камеральный контроль в электронных счет фактурах как сделать

МНС о практике камерального контроля

камеральный контроль в электронных счет фактурах как сделать

Светлана Еськова

Осуществляя камеральный контроль, налоговые органы сопоставляют показатели налоговых деклараций со сведениями ЭСЧФ, содержащимися в АИС «Учет счетов-фактур». О практике проведения такого контроля мы побеседовали с начальником управления организации камерального контроля Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь Светланой Владимировной Еськовой.

Светлана Владимировна, расскажите, пожалуйста, какие налоговые декларации проверяет налоговый орган при помощи камерального контроля?

В настоящее время в республике реализуется задача по приданию контрольной деятельности предупредительного характера. Минимум вмешательства и негативных последствий для плательщика, максимум эффекта для бюджета — вот основной принцип совершенствования системы налогового контроля.

Одним из видов проверок, проводимых налоговыми органами, без вмешательства в текущую деятельность плательщика являются камеральные проверки. Такая форма налогового контроля при установлении несоответствия показателей налоговых деклараций с данными иных документов (сведений), представленных плательщиком или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством, направлена на предотвращение правонарушений и предоставление плательщику права на добровольное исполнение налоговых обязательств без привлечения к административной ответственности.

Камеральной проверке подвергаются налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам, представляемые плательщиком в налоговый орган. Декларации проходят несколько стадий камерального контроля. Первой стадией мы называем «первичный» камеральный контроль, который проходят декларации в момент направления на портал МНС, при котором в автоматическом режиме происходит проверка на правильность оформления всех предусмотренных реквизитов налоговой декларации (расчета), правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов, иных платежей, подлежащих уплате в бюджет.

Последующий камеральный контроль осуществляется налоговым органом на предмет соответствия данных налоговых деклараций с данными иных информационных ресурсов, например, АИС «Учет счетов-фактур», таможенных органов, сведений из заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, государственного реестра плательщиков, иных источников.

Как часто в отношении плательщиков налоговые органы Беларуси составляют акты камеральных проверок?

Конечно, акты камеральных проверок составляются налоговыми органами, но имеют незначительный удельный вес в общем числе проводимых камеральных проверок.

Цель камерального контроля состоит не довести ситуацию до составления акта камеральной проверки, а информировать плательщика посредством направления уведомления о наличии установленных расхождений и предоставить плательщику право на добровольное устранение причин отклонений или исполнение налоговых обязательств.

Ведется ли какая-то статистика о том, как плательщики реагируют на уведомления об отклонениях, выявленных при камеральном контроле? Какой процент плательщиков после получения уведомления о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений представляет пояснения, а какой – вносит изменения в декларацию по НДС ?

Да, инспекциями ведется учет направленных плательщикам уведомлений и фиксируются результаты реагирования плательщиков, которые выражаются либо в представлении «уточненных» налоговых деклараций, либо в корректировке электронных счетов-фактур по НДС, либо в объективных письменных пояснениях.

Например, за 9 месяцев текущего года по результатам проведенного инспекциями МНС камерального контроля с использованием функционала личного кабинета сотрудника МНС АИС «Учет счетов-фактур» направлено 29957 уведомлений об установленных отклонениях, на которые плательщиками представлено 19436 уточненных деклараций (расчетов), а это почти 65% от направленных уведомлений.

Стоит ли плательщикам самостоятельно запускать камеральный контроль на Портале ЭСЧФ перед подачей налоговой декларации? Какие еще советы можно дать плательщикам, чтобы уменьшить вероятность выявления отклонений при запуске камерального контроля налоговым органом?

Следует отметить, что для упреждения нарушения в АИС «Учет счетов-фактур» предусмотрен функционал, позволяющий самостоятельно, то есть до подачи налоговой декларации (расчета) по НДС, провести ее предварительный контроль. Запуск контроля в АИС «Учет счетов-фактур» рекомендуется делать в обязательном порядке перед подачей налоговой декларации (расчета) по НДС. Это позволит исключить вероятность появления отклонений. Функционал «Камеральный контроль» в АИС «Учет счетов-фактур» — это дополнительный способ сверки о полноте отражения данных в налоговой декларации по НДС.

Какие типичные ошибки, выявляемые при камеральном контроле, допускают плательщики?

Наиболее типичными ошибками плательщиков являются:

— неверное указание статусов поставщика и получателя;

— необдуманный выбор даты аннулирования ЭСЧФ;

— неправомерное завышение либо занижение налоговой базы и вычетов по аннулированным ЭСЧФ;

— неверное заполнение признаков в графе 12 «Дополнительные данные» в разделе 6 ЭСЧФ;

— отражение в налоговых декларациях вычетов по всем поступившим ЭСЧФ, даже которые не подписаны ЭЦП;

— неосуществление управления налоговыми вычетами;

— неверное указание ставки НДС, например, вместо ставки НДС «без НДС» ставят ставку НДС 0%;

— принятие к вычету сумм уплаченного «ввозного» НДС без выставления ЭСЧФ.

Источник

Что такое камеральная проверка

Как и что проверяет налоговая

Чтобы контролировать, соблюдает ли налогоплательщик налоговое законодательство, сотрудники ФНС проводят выездные и камеральные проверки.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика, камеральные — в офисе налоговой. Сотрудники ИФНС физически не могут «навестить» каждого, поэтому основная форма налогового контроля — камеральная проверка.

Что такое камеральная проверка

Правовая основа. Камеральную налоговую проверку проводят в соответствии с налоговым кодексом и письмами ФНС, которые уточняют отдельные моменты. Например, как налоговикам проверять уточненную налоговую декларацию.

Предмет. Во время камеральной проверки налоговые инспекторы смотрят, соответствуют ли сданные декларации и другая отчетность налогоплательщиков действующему налоговому законодательству. То есть инспектор изучает, правильно ли налогоплательщик заполнил документы и верно ли исчислил налоги.

Если нет, инспектор сначала требует пояснить что-то в отчетности и донести или дослать дополнительные документы. Затем, если из документов или пояснений причину противоречий инспектор не установил либо ошибки и нарушения подтвердились, ИФНС доначисляет налоги и взыскивает их. А физлицам также по результатам проверки декларации могут отказать в вычете.

Камеральные проверки проводят и другие госорганы, например Счетная палата или Таможенная служба. Они проверяют документы по своей части: таможенники изучают таможенные декларации, работники Счетной палаты контролируют траты бюджетных организаций.

ФНС же контролирует именно налогоплательщиков.

Кто проводит проверку

Камеральную налоговую проверку проводят налоговые инспекторы ИФНС, где стоит на учете налогоплательщик: обычный человек, организация или ИП. В статье больше буду рассказывать про налоговую проверку предпринимателей и компаний, потому что именно она вызывает больше всего вопросов.

Инспектор, получив отчетность от налогоплательщика, сразу начинает проверку — специальное разрешение на ее проведение от руководителя отдела ему не нужно. Можно сказать так: вы сдали документы в ФНС — все, камералка началась.

Виды камеральной проверки

Камеральная проверка может быть общей и углубленной.

Программа пересчитывает расчеты, сравнивает показатели, которые нужны для исчисления налоговой базы, с предыдущими отчетными периодами: проверяет, как они сопоставляются, выявляет ошибки и противоречия.

Если нет разрывов или неувязки между показателями, которые представил налогоплательщик, камеральная проверка на этом заканчивается.

Углубленная камеральная проверка проводится, если в отчетность закралась ошибка. К примеру, программа АИС вывела одну сумму налога, а налогоплательщик представил другую. В таком случае налоговый инспектор может:

При углубленной камеральной проверке налоговый инспектор отправляет в государственные органы запросы на информацию о налогоплательщике. Например, узнает в Росреестре, есть конкретная недвижимость в собственности ООО или нет.

Всю полученную информацию инспектор затем анализирует и решает, не нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство.

Если по результатам углубленной проверки налогоплательщик исправил недочеты и ошибки в документах или, например, уплатил недоимку по налогам, камеральная проверка автоматически завершается.

Выездная проверка — это когда налоговые инспекторы приезжают на место, где находится налогоплательщик: в цех, магазин, склад и т. д. Домой к ИП или физлицу они не приходят.

На выезд инспекторы собираются по решению руководителя ИФНС и только в определенных случаях. Подробнее об этом расскажу ниже.

По возмещению НДС камеральная проверка всегда проходит углубленно, ведь фирма запрашивает деньги из госбюджета, где важна каждая копейка.

Если инспектор убедится, что нарушений законодательства нет, он поручит казначейству перечислить деньги на расчетный счет организации — возместить НДС.

Как налоговая выбирает, кого проверять

Через общую камеральную проверку проходят все налогоплательщики, которые сдают в налоговую декларации и другую отчетность.

Повод для углубленной камеральной проверки — возмещение НДС, неувязки в показателях или разрыв в цепочке начисления налогов.

Вот какие могут быть основания для выездной проверки после камеральной:

Правила и порядок проведения

Правила и порядок проведения камеральной проверки установлены налоговым кодексом.

Где проходит проверка. С документами налоговый инспектор работает на своем рабочем месте — в ИФНС, где стоят на учете проверяемые налогоплательщики.

Контрольные мероприятия начинаются после того, как инспектор обнаружил противоречия в декларации или расчетах и запросил у налогоплательщика пояснения.

Сотрудник ФНС в рамках камеральной проверки может:

Контрольные мероприятия проводятся не все и не всегда, а только когда в этом есть необходимость. Например, когда из документов картина неясна. Имущество вроде бы есть — на него начисляется амортизация, а вроде бы нет — в других документах информации о нем нет.

Документы для ФНС. Во время проверки отчетности инспектор может затребовать у налогоплательщика любые документы.

Главный критерий всех этих документов — они должны иметь отношение к рассчитываемому налогу. Например, если это НДС, то налоговая вправе изучить счета-фактуры и договоры. Если налог на прибыль, то налоговая вправе затребовать, например, договоры и акты сдачи-приемки работ, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую базу. Налоговая не вправе требовать документы, которые не относятся к налогу, за который отчитывается организация или ИП.

Если в налоговую обратился обычный человек, например за вычетом на лечение, он должен представить договор, чек, справку об оплате медуслуг. Другие документы ФНС от него требовать не вправе.

Источник

Камеральная налоговая проверка: сроки и порядок проведения

камеральный контроль в электронных счет фактурах как сделать

С камеральной проверкой сталкивается каждая организация и каждый ИП, вне зависимости от выбранной системы налогообложения, размера бизнеса и наличия наемных работников. Ведь камеральная проверка — это то, что происходит со всеми сданными декларациями и расчетами. Чем грозит налогоплательщику «камералка»? Какие полномочия есть у инспекторов? В какие сроки осуществляется проверка и как оформляется ее результат? Ответы на эти и другие вопросы — в нашей статье.

Что такое камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка — это контрольное мероприятие, которое ИФНС проводит после получения любой декларации и любого расчета. В общем случае такая проверка не предполагает посещения налоговиками места нахождения налогоплательщика: все мероприятия проводятся в стенах инспекции.

Первым делом поступившая отчетность проверяется на соблюдение сроков сдачи. ИФНС фиксирует, что декларация или расчет представлены без опоздания. Если срок нарушен, плательщику грозит штраф по статье 119 НК РФ.

Затем контролеры проверяют соответствие отчетности правилам, которые прописаны в порядке заполнения той или иной декларации (расчета). После этого проверяется выполнение контрольных соотношений.

Кроме того, в рамках «камералки» данные из декларации или расчета сопоставляются с прочей информацией, которая есть в распоряжении налоговых органов. В частности, сведения из поступившей отчетности сверяются с данными из других деклараций и расчетов самого налогоплательщика, а также с отчетностью его контрагентов (п. 2.3 письма ФНС от 16.07.13 № АС-4-2/12705). Помимо этого, сведения, указанные в декларации или расчете, сопоставляются с данными из информационных источников, к которым у ИФНС есть доступ. Это, в частности, информация о лицензиях, банковских счетах, данные ЕГРН, ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 2.5 письма ФНС от 16.07.13 № АС-4-2/12705).

Кто проводит камеральную проверку

Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.

Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.

СПРАВКА. Решение руководителя или заместителя руководителя ИФНС о проведении камеральной проверки не требуется. Об этом прямо сказано в пункте 2 статьи 88 НК РФ.

Цели и особенности проведения «камералки»

Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.

В рамках «камералки», помимо проверки контрольных соотношений и верности заполнения декларации, могут проводиться и другие мероприятия налогового контроля. Так, в случаях, прямо указанных в статье 88 НК РФ, у налогоплательщика можно истребовать дополнительные документы, подтверждающие данные, указанные в декларации. К примеру, такое допускается при выявлении несоответствий между информацией в декларации и сведениями, которые есть у инспекции (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Кроме этого, при проведении «камералки» ИФНС может вызывать в инспекцию для дачи пояснений руководство проверяемой организации или предпринимателя (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Также налоговики вправе проводить допросы любых других лиц, в том числе сотрудников налогоплательщика, и выемку документов (ст. 90 и ст. 93 НК РФ). В некоторых случаях допустимы осмотры помещений, территорий, документов и предметов (п. 1 ст. 92 НК РФ).

Сроки камеральных проверок

По общему правилу камеральная проверка длится три месяца со дня представления отчетности. Декларации по НДС «по умолчанию» должны проверяться в сокращенный двухмесячный срок (п. 2 ст. 88 НК РФ).

В большинстве случаев продлить срок «камералки» нельзя. Исключение касается деклараций по НДС. Налоговая инспекция может продлить срок ревизии такого отчета с сокращенных двух до стандартных трех месяцев, если будут обнаружены признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).

ВНИМАНИЕ. ИФНС не может приостановить течение срока при осуществлении камеральной проверки.

ВНИМАНИЕ. Если до окончания «камералки» подать уточненную декларацию, то проверка первичной отчетности тут же прекратится. А срок проверки начнет течь заново (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Порядок проведения «камералки»

Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.

Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.

ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.

Если по результатам автоматизированного контроля в отчетности обнаружены ошибки, расхождения или несоответствия, то это является поводом для углубленной проверки. Также расширенная проверка осуществляется в том случае, если в декларации заявлены льготы или сумма НДС к возмещению. Кроме того, обязательной углубленной ревизии подвергается отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 3, 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ).

Углубленная камеральная проверка

На этом этапе контрольные мероприятия проводит налоговый инспектор. Он должен убедиться, то налогоплательщик не допустил каких-либо нарушений при заполнении декларации и исчислении суммы налога.

Для этого инспектор рассылает требования о представлении документов и сведений как самому налогоплательщику, так и иным лицам (в т.ч. контрагентам второго и последующего звеньев). При необходимости возможны допросы свидетелей, проведение экспертиз, выемка документов или осмотр территорий, помещений, документов и предметов.

Также в рамках углубленной проверки инспектор может направить налогоплательщику сообщение о выявленных в отчетности ошибках. В нем может содержаться требование представить пояснения, либо подать уточненную налоговую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Камеральная проверка декларации по возмещению НДС

Также надо учитывать, что при возмещении НДС всегда проводится углубленная камеральная проверка. Это значит, что помимо автоматизированной сверки контрольных соотношений и проверки декларации по АСК НДС-2 инспекторы, скорее всего, затребуют у налогоплательщика счета-фактуры и первичные документы по примененным вычетам (п. 8 ст. 88 НК РФ). Кроме этого, налоговики проведут «встречные» проверки контрагентов, чтобы убедиться в реальности операций и заявленных к возмещению сумм.

С июля 2021 года действует правило: если показатели декларации по НДС не соответствуют контрольным соотношениям, декларация считается непредставленной. Тогда камеральная ревизия прекращается. В случае, когда декларация была уточненной, возобновляется «камералка» исходного варианта (см. «По каким основаниям налоговики не примут отчетность, сданную после 1 июля»).

Как оспорить результат камеральной проверки

Оформление итогов проверки зависит от того, были ли выявлены нарушения. Если таковых не обнаружено, то по результатам камерального контроля никакой документ (акт, справка и т.п.) не составляется. Однако если в декларации были заявлены суммы к зачету, возврату или возмещению, то фактически результатом камеральной проверки станет соответствующее решение ИФНС о зачете, возврате или возмещении налога. Также зримым результатом «камералки» является отражение сумм, указанных в декларации, по лицевому счету налогоплательщика.

Если же в ходе проверки выявлены нарушения, то в течение 10 рабочих дней после ее завершения ИФНС должна составить акт. В следующие 5 рабочих дней этот документ необходимо вручить налогоплательщику лично, либо направить по ТКС или по почте (п. 1 и 5 ст. 100 НК РФ).

Акт камеральной проверки составляется по форме1160098 по КНД (прил. № 27 к приказу ФНС от 07.11.18 № ММВ-7-2/628@).

Если налогоплательщик не согласен с выводами и предложениями контролеров, он может в течение месяца подготовить возражения на акт проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Эти возражения вместе с подтверждающими документами, если таковые имеются, надо передать в ИФНС для приобщения к материалам проверки.

По истечении месяца, отведенного на подготовку возражений, руководитель инспекции или его заместитель назначит дату и время рассмотрения материалов проверки. Представитель налогоплательщика обязательно извещается об этом мероприятии. По итогам рассмотрения будет принято решение по камеральной проверке.

Данное решение вступит в силу через месяц, если не будет обжаловано в апелляционном порядке в УФНС по субъекту РФ. В случае подачи такой жалобы, решение вступит в силу после ее рассмотрения (если, конечно, не будет отменено). Вступившее в силу решение по «камералке» можно обжаловать в ФНС или в судебном порядке (ст. 137 и ст. 138 НК РФ).

В заключение еще раз напомним, что камеральные проверки — часть текущей работы налоговых инспекций, в рамках которой проверяется правильность заполнения отчетности и формирования налоговых обязательств. При проведении «камералки» инспекторы обладают достаточно широкими полномочиями, а выявленные ошибки могут обернуться штрафами и доначислениями. Поэтому знание порядка проведения камеральной проверки, фиксации и обжалования ее результатов необходимо. Это поможет избежать необоснованных претензий со стороны ИФНС.

Источник

Портал ЭСЧФ. Доработки, камеральный контроль, типичные нарушения.

камеральный контроль в электронных счет фактурах как сделатьВ Беларуси с 01.07.2016 был внедрен механизм обращения электронных счетов-фактур, которые с 01.01.2017 являются обязательным электронным документом для всех плательщиков НДС. Портал ЭСЧФ прошел стадию становления и сейчас успешно функционирует, о чем свидетельствуют отклики налогоплательщиков.

О доработках Портала ЭСЧФ в этом году, перспективах, а также часто встречающихся ошибках, выявляемых при камеральном контроле, нам рассказала Светлана Еськова – начальник управления организации камерального контроля МНС.

– Для чего создано программное обеспечение АИС «Учет счетов-фак­тур» (АИС) и в чем причины многочисленных доработок за время его функционирования?

– Основная задача АИС – это сопоставление данных, указанных в представленных плательщиками налоговых декларациях (расчетах) по НДС, с данными ЭСЧФ, посредством заложенных в программе алгоритмов контроля.

Данный механизм позволяет как плательщику, так и налоговому органу проводить автоматизированную проверку полноты и своевременности исчисления в бюджет НДС, конт­ролировать обоснованность применения налоговых вычетов.

Доработку функционала АИС в первую очередь влечет изменение законодательства либо необходимость установления конкретных правил в заполнении ЭСЧФ для определенных сделок. Помимо этого, мы внимательно относимся к предложениям плательщиков по совершенствованию работы Портала ЭСЧФ, анализируем их и рассматриваем в целях дальнейшего развития и удобства функционала.

Ряд доработок, как реализованных, так и запланированных, предложен именно плательщиками для удобства пользования системой.

– Давайте подробнее остановимся на изменениях, которые внедрены в этом году и функционируют.

– За 9 месяцев 2019 г. программа была доработана в первую очередь в связи с принятием новой редакции НК и внесенными изменениями в законодательство (см. табл.). Также появился следующий функционал:

Изменены форма и порядок заполнения налоговой декларации (расчета) по НДС

скорректированы алгоритмы подсчета отклонений по отдельным карточкам контроля

Изменены сроки принятия НДС к вычету с 60 до 30 дней (отложенный вычет в рамках Указа № 99 1 )

скорректирован механизм подсчета даты наступления права на вычет

– предоставлена возможность формирования предварительного конт­роля с возможностью просмотра ЭСЧФ, вошедших в предварительный контроль при отсутствии от­клонений (ранее не было доступно);

– в разделе «Мониторинг сделок» добавлены в поиск (отложенный поиск) фильтры по грузополучателю и грузоотправителю;

– в части контроля реквизитов таможенной декларации на товары при заполнении ЭСЧФ на Портале и при отправке ЭСЧФ веб-сервисом;

Это касается уведомлений, формируемых системой и направляемых в личный кабинет плательщика на основе анализа сведений из ЭСЧФ, реквизиты которых позволили установить ошибку.

Например, в реквизитах ТН и ТТН – ошибку в указании кода ТН ВЭД, совершение сделки с субъектом пред­принимательской деятельности, включенным в Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;

– в разделе «Архив» – «Мониторинг сделок по архиву» реализована возможность формирования списка ЭСЧФ за запрашиваемый период с учетом ЭСЧФ, находящихся уже в архивной части.

Справочно: в 2019 г. в архивную часть перенесены ЭСЧФ, относящиеся к 2016–2017 гг.

Не пропустите обновления

– Обозначенные вами обновления были внедрены не одномомент­но, а постепенно в течение текущего года.

Как бухгалтеру своевременно уз­навать об обновлениях программы?

– Все обновления программного обеспечения АИС размещаются на главной станице сайта vat.gov.by в разделе «Новости». Чтобы не упустить обновления и поддерживать актуальное состояние АИС на своем рабочем месте, достаточно после прохождения авторизации на Пор­тале (ввода логина и пароля) нажать клавишу «F5» или комбинацию клавиш «Ctrl» и «F5» на кла­виатуре.

Доработки в IV квартале 2019 г.

– 2019 г. еще не окончен: стоит ли ожидать в IV квартале еще каких-либо обновлений и доработок АИС?

– Да, они запланированы:

1) в разделе «Отчеты и аналитика» будут доступны отдельные отчеты с возможностью их выгрузки в файл формата .xls:

2) возможность просмотра ФИО, подписавшего входящий ЭСЧФ;

3) автоматическое определение даты наступления права на вычет в зависимости от:

4) возможность заполнения в ЭСЧФ с типом «Дополнительный» строк 30 (реквизиты договора и первичных учетных документов) и 31 (дополнительные данные), проставления признака «Возврат товара»;

5) отображение в таблице, формируемой в «Мониторинге сделок», информации из стр. 31 «Дополнительные данные».

Хочу обратить внимание плательщиков, что, хотя указанные доработки запланировано внедрить до конца 2019 г., они, прежде чем будут внедрены на Портале для использования, должны пройти «обкатку» на тестовом портале, который доступен по адресу https:// 195.50.4.41/einvoiceTest/.

Любой пользователь АИС может протестировать новые доработки самостоятельно и высказать замечания и предложения. Процесс займет по времени не меньше месяца. Это время необходимо также и для разработчиков учетных систем с целью возможности обновления систем клиентов.

Поэтому если не в 2019 г., то в I кв. 2020 г. все пользователи АИС смогут воспользоваться усовершенствованным функционалом.

Заглянем в 2020 год

– Мы плавно перешли к 2020 г. Что планируется внедрить в следующем году, каким функционалом будет усовершенствована работа Портала?

– На 2020 г. планируется ряд доработок, относящихся к совершенствованию работы организаций, имеющих филиальную структуру.

Также планируются доработки в Личном кабинете плательщика: расширение вкладки «Мои счета-фактуры» «Входящие» «Неподписанные». В ней появятся новые папки для работы с ЭСЧФ (условные рабочие названия «Проверенные», «Готовые к подписанию», «Ошибочные» и т.п.)». Плательщик сможет при необходимости помещать/сортировать ЭСЧФ в такие папки самостоятельно с возможностью указать ошибки и причины неподписания ЭСЧФ.

О камеральном контроле и выявляемых в ходе него нарушениях

Работаем без ошибок

– Вопрос, который волнует всех налогоплательщиков: как работать, не допуская ошибок, или хотя бы свести их к минимуму. В этом году еще следует принять во внимание и введение в действие новой редакции НК. Появились ли в связи с этим новые ошибки, выявляемые при камеральном контроле?

– Сразу хочу отметить, что новая редакция НК, введенная в действие с 2019 г., не усугубила условия ведения хозяйственной деятельности плательщиков, а даже наоборот, ряд норм приобрел более лояльный характер (например, порядок принятия к вычету НДС с 2019 г. позволяет плательщику выбирать отчетный период, в котором он может применить вычет).

То есть допускаемые ошибки в ос­новном типичны, как для 2019 г., так и более ранних налоговых периодов.

Обозначу ошибки, на которые советую обратить внимание:

Чтобы минимизировать риск возникновения отклонений, советую уделить внимание следующим моментам:

– правильно выбирать дату аннулирования при выставлении ис­правленного ЭСЧФ либо при про­стом аннулировании;

– осуществлять управление вычетами при несвоевременном под­писании «входящего» ЭСЧФ или при выставлении ЭСЧФ при ввозе товаров из третьих стран, если вычет отложен на 30 дней;

– своевременно подписывать согласие на аннулирование ЭСЧФ и подписывать ЭСЧФ в статусе «На согласовании»;

– внимательно заполнять дополнительные признаки в товарных строках раздела 6 ЭСЧФ, а также статусы поставщика и получателя.

Отдельный акцент хотела бы сделать на обязательной проверке результатов загруженных на Портал выставленных ЭСЧФ и подписания входящих ЭСЧФ, если эта работа ведется из учетных бухгалтерских систем плательщиков. Желательно это сделать сразу после загрузки ЭСЧФ на Портал:

Камеральный контроль

– Как вы сказали выше, основная задача АИС – это сопоставление данных ЭСЧФ с данными, указанными в представленных налоговых декларациях по НДС.

Камеральный контроль нацелен именно на выявление таких отклонений и последующем на­правлении уведомления плательщику с предложением дать пояснения либо внести необходимые корректировки?

– В настоящее время декларации, представляемые плательщиками, подвергаются камеральной проверке в два этапа: предварительный и последующий.

Предварительным этапом камеральной проверки устанавливаются, например:

Часть таких контролей проводится автоматически с использованием про­граммных и технических средств.

Последующим этапом камеральной проверки устанавливаются:

Уведомления плательщикам на­правляются после установления от­клонений, выявленных подразделениями камерального контроля налоговых органов при проведении по­следующего этапа камеральной проверки.

Уведомление – это подсказка

– Насколько «загружены» под­разделения камерального конт­роля налоговых органов в части подготовки и направления уведомлений плательщикам? Как плательщики реагируют на полученные уведомления?

– За 9 месяцев 2019 г. по результатам проведенного налоговыми органами последующего этапа камеральной проверки направлено 27 886 уведомлений о необходимости внесения соответствующих исправлений в налоговые декларации либо представления в установленный законодательством срок в налоговый орган пояснений о причинах отклонений. На направленные уведомления отреагировали 95% плательщиков.

Сумма налогов, подлежащая доплате по результатам направленных уведомлений, составила порядка 160 млн руб., кроме того, сумма предотвращенного необоснованного воз­врата НДС – около 73 млн руб.

Хочу отметить, что направление уведомления в адрес плательщика, содержащего указание на установленное отклонение или допущенное нарушение, носит исключительно превентивный характер, т.е. является своего рода подсказкой, которая дает возможность упредить на ран­ней стадии, дать возможность плательщику исправить ошибки без привлечения к административной ответственности.

Не советую, получив уведомление, сразу его оспаривать.

Прежде всего следует разобраться в сути отклонений, указанных в уведомлении, и в зависимости от дальнейшего согласия или несогласия с информацией, указанной в уведомлении, плательщик имеет право:

Если указанные действия плательщика в итоге исключают ошибку, то уведомление считается исполненным.

Игнорировать уведомление не стоит

– Если плательщик не отреагировал на полученное уведомление, как далее действует налоговый орган?

– Из приведенной выше статистики, не реагируют на уведомление 5%.

В этом случае налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у плательщика ПУД и (или) иные необходимые документы или иную информацию.

Если плательщик игнорирует тре­бование налогового органа, к нему могут быть применены меры административной ответственности.

– В каком случае налоговым ор­ганом будет составлен акт камеральной проверки?

Акт будет составлен, если после получения уведомления и рассмотрения предоставленных плательщиком дополнительных сведений, пояснений, документов, в т.ч. по требованию налогового органа (либо при их непредставлении), будет установлен факт совершения правонарушения.

– Какими могут быть эти факты?

– Не подтверждается право на налоговые льготы;

– неправомерно применены налоговые вычеты;

– необоснованно учтены при налогообложении затраты, внереализационные расходы;

– неправомерно уменьшены под­лежащие уплате в бюджет суммы налогов, сборов;

– выявлены нарушения в отношении иных элементов налогообложения;

– на основании уведомления не внесены соответствующие изменения, дополнения в налоговую декларацию либо налоговая декларация не представлена.

1 Указ Президента от 26.02.2015 № 99 «О взимании НДС».

Автор публикации: Беседовала Ирина КЛЕЗОВИЧ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *