какую политику проводило царское правительство в отношении казахских просветителей хіх века

Какую политику проводило царское правительство в отношении казахских просветителей хіх века

какую политику проводило царское правительство в отношении казахских просветителей хіх века

какую политику проводило царское правительство в отношении казахских просветителей хіх века

1. Общественно-политические взгляды Шокана Уалиханова. Одним из признанных казахских просветителей был Шокан Шынгысулы Уалиханов. В детском возрасте в формировании его мировоззрения и общественно-политических взглядов большую роль сыграли акыны, шешены и сказители, а также ссыльные декабристы, нередко гостившие в доме родителей. Они пробудили в любознательном мальчике неподдельный интерес не только к науке, литературе и искусству, но и к западным демократическим ценностям. С ранних лет Шокан проявлял любовь к национальной поэзии и фольклору. В Омском кадетском корпусе он, совершенствуя свои знания в области восточных языков, также читал русскую и зарубежную художественную литературу. В годы учебы подружился с Г.Н. Потаниным, ставшим впоследствии выдающимся русским ученым, общественным и политическим деятелем. Уалиханов близко познакомился с прогрессивно настроенными представителями русской демократической интеллигенции. Так, Шокан прекрасно знал исследователя Азии П.П. Семенова-Тян-Шанского, поэта-петрашевца С.Ф. Дурова, тесная дружба связывала его с ссыльнымписателем Ф.М. Достоевским.

какую политику проводило царское правительство в отношении казахских просветителей хіх века

Шокан Уалиханов

В 1860 году в Санкт-Петербурге Шокана Уалиханова принял русский император Александр II. На встрече, воспользовавшись ситуацией, ученый обратился к нему с просьбой о более гуманном отношении царских чиновников к его народу, что свидетельствует о его истинной любви к своим соотечественникам.

В 1862 году, желая принести пользу своему народу и защитить его от произвола российских чиновников и местной знати, Ш. Уалиханов принял участие в выборах на должность старшего султана Атбасарского внешнего округа и проиграл. Ему противостояли местная знать, а также подкупленные чиновники Управления Западной Сибири, которые с опасением относились к его прогрессивным и демократическим взглядам. О своей неудачной попытке участия в выборах в старшие султаны он написал своему другу Ф.М. Достоевскому 15 октября 1862 года: «…Я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя в пользу соотечественников, защищать их от чиновников и деспотизма богатых киргизов (казахов – авт.). При этом я думал более всего о том, чтобы примером своим показать землякам, как может быть для них полезен образованный султан-правитель… Господа эти, как областные, так и приказные, поголовно восстали против. Областные лишились бы нескольких тысяч, которые они стягивали со старшего султана, а приказным, действительно, если бы я был султаном, пришлось бы идти по миру… Чиновничество начинает подстрекать самолюбие богатых и честолюбивых ордынцев и пугать их, что если Уалиханов будет султаном, то всем будет худо, он, мол, держится понятий о равенстве… пустили в ход и то, что я не верю в бога и с Магометом состою в личной вражде».

Ш. Уалиханов был противником введения окружной системы управления, при котором заметно сужались кочевья степняков и отменялась ханская власть в Среднем жузе (1822 г.): «Разделение земель наших по округам и приурочение летних и зимних пастбищных мест известным родам и личностям должны считаться одной из главных причин, вредящих скотоводству… Реформы подобного рода, собственно, мы и считаем бедственными для народа и вредными для прогресса».

Он выступал против порядка управления в Младшем жузе, считая отсутствие выборности существенным недостатком: «Самый капитальный недостаток Оренбургского степного управления, конечно, заключается в том, что ордынские чиновники назначаются там не по выборам народа, а по усмотрению пограничного начальства».

Вспомните
Какие реформы царской власти были проведены в первой половине ХІХ века?

Ученый был активным сторонником прогрессивных реформ. В частности, в статье «Записки о судебной реформе» Ш. Уалиханов писал следующее: «… Полезны только те реформы, которые способствуют улучшению быта человека». В то же время он особо подчеркивал: «Реформы же насильственные, привитые, основанные на отвлеченных теориях или же взятые из жизни другого народа, составляли до сих пор для человечества величайшее бедствие».

Просветитель позитивно отзывался о потенциальных социально-экономических, интеллектуальных возможностях казахского традиционного общества: «Из всех инородческих племен, входящих в состав Российской империи, первое место по многочисленности, по богатству и, пожалуй, по надеждам на развитие в будущем принадлежит нам – киргизам (казахам – авт.)».

О суде биев, который переживал не самые лучшие времена на фоне намеренного его ослабления Российской империей, Уалиханов писал так: «Русские истцы или русские ответчики во многих случаях предпочитают суд биев русскому следствию… Преимущество имеет суд биев и в том отношении, что он редко бывает единоличен; в нем допускается безграничная публичность, а иногда и нечто вроде участия присяжных».

2. Общественные взгляды Ибрая Алтынсарина. Значительная роль в общественно-политической жизни Казахстана принадлежит выдающемуся педагогу, писателю, фольклористу, этнографу и общественному деятелю Ибраю Алтынсарину. Он свободно владел русским, арабским, татарским языками и фарси. Активно занимался самообразованием: изучал произведения классиков мировой литературы, знакомился с сочинениями известных русских демократов Н.Г. Чернышевского, А.М. Добролюбова, А.И. Герцена. После окончания школы народный просветитель около трех лет работал писарем у своего деда. За это время он успел убедиться в насущной необходимости просвещения народа. Деятельность Ибрая встретила противодействие со стороны консервативной части общества. Его даже начали обвинять в вероотступничестве.

В 1869 году И. Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление на должность делопроизводителя, затем исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника и судьи. По долгу службы часто бывал в аулах, близко знал насущные проблемы народа, участвовал в выборах волостных управителей и аульных старшин и пытался не давать хода подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям. Недовольные представители местной знати подавали на него жалобы в областное правление, военному губернатору и министру внутренних дел. Но ввиду глубокой порядочности, безупречной честности и незапятнанной репутации Алтынсарина всегда оправдывали. В своих выступлениях он подвергал критике колониальную земельную политику царского правительства, активно противодействовал произволу царских чиновников.

Просветитель обличал земляков, которые, пользуясь своим служебным положением, равнодушно относились к нуждам простого народа: «По делу службы я имею частое столкновение с киргизами (казахами – авт.) … многих от души ненавижу… Они бесчеловечно, бессовеcтно грабят и обирают киргиз (казахов – авт.) – бедных, беззащитных».

И. Алтынсарин защищал свой народ и от произвола колониальных властей, которые натравливали на него его же земляков, когда в ход шли доносы, кляузы и жалобы. В этой связи «Киргизская степная газета» писала, что «… во время партийной борьбы киргизы (казахи – авт.) не стесняются в средствах и всеми правыми и неправыми путями стараются очернить своих достойнейших представителей видно из того, что киргизы (казахи – авт.) не задумались бросить комом грязи и в покойного Алтынсарина, честнейшего и беспристрастнейшего человека, трудившегося большую часть своей жизни для своего народа».

Ибрай выступал против искусственной ломки традиционного скотоводческого хозяйства казахов, считая это ошибкой и несправедливостью: «Принудительная сломка быта целой нации способна бывает превратить нацию, иногда самую способную, в апатичную». Учитывая огромные степные просторы и непригодность значительной их части для занятия земледелием, Алтынсарин указывал на наличие благоприятных условий для преимущественного развития скотоводства. Он считал, что процесс перехода на оседлый образ жизни должен проходить эволюционно, без какого-либо насилия и внешнего воздействия. Просветитель критиковал колониальную переселенческую политику царизма, считая ее настоящим бедствием для коренного населения.

И. Алтынсарин никогда не переставал оставаться патриотом своей земли. Несмотря на частые конфликты с местной знатью и колониальной администрацией, в последние дни своей жизни он писал: «Я не отступлюсь от коренных своих убеждений и стремления быть полезным своим сородичам насколько хватит моих сил». Эти слова подчеркивают его искреннюю любовь к своему народу.

3. Общественные взгляды Абая Кунанбаева. Абай Кунанбаев был не только выдающимся мыслителем, просветителем, поэтом и основоположником казахской письменной литературы, но и активным общественным деятелем, пытавшимся улучшить жизнь своего народа.

Детство и юность поэта совпали со временем военного продвижения царских войск по Южному Казахстану. Он стал свидетелем укрепления позиций Российской империи в окружных приказах и введения административных реформ. Будучи волостным управителем и бием, пытался решать спорные дела справедливо и честно, чем снискал глубокое уважение со стороны простого народа. Однако постепенно Абай пришел к мысли, что таким образом проблемы общества не решить, и выступал за доступность знаний и образования для народа.

Источник

какую политику проводило царское правительство в отношении казахских просветителей хіх века

В середине ХІХ века царизм вел просветительское дело в Казахстане в двух направлениях: религиозное и гражданское. Религиозное обучение проводили в школах, медресе учителя, муллы на основе арабского алфавита. Школы и медресе религиозной направленности занимали главное место в жизни казахского народа. Такие школы-медресе в Казахстан пришли из Средней Азии, в особенности из Бухары.

Школы – очаг начального образования. В школах обучались дети 8-17 лет. Их обучали татарскому и арабскому языкам, учили наизусть суры Корана, учили тюркоязычные поэтические произведения. Срок обучения зависел от уровня образования учащихся. В школах преподавали 1 либо 2 учителя.

Медресе – это школы среднего образования. В медресе обучались те, кто получили начальное образование в школах и пожелали далее усовершенствовать свое образование. Медресе располагались в больших уездных городах при мечетях.

«Сегодня дети казахов стали обучаться в разных учебных заведениях. В гимназии обучаются 19 человек, в кадетском корпусе – 5, в учительской семинарии – 4, в техническом училище – 2 воспитанников. Всего в учебных заведениях Омска обучаются 30 детей казахов, один учится в Петербурге».

С 1846 по 1865 годы, то есть когда было разрешено учиться детям казахов, в кадетском корпусе обучались всего 13 детей казахов. Среди них, конечно же, был и знаменитый ученый Шокан Уалиханов. Позже в кадетских корпусах было разрешено обучаться лишь детям из зажиточных семей. Однако, с 1868 года детям казахов обучение в военных гимназиях полностью было запрещено. Первым учебным заведением для казахских детей Акмолинской и Семипалатинской областей, то есть областей Сибирских казахов, было Омское русско-киргизское (казахское) училище открытое в 1865 году. Училище было 5-классным, но при приеме неграмотных детей был открыт специальный подготовительный класс.

«Учеба начиналась 15 августа и заканчивалась 15 мая. В училище преподавались Закон Божий, русский язык, киргизский (казахский) язык, грамота, арифметика, начальная геометрия, история, правоведение, гигиена, музыка. Детям, успешно окончившим русско-казахское училище и получившим аттестат, разрешалось работать в государственных, социальных, правительственных и судебных органах».

В 1868 году в этом училище обучались всего 40 учеников. Из них 20 детей казахов, 20 русских детей.

В связи с административно-территориальной реформой возникла необходимость в грамотных чиновниках. В связи с этим в Акмолинской области увеличилось количество отдельных учебных заведений. Согласно закона, принятого в 1870 году «Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев», значительно возросло количество школ в Акмолинской области. Открылись учебные заведения среднего образования:

1) Учебные заведения начального образования, к которым относились: неполные гимназии, городские училища, приходские школы, русско-казахские и русско-туземские школы и училища, сельские школы;

2) Учебные заведения среднего образования: женские и мужские гимназии и реальные училища. К учебным заведениям среднего образования можно отнести и учительские семинарии, однако уровень образования в семинарии был низким;

3) Учебные заведения по подготовке специалистов: учительские семинарии, сельскохозяйственные и фельдшерские школы.

Согласно специального указа царского правительства об открытии городских школ от 31 мая 1872 года в городах Казахстана открылись городские школы. В городских училищах обучали ремесленным и торговым специальностям. В 1879 году в Акмолинской области для казахских детей открылись русско-казахские школы. Такие учебные заведения назывались школы-интернаты. В 1883 году такие школы открылись в уездном центре Акмолинске, в городах Атбасар, Кокшетау, Петропавловск. Волостные управители должны были обеспечить эти школы детьми, так как в такие учебные заведения никто не хотели добровольно отдавать своих детей. Для казахов такие закрытые учебные заведения были неудобными. Принимались и насильственные меры по отбиранию казахских детей в такие школы. Потому бывали и случаи когда богачи вместо своих детей отправляли в такие школы детей бедняков. В доказательство своих слов приведем такой факт. Друг Шокана Уалиханова Ядринцев об этом писал: «Недавно в некоторых школах и интернатах Киргизской степи вынуждаемые инородцы прибегли к покупке детей у бедняков и отдаче их в школы, которые кажутся им гибелью».

Ученики, успешно окончившие сельскохозяйственную школу, направлялись в гимназии, семинарии, фельдшерские школы Омска. В стенах сельскохозяйственного училища Омска обучались государственные, общественные деятели, ученые, деятели культуры С.Бижанулы, С.Казбекулы, Б.Айбасулы, М.Саматулы, А.Шорманулы, К.Кеменгерулы, Р.Толаспайулы, С.Садуакасулы и другие. К примеру, в 1889 году трое отличников Кокчетавской сельскохозяйственной школы получили направления в Омск. Один из них поступил в гимназию, второй в фельдшерскую школу, третий в ветеринарную школу.

Следующее учебное заведение в Акмолинской области где обучались казахские дети – Омское техническое училище. В училище учащиеся получали профессионально-техническое образование. Казахскую молодежь, обучавшуюся в Омском техническом училище, можно пересчитать по пальцам.

Еще один вопрос состоял в финансировании. За обучение учащимся нужно было платить 200 рублей в год. А многие казахские дети, обучавшиеся в училищах, учились благодаря стипендии. Срок обучения в Омском техническом училище составлял 4 года. Согласно Правилам от 1872 года в 1-й класс принимались ученики, окончившие полную программу уездных или городских училищ. В училище преподавали Закон Божий, русский язык, геометрию, физику, технологию, геометрическое черчение, алгебру, тригонометрию и другие предметы. В Омском техническом училище учились представители казахской молодежи, впоследствии ставшие казахской интеллигенцией. Это Алихан Букейханов (Каркаралинский уезд), Жусуп Сатыбалдин (Акмолинский уезд), Мамбетали Сердалин (Кокшетауский уезд), Нуртай Нурышов (Семипалатинский уезд), Илияс Итжанов (Акмолинский уезд).

В Омском техническом училище учились 12 казахских детей.

Также казахам разрешалось обучаться и в российских гимназиях. Гимназия – учебное заведение среднего образования. Гимназии располагались только в городах и считались элитной школой, в то время как большинство казахов проживало в отдаленных аулах либо в смешанных сельских местностях.

После полного присоединения Казахстана в состав Российской империи царскому правительству были нужны образованные чиновники из местных жителей. И для подготовки таких чиновников они хотели показать казахам преимущества светского образования. Хоть гимназия и была государственным учебным заведением, однако оплата там была высокая. Обучение в гимназии могли позволить себе лишь дети богачей. Казахи Акмолинской и Семипалатинской областей обучались в Омской гимназии. Статус гимназического образования в будущем казахам давал направление для поступления в российские высшие учебные заведения. Срок обучения в гимназии было 4-6-8 лет. А для казахов, плохо владеющих русским языком, обучение длилось 9 лет. Согласно учебной программе, в гимназии преподавали Закон Божий, русский язык, арифметику, чистописание, географию, алгебру, геометрию, физику, историю, педагогику, латинский язык, греческий язык, немецкий язык, французский язык, логику, гимнастику. В гимназии особенно большое внимание уделялось гуманитарным предметам. Немецкий и французский языки были на выбор. Царский указ от 11 апреля 1887 года освобождал казахов, обучавшихся в гимназии, от изучения греческого языка. Но так как греческий язык был включен в программы высших учебных заведений, то казахские дети продолжали изучать этот язык. Обучение в гимназии велось только на русском языке. В гимназиях Омска и Оренбурга образование получили А.Турлыбаев, А.Темиров, Б.Х.Ниязов, Б.Каратаев, Ж.Акпаев, А.Сейдалин, И.Валиханов, М.Шокай и другие. В будущем они продолжили свое образование в высших учебных заведениях России. Можно сказать, что они и другие гимназисты стали основой становления казахского студенчества. Один из них – выходец из Кокшетауского региона Айдархан Турлыбаев окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

На территории Казахстана открылись церковно-приходские школы. К примеру, в 1886 году в Акмолинской области было 7 приходских школ, в них обучались 588 учеников. Эти школы преследовали миссионерскую цель.

На 1 января 1898 года в Акмолинской области было «3 городских училища (количество учеников 735) – в Петропавловске 5-классное, в Акмолинске и Кокшетау – 3-х классные; в Омске 1 уездное училище, 12 приходских училищ (количество учеников 1 464), а также Акмолинское мужское училище, Акмолинское женское училище, Атбасарское, Петропавловское и Кокшетауское училища, 1 начальное училище народного образования с количеством учеников 83 человека, 3 отдельных школ, 2 вечерние школы с 97-ю учениками, открытое в 1872 году Омская учительская семинария, несколько казахских интернатов и сельскохозяйственных школ, военные училища».

Петропавловское 3-х классное училище в 1882 году по прошению Петропавловской Городской Думы было преобразовано в 5-и классное.

В целом, в 1898 году в Акмолинской области было всего 160 учебных заведений среднего образования (из них 22 в ведении Министерства народного просвещения), в них обучались 7 381 учеников, из них 2 282 ученика учились в школах Министерства народного просвещения. На 75 тыс жителей приходилось 28 городских школ, а на 603 888 жителей приходилось 132 сельских школ. В целом если в области проживало 678 957 человек, то в 1 школе обучалось 243 человека, то есть из 99 человек учился лишь 1, что составляет лишь 1% населения. Из 61 106 детей школьного возраста, проживавших в области, в школе обучались лишь 12%.

Система образования в Казахстане была тесно связана с социально-экономической ситуацией в Российской империи начала ХХ века. В 1906 году царское правительство приняло Закон «О развитии народного образования» для инородцев. По закону предполагалось увеличение русско-казахских школ на территории Казахстана.

Также в Казахстане стали создаваться школы различных форм. К примеру, в Акмолинской области были созданы школы-интернаты и начальные сельскохозяйственные школы. В связи с этим А.Алекторов главными целями и задачами системы народного образования в Казахстане указывал: «Школа в казахской степи вместе со своей задачей обучения, играла и политическую роль; она связывает казахский народ с коренным русским народом, впитывая в казахов государственный язык. Она знакомит их с традициями и взглядами русского народа, хоть и медленно, но системно вводит казахов в русское пространство, при этом сопротивляясь канонам мусульманства, ослабляет мусульманский фанатизм, пришедший из Бухары и других регионов, где процветает исламская религия».

Придерживаясь политики русификации, царское правительство было заинтересовано в открытии аульных школ в отдаленных казахских аулах. Согласно Правил для сельских русско-казахских школ Акмолинской и Семипалатинской областей Министерства народного просвещения:

1) аульные школы должны быть составной частью волостных либо русско-казахских школ;

2) аульные школы должны максимально соответствовать укладу жизни казахского народа, то есть школьное оборудование должно быть удобным для кочевания;

3) обучение проходило с октября по апрель, а с апреля по сентябрь были каникулярные месяцы;

4) учебный курс и программа учебных предметов должна совпадать с 1 классной школьной программой.

Источник

Просветительская деятельность в Казахстане в конце ХІХ века

какую политику проводило царское правительство в отношении казахских просветителей хіх века

Вторая половина XIX века и начало ХХ века – особый период в культурном развитии. С одной стороны, в этот период российские власти окончательно установили колониальную политику в казахской степи и проводили различные мероприятия, направленные на ее углубление в социально-экономической и культурной жизни страны, с другой стороны, в этот период казахский народ духовно пробудился, перешел к борьбе за свою свободу и независимость.

Стремление казахского народа к образованию столкнулось с колониальной политикой царской империи, которая была заинтересована в уничтожении языка и религии, традиций и обычаев местного населения и ее русификации. Колониальная администрация не уделяла внимания развитию образования казахского народа.

«И вот в таких условиях, к общественной борьбе за казахское общество подключается совершенно новая политико-социальная сила – национальная интеллигенция. Получившие образование в основном в учебных заведениях метрополии и подготовленные для службы в аппаратах государственного управления колониальной империи, распространению русской культуры среди казахского населения интеллигенция отошла от этих установок, и стала служить идее национальной независимости и развитию национальной культуры, перестройке уклада жизни народа».

В тот период царское правительство рассматривало образование, как одну из мер русификации местного населения и обучало казахов лишь до определенного уровня, а для казахов просвещение было необходимо для пробуждения национального сознания, для национально-освободительной борьбы против колониализма.

Для глубокого исследования жизни и быта, экономики и культуры, религии народов, проживающих в Казахстане, царское правительство направляло в казахские степи множество экспедиций. Экономика и хозяйство, история и этнография, культура и быт казахов стали объектом изучения ученых. Но большинство этих трудов требуют критического взгляда, так как наряду с ценными фактическими материалами были исследователи, придерживавшиеся позиции официального правительства.

Среди них с особым уважением можно назвать имя великого казахского ученого-просветителя Шокана Уалиханова. Труды Ш.Уалиханова по изучению истории и этнографии казахского народа и сегодня являются ценными в изучении истории Казахстана. Также огромное научное значение имеют его труды, написанные о социально-политических отношениях в казахской степи. К таким можно отнести труды: «Абылай», «Киргизское родословие», «Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов», «О кочевках киргиз», «Записки о судебной реформе», «Дневник поездки на Иссык-Куль», «О западном крае Китайской империи и город Кульджа», «Очерки о Джунгарии», «О поездке в Кашгарию» и многие другие. Шокан внес огромный вклад в изучении географии, этнографии, фольклора народов Средней Азии и соседних стран. Труды ученого представляют бесценные сведения об истории родной земли, древних летописях (шежіре), судьбе народа, культуре степных кочевников прошлой эпохи.

Во второй половине XIX века были и русские ученые, миссионеры, писавшие о становлении народного просвещения и о его развитии в казахской степи. Н.И. Ильминский писал о развитиях русско-казахских школ, о приобщении казахов к русскому образованию. К примеру, Ильминский в своих трудах писал о том, как нужно крестить инородцев. Все эти труды были написаны с миссионерской позиции.

Миссионерскую политику осуществлял А.Е. Алекторов. Из его трудов мы получаем ценные сведения об истории народного просвещения в Казахстане, открытии первых школ, истории мусульманских школ-медресе. Также в конце труда есть приложение «Статистические ведомости о народных училищах и частных учебных заведениях за 1898 год».

Вышеуказанные ученые поддерживали интересы царского правительства и с особым почтением писали об устройстве русского государства, ее истории и культуре.

Особо ценные сведения можно получить из трудов лидеров Алашского движения начала ХХ века А.Букейханова, А.Байтурсынова, М.Дулатова и других. Ценность их трудов в том, что они изучали каждый шаг социально-экономического, политического и культурного развития казахского народа того периода.

Большая часть исследований, опубликованных до Октябрьской революции, ограничивалась лишь передачей фактов, касавшихся культурной жизни казахского народа. Лишь в советский период этому вопросу стали уделять систематическое внимание.

В 20-30-е годы ХХ в. известный ученый С.Асфендияров изучал культурную жизнь казахского народа. Автор критиковал просветительскую и образовательную систему царского правительства. Асфендияров писал: «Наряду с установлением нового административного устройства царское правительство распространяло крещение и просветительство. Царское правительство с особым усердием вело политику русификации казахов. А также царское правительство в целях воспитания для себя готовых кадров, стала открывать русско-казахские школы». За этот труд Асфендияров был подвергнут гонениям.

Сын казахского народа Т.Рыскулов, внесший огромный вклад в развитие культуры, уделял внимание деятельности казахской интеллигенции, хронологически относил ее возникновение к концу ХІХ века.

Ряд ученых изучали особенности развития мусульманских учебных заведений. В своем труде Н.Сабитов попытался раскрыть особенности возникновения и развития школ-медресе «нового формата», которые были широко распространены в казахском крае в начале ХХ века. Ряд сведений об учебных заведениях можно встретить в трудах А.И. Сембаева и Г.М. Храпченкова. К.Кереева-Канафина. Также немало сведений о развитии духовной культуры казахов, деятелях искусства приведены в трудах Х.Суюншалиева, Х.Маданова, А.Жубанова.

Внедрение капиталистических отношении в казахские степи создало условии широкому распространению торговли. Российский торговый капитал проникал даже в самые отдаленные районы Казахстана, тесно связал местные хозяйства с рынками России, Средней Азии, Западной Европы. Во ІІ половине ХІХ века в Казахстане развивалось 3 типа торговли: 1) меновая; 2) ярмарочная; 3) стационарная. Меновая торговля велась путем обмена местного сырья на продукции фабрик-заводов европейской России. Меновая торговля была в руках у спекулянтов. Меновая торговля велась путем продажи или обмена различных необходимых в быту товаров в казахских аулах. С распространением в казахской степи меновой торговли возросло и ростовщичество.

Кроме сезонных ярмарок все большим внедрением торгового капитала на казахской земле возросло число магазинов, меновых дворов, оптовых складов, то есть укреплялась стационарная торговля. Для отдаленных районов с неразвитыми путями сообщения, с малым количеством населения, где в основном население вело кочевой образ жизни, ярмарка оставалась удобным видом крупной торговли.

Заводы и фабрики по выпускаемым из продукциям можно разделить на 4 группы: 1) полезные ископаемые; 2) скотоводство; 3) производство свечей и мыловарня; 4) завод по производству растительного масла.

В целом, в 1891 году по Акмолинской области было 162 завода, в них работали 1 268 рабочих. Производительность заводов составляло 844 633 рубля. Кроме этого работали 108 водяных и 618 ветряных мельниц. Через мельницы просеивали 700 983 пуда зерна. В городах было много мелких производств по переработке сельскохозяйственной продукции: маслобойное производство, по выпуску пива и вино-водочной продукции, мукомольное, скорняжничество, механические мастерские. Три предприятия Акмолинска использовали в производстве свиной жир: жиротопный завод, мыловаренный завод и завод по выпуску керосиновых ламп. Первое мыловаренное производство в Акмолинске открылось в 1882 году. В то время трое рабочих завода выпускали продукцию на 2 800 рублей. А в 1914 году такие же три завода выпустили продукцию на 5 000 рублей. В 90-е годы стал работать первый завод по выделке овечьих шкур. Годовая производительность завода не превышала 1 000 рублей. На один завод приходилось в среднем по 1-2 рабочих. Эту продукцию покупало лишь местное население. По качеству продукция намного уступало российским товарам. В те годы в Акмолинске появились и первые заводы по выделке шкур. Качество продукции и этих заводов оставляло желать лучшего, они не могли конкурировать с екатеринбургскими и казанскими товарами. В начале ХХ века в городе открылся самый крупный и оснащенный завод по пивоварению купца А.Кубрина. На заводе работало до 18 рабочих, в разные годы сумма продукции составила от 15-и до 35,5 тыс. рублей.

В1893 году в Акмолинске начала работать первая паровая мельница, а в 1914 году две паровые мельницы с 15-ю рабочими выпустили продукцию на 25 тыс. рублей. В конце ХІХ века в городе работало 65 ветряных и 1 водяная мельницы, ежегодная сумма выпускаемой ими продукции составляла 150 тыс. рублей.

В начале ХХ века в связи со строительством в городе различных строительных сооружений возросла значимость заводов по выпуску кирпичей. В 1914 году 9 кирпичных заводов с 50-ю рабочими выпустили кирпичей на 150 тысяч рублей.

С развитием торговли и промышленности стали создаваться финансовые организации. В 1871 году в Петропавловске открылся городской общественный банк с основным капиталом в 40 тысяч рублей. В 1874 году открылось отделение Всероссийского Государственного Банка, а позже открылось отделение Сибирского Торгового Банка и работали 39 крупных товариществ. Оборот последних составлял 13 млн рублей. Во второй половине ХІХ века и в Омске появилось много английских, американских, немецких и других иностранных фирм. Они продавали в Казахстане сельхозмашины и покупали животноводческую продукцию. В результате этого начала создаваться система иностранных банков.

В Омске особенно высокими темпами развивалась торговля мануфактурой. Большое значение имели созданные в 1904 году в Омске фабрикантами Морозовым и Цинделем Московские оптовые склады. На эти склады для торговли стекались люди из Акмолинской и Семипалатинской областей, Томска и Тобольска, Семиречья.

Казахи общались с русскими крестьянами не только по торговле, но имели с ними и дружеские отношения, перенимали у них лучшие стороны ведения хозяйства, стали переходить на оседлый образ жизни, занимались земледелием, стали строить дома и другие строения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *