какую грамматическую форму имени прилагательного называют начальной
Начальная форма имени прилагательного в русском языке
В начальной школе курс изучения русского языка предполагает знакомство с самостоятельными и служебными частями речи. Во 2 классе узнают определение имени прилагательного и то, на какие вопросы оно отвечает. В 3 классе более подробно изучают его формы и их изменение.
Несмотря на простоту изучаемой темы, зачастую детям бывает сложно определить число, падеж и род предлагаемого слова и поставить его в первоначальный вид, поэтому ученики должны чётко понимать, что такое начальная форма имени прилагательного.
Теоретические знания
В словосочетаниях с именами существительными согласуются зависимые от них прилагательные, которые принимают тот же род, число и падеж, что у главного слова.
Эти критерии относятся к непостоянным признакам определений и являются основными помощниками для формирования неопределённой формы. Её ещё называют словарной.
К морфологическим признакам неопределённого вида относятся:
При этом качественные прилагательные имеют неопределённые словоформы, соответствующие положительной степени сравнения. Чтобы преобразовать имя прилагательное в исходный вид, уместно определить главное слово, от которого оно зависит. Следует выявить основные признаки определяющего слова, далее изменить, согласно вопросу, само определение.
Например: «Дети, довольные тёплым днём, весело играли во дворе». Словосочетание: днём (каким?) тёплым (творительный падеж), начальная словоформа — день (какой?) тёплый.
Практические упражнения
Упражнение № 1. Найти и подчеркнуть словосочетания, отвечающие на вопрос исходной словоформы:
Упражнение № 2. Преобразовать прилагательные из словосочетаний в начальную форму:
Летним днём, с одиноким мужчиной, на деревянном столе, на чистом холсте, к большому дому, у смышлёного малыша, без верного друга.
Упражнение № 3. Подобрать подходящие по смыслу определения, выделить прилагательные со словарной формой:
______ пёс разгуливал по ______ двору. Его ______ вид озадачивал _______ котов, которые в своё время собирались поохотиться за птицами. Вдруг на _______пень уселся __________ голубь, совсем не опасаясь быть кем-то пойманным. Его беспокоило что-то другое. Он искал _______крошки хлеба для своего________ птенца. Как будто догадываясь об этом, _________Барбос позволил ______ отцу пройтись по двору, отгоняя______непосед.
Правильные варианты ответов
Упр.1: Ответственный ученик, краткий рассказ, сильный народ, тёмно-фиолетовый, чёрный ирис, оригинальный переплёт, интересный случай.
Упр.2: Летний, одинокий, деревянный, чистый, большой, смышлёный, верный.
Упр.3: Важный/чёрный/молодой пёс, по широкому/маленькому/заднему двору, серьёзный вид, местных котов, старый/низкий/дряхлый пень, серебристый/белый/большой голубь, съедобные/маленькие крошки, крошечного/единственного птенца, благородный/умный Барбос, заботливому/ответственному отцу, пушистых/лохматых непосед.
Для закрепления пройденного материала следует ответить на три следующих вопроса:
Правильные ответы на эти вопросы гарантируют успешное прохождение заданий для определения форм имён прилагательных.
Что такое начальная форма имени прилагательного?
Ответ или решение 2
Для каждой части речи характерно наличие определённых грамматических признаков, благодаря чему образуется большое количество словоформ от начальной формы слова. Иногда это может вызвать трудности, поэтому необходимо знать, по каким признакам изменяется часть речи и что для неё является начальной формой.
Начальная форма слова
Начальная форма — это исходное состояние слова, от которого образуются другие словоформы. Словоформы, в свою очередь, образуются путём изменения грамматических признаков слова, которые у разных частей речи отличаются.
Например, у существительного это число и падеж, поэтому н. ф. для этой части речи является ед.ч., им. п. Сравните: книга это начальная форма (им. п., ед. ч.), книгами это словоформа (тв. п., мн. ч.).
Глагол изменяется по родам и числам, для него характерно изменение времени и наклонения, поэтому начальной формой для него является инфинитив. Определить его достаточно просто, так как он отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Например: читать (что делать?) это начальная форма, а читал (что делал?) это словоформа (ед. ч., м. р., пр. вр.).
Так же существуют слова, которые всегда стоят в начальной форме, например, наречия (далеко, грустно, невзначай) и заимствованные слова (такси, пальто, жюри).
Какие же признаки характерны для прилагательного и как определить его начальную форму?
Начальная форма прилагательного
Прилагательное зависит от существительного, с которым оно находится в связи согласования, поэтому от него зависят некоторые грамматические признаки прилагательного. Так же есть независимые признаки.
Таким образом, грамматическими признаками, определяющими н. ф. прилагательного, можно считать:
Например: молодая (ж. р.) н.ф. молодой (м. р.); блестящие (мн. ч.) н. ф. блестящий (ед. ч.); синей (тв. п.) н. ф. синий (им. п.), белее (простая сравнительная степень) н. ф. белый (отсутствие степени сравнения), красив (краткая форма) н. ф. красивый (полная форма).
Что такое начальная форма прилагательного и как ее определить
При изучении русского языка не обходится без проблем. Учащимся бывает сложно определить, в каком числе, роде, падеже стоит прилагательное и как его поставить в начальную форму.
Что такое начальная форма имени прилагательного
Различные части речи образуют многочисленные словоформы от исходной путем склонения. Самый простой способ сориентироваться в их многообразии – воссоздать первоначальный вид слова, который приводится в словарях.
Для имени существительного характерно изменение по числам, склонение по падежам.
С существительным согласуется зависимое от него прилагательное, принимая те же род, падеж и число, что и у определяющего слова.
Непостоянные признаки
Разряд, степень сравнения и полнота/краткость вида – постоянные свойства прилагательных. Изменение этих признаков сопровождается и изменением лексического значения. Другие свойства не влияют на значение, а только помогают связывать слово с определяющим. В эту группу относят род, число, падеж.
Если перед учащимся стоит такая задача, как определить начальную, словарную, форму прилагательного, знание непостоянных признаков послужит ключом к его выполнению. Морфологические признаки исходной формы прилагательного такие:
Ставим в начальную форму
Первое, что будет полезно сделать, – отыскать в предложении слово, с которым согласуется прилагательное. Поставив от него вопрос, можно определить форму зависимой части речи, обозначающей признак предмета, существа или явления. Так будет проще найти исходную словоформу: девочка (какая?) грустная, пример (какой?) худший, событие (какое?) интересное.
С свою очередь, определяющее слово, выполняющее синтаксическую роль дополнения, принимает падеж, которого требует управляющий им глагол. Можно поставить вопрос к местоимению или существительному, тогда с формой зависимого части речи будет проще:
В русском языке начальная форма имени прилагательного – это форма именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
Владение такими знаниями и навыками поможет восстановить начальную форму от любой другой, успешно справиться с трудностями, легко применять правило, как правильно поставить прилагательное в начальную форму.
Что такое начальная форма прилагательного и как ее определить
При изучении русского языка не обходится без проблем. Учащимся бывает сложно определить, в каком числе, роде, падеже стоит прилагательное и как его поставить в начальную форму.
Что такое начальная форма имени прилагательного
Различные части речи образуют многочисленные словоформы от исходной путем склонения. Самый простой способ сориентироваться в их многообразии – воссоздать первоначальный вид слова, который приводится в словарях.
Для имени существительного характерно изменение по числам, склонение по падежам.
С существительным согласуется зависимое от него прилагательное, принимая те же род, падеж и число, что и у определяющего слова.
Непостоянные признаки
Разряд, степень сравнения и полнота/краткость вида – постоянные свойства прилагательных. Изменение этих признаков сопровождается и изменением лексического значения. Другие свойства не влияют на значение, а только помогают связывать слово с определяющим. В эту группу относят род, число, падеж.
Если перед учащимся стоит такая задача, как определить начальную, словарную, форму прилагательного, знание непостоянных признаков послужит ключом к его выполнению. Морфологические признаки исходной формы прилагательного такие:
Ставим в начальную форму
Первое, что будет полезно сделать, – отыскать в предложении слово, с которым согласуется прилагательное. Поставив от него вопрос, можно определить форму зависимой части речи, обозначающей признак предмета, существа или явления. Так будет проще найти исходную словоформу: девочка (какая?) грустная, пример (какой?) худший, событие (какое?) интересное.
С свою очередь, определяющее слово, выполняющее синтаксическую роль дополнения, принимает падеж, которого требует управляющий им глагол. Можно поставить вопрос к местоимению или существительному, тогда с формой зависимого части речи будет проще:
В русском языке начальная форма имени прилагательного – это форма именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
Владение такими знаниями и навыками поможет восстановить начальную форму от любой другой, успешно справиться с трудностями, легко применять правило, как правильно поставить прилагательное в начальную форму.
Изменение по падежам имён прилагательных. Начальная форма прилагательного
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Изменение имён прилагательных по падежам. Начальная форма имени прилагательного. 3 класс
Вспомните, как определить род, число и падеж имён прилагательных. Чтобы определить род, число и падеж имени прилагательного нужно: 1. найти имя существительное с которым оно связано; 2. Определить род, число и падеж имени существительного; 3. Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым оно связано.
Откройте учебник на стр. 85 и прочитайте правило. Что значит поставить имя прилагательное в начальную форму? Это форма единственного числа мужского рода в именительном падеже. На какой вопрос отвечает начальная форма прилагательного? Какой?
Упражнение 148 стр. 85 Расположите предложения так, чтобы получился текст. Какое предложение будет первым? На птичьем рынке Оксане понравился… Какое предложение будет вторым? Он был маленьким, ж_лто – зелёный… Какое предложение будет последним? За яркую в_сёлую окраску… Озаглавьте текст Какой заголовок можно подобрать? Попугай, Бойкий попугай, Петруша и т.д. Запишите заголовок и полученный текст, вставляя пропущенные буквы.
Проверь себя Петруша На птичьем рынке Оксане понравился бойкий попугай. Он был маленький, жёлто−зелёный, с тёмными волнистыми полосками по туловищу и синими пятнышками у клюва. За яркую весёлую окраску и нежный хохолок на голове Оксана назвала попугая Петрушей. Определи падеж, число и род выделенных имён существительных и прилагательных Сделайте разбор слова пятнышками м.р. ед.ч. П.п. м.р. ед.ч. П.п. м.р. ед.ч. И.п. м.р. ед.ч. И.п. ж.р. ед.ч. В.п. ж.р. ед.ч. В.п.
Самостоятельная работа Запиши словосочетания в тетрадь. Определи род, число и падеж имён прилагательных. в большой стае: _____ число, _____ род, _____ падеж из снежных сугробов: ___ число, ___ род, ____ падеж доброму мальчику: _____ число, _____ род, _____ падеж родным местом: _____ число, _____ род, _____ падеж здоровую нацию: _____ число, _____ род, _____ падеж
Домашнее задание: Выучить правило на стр. 85 с. 86 упр. 152: Подобрать к данным существительным прилагательные. Записать словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Определить род и число прилагательных, выделить окончания Сделать морфологический разбор слова метро3
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДБ-1093492
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.