календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении чс образец

Приложение N 2. Календарный план оперативных мероприятий организации при угрозе и возникновении ЧС(Н) (примерный)

Приложение N 2
к Правилам разработки и согласования Планов
по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов
на территории Российской Федерации

Календарный план
оперативных мероприятий организации при угрозе и возникновении ЧС(Н)
(примерный)

Содержание выполняемых мероприятий

Время проведения мероприятий

1. При угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций

Доведение информации до органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов управления МЧС России и руководителей организаций об угрозе возникновения ЧС(Н)

Организация мониторинга и прогнозирование обстановки, определение первоочередных мер по предупреждению и ликвидации ЧС(Н)

ГАРАНТ:

Оповещение и проверка сил и средств постоянной готовности к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС(Н):

специальной инженерной техники и оборудования

Определение необходимого количества специальной техники и средств, а также средств их доставки

Загрузка специальной техники и средств в транспортные средства их доставки

Подготовка к применению резервных резервуаров и емкостей

Контроль за состоянием производственно-ливневой канализации и очистных сооружений

Подготовка к выдаче средств индивидуальной защиты

Подготовка автотранспорта и расчетов по обеспечению эвакуационных мероприятий из зоны возможной ЧС(Н)

2. При возникновении ЧС(Н)

Оповещение и сбор руководящего состава и членов КЧС. Прибытие рабочей группы КЧС:

Доведение обстановки и постановка задач на ликвидацию ЧС(Н)

Организация круглосуточного дежурства руководящего состава

Выезд оперативной группы КЧС в зону ЧС и организация работ по координации действий

Организация охраны зоны ЧС(Н), обеспечение доставки АСФ, специальной техники и средств

Организация комендантской службы и регулирование движения в зоне ЧС(Н), на маршрутах эвакуации и пунктах временного размещения эвакуированного населения

Организация ликвидации ЧС(Н) соответствующего уровня силами и средствами:

штатных пожарных частей и команд организации, а также применение:

передвижных автозаправочных станций;

аварийно-ремонтной службы по сетям нефтепровода

Выполнение специальных работ по ликвидации ЧС(Н):

а) на магистральном (внутрипромысловом) нефтепроводе и продуктопроводах:

отключение поврежденного участка трубопровода (выполнение мероприятий по безаварийной остановке скважин кустов);

сбор и доставка специальной техники и оборудования в зону ЧС(Н);

подготовка ремонтной площадки, расстановка техники, обеспечение безопасности соседних коммуникаций и объектов;

обваловка места аварии, оборудование дамб, применение специальных средств локализации нефтеразлива (сорбентов, диспергентов др.):

опорожнение аварийного участка нефтепровода (при длине менее 5 км);

вскрытие нефтепровода и разработка ремонтного котлована при длине дефектного участка менее 15 м;

герметизация полости трубопровода;

размагничивание стыкуемых торцов труб перед сваркой;

Источник

календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении чс образец

К плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях прилагаются:

Приложение 1. Схема возможной обстановки при возникновении чрезвычайной ситуации;

Приложение 2. Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС;

Приложение 3. Решение председателя КЧС объекта на ликвидацию чрезвычайной ситуации;

Приложение 5. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Приложение 1 « Схема возможной обстановки при возникновении чрезвычайной ситуации»

Приложение 1 разрабатывается графически на планах (схемах) объекта экономики. На схеме возможной обстановки отражаются:

— промплощадки промышленного объекта, все здания и сооружения с указанием количества работающих в них;

— основные коммуникации и подъездные пути для подвоза сырья и вывоза продукции;

— склады и открыто расположенные возгораемые материалы;

— трубопроводы на эстакадах с взрыво- и пожароопасными жидкостями и системой пожарного, а также производственного водоснабжения;

— места хранения и использования в производстве АХОВ, их типы и количество;

— зоны возможного поражения и численность людей в этих зонах;

— места массового скопления людей, находящихся в зоне действия поражающих факторов в случае возможной чрезвычайной ситуации;

— вероятные разрушения зданий и сооружений, коммунально-энергетических сетей, пожары, затопления, зоны заражения, которые могут возникнуть при чрезвычайных ситуациях на объекте, а также в результате аварии на соседних потенциально опасных предприятиях;

— пункты размещения запасов материально-технических средств;

— узкие места, которые могут затруднить ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

— место расположения пункта управления предприятия.

Сведения которые невозможно отразить графически, могут даваться на схеме возможной обстановки в виде текста.

Приложение 2 « Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС»

Календарный план основных мероприятий объекта разрабатывается в виде таблицы по указанной форме.

1. При угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий

2. При возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий

Все мероприятия в таблице разбиваются на две группы, соответствующие режимам функционирования объектового звена:

— при угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности);

— при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации).

Перечень, возможные объемы и сроки выполнения мероприятий при угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности)

Для всех типов объектов в календарный план включаются следующие основные мероприятия:

— оповещение и сбор руководящего состава и членов КЧС (в рабочее время 10-15 мин, в нерабочее время 1-2 ч);

— проверка готовности систем связи и оповещения (1-2 мин);

— доклад об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации вышестоящему руководству, органам управления ГОЧС (до 5 мин);

— приведение в готовность формирований объекта (в зависимости от их количества – от 0,5 до 6 ч);

— прогнозирование обстановки (до 30 мин).

Для пожаровзрывоопасных объектов при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в календарный план целесообразно также включить следующие мероприятия:

— приведение в готовность противопожарных формирований (военизированных пожарных частей) – до 5 мин;

— проверка работоспособности систем раннего обнаружения загорания или загазованности, а также систем автоматического тушения очагов возгорания (до 5 мин);

— уточнение маршрутов эвакуации производственного персонала (до 1 ч);

— приведение в готовность пункта управления силами и средствами объекта (в рабочее время – до 15 мин., в нерабочее время – до 6 ч);

— проверка наличия и исправности СИЗ (до 1 ч);

— приведение в готовность спасательных команд (групп) – до 6 ч;

— приведение в готовность медицинского пункта для приема пострадавших (в рабочее время – до 15 мин, в нерабочее время – до 6 ч).

Для химически опасных объектов, учитывая специфику их производственной деятельности, могут планироваться следующие мероприятия:

— проверка работоспособности приборов прогнозирования химической обстановки (в диспетчерском центре и цехах) – до 5 мин;

— проверка средств пожаротушения, систем перекачки АХОВ (до 1 ч);

— перевод постов радиационного и химического наблюдения на круглосуточный режим работы (1-3 ч);

— проверка готовности защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых (до 1 ч);

— проверка наличия и исправности средств индивидуальной защиты (до 30 мин);

— уточнение маршрутов эвакуации производственного персонала и населения, сроков подачи транспорта, готовности автотранспортных предприятий к выделению транспорта (до 3 ч);

— приведение в готовность сводных команд (групп) радиационной и химической защиты, групп радиационной и химической разведки (в рабочее время – до 15 мин, в нерабочее – до 6 ч).

Содержание календарного плана основных мероприятий для объектов здравоохранения зависит от их предназначения. Для объектов лечебно-профилактического профиля (больницы, поликлиники) при угрозе возникновения ЧС целесообразно планировать:

— проверку готовности защитных сооружений к укрытию персонала и стационарных больных;

— оценку состояния подъездных путей, площадок разгрузки пораженных, готовности приемного отделения к интенсивному приему пострадавших (до 30 мин);

— уточнение расчетов перепрофилизации отделений больниц (госпиталей) для приема пораженного населения (до 1 ч);

— уточнение схемы развертывания приемно-сортировочного отделения в зависимости от вида травм (поражений) у возможных пострадавших (до 30 мин);

— уточнение порядка (схемы) эвакуации больницы (поликлиники), маршрутов эвакуации (до 1 ч).

При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации для учреждений санитарно-эпидемиологического профиля в календарный план целесообразно включить:

— мероприятия по усилению наблюдения и лабораторного контроля за зараженностью различных объектов внешней среды;

— противоэпидемические мероприятия, проводимые силами санитарно-эпидемиологических учреждений;

— мероприятия по подготовке приемного отделения к интенсивному приему инфекционных больных;

— мероприятия по оценке состояния подъездных путей, площадок разгрузки инфекционных больных;

— порядок уточнения маршрутов эвакуации персонала учреждения, лабораторных животных.

Дня предприятий торговли и питания, общеобразовательных учреждений, культурно-массовых и спортивных объектов, гостиниц, банков, учреждений центрального аппарата министерств, ведомств и комитетов, то есть объектов непроизводственной сферы, где одновременно может находиться большое количество людей, основными мероприятиями при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации являются:

— оповещение и сбор руководящего состава и членов КЧС объекта (в рабочее время 10-15 мин., в нерабочее время 1-2 ч);

— проверка готовности систем связи и оповещения (до 1-2 мин.);

— доклад об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации вышестоящему руководству, органам управления ГОЧС (до 5 мин.);

— прогнозирование возможной обстановки (до 30 мин.);

— уточнение порядка эвакуации (вывода) персонала и посетителей из зданий (до 30 мин);

— проверка исправности пожарной сигнализации и средств пожаротушения (до 30 мин):

— согласование (при необходимости) мест временного размещения проживающих (для гостиниц);

— уточнение перечня и очередности выноса (вывоза) документов, порядка отключения электроэнергии и газа.

Отдельно при составлении календарных планов основных мероприятий для предприятий торговли и питания, общеобразовательных учреждений и гостиниц, культурно-массовых и спортивных объектов следует выделять мероприятия, планируемые при угрозе взрыва зданий и сооружений.

Практика проведения подобных мероприятий показывает, что в этом случае осуществляется:

— обеспечение обследования здания кинологической группой по поиску взрывного устройства (не позднее 1 ч с момента получения информации о возможном взрыве);

— прогнозирование последствий взрыва, характеристика ущерба, как для самого объекта так и для соседних зданий и сооружений;

— вывод (эвакуация) работников и посетителей (зрителей, жильцов) за пределы здания на безопасное расстояние (до 1-2 ч);

— организация оцепления объекта, регулирования движения, охраны общественного порядка на примыкающей к объекту территории (не позднее 15-20 минут с момента установления факта возможного взрыва или получения информации о нем);

— организация размещения эвакуированных жильцов, проживающих в других гостиницах (для гостиниц).

Перечень, возможные объемы и сроки выполнения мероприятий при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации)

Для всех типов объектов в календарный план включаются следующие мероприятия:

— оповещение и сбор руководящего состава и членов КЧС (в рабочее время – до 15 мин., в нерабочее – до 2 ч.);

— доклад о чрезвычайной ситуации вышестоящему руководству, городским органам управления ГОЧС (до 10 мин);

— приведение в готовность аварийно-спасательных формирований постоянной готовности – до 10-15 мин;

— прогнозирование возможных последствий чрезвычайной ситуации (в течение всего срока ликвидации ЧС);

— отключение коммунально-энергетических сетей (10-30 мин.);

— разведка зоны чрезвычайной ситуации, маршрутов вывода и эвакуации работников объекта из очага поражения (в течение всего периода проведения АСДНР);

— поиск пострадавших и оказание им медицинской помощи (в течение всего периода проведения спасательных работ);

— оцепление зоны ЧС и организация охраны объекта;

— эвакуация пострадавших в медицинские учреждения;

— локализация очагов аварий;

— всестороннее жизнеобеспечение пострадавших рабочих и служащих;

— ведение АСДНР объектовыми и территориальными аварийно-спасательными формированиями (силами).

Мероприятия по локализации чрезвычайной ситуации и проведению АСДНР в календарном плане раскрываются и детализируются в зависимости от типа объекта и численности рабочих и служащих на нем.

На крупных предприятиях управление ликвидацией последствий аварий и катастроф будет осуществляться с пунктов управления. По опыту ликвидации различных ЧС и учений ориентировочные сроки подготовки и принятия управленческих решений могут составлять:

— информирование должностных лиц об обстановке – (5-10 мин);

— отдача предварительных распоряжений – (3-5 мин);

— оценка обстановки – (15-30 мин);

— принятие решения на защиту рабочих, служащих и населения, проведение АСДНР – (20-30 мин);

— доклад решения и данных обстановки вышестоящему руководству – (5-10 мин);

— прогноз последствий чрезвычайной ситуации – (10-15 мин);

— сбор и анализ данных от подчиненных цехов, отделов, подразделений предприятия – (10-15 мин).

Мероприятия, планируемые в режиме чрезвычайной ситуации на химически опасных объектах

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы при аварии на химически опасных объектах должны планироваться и проводиться круглосуточно, посменно, до полного завершения. Их перечень и содержание приведены в целом ряде руководств, наставлений, справочных пособий.

На основе опыта ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах, а также анализа нормативно-правовых документов рекомендуется включать в календарный план основные мероприятия, характерные для ХОО при возникновении ЧС.

Так, например, мероприятия по оповещению и сбору руководящего состава и формирований могут быть следующие:

— оповещение об аварии руководящего состава и работающей смены (до 5 мин);

— доклад о факте аварии с выбросом или выливом АХОВ в управление ГОЧС города (городского района) – до 5 мин;

— сбор руководящего состава, членов КЧС объекта и постановка задач (в рабочее время – до 15 мин, в нерабочее – до 1 ч);

— прогнозирование масштабов и возможного направления распространения облака зараженного воздуха на территории объекта (дежурный диспетчер – до 2-5 мин).

Приведение в готовность формирований РСЧС и постановка им задач:

— дежурному персоналу медпунктов (здравпунктов) – немедленно;

— дежурному подразделению газоспасателей (5-10 мин);

— оперативной группе сводного специализированного отряда (до 30 мин.);

— дежурным электрикам, сантехникам, газосварщикам на отключение сетей (до 5 мин);

— остальным формированиям объекта (3-6 ч).

Для предварительной оценки объемов мероприятий, проводимых в ходе выполнения АСДНР на химически опасных объектах, следует использовать соответствующую методику расчета сил и средств, а также нормативы. Приведенная в приложении методика позволяет разработчикам планов спрогнозировать объем предстоящих аварийно-спасательных работ и отразить полученные данные в календарном плане основных мероприятий.

Такими мероприятиями могут быть:

— постановка жидкостных завес;

— разбавление пролива АХОВ водой;

— обеззараживание пролива АХОВ;

— локализация пролива твердыми сыпучими материалами;

— обвалование пролива АХОВ;

— выжигание АХОВ и зараженного грунта;

— засыпка АХОВ грунтом;

— поиск пострадавших в очаге поражения на территории объекта.

При прогнозировании численности персонала, необходимого для оцепления зоны чрезвычайной ситуации и охраны объекта, разработчикам плана действий рекомендуется использовать следующие основные положения:

— для оцепления зоны чрезвычайной ситуации назначаются посты, дозоры, а в некоторых случаях редкие цепочки;

— на остальных направлениях назначаются патрули, посты, дозоры.

При расчете их численности используются следующие нормативы:

— редкие цепочки выставляются из расчета более 2 м на человека;

— посты численностью 2-3 человека назначаются для прикрытия рубежа длиной до 300 м ;

При этом резерв предусматривается до 15 % от расчетной численности личного состава, необходимого для организации оцепления.

Объем мероприятий по жизнеобеспечению пострадавших рабочих и служащих, а также населения прилегающих жилых районов разработчики плана могут определить с помощью соответствующих нормативов.

Для прогнозирования объемов и сроков проведения санитарной обработки личного состава формирований и населения (в случае необходимости) разработчики плана должны рассчитать ориентировочную пропускную способность санитарно-обмывочного пункта (СОП), разворачиваемого на объекте.

Мероприятия, планируемые в режиме чрезвычайной ситуации на пожаровзрывоопасных объектах

На нефтеперерабатывающих заводах, нефтехранилищах дополнительно в календарный план целесообразно включать следующие мероприятия:

— охлаждение водой стенок горящего резервуара;

— откачка горючего из аварийного резервуара;

— охлаждение водой соседних резервуаров;

— разведка водоисточников, определение их пригодности к использованию;

— охрана магистральных рукавных линий;

— организация питания личного состава пожарных подразделений (при продолжительности работы более 5 часов).

Для взрывоопасных объектов на случай возможного разрушения промышленных зданий в календарный план целесообразно включать следующие мероприятия:

— поиск пострадавших, оказание им первой медицинской и врачебной помощи;

— извлечение пострадавших из-под завалов разрушенных зданий и сооружений;

— эвакуацию пострадавших из зоны чрезвычайной ситуации;

— проделывание проездов в завалах к объектам проведения АСДНР;

— обрушение или укрепление конструкций разрушенных зданий, угрожающих обрушением.

Мероприятия, планируемые в режиме чрезвычайной ситуации для объектов непроизводственной сферы

Для данных типов объектов в календарный план целесообразно включать следующие основные мероприятия:

— оповещение персонала, сбор руководящего состава и членов КЧС (в рабочее время – до 15 мин., в нерабочее – до 2 ч);

— доклад о факте чрезвычайной ситуации вышестоящему руководству, городским (районным) органам управления ГОЧС (до 10 мин.);

— прогнозирование возможных последствий чрезвычайной ситуации (в течение всего периода ликвидации ЧС);

— отключение коммунально-энергетических сетей (10 – 30 мин.);

— оказание пострадавшим первой медицинской помощи (в течение всего периода проведения спасательных работ);

— вывод персонала объекта за пределы зоны чрезвычайной ситуации.

Дополнительно в календарный план могут быть включены мероприятия, выполнение которых обусловлено спецификой объекта.

На малых объектах торговли и питания (кафе, закусочные, магазины, сбербанки и другие) объем завалов в результате взрывов может быть спрогнозирован по методике, представленной в приложении 3 или по табл. П.8.1 (приложение 8). Количество пострадавших может быть принято равным максимальному среднесуточному количеству посетителей (покупателей, клиентов) и обслуживающего персонала.

Здания крупных объектов торговли и питания (супермаркеты, торговые центры), банков, офисов, стадионов и дворцов спорта при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с взрывом, могут быть разрушены частично. В таких случаях объемы завалов следует принимать максимально возможными, т.е. равными 50 % от объемов при полном разрушении зданий.

Мероприятия, планируемые в режиме чрезвычайной ситуации на объектах здравоохранения

Содержание мероприятий календарного плана зависит от профиля и предназначения объекта здравоохранения, а также от задания, выдаваемого больнице (поликлинике), в котором определяется конкретно степень участия учреждения в составе службы медицины катастроф при оказании помощи населению в чрезвычайных ситуациях.

Разработчики календарного плана основных мероприятий больницы (поликлиники) должны отразить в нем:

— очередность и сроки развертывания (перепрофилизации) функциональных отделений;

— объем и сроки проведения эвакуации больницы (в случае необходимости);

— мероприятия по материально-техническому и транспортному обеспечению работы больницы (поликлиники);

— сроки приведения в готовность медицинских и других формирований (исходя из реальных возможностей по оповещению и сбору персонала).

При разработке календарного плана в больнице (поликлинике) разработчики должны помнить, что при планировании приема пораженных АХОВ перепрофилированию подлежат терапевтические отделения, а травматических пораженных – хирургические отделения. Запас противогазов, респираторов, аптечек индивидуальных, йодистого калия и других медицинских средств индивидуальной защиты создается больницей на весь персонал и на 10 % от численности больных (штатных коек).

При планировании мероприятий в поликлинике рассматриваются те же вопросы, что и в календарном плане больницы, за исключением госпитализации пораженного населения, если поликлиника не имеет задания на развертывание временного стационара.

Особенностью разработки календарного плана основных мероприятий учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора является детальное проведение расчетов, характеризующих организацию работы объекта в эпидемических очагах (ведение разведки очага, индикация источников заражения, экстренная и специфическая профилактика и другие).

Для станций переливания крови основными показателями для составления календарного плана являются потребности лечебных учреждений при возникновении ЧС в крови, ее компонентах и препаратах (исходя из перепрофилирования). С этой целью дополнительно прилагаются расчеты потребности лечебных учреждений в трансфузионных жидкостях и нормативы потребности в крови, ее компонентах и препаратах для лечения одного пораженного (с острой лучевой и ожоговой болезнью, травматическими повреждениями и комбинированными поражениями).

Последовательность разработки календарного плана основных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций

Подбираются ранее рассмотренные мероприятия, выполняемые на объекте при угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности). При этом в календарный план заносятся мероприятия, характерные как для всех типов объектов, так и для потенциально опасных.

Более трудоемкой является отработка второй части календарного плана: при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации).

Подбираются ранее рассмотренные мероприятия, характерные для всех типов объектов (оповещение и сбор руководящего состава, доклад о ЧС и т.д.). Далее выбираются мероприятия, характерные для потенциально опасных объектов. Продолжительность выполнения части из этих мероприятий определена. Для остальных мероприятий продолжительность выполнения и объемы определяются с помощью соответствующих методик и нормативов.

Зная содержание мероприятий, их объем, продолжительность выполнения и ответственных исполнителей, заполняем календарный план основных мероприятий.

Вариант оформления приложения 2 «Календарный план основных мероприятий ПО «Химпром» при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций»

1. При угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий

Оповещение и сбор руководящего состава и членов КЧС:

Проверка работоспособности приборов химической разведки (в диспетчерском центре)

Проверка исправности средств пожаротушения, систем перекачки АХОВ

Мастера цехов, отв. за ПБ

Перевод постов химического наблюдения на круглосуточный режим работы

Проверка готовности защитных сооружений

Уточнение маршрутов эвакуации персонала объекта и населения прилегающих кварталов

Председатель эвакокомиссии объекта

Приведение в готовность аварийно- спасательных формирований объекта:

аварийно-технической команды группы связи

начальник штаба ГОЧС

Приведение в готовность ПУ объекта

Начальник штаба ГОЧС

2. При возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий

Оповещение и сбор руководящего состава и членов КЧС:

Оповещение работающей смены, вышестоящего руководства, оперативного дежурного, управления ГОЧС города

Деж. диспетчер. директор, нач. штаба ГОЧС

Прогноз масштабов возможного распространения облака заражения АХОВ

Приведение в готовность:

дежурных фельдшеров медпункта дежурной группы газоспасателей команды РХЗ

деж. электриков, слесарей по ремонту и обслуж. газовых, водопроводных и канализационных сетей

Дежурный диспетчер Директор

Поиск, вынос пострадавших и оказание им первой медицинской помощи

Ком. спас. подразделений

Разведка очага поражения, маршрутов вывода и эвакуации из зон заражения

Постоянно до ликвидации аварии

Локализация очага заражения:

постановка водяной завесы

разбавление пролива хлора водой нейтрализация водного раствора

Проведение санитарной обработки личного состава формирований

Приложение 3 «Решение председателя КЧС объекта на ликвидацию ЧС»

Решение председатель КЧС объекта принимает на основе уяснения задачи, оценки обстановки и проведенных расчетов.

В решении он определяет:

— задачи привлекаемым силам и средствам;

— вопросы взаимодействия и обеспечения;

— организацию управления (место пункта управления, сигналы управления и др.).

Основу решения составляет замысел действий, в котором определяются:

— направления (участки) сосредоточения основных усилий;

— последовательность (этапы) и способы выполнения задач;

— распределение сил и средств усиления по участкам (объектам) работ и сменам.

Решение председателя КЧС объекта на ликвидацию чрезвычайной ситуации оформляется графически на плане (схеме) объекта экономики.

На плане (схеме) отражаются:

— химически, пожаровзрывоопасные предприятия, учреждения, организации, расположенные в.близи территории объекта;

— возможные масштабы и характер пожаров, завалов, затоплении, заражений (загрязнений);

— распределение сил и средств объектового звена и территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— пункты управления объектового звена, оперативных групп территориальной подсистемы РСЧС и формирований, привлекаемых к проведению АСДНР;

— районы (участки) проведения АСДНР;

— маршруты эвакуации и выхода работников из зон чрезвычайных ситуаций;

— места сбора рабочих и служащих, подлежащих эвакуации, а также другие необходимые данные.

Положение, задачи и действия сил ликвидации чрезвычайных ситуаций наносятся на план (схему) условными знаками в соответствии с действительным их положением на местности и располагаются по направлению их действий в зонах чрезвычайных ситуаций. На маршруте выдвижения силы наносятся один раз в начале маршрута. Все промежуточные положения изображаются на маршруте с обязательным указанием времени. При разделении группировки сил после совместного следования на несколько групп на маршрутах от точки разделения наносятся условные знаки или сокращенные обозначения отделившихся сил и средств с указанием их числа и элементов движения.

Фактическое положение и действия сил, привлекаемых к проведению АСДНР, наносятся установленными условными знаками сплошной линией; предполагаемые и планируемые действия, а также строящиеся (ремонтируемые) дороги и другие сооружения обозначаются прерывистыми линиями (пунктирами).

При нанесении на план (схему) нескольких положений группировок сил ликвидации ЧС, соответствующих разным моментам времени, условные знаки дополняются пунктирными, штриховыми и другими фигурными линиями или разноцветной подтушевкой. Время, к которому относится положение, указывается под наименованием формирования внутри основного знака или рядом с ним.

Разграничительные линии наносят между группировками сил и средств, работающих на различных участках ведения АСДНР. Положение разграничительных линий определяется зданиями и сооружениями (местными предметами), заключенными в дугу (часть окружности). Дуга разграничительной линии наносится у здания или сооружения (местного предмета) таким образом, чтобы воображаемая линия включала или исключала данное здание, сооружение или местный предмет.

Пункты управления обозначаются так, чтобы вертикальная линия условного знака (флажка) у основания упиралась в точку его нахождения на местности (при нанесении на план совмещенных пунктов управления фигуры их условных знаков должны располагаться сверху вниз по старшинству). С учетом специфики предприятия и местных условий к решению может прилагаться пояснительная записка, з которой отражаются пояснительные таблицы, необходимые расчеты и графики. Далее приводятся варианты пояснительных таблиц и графика выполнения работ. Решение подписывается председателем КЧС и начальником штаба (отдела, сектора) ГОЧС и утверждается руководителем предприятия.

Вариант оформления приложения 3

председателя КЧС объекта на ликвидацию чрезвычайной ситуации

Характеристика зон возможного заражения АХОВ (вариант)

Объекты, использующие АХОВ

Наименование и количество АХОВ, т

Площадь зоны возможного заражения, км. кв.

Количество рабочих и служащих, которые могут оказаться в зоне ЧС. тыс. чел.

Основные показатели экстренной эвакуации рабочих и служащих предприятия в случае аварии с АХОВ (вариант)

Границы зон возможного заражения

Время подхода зараженного воздуха, мин

Время подачи транспорта, мин

Количество транспорта, ед

Откуда подается транспорт

Куда эвакуируются люди

Затраты труда и машинного времени

Принятый состав расчета спасателей. чел

Продолжительность выполнения, ч

1. Выполнение вспомогательных работ:

-установка компрессорной станции

2. Дробление крупных обломков пневмоинструментом

3 Резка арматуры и металлических конструкций в завале-

4. Извлечение крупных обломков лебедкой

5. Извлечение мелких обломкое вручную

Приложение 4 «Расчет сил и средств объектового звена РСЧС и привлекаемых сил для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий»

Приложение 4 к плану действий разрабатывается начальником штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС и ежегодно уточняется по состоянию на 1 января текущего года.

Данное приложение включает в себя две таблицы. Первая таблица называется «Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий по ликвидации ЧС», вторая – «Состав КЧС и штаба (отдела, сектора) ГОЧС». В первой таблице отражается: наименование аварийно-спасательных формирований, включенных в группировку сил РСЧС объекта экономики; назначение этих формирований, численный состав формирований; техническая оснащенность; место дислокации, способ их оповещения.

В данной таблице отражаются как собственные формирования объекта экономики, так и дополнительно привлекаемые к проведению АСДНР силы и средства городской подсистемы РСЧС.

Для определения количества аварийно-спасательных формирований на объекте экономики начальником штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС производится расчет их потребности. Расчет потребных сил и средств для проведения АСДНР производится на основе прогнозирования возможной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Во второй таблице «Состав КЧС и штаба (отдела, сектора) ГОЧС» излагается полный состав комиссии по чрезвычайным ситуациям и штаба ГОЧС объекта. Данная таблица заполняется по форме: ФИО членов КЧС и работников штаба ГОЧС, их занимаемая должность, место нахождения на службе, номера служебных и домашних телефонов, а также указываются другие возможные виды связи.

Приложение 4 к плану действий объекта подписывает начальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС.

Вариант оформления приложения 4

Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий по ликвидации ЧС

Наименование аварийно-спасательных формирований

Состав формирований, чел

Аварийно-техническая группа, в ней:

Выполнение работ по ликвидации аварий и ЧС

Специальное аварийное звено

Локализация и ликвидация аварий с выбросом аммиака

Противогазы с коробками кд, костюмы Л – 1. Аппараты 4СВ, газоанализатор «Колион»

Ликвидация аварий на электросетях

Противогазы с коробками КД, электротехнический инструмент

Звено коммунальных сетей

Ремонтно-восстановительные работы на коммунальных сетях

Комплект сантехника, газосварочный аппарат, самосвал

Цех котельных установок

Проделывание проходов, проездов в завалах, обеспечение спасательных работ в завалах

Бульдозер, экскаватор, автопогрузчик – 2 шт., самосвал

Звенья аварийно-спасательных работ

Спасение пострадавших из-под завалов, извлечение из заваленных ЗС

14 (по 7 чел. в звене)

Сварочный аппарат – 2 шт.. спасательный инструмент по табелю

Тушение пожаров, постановка водяных завес, дегазация объектов

Пожарный автомобиль, пожарный насос, пожарное имущество по табелю

Охрана и патрулирование территории при возникновении ЧС

Отдел сторожевой охраны

Имущество по табелю

Вывод персонала и оцепление зоны ЧС

Имущество по табелю

Оказание пострадавшим медицинской помощи

Носилки и сумки санитарные, медицинское имущество

Оказание медицинской помощи при ЧС с большим количеством пострадавших

Носилки и сумки санитарные, медицинское имущество

Убежище, компрессорный цех

Звено по обслуживанию убежищ и укрытий

Подготовка убежища к приему укрываемых и их прием

Имущество по табелю

Оповещение рабочих и служащих при угрозе или возникновении ЧС

Громкоговорящая связь, сирены, телефоны

Организация связи при проведении АСДНР

Ведение радиационной химической разведки

Приборы ДП-5, ВПХР, газоанализаторы

Наблюдение за радиационной и химической обстановкой при авариях

Выдача средств индивидуальной защиты при угрозе и возникновении ЧС

Средства индивидуальной защиты

Состав КЧС и штаба (отдела, сектора) ГОЧС (вариант)

Место нахождения на службе

Иванов Иван Иванович

Петров Петр Васильевич

Заместитель председателя КЧС

Заместитель директора по производству

Сидоров Иван Николаевич

Начальник штаба ГОЧС

Начальник штаба ГОЧС

Ерофеев Игорь Петрович

Начальник службы энергоснабжения

Васильев Степан Егорович

Начальник медицинской службы

Федоров Иван Петрович

Начальник службы убежищ и укрытии

Степанов Федор Федорович

Начальник службы ООП

Заместитель директора по режиму

Михайлов Николай Петрович

Начальник противопожарной службы

Начальник пожарной части

Кошкин Сергей Степанович

Начальник службы связи

Прохоров Иван Иванович

Начальник службы МТО

Заместитель директора по МТС

Председатель КЧС_______________________ Иванов И. И

Начальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС__________Сидоров Я. Н

Приложение 5 «Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварии, катастроф и стихийных бедствий»

В приложении 5 плана действий разработчиками должны быть показаны схемы:

1) управления аварийно-спасательными и другими неотложными работами на объекте;

2) оповещения рабочих, служащих и населения прилегающих жилых кварталов при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;

3) организации связи при проведении АСДНР на объекте.

В зависимости от типа объекта и его организационно-правовой формы содержание схем по объему и уровням подчиненности будут различными. Однако алгоритм их отработки будет примерно одинаков.

На схеме управления аварийно-спасательными и другими неотложными работами необходимо отразить взаимоотношения должностных лиц предприятия и его структурных подразделений, а также порядок функционально-технических связей, возникающих в процессе управления АСДНР на объекте.

Независимо от типа предприятия, его организационно-правовой формы и количества работающего на нем персонала, на схеме должны быть показаны: вышестоящие территориальные и ведомственные (функциональные) координирующие органы (КЧС города или городского района, министерства, ведомства), руководитель (директор) и КЧС объекта, дежурно-диспетчерская служба объекта, аварийно-спасательные формирования постоянной готовности и службы ГО объекта (в случае их отсутствия – структурные подразделения объекта).

В зависимости от возможностей объекта в схему включаются имеющиеся на объекте формирования постоянной готовности (дежурные караулы военизированных пожарных частей, газоспасательные отделения, группы), дежурные расчеты коммунально-энергетических служб объекта и их формирования (разведывательные группы, звенья, санитарные дружины и посты, аварийно-технические команды и другие), формирования общего назначения (сводные спасательные команды и другие).

На схеме оповещения рабочих, служащих и населения прилегающих жилых районов при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации разработчики плана действий должны отразить организационно-техническое построение системы оповещения объекта, аппаратуру оповещения, каналы и линии связи, обеспечивающие функционирование этой системы.

Для каждого объекта целесообразно отработать отдельно схему оповещения при возникновении ЧС как на территории самого объекта, так и вне его, последствия которой могут угрожать жизни и здоровью рабочих и служащих.

На объектах экономики, использующих в производстве и хранящих АХОВ, устанавливаются локальные системы оповещения. По этим системам сигналы и речевая информация должны доводиться до рабочих и служащих в производственной зоне, а также до населения в жилом секторе (в радиусе до 2,5 км ) с рабочего места диспетчера.

На объектах экономики с малой численностью работающих (50 человек и менее) в цехах и отделах схему оповещения целесообразно отрабатывать в виде таблицы по следующей форме.

При разработке схемы организации связи при проведении АСДНР на объекте разработчики плана действий должны помнить и учитывать следующие особенности организации связи в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Председатель КЧС города (городского района) руководство ликвидацией ЧС осуществляет, как правило, с подвижного пункта управления через подвижные узлы связи. Для связи с местом проведения АСДНР на объекте используются средства связи формирований, объекта и служб ГО.

Прямая связь с председателем КЧС города (городского района) обеспечивается по проводной сети, средствами радио и радиорелейной связи. Служба оповещения и связи объекта обеспечивает выход на производственную АТС. В случае разрушения ПАТС, для организации выхода пунктов управления на городскую телефонную сеть связи, служба связи ГО города (района) своими силами прокладывает кабель к ближайшему распределительному шкафу городской телефонной сети связи и связь организуется по параллельной системе с правом внеочередного ведения переговоров.

Порядок оформления графических и текстовых документов приложений к плану действий

При оформлении приложений к плану действий необходимо пользоваться ГОСТ Р 42.0.03-2016 «Гражданская оборона. Правила нанесения на карты прогнозируемой и сложившейся обстановки при ведении военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций». [1]

Приложения к плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта разрабатываются в виде графических и текстовых документов.

Графические документы должны быть наглядными, легко читаться, обеспечивать возможность быстрого размножения и доведения (передачи) их до исполнителей.

Отображаемую на них обстановку необходимо наносить четко, без лишней раскраски и детализации, не забивая топографической основы планов.

Для разработки графических приложений планы (схемы) объектов выбираются такого масштаба, чтобы обеспечить возможность нанесения необходимых данных в соответствии с прогнозируемой обстановкой и их можно было бы читать без пояснений. Если без пояснений обойтись нельзя, то на плане (схеме) могут помешаться справочные данные.

Для нанесения на план (схему) возможной обстановки или элементов решения используются специальные условные знаки. С их помощью не только отображается обстановка, но и передаются ее качественные и количественные характеристики, показывается положение сил и средств объекта, характер действий, цель действий и способы ее достижения. Если при этом возникает необходимость ввести не установленный условный знак, то он обязательно поясняется в отметке «Условные обозначения», размещаемой, как правило в правом нижнем углу этого документа.

При разработке и ведении графических документов плана действий используются следующие основные цвета.

Красным цветом наносятся:

— положение, задачи и действия аварийно-спасательных формирований общего назначения, разведки и служб – медицинской, противопожарной, охраны общественного порядка, материального обеспечения, а так же их пункты управления, разграничительные линии и пожарная обстановка;

— положение, задачи и действия привлекаемых к проведению ЛСДНР соединений, воинских частей и подразделений войск ГО (кроме подразделений связи, инженерных, радиационной, химической и биологической защиты).

Черным цветом наносятся:

— положение и действия формирований служб – оповещения и связи, инженерной, аварийно-технической, автотранспортной, автодорожной, радиационной и химической защиты, технического обеспечения и их пункты управления;

— положение, задачи и действия привлекаемых соединений, воинских частей и подразделений войск ГО (подразделений связи, инженерных, радиационной, химической и биологической защиты);

— нумерация и наименование формирований, соединений, частей и подразделений;

— пояснительные записи за привлекаемыми силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Синим цветом наносятся:

— зоны полных, сильных, средних и слабых разрушений, образующиеся при чрезвычайных ситуациях со взрывами;

— степени разрушения зданий и сооружений (полная, сильная, средняя и слабая) при техногенных авариях и стихийных бедствиях;

— очаги аварий при выбросе или выливе АХОВ;

— участки подтопления и зоны катастрофического затопления, зоны возможного распространения смерчей, водоисточники.

Желтым цветом наносится:

— внутренняя площадь условного знака зоны химического заражения, химически опасного объекта, объекта газопереработки и хранилища АХОВ.

Коричневым цветом наносятся:

— внутренняя площадь завалов разрушенных зданий и сооружений, заваленных проездов и проходов;

— районы обсервации и карантинных мероприятий при возникновении очагов эпидемий;

— зоны возможных разрушительных землетрясений;

— дороги и колонные пути.

Для выполнения надписей на графических документах (заголовков, грифов, подписей и др.) используется прямой шрифт. Размеры шрифтов, определяются в зависимости от геометрических размеров графических документов. На графических документах, как правило, применяется три размера шрифта:

N 1 – для оформления заголовка. Размеры его строчных букв определяются как 1,5 – 2 % от размера документа по вертикали;

N 2 – для оформления наименования должности, подзаголовков и слов «УТВЕРЖДАЮ» и «СОГЛАСОВАНО». Размеры букв должны соответствовать 1/2 от размеров строчных букв шрифта N 1;

N 3 – для оформления остальных текстовых реквизитов, размеры строчных букв должны составлять 1/3 от размеров строчных букв шрифта N 1.

Для выполнения надписей наименований формирований РСЧС на графических документах используют общепринятую аббревиатуру.

Оперативные документы пишутся в утвердительной форме, кратко, четко и однозначно, соблюдая все общепринятые правила. В них могут производиться ссылки на директивы или приказы. В этих случаях рекомендуется ставить дату, месяц и год издания директивы (приказа), а далее номер директивы (приказа).

В текстовых оперативных документах цифровой материал оформляется, как правило, в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь заголовок. Заголовок и слово «Таблица» начинаются с прописной буквы. Заголовок не подчеркивается.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью, над другими частями пишут слово «Продолжение».

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки или графы таблицы выходят за формат листа, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется ее головка, во втором случае – боковик.

Если повторяющийся в графе таблицы текст состоит из одного слова, его допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводятся, то в ней ставится прочерк.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *