какой вид общения выделяется на основании формы языка

Тема урока «Виды и формы общения»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ученики должны:

знать виды и формы общения, требования к оформлению речи, соблюдению в ней этических и коммуникативных норм;

уметь оценивать целесообразность виды и формы общения, определять сферу общения, социальные роли и взаимоотношения партнеров по общению, понимать и воспринимать другого человека, самовыражаться, соблюдать этические, коммуникативные, речевые нормы общения.

Эпиграф на доске: Общаясь, люди создают друг друга. (Д. C. Лихачев)

I. Слово учителя

Наша жизнь наполнена общением. Мы общаемся лично, по телефону, Интернету. Устно и письменно. С помощью слов и без них. С современниками и (посредством письменных текстов) c авторами, давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем телевизионным каналам и со всех радиостанций. Мы общаемся. Получается, что наша жизнь без общения немыслима.
Поэтому, роль общения и в нашей жизни, и в общественно, и в профессиональной, и в частной, – огромна. Общение пронизывает все сферы, деятельности человека, поэтому изучается очень многими науками, в каждой из которых ученые подходят к феномену общения со своих позиций.
Очень точно выразил сущность общения академик Д. C. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга» (обращаемся к эпиграфу). B этих словах подчеркивается именно взаимность влияния людей друг на друга и необходимость их друг другу для осознания своей индивидуальности и для развития каждого. Такой подход и такое понимание подчеркивают обусловленность общения как основного элемента культуры. Это объясняет и основное средство общения – речь.
Общение – это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).
Общение – это деятельность.

II. Актуализация темы

– Сегодня мы с вами будем говорить о видах и формах общения. Обратимся к таблице. (Приложение 1. Слайд 2)

Рассмотрим каждый вид отдельно, заполняя таблицу.

1. Вербальное – невербальное

Вербальное и невербальное общение всегда сопутствуют друг другу, поскольку вербальное общение – это общение словесное, то есть на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение – это общение несловесное, в котором системой знаков служит в устной речи – сочетание позы, жестов, мимики, интонации, a в письменной – расположение текста, шрифты, схемы, таблицы, графики.
По сути, имеются в виду два разных, но почти всегда сочетающихся языка: словесный и несловесный. Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно и возможно только для удобства описания, пocкольку и вербальная, и невербальная стороны общения очень редко сyществyют дpyг без друга. Соoтветствeнно, применительно к общению правильнее говорить o вербально-невербальном балансе как норме речeвoго общения.

2. Информативное – неинформативное

Для информативного общения основная цель всегда связана с информацией. B ходе тaкогo общения сообщается, выслушивается (читаeтcя) что-то новое для данного адресата.
Неинформативное общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта c собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание, – вот основная цель такого общения.

3. Монологическое — диалогическое

Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих речь, – монолог и диалог. Соответственно, монологическим и диалогическим называют виды oбщeния, различающиеся по постоянной/переменной коммуникативной роли я – говорящего и ты – слушающего.

Диалог (от греч. dia – чeрeз и logos – словo, речь) – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монолог (от греч. monos – один и logos – слово, речь) – это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.

Обычно выделяются следующие характерные черты монологической речи:

1) непрерывность (высказывание не ограничивается одной фразой, a представляет собой сверхфразовое единство определенного объема);
2) последовательность, логичность речи;
3) относительная смысловая законченность;
4) коммуникативная направленность высказывания;
5) тематичность (развертывание одной темы);
6) синтаксическая усложненность.

4. Контактное – дистантное

Эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени,
При контактном общении взаимодействие происходит одновременно, партнеры находятся рядом друг c другом, как правило, видят и слышат друг друга, поэтому контактное общение почти всегда – устное. Это дает возможность общения c помощью не только словесных, но и несловесных средств.
Диктантное общение происходит, когда партнеры разделены пространством и временем. Например, чтение книги предполагает, что автора от читателя отделяет и то и другое. Иногда участники общения разделены одним из этих компонентов ситуации: например, пространством (они разговаривают по телефону или ведут диалог в Интернете) или временем (идет обмен записками в аудитории).

5. Устное – письменное

Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными группами причин:

1. Особенностями ситуаций устного и письменного общения.
2. Особенностями, определяемыми формой речи.

Ситуации, которые требуют устного общения, обычно характеризуются тем, что между участниками общения возможен личный контакт: одновременно зрительный (визyaльный) и акустический (слуховой).

Выбор формы peчи определяется важностью или объемом передаваемой информации, а именно: поскольку устная pечь произносится однократно(«Слово – не воробей: вылетит не поймаешь»), a письменный текст часто ориентирован на многократное перечитывание, то важную и сложную информацию или информацию большого объема передать в расчете на более адекватное понимание удобнее в письменной форме, а более легкую для восприятия – в yстнoй.

Для решения вопроса о том, какую форму речи предпочесть, необходимо знать; и кому предназначенa эта речь, и в кaкиx условиях она может быть воспринята наиболее адекватно. Также следyeт учитывать, что:

– ycтная речь в силу своей однократности и часто импровизационности ограничена в отборе языковых и неязыковых средств для выражения определенного смысла, тогда как письменная обычно предполагает полное и законченнoe выражение замысла;
– устная речь, как правило, создается в момент говорения, и нефиксированный текст оставляет простор для дополнений и изменений, вплоть до «я совсем не это хотел(а) сказать!», в то время как письменная peчь требует отшлифованной точной фиксации текста;
– устная речь, в соответствии c законом избыточности, содержит больше повторений и обобщений, a в письменной их меньше или нет совсем.
Все эти особенности в совокупности определяют выбор соответствующего цели общения pечевого жанра.

6. Публичное – массовое

Публичное общение (занятие в аудитории, собрание и т. д.) обычно протекает в форме монолога. Оно всегда требует структурирования, поскольку люди в таких случаях собираются вместе ради достижения какой-то важной цели. Без структурной организации общения эта цель вряд ли будет достигнута. При публичном общении возникает иная, более высокая степень ответственности за речь, и одним из главных требований к ней становится целенаправленность и содержательность.
Это может быть и в устной peчи – выступление на представительном митинге, съезде, c концертом на стадионе и т. д., но чаще всего такого pода общение свойственно газетам, телевидению и т. д. Точнее, это обычно уже не общение, а коммуникация. Поэтому соответствующие средства так и называются – средства массовой коммуникации. При массовой коммуникации адресат теряет конкретные очертания – он, как правило, существует в воображении говорящего в обобщенном виде

7. Официальное – неофициальное (частное)

Официальное (должностное) общение – это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, c соблюдением всех правил и формальностей. Частное общение – это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями: наличием определенных сфер общения, социальных ролей и взаимоотношений между партнерами по общению, протекает более свободно и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.

Вид и формы общенияОсновные признаки
1.Вербальное – невербальноеОбщение словесное;
несловесное: мимика, жесты, интонация, текст, шрифт, таблицы, знаки
2. Информативное – неинформативное.Что-то новое для слушателя;
поддержка речевого контакта
3. Монологическое – диалогическоеРечь одного;
общение между двумя или несколькими лицами
4. Контактное – дистантноеВзаимодействие одновременно в пространстве и во времени (устное);
партнеры общения разделены временем и пространством (устное и письменное)
5. Устное – письменноеОднократная речь;
ориентирован на многократность
6. Публичное – массовоеОбычно протекает в форме монолога, всегда структурирована;
не общение, а коммуникация, адресат теряет конкретные очертания
7. Официальное – неофициальное (частное).Взаимодействие в строгой обстановке с соблюдением всех правил и формальностей;
Не ограничено рамками деловой, протекает более свободно

III. Первичное закрепление темы

Задание 2. В предложенном тексте найти и выписать отрывок с речевой ситуацией, когда ответ понятен без слов.

Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав
его, она остановилась. «Неужели этот чужой человек сделался теперь все для меня?» спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, все: он один теперь дороже для меня всего на свете». Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.
– Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?
Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь».
Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.
– Любите ли вы меня?
– Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.
– Об чем? Что с вами?
– Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что-то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею.
Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.
– Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка-ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?»
– Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.
– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы. – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
– В год вы узнаете себя.
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год. – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала.
– Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она
взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я все сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Ответить на вопрос: Почему безмолвная реакция точнее всего передает состояние героя?

IV. Итог урока

V. Домашнее задание:

Дома самостоятельно обобщить сведения, полученные на уроке и подготовить устное сообщение на тему: «Что я знаю о речевом общении», охарактеризовать свое высказывания с точки зрения того, какие приемы были использованы и как.

Источник

Понятие общения: формы, виды, функции

Понятие общения: формы, виды, функции

Составляющие общения и его разновидности

Компоненты общения – это те его составляющие, которые не включены в структуру общения.

В зависимости от компонентов выделяют различные виды и формы общения:

Виды социального взаимодействия можно определить как его уровни. Уровень – определенные поведенческие проявления личности, позволяющие сделать вывод о человеке и способах его взаимодействия с другими людьми. Виды и уровни общения изменяются по мере его усложнения от простого, примитивного к сложному, духовному.

По средствам общение может быть:

3.1
Непосредственное (Осуществляемое с
помощью естественных органов, данных
живому существу – руки, голова, туловище,
голосовые связки и т.д.)

3.2
Опосредованное (связанное с использованием
специальных средств и орудий)

3.3
Прямое (предполагает личные контакты
и непосредственное восприятие друг
другом общающихся людей в самом акте
общения)

3.4
Косвенное (осуществляется через
посредников, которыми могут выступать
другие люди).

Общение
как взаимодействие предполагает, что
люди устанавливают контакт друг с
другом, обмениваются определенной
информацией для того, чтобы строить
совместную деятельность, сотрудничество.
Чтобы общение как взаимодействие
происходило беспроблемно, оно должно
состоять из следующих этапов:

1.
Установка контакта (знакомство).
Предполагает понимание другого человека,
представление себя другому человеку.

2.
Ориентировка в ситуации общения,
осмысление происходящего, выдержка
паузы.

3.
Обсуждение интересующей проблемы.

4.
Решение проблемы.

5.
Завершение контакта (выход из него).

1)
инструментальная
функция

характеризует общение как социальный
механизм управления и передачи
информации, необходимой для исполнения
действия;

2)
интегративная
функция

раскрывает общение как средство
объединения людей;

3)
самовыражение — функция определяет
общение как форму взаимопонимания
психологического контекста;

4)
трансляционная
функция

выступает как функция передачи конкретных
способов деятельности, оценок и т.д.

Средства
общения

– способы передачи информации, которая
передается в процессе общения от одного
существа к другому.

вербальные
(общение осуществляется посредством
речи)
невербальные
(жесты, мимика, позы, контакт глазами,
тембр голоса, тональность, прикосновения,
объятия, поцелуи, и др.)

Вопрос 3. Коммуникативная информационная сторона общения. Модель коммуникативного процесса

какой вид общения выделяется на основании формы языка

Информационной
стороне общения, т. е

передаче
и получению информации, сотрудники
правоохранительных органов придают
особое значение, о чем свидетельствует
тот факт, что 2/3 опрошенных практических
работников, а также курсантов
и слушателей Московского университета
МВД России на вопрос о том, что они
понимают под общением, отметили важность
информационного обмена. Значимость
оперативной информации трудно переоценить.
Актуальным является информационный
обмен и для следователя, и для
оперуполномоченного, и для работника
любого подразделения полиции, которые
в процессе служебной деятельности
устанавливают причины и обстоятельства
правонарушений, мотивы преступной
деятельности, решают практические,
воспитательные задачи и многие
другие

В процессе деятельности люди
обмениваются различными представлениями,
интересами, идеями, эмоциями и т. п. Причем,
каждый стремится быть правильно понятым,
желая получить от партнера определенное
подтверждение, отклик на переданную
ему информацию. Процесс передачи
информации от одного партнера другому
(или другим) — не односторонний, это
всегда отношения общающихся, где очень
важную роль приобретает элемент «обратной
связи».

В
схеме «Кто» — коммуникатор, т. е.
человек, направляющий информацию;
«Что» — содержание, сама информация;
«Кому» — партнер по общению, принимающий
информацию; «Эффект» показывает
результативность общения, как поняли
коммуникатора, сигналит ему об обратной
связи. Однако для того, чтобы эта схема
«работала», необходимо использование
партнерами единых инструментов общения:
системы знаков, понимания ситуаций
и т. п.

В
сущности Код + Контакт — это инструменты
общения, средства передачи информации.
Код состоит из знаков (символов) и языков.
Знаки бывают различные — генетические,
химические, тепловые, дорожные и
т. п. Человеческие знаки имеют
предельно абстрактную природу, носят
конвенциональный характер. Система
знаков организуется в языки: вербальный
язык (звуковой, словесный) мимический
язык, интонации, топомимический (жестов),
письменный и т. д. Для эффективности
общения зачастую используется несколько
знаковых систем параллельно, этим
способом достигается надежность передачи
информации. Неубедительная игра актеров
на сцене говорит о неправильном
использовании, например, вербального
и мимического языка.

Научение знакам
(и языкам) происходит в первые годы
жизни человека. Известны феноменальные
случаи владения 12 языками. Чем шире
словесный запас человека, тем больше
его мыслительные и понятийные
способности. Контекст — это поле
значения слова. В разном тексте
(и в различной интонации) одно и то
же слово может менять свой смысл.
В зависимости от социальной сферы
и психологических особенностей
человека отмечаются различия в уровне
и формах его общения, полноте и глубине
взаимопонимания с другими людьми.
В любой конкретной ситуации общения
мы всегда что-то узнаем от партнера
и что-то сообщаем ему. Содержание
конкретной коммуникации может быть
очень различным: приказ начальника,
призыв мыть руки перед едой, допрос
обвиняемого, беседа со свидетелями,
потерпевшими и т. п. Что бы это ни
было — это всегда коммуникация,
и представить себе общение без нее
невозможно.

Описание моделей общения

какой вид общения выделяется на основании формы языкаСтруктура общения обуславливает модели общения. Одни люди более общительны, любят бывать в компаниях и могут часами говорить ни о чем, а другие закрыты, предпочитают внутренние диалоги внешним, разговаривают мало и только по делу.

Общительность как черта характера развивается, можно совершенствовать коммуникативные навыки, способность объективно воспринимать людей и эффективно с ними взаимодействовать.

Модели общения, как правило, формируются еще в детстве или перенимаются от родителей. Также модели общения могут быть обусловлены спецификой занимаемой должности и даже являться признаком профессиональной деформации личности (например, учительница общается с родными, так же как и с учениками).

«Монблан». Отстраненный, холодный собеседник

Основное внимание уделяет коммуникативной стороне взаимодействия, интеракции ему неинтересны.
«Китайская стена». Считающий себя выше и значительнее остальных человек

Воспринимает окружающих менее успешными/красивыми/умными людьми, из-за чего взаимодействовать с ним непросто.
«Локатор». Человек, выбирающий узкий круг друзей. Часто ему достаточно одного любимого человека или близкого друга.
«Тетерев». Очень необщительный человек, создающий лишь видимость коммуникации и интеракции. В то же время структура внутреннего общения Тетерева с самим собой сохраняется и перенасыщается диалогами и самоанализом.
«Гамлет». Для этой модели типа общения необычайно важна социальная перцепция. Он старается произвести наилучшее впечатление, оттого часто играет на публику.
«Робот». Этот человек разговаривает и действует «сухо», неэмоционально, всегда знает что, когда и почему нужно или не нужно делать.
«Эгоист». Человек говорит только о себе, все его действия направлены на получение личной выгоды.
«Союзник». Наилучшая форма и вид общения, так как оно двустороннее. Собеседники заинтересованы в продуктивном взаимодействии, учитывают личность, стремятся понять друг друга и договориться.

Значение общения в онтогенезе

какой вид общения выделяется на основании формы языкаВ онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.

Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.

Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:

Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.

Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.

Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).

Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.

Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность

Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой

Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.

Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.

Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.

Тема 1.4. Виды и уровни общения

Виды, уровни и функции общения

Способы влияния одного человека на
другого

Понятия:
общение; коммуникативная, интерактивная,
перцептивная стороны общения; кинесика,
проксемика, просодика, паралингвистика,
экстралингвистика; жесты и позы,
визуальный контакт; невербальное
общение; идентификация, эмпатия и
рефлексия; убеждение, заражение,
принуждение, подражание.

Вопросы к обсуждению:

Стратегии общения: открытое — закрытое,
личностное — ролевое, монологическое
— диалогическое.

Виды общения и их характеристика:
«контакт масок», примитивное,
формально-ролевое, деловое, духовное
или межличностное, манипулятивное,
светское общение.

Три стороны общения

Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:

Социальная перцепция – восприятие партнера по взаимодействию

Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта

Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним

Коммуникация – обмен информацией

Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.

Интеракция – обмен действиями

Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.

Описание типов общения

Понятию модели близко понятие «тип общения». Типы общения, так же как и модели, используются для обозначения особенности общения.

Типы общения нужны для того, чтобы уметь в разной ситуации подбирать наиболее подходящие методы общения: убеждение, внушение, заражение, просьбу, принуждение, игнорирование и даже манипуляцию.

Понятие общения и его роль в развитии человечества

какой вид общения выделяется на основании формы языкаСуществует немало теорий и точек зрения на проблемы общения. Значительный вклад в изучение этого феномена, а также в целом в социальную психологию внесли советские ученые. Их эксперименты и опыты, проведенные в середине и второй половине прошлого столетия, стали классическими примерами особенностей общения и восприятия людьми друг друга, а также научной базой для последующих научных изысканий.

Межличностное и межгрупповое взаимодействие – это та сфера человеческой деятельности, в которой чаще всего возникают психологические трудности

Каждому человеку чрезвычайно важно уметь грамотно и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми

Кроме того, оно может выступать и как обособленный, относительно самостоятельный род занятий. Ведь люди не всегда разговаривают друг с другом с целью придумать, проконтролировать, осуществить совместное деяние.

Передаваемый вербальный или невербальный сигнал может носить как информационный, так и аффективно-оценочный характер. Считается, что именно необходимость наших далеких предков передавать знания друг другу, не только посредством знаков и окриков, послужило основной причиной развития человеческой речи. Животные взаимодействуют друг с другом, но речь присуща только людям.

Особенности общения разных людей и групп зависят от того, насколько у субъектов взаимодействия актуальна потребность в социальных контактах. Потребность быть сопричастным, принадлежать и взаимодействовать развивалась в процессе филогенеза, общественно-исторического развития человечества.

Интересно, что удовлетворение потребности в социальном контакте предположительно повлекло за собой рождение такого прекрасного чувства, как радость. Радость до сих пор является ведущим мотивом, стимулирующим людей взаимодействовать друг с другом.

Особенности общения, которое способно принести удовольствие и радость – это его гуманность и демократизм. Грубое, неуважительное взаимодействие, игнорирование и манипуляции аморальны и не вписываются в принципы общения, которыми принято руководствоваться культурному человеку.

Убеждающая модель общения.

Эта
модель позволяет сделать участников
общения своими единомышленниками, выйти
из той или иной ситуации с наибольшей
продуктивностью. Однако
убеждение

— это сложный коммуникативный процесс,
и не каждому удается пользоваться этой
моделью общения с максимальной
эффективностью.

Известно,
что убеждение было формализовано как
определенная концепция более двух тысяч
лет назад греками, которые сделали
риторику
(от гр. rhetorikos — красивая, напыщенная, но
малосодержательная речь)
— искусство
использовать речь эффективно и убедительно
— частью своей системы образования.
Аристотель первым ввел понятия «этос»,
«логос» и «пафос», которые в приблизительном
переводе означают «надежность источников»,
«логичные доводы» и «эмоциональный
призыв». Все это — необходимые составляющие
убеждающей модели общения.

Убеждение
— это
коммуникативный процесс, в котором
коммуникатор пытается вызвать изменение
в убеждениях, отношении или поведении
другого индивидуума или группы
индивидуумов через передачу сообщения
в таком контексте, где убеждаемый имеет
некоторую степень свободы выбора. В
литературе описаны базовые принципы,
влияющие на убеждение. Среди них
предпочтительны устные, позитивные
сообщения, сдержанно эмоциональные
обращения, логические выводы, опирающиеся
на факты и веские аргументы, удовлетворение
альтруистических потребностей человека,
ораторское мастерство.

Наиболее
трудная задача убеждения — это превратить
противоположные мнения по поводу тех
или иных действий, решений в совпадающие.
Люди делают обобщение на основе личного
опыта и того, что говорят им члены их
группы. Убеждение происходит гораздо
легче, если сообщение совместимо с общей
позицией по отношению к тому или иному
предмету, ситуации, проблеме. Самая
легкая форма убеждения — это коммуникация,
усиливающая благоприятные мнения и
позиции. Каждому участнику общения
необходимо осуществлять непрерывные
усилия по поддержанию запаса
доброжелательности и таким образом
превентивно создавать условия для
эффективной совместной деятельности.

Убеждение
— это
также метод воздействия на сознание личности
через обращение к ее собственному
критическому суждению. Чтобы убедить
в чем-либо профессиональных партнеров,
коллег, чей интеллект, как правило,
высоко развит, участникам общения
необходимо использовать специальные
коммуникативные техники. Результат
убеждения считается успешным тогда,
когда собеседник в состоянии самостоятельно
обосновать принятое им решение или
мнение, оценить положительные и
отрицательные его стороны, а также
возможности и последствия других
вариантов и решений.

В
процессе общения следует помнить, что
убеждение как коммуникативная техника
более убедительно и действенно в
следующих ситуациях:

в рамках одной потребности;

при малой интенсивности эмоций;
— с
интеллектуально развитым партнером.

Классификация

Классификация общения в зависимости от целей взаимодействия и его уровня:

Кроме того, определяя уровень человеческого взаимодействия, пользуются трехступенчатой структурой:

Также известны следующие виды коммуникации:

Слова можно выбирать и выстраивать в предложения, жесты и мимику контролировать сложно, они спонтанны, оттого с большей долей вероятности выражают истинные мысли и намерения человека.

Понятие общения, виды, уровни, функции общения

Общение — установление в развитие
контактов между людьми, в процес­се
которого происходит обмен мыслями,
чувствами, образцами поведения.

Выделяют различные виды
общения
, которые
определяются чаще по специфике обратной
связи. Общение может быть:

Непосредственным – прямое и
естественное общение «лицом к лицу»,
когда субъекты взаимодействия находятся
рядом, общаются посредством речи и
паралингвистических средств. Является
наиболее полноценным видом взаимодействия,
так как индивиды получают полноценную
информацию. Может быть формальным и
межличностным оно может осуществляться
между двумя субъектами и одновременно
между несколькими субъектами в группе.
Прямое непосредственное общение
является двухсторонним и характеризуется
полной и оперативной обратной связью.

Опосредованным – происходит в
ситуациях. Когда индивиды отдалены
друг от друга временем или расстоянием.

Массовым
– множественные контакты незнакомых
людей, а также коммуникация опосредованная
различными видами массовой информации.
Может быть прямым (митинги, большие
собрания) и опосредованным (односторонний
характер и связано с массовой культурой
и СМИ).

Общение может происходить
на разных уровнях.

1 уровень.
Самый примитивный – фатический,
предполагающий простой обмен репликами
для поддерживания разговора в условиях,
когда общающиеся особенно не заинтересованы
во взаимодействии, но вынуждены общаться.
Особенность данного уровня: субъект не
получает никакой новой информации.

2 уровень
информационный,
на котором происходит обмен интересной
для собеседников информацией, являющейся
источником каких-либо видов активности
человека. Он обычно носит стимулирующий
характер и преобладает в условиях
совместной деятельности.

3 уровень
личностный,
характеризует взаимодействие, при
котором субъекты способны к самому
глубокому самораскрытию и постижению
сущности другого человека. Самого себя
и окружающего мира. Данный уровень
является глубоко нравственным,
характеризует такое общение, которое
нацелено на активизацию позитивного
отношения самих субъектов взаимодействия
к себе, другим людям и окружающему миру
в целом.

Общение всегда рассматривалось
как полифункциональный процесс. Если
же рассматривать общение в определенной
системе отношений, то модно выделить
совокупность трех групп функций:

Психологические функции обуславливают
развитие человека как индивида и
личности.

Социальные функции детерминируют
развитие общества как социальной
системы и развитие групп как составных
единиц этой системы.

Инструментальные функции определяют
многочисленные связи между человеком
и миром в самом широком смысле слова;
между различными социальными группами.

Л.А. Карпенко выделяет следующие функции
общения:

1. Контактная — готовность к приему и
передаче сообщения.

2. Информационная
(коммуникативная) — обмен мыслями,
мнениями, информацией между общающимися
людьми.

3. Побудительная — стимулирование
активности партнера,

4. Координирующая — согласование действий.

5. Эмотивная — обмен эмоциями, переживаниями.

6. Смысловая (перцептивная, функция
понимания) — восприятие, оценка и понимание
партнерами общения друг друга.

7. Установление отношений — осознание
партнерами своей роли и места в деловых
и межличностных связях.

8. Изменение состояния, поведения,
межличностных смыслов партнера, его
мотивов, потребностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *