камеральная проверка налог на прибыль срок
Сроки проведения камеральной налоговой проверки
Каковы сроки камеральной проверки налоговой декларации
Говоря о сроках проведения камеральной налоговой проверки необходимо отметить, что (п. 2 ст. 88 НК РФ):
Итак, Налоговым кодексом (п. 2 ст. 88) установлен срок камеральной проверки, который составляет 3 месяца (или 2 месяца для НДС-декларации) с даты представления декларации или расчета. День представления напрямую зависит от способа представления налоговой декларации:
При этом налоговики не обязаны приступать к контрольным мероприятиям строго в день получения декларации. Поэтому дата в акте камералки может отличаться от даты сдачи декларации. Но вот закончить проверку налоговики обязаны точно в срок. Подробности см. здесь.
Не забудьте, что декларацию по НДС налогоплательщики вправе представлять только по ТКС (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).
Каковы сроки камеральной проверки по НДС
При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с начисленным к уплате налогом срок проведения камеральной проверки изменился — 2 месяца.
ВАЖНО! С 01.10.2020 ФНС запустила пилотный проект, согласно которому срок проведения камеральной проверки декларации по НДС к возмещению составит 1 месяц. Подробности см. здесь.
КонсультантПлюс предупреждает:
Налоговый орган может отказать в возмещении НДС по различным причинам. На практике чаще всего ими являются …
Почему могут отказать в возмещении и как в этом случае действовать, рассказали эксперты К+. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Специальный срок — шесть месяцев предусмотрен по декларациям иностранной компании, которая платит «налог на Google» (п. 2 ст. 88, п. 8 ст. 174.2 НК РФ).
В какой форме могут получать требования о пояснениях плательщики НДС, узнайте из материалов, размещенных на нашем сайте:
Когда камеральная проверка должна быть завершена
Камеральная проверка считается оконченной спустя 3 месяца (2 месяца для НДС) после ее начала в день, соответствующий дню начала контрольных мероприятий. Например, если декларация была подана 20.01.20ХХ, то камеральная проверка заканчивается 20.04.20ХХ.
Если же окончание проверки приходится на день, который отсутствует в третьем месяце проверки, то проверка заканчивается в последний день этого месяца.
Также на практике бывает, что срок завершения проверки приходится на выходной или праздничный день. В таком случае инспектор завершит проверку в ближайший следующий за ним рабочий день.
Дата окончания камеральной проверки может отодвинуться, если в течение 3-месячного срока налогоплательщик представил в налоговый орган уточненную декларацию. В этом случае проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка, срок которой — снова 3 месяца (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).
Может ли быть отменено решение по камеральной проверке, если были нарушены сроки ее проведения? Ответ на этот вопрос подготовили эксперты КонсультанПлюс. Получите бесплатно пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению.
Что анализируют налоговики во время камеральной проверки уточненной декларации, узнайте здесь.
Возможно ли увеличение срока камеральной проверки
Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки. Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).
Исключением является декларация по НДС. Проверяющие могут продлить срок камеральной проверки по этой декларации на 1 месяц (с 2-х до 3-х месяцев). Это возможно в том случае, если они найдут признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, налоговый орган имеет право проводить необходимые контрольные мероприятия только в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (постановление президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).
Вопреки этому некоторые суды считают правомерными результаты, даже если сроки проведения камеральных проверок превысили 3 месяца (постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09-С3), аргументируя тем, что нарушение срока не является основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки.
Составление и вручение актов и решений возможно только в случае выявления нарушений и только после завершения камеральной налоговой проверки.
Какой срок проведения камеральной проверки 3-НДФЛ
Если помимо заработной платы физическое лицо имеет иной источник дохода, то для него наступает обязанность уплатить налог и подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Срок подачи такой декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода или иной материальной выгоды.
Но, кроме обязанности уплаты налога, при применении каких-либо вычетов – социальных, имущественных и др. (ст. 218-221 НК РФ) – физическое лицо может претендовать на возврат излишне уплаченных сумм налога.
В обоих случаях срок камеральной проверки будет составлять 3 месяца. Следует отметить, что при подаче декларации на возврат необходимо подать заявление о предоставлении вычета, так как оно является основанием для его получения.
Заявить вычет можно в любой год, следующий за годом, когда у гражданина возникли соответствующие расходы. Но вот вернуть можно лишь налог, уплаченный течение последних 3 лет (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210).
В настоящее время у налогоплательщиков появилась прекрасная возможность следить за ходом проверки и своевременно узнавать о ее результатах с помощью сервиса ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».
С нюансами проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ вас познакомит эта публикация.
Итоги
Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца (2 месяца для НДС-декларации) с момента ее подачи налогоплательщиком в налоговый орган (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС). В рамках пилотного проекта деклараця по НДС к возмещению проверяется 1 месяц.
Если во время проведения камеральной проверки налогоплательщик сдал уточненку, камеральная проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уже уточненной декларации, которая также длится 3 месяца.
Возможность продления или приостановления такой проверки налоговым законодательством не предусмотрена.
Камеральная проверка по налогу на прибыль: как подготовиться?
Порядок проведения камеральной налоговой проверки
Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. Налогоплательщикам, представляющим декларации по прибыли, следует обратить внимание на следующие положения этого порядка.
1. Проверке подлежит только представленная в налоговый орган декларация (п. 1 ст. 88 НК РФ). Однако если декларация не представлена, налоговый орган вправе камерально в те же сроки проверить информацию о налогоплательщике по имеющимся у него источникам (п. 2 ст. 88 НК РФ).
2. Проверка проводится без специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ) и без уведомления налогоплательщика.
3. Срок проведения камеральной проверки – 3 месяца с даты представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).
4. При получении декларации с убытком, выявлении ошибок, расхождений и несоответствий с другими сведениями налоговый орган направляет налогоплательщику требование о предоставлении пояснений по выявленным несоответствиям или внесении соответствующих исправлений в декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).
5. Пояснения должны быть представлены налоговому органу любым доступным организации способом в течение 5 рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).
6. В подтверждение данных, входящих в пояснения, налогоплательщик вправе дополнительно предоставить бухгалтерские и налоговые регистры, а также любые другие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ).
7. Если в ходе камеральной проверки налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию за проверяемый период, то срок камеральной проверки начинает отсчитываться заново от даты представления уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
8. Если уточненная декларация представлена по истечении 2 лет после срока, установленного для сдачи этой отчетности за соответствующий отчетный (налоговый) период, и налог в ней начислен в меньшей сумме или увеличена сумма убытка, то налоговый орган вправе истребовать не только пояснения, но и первичные документы (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).
9. У налогоплательщиков, пользующихся льготами, налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право на применение такой льготы (пп. 6 и 12 ст. 88 НК РФ).
Если в ходе камеральной проверки нарушения не выявлены, то камеральная проверка автоматически завершается без составления каких-либо дополнительных документов. Если же налоговики выявили в декларации ошибки и/или противоречия, далее применяется особый порядок взаимодействия контролеров и налогоплательщика (см. далее).
По налогу на прибыль между налогоплательщиками и ФНС часто возникают споры. Как складывается свежая судебная практика по этому вопросу, узнайте из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и изучите материал беплатно.
Что делать налогоплательщику при выявлении в декларации ошибок и противоречий
Если, несмотря на представленные пояснения и дополнительные мероприятия налогового контроля, налоговый орган считает нарушение выявленным, то в течение 10 рабочих дней с даты завершения проверки им составляется акт камеральной налоговой проверки. Акт должен быть вручен налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней после даты составления.
В течение 1 месяца налогоплательщик вправе представить возражения на акт камеральной проверки. Возражения должны быть рассмотрены руководителем налогового органа в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений. По результатам этого рассмотрения может быть вынесено решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности. Руководителем налогового органа может быть вынесено также решение о продлении сроков проверки (на срок не более 1 месяца) и о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
С учетом изложенного становится очевидной важность самостоятельной проверки декларации по прибыли перед сдачей ее в налоговые органы и готовность к представлению исчерпывающих пояснений в ответ на запрос налоговых органов.
Как считать налог на прибыль, узнайте здесь.
Ключевые моменты проверки налога на прибыль
Остановимся на наиболее важных моментах, имеющих место при проверке налога на прибыль у большинства организаций. Ссылки на строки декларации по прибыли мы приводим применительно к ее форме, утвержденной приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.
1. Если декларация заполняется вручную, ее необходимо проверить на отсутствие арифметических ошибок и на соответствие сумм, попадающих в лист 02, суммам, рассчитанным в соответствующих приложениях к листу 02. При автоматическом заполнении в бухгалтерской программе и в системах электронной сдачи отчетности такая проверка обычно присутствует.
2. Если заявлена льгота по налогооблагаемой базе или снижена ставка, налогоплательщик должен быть готов к представлению пояснений и копий документов, подтверждающих право на применение льгот.
3. Доходы от реализации в ходе проверки по налогу на прибыль обычно сверяются налоговыми органами с доходами, отраженными в декларации (или в декларациях – с учетом сопоставимости периодов) по НДС.
В сравнении с декларацией по НДС могут возникать вопросы в следующих случаях:
4. Пояснений потребует общий убыток отчетного периода и убытки, отраженные в приложении 3 к листу 02 (в частности, убытки от объектов обслуживающих производств и хозяйств, от реализации амортизируемого имущества, от реализации права требования долга).
К декларациям с убытком налоговики относятся с повышенным вниманием. Чтобы не привлекать внимание контролеров, многие налогоплательщики не показывают убытки в декларации. Как правильно избавиться от налогового убытка узнайте в материале КонсультантПлюс, получив пробный доступ бесплатно.
5. При заполнении данных по начисленным за отчетный (налоговый) период авансовым платежам (строки 210, 220, 230 листа 02) необходимо проверить наличие уточненных деклараций, которые могут повлиять на сумму авансовых платежей.
6. Если организация является плательщиком каких-то иных налогов, кроме налога на прибыль и НДС (например, налога на имущество), то по строке 041 в приложении 2 к листу 02 она должна отразить сумму начисленных за налогооблагаемый период налогов. Отсутствие данных по этой строке приведет к необходимости дополнительных пояснений.
7. Пояснения, скорее всего, будут затребованы налоговыми органами, если организация получает целевое финансирование и заполняет лист 07 декларации по прибыли, особенно в случае отражения в нем значительных сумм.
8. При составлении декларации по прибыли за налоговый период (год) необходимо проверить, увязываются ли данные декларации по прибыли с бухгалтерской отчетностью:
9. При расчете распределения платежей по налогу на прибыль и авансовых платежей между обособленными подразделениями (приложение 5 к листу 02) рекомендуется уделить особое внимание следующим моментам:
В большинстве случаев после исчерпывающих пояснений, не противоречащих данным декларации, вопросы налоговыми органами снимаются. При этом ошибки в заполнении декларации, связанные с неправильным отражением сумм по ее строкам, но не приводящие к искажению итоговой суммы начисленного налога, возможно также объяснить в пояснениях. Уточненная декларация в этом случае не потребуется (п. 1 ст. 81 НК РФ).
Как самостоятельно проверить декларацию перед отправкой в инспекцию поэтапно рассмотрено в Готовом решении КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и бесплатно изучите материал.
Итоги
Чтобы без проблем пройти камеральную проверку декларации по налогу на прибыль, заранее проверьте арифметические ошибки и основные контрольные соотношения. Кроме того, будьте готовы представить налоговикам пояснения и документы, если применяете льготы по этому налогу, получили целевое финансирование и др.
Камеральная проверка налог на прибыль срок
НК РФ Статья 88. Камеральная налоговая проверка
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) или заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса, и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, если иное не предусмотрено настоящей главой. Специальная декларация, представленная в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах, не могут являться основой для проведения камеральной налоговой проверки.
(в ред. Федеральных законов от 08.06.2015 N 150-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ, от 20.04.2021 N 100-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ)
П. 1.1 ст. 88 (в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 470-ФЗ) применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), в т.ч. уточненных, представленных за налоговые (отчетные) периоды, наступившие после 01.07.2021.
1.1. При представлении в течение срока проведения налогового мониторинга налоговой декларации (расчета) или уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением случая досрочного прекращения налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления такой налоговой декларации (расчета). В этом случае камеральная налоговая проверка проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга.
(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2. В случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228, пунктом 1 статьи 229 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с настоящей статьей на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.
При наличии обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.
При проведении в соответствии с абзацем первым настоящего пункта камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения.
В случае, если до окончания проведения в соответствии с абзацем первым настоящего пункта камеральной налоговой проверки налогоплательщиком (его представителем) представлена налоговая декларация, указанная в абзаце первом настоящего пункта, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации. При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки и иных мероприятий налогового контроля в отношении такого налогоплательщика, могут быть использованы при проведении камеральной налоговой проверки на основе представленной налоговой декларации.
(п. 1.2 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 244-ФЗ, от 03.08.2018 N 302-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 244-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении имеющихся у налогового органа документов (информации). При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
(абзац введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ)
Камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость).
(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ)
В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (за исключением камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса).
(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ)
Камеральная налоговая проверка на основе заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса, проводится в течение 30 календарных дней со дня представления такого заявления, если иное не установлено настоящим Кодексом.
(абзац введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 100-ФЗ)
В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки на основе заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса, налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок проведения камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 100-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 100-ФЗ)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Если камеральной налоговой проверкой (за исключением камеральной налоговой проверки на основе заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса) выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
(в ред. Федерального закона от 20.04.2021 N 100-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 348-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
Налогоплательщики, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений не по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, или на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.
(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ; в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 371-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. При непредставлении иностранной организацией, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в установленный срок налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня истечения установленного срока ее представления направляет такой организации уведомление о необходимости представления такой налоговой декларации. Форма и формат указанного уведомления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)
4. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 04.11.2014 N 348-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.
Ст. 88 (в ред. ФЗ от 23.11.2020 N 374-ФЗ) применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021.
Налогоплательщик вправе в качестве пояснения представить в электронной форме реестр подтверждающих документов. Форма и порядок заполнения указанного реестра, а также формат и порядок представления такого реестра в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(п. 6 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.
8. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
8.1. При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 04.11.2014 N 348-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.2. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.
(п. 8.2 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
8.3. При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
(п. 8.3 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 348-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 8.4 введен Федеральным законом от 05.04.2016 N 101-ФЗ)
8.5. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговый орган вправе истребовать у иностранной организации, состоящей на учете в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, документы (информацию), подтверждающие, что местом оказания услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, признается территория Российской Федерации, а также иную информацию (сведения) относительно таких услуг.
(п. 8.5 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)
8.6. При проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговый орган вправе истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов.
(п. 8.6 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
8.7. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлены налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 4.1 статьи 171 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения указанных налоговых вычетов, в случае выявления несоответствия отраженных в налоговой декларации сведений о таких налоговых вычетах сведениям, имеющимся у налогового органа.
(п. 8.7 введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 341-ФЗ)
8.8. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, в которой заявлен инвестиционный налоговый вычет, предусмотренный статьей 286.1 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, касающиеся применения инвестиционного налогового вычета, и (или) истребовать в установленном порядке у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие правомерность применения такого налогового вычета.
(п. 8.8 введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
Обязанности, установленные п. 8.9 ст. 88, возникают у налогоплательщика только после вступления в силу актов Правительства РФ, утвержденных в целях реализации системы прослеживаемости товаров (письмо ФНС России от 30.06.2021 N ЕА-4-15/9208@).
8.9. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации, обязанность по представлению которой возложена на налогоплательщика в соответствии с пунктом 2 статьи 80, главами 21 и 26.2 настоящего Кодекса, или налоговой декларации, обязанность по представлению которой возложена на налогоплательщика в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса (за исключением указанной декларации, представленной налогоплательщиком, не имеющим права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, или не использующим указанное право), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий:
1) между сведениями, содержащимися в налоговой декларации, представленной налогоплательщиком в соответствии с пунктом 2 статьи 80 и главами 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, и сведениями, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, представленных в налоговый орган налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
2) между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
3) между сведениями об операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.
При этом налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий, указанных в настоящем пункте, если такие документы ранее представлялись в налоговый орган в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(п. 8.9 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ)
9. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.
Ст. 88 (в ред. ФЗ от 23.11.2020 N 374-ФЗ) применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021.
9.1. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной налоговой декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
Камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации (расчета), по которой налоговым органом в соответствии с пунктом 4.2 статьи 80 настоящего Кодекса налогоплательщику направлено уведомление о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной, прекращается в день направления указанного уведомления.
Если указанная в абзаце втором настоящего пункта налоговая декларация (расчет) была уточненной, то по ранее представленной в налоговый орган налогоплательщиком налоговой декларации (расчету) камеральная налоговая проверка возобновляется. В этом случае в срок проведения камеральной налоговой проверки по ранее представленной налоговой декларации (расчету) не включается срок камеральной налоговой проверки, прекращенной в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее представленной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
(п. 9.1 в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в порядке, установленном настоящей статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.
При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.
Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы.
(п. 11 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
(п. 12 введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ)
13. Камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам, в котором заявлены расходы на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, проводится с учетом положений, установленных главой 34 настоящего Кодекса.
(п. 13 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)