какой возраст выхода на пенсию в казахстане для женщин и мужчин
Что говорят об изменении пенсионного возраста в Казахстане
В Казнете распространяют информацию об изменении пенсионного возраста для казахстанцев, сообщает zakon.kz.
Эти сообщения не соответствует действительности.
Об этом Stopfake.kz сообщили в Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
В Казахстане пенсионный возраст для мужчин наступает в 63 года, для женщин на текущий момент – в 59,5 года с дальнейшим постепенным повышением до 63 лет в 2027 году.
На сегодняшний день в стране действует трехуровневая пенсионная система, включающая солидарную, базовую и накопительную (из Единого накопительного пенсионного фонда – далее ЕНПФ) пенсионные выплаты. Совокупный размер пенсии привязан к трудовому стажу.
Базовая пенсия предоставляется всем гражданам, достигшим пенсионного возраста, в размере от 54 до 100% от прожиточного минимума в зависимости от стажа участия в пенсионной системе (как до 1998
Вместе с тем граждане, при достаточности пенсионных накоплений в ЕНПФ, могут воспользоваться правом на пенсионный аннуитет (выход на пенсию до наступления пенсионного возраста). Пенсионный аннуитет установлен для мужчин в возрасте 55 лет, для женщин – 51,5 года. Граждане, работающие во вредных условиях труда, могут воспользоваться пенсионным аннуитетом с 50 лет.
Пенсионный возраст в Казахстане 2021
Пенсионный возраст в Казахстане 2021: Pxhere
Пенсионный возраст в Казахстане фиксированный, но ежегодно пенсионная реформа привносит изменения. Так в каком возрасте казахстанцы смогут уйти на долгожданный отдых? Есть ли исключения в законодательстве, по которым уйти на пенсию можно раньше одногодок?
Пенсионный возраст в Казахстане: последние новости
Согласно Трудовому кодексу Республики Казахстан, социальная финансовая поддержка пожилым гражданам возможна только при достижении определенной возрастной отметки. Раньше граждане точно знали, когда им будет начисляться пенсия в Казахстане: возраст для мужчин из года в год составлял 60 лет, а женщины прекращали работать в 55 лет.
Но время не стоит на месте, и все в мире меняется. Руководство страны инициировало пенсионную реформу, которая внесла серьезные коррективы в пенсионную жизнь граждан. Произошло повышение пенсионного возраста в Казахстане.
Правительство заверило, что это вынужденная мера, обусловленная новым вектором развития страны в экономическом и социальном плане. Экономисты решили, что 63 года — оптимальный возраст, когда казахстанец сможет наконец покинуть рабочее место и начать получать пенсионные выплаты. Отменят ли повышение пенсионного возраста в Казахстане? Пока предпосылок к этому нет.
Мужчин такое изменение не так сильно смутило, как женщин. Для прекрасной половины казахского народа пенсионная реформа стала неожиданной, поскольку их пенсионный возраст увеличился на восемь лет. Однако и здесь есть нюансы.
Пенсионный возраст в РК: Pixabay
Правительство решило сделать менее болезненным для казахстанок такое новшество, поэтому было принято решение проводить реформу поэтапно до 2027 года. Теперь на протяжении 10 лет каждый год прибавляется по полгода.
Это будет происходить до тех пор, пока возрастной показатель не уравняется с показателем у мужчин. Так женщины смогут психологически и социально принять новые пенсионные правила.
Отметим, что такие изменения касаются лишь тех казахстанок, которые попали в возрастную вилку 56–60 лет (родились в 1960–1964 гг.). Женщины этого возраста попали в эпицентр пенсионной реформы.
Пенсионный возраст женщин в Казахстане 2021
В стране функционирует реформа, согласно которой в очередной раз изменился возраст выхода на пенсию для женского населения страны. В 2021 году женщины Казахстана смогут выйти на заслуженный отдых в 60 лет.
Дальше каждый год с января месяца будет увеличиваться возраст выхода на пенсию казахстанок вплоть до 2027-го. Какой пенсионный возраст в Казахстане для женщин в последующие годы? Это выглядит следующим образом:
Еще предусмотрен досрочный выход на пенсию в Казахстане. Такое право распространяется на тех, которому доступны альтернативные способы получать финансовую поддержку от правительства раньше установленного возраста. В РК действует Закон «О пенсионном обеспечении», который описывает варианты выхода на пенсию до 60-ти лет.
Согласно установленным государством правилам, досрочно выйти на заслуженный отдых смогут казахстанки:
Пенсионный возраст в РК: YouTube/Цифровая Астана
Также предусмотрен отложенный аннуитет. Согласно ему, участницы пенсионной системы при достаточном количестве накоплений при желании могут получать пенсионные выплаты, начиная с 52 лет (в 2021 году).
Его можно приобрести в страховых компаниях. С аннуитетом ситуация для женщин такая же, как и с пенсионным возрастом: ежегодно будет увеличиваться возрастной порог до 2027 года, пока не будет достигнуто отметки в 55 лет.
Среди женщин тема выхода на пенсию особо обсуждается, поскольку для них важны социальные гарантии, а также шанс начать жить совсем по-другому, распоряжаясь личным временем как им захочется. После выхода на заслуженный отдых у представительниц прекрасного пола появится достаточно времени, чтобы позаботиться о своем здоровье, родных и близких, увлечениях.
С 2021 года жительницы Казахстана, которые родились в 1961-м наконец получать пенсионное удостоверение. Уже в 60-летнем возрасте пожилые гражданки Республики Казахстан насладятся долгожданным отдыхом без надобности думать о рабочей деятельности и планировать график на несколько дней, а то и недель вперед.
Выход на пенсию в Казахстане для мужчин
Будут ли в 2021 году изменения пенсионного возраста у мужчин Казахстана? Мужское население страны будет идти на заслуженный отдых, когда их возраст достигнет установленной государством отметки. Мужской пенсионный возраст РК — 63 года.
В текущем году для мужчин не предусмотрено ни снижения возрастной планки, ни ее увеличения. Те мужчины, которые родились в 1958 году, в 2021-м воспользуются правом ухода на пенсию.
Также возможно снижение пенсионного возраста в Казахстане. Досрочный выход на пенсию возможен для таких категорий казахстанцев:
Пенсионный возраст в РК для мужчин: Pxhere
При использовании аннуитета важно учитывать порог достаточности. Его нельзя превысить. Он включает в себя фактическую сумму сбережений вкладчика в ЕНПФ, инвестиционный доход и последующие пенсионные взносы. Все эти финансовые операции дают право при достижении пенсионного возраста получать ежемесячные выплаты не меньше размера минимальной пенсии.
Для мужчин-казахстанцев ситуация уже несколько лет остается неизменной, поскольку в 63 года официально заканчивают трудовую деятельность в пользу заслуженного отдыха без надобности ежедневно посещать рабочее место. Теперь 63-летние граждане вольны делать, что им хотелось многие годы, но никак не хватало на это времени.
Правительство не изменило решение о повышении возрастного порога, однако подняли пенсионные выплаты. Теперь мужчины и женщины в 2021 году будут получать по 18 524 тенге базовой пенсии и 43 272 тенге минимальной пенсии.
Считаете возраст, когда уже сможете насладиться заслуженным отдыхом? Обратите внимание на пенсионный возраст. Казахстан регулярно корректирует правила, по которым граждане выходят на пенсию. Обратите внимание на динамику проводимой реформы, а также льготы, которые позволят раньше завершить трудовую деятельность.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Право на пенсию по возрасту
Порядок исчисления трудового стажа, размера пенсии и срока назначения регулируется Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 21.06.2013 года за №105.
Пенсия по возрасту назначается лицам, имеющим трудовой стаж не менее шести месяцев по состоянию на 1 января 1998 года (расчет осуществляется пропорционально трудовому стажу).
Право на пенсию по возрасту имеют граждане Республики Казахстан. Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.
Повышение размеров пенсионных выплат осуществляется ежегодно в размере, установленном на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Возраст для назначения пенсии:
с 1 июля 2001 года – мужчинам по достижении 63 лет, женщинам по достижении 58 лет.
При этом назначение пенсионных выплат по возрасту женщинам производится:
с 1 января 2018 года – по достижении 58,5 года;
с 1 января 2019 года – по достижении 59 лет;
с 1 января 2020 года – по достижении 59,5 года;
с 1 января 2021 года – по достижении 60 лет;
с 1 января 2022 года – по достижении 60,5 года;
с 1 января 2023 года – по достижении 61 года;
с 1 января 2024 года – по достижении 61,5 года;
с 1 января 2025 года – по достижении 62 лет;
с 1 января 2026 года – по достижении 62,5 года;
с 1 января 2027 года – по достижении 63 лет.
Для назначения пенсии по возрасту требуются следующие документы:
– Заявление по месту жительства и для идентификации – документ, удостоверяющий личность гражданина Казахстана, вид на жительство иностранного гражданина и лица без гражданства;
– Справка (при наличии) о суммах дохода, выплаченных физическому лицу и осуществленных с дохода обязательных пенсионных взносов, а для индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5) пункта 2 статьи 24 Закона, – документ о доходах, выданный органом государственных доходов.
В случае ликвидации организации (предприятия) предоставляется архивная справка с указанием сведений о доходе или электронная копия архивного документа, удостоверенная электронной цифровой подписью уполномоченного работника государственного архива или ведомственного архива.
В случае невозможности предоставления архивного документа о среднемесячном доходе размер среднемесячного дохода устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды или единый накопительный пенсионный фонд.
Лицами, работавшими в российских организациях комплекса «Байконур», предоставляется справка работодателя о доходах, выплаченных в валюте Российской Федерации (при наличии). Сведения об официальном курсе национальной валюты Республики Казахстан к иностранным валютам, установленном Национальным банком Республики Казахстан на день обращения за назначением пенсионных выплат по возрасту, отделение Государственной корпорации получает из официального интернет-ресурса Национального банка Республики Казахстан.
– Трудовая книжка.
– Справки из архивных учреждений либо решение суда (при отсутствии или негодности трудовой книжки, отсутствии соответствующих записей в трудовой книжке, наличии исправлений, неточностей, разночтений).
При наличии также предоставляются:
• документ об образовании;
• военный билет;
• свидетельства о рождении детей (выписка из актовой записи о рождении, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния);
• справка о реабилитации, выданная органами прокуратуры в соответствии со статьей 10 Закона Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий»;
• справка военного комиссариата об участии в боевых действиях;
• решение суда, подтверждающее факт осуществления и период ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающихся в посторонней помощи, престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, ребенком-инвалидом в возрасте до шестнадцати лет;
• документ, подтверждающий проживание за границей супруги (супруга) работника учреждений, находившихся на территории Советского Союза, учреждений Республики Казахстан, международной организации;
• документ, подтверждающий проживание супруги (супруга) военнослужащего, сотрудника специального государственного органа в местностях, где отсутствовала возможность трудоустройства по специальности;
• документ, подтверждающий трудовую деятельность в стране выбытия этнических казахов, прибывших в Республику Казахстан в целях постоянного проживания на исторической родине.
Все документы предоставляются в оригинале. При принятии заявления документы сканируются и возвращаются заявителю, за исключением трудовой книжки, которая возвращается после назначения пенсии.
Граждане, проживавшие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 5 лет, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» имеют право на назначение пенсионных выплат по возрасту:
1) мужчины – по достижении 50 лет;
2) женщины – по достижении 45 лет.
Для назначения пенсионных выплат по возрасту лицу, проживавшему в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска, дополнительно предоставляется документ, подтверждающий факт проживания в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года в течение 5 лет.
Женщины, родившие (усыновившие, удочерившие) 5 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсионные выплаты по возрасту по достижении 53 лет.
Для подтверждения ухода неработающей матери за малолетними детьми предоставляется один из следующих документов (в зависимости от их наличия):
• документ, удостоверяющий личность детей;
• свидетельство о браке (справка о регистрации акта гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии) детей;
• аттестат об окончании среднего учебного заведения детей;
• диплом об окончании среднего специального или высшего учебного заведения либо справка учебного заведения, подтверждающая обучение детей;
• свидетельство о смерти детей (либо актовая запись о смерти или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния);
• документ, подтверждающий прохождение воинской службы на детей.
Для назначения пенсионных выплат по возрасту женщинам, родившим (усыновившим, удочерившим) 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста, дополнительно предоставляются:
• свидетельства о рождении детей (или актовая запись о рождении, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния) и документы, подтверждающие факт воспитания детей до восьми лет. При этом к документам, подтверждающим факт воспитания детей до восьми лет (в зависимости от их наличия), относятся:
• документы, удостоверяющие личность детей;
• свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии) детей;
• документ об обучении в учебном заведении детей;
• свидетельство о смерти детей (выписка из актовой записи о смерти, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданная органом записи актов гражданского состояния);
• военный билет;
• решение суда об установлении факта воспитания, усыновления (удочерения) ребенка (детей).
Пенсия по возрасту в полном объеме назначается по достижении возраста:
– мужчинами – 63 лет, при наличии трудового стажа не менее 25 лет на 1 января 1998 года;
– женщинами в 2021 году – 60 лет, при наличии трудового стажа не менее двадцати лет.
Стаж учитывается только до 1 января 1998 года.
Как рассчитывается размер пенсии
Если есть требуемый стаж (20 и 25 лет), но нет заработной платы, то назначается пенсия в минимальном размере. На 2021 год минимальный размер пенсии составляет 43272 тенге.
Механизм расчета пенсии по возрасту при полном стаже работы с 1 января 2021 года при наличии среднемесячного дохода, следующий.
Учитывается среднемесячный доход за любые 3 года работы подряд. При этом есть законодательное ограничение дохода – 46 месячных расчетных показателей (МРП). На 2021 год максимальный доход для назначения пенсии – 134 182 тенге (2917 тенге х 46 МРП).
Например, у мужчины стаж 26 лет и среднемесячный доход за 3 года 250000 тенге. Исчисление размера пенсии будет производиться из дохода 134182 тенге.
Коэффициент трудового стажа (60% при стаже 20 лет (жен.) и 25 лет (муж.) до 1998 года). 60% Х 134182 тенге = 80 509,20 тенге.
За каждый год сверх требуемого стажа работы размер пенсии увеличивается на 1%.
134,182 тенге х 1%=1341,82 тенге.
Затем суммируем 1341,82 + 80509,20 основной размер пенсии за требуемый стаж за 20 (25) лет = 81851,02 тенге. С округлением – 81852 тенге.
Если у заявителя стаж работы меньше требуемого, например, у мужчины всего 17 лет. Пенсия по возрасту при неполном стаже работы (менее 25 и 20 лет) рассчитывается как доля от пенсии в полном объеме по возрасту пропорционально имеющемуся трудовому стажу на 1 января 1998 года.
Среднемесячная заработная плата 134182 тенге х 60%= 80 509,20 тенге. Фактическое количество лет умножается на 12 месяцев и делится на требуемый стаж. Для мужчин – 300 месяцев (12 х 25 лет,), для женщин – 240 месяцев (12 х 20 лет).
17 лет составят 204 месяца (12мес х 17лет). 80509,20 тенге умножаем на 204 месяца и делим на 300 месяцев. При стаже работы 17 лет и среднемесячном доходе 134182 тенге размер пенсии по возрасту составит 54747 тенге.
Что включается в трудовой стаж (до 1 января 1998 года)
При исчислении трудового стажа для назначения пенсионных выплат по возрасту засчитываются (статья 13 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан):
1) работа по трудовым договорам, оплачиваемая физическими и юридическими лицами;
2) воинская служба;
3) служба в специальных государственных и правоохранительных органах, государственная фельдъегерская служба;
4) государственная служба;
5) предпринимательская и иная приносящая доходы деятельность;
6) время ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста;
7) время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет;
8) время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет в общей сложности;
9) время содержания под стражей, отбытия наказания в местах лишения свободы и ссылки граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и репрессированных, но впоследствии реабилитированных;
10) время нахождения трудоспособных граждан на временно оккупированной территории бывшего СССР и лиц (независимо от возраста) на территории других государств в период Великой Отечественной войны, куда они были насильственно вывезены, содержания в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания в период войны), если в указанные периоды эти лица не совершили преступлений против Родины;
11) время нахождения на инвалидности неработающих инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов;
12) период проживания за границей супруги (супруга) работников бывших советских учреждений, учреждений Республики Казахстан и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
13) период проживания супругов военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудников специальных государственных органов с супругами в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, но не более 10 лет в общей сложности;
14) исключен в соответствии с Законом РК от 02.08.2015 г. № 342-V;
15) обучение в высших учебных заведениях, в том числе на подготовительных курсах, средних специальных учебных заведениях, училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышения квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, а также духовных (религиозных) организациях образования на территории Республики Казахстан и за ее пределами;
16) служба в военизированной охране, органах специальной связи и горноспасательных частях независимо от ведомственной подчиненности и наличия специального или воинского звания;
17) исключен в соответствии с Законом РК от 02.08.15 г. № 342-V;
18) трудовая деятельность в стране выбытия этнических казахов, прибывших в Республику Казахстан в целях постоянного проживания на исторической родине.
Какими документами подтверждается трудовой стаж
Трудовой стаж для исчисления пенсионных выплат по возрасту учитывается за период до 1 января 1998 года. Он подтверждается трудовой книжкой, а при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней устанавливается на основании документов, подтверждающих сведения о работе, либо решения суда.
Перед обращением за назначением пенсии необходимо проверить записи в трудовой книжке.
Если в трудовой книжке есть исправления, не указан приказ о приеме на работу или увольнении с работы, не проставлена печать при увольнении, либо кадровой службой после ноября 1993 года при увольнении проставлена печать старого образца «Каз. ССР» или допущено несвоевременное заполнение трудовой книжки, так же дубликат трудовой книжки, то необходимо заранее обратиться за получением архивной справки с архивных учреждений или с места работы.
В случае наличия разночтения (к примеру, в трудовой книжке имя Ахмет, а в удостоверении личности Ахметжан), то в данной ситуации проблема решается в следующем порядке. Если граждан на момент обращения за пенсией работает, то он обращается в кадровую службу организации, где он работает для приведения документов в соответствие с правилами ведения и заполнения трудовых книжек. То есть работодатель вносит на основании удостоверения личности и свидетельства об изменении фамилии, имени или отчества в трудовой книжке. Тот, кто на момент обращения за пенсией не работает, должен обратиться в архивные учреждения. При отсутствии в архиве документов организаций, где протекала работа, стаж подтверждается в судебном порядке.
Порядок обращения за назначением пенсионных выплат по возрасту
Заявление о назначении пенсионных выплат по возрасту подается в Государственную корпорацию с приложением документов, подтверждающих трудовой стаж и доход, необходимых для начисления пенсионных выплат, или через портал электронного правительства.
На три выплаты подается одно заявление (пенсию по возрасту, базовую пенсионную выплату и выплату с единого накопительного пенсионного фонда).
Людмила ЕФРЕМОВА, руководитель отдела пенсионного и социального обеспечения департамента Комитета труда социальной защиты и миграции по городу Шымкенту
Справка РАБАТа
Департамент Комитета труда социальной защиты и миграции по городу Шымкенту
Адрес: город Шымкент, улица Диваева, 148.
Телефон 32-63-24.
Выход на пенсию в Казахстане: расчет размера пенсии, пенсионный возраст и изменения в пенсионном законодательстве Версия для печати
Смотрите также:
Всех граждан нашей республики в том или ином возрасте интересуют вопросы пенсионного обеспечения от государства: как выйти на пенсию, как подсчитать размер полагаемых пенсионных выплат и, в целом, какая государственная поддержка реализуется для граждан, уже вышедших на пенсию? Более подробную информацию по всем вопросам о пенсионном обеспечении в Республике Казахстан вы сможете найти, прочитав данную статью.
В соответствии со статьей 28 Конституции Республики Казахстан гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца и по иным законным основаниям.
Пенсионное обеспечение в республике осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее – Закон).
Пенсия – это совокупность государственной базовой пенсионной выплаты и (или) пенсионных выплат по возрасту и (или) пенсионных выплат за выслугу лет и (или) из единого накопительного пенсионного фонда, и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда.
Право на пенсионные выплаты имеют граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.
Виды пенсии
В настоящее время в Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.
первый уровень (базовый) – государственная базовая пенсионная выплата (республиканский бюджет);
второй уровень (обязательный) – пенсии из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов;
третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.
На базовом уровне предусмотрена государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается гражданам, а также лицам, постоянно проживающим на территории республики, при достижении пенсионного возраста и осуществляется независимо от получения солидарной и/или накопительной пенсии.
Получателями государственной базовой пенсионной выплаты являются более 2 млн. чел.
В реализацию Послания с 1 июля 2018 года изменена методика ее назначения. Размер ее зависит от стажа участия в пенсионной системе.
Новый механизм назначения базовой пенсии заключается в следующем:
Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии равен 54% от величины прожиточного минимума (ПМ).
За каждый год, отработанный сверх 10 лет, базовая пенсия будет увеличивается на 2%. Например, стаж 20 лет – базовая пенсия 74% от ПМ, работал 30 лет – базовая пенсия – 94% от ПМ, при стаже 33 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ.
При этом в стаж участия в пенсионной системе включаются:
— трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года,
— накопительный стаж (фактический стаж уплаты пенсионных взносов) после 1 января 1998 года;
— иные социально-значимые периоды (уход за ребенком до 3 лет – (в пределах 12-ти лет), периоды ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, инвалидом с детства до 16 лет, время проживания супруг военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, дипломатических работников и др. (совокупно не более 10 лет).
Новая методика назначения базовой пенсии соответствует принципу социальной справедливости, так как не только улучшает материальное положение пенсионеров, но и служит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан. То есть, чем дольше человек работает – тем больше у него пенсия (как накопительная, так и базовая).
Второй уровень (обязательный) – это:
1) солидарные пенсии, выплачиваемые за счет республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года;
2) выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ) за счёт пенсионных накоплений работников.
При назначении солидарной пенсии по возрасту трудовой стаж учитывается только до 1 января 1998 года, так как с этой даты начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд всеми работающими.
За трудовой стаж после 1 января 1998 года осуществляются пенсионные выплаты из ЕНПФ исходя из индивидуальных пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.
В соответствии с Законом исчисление размера пенсионных выплат по возрасту осуществляется исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года. При этом размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные 10-процентные пенсионные взносы в ЕНПФ.
Законом предусмотрен предельный размер среднемесячного дохода (СМД), принимаемого для исчисления солидарной пенсии (учитывается в пределах 46-кратного месячного расчетного показателя), устанавливаемого ежегодно законом о республиканском бюджете), а также ограничение максимального размера пенсионной выплаты (75 % от СМД).
В соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 841, для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента.
Пенсии из накопительной пенсионной системы
С переходом к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов всеми работающими, при этом каждый работодатель обязан осуществлять регулярное перечисление ОПВ в размере 10% от ежемесячного дохода работника (не более 50-кратного размера минимальной заработной платы) на индивидуальный пенсионный счет работника, открытый в ЕНПФ.
В соответствии со статьей 31 Закона право на пенсионные выплаты имеют лица, имеющие пенсионные накопления в ЕНПФ:
1) при достижении пенсионного возраста – 60 лет для женщин / 63 года для мужчин;
2) при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии, мужчины по достижении 55 лет и женщины – 52 года путем заключения договора пенсионного аннуитета;
3) инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;
4) выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранцы и лица без гражданства, представившие документы, подтверждающие факт выезда.
Пенсионные выплаты из ЕНПФ с 1 января 2018 года осуществляются по графику ежемесячно и определяется как одна двенадцатая годовой суммы пенсионных выплат, исчисленной в соответствии с Методикой осуществления расчета размера пенсионных выплат, а также установления минимального размера ежемесячной пенсионной выплаты из ЕНПФ не менее 70 процентов от прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Право изъять «единовременно», то есть получить пенсионную выплату из ЕНПФ разово смогут только те лица, у которых общая сумма пенсионных накоплений не превышает 12-кратного размера минимальной пенсии.
В случае, если остаток пенсионных накоплений на индивидуальном пенсионном счете после осуществления очередной ежемесячной выплаты составляет сумму менее 70 процентов от прожиточного минимума, данный остаток выплачивается вместе с суммой очередной выплаты.
Введенные с 1 января 2018 года в порядок осуществления пенсионных выплат из ЕНПФ изменения способствуют как увеличению размера совокупных ежемесячных пенсионных выплат за счет бюджетных средств и за счет накопительной пенсии из ЕНПФ, так и продолжительности ежемесячных выплат из ЕНПФ.
Пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов наследуются и на них распространяется гарантия по сохранности обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции.
C октября 2018 года упрощен порядок оформления пенсионных выплат.
Назначение 3-х видов выплат (солидарная, базовая и накопительная пенсии) оказываются на основании одного заявления и одного пакета документов (так называемая композитная услуга), а выплата госгарантии производится в беззаявительном порядке (проактивном формате).
Третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.
Добровольные пенсионные взносы – деньги, вносимые вкладчиками по своей инициативе в ЕНПФ и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд за себя или третьими лицами. Их ставка, период уплаты определяются договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.
Вкладчиками добровольных пенсионных взносов является физическое или юридическое лицо, осуществляющее за счет своих собственных средств добровольные пенсионные взносы.
В целом, добровольный уровень пенсионного обеспечения стимулирует личную ответственность граждан за пенсионное обеспечение.
Таким образом, действующая модель пенсионного обеспечения ориентирована на персональную ответственность каждого гражданина за свое будущее пенсионное обеспечение.
Многоуровневая модель социальной защиты в Республике Казахстан
В Республике Казахстан социальная защита лиц, утративших трудоспособность либо потерявших кормильца, является многоуровневой и состоит из следующих выплат:
первый уровень (базовый) – государственные социальные пособия по инвалидности или потере кормильца из государственного бюджета.
Размеры государственных социальных пособий зависят от величины прожиточного минимума, поэтому пересматриваются в связи с изменением этой величины.
С начала 2021 года размеры указанных государственных социальных пособий были повышены еще на 5%.
второй уровень (обязательный) – социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования, если за пострадавшего работника работодатель уплачивал социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (введены с 2005 года).
Система обязательного социального страхования направлена на создание дополнительной формы социальной защиты работников формального сектора при наступлении социальных рисков на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца.
Размеры социальных выплат напрямую зависят от дохода работника, степени утраты общей трудоспособности, количества иждивенцев умершего кормильца и продолжительности отчислений в систему обязательного социального страхования.
С 1 января 2020 года размеры социальных выплат на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца были повышены на 50%.
третий уровень (дополнительный) – предусматривает страховые выплаты из страховой организации, если утрата трудоспособности связана с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, и если в пользу пострадавшего работника был заключен договор обязательного страхования работника от несчастных случаев. Размер указанных выплат зависит от заработной платы, получаемой до увечья и степени утраты профессиональной трудоспособности.
Таким образом, если несчастный случай произошел с работником при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, то этот работник, а в случае его гибели иждивенцы, в дополнение к государственным социальным пособиям по инвалидности или потери кормильца имеет право на дополнительные виды выплат, предусмотренные законодательством об обязательном социальном страховании и страховании работника от несчастных случаев.
Право на назначение государственного специального пособия по Списку №1, №2 регулируется Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 года № 414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда».
Так, граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:
мужчины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;
женщины – по достижении 48 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.
Граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:
мужчины – по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;
женщины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.
Размер пособия зависит от месячного расчетного показателя, утверждаемого республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год.
С 1 января 2021 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 с учетом повышения составили 27 479 тенге и 24 445 тенге соответственно.
Пенсионный возраст в РК
Пенсионный возраст для мужчин составляет в 63 года, для женщин – 60 лет (в 2021 году). В соответствии с ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионный возраст для женщин повышается ежегодно по 6 месяцев в течение 10 лет до 2027 года.
Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин:
В более раннем возрасте выход предусмотрен для:
Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 52 года в случае приобретения пенсионного аннуитета.