календарный план в доу по фгос образец
Алгоритм составления календарного плана воспитателя ДОУ
Масесьянц Елена
Алгоритм составления календарного плана воспитателя ДОУ
2. Список детей группы
3. План работы с родителями
4. Расписание сетки занятий на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.4.1.3049-13)
5. Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)
6. Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
7. Планирование самостоятельной деятельности детей
8. Планирование гимнастик
9. Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки + мероприятия по безопасности (методическое пособие «Здоровье детей – забота общая»)
10. Рекомендации специалистов
План работы с родителями
Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.
Работа может быть расписана в различных формах проведения:
консультации (индивидуальные, групповые,
эпизодические беседы с родителями,
клубы по интересам,
развлечения и досуги,
участие родителей в общественной жизни группы и прочее.
Сколько мероприятий планировать, это каждый сам определит. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения.
Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
Утренний отрезок времени.
Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений.
Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.
Для оптимизации планирования целесообразно иметь в группе ритуалы (на каждый день или на неделю, месяц).
Перечислим основные «необходимости»каждого дня:
индивидуальный диалог с каждым ребенком;
совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);
чтение или рассказывание;
дидактические упражнения, развивающие игры;
наблюдения (в группе, на воздухе);
психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;
труд (различные виды);
Дополнительно в группе могут возникнуть еще другие ритуалы.
Зная их перечень, педагог, во-первых, не упустит основных доминант в работе с ребятами, во-вторых, сможет планировать совместную деятельность достаточно кратко, указывая основное содержание. При этом педагог находится в партнерской позиции с ребенком.
Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно)расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.
Фрагмент перспективного плана работы воспитателя с детьми подготовительной группы «Книги и библиотека» Фрагмент перспективного плана по теме: «Книги и библиотека» Подготовительная группа Ознакомление с окружающим Обогащение игрового опыта.
Разработка фрагмента календарного плана одного рабочего дня Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №126» г. Нижний Новгород 2015 г. Разработка фрагмента календарного.
Разработка фрагмента календарного плана одного рабочего дня в средней группе. Наименование темы: «Загадки с грядки» Цели: Расширять и уточнять представления детей об овощах и фруктах, их отличительных особенностях: форме, цвете, месте их произрастания.
Разработка календарного плана на один день «Дикие животные» 2 младшая группа. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Группа 2 младшая Тема: «Братья наши меньшие», «Дикие животные» Задачи: Обогащать знания.
Разработка календарного плана на один день «Мой город». Старший возраст Разработка фрагмента календарного плана на тему «Мой город». (старший возраст) Макарова Ольга Анатольевна воспитатель МБДОУ д/с №32.
Разработка календарного плана на один день в соответствии с ФГОС на основе комплексно-тематического планирования Разработка календарного плана на один день в соответствии с ФГОС на основе комплексно-тематического планирования. II младшая группа Тема:.
Консультация для воспитателей «Технология построения календарного планирования» Технология построения календарного планирования нерегламентированных видов детской деятельности в средней группе МДОУ д/с «Сказка» Понедельник.
Календарный план воспитательно-образовательной работы в ДОУ: формы заполнения
Елена Федянина
Календарный план воспитательно-образовательной работы в ДОУ: формы заполнения
Вопрос планирования постоянно интересует воспитателей. Ведь планирование педагогического процесса в группе — дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания.
План должен быть на каждую группу. Основное различие в планах разных возрастных групп — в программном материале, в методике ведения работы (количество и длительность занятий, приемы обучения и прочее).
На чем же основывается написание календарного плана?
1. Циклограмма
Расписание всех проводимых мероприятий, режимных моментов в день без описания цели, методов проведения, задач и т. д.
2. Перспективный план, который предлагает нам программа ДОУ, разработанная на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Перспективный план учебно-воспитательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления учебно-воспитательного процесса.
3. Комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
Планирование работы по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
В комплексно-тематическом построении образовательного процесса предполагается выделение ведущей темы дня, недели или месяца. Тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной форме.
Ребенок «проживает» тему в разных видах детской деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) Реализация темы в комплексе разных видов деятельности вынуждает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя. Но комплексно- тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает.
При написании календарного плана воспитательно–образовательной работы мы отражаем утренний отрезок времени, первую и вторую половину дня, прогулку и работу с родителями.
ФГОС ДО рекомендует планировать образовательную работу, охватывая следующие образовательные области:
План работы воспитателя может быть перспективным (на месяц, квартал,календарным (на неделю, каждый день, перспективно-календарным.
Используются различные формы написания планов: текстовая, планшет (карманчиковая, текстовая с использованием картотеки, схематично-блочная, в виде циклограммы, план-схема и т. д.
Педагоги могут самостоятельно выбрать форму плана. Тем не менее целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана.
По желанию педагога перспективный план составляется на месяц либо на квартал. Как правило, на месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения, занятия и др.
В перспективном плане могут быть отражены:
2. Список детей по подгруппам.
4. Виды детской деятельности: общение, физкультурно-оздоровительная работа, игровая деятельность, организованные занятия, познавательная практическая деятельность, художественная деятельность, элементарная трудовая, индивидуальная работа с детьми, работа с родителями, перспективы.
Календарный план предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день.
Составление воспитателем и перспективного, и календарного планов позволяет избежать многих недостатков планирования, но перегружает воспитателей, так как в этом случае им приходится вести два плана.
Перспективно-календарное планирование предусматривает:
1. Взаимосвязь основных видов деятельности детей (игра, труд, обучение и др.)
2. Реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц.
3. Преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы.
4. Систему индивидуальной работы с конкретными детьми – непосредственно после проведенного занятия, игры, труда.
5. Запись наблюдений в план накануне или в тот же день.
При использовании такого вида написания плана следует определить дни проведения итоговых занятий, бесед, экскурсий, комплексных занятий.
Структура плана образовательной работы такова:
темы месяца планируются с учетом возраста детей, сезонных явлений, традиционных событий, праздников, мероприятий.
Работа по взаимодействию с семьей планируется в соответствии с годовым учебным планом, на один месяц.
Содержание образовательной работы распределяется по пяти образовательным областям следующим образом:
Наименование образовательной области
Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
планирование организованной образовательной деятельности
При таком подходе к написанию плана воспитательно – образовательной работы следует в ежедневном плане отражать утренний отрезок времени, первую и вторую половину дня, прогулку.
Планирование утреннего отрезка времени:
— труд в уголке природы;
— повседневный труд (дежурства);
— занятия по интересам.
— игровая деятельность детей;
— исправление и воспитание у детей правильного звукопроизношения;
— развитие устной речи и выработке правильной интонации;
— стимулирование двигательной активности и др.
— индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.
Планирование прогулки:
— работа с родителями
— сюжетно – ролевые игры;
Первая половина дня:
— художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения)
— дежурства (но, если вводится новый вид дежурства, то эта работа отражается в календарном плане).
— труд по самообслуживанию
— занятия по интересам.
— игровая деятельность детей;
— совместная деятельность воспитателя с детьми;
— праздники, досуги, развлечения
— специально организованная деятельность
— виды индивидуальной работы (а сама индивидуальная работа с указанием фамилий детей вписывается в план после проведения занятия, игры или труда).
Вторая половина дня:
— повседневный труд (дежурства);
— занятия по интересам.
— игровая деятельность детей;
— художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения)
— совместная деятельность воспитателя с детьми;
— сюжетно – ролевые игры;
— работа с родителями.
Планирование в летний период. Так как летний период в ДОУ носит оздоровительный характер, то и все мероприятия, проходящие в период летних каникул, направлены на укрепление и поддержку детского организма, и развитие познавательных интересов. Соответственно и на летний период составляются перспективные планы со всеми режимными моментами не содержащие занятий математики, развития речи и др. (игры, развлечения, физкультурные праздники, олимпиады, спектакли и мн. др.)
Как правило, последовательность составления планов – сверху вниз. Сначала составляется план работы на год, затем тематическое планирование, затем на основе первых двух – планирование специалистами и воспитателями.
Спасибо за внимание.
Календарный план воспитательно-образовательной деятельности (сентябрь) 1 сентября – понедельник Утро: Приветливо встречаем детей и их родителей. Прием и осмотр детей в группе. Учить детей здороваться со сверстниками.
Календарный план воспитательно-образовательной работы на 24 декабря (средняя группа) Каникулярный режим. День недели: 24 декабря – понедельник. Утро: Групповая, подгрупповая: Утренняя гимнастика комплекс № 1 с платочком.
Календарный план воспитательно-образовательной работы на 25 декабря (средняя группа) День недели: 25 декабря – вторник. Утро: Групповая, подгрупповая: Утренняя гимнастика комплекс №1 с платочком. Дидактическая игра «Где чей.
Календарный план воспитательно-образовательной работы средней группы на 10 декабря Тема: «Новый год». Цель: Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативный, трудовой, познавательно-исследовательской,.
Календарный план воспитательно-образовательной работы в средней группе на 11 декабря День недели: 11 декабря – вторник. Утро: Групповая, подгрупповая: Утренняя гимнастика комплекс № 34 с флажками. Дидактическая игра «Опиши.
Календарный план воспитательно-образовательной работы в средней группе на 12 декабря День недели: 12 декабря – среда. Утро: Групповая, подгрупповая: Утренняя гимнастика комплекс № 34 с флажками. Беседа «Зачем зайчику другая.
Нетрадиционные формы работы с родителями (календарный план) Авилова Татьяна Ивановна – воспитатель высшей квалификационной категории № п/п Формы работы Цели и задачи Периодичность 1. Родительские.
Перспективный план воспитательно-образовательной работы (окончание) Август. 1 неделя. Понедельник. День насекомых. Беседа о насекомых. Чтение художественной литературы «Как муравьишко домой спешил» В. Бианки,.
План воспитательно-образовательной работы на неделю «В гостях у сказки» Структурное подразделение, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское.
План воспитательно-образовательной работы. Средняя группа. Тема: «Зимние забавы» Образовательная деятельность в режиме дня и самостоятельная деятельность 1 половина дня Утро 1. Дидактическая игра.
Требования к написанию календарного плана
Методички Педсовета
Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ. План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития воспитанников.
План — это, прежде всего, целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.
Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.
План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.
План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.
Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе.
Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.
Календарный план — это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.
В плане отражаются конкретные задачи воспитательно-образовательной работы, основные виды деятельности и способы их организации, средства решения поставленных задач на конкретный отрезок времени.
Основная цель планирования — обеспечение выполнения Программы детского сада.
К планированию календарного плана предъявляются определённые педагогические требования:
Помимо педагогических существуют требования к оформлению плана:
При написании плана на неделю указывается:
Планирование учебных занятий:
По изодеятельности:
Планирование прогулки:
Прогулка обязательно должна проводиться в любую погоду. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса:
П.11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий.
При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.
Содержание прогулки должно соответствовать физиологическим, педагогическим требованиям во всех возрастных группах. При организации прогулки большую роль играет наличие и состояние участков каждой группы, их планировка и благоустроенность.
Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.
Есть общепринятая структура прогулки.
Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.
Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.
Существует различные виды прогулки:
Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
Комбинированная, состоящая из двух частей:
Пять видов тематических прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки — трудовые акции.
Рассмотрим прогулки каждого вида.
Прогулки — походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок две-три в год. Если проводить их чаще, то эти прогулки могут утратить свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.
Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности. Формы организации могут быть разнообразными и вариативными, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации воспитанников к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду.
Прогулка-событие посвящается определенной теме (Дню космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер восприятия определенной темы. Прогулки данного вида способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.
Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При организации подобных прогулок разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой. Правильно организованные спортивные прогулки оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в ходе проведения таких прогулок делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни.
В прогулках — трудовых акциях преобладают трудовые поручения, воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд на природе — это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.). На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы — это результат совместного труда всех.
Наблюдение (тема, цель, художественное слово, вопросы).
Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10–15 минут.
Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень.
Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности.
Таким образом в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.
При организации любых видов наблюдений должно быть обязательно использовано художественное слово:
С приметами начинают знакомить со средней группы.
Виды наблюдений:
ОВД (основные виды движений)
При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.
Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Напомню, общая длительность игры составляет 7-10 минут.
В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения).
В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие).
Индивидуальная работа по физвоспитанию
У которых есть проблемы в освоении основных движений
Подвижная игра.
Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.
Количество подвижных игр — от одной до четырех. При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время — с бегом, метанием, прыжками.
Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).
Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.
Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.
Индивидуальная работа (вид деятельности, цель, с кем проводится).
Самостоятельная деятельность детей (выносной материал)
Трудовая деятельность (вид труда: ручной труд, поручения, — кому, цель; коллективный, хозяйственно-бытовой, труд в цветнике — тема, цель)
Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе, должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.
Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.
Индивидуальная работа должна планироваться по разделам программы.
Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые.
II половина дня.
Во вторую половину дня деятельность детей разнообразна. Нужно дать детям возможность реализовать то, чо им понравилось за день. В это время отводится для различного рода игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных, настольно-печатных). При планировании игр указывается: вид, тема игры, оборудование (театрализованные и сюжетно-ролевые — роли).
Для желающих детей может быть организовано прослушивание музыкальных произведений, сказок, пение песен при планировании этого вида деятельности необходимо указать название произведения, автора или композитора.
Один раз в неделю, в среду, планируется развлечение. Никакая другая работа в этот день не планируется. При планировании развлечения указать:
Тему, цели, материалы и оборудование (см. папку взаимодействия с физруком и музруком)
Вечером детей нужно ненавязчиво привлекать к какой-либо спокойной деятельности. Это может быть рисование, вырезание, игра с мелким строителем, мозаикой и т.д.
Автор: Светлана Роменская