какой законодательный акт петра i определял порядок прохождения службы чиновниками империи
Этот день в истории: 1722 год — Петр I учредил в России «Табель о рангах»
4 февраля 1722 года Петр I именным царским указом учредил в России «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше прочих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был».
Сей документ, ставший фундаментом российской бюрократии, представлял из себя таблицу, содержащую перечень соответствий между военными, гражданскими и придворными чинами, ранжированными по 14 классам.
До этого времени при царском дворе и в гражданских госучреждениях существовали традиционные русские чины (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки и прочие). Потребность в установлении новой системы чинов возникла в результате реформаторской деятельности Петра I, когда резко возросло количество должностей и чинов в армии и госаппарате. В основу «Табели о рангах» легли аналогичные документы западноевропейских стран и взяты чины европейского типа, но были учтены и чины, уже существовавшие в России.
Табель ввела новую классификацию служащего люда в России. Все чины подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные — и делились на 14 классов (где 1-й — высший), причем каждому классу соответствовал определенный чин. Военные чины состояли из 4 разрядов (сухопутные, гвардия, артиллерийские и морские) и стояли выше соответствующих им по классу статских и даже придворных чинов.
Такое старшинство, прежде всего, давало преимущества военным чинам в главном — переходе в высшее дворянское сословие. Поскольку в среде военных самый низший 14-й класс уже давал право на потомственное дворянство. В то время как на гражданской службе для этого необходимо было дослужиться до 8-го класса.
Именно «Табель о рангах» Петра I не только выстроила четкую бюрократическую иерархию всей госслужбы, но и изменила генеалогический состав дворянского сословия, поскольку дала возможность выдвинуться талантливым людям из непривилегированных сословий. Единственным регулятором службы стала личная выслуга и заслуги, а родовитость потеряла в этом отношении всякое значение. Все это в последующем повлияло на демократизацию дворянского сословия, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение его на новые группы — дворянства потомственного и личного.
Хотя в дальнейшем «Табель о рангах» неоднократно реформировалась и несколько видоизменялась, этот законодательный акт, определивший порядок прохождения государственной службы чиновниками в России, просуществовал вплоть до революции 1917 года. Документ был упразднен декретами Советской власти об уничтожении гражданских, военных и придворных чинов, сословий и титулов дореволюционной России.
Петр I своим указом утвердил «Табель о рангах»
Табель ввела новую классификацию служащего люда в России (Фото: wikipedia.org)
«Табель о рангах» – это Закон о порядке государственной службы в Российской империи, который утвердил классификацию воинских, статских и придворных чинов, соотношение чинов по старшинству и последовательность чинопроизводства. Этот документ был утвержден Петром I (24 января) 4 февраля 1722 года.
До этого времени при царском дворе и в гражданских госучреждениях существовали традиционные русские чины (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки и прочие). Потребность же в установлении системы чинов возникла в результате реформаторской деятельности Петра I, когда резко возросло количество должностей и чинов в армии и госаппарате. Император сам активно участвовал в подготовке и редактировании закона, работа над которым была начата еще в 1719 году. В основу «Табели о рангах» легли аналогичные документы западноевропейских стран и взяты чины европейского типа, но были учтены и чины, уже существовавшие в России.
Первоначально закон состоял из собственно «Табели (таблицы) чинов», насчитывавшей 263 должности, и 18 «Пунктов» (статей), пояснявших Табель и устанавливавших штрафы за ее нарушение (постепенно необходимость в «Пунктах» отпала, а позже упразднились и некоторые должности, и в последующие годы «Табель о рангах» меняла свою конфигурацию).
Табель ввела новую классификацию служащего люда в России. Все чины подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные – и делились на 14 классов (где 1-й – высший), причем каждому классу соответствовал определенный чин. Военные чины состояли из 4 разрядов (сухопутные, гвардия, артиллерийские и морские) и стояли выше соответствующих им по классу статских и даже придворных чинов.
Такое старшинство, прежде всего, давало преимущества военным чинам в главном – переходе в высшее дворянское сословие. Поскольку в среде военных самый низший 14-й класс уже давал право на потомственное дворянство. В то время как на гражданской службе для этого необходимо было дослужиться до 8-го класса.
Именно «Табель о рангах» Петра I не только выстроила четкую бюрократическую иерархию всей госслужбы, но и изменила генеалогический состав дворянского сословия, поскольку дала возможность выдвинуться талантливым людям из непривилегированных сословий. Единственным регулятором службы стала личная выслуга и заслуги, а «потомственность» и порода потеряли в этом отношении всякое значение. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», – говорилось в одной из статей закона. И, конечно же, все это в последующем повлияло на демократизацию дворянского сословия, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение его на новые группы – дворянства потомственного и личного.
Хотя в дальнейшем «Табель о рангах» неоднократно реформировалась и несколько видоизменялась, но этот законодательный акт, определивший порядок прохождения государственной службы чиновниками в России, просуществовал вплоть до революции 1917 года. Документ был упразднен декретами Советской власти об уничтожении гражданских, военных и придворных чинов, сословий и титулов дореволюционной России.
Табель о рангах
Та́бель о ра́нгах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») [1] — закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства).
Утверждена 24 января (4 февраля) 1722 года императором Петром I, просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.
— Пётр I 24 января 1722 г.
Содержание
История создания
Пётр лично принимал участие в редактировании закона, в основу которого легли заимствования из «расписаний чинов» французского, прусского, шведского и датского королевств. Собственноручно исправив черновой проект, Пётр подписал его 1 февраля 1721 года, но повелел перед опубликованием внести его на рассмотрение Сената. Кроме Сената, Табель о рангах рассматривалась в Военной и Адмиралтейской коллегиях, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам, об окладах жалованья, о введении в табель древних русских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга. Все эти замечания были оставлены без рассмотрения. В окончательной редакции Табели принимали участие сенаторы Головкин и Брюс и генерал-майоры Матюшкин и Дмитриев-Мамонов.
Описание
24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные — и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин.
Петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 должности, однако позже должности из «Табели» упразднялись, и в конце XVIII века некоторые исчезли вовсе.
Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном — переходе в высшее дворянское сословие.
Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. — прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса — коллежский асессор, а чин коллежского регистратора (14-й класс) давал право на личное дворянство).
По Манифесту 11 июня 1845 г. потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс). Дети, рождённые до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую категорию обер-офицерских детей, причём одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство.
Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству — получением чина 4-го класса (действительный статский советник).
Приведённые таблицы чинов показывают, что петровская «Табель о рангах» менялась на протяжении почти двух веков в результате основных реформ. Названия же ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины безотносительно к реальным обязанностям их носителя.
Так, названия чинов «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский советник» первоначально означали должности секретаря коллегии, члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. «Надворный советник» означало председателя надворного суда; надворные суды были отменены уже в 1726 году, а название чина сохранялось вплоть до 1917 года.
Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», — гласила одна из описательных статей закона.
Закон 4 февраля (24 января) 1722 года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу отдельно были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему:
Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим исключением, общественное положение служащих лиц определяется чином, а не породой.
За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; ⅓ штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное — на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.
Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили».
Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.
Каждый должен иметь экипаж и ливрею, соответствующие своему чину.
Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина.
Девицы считаются на несколько рангов ниже своих отцов.
Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причём дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерождённых его детей.
Чины делились на обер-офицерские (до IX класса, то есть капитана/титулярного советника включительно), штаб-офицерские и генеральские; чины высшего генералитета (первых двух классов) выделялись особо.
Им полагалось соответственное обращение: «ваше благородие» для обер-офицеров, «ваше высокоблагородие» для штаб-офицеров, «ваше превосходительство» для генералов и «ваше высокопревосходительство» для первых двух классов.
Чины V класса (бригадира/статского советника) стояли особняком, не причисляясь ни к офицерским, ни к генеральским, и им полагалось обращение «ваше высокородие».
Любопытно, что Пётр, во всем подчёркивая предпочтение военным перед статскими, не хотел устанавливать статских чинов первого класса; однако склонившись на уговоры Остермана, из соображений дипломатического престижа приравнял к первому классу чин канцлера, как главы дипломатического ведомства.
Лишь впоследствии был установлен чин действительного тайного советника I класса. Это предпочтение выразилось и в том, что, если в армии потомственное дворянство получалось непосредственно с чином XIV класса, то в статской службе — только с чином VIII класса (коллежского асессора), то есть с достижением штаб-офицерского ранга; а с 1856 г. для этого требовалось достигнуть генеральского ранга, получив чин действительного статского советника.
В этом же отношении показателен и относительно низкий (даже не генеральский!) ранг, который полагался президенту «статской» коллегии, то есть, по европейским понятиям, министру.
Влияние на общество и дворянство
При введении в действие табели о рангах древние русские чины — бояре, окольничьи и т. п. — не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось.
Издание табели оказало существенное влияние и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия.
Единственным регулятором службы стала личная выслуга; «отеческая честь», порода потеряла в этом отношении всякое значение.
Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Узаконено было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы — дворянства потомственного и личного.
При Петре I чин низшего XIV класса в военной службе (фендрик, с 1730 г. прапорщик) давал право на потомственное дворянство. Гражданская служба в чине до VIII класса давала только личное дворянство, а право на потомственное дворянство начиналось с чина VIII класса.
Манифестом 1845 г. класс, дававший потомственное дворянство в гражданской службе был повышен до V, личное дворянство чиновник получал только с IX класса, служащие в более низких чинах имели право на статус личных почетных граждан. В военной службе потомственное дворянство стал давать VIII класс, а низшие, так называемые обер-офицерские чины, – только личное дворянство.
Указом Александра II от 9 декабря 1856 года планка была повышена: личное дворянство начиналось по всем видам служб с IX класса, а право на потомственное давал чин полковника (VI класс) в военной службе или чин действительного статского советника (IV класс) по гражданской. Чины с XIV по X класс именовались теперь просто «почётными гражданами».
Дальнейшее развитие идеи
Дальнейшее законодательство о чинопроизводстве несколько уклонилось от первоначальной идеи Табели о рангах.
По идее чины означали сами должности, распределённые по 14 классам, однако с течением времени чины получили самостоятельное значение почётных титулов, независимо от должностей.
С другой стороны, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; затем были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. Эти мероприятия имели целью ограничить демократизирующее действие табели на состав дворянского сословия.
Табель о рангах
Обращения соответственно классу
I — II | III — IV | V | VI — VIII | IX — XIV | |||||||||
Ваше высокопревосходительство | Ваше превосходительство | Ваше высокородие | Ваше высокоблагородие | Ваше благородие |
Чины и звания вне табели о рангах
Военные чины выше табели о рангах
Воинские звания ниже табели о рангах
Интересные факты
В введённых в 1943 году в армии СССР воинских званиях для младшего, старшего и высшего офицерского составов также было 14 званий (начиная с младшего лейтенанта и заканчивая Маршалом Советского Союза). В современной российской армии тоже 14 званий (в 1992 году были упразднены звания Маршала рода войск, Главного маршала рода войск и Маршала Советского Союза, однако, в 1972 году было добавлено звание прапорщика/мичмана, в 1981 году старшего прапорщика/старшего мичмана, а в 1993 году звание Маршала Российской Федерации). Тем самым, современная система воинских званий негласно следует традиции «Табели о рангах», что хорошо заметно в совпадении исторических и современных воинских званий с VI по IX классы (полковник, подполковник, майор, капитан).
Примечания
См. также
Ссылки
Издания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Табель о рангах» в других словарях:
Табель о Рангах — законодательный акт в России 18 20 вв., определявший порядок прохождения государственной службы. Издан Петром I в 1722. При царском дворе и в гражданских государственных учреждениях до 1722 существовали традиционные русские чины (бояре,… … Политология. Словарь.
Табель о рангах — Список чинов (по степени важности) военного, гражданского и придворного ведомств. Установлен указом (1722) российского императора Петра 1 о порядке государственной службы. Иносказательно: сравнительная оценка заслуг в определенной сфере… … Словарь крылатых слов и выражений
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ — роспись чинов, которыми последовательно награждаются лица, состояния на государственной службе, военной или гражданской; табель о рангах устанавливала первоначально 14 классов старшинства, но с течением времени некоторые были уничтожены. Полный… … Словарь иностранных слов русского языка
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ — законодательный акт в России 18 20 вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722. Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1 й высший) по трем видам: военные (армейские и морские),… … Большой Энциклопедический словарь
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ — законодательный акт в России XVIII XX вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722 г. Устанавливал 14 рангов (классов, классных чинов, 1 й высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и… … Юридический словарь
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ — ТАБЕЛЬ О РАНГАХ, в России законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками и военными. Издан Петром I в 1722. Устанавливал 14 рангов (1 й высший) по трем видам: военные (армейские и морские), гражданские и придворные… … Современная энциклопедия
Табель о рангах — ТАБЕЛЬ, я, мн. и, ей и (разг.) я, ей, м. и (устар.) ТАБЕЛЬ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ — ТАБЕЛЬ О РАНГАХ, законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издана Петром I в 1722. Устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1 й высший) по трём видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные.… … Русская история
табель о рангах — сущ., кол во синонимов: 2 • иерархия (7) • система подчинения (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Табель о рангах — в России в XVIII 1 й половине XIX в. закон, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан 24.01.1722 г. правительством Петра I. Введение Т.о.р. было одной из важнейших реформ Петра I, направленных на дальнейшее укрепление дворянской… … Энциклопедия права
Табель о рангах — ТАБЕЛЬ О РАНГАХ, в России законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками и военными. Издан Петром I в 1722. Устанавливал 14 рангов (1 й высший) по трем видам: военные (армейские и морские), гражданские и придворные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Конспект урока на тему: » Реформы управления Петра1″
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок№ 16. Тема: «Реформы управления Петра I».
Тип урока : комбинированный.
Цели : раскрыть содержание модернизационных процессов в области государственных реформ Петра I.
предметные: охарактеризовать предпосылки петровских преобразований; выделить важнейшие преобразования Петра I; оценить реформаторскую деятельность Петра I. ;
метапредметные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать с различными источниками информации; формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Основные понятия и термины : Абсолютизм, аристократия, губерния, коллегия, модернизация, прокурор, ратуша, сенат, Табель о рангах, фискал.
Основные даты : 1708—1710 гг. — учреждение губерний. 1711 г. — учреждение Сената. 1714 г. — указ о единонаследии. 1718—1721 гг. — учреждение коллегий. 1722 г.— введение Табели о рангах.
Персоналии : Пётр I. П. И. Ягужинский.
Оборудование: История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1. / [Н.М.Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2017. – 111 с., раздаточный материал.
I . Организационный этап.
III . Мотивационно-целевой этап.
-Итак, а сейчас я попрошу Вас внимательно прослушать слова А.С. Пушкина:
«Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двинулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля».
О ком и о чем идет речь в этих строках А.С. Пушкина? (О Петре I и его реформах, преобразованиях )
Итак, тема нашего урока «Реформы управления Петра I ».
1. Создание Сената и коллегий
2. Указ о единонаследии. Табель о рангах.
3. Реформа местного управления.
IV . Работа по теме урока.
1. Создание Сената и коллегий
Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I? Рассмотрите внимательно схему. Когда появились приказы? Каковы были
их функции? Эффективны ли они были? Какие недостатки в их работе сдерживали развитие государства? Что мешало данной системе эффективно справляться с задачами, выдвинутыми перед
страной в начале XVIII столетия? (Приказы – органы центрального управления в России в XVI – начале XVIII в. Имели преимущественно судебную функцию)
Попробуйте сформулировать причины вызвавшие реформы Петра I в области государственного управление (создание четко действующего государственного механизма, замена устаревшей громоздкой системы приказов новыми органами управления).
Прочитайте п. 1 § 5. В чём заключалась реформа органов центрального управления? Изобразите схематически организацию центральной власти в империи к концу правления Петра Великого.
(проверка выполнения задания)
2. Указ о единонаследии. Табель о рангах.
В 1714 году Петром I был подписан Указ о единонаследии. Прочитайте в учебнике отрывок
из указа о единонаследии 1714 г. Почему возникла необходимость принятия указа о единонаследии? В чьих интересах он был издан? Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями?
Указом запрещалось дробление дворянских имений, поскольку это зачастую приводило к разорению дворян. С этого времени юридически упразднялись отличия между поместьями и вотчинами. Все земельные владения превращались в единый вид собственности. Боярское землевладение теперь ничем не отличалось от дворянского.
(записи в тетради: 1714 г. – Указ о единонаследии).
IV . Работа по теме урока.
Далее необходимо было уравнять старую и новую аристократию в служебном положении. Это было достигнуто путём принятия в 1722 году Табели о рангах.
Табель о рангах – законодательный акт Петра I 1722 года, определявший порядок прохождения службы чиновниками империи.
Согласно новому закону служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников:
в гражданской службе от коллежского регистратора можно было дослужиться до канцлера; в армии – от прапорщика до генерал-фельдмаршала; на флоте – от мичмана до генерал-адмирала.
Самым низшим считался 14-й чин. Начиная с него и по 9-й чин давали личное дворянство без права передачи по наследству. За государственную службу чиновники получали земли и крестьян, а также денежное содержание. Те, кто по своей службе продвинулся до чина 8-го класса, становился потомственным дворянином.
Однако у Табели имелись и некоторые пояснительные пункты. Например: «Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и высокими служителями Российского государства. За этим исключением общественное положение служащих лиц определяется чином, а не «породой»».
Таким образом, важным регулятором продвижения по службе стала личная выслуга, а не происхождение. Эта система давала возможность карьерного роста любому служилому человеку.
(записи в тетради: 1722 г. – Табель о рангах).
3. Реформа местного управления.
Реформированию подверглось и местное управление. С какой целью Пётр I предпринял реформу местного самоуправления? Что нового было введено в управление городами? Продолжите заполнение схемы.
(проверка выполнения задания)
V . Подведение итогов урока.
Подтвердите или опровергните примерами вывод: «Реформы управления Петра I способствовали окончательному оформлению абсолютной монархии».
— Поделитесь своими впечатлениями от урока.