При этом если такие лица имеют страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться им на 24 месяца ранее достижения указанного возраста, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Количество пенсионных коэффициентов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа.
За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных коэффициентов.
Максимальное количество пенсионных коэффициентов за год с 2021 года – 10, в 2019 году – 9,13.
Граждане 1967 года рождения и моложе, сделавшие до 31 декабря 2015 года выбор в пользу формирования страховой и накопительной пенсии в системе ОПС, могут в любой момент отказаться от формирования накопительной пенсии и направить 6% страховых взносов на формирование только страховой пенсии.
Гражданам 1967 года рождения и моложе, в пользу которых страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию начнут начисляться работодателем впервые после 1 января 2014 года, предоставляется возможность выбора варианта пенсионного обеспечения (формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную) в течение пяти лет с момента первого начисления страховых взносов. Если гражданин не достиг возраста 23 лет, указанный период увеличивается до окончания года, в котором ему исполняется 23 года.
При выборе варианта пенсионного обеспечения следует учитывать, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином НПФ или УК. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, то есть может быть и убыток от их инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов. Пенсионные накопления не индексируются.
У всех граждан 1966 года рождения и старше вариант пенсионного обеспечения – формирование только страховой пенсии.
Получение права на страховую пенсию зависит от года назначения страховой пенсии
Минимальный страховой стаж
Минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов
Максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента
при отказе от формирования накопительной пенсии
Пенсионная формула: просто о сложном
С 1 января 2015 года действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Региональное Отделение ПФР разъясняет, как рассчитывается пенсия в соответствии с Федеральным Законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Для расчета страховой пенсии по «новым» правилам введено понятие «пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается трудовая деятельность гражданина. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года, а в 2019 году достаточно будет иметь 16,2 баллов. Чем больше баллов гражданин сформирует за трудовую деятельность, тем выше будет пенсия. Количество баллов зависит от продолжительности страхового стажа и величины заработка до 2002 года, а также страховых взносов, которые уплачивает работодатель за своих сотрудников. Необходимо помнить, что только с официальной зарплаты работодатели начисляют и уплачивают страховые взносы на ОПС.
Изменились требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости: он должен быть не менее 15 лет. Однако, как и в случае с пенсионными баллами, предусмотрен переходный период с 2015 года (6 лет минимального стажа) по 2024 год с ежегодным увеличением продолжительности минимального стажа на 1 год. В 2019 году требуемый минимальный стаж составит 10 лет.
Помимо наличия минимальных количества лет страхового стажа и количества пенсионных баллов к условиям возникновения права на страховую пенсию по старости относится достижение пенсионного возраста. В соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» с 2019 года предусмотрено поэтапное (на 1 год ежегодно) повышение пенсионного возраста (до 2028 г.), по достижении которого будет возникать право на страховую пенсию по старости.Законом закреплен общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Для тех, кто должен выйти на пенсию в 2019–2020 гг., предусмотрена особая льгота – выход на полгода раньше общеустановленного пенсионного возраста. Так, человек, который по законодательству, действующему с 01.01.2019, должен уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.
Для тех, кто выходит на пенсию в более поздние сроки, чем установлено законодательно, предусмотрена дополнительная льгота. За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии ее страховая часть и фиксированная выплата будут увеличиваться на соответствующие коэффициенты.
Порядок перевода ранее назначенных пенсий в баллы
При переходе на расчет по нормам Федерального закона № 400-ФЗ пенсионные права граждан, у которых пенсии были назначены по состоянию на 31 декабря 2014 года, были преобразованы в индивидуальные пенсионные коэффициенты.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года определялась на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной трудовой пенсии (без учета фиксированного базового размера и накопительной части пенсии), разделенного на стоимость одного пенсионного балла по состоянию на 01.01.2015 (64,10 руб.).
Все уже назначенные по состоянию на 01.01.2015 пенсии при конвертации пенсионных прав в баллы не должны были уменьшаться.
«Новая» пенсионная формула выглядит следующим образом:
Страховая пенсия = А х В + С, где:
А – пенсионные баллы;
В – стоимость одного балла в год выхода на пенсию;
С – фиксированная выплата.
Также за каждый год более позднего выхода на пенсию предусмотрены повышающие коэффициенты к страховой пенсии и фиксированной выплате.
Пенсионный балл – это параметр, величиной которого оценивается каждый календарный год трудовой деятельности гражданина. Он зависит от ежегодных начислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и варианта пенсионного обеспечения (формирование страховой и накопительной пенсий или формирование только страховой пенсии).
Расчет количества пенсионных баллов до 1 января 2015 г.
Производится из величины пенсионного капитала по состоянию на 31.12.2014, размер которого зависит от размера заработка и продолжительности стажа на 01.01.2002, суммы страховых взносов за период с 2002 года по 2014 год. Расчетный пенсионный капитал преобразуется в баллы путем деления на ожидаемый период выплаты пенсии на 31.12.2014 (228 месяцев) и стоимость пенсионного коэффициента на 01.01.2015 (64,10 руб.).
Расчет пенсионных баллов после 1 января 2015 г.
производится по формуле
сумма уплаченных страховых
количество взносов на страховую пенсию
пенсионных = ___________________________________ х 10
баллов за один год сумма страховых взносов
с максимальной взносооблагаемой заработной платы
Максимальная взносооблагаемая база – предельное значение фонда оплаты труда работника (ФОТ), с которого работодатели уплачивают страховые взносы по тарифу 22%. Максимальное годовое значение ФОТ, в пределах которого отчисляются страховые взносы на пенсию, каждый год устанавливается государством.
Только с «белой» зарплаты работодатели платят взносы на обязательное пенсионное страхование. Только с «белой» зарплаты формируется пенсия.
Общий тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 22%.
6% – солидарный тариф. Он предназначен для формирования денежных средств, необходимых для финансирования фиксированной выплаты пенсионерам в настоящее время.
16% – индивидуальный тариф. Средства, поступившие по этому тарифу, отражаются на индивидуальном лицевом счете человека в системе государственного пенсионного страхования, но не как реальные деньги на банковском счете, а в виде пенсионных прав, гарантированных государством.
Количество баллов, начисленных за год, будет зависеть от официальной зарплаты. Чем выше зарплата, тем больше баллов.
Максимальное число баллов за год:
при отказе от формирования пенсионных накоплений, а также у граждан 1966 г. р. и старше в переходный период с 2015 года по 2021 год увеличивается поэтапно от 7,39 баллов до 10 баллов (в дальнейшем — максимальное значение);
при формировании пенсионных накоплений – в переходный период с 2015 года по 2021 год увеличивается поэтапно от 4,62 баллов до 6,25 баллов (в дальнейшем — максимальное значение).
Чем больше баллов накопится на индивидуальном лицевом счете – тем выше будет пенсия!
Фиксированная выплата
Фиксированная выплата – это установленная законом в твердом размере сумма, которая гарантированно выплачивается к страховой пенсии. Каждый год фиксированная выплата индексируется на уровень не ниже инфляции в предыдущем году.
С 1 января 2019 года фиксированная выплата к страховой пенсии по старости составляет 5 334 руб.19 коп.
Размер выплаты, которую ежемесячно будет получать человек после назначения пенсии, равен сумме страховой пенсии (пенсионные баллы, умноженные на стоимость балла в год выхода на пенсию) и фиксированной выплаты.
Пример расчета количества пенсионных баллов, начисляемых за год гражданину с заработной платы 29 000 руб., а также размера пенсии при назначении ее в январе 2019 года (при условии, что сумма расчетного пенсионного капитала на 31.12.2014 составляет 900 000 руб.).
1. Годовой фонд оплаты труда работника в 2018 году: 29 000 x 12 месяцев = 348 000 руб.
2. Общий размер страховых взносов по тарифу 22%:
348 000 руб. x 22 % = 76 560 руб.
Из них на солидарную часть по тарифу 6 % направляется 20 880 руб. (348 000 x 0,06 = 20 880).
3. Перевод суммы страховых взносов в пенсионные баллы:
4. Полученный результат умножаем на 10:
0,3408 x 10 = 3,408 — количество пенсионных баллов, заработанных в 2018 году.
6. Переводим расчетный пенсионный капитал, заработанный до 31.12.2014, в баллы:
900 000 / 228 мес / 64,10 руб. = 61,581 балл, где 228 месяцев — ожидаемый период выплаты страховой пенсии
7. Рассчитываем общее количество баллов:
13,632 + 61,581 = 75,213 баллов — ИПК гражданина.
8. Рассчитываем размер страховой части пенсии:
9. Прибавим к этому размеру размер фиксированной выплаты, в итоге получим размер страховой пенсии по старости при назначении её в январе 2019 года:
6561,58 + 5 334,19 =11 895,77 руб., где 5334,19 — размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.01.2019.