кардинально противоположным методом моделирования по отношению к детерминированным является
Фонд оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации при изучении учебной дисциплины Имитационное моделирование (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 |
Регламент проведения и оценивание лабораторных работ
В целях закрепления практического материала и углубления теоретических знаний по разделам дисциплины «Имитационное моделирование» предполагается выполнение лабораторных работ, что позволяет углубить процесс познания, раскрыть понимание прикладной значимости осваиваемой дисциплины.
Регламент проведения мероприятия
Предел длительности лабораторной работы
Итого (в расчете на одну лабораторную работу)
Критерии оценки лабораторных работ
Задание выполнено полностью, в представленном отчете обоснованно получено правильное выполненное задание.
Задание выполнено полностью, но нет достаточного обоснования или при верном решении допущена незначительная ошибка, не влияющая на правильную последовательность рассуждений.
Задания выполнены частично.
Задание не выполнено.
Общее распределение баллов текущего контроля по видам учебных работ для студентов (в соответствии с Положением)
Посещение занятий студентом
Дополнительные баллы (бонусы)
Выполнение семестрового плана самостоятельной работы
Показатели, критерии и шкала оценивания компетенций промежуточной аттестации знаний по учебной дисциплине «Имитационное моделирование»
Промежуточная аттестация осуществляется путем формируются индивидуальных заданий для каждого студента на основе контрольных вопросов к практическим занятиям.
В течение семестра студент получает баллы успеваемости за выполнение всех видов учебных поручений: посещение лекций, выполнение лабораторных работ. Зачет выставляется в случае, если итоговая оценка студента составляет не менее 50 баллов.
Максимальное количество баллов, которое студент может получить на экзамене, в соответствии с Положением составляет 40 баллов.
Критерии оценивания компетенций
Студент глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач, подтверждает полное освоение компетенций, предусмотренных программой экзамена.
Студент твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения, допуская некоторые неточности; демонстрирует хороший уровень освоения материала, информационной и коммуникативной культуры и в целом подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой экзамена.
Студент показывает знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, в целом, не препятствует усвоению последующего программного материала, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ, подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой экзамена на минимально допустимом уровне.
Студент не знает значительной части программного материала (менее 50% правильно выполненных заданий от общего объема работы), допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы, не подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой экзамена.
Оценочные средства для промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Имитационное моделирование»
ПК-2:
Блок 1. (знать)
1. Первые математические модели были созданы:
A. Ф. Кенэ
B. К. Марксом
C. Г. Фельдманом
D. Д. Нейманом
2.Модель, представляющая собой объект, который ведет себя как
реальный объект, но не выглядит как таковой — это
A. физическая модель
B. аналоговая модель
C. типовая модель
D. математическая модель
3.Модель, представляющая то, что исследуется с помощью увеличенного
или уменьшенного описания объекта или системы — это
A. физическая
B. аналитическая
C. типовая
D. математическая
4.Где впервые были предложены сетевые модели?
A. США
B. СССР
C. Англии
D. Германии
5.Какой из структурных элементов включает в себя процесс моделирования?
