какую форму обучения рекомендуют детям с одновременными глубокими нарушениями слуха и зрения

Педагогический подход к детям с нарушением зрения(слуха) в образовательном учреждении

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Федеральное государственное образовательное

учреждение высшего образования

«Астраханский государственный университет»

Факультет педагогики, социальной работы и физической культуры

Кафедра дошкольного и начального образования

по дисциплине «Организация обучения и воспитания младших школьников в процессе инклюзивного образования»

«Педагогический подход к детям с нарушением зрения(слуха) в образовательном учреждении»

Студентка 4 курса, группы ПЕ-41, направления подготовки 44.03.01 «Педагогические образование», программа «Начальное образование»

Гранкина Мария Геннадиевна

Голубятникова Светлана Дмитриевна

I .Распространённые нарушения здоровья у детей ………..…..………..5

II .Педагогический подход к детям с нарушением зрения………..……6

III .Педагогический подход к детям с нарушением слуха…………….11

Детей с различными нарушениями здоровья становится больше с каждым годом. Эта тревожная тенденция предполагает создание в образовательных учреждениях специальных условий, обеспечивающих формирование доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, их интеграцию в образовательную среду и социализацию. Создание условий для получения образования детьми данной категории с учетом их психофизических особенностей рассматриваются в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. В Указе Президента Российской Федерации подчеркивается, что во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключённость и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество» [1]. В статье 79 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» определено, что обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах [2]. В связи с этим организация инклюзивного образования становится особенно актуальной.

Инклюзивное или включающее образование предполагает совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями могут посещать обычные сады и школы, общаться, расти и развиваться вместе с другими детьми. Основная идея инклюзивного образования состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать со здоровыми сверстниками. При этом у детей, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье, формируются социально значимые и положительные личностные качества. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения и позволяет рассматривать интеграцию и инклюзию не как фазы, а как две стороны одного процесса: встречное движение общества к ребенку и ребенка к обществу, что исключает формирование у детей с особыми образовательными потребностями таких негативных качеств личности, как потребительское отношение к окружающим, иждивенчество и эгоцентризм [3].

Конечно, необходимо учитывать, что не всем детям с ограниченными возможностями здоровья может быть показана успешная компенсация их ограничений в процессе обучения в результате коррекции и дальнейшее обучение вместе со здоровыми сверстниками. Большая часть слепых, слабовидящих, глухих и слабослышащих детей обучаются в специальных учреждениях, но не все родители могут использовать эту возможность, особенно если учреждение располагается в другом городе. Кроме того, существуют сложности социализации данной категории детей после окончания обучения, поэтому родители заинтересованы в том, чтобы их дети как можно раньше были включены в общую систему образования и получили в процессе обучения необходимые навыки и компетенции.

Тема данной работы : педагогический подход к детям с нарушением зрения (слуха) в образовательном учреждении.

Цель: изучить педагогические подходы к детям с нарушением зрения (слуха) в образовательном учреждении.

Объект: дети с нарушением зрения, дети с нарушением слуха.

Предмет : педагогический подход к детям с нарушением зрения (слуха) в образовательном учреждении.

изучить литературу и опыт работы по данной проблеме.

изучить педагогические подходы к:

а) детям с нарушением зрения

б) детям с нарушением слуха

Распространенные нарушения здоровья у детей.

Нарушения зрения и слуха относятся к наиболее распространенным нарушениям здоровья у детей. По данным Министерства здравоохранения более миллиона детей в России страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: косоглазием, близорукостью, дальнозоркостью, амблиопией. С каждым годом число таких детей растет. Зрительный анализатор в ряду других анализаторов имеет одно из первостепенных значений, поэтому проблема обучения детей со зрительными расстройствами продолжает оставаться актуальной.

Педагогам и родителям необходимо понимать, что чем раньше приобретен дефект, тем сильнее выражены вторичные нарушения, несмотря на то, что психическое развитие слепых детей имеет такие же закономерности, как и у зрячих. С раннего возраста родителям и педагогам необходимо направлять усилия на целенаправленное формирование у детей желания вступать в тесный эмоциональный и речевой контакт с детьми и взрослыми и интереса к происходящему вокруг них. С этой целью посредством игры надо направлять их совместные действия, специально создавать и организовывать ситуации общения, активно участвуя во всех видах детской деятельности. Обязательным условием результативной работы с детьми данной категории является рациональное построение занятий, определение оптимальных зрительных нагрузок, применение корригирующих и тифлотехнических средств, а также организация специальных коррекционных занятий, направленных на преодоление отклонений в психофизическом развитии. С поступлением ребенка в школу повышается роль семьи, просвещения родителей и педагогов в вопросах сохранения зрения, слуха и создания специальных условий для обучения с учетом истинных факторов риска нарушений: возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, наследственности, пола, факторов образа жизни. В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим расстройства зрения или слуха взрослому необходимо комментировать все свои действия, что позволит ребенку воспринимать информацию, исследовать и познавать окружающий ребенка мир с помощью сохранных анализаторов.

Педагогический подход к детям с нарушение зрения.

При обучении детей по основным образовательным программам для слабовидящих обучающихся необходимо создавать определённые условия с первого дня пребывания в школе, чтобы по окончанию начальной школы они достигли планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

На протяжении всего периода обучения ребёнка в начальной школе осуществлятся постоянное сопровождение специалистами: учителем-дефектологом (тифлопедагогом), педагогом-психологом и учителем-логопедом. Объём и содержание коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий определяются в соответствии с рекомендациями ЦПМПК и психолого-педагогического консилиума учреждения и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте обучающегося.

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) является ведущим специалистом, которые координируют и направляют коррекционно-педагогическую работу всего педагогического коллектива. В рамках реализации Адаптированной основной образовательной программы по варианту 4.1 учитель-дефектолог проводит подгрупповые (в малых подгруппах) и индивидуальные занятия, что обеспечивает стойкое закрепление полученных навыков и коррекцию негативных проявлений, препятствующих успешному овладению программы [4].

Занятия проводятся по следующим направлениям:

развитие зрительного восприятия;

развитие пространственной ориентировки;

развитие социально-бытовой ориентировки;

развитие осязания и мелкой моторики.

В рамках реализации Адаптированной основной образовательной программы по варианту 4.2 – коррекция нарушений осуществляется на коррекционно – развивающих курсах: «Ритмика», «Адаптивная физическая культура», «Социально-бытовая ориентировка», «Пространственная ориентировка», «Развитие зрительного восприятия», «Развитие коммуникативной деятельности».

Педагоги-психологи проводят групповые занятия по психологической поддержке детей и индивидуальные занятия для детей, испытывающих трудности в усвоении программы.

Занятия с учителем-логопедом организуются в случае наличия нарушений речи, проводятся в виде индивидуальных и подгрупповых занятий. Индивидуальные занятия направлены на работу над звуковой стороной речи, коррекцию индивидуальных нарушений письма и чтения, восполнение пробелов в лексико-грамматическом строе речи, работу с текстом. Подгрупповые занятия планируются в соответствии со структурой речевого нарушения и изучением учебного материала на уроках русского языка. Занятия направлены на совершенствование навыка языкового анализа, формирование лингвистической базы для общеобразовательной подготовки, совершенствование коммуникативных навыков детей.

Специалисты оказывают информационно-просветительскую поддержку семьям, воспитывающим ребёнка с нарушением зрения и педагогам, работающим с этими детьми.

Создавать условия необходимо не только во время коррекционно-развивающей деятельности, но и на уроках. Учителю, работающему с такими детьми важно знать специфику нарушений зрения и особенности развития слабовидящих детей. Урок планируется таким образом, чтобы слабовидящий ученик был включен в образовательную деятельность без ущерба для его здоровья, но в то же время, учебный материал должен быть получен им в полном объеме [5].

При обучении слабовидящего ребёнка следует помнить, что он не всегда может использовать зрительный анализатор в качестве ведущего для получения информации. При формировании целостного образа предмета принимают участие несколько анализаторов (глаз, ухо, мышечное чувство). На любом занятии нужно сочетать разные формы наглядности и словесного пояснения. Поэтому учителю необходимо проговаривать все, что он делает, пишет или рисует. Речь учителя должна быть конкретной, выразительной и лаконичной. При рассматривании картин и плакатов детям разрешается подходить к доске на удобное для них расстояние. Кроме того, учитель организует рассматривание наглядного материала до и после урока. Возможно использование индивидуальных раздаточных пособий, которые должны быть с повышенной насыщенностью оранжевого, красного и зеленого цветов. Весь демонстрационный и раздаточный материал должен быть приближен к реальному изображению, с четким контуром. Используются пособия с матовой поверхностью без бликов, реальные объекты, муляжи, схемы, графики. Демонстрация наглядных материалов дополняется пояснениями, которые позволяют детям выделять визуальные признаки предметов окружающего мира. При применении интерактивных средств обучения необходимо чётко соблюдать рекомендации врача–офтальмолога (возможность и длительность использования).

Некоторым детям нужны специальные оптические приборы. На уроках такие дети работают с увеличительным стеклом (лупой), со специальной увеличительной линейкой, видеоувеличителями (стационарными и портативными).

Важно помнить о времени непрерывной зрительной нагрузки. Учитель может использовать такие формы работы, которые позволяют её снизить. Это могут быть:

пальцевое обведение букв, цифр и их элементов, выполненных из различных материалов на этапе изучения букв и цифр;

чтение слогов и выражений на цветных таблицах;

работа у доски с применением магнитных букв и цифр (вставить пропущенный символ);

работа на индивидуальных карточках с записью краткого ответа (без записи в рабочей тетради);

знакомство с художественными произведениями посредством аудирования, анализ литературных произведений на слух, с выделением опорных слов и предложений;

работа в различных плоскостях (горизонтальной и вертикальной).

Необходимо проводить упражнения для снятия зрительного утомления с применением цветовых и звуковых ориентиров (специальные таблицы, флажки, шарики, колокольчики и пр.)

Большое значение имеют занятия физической культурой, поскольку детям с нарушением зрения необходимо формировать и развивать основные двигательные навыки. Учитель физкультуры проводит уроки, учитывая ограничения физической нагрузки, связанные с состоянием зрительного анализатора.

Соблюдение всех вышеперечисленных условий позволяет минимизировать риск появления вторичных отклонений и нарушений у слабовидящих детей младшего школьного возраста.
Поскольку в настоящее время такие учащиеся приходят в общеобразовательные классы, каждый учитель должен быть готов создать условия для их успешного обучения.

Рекомендации педагогу, обучающему детей с нарушением зрения, по предупреждению трудностей в обучении.

ознакомиться с рекомендациями врача-офтальмолога, чётко следовать им;

рабочее место ребенка желательно организовать на первой или второй парте (в центре класса);

размещать объекты на доске по отдельности, чтобы они не сливались в единое целое;

давать ученику возможность подходить к изучаемому объекту и рассматривать его;

создавать условия для лучшего зрительного восприятия объекта (учёт цвета, формы, размера, размещения на фоне других объектов, удаленности);

увеличивать время для выполнения письменных заданий;

при оценивании письменных работ, не снижать отметку за почерк;

говорить медленнее, четче и конкретнее ставить вопросы, давать на обдумывание дополнительное время;

чаще сменять виды деятельности на уроке, использовать упражнения для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика) [6].

Но при этом необходимо знать, что у слабовидящих детей в познавательной и учебной деятельности зрение остается ведущим анализатором, поэтому для письма и чтения используется плоский шрифт [7]. Большое значение для развития детей с нарушением зрения имеет социализация, в процессе которой они должны овладеть умением взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми, необходимыми элементарными бытовыми и социальными навыками. Кроме того у детей с данными нарушениями важно формировать эмоциональную отзывчивость на происходящее. Одной из необходимых задач при реализации инклюзивного образования является вовлечение родителей в коррекционно-развивающую работу, организуемую в образовательном учреждении и в семье. Поэтому такое большое значение приобретает просветительская и консультативная работа с педагогами и родителями. Полноценное воспитание и развитие слепого или слабовидящего ребенка требуют от родителей знаний особенностей его развития ребенка, влияния первичного дефекта на формирование психических функций, двигательных, социальных, учебных и других умений, умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя при помощи сохранных чувств.

Большим подспорьем педагогам и родителям являются труды Венеры Закировны Денискиной, которая представила в своих работах усовершенствованную педагогическую классификацию детей с нарушением зрения и раскрыла множество аспектов взаимодействия и развития данной категории детей [7, с. 20-28]. Проблемы обучения слабовидящих детей в массовой школе в условиях интеграции раскрыты в работах Марии Ивановны Земцовой: вопросы научно обоснованного обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы, методы и принципы организации учебного процесса, приёмы обучения слабовидящих предметам, требующим зрительного контроля (труд, ИЗО, география и др.) и гигиенические требования к учебной работе [8].

Педагогические подходы к детям с нарушением слуха.

Не менее важной проблемой, с которой сталкиваются родители и педагоги, является нарушение у детей слуха. Серьезность данной проблемы обусловлена тем, что глухота не сразу может быть распознана как имеющееся расстройство. Данное нарушение влияет не только на физиологическое, но и на психологическое развитие ребенка, поэтому важно диагностировать его в первый год жизни. Именно в этот период можно откорректировать слух при помощи слухового аппарата и обеспечить ребенку полноценное языковое и речевое развитие посредством организации ранней абилитации (подготовка к какому-либо роду деятельности) и компенсации (восстановление равновесия).

В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность. На сегодняшний день процессы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения расширяются. Учащиеся, владеющие самостоятельной речью, при наличии небольших аграмматизмов и недостатков в произношении могут обучаться в общеобразовательной школе (классе). Условия обучения в общеобразовательной школе отличаются от специальной. Это сложные акустические условия в помещении класса, большая количественная наполняемость класса, постоянная работа на уроке в режиме полилога и значительного речевого материала, разнообразного по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам. Детям с нарушениями слуха, обучающимся в общеобразовательных классах , для общения с окружающими и успешного обучения необходимо обязательное постоянное использование слухового аппарата, специальная систематическая коррекционная работа с сурдопедагогом и логопедом. Такое совместное – сурдопедагогическое и логопедическое – воздействие позволяет повысить эффективность коррекционной работы. Учитель-дефектолог (сурдопедагог) и логопед совместно планируют и отрабатывают на занятиях лексические, грамматические темы, обеспечивая, таким образом, наиболее полное усвоение материала ребенком. Содержание занятий является вариативным в зависимости от речевого развития детей, их возраста, условий детского сада или школы, в которой они обучаются. Развитие слухового восприятия у таких детей – одна из важнейших составляющих успешности их обучения и не ограничивается только занятиями в школе. Эта работа проводится и дома, в семье и организуется учителем. В течение всех лет обучения необходимы медицинская профилактика и лечебные мероприятия (включающая специфическую медикаментозную, физиотерапию, специальную лечебную физкультуру и др.).
Психолого-педагогическая коррекционная работа с такими детьми в общеобразовательных учреждениях строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха.

Выделяют две основные группы детей с недостатками слуха:

Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. В зависимости от состояния речи среди глухих выделены дети без речи – ранооглохшие, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития. Вторая категория – дети с речью – позднооглохшие, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована.

Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей достаточно разнообразно: от небольшого нарушения восприятия и понимания шепотной речи до резкого ограничения восприятия и понимания речи разговорной громкости.

В зависимости от состояния речи выделены две категории слабослышащих детей:

слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи);

слабослышащие дети с незначительным недоразвитием речи (владеют развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении).

Существует медицинская классификация нарушений слуха, в которой выделяются I, II, III и IV степени снижения слуха (тугоухости) и глухота.

Следует понимать, что нарушение слуха – это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое развитие ребенка. Это объясняется ролью слуха в развитии человека.

Нарушение слуха (первичный дефект) приводит к недоразвитию речи (вторичный дефект) и к замедлению или специфичному развитию других функций, связанных с пострадавшей опосредованно (зрительное восприятие, мышление, внимание, память), что и тормозит психическое развитие в целом.

Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом происходит в особых условиях ограничения внешних воздействий и контактов с окружающим миром. В результате этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными.

Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях:

несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления;

преобладание письменной речи над устной;

недоразвитие одних перцептивных систем при относительной сохранности других (сохранна кожная чувствительность, при правильном обучении и воспитании развивается зрительное восприятие и формируется слуховое);

изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания.

Таким образом, нарушение слуха приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы. При работе с детьми, имеющими нарушения слуха, педагогу необходимо знать и учитывать характерные для них особенности познавательной и личностной сферы.

Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы и приемы, направленные на формирование речи и изучения языка. Вопрос формирования и совершенствования всех сторон речи у детей с нарушением слуха является одним из важнейших в инклюзивной практике. Развитие речи детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей в связи с ее затрудненным, неполноценным восприятием на слух.

Особенности понимания слабослышащими детьми слов и словосочетаний.

1. Недостаточное овладение звуковым составом слова.
2. Ограниченность словарного запаса.
3. Непонимание переносного смысла выражения.

Первостепенное значение для таких детей приобретает зрительное восприятие речи, при этом наиболее доступной формой речи является – письменная. Чтение и анализ прочитанного текста в значительной степени способствуют компенсации недостаточной речевой практики, влияют на развитие и совершенствование устной и письменной речи, обогащают словарный запас [9].

Развитие речи детей с нарушениями слуха проводится по нескольким направлениям:

– лексическо-семантический уровень (слово);
– синтаксический уровень (словосочетания и предложения);
– уровень текста.

В процессе обучения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении происходит значительное, но недостаточное расширение и пополнение словарного запаса. Одним из основных условий успешного формирования лексического запаса речи является то, как в процессе обучения раскрывается значение слова ребенком. Необходимо использовать различные методы и приемы раскрытия значений новых слов, уточнения или расширения значений уже известных. Такие методы и приемы можно разделить на группы: наглядные, вербальные и смешанные.

Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи:

использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений);

демонстрация слайдов, учебных фильмов;

демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.

Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи:

подбор синонимов, антонимов;

перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами (затаился – сидел тихо, не шевелился);

подбор определений (полустанок – маленькая железнодорожная станция);

морфологический анализ структуры слова (снегопад – снег падает);

негативные определения (беспорядок – нет порядка);

тавтологические толкования (кожаные сапоги – сапоги, сшитые из кожи);

опора на контекст – незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова (не удержался – Мальчик не удержался на ногах и упал на землю).

Смешанные приемы для расширения лексического запаса речи используются при объяснении понятий отвлеченного характера. Например, ранняя осень – подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор антонима – поздняя осень (вербальный прием).

а) Употребление диалогических форм речи:

Упражнения в употреблении диалогических форм речи играют большую роль в успешном развитии речевого общения, в осуществлении самостоятельных контактов слабослышащих детей с окружающими людьми. Чтобы научить учащихся словесному общению, необходимо совершенствовать умение слушать и понимать диалогическую речь, ставить перед детьми цель – запомнить содержание того или иного разговора, реплики, вопроса и ответа на него. Эта задача достаточно сложная для слабослышащих детей, и реализация ее требует определенной последовательности:

повторение реплик учителя или одноклассников на уроке (“Повтори, что я сказала”; “Повтори, что сказала Аня”);

повторение того, что было сказано вчера (“Что сказал папа?”; “Что ответила мама”?; “О чем говорила Аня”?);

запоминание и повторение того, что будет говорить то или иное лицо (“Запомни, о чем будет завтра говорить брат”; “Запомни, о чем утром будет спрашивать отец”; “Запомни свой ответ”);

создание наглядных или словесных ситуаций, которые побуждали бы учащихся к тем или иным высказываниям: Где мел? Где губка? и т.п. Вопросы учащихся обязательно должны быть мотивированы необходимостью выполнить это или иное задание (мел требуется для того, чтобы записать задание; губка нужна для того, чтобы вытереть доску);

придумывание реплики к заданной ситуации, например: “К тебе во дворе подошел человек. Он спросил, как пройти к директору школы. Как ты ему ответишь?”; “Ты приехал в незнакомый город на автобусе. Тебе нужно через два часа уехать на поезде. О чем ты спросишь прохожего?”

Наряду с другими формами речи диалогу, начиная с I класса и кончая старшими, должно быть, уделено максимальное внимание.

б ) Описательно-повествовательная речь.

Развитие описательно-повествовательной речи происходит в единстве со всем процессом формирования речи: обогащением ее лексикой и овладением грамматическими формами. В описательно-повествовательной речи используются наиболее сложные языковые средства. Развитие описательно-повествовательных форм речи требует применения различных методических приемов:

подбор картинок, иллюстраций к предложению;

подбор предложений, которые относятся к данной картине (например, к описанию весны);

самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, изображениям;

описание картин с изображением помещений, пейзажей без действующих лиц, сюжетных картин по вопросам, плану, опорным словам и фразам;

составление рассказов по серии картинок;

составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки.

Необходимым условием, обеспечивающим понимание содержания текста, является правильная организация чтения. В процессе раскрытия содержания любого произведения важно учитывать особенности понимания слабослышащими детьми читаемого текста.

Работа над содержанием произведения включает различные этапы, во время которых происходит как формирование сознательности чтения, так и выработка активного отношения учащихся к читаемому тексту:

а) Вступительная беседа с предъявлением наглядного материала с целью мотивации к чтению, выявления уровня владения представленной в тексте темой, активизации словаря по теме, так как понимание темы — одно из условий осмысленного чтения, правильного изложения содержания прочитанного;

б) Самостоятельное чтение текста.

в) Проверка усвоения содержания прочитанного в целом. Используются ответы на вопросы по прочитанному тексту, демонстрация основных событий текста, поиск предложений в тексте по заданию учителя;

г) Подробный анализ текста всего рассказа. Например, делят текст на части, составляют план, выбирают из текста слова и выражения, которые относятся к характеристике героя рассказа (к описанию внешности, поступков героев, их внутренних качеств), происходящего явления и т.п.;

д) Устный пересказ и изложение в письменной форме содержания прочитанного.

Успешное обучение ребенка с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении зависит не только от “багажа знаний”, но и от умения общаться: слушать и понимать речь, моделировать коммуникативную ситуацию в соответствии с определенными целями и задачами, ориентироваться на партнера, последовательно излагать свои мысли. Развитие слухового восприятия у таких детей – одна из важнейших составляющих успешности их обучения. Поэтому необходимо предусмотреть подключение к целенаправленной и систематической работе с такими детьми логопеда дошкольного учреждения/ школы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *