карский договор 1921 когда заканчивается
100-летие Карсского договора: Как Турция поглощает Грузию
Буквально с первых дней создания независимого грузинского государства его главнейшей проблемой стала проблема территориальной целостности. Националистически настроенное грузинское руководство законодательно ликвидировало существующие советские автономии, что привело к фактическому выходу из-под юрисдикции центрального правительства в Тбилиси Абхазии, Южной Осетии и Аджарии.
Если первые две автономии были созданы по национальному признаку, то в Аджарии этот признак был религиозным. Хотя аджарцы по происхождению являются этническими грузинами, они, в отличие, от остального населения Грузии исповедуют ислам. Таковы были последствия многовекового турецкого владычества.
С начала 19-ого века Россия буквально по кусочкам собирала воедино грузинские земли. Аджария стала последним регионом, воссоединившимся со своей исторической родиной по результатам русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Хотя Россия значительно укрепилась в этом регионе, турки никогда не переставали мечтать о реванше.
С распадом Российской Империи их мечта была близка к осуществлению – они фактически овладели Аджарией. В результате переговоров Турции и РСФСР по Карсскому мирному договору 1921 года Аджария вместе с городом Батуми отошла к Грузии.
После 1991 года турки получили новый шанс на возвращении себе Аджарии. И этот шанс им предоставил за девять лет своей кровавой диктатуры бывший президент Грузии Михаил Саакашвили. В отличие от прежнего руководителя Аджарии Аслана Абашидзе, который, исходя из национальных интересов Грузии, максимально сдерживал турецкое проникновение в Аджарию, Саакашвили практически отдал регион на откуп турецкому капиталу.
Сегодня турецкое влияние значительно по всей территории Грузии, но в Аджарии оно просто зашкаливает. Огромное количество ресторанов, отелей, кафе, увеселительных заведений, часто сомнительного толка принадлежат турецкому капиталу. В самой Турции игорный бизнес под строжайшим запретом, и поэтому казино для турок строятся в Аджарии. Картину дополняют учреждения под различными вывесками, в которых «жрицы любви» оказывают клиентам специфические услуги. Причем контингент их набирается не только из местных кадров, но и процессуальных специалисток из стран Юго-восточной Азии.
Демагогические заявления грузинских властей о том, что турецкие инвестиции способствуют процветанию края, является откровенной ложью. Львиная часть доходов уходит именно в Турцию. И строители, и обслуживающий персонал большей частью состоят из граждан Турции, а местным жителям остается мизерная доля неквалифицированного труда с минимальной оплатой.
Совершенно логично, что с ростом экономического влияния, значительно растет и влияние политическое. Сегодня возглавляющий Турцию Реджеп Эрдоган не только провозглашает планы воссоздания Османской империи и Великого Турана, но и уже предпринимает активные действия в этом направлении.
Турки широко используют и религиозный фактор. Количество строящихся в Аджарии мечетей не уступает числу отелей, борделей и казино. Большое внимание они уделяют и просвещению. Турецкие школы и высшие учебные заведения выковывают из местной молодежи, часть которой на льготных условиях может получать образование и в самой Турции, нужные кадры на будущее.
В Турции уже давно печатают географические карты, на которых Аджария изображена как турецкая территория. Реджеп Эрдоган прямо называет Батуми в числе городов, которые должны воссоединиться с Турцией. Недаром ведь он мечети называет своими солдатами, а минареты – штыками.
«Наши физические границы отличаются от границ в нашем сердце. Разве можно отличить Ризе от Батуми? Множество историков считает, что в границы Турции должны входить Кипр, Алеппо, Мосул, Салоники, Батуми. Лишь утратив независимость, мы потеряем интерес к этим территориям», — заявлял Реджеп Эрдоган.
Турки уже чувствуют себя в Аджарии фактическими хозяевами, потому что для них даже не существует пограничного и таможенного контроля. Благодаря политике Саакашвили огромное количество турок получили грузинские паспорта. Сегодня в Аджарии людей с двойными гражданством более 27%.
Одним из гарантов Карсского договора является Россия. Грузинские власти уже тридцать лет ведя политику оголтелой русофобии, пилят сук, на котором сидят.
Эрдоган уже доказал, что способен на безбашенное поведение. Он легко влезает в конфликты с ведущими мировыми державами – с США, Россий, Францией. Не церемонится со своими союзниками Грецией и Израилем, не останавливается перед прямым военным вторжением в суверенную Сирию.
Что помешает ему действовать аналогичным образом против Грузии? Что тогда смогут ему противопоставить продажные грузинские политики, пытающиеся конфликтовать с Россией – единственной силой, которая может спасти Грузию.
Хотя вполне вероятно, что эти политики ничего противопоставлять и не будут, так как действуют по определенному плану – продать свой народ и страну, заработав при этом свои тридцать серебряников.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Новое в блогах
Карский договорот от 13 октября 1921 г. между Турцией и Армянской ССР, Грузинской ССр, Азербайджанск
Карский договорот от 13 октября 1921 г.
Заключенный при участии РСФСР в Карсе 13 октября 1921 г.
Правительство Социалистической Советской Республики Армении: Асканаза Мравяна, Народного Комиссара по Иностранным Делам, Погоса Макинзяна, Народного Комиссара по Внутренним Делам;
Правительство Азербайджанской Социалистической Советской Республики: Бехбуда Шахтахтинского, Народного Комиссара Государственного Контроля;
Правительство Социалистической Советской Республики Грузии: Шалву Элиава, Народного Комиссара по Военным и Морским Делам, Александра Сванидзе, Народного Комиссара по Иностранным Делам и Народного Комиссара Финансов;
Правительство Великого Национального собрания Турции:
Кязима Карабекир-пашу, депутата Великого Национального Собрания от Адрианополя, Командующего Восточным фронтом, Вели-бея, депутата Великого Национального Собрания от Бурдура, Мухтар-бея, бывшего помощника Статс-секретаря общественных работ, Мемдуха Шевкет-бея, Полномочного Представителя Турции в Азербайджане;
Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: Якова Ганецкого, Полномочного Представителя в Латвии,
Каковые после обмена полномочиями, найденными в надлежащей и законной форме, согласились о нижеследующем:
равительство Великого Национального Собрания Турции и Правительства Социалистических Советских Республик Армении, Азербайджана и Грузии считают отмененными и не имеющими силы договоры, заключенные между государствами, ранее осуществлявшими свои суверенные права на территории, входящей ныне в состав территории Договаривающихся сторон, и касающиеся вышеупомянутых территорий. А равно и договоры, заключенные с третьими державами и касающиеся Закавказских Республик.
Считается установленным, что настоящая статья не применяется к Турецко-русскому договору, заключенному в Москве 16 марта 1921 (1337) года.
Договаривающиеся стороны соглашаются не признавать никаких мирных договоров или иных международных актов, к принятию которых понуждалась бы силою одна из них.
В силу этого Правительства Социалистических Советских Республик Армении, Азербайджана и Грузии соглашаются не признавать никаких международных актов, касающихся Турции и не признанных Национальным Правительством Турции, представленной ныне ее великим Национальным Собранием.
(Под понятием Турция в настоящем Договоре подразумеваются территории, включенные в Национальный Турецкий Пакт от 28 января 1920 (1336) года, выработанный и провозглашенный Оттоманской Палатой Депутатов в Константинополе и сообщенный прессе и всем государствам).
Со своей стороны, Правительство Великого Национального Собрания Турции соглашается не признавать никаких международных актов, касающихся Армении, Азербайджана и Грузии и не признанных соответствующими Правительствами этих стран, представленными ныне Советами Армении, Азербайджана и Грузии.
Правительства Социалистических советских Республик Армении, Азербайджана и Грузии, признавая режим капитуляций несовместимым с свободным национальным развитием всякой страны, равно как и с полным осуществлением ее суверенных прав, считают потерявшими силу и отмененными всякого рода функции и права, имеющие какое-либо отношение к этому режиму.
Подробное определение и проведение государственной границы в натуре, равно как и установка пограничных знаков производится смешанной пограничной комиссией с одинаковым числом членов от Договаривающихся сторон и с участием представителя РСФСР.
Приложение IV: карта.
Правительство Турции и Правительства Советской Армении и Азербайджана согласны, что Нахичеванская область на границах, указанных в приложении III настоящего Договора, образует автономную территорию под покровительством Азербайджана.
Турция соглашается уступить Грузии сюзеренитет над городом и портом Батум и территорией, лежащей к северу от границы, указанной в ст. 4 настоящего Договора и составляющей часть Батумского округа, при условии, что:
1) население местностей, указанных в настоящей статье, будет пользоваться широкой местной автономией в административном отношении, обеспечивающей каждой общине ее культурные и религиозные права, и население будет иметь возможность установить в указанных местностях земельный закон, соответствующий его пожеланиям;
2) Турции будет обеспечен свободный транзит всяких товаров, отправляемых в Турцию или из нее, через Батумский порт, беспошлинно, без учинения каких-либо задержек и без обложения их какими бы ни было сборами, с предоставлением Турции права пользоваться Батумским портом без взимания за то специальных сборов.
Для проведения в жизнь этой статьи будет немедленно после подписания настоящего Договора образована Комиссия из представителей заинтересованных сторон.
Правительство Социалистической Советской Республики Грузии и Правительство Великого Национального Собрания Турции соглашаются облегчить жителям пограничной зоны переход границы, при условии соблюдения таможенных, полицейских и санитарных правил, которые будут установлены по этому поводу Смешанной комиссией.
Статья 8
Правительство Социалистической Советской Республики Грузии и Правительство Великого Национального Собрания Турции, принимая во внимание необходимость для жителей пограничных местностей обеих стран пользоваться летними и зимними пастбищами, находящимися по другую сторону границы, согласились предоставить этим жителям право перехода через границу с их стадами и пользования обычными пастбищами.
Таможенные правила, равно как и полицейские, санитарные и другие мероприятия для перехода через границу будут установлены Смешанной комиссией.
Статья 9
Дабы обеспечить открытие проливов и свободу прохождения через них торговых судов всех народов, Турция и Грузия соглашаются передать окончательную выработку международного статута Черного моря и проливов будущей конференции из делегатов прибрежных государств. При условии, что вынесенные ею решения не нанесут ущерба полному суверенитету Турции, равно как и безопасности Турции и ее столицы Константинополя.
Статья 10
Договаривающиеся стороны обязуются не допускать образования или пребывания на своей территории организаций или групп, претендующих на роль правительства другой страны или части ее территории, равно как и пребывания групп, имеющих целью борьбу против другой страны.
Считается установленным, что под турецкой территорией, упомянутой в настоящей статье, подразумевается территория, находящаяся под непосредственным военным и гражданским управлением Правительства Великого Национального Собрания Турции.
Статья 11
На граждан обеих Договаривающихся сторон, находящихся на территории другой стороны, будут распространяться все права и обязанности, вытекающие из законов страны, в коей они находятся, за исключением обязанностей по национальной обороне, от коих они будут освобождены.
Вопросы, касающиеся семейного права, права наследственного и дееспособности граждан обеих сторон, также составляют исключение из постановлений настоящей статьи. Они будут разрешены особым соглашением.
Статья 12
Договаривающиеся стороны согласны применить принцип наибольшего благоприятствования к гражданам каждой из Договаривающихся сторон, пребывающим на территории другой стороны.
Настоящая статья не применяется к правам, предоставленным взаимно Советскими Республиками на своей территории гражданам союзных Советских Республик, равно как и к правам, предоставленным Турцией гражданам мусульманских государств, союзных Турции.
Статья 13
Всякий житель территорий, составлявших до 1918 г. часть России и признанных находящимися ныне под суверенитетом Турции, имеет право, если пожелает, выйти из турецкого гражданства, свободно покинуть Турцию и взять с собой свои вещи, свое имущество или их стоимость.
Равным образом, все жители территории, сюзеренитет над которой был Турцией уступлен Грузии*, имеют право, если пожелают, выйти из грузинского гражданства, свободно покинуть территорию Грузии и взять с собой свои вещи, свое имущество лил их стоимость.
Жители, упоминаемые в вышеуказанной статье, будут пользоваться месячной отсрочкой от воинской повинности с момента, с которого они в должной форме заявят о своем желании оставить упомянутые территории.
Статья 14
Договаривающиеся стороны обязуются заключить в течение 6-ти месяцев со дня подписания настоящего Договора специальные соглашения, касающиеся беженцев вой 1918-1920 гг.
Статья 15
Каждая из Договаривающихся сторон обязуется объявить немедленно после подписания настоящего Договора полную амнистию гражданам другой стороны за преступления и проступки, вытекающие из военных действий на Кавказском фронте.
Статья 16
Договаривающиеся стороны согласны в течение 2-х месяцев со дня подписания настоящего Договора возвратить бывших военнопленных и гражданских пленных, находящихся на территории одной из Договаривающихся сторон.
Статья 17
Для обеспечения непрерывности сношений между их странами Договаривающиеся стороны обязуются принять, по взаимному согласованию, все необходимые меры в целях сохранения и развития возможно скорее железнодорожных, телеграфных и иных средств сообщения, равно как и обеспечения свободного передвижения людей и товаров без всяких задержек.
Однако признается, что в отношении передвижения, въезда и выезда как путешественников, так и товаров, будут полностью применяться установленные в каждой из стран Договаривающихся сторон на этот счет правила.
Статья 18
В целях установления торговых сношений и регулирования всех экономических и финансовых или других вопросов, необходимых для укрепления дружественных отношений между Договаривающимися странами, немедленно после подписания настоящего Договора будет образована в Тифлисе Комиссия из представителей заинтересованных стран.
Статья 19
Договаривающиеся стороны обязуются заключить в течение 3-х месяцев со дня подписания настоящего Договора консульские конвенции.
Статья 20
Настоящий Договор, заключенный между Правительствами Армении, Азербайджана, Грузии и Турции, подлежит ратификации.
Обмен ратификационными грамотами состоится в Эривани в возможно ближайший срок.
Настоящий Договор вступит в силу с момента обмена ратификационными грамотами, за исключением статей 6, 14, 15, 16, 18 и 19, которые вступят в силу немедленно после подписания Договора.
В удостоверение изложенного вышеупомянутые уполномоченные подписали настоящий Договор и скрепили его своими печатями.
Составлено в пяти экземплярах в Карсе 13 октября 1921 (1337) года.
А. Мравян Кязим Карабекир
Ш. Элиава Мемдух Шевкет
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Северо-восточная граница Турции установлена нижеследующим образом (согласно карте русского Генерального штаба, масштабом 1/210000-5 верст в дюйме):
N. B. Разумеется, что граница следует по линиям водоразделов вышеуказанных высот.
А. Мравян Кязим Карабекир
Ш. Элиава Мемдух Шевкет
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Принимая во внимание, что пограничная линия следует по тальвегам рек Арпа-чай и Аракса, как это указано в приложении I, Правительство Великого Национального Собрания Турции обязуется отодвинуть лишь линию блокгаузов на расстояние 8 верст от железной дороги Александрополь-Эривань в настоящем ее начертании в районе Арпа-чай и на расстояние 4 верст от вышеупомянутой железнодорожной линии в районе Аракса.
I.Зона Арпа-чай
II.Зона Аракса
Прямая линия между Хараба-Алиджан и деревней Сулейман- Диза,
А. Мравян Кязим Карабекир
Ш. Элиава Мемдух Шевкет
ПРИЛОЖЕНИЕ III
Территория Нахичевани
А. Мравян Кязим Карабекир
Ш. Элиава Мемдух Шевкет
Печат. по арх. Опубл. в «Сборнике действующих договоров…», вып. III, М., 1922, стр. 49-57.
Обмен, ратификационными грамотами произведен в г. Ереване 11 сентября 1922 г.
Документы внешней политики СССР т.4, Москва 1960г.
BERG. man Tbilisi
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Баку хочет окончательной победы, ликвидации самопровозглашенной «НКР», находящейся сейчас под защитой российских миротворцев и кратчайшего транспортного коридора через Армению в Нахичаванскую АР.
Чего хочет Армения, в частности, её лидер, вряд ли кто-то, если говорить без эмоций, может чётко сформулировать.
То, что подковёрная игра присутствует, все понимают, но могут говорить о ней лишь на уровне предположений.
Прекрасно понимаю, насколько разнятся мнения по этому документу. И очень хорошо знаю о разных страшилках на этот счёт.
«Как советская власть спасла армянский народ» Источник: https://vz.ru/society/2021/10/13/1123722.html
Очень хорошо знаю, что думают в Армении про этот договор, и в Турции, и в Грузии, и в России. Прочитал и услышал, наверное, сотни и больше, версий и оценок этому соглашению.
Повторяю, материал крайне спорный и уверен, категорически неприемлемый для многих. Но, любопытный в плане дискуссии и определенного взгляда на те события и что было после.
«Историческая призма»: Армянское фиаско. Вся правда о Карсском договоре
С целью проведения в жизнь положений советско-турецкого Московского договора от 16 марта 1921 года и урегулирования отношений Турции с тремя советскими республиками Южного Кавказа возникла потребность в созыве новой конференции. В результате активной дипломатической переписки между Москвой и Анкарой местом проведения данной конференции был выбран Карс.
Накануне Карсской конференции советская Россия добивалась подписания единого договора между южнокавказскими республиками и Турцией. Кремль, прежде всего, был обеспокоен возможным установлением тесных отношений между Турцией и Азербайджаном. Об этом в своем письме в Политбюро ЦК РКП (б) 1 апреля 1921 г. писал нарком иностранных дел советской России Г.Чичерин: «Между тем можно опасаться, что в этом отношении не все будет благополучно и, в частности, со стороны Азербайджана. Если мы не примем мер, чтобы не допустить никаких нежелательных уклонов, таковы легко могут произойти».
На письме В.Ленин написал свое мнение: «По-моему, это бесспорно». Поэтому Москва начала оказывать давление на руководство Азербайджанской ССР с целью подготовить его соответствующим образом к предстоящей конференции.
Москва начала оказывать давление на руководство Азербайджанской ССР с целью подготовить его соответствующим образом к предстоящей конференции
В телеграммах, направленных в начале апреля 1921 г. наркому иностранных дел Азербайджанской ССР М.Д.Гусейнову, Г.Чичерин призывал «бакинских товарищей» не совершать оплошностей и не подписывать какие-либо договора, не запросив Москву. В ответной телеграмме от 12 апреля 1921 года М.Д.Гусейнов твердо заверил Г.Чичерина, что «турки никогда и ни в какой форме не смогут разыграть роль протектората над Азербайджаном».
Интересно, что армянская сторона, понимая что будущая конференция при участии трех южнокавказских республик будет продолжением Московской, заранее попыталась подвергнуть ревизии ее статьи, касающиеся территориальных вопросов.
15 апреля 1921 года в Наркомат иностранных дел РСФСР и ЦК РКП (б) поступило обширное заявление от главы армянской делегации на Московской конференции, народного комиссара иностранных дел Армении А.Бекзадяна. В заявлении осуждался «продажный характер Московского договора в отношении национальных интересов Армении». Поводом для столь резкого заявления, по словам А.Бекзадяна, послужило ознакомление армянской делегации с текстом самого договора и с протоколами заседаний конференции. Прежде всего, армянской стороне не понравилась «уступка туркам за счет Советской Армении» крупных территорий.
Как считал армянский нарком, принятые на конференции решения по разрешению Нахчыванского и Шарур-Даралагезского вопроса якобы лишали Армению «возможности нормально управлять Зангезуром, который ей принадлежит»
Раздраженный письменным обращением А.Бекзадяна в ЦК РКП (б) и НКИД РСФСР Г.Чичерин обратился 21 апреля 1921 года с письмом к полномочному представителю Армении в советской России С.Тер-Габриэляну, в котором назвал обвинения необоснованными и отметил, что армянские делегаты были в курсе переговорного процесса, о всех вопросах их делегация ставилась в известность, однако, пока шли переговоры, они ни разу не выступили с протестом. Чичерин особо отметил, что на московских переговорах уступки были взаимными и были сделаны по решению ЦК РКП (б), о чем Бекзадян был заранее информирован. Г.Чичерина особенно сердило то, что письменное обращение А.Бекзадяна было явно рассчитано на то, чтобы переложить вину на российскую делегацию, а себя очистить от всякой ответственности.
7 мая 1921 г. на совместном заседании представителей республик Южного Кавказа в Тифлисе было принято решение по поводу внесения южнокавказскими республиками предложения о подписании ими единого договора с Турцией. Согласно данному решению основу будущих переговоров и договора должен был составить российско-турецкий договор от 16 марта 1921 г. Видимо, опасаясь сюрпризов, в письме В.Молотову от 29 мая 1921 года Г.Чичерин настойчиво просил: «Убедительно просим Центральный Комитет категорически настоять, чтобы Кавказские Советские республики не обращались к Турции с требованием изменения установленной в Москве границы».
Постановлением Политбюро ЦК АКП (б) от 26 августа 1921 г. Б.Шахтахтинский был назначен полномочным представителем Азербайджанской ССР на конференции. Интересно, что первоначально армянская делегация не получила официального приглашения правительства Турции на конференцию. Анкара исходила из того, что поскольку новые власти в Армении после её советизации не признали Александропольский (Гюмринский) договор дашнакского правительства с Турцией, то инициатива участия в конференции и предложение о новом договоре должны были исходить от Эривани. Поэтому наркоминдел РСФСР Г.Чичерин отправил телеграмму наркоминделу Армянской ССР А.Мравяну (он заменил на этом посту А.Бекзадяна-И.Н.) с рекомендацией обратиться к правительству Турции с «выражением желания» принять участие в конференции.
Г.Чичерин отправил телеграмму наркоминделу Армянской ССР А.Мравяну с рекомендацией обратиться к правительству Турции с «выражением желания» принять участие в конференции
24 августа 1921 г. наркоминдел Армении А.Мравян последовал совету «старшего товарища» и отправил ноту на имя министра иностранных дел Турции Юсуфа Кемаль-бея. В итоге 29 августа Юсуф Кемаль-бей отправил приглашение армянской делегации принять участие на конференции в Карсе.
Карсская конференция проходила с 26 сентября по 13 октября 1921 г. Анализ стенографических отчетов и протоколов заседаний конференции показывает, что переговоры здесь отличались своей принципиальностью и острыми дискуссиями. Предложение Турции подписать двухсторонние договора с тремя советскими республиками Южного Кавказа в очередной раз натолкнулось на сопротивление представителей советской России, участвовавших на конференции в роли посредников и являвшихся сторонниками единого договора Закавказских республик и Турции.
Такую же позицию занял представитель Азербайджана Б.Шахтахтинский, который заявил: «. я от имени Азербайджанской республики настаиваю на том, чтобы договор был единым и чтобы особых глав в этом договоре не было». Данное заявление азербайджанской делегации фактически обезоружило турецкую сторону.
Данное заявление азербайджанской делегации фактически обезоружило турецкую сторону
После длительных обсуждений 13 октября 1921 г. был подписан Карсский договор, состоявший из 20 статей и 3 приложений. Согласно 2 пункту договора стороны соглашались не признавать никаких мирных договоров или иных международных актов, к принятию которых принуждалась бы силой одна из них. Таким образом, Армения присоединялась к ранее подписанному Московскому договору совершенно самостоятельно, а не принуждалась, как это хотят представить сегодня армянские историки. Также самостоятельно она брала на себя обязательство не признавать никаких международных актов, касающихся Турции и не признанных Великим Национальным Собранием Турции. Это, прежде всего, касалось Севрского договора от 10 августа 1920 года, согласно которому Армения получала некоторые турецкие области, где проживали в основном мусульмане.
Согласно 5-му пункту договора правительства Турции, советская Армения и Азербайджан были согласны, что Нахчыванская область в границах, указанных в приложении III настоящего договора, образует автономную территорию под покровительством Азербайджана. Однако, в отличие от Московского договора, в предложенном тексте отсутствовало уточнение о том, что Азербайджан не имеет права переуступать Нахчыван какой-либо третьей стороне. Видимо, под давлением Москвы азербайджанская сторона, увлекшись идеей советской солидарности с Арменией, не придала особого значения данной поправке. В то же время, очень важным являлся тот факт, что в договоре ничего не говорилось о сроке его действия, а также под ним стояла подпись советской Армении, которая таким образом признавала Нахчыван как часть территории Азербайджана.
Решения Карсской конференции были неоднозначно встречены как в советской Армении, так и среди представителей армянской диаспоры. Газета «Советская Армения» в своем номере от 27 октября 1921 года в статье «Карсская мирная конференция», касаясь её итогов, считала их очередным актом в деле укрепления независимости Армении. Газета «Верджин-Лур» в номере от 7 ноября 1921 г. писала: «Хотя Армения по Карсскому договору ничего не выиграла, но достаточно и того, что она установила мир с Турцией».
В то же время, в передовице издававшейся в Тебризе армянской газеты «Айг» от 13 ноября 1921 года, в статье «Завеса снята» указывалось, что: «Карсский русско-турецкий договор снял, наконец, ту завесу, которой так хитро был окутан армянский вопрос изменниками-большевиками и продавшими свой народ армянскими коммунистами с их немногочисленными приспешниками. Они даже не смогли вырвать из когтей кемалистов маленькую Нахчывань». В статье также отмечалось, что Карсский договор не дал ничего не только для Армении, но и самой России и «казалось, что турецкие войска, войдя в Москву продиктовали свои условия мира потерпевшей поражение России».
«Они даже не смогли вырвать из когтей кемалистов маленькую Нахчывань»
Карсский договор вступил в силу после того, как в течение 1922 года был ратифицирован высшими законодательными органами государств подписавших его. 11 сентября 1922 г. в Эривани состоялся обмен ратификационными грамотами между представителями Азербайджана и Армении.
После роспуска Советского Союза все заключённые в советские годы международные договора продолжали по умолчанию считаться действительными и не требовали отдельной перератификации независимыми постсоветскими государствами. Согласно статье 45 Венской конвенции «О праве международных договоров» от 23 мая 1969 года, государство более не вправе ссылаться на основания недействительности или прекращения договора после того, как оно (государство) своими действиями должно считаться по умолчанию согласным с тем, чтобы договор оставался в силе или считался действительным. Это относится и к Карсскому договору.
Выступая в Центрально-Европейском университете в Будапеште в октябре 2007 года, тогдашний министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил, что у его страны, подписавшей Карсский договор, нет территориальных претензий к Турции и она остаётся приверженной этому договору. Однако сегодня некоторые армянские авторы выдвигают фантастические версии о том, что якобы положения Московского и Карсского договоров давно потеряли силу, поскольку имели секретные протоколы, согласно которым срок их действия определялся в 25 лет и истек в 1946 году.
Сегодня некоторые армянские авторы выдвигают фантастические версии о том, что якобы положения Московского и Карсского договоров давно потеряли силу
Договор может потерять юридическую силу в двух случаях: если он был заключен на определенный срок и срок истек, и если другим, более поздним договором нормы договора были изменены. Ни то, ни другое к данным договорам не относится. А что касается секретных протоколов, которые армянская сторона так и не может представить, то, безусловно, это является ничем иным, как очередным их изобретением.
Ильгар Нифталиев, ведущий научный сотрудник Института Истории им. А.А.Бакиханова, доктор философии по истории