карликовые формы деревьев в тундре это пример борьбы за существование
Биология в лицее
Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation
Под термином «борьба» Дарвин понимал не столько борьбу, сколько конкуренцию, а под словом «существование» — не только выживание (сохранение жизни), но и успех в оставлении потомства. По Дарвину, борьба за существование с одной стороны, результат тенденции организмов к безграничному размножению, а с другой — ограниченности природных ресурсов. По современным представлениям, перенаселение не является необходимым условием борьбы за существование, хотя и обостряет её.
Конкуренция — в биологии — сопернические отношения. Конкуренция возникает меду видами со сходными потребностями — за территорию, пищу, свет, убежище, самку и пр.
Различают внутривидовую, межвидовую, прямую и косвенную конкуренцию.
В результате конкуренции в биоценозе уживаются только виды, которые смогли разойтись в требованиях к условиям жизни.
Внутривидовая борьба протекает наиболее остро, так как все особи вида нуждаются в одних и тех же, причём сильно ограниченных ресурсах, — пище, жизненном пространстве, убежищах, местах размножения. Каждый вид обладает комплексом приспособлений, уменьшающих возможность столкновения между особями (разметка границ индивидуальных участков, сложные иерархические отношения в стаде, стае и т. п.).
При этом видовые приспособления, приносящие пользу виду в целом, часто наносят вред отдельным особям, приводят их к гибели. Например, зайцы-русаки при недостатке корма отгоняют конкурента от хороших участков выпаса, дерутся, преследуя самку. Внутривидовая борьба играет существенную роль в эволюции: приводя к гибели отдельных особей, она обусловливает процветание вида в целом, способствует его совершенствованию.
В тундре деревья представлены карликовыми формами, хотя и не испытывают конкуренции со стороны других растений. Карликовый рост в данном случае является отражением приспособлений к условиям температурно-влажностного режима. Победителями в борьбе оказываются наиболее жизнеспособные особи (у них более эффективно протекают физиологические процессы, обмен веществ).
Пустынные растения борются с засухой (точнее, приспосабливаются к условиям недостатка влаги), увеличивая длину корней и уменьшая площадь испарения наземной части, запасая воду в стебле и листьях.
Презентация и конспект урока по теме «Борьба за существование» (11 класс)
Выбранный для просмотра документ для урока +.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Злой овод в теле лошади, быка, Оленя, поселяет червяка Червь роется, грызет под теплой кожей И выросши на свет выходит божий. Э. Дарвин Лес кругом, широкая поляна… На траве широкой у кургана Жаркий бой ведут тетерева … П.Усачёв А по двору метелица Ковром шелковым стелится, Но больно холодна. Воробышки игривые, как детки сиротливые Прижались у окна. Озябли пташки малые, голодные, усталые, И жмутся поплотней … С.Есенин Не причиняйте зла скворцу. Оберегая род людской, Помощник наш всегдашний, Он бьётся с грозной саранчой – Врагом колхозной пашни …. А.Осмолов Тема урока: «Борьба за существование и естественный отбор» Д/з §13,15; с.94 заполнить таблицу
«Жизнь – есть борьба» Еврипид «Природа не терпит в своем царстве никого, кто не сумел бы отстоять себя» Ральф Эмерсон
Все живые организмы оставляют потомство. Каждое живое существо даёт потомков больше, чем способны прокормиться на данной территории. Морская свинка – 18 детёнышей Степная мышь – 10 детёнышей Виргинский опоссум – 22 детёныша Золотистый хомяк – 12 детёнышей Самка аскариды – 200 тыс. яиц в сутки Травяная лягушка – 840-4000 икринок Что в результате избыточной численности возникает между всеми живыми существами? Серая крыса – 5 помётов по 8 крысят В коробочке мака 30-40 тыс.семян Как называется это явление?
Что же такое борьба за существование?
В чём причина возникновения борьбы за существование? с.82, 2-ой абзац Несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов – главная причина борьбы за существование!
Посмотрите видео фрагмент и определите формы борьбы за существование
Вывод: В борьбе за существование выживают и оставляют потомство особи, обладающие таким комплексом признаков и свойств, который позволяет наиболее успешно конкурировать с другими. В природе происходят процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного выживания других – такое явление Ч.Дарвин назвал естественным отбором.
Закрепление: Определите формы борьбы за существование. 1. В тундре все деревья карликовые 2. В гнездо ласточки береговушки заползла змея. 3. На кислой почве получили плохой урожай ячменя. 4. Чайки живут колониями 5. Густые всходы растений вытягиваются 6. Самой распространенной крысой в городах является пасюк, он вытесняет другие виды крыс. 7. Летучие рыбы спасаются от погони, выпрыгивая из воды. 8. «Стрекоз стальные челюсти нещадно, Рой насекомых истребляют жадно» (Эрамз Дарвин – дед Ч.Дарвина) Д/з §13,15; с.94 заполнить таблицу
Задание по борьбе за существование
Задание на тему борьба за существование и естественный отбор
Выбранный для просмотра документ конспект.doc
Краткосрочный план открытого урока по биологии в 11 «Б» классе
учитель: Егорова Е.Ю.
СОШ №32 г.Уральск ЗКО
Борьба за существование и естественный отбор.
Узнают связь между факторами естественного отбора и движущими силами эволюции.
Научаться сравнивать биологические процессы.
Обоснуют вывод о факторах эволюции.
Различают три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями неорганической природы.
Борьба за жизнь особенно упорная между организмами в пределах одного вида, т.к. они обладают сходными признаками и испытывают одинаковые потребности.
Рефлексия (10 минут) –
(Заходя в класс, учащиеся выбирают стикеры разного цвета и рассаживаются по разным цветам за ряды)
Давайте восстановим в памяти знания об эволюции, ее движущих силах и учёных эволюционистах.
А) компьютерное тестирование – зелёные стикеры (I ряд)
Б) тест – опрос – жёлтые стикеры (II ряд)
В) биологический пинг—понг (фронтальный опрос) – розовые стикеры (III ряд)
Актуализация знаний о борьбе за существование и естественном отборе (прослушав стихотворения, учащиеся должны определить тему урока и её цель)
А по двору метелица
Ковром шелковым стелится,
Воробышки игривые, как детки сиротливые
Озябли пташки малые, голодные, усталые,
И жмутся поплотней….
(борьба с неблагоприятными условиями)
Лес кругом, широкая поляна…
На траве широкой у кургана
Жаркий бой ведут тетерева…. (внутривидовая борьба)
А знаете, друзья, что еж
Был с мягкой шерсткою когда-то?
Но объявилась вдруг лиса,
Защелкали зубами волки –
И стали колкими глаза, и выросли иголки. (межвидовая борьба)
Не причиняйте зла скворцу.
Оберегая род людской,
Помощник наш всегдашний,
Он бьется с грозной саранчой –
Врагом колхозной пашни…. (межвидовая борьба)
Эпиграф урока: «Жизнь – есть борьба»
Как вы знаете, все организмы оставляют потомство, иногда очень многочисленное. Одна особь сельди выметывает в среднем около 40 тыс. икринок, осетр – 2 млн., лягушки – до 10 тыс. икринок, серая крыса – 5 пометов в год. На одном растении мака ежегодно созревают до 30-40 тыс. семян. Даже медленно размножающиеся животные потенциально способны оставить огромное число потомков. Самки слонов приносят детенышей в возрасте между 30 и 90 годами. За 60 лет они рождают в среднем 6 слонят. Расчеты показывают, что даже при такой низкой интенсивности размножения через 750 лет потомство одной пары слонов составило бы 19 млн. особей.
На основе этих и других примеров Дарвин приходит к выводу о том, что в природе любой вид животных и растений стремится к размножению. В то же время число взрослых особей каждого вида остается относительно постоянным. Каждая пара организмов дает гораздо больше потомков, чем их доживает до взрослого состояния. Большая часть появившихся на свет организмов гибнет.
В чем причина гибели? (обсуждение учащимися) – презентация.
В жизни постоянно происходит борьба между живыми организмами на разных уровнях.
Поэтому цель нашего урока: изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомиться с основными формами борьбы за существование.
Причины гибели разнообразны:
Недостаток корма из-за конкуренции особей одного вида
Действие неблагоприятных факторов среды (засуха, сильные морозы, высокая температура и др.)
Отсюда следует новый вывод, сделанный Дарвином:
в природе происходит непрерывная борьба за существование. Сам Дарвин писал: «… Я должен предупредить, что применяю этот термин в широком смысле, включая сюда зависимость одного существа от другого, а также включая не только жизнь одной особи, но и успех ее в оставлении после себя потомства. Я ради удобства прибегаю к общему термину « борьба за существование».
Иначе говоря, борьба за существование – это совокупность сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.
На ваших партах есть картинки различных форм борьбы за существование, определите эти формы, выявите основные причины различных видов борьбы за существование, их значение – ассоциации по картинкам, заполнение флипчарта.
Дополнить ассоциацию по ходу просмотра видеоролика «Борьба за существование».
Внутривидовая борьба (§13 с.82)
Самая жесткая и острая, т.к. все особи одного вида нуждаются в одних и тех же ресурсах: пище, территории, убежищах, местах размножения. Н/р, птицы одного вида конкурируют из-за мест гнездования. Самцы многих видов млекопитающих и птиц в период размножения вступают друг с другом в борьбу за возможность обзавестись семьей.
Межвидовая борьба (§13 с.84)
Включает отношения типа: хищник – жертва (волки, лисы охотятся на зайцев, между волками и зайцами, между лисами и зайцами идет напряженная борьба за существование); между хищниками (волки и лисы) тоже идет конкуренция за пищу. Существование трав зависит не только от поедания их животными, но и от других условий: опыление, конкуренция за свет, влагу.
Между паразитами и хозяином тоже идет межвидовая борьба, т.к. паразиты ослабляют организм хозяина, делают его менее конкурентноспособным.
Борьба с неблагоприятными условиями среды (§13 с.85)
Факторы неживой природы оказывают огромное влияние на выживаемость организмов. Много растений гибнет во время холодных малоснежных зим. В сильные морозы смертность увеличивается и среди животных, обитающих в почве. Зимой при недостатке растворенного в воде кислорода погибает рыба. Семена растений нередко заносятся в неблагоприятные места обитания и не прорастают.
ВЫВОД: Все формы борьбы за существование сопровождаются гибелью огромного количества организмов или приводят к тому, что часть их не оставляет потомства.
В борьбе за существование выживают и оставляют потомство особи, обладающие таким комплексом признаков и свойств, который позволяет наиболее успешно конкурировать с другими.
В природе происходят процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного выживания других – такое явление Ч. Дарвин назвал естественным отбором.
Зная о том, что существуют три вида борьбы за существование, можно предположить о существовании разных форм естественного отбора?
А что вызывает эти разные формы?
Ответ: условия окружающей среды.
Условия среды обитания
Долго не изменяется
Ведет к усреднению признаков
Рефлексия – «Калифорнийский сэндвич», итоги урока (на стикерах напишите «+» и «-» урока) и прикрепите их к смайликам, исходя из вашего настроения на уроке.
Источники, оснащение и оборудование
Мультимедийная установка, презентация, постеры, маркеры, тетради, учебники «Биология» 11 класс Ковшарь А.Ф., Соловьёва А.Р., Кайым К. и др.
Интернет – ресурсы, записи и схемы в тетради, §13-15.
Маршрутный лист урока
Приветствие, разделение по рядам (при помощи стикеров): (1 минута)
Проверка домашнего задания: (8–9 минут)
А) Тесты (на бумаге или компьютерное тестирование):
Длительный непрерывный и необратимый исторический процесс?
А) ароморфоз В) идиоадаптация
С) эволюция Д) дегенерация
Усложнение и совершенствование живых организмов?
А) биологическая эволюция В) идиоадаптация С) эволюция Д) дегенерация
А) Ч.Дарвин В) Ж.Б.Ламарк С) К.Линней Д) Дж.Рей
Бинарную номенклатуру предложил:
А) Ч.Дарвин В) Ж.Б.Ламарк С) К.Линней Д) Дж.Рей
Критерий, который использовал в своей систематике К.Линней:
А) генетический В) морфологический
С) физиологический Д) географический
Учёный эволюционист, сформулировавший в начале 19 века первую эволюционную теорию:
А) Ч.Дарвин В) Ж.Б.Ламарк С) К.Линней
Объяснил принцип градации живых организмов:
А) Ч.Дарвин В) Ж.Б.Ламарк С) К.Линней
Автор научно-обоснованной теории эволюции живой природы:
А) Ч.Дарвин В) Ж.Б.Ламарк С) К.Линней
Ч.Дарвин определил движущие силы эволюции, какие: А) борьба за существование;
В) наследственная изменчивость; С) естественный отбор; Д) все ответы верны.
В) Биологический пинг-понг (фронтальный опрос)
Прослушайте стихотворения, и попробуйте определить тему нашего урока и её цель.
На ваших партах есть картинки различных форм борьбы за существование, определите эти формы, найдите формулировку форм борьбы за существование, выявите основные причины различных видов борьбы за существование, их значение для организмов. (5-7 минут)
Внутривидовая борьба (§13 с.82)
Межвидовая борьба (§13 с.84)
Борьба с неблагоприятными условиями среды (§13 с.85)
Обсуждение – защита работ в группе (7-10 минут)
Просмотр видео фрагмента и его обсуждение (3 минут)
ВЫВОД: Все формы борьбы за существование сопровождаются гибелью огромного количества организмов или приводят к тому, что часть их не оставляет потомства.
В природе происходят процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного выживания других – такое явление Ч. Дарвин назвал естественным отбором. Какие вам известны формы естественного отбора? §15 + (смотрите на обороте листа)
Итоги урока и Д/з § 13,15 (1 минута)
Оценочный лист учащихся
Проверка домашнего задания (оценка, баллы)
Работа по новой теме
«Формы борьбы за существование»
Борьба с неблагоприятными условиями среды
1.Формы проявления борьбы за существование
2 Одностороннее использование одного вида другим
Воздействие абиотических факторов (морозы, жара, ливни, метели, наводнение, засуха), которые могут усилить или ослабить внутривидовую и межвидовую борьбу.
2. Результаты борьбы за существование
Приводит к сохранению популяции и вида за счет гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида, то есть ведет к процветанию вида в целом, способствует его совершенствованию.
Приводит к победе более жизнеспособной особи, к эволюции обоих взаимодействующих видов, к развитию у них взаимных приспособлений.
Средства нападения-клыки, когти, быстрое движение, подстерегающее поведение.
Средства защиты-шипы, панцири, иглы, ядовитые вещества, маскировочная окраска и др.
Приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций, видов.
— борьба за территорию;
— состязание за добычу;
— внутривидовой каннибализм (поедание особей своего вида);
-борьба за главенство в стае;
— борьба за обладание самкой.
— один вид вытесняет другой;
— переход на разное питание;
-сезонная смена меха (у млекопитающих);
— летняя и зимняя спячка у животных;
— сезонные перелеты и кочевки у птиц;
— приспособленность животных и растений к условиям пустыни и тундры
(развита корневая система, редуцированны листья, запас воды и жира в организме, низкорослость растений тундры и др.)
3. Дизруптивный (разрывающий) отбор осуществляется в тех случаях, когда две или более генетически различные формы обладают преимуществом в разных условиях, например в разные сезоны года. Дизруптивный отбор благоприятствует более чем одному фенотипу и направлен против промежуточных форм. Он как бы разрывает популяцию по данному признаку на несколько групп, встречающихся на одной территории, и может при участии изоляции привести к разделению популяции на две и более.
Ч.Дарвин наблюдал дизруптивный отбор на океанических островах, на которых появились бескрылые насекомые и насекомые с очень длинными крыльями. Насекомые со средними крыльями ветром сносились в море и погибали. Мадагаскарские тараканы, в отличие от Американских блаберусов, совершенно не имеют крыльев, но цепкие лапки позволяют им подниматься даже по стеклянной вертикальной плоскости. Разрывающая форма отбора приводит к полиморфизму — образованию нескольких форм, отличающихся по определенному признаку (в семье термитов, пчёл, муравьёв – есть матки, рабочие особи, солдаты, самцы).
Ключ ответов: 1 с, 2 а, 3с, 4 с, 5 в, 6 в, 7 в, 8 в, 9 а, 10д.
Ключ ответов: 1 с, 2 а, 3с, 4 с, 5 в, 6 в, 7 в, 8 в, 9 а, 10д.
Ключ ответов: 1 с, 2 а, 3с, 4 с, 5 в, 6 в, 7 в, 8 в, 9 а, 10д.
Ключ ответов: 1 с, 2 а, 3с, 4 с, 5 в, 6 в, 7 в, 8 в, 9 а, 10д.
Приложение 2 Формы естественного отбора: стабилизирующий,
движущий, или направленный, и дизруптивный.
Стабилизирующий отбор способствует поддержанию в популяции среднего, ранее сложившегося признака. Он происходит в тех случаях, когда фенотипические признаки оптимально соответствуют условиям среды и конкуренция между особями относительно слаба. Такой отбор действует во всех популяциях, при этом уничтожаются особи с крайними отклонениями признаков.
В любой популяции, в силу ее генетической разно качественности, появляются на свет особи с разной степенью выраженности того или иного признака. Такое разнообразие особей по любому признаку обеспечивается генетико-экологическими факторами, воздействующими на популяции в течение многих поколений. Если подсчитать количество особей, имеющих ту или иную выраженность данного признака, то окажется, что большинство будет приближаться к некой средней величине, средней норме.
Стабилизирующий отбор приводит к уничтожению крайних отклонений и как бы стабилизирует среднюю норму выраженности признака, приводя к сужению нормы реакции (рис. 4.1). Он наблюдается в условиях внешней среды, которые длительное время остаются постоянными. В относительно неизменной среде преимуществом обладают типичные, хорошо приспособленные к ней особи со средним выражением признака, а отличающиеся от них мутанты погибают. Можно привести следующий пример стабилизирующего отбора. В 1898 г. американский орнитолог Г. Байпас после сильных ветров и снегопада обнаружил 136 оглушенных и полуживых домовых воробьев. При отогревании 72 из них выжили, 64 погибли. Оказалось, что погибшие воробьи имели или очень длинные, или очень короткие крылья.
Схема действия стабилизирующего (а), движущего (б) и дизруптивного (в) естественного отбора (по Н. В. Тимофееву-Ресовскому и др., 1977), F— поколения. На популяционных кривых заштрихованы элиминируемые варианты. Величина дуги при отборе внутри одного потомства соответствует норме реакции.
Движущий отбор заключается в том, что при медленном изменении условий среды в новом направлении неуклонно происходит сдвиг средней нормы в ту или иную сторону. Иными словами, при движущем отборе наблюдается отсев мутаций с одним значением признака, которые заменяются мутациями с другим средним значением признака. Движущий отбор, таким образом, приводит к эволюционному изменению, оказывая на популяцию такое давление, которое благоприятствует увеличению в ней частоты новых аллелей (см. рис.). После того как новая средняя норма выраженности признака (средний фенотип) придет в оптимальное соответствие с новыми условиями среды, вступает в действие стабилизирующий отбор.
Классическим примером эволюционного изменения по типу движущего отбора является появление темноокрашенных бабочек под воздействием химических загрязнений атмосферы (промышленный меланизм). За последние 100 лет у более 80 видов бабочек появились темноокрашенные формы, Ранее, например, березовая пяденица имела бледно-кремовую окраску с черными точками. В средине XIX в. в Англии были обнаружены темноокрашенные особи этой бабочки, которые к концу века составляли 98%. Меланическая форма является результатом возникновения случайных мутаций и обладает в промышленных районах большим преимуществом по сравнению со светлоокрашенными. Светлоокрашенные бабочки были незаметны на стволах берез, покрытых лишайниками. С интенсивным развитием промышленности диоксид серы, образующийся при сжигании угля, вызвал гибель лишайников в промышленных районах, и в результате обнажилась темная кора деревьев, которая сделалась еще более темной из-за покрывающей ее сажи. На темном фоне светлоокрашенные пяденицы склевывались малиновками и дроздами, а выживали и успешно размножались меланические формы, которые на темном фоне менее заметны.
Дизруптивный (разрывающий) отбор осуществляется в тех случаях, когда две или более генетически различные формы обладают преимуществом в разных условиях, например в разные сезоны года. Дизруптивный отбор благоприятствует более чем одному фенотипу и направлен против промежуточных форм. Он как бы разрывает популяцию по данному признаку на несколько групп, встречающихся на одной территории, и может при участии изоляции привести к разделению популяции на две и более (см. рис. 4.1).
Моделью дизруптивного отбора может быть ситуация возникновения карликовых рас хищных рыб в малокормном водоеме. Часто щурятам-сеголеткам не хватает корма в виде мальков рыб. В этом случае преимущество получают самые быстрорастущие особи, которые за очень короткое время достигают размеров, позволяющих поедать своих собратьев. С другой стороны, в выгодном положении окажутся щурята с максимальной задержкой скорости роста, так как мелкие размеры дают им возможность длительное время питаться мелкими планктонными рачками. Подобная ситуация путем стабилизирующего отбора может привести к возникновению двух рас рыб.
охарактеризовать особенности каждой формы борьбы за существование;
научить учащихся видеть проявление разных форм борьбы за существование на различных примерах и в живой природе;
развивать у учащихся умения и навыки индивидуальной и групповой работы, формировать интеллектуальные умения – анализировать, сравнивать, делать выводы;
создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.
Материально-техническое и дидактическое оснащение:
Тип урока: урок введения и закрепления нового материала
Методы обучения: проблемный, частично–поисковый
Форма работы: самостоятельная индивидуальная и групповая работа
“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”
(инициация урока, объявление темы, цели, задачи, начальные записи, формирование групп)
1. Приветствие учащихся
2. Учитель предлагает учащимся создать группы по итогам ответов на вопросы.
Кому принадлежит утверждение:
“Природа не изменна, виды в природе
Кому принадлежит труд “Происхождение видов путем естественного отбора”. Ч. Дарвин).
Кому принадлежат слова: “Теория Дарвина – одно из трех величайших открытий ХIХ века после закона сохранения энергии, клеточной теории? Карл Маркс).
Кому принадлежит утверждение:
“Природа изменяется, но видов в природе нет”. Хотя в конце жизни признал их существование. (Ламарк)
Назовите основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
2. Выбирает двух экспертов.
3. Объявляет тему урока.
4. Знакомит учащихся с целями и задачами урока.
5.Делает установку на работу в группах и заполнение рабочих листов.
1.Учащиеся отвечают на вопросы.
3. Записывают тему урока в рабочие листы
4. Знакомятся с целями и задачами урока.
5. Знакомятся с содержанием рабочих листов
2. Операционно-исполнительский этап
(групповая и индивидуальная работа)
Учитель: “Всем живым существам присуща способность практически безграничного размножения.
-самка аскариды дает 200 тыс. яиц в сутки;
— серая крыса – 5 пометов в год по 8 крысят, которые
начинают размножаться через 3 месяца;
— осетр – 2 млн. икринок;
— лягушка – 10 тыс. икринок;
— дафнии за лето дают 10 30 особей, что превосходит массу
— одна бактерия за 3 суток дает потомство, масса которого
— 70 мух весят 1г. За сезон 1 муха способна дать потомство, которое будет весить 80 тыс. тонн;
— слоны (с 39-90 лет рожают 6 слонят), за 750 лет
потомство одной пары составит 19 млн. особей.
Однако безудержного роста численности живых организмов в действительности никогда не наблюдается.
1. В чем причина такого явления?
2. Почему большая часть особей гибнет на различных этапах развития?
Обобщение высказываний учащихся и формирование кластера.
Рефлексия деятельности групп.
(Эксперты раздают жетоны).
“Известно, что гибель тем интенсивнее, чем выше рождаемость особей данного вида.
В процессе эволюции возникает инстинкт заботы о потомстве, который является альтернативой безграничному увеличению потомства.
Например: белуга выметывает во время нереста около миллиона икринок и только очень незначительная часть из них достигает зрелого возраста, самка трехиглой колюшки откладывает 60-70 икринок в гнездо, сделанное из водных растений, а самец охраняет икру и появившихся личинок”.
3. Что не хватает всем живым организмам для существования?
(После обсуждения учитель делает запись на доске)
Размышляя о механизмах и движущих силах эволюции, Ч. Дарвин пришел к представлению о борьбе за существование. Это одно из центральных понятий теории эволюции.
Несоответствие между численностью появившихся в популяции особей и имеющимися в наличии жизненными ресурсами неизбежно приводит к борьбе за существование.
Ч. Дарвин неоднократно подчеркивал, что борьба за существование не сводится к прямой схватке, она представляет собой сложные и многообразные отношения организмов внутри одного вида, между разными видами и с неорганической природой.
1. Какие три формы борьбы различал Ч. Дарвин?
2. Какая форма борьбы за существование является самой интенсивной? Почему?
3 Какова роль борьбы за существование в процессе эволюции?
Учащиеся высказывают свои предположения о причинах гибели живых организмов и записывают ответы группы в рабочие листы.
Лидер каждой группы сообщает о наработках группы.
Учащиеся записывают правильный ответ
Причины, ограничивающие рост численности живых организмов:
— борьба с особями других видов;
— борьба с особями своего вида.
Рефлексия личной деятельности. (каждый член группы определяет свой личный вклад в работу группы по данному вопросу и записывает в рабочий лист количество баллов (0-3).
3. Этап первичного закрепления материала
(Индивидуаль-ная и групповая работа)
Ученикам предлагается индивидуально
— Определить, к какой форме борьбы за существование относятся эти примеры:
Глухоземье. Много снега, лют и задирист мороз. Голодно лисице в нашем лесу, но она ходит, ищет, перебегает с разбросанных по болоту клюквенных подушек, находит спрятавшихся грызунов.
И меж растений царствует война.
(Межв., внутривидов., борьба с неблаг. условиями среды)
Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,
Страшатся щуки крокодила,
От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.
Всегда имеет верх над слабостью сила.
Желаю жизни много лет,
Не знай ты вовсе обо мне!
Найду я ужин и обед,
Пока ты есть в моей судьбе.
Отбором давно забракован.
Ногам не сносить головы!
Живите, сильнейшие братья,
А мне не уйти от судьбы.
(Хищник- жертва, межвидовая).
В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких растений.
Серая крыса, более сильная и агрессивная, вытесняет черную, которая теперь встречается лишь в лесных районах или пустыни.
Ель хорошо развивается под защитой леса, а потом затеняет его.
Чайки, синицы, буревестники убивают птенцов при их большом количестве.
В Австралии обыкновенная пчела вытеснила маленькую туземную пчелку, не имеющую жала.
Пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов.
У двух видов скальных поползней, живущих на одном ареале, длина клюва и способ добывания пищи различаются.
Зимой в любом из городских парков голуби отгоняют от брошенных на снег крупы и крошек воробьев.
Более сильные вороны отгоняют от корма своих более слабых и менее энергичных конкуренток.
Ограничение участка обитания системой меток
-кошачьи и медвежьи обдирают кору (точат когти);
— у приматов пахучие подмышечные железы;
— собаки метят территорию мочой.
Зерна хлеба часто страдают от желто-зеленого клопа черепашки. Теленомус откладывает свое яйцо в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое.
В тундре после сильных снегопадов оленям трудно добывать ягель из под снега, при этом многие животные гибнут от голода.
(Борьба с неблагоприятными условиями среды).
— Следующее задание выполняется в группе, так как оно более сложное и требует обсуждения.
-Кета выметывает во время нереста около миллиона икринок и только незначительная часть мальков достигает зрелого возраста. Ниже перечислены несколько причин такого “выживания”. Распределите эти причины в соответствии с видами борьбы за существование, расставив буквы в таблице в нужном порядке. (Приложение 1.3)
Проверка правильности заполнения таблицы
Учащиеся принимают участие в данном задании, используя сигнальные карточки:
красные – межвидовая борьба;
желтые – борьба с неблагоприятными условиями.
(за каждый правильный ответ учащиеся записывают по 1 баллу в рефлексию личной деятельности.)
Учащиеся, работая в группе, заполняют таблицу и проверяют правильность заполнения.
Заполняют в рабочих листах колонки “Рефлексия”
4. Рефлексивно-оценочный этап
2. Подсчитывание личного количества баллов и добавление количества баллов за тестирование.
проводят проверку, для которой на экран мультимедийного проектора выводится таблица с правильными ответами.
5. Подведение итогов
Учитель задает вопросы:
— Выполнили ли мы все поставленные задачи?
— Какой материал поняли полностью или частично?
— Насколько активно работали?
— Как легче работать в группе или индивидуально?
Учащиеся анализируют выполнение поставленных задач, делятся своими впечатлениями.
6. Постановка домашнего задания (дифференцированно)
1) изучить материал по §40 и записям в тетради;
2) подготовить сообщения о различных формах борьбы за существование в живой природе,
Учащиеся задают по домашнему заданию вопросы по мере необходимости
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-018202
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.