A. анализ
B. модель
C. объект
D. субъект
6.Модели ПЕРТ впервые были предложены в
A. 1958 г.
B. 1948 г.
C. 1956 г.
D. 1953 г.
7.Автоматизация процесса управления не включает в себя
A. этап анализа
B. этап планирования и разработки
C. этап управления ходом разработки
D. нет правильного ответа
8.Транспортная задача решается методом:
A. все ответы верны
B. наименьших стоимостей, оптимальности
C. оптимальности, северо-западного угла
D. северо-западного угла, наименьших стоимостей
9.Мощности поставщиков определяются по формуле:
A. ui + cij
B. vj — cij
C. (ui + cij) — vj
D. все ответы верны
10.Мощности потребителей определяются по формуле:
A. vj – cij
B. ui + cij
C. (ui + cij) — vj
D. все ответы верны
11.Оценки матрицы перевозок (детермин.) определяются:
A. (ui + cij) – vj
B. vj — cij
C. ui + cij
D. все ответы верны
12.Предшественниками имитационных игр были:
A. военные игры
B. конфликтные игры
C. экономические игры
D. нет правильных ответов
13.Математической моделью конфликтных ситуаций является:
A. теория игр*
B. сетевая модель
C. имитационная модель
D. транспортная модель
14.Какие из научных дисциплин не входят в экономико-
математические методы:
A. экспериментальное aнализ
B. эконометрия
C. экономическая кибернетика
D. все ответы верны
15.Классификация по целевому назначению включает в себя модели
A. теоретико-аналитические, прикладные
B. макроэкономические, микроэкономические
C. балансовые, трендовые
D. все ответы верны
16.Классификация по типу информации делится на:
A. аналитические, идентифицированные
B. статистические, динамические
C. матричные, сетевые
D. балансовые, трендовые
17.Классификация по учету фактора неопределенности включает в себя:
A. детерминированные, стохастические
B. статистические, динамические
C. макроэкономические, микроэкономические
D. аналитические, идентифицированные
18.Ранний срок начала работы в СГ определяется по формуле:
A. tp(i)
B. tp(i) + t(i,j)
C. tn(j)
D. tn(j) — t(i,j)
19.Ранний срок окончания в СГ определяется по формуле:
A. tp(i) + t(i,j)
B. tn(j)
C. tp(i)
D. tn(j) — t(i,j)
20.Поздний срок окончания в СГ определяется по формуле:
A. tn(j)
B. tp(i) + t(i,j)
C. tp(i)
D. tn(j) — t(i,j)
21.Поздний срок начала в СГ определяется по формуле:
A. tn(j) — t(i,j)
B. tp(i) + t(i,j)
C. tp(i)
D. tn(j)
22.Полный резерв времени определяется как:
A. tn(j) — tp(i) — t(i,j)
B. tp(i) + t(i,j)
C. tp(i) — tn(j)
D. tn(j)
23.При решении экономических моделей используются матрицы:
A. в теории игр, в транспортных задачах
B. в СГ, имитационной модели
C. в транспортных задачах, в СГ
D. не используются в моделях
24.В какой из моделей используется седловая точка?
A. в теории игр
B. в транспортной
C. в имитационной
D. в СГ
25.Материальный или мысленно представляемый объект, который
в процессе исследования замещает объект- оригинал так,
что его непосредственное изучение дает новые знания об
объекте- оригинале — это
A. модель
B. аналогия
C. абстракция
D. гипотеза
26. Что не является целью имитационного моделирования экономической системы?
a) Мониторинг
b) Прогноз
c) Управление
d) Максимизация прибыли
e) Всё упомянутое является
27. Какая из моделей относится к макроэкономическим моделям?
a) Паутинообразная модель рынка
b) Модель потребительского поведения
c) Модель денежного обмена Ньюкомба-Фишера
d) Модель Курно
e) Модель Стэкельберга
28. Если 2 набора товаров лежат на одной кривой безразличия
a) Они эквивалентны по стоимости
b) Они эквивалентны по полезности
c) Они оба доступны для потребителя
d) Они оба недоступны для потребителя
e) Ничего нельзя сказать – недостаточно информации
29. Модель отражает
a) все существующие признаки объектов
b) некоторые из всех существующих
c) существенные признаки в соответствии с целью моделирования
d) некоторые существенные признаки объекта
30. Компьютерное моделирование – это
a) построения модели компьютерными средствами
b) процесс исследования объекта посредством его компьютерной модели
c) пoстрoение мoдели на экране кoмпьютера
d) решение конкретной задачи с помощью компьютера
Блок 2 (уметь)
1. Укажите особенности Scilab
a) бесплатная программа
b) платная программа
c) свободность
d) маленький размер
10. какие свойства имеются у элемента состояние (State) в AnyLogic?
a. Действие при запуске
b. Действие при уничтожении
c. Цвет заливки
d. Действие при выходе
11. Какая модель компьютера является формальной (полученной в результате формализации):
a. Рисунок компьютера
b. Логическая схема компьютера
c. Техническое описание компьютера
12. Какое из свойств Source влияет на интенсивность (на случайную величину распределения заявок)?
a. newEntity
b. onExit
c. interarrivalTime
d. limitArrivals
13. Модель отражает:
а) все существующие признаки объекта;
б) некоторые из всех существующих;
в) существенные признаки в соответствии с целью моделирова-
ния;
г) некоторые существенные признаки объекта;
д) все существенные признаки.
14. Иерархический тип информационных моделей применяется
для описания ряда объектов:
а) обладающих одинаковым набором свойств;
б) связи между которыми имеют произвольный характер;
в) в определенный момент времени;
г) описывающих процессы изменения и развития систем;
д) распределяемых по уровням: от первого (верхнего) до нижнего
(последнего).
15. Информационной моделью части земной поверхности являет-
ся:
а) описание дерева;
б) глобус (Земли);
в) рисунок дома;
г) карта местности;
д) схема метро.
Блок 3. (вдадеть)
1. Описание какого вида моделирование описано:
«реализующий модель алгоритм воспроизводит процесс функционирования системы во времени, причем имитируются элементарные явления, составляющие процесс с сохранением их логической структуры и последовательности протекании во времени, что позволяет по исходным данным получить сведения о состоянии процесса в определенные моменты времени, дающие возможность оценить характеристики системы»
Имитационное
2. «Истинно» случайные числа формируются с помощью
аналого-цифровых преобразователей
3. «Наименее регулярный» из встречающихся на практике потоков
простейший
4. «Потоком Пальма» называется поток событий
рекуррентный
6. UML относится к языкам
визуального моделирования
7. Адекватное отражение рабочей нагрузки ее моделью в соответствии с целями исследования определяется следующим свойством:
представительность
8. Альтернативой математическому моделированию сложных систем может служить моделирование:
имитационное
9. Библиотека Continuous пакета Simulink включает в себя непрерывные элементы, задаваемые с помощью передаточных функций
10. Библиотека Discrete пакета Simulink включает в себя ***, функционирующие в дискретном времени
блоки
ПК-11:
Блок 1. (знать)
1. Основная функция модели это:
1) Получить информацию о моделируемом объекте
2) Отобразить некоторые характеристические признаки объекта
3) Получить информацию о моделируемом объекте или отобразить некоторые характеристические признаки объекта
4) Воспроизвести физическую форму объекта
2. Математические модели относятся к классу…
a Изобразительных моделей
b. Прагматических моделей
c. Познавательных моделей
d. Символических моделей
3. Математической моделью объекта называют…
a. Описание объекта математическими средствами, позволяющее выводить суждение о некоторых его свойствах при помощи формальных процедур
b. Любую символическую модель, содержащую математические символы
c. Представление свойств объекта только в числовом виде
d. Любую формализованную модель
4. Методами математического моделирования являются …
a. Аналитический
b. Числовой
c. Аксиоматический и конструктивный
d. Имитационный
5. Какая форма математической модели отображает предписание последовательности некоторой системы операций над исходными данными с целью получения результата:
a. Аналитическая
b. Графическая
c. Цифровая
d. Алгоритмическая
6. Объект, состоящий из вершин и ребер, которые между собой находятся в некотором отношении, называют…
a. Системой
b. Чертежом
c. Структурой объекта
d. Графом
7. Эффективность математической модели определяется …
a. Оценкой точности модели
b. Функцией эффективности модели
c. Соотношение цена качество
d. Простотой модели
8. Адекватность математической модели и объекта это…
a) правильность отображения в модели свойств объекта в той мере, которая необходима для достижения цели моделирования
b) Полнота отображения объекта моделирования
c) Количество информации об объекте, получаемое в процессе моделирования
d) Объективность результата моделирования
i. Состояние объекта определяется …
a) Количеством информации, полученной в фиксированный момент времени
b) Множеством свойств, характеризующим объект в фиксированный момент времени относительно заданной цели
c) Только физическими данными об объекте
d) Параметрами окружающей среды
9. Изменение состояния объекта отображается в виде …
a) Статической модели
b) Детерминированной модели
c) Динамической модели
d) Стохастической модели
10. Фазовое пространство определяется …
a) Множеством состояний объекта, в котором каждое состояние определяется точкой с координатами эквивалентными свойствам объекта в фиксированный момент времени
b) Координатами свойств объекта в фиксированный момент времени
c) Двумерным пространством с координатами x,y
d) Линейным пространством
11. Фазовая траектория это
a) Вектор в полярной системе координат
b) След от перемещения фазовой точки в фазовом пространстве
c) Монотонно убывающая функция
d) Синусоидальная кривая с равными амплитудами и частотой
12. Точка бифуркации это…
a) Точка фазовой траектории, характеризующая изменение состояния объекта
b) Точка на траектории, характеризующая состояние покоя
c) Точка фазовой траектории, предшествующая резкому изменению состояния объекта
d) Точка равновесия
13. Декомпозиция это …
Процедура разложения целого на части с целью описания объекта
Процедура объединения частей объекта в целое
Процедура изменения структуры объекта
Процедура сортировки частей объекта
14. Установление равновесия между простотой модели и качеством отображения объекта называется…
a) Дискретизацией модели
b) Алгоритмизацией модели
c) Линеаризацией модели
d) Идеализацией модели
15. Имитационное моделирование …
a) Воспроизводит функционирование объекта в пространстве и времени
b) Моделирование, в котором реализуется модель, производящая процесс функционирования системы во времени, а также имитируются элементарные явления, составляющие процесс
c) Моделирование, воспроизводящее только физические процессы
d) Моделирование, в котором реальные свойства объекта заменены объектами – аналогами
16. Планирование эксперимента необходимо для…
a) Точного предписания действий в процессе моделирования
b) Выбора числа и условий проведения опытов, необходимых и достаточных для решения поставленной задачи с требуемой точностью
c) Выполнения плана экспериментирования на модели
d) Сокращения числа опытов
17. Модель детерминированная …
a) Матрица, детерминант которой равен единице
b) Объективная закономерная взаимосвязь и причинная взаимообусловленность событий. В модели не допускаются случайные события
c) Модель, в которой все события, в том числе, случайные ранжированы по значимости
d) Система непредвиденных, случайных событий
18. Дискретизация модели это процедура…
a) Отображения состояний объекта в заданные моменты времени
b) Процедура, которая состоит в преобразовании непрерывной информации в дискретную!!
c) Процедура разделения целого на части
d) Приведения динамического процесса к множеству статических состояний объекта
19. Свойство, при котором модели могут быть полностью или частично использоваться при создании других моделей
a) Универсальностью
b) Неопределенностью
c) Неизвестностью
d) Случайностью
20. Непрерывно-детерминированные схемы моделирования определяют…
a) Математическое описание системы с помощью непрерывных функций с учётом случайных факторов
b) Математическое описание системы с помощью непрерывных функций без учёта случайных факторов
c) Математическое описание системы с помощью функций непрерывных во времени
d) Математическое описание системы с помощью дискретно-непрерывных функций
Максимальная сумма баллов, набираемая студентом по дисциплине «Имитационное моделирование» равна 100.
Итоговый тест ответы. Баллов 1 Какая модель отображена на рисунке в AnyLog
1
Баллов за ответ: 1/1.
Какие модели описывают процессы в которых отсутствуют всякие случайные величины и даже случайные процессы.
Баллов за ответ: 1/1.
Какой тип модели не является имитационным?
Баллов за ответ: 0/1.
Предмет, процесс или явление, имеющее уникальное имя и представляющее собой единое целое, называют:
Баллов за ответ: 1/1.
Баллов за ответ: 1/1.
Можно ли у Source в AnyLogic настроить объект анимации?
Выберите один ответ.
a. Да | a. Стахостическое | b. Детерминированное |
a. Enterprise Library | b. Pedestrian Library | c. Диаграмма действий | d. Queue | a. Кукла | a. Агентная модель | b. Системная динамика | c. Дискретная модель |
a. Оператора | b. Кассира | c. Любого исполнителя | d. Посетителя | e. кассового чека | a. Дискретное | a. Билет в кино | b. Инструкцию по получению денег в банкомате |
a. Системная динамика | b. Динамические системы | c. Агентное моделирование | d. Дискретно-событийное моделирование | a. AnyLogic | b. Simulink | c. Electronics Workbench | a. Динамическое моделирование | b. Статическое моделирование | c. Кинетическое моделирование | d. Временное моделирование | a. Моделированием | a. Java | a. Страна – ее столица | c. Болт – чертеж болта | a. Системной динамики | b. Дискретно-событийного подхода | c. агентного подхода | a. Непрерывное моделирование | b. Прерывное динамическое моделирование | c. Дискретное моделирование | d. Математическое моделирование | a. Динамические системы | b. Агентное моделирование | c. Дискретно-событийное моделирование | a. Математическому моделированию | b. Имитационному моделированию | c. Физическому моделированию | d. Моделированию в реальном масштабе времени |
a. Начальное значение | b. d(stock)/dt= | c. Действие при создании | d. Действие при уничтожении | a. Систематизацией | a. Система Массового Обслуживания | b. Система Мониторинга Объектов | c. Система Минимизации Очереди | a. Математическому моделированию | b. Аналитическому моделированию | c. Физическому моделированию | d. Моделированию в реальном масштабе времени |
a. Системная динамика | b. Диаграмма состояний | d. Элементы управления | a. Меньше информации | b. Больше информации | c. Столько же информации | a. Иммитационное | a. Модель компьютерной сети Интернет | c. Генеалогическое дерево семьи |
a. Действие при запуске | b. Действие при уничтожении | c. Цвет заливки | d. Действие при выходе | a. Рисунок компьютера | b. Логическая схема компьютера | c. Техническое описание компьютера |
a. newEntity | c. interarrivalTime |