карсский договор 1921 карта
«Удар в спину» Турции. Карсский договор
Оригинал взят у videoelektronic в Братья ли нам турки? Зачем нам дружить с подлыми предателями и иудами?
К написанному ниже, что бы я ещё предложил?
У нас есть какие-то российские организации, выражающие интересы турецкой диаспоры в РФ? Если есть, то надо от их руководства потребовать создвать съезд диаспоры, который должен однозначно занять позицию поддержки политики России. Если они не согласятся, то всю эту шоблу «общественников» в 24 часа выдворить из нашей страны. Пинком под жирный турецкий зад! Ибо нехер плевать в колодец, из которого пьёшь воду.
Рядовые турки пусть живут в РФ, но паразитирующие на турецкой диаспоре враждебные России личности нам тут не нужны!
Оригинал взят у alex195130 в Смерть Сталина тогда помешала вернуть территории. Но сегодня.
Пусть Турция готовится вернуть российские территории. В Госдуме предлагают расторгнуть Московский договор о дружбе и братстве от 1921 года между правительством РСФСР и правительством Великого народного собрания Турции. С таким предложением депутаты обратились к президенту Владимиру Путину.
Турция совсем ‘потеряла берега’ и не хочет признавать границы России?
+ Оригинал взят у sokura в «Удар в спину» Турции. Карсский договор
После того, как Турция стремительно испортила многолетние стабильные отношения с Россией, возник вопрос: каковы дальнейшие перспективы противостояния между странами? Одним из самых взрывоопасных оказался курдский вопрос; Москва, в свою очередь, анонсировала скорое открытие представительства сирийских курдов в российской столице. Но, помимо курдов, существует и другая катастрофическая угроза для Турции — Карсский договор.
Дипломатический «удар в спину» Кремль может нанести путем пересмотра и денонсации Московского договора от 16 марта 1921 года. Согласно этому договору, территория Турции увеличилась на 30% за счет изменения границ на Кавказе. Проблема в том, что договор этот подписали представители самопровозглашенного кемалистского правительства, не признанного к тому моменту ни одним государством мира. Юридическую силу имел Севрский договор о разделе колониальных территорий Османской империи, подписанный администрацией султана Мехмеда VI.
Ко времени подписания договора кемалисты активно продвигались вглубь Кавказа, пользуясь слабостью советской власти и эхом гражданской войны в России, и угрожали вместе с Антантой пойти дальше. Турция планировала создать «Великий Туран» — политическое объединение всех тюркоговорящих народов вплоть до Казани и Алтая. О переговорах кемалистов и Лондона стало известно руководителю советского информационного бюро в Трапезунде Г. Астахову, о чем он сразу сообщил Г. В. Чичерину. Поэтому доказать принудительный характер советской подписи под договором не составляет труда.
В первой статье Московского договора включено следующее положение: «Каждая из договаривающихся сторон соглашается в принципе не признавать никаких мирных договоров или иных международных актов, к принятию которых понуждались бы силою…».
Таким образом, с одной стороны, советская власть была под давлением, с другой стороны, подпись ставили непризнанные никем кемалисты, хотя правительство султана Мехмеда VI все еще признавалось в мире легитимной, законной силой.
В свою очередь Карсский договор опирается на политическую конструкцию Московского договора. Карсский договор закрепил переход значительных территорий Армении и Грузии к Турции. При этом Азербаджан также получал часть территории.
Несмотря на то, что кемалисты смогли подписать Лозанский договор, согласно которому интересы курдов и Армении остались не у дел, Сервский договор также был исполнен — Измир, Сирия, Ливан, Палестина и часть Аравийского полуострова отошли под протекторат Антанты.
США отказались учитывать интересы курдов и армян, иначе на политической карте мира возникли бы независимая христианская Армения и Курдистан, который стал бы безопасной для СССР «прокладкой» в противостоянии с Турцией.
Отношение Армении к Карсскому договору
Турция воспользовалась предательством дашнакского правительства и при поддержке немцев захватила Карсскую и Ардаганскую области Армении. Тогда же, в период с 1915 по 1922 год, глава кемалистов — Кемаль Ататюрк — начал геноцид армян в восточной области Армении. Согласно данным Армянской церкви, жертвами турок стало более 6 миллионов армян. Турция никогда не признавала факта геноцида, в то время как армяне никогда не простят этого туркам.
Турки отметились еще и тем, что в 1922 году вырезали около 100 тысяч греков и армян в Смирне, а в 1923 году — еще около полумиллиона греков в Причерноморье.
Сегодня Армения по-прежнему настаивает на факте геноцида армян со стороны турок и отказывается подтвердить Карсский договор.
Денонсация Карсского договора приведет к тому, что в международных организациях и на уровне дипломатии начнется процесс восстановления исторической справедливости, который поддержат Армения, Грузия и Греция.
К этому решению присоединится и Израиль по объективной причине — исламистская Турция, идущая в авангарде радикального джихадизма на Ближнем Востоке, не устраивает Израиль. Для них безопаснее и лучше, если Турцию осадят и заберут обратно треть ее территории.
Другим последствием денонсации несомненно станет необходимость разрешить Нагорно-Карабахский конфликт между Арменией и Азербайджаном за спорные территории. Турция в этом конфликте стоит на стороне Азербайджана, а с таким непредсказуемым политиком, как Эрдоган, ожидать мирного урегулирования весьма сложно.
Российско-грузинские отношения после изгнания гастролера Саакашвили в настоящий момент также пошли на сближение. Речь идет об отмене визового режима.
Дипломатическим образом денонсировать Карсский договор также непросто, но если двигаться вглубь от Карсского договора, то исторические границы могут устроить всех. Кроме Турции и их ставленников.
Новое в блогах
Подписание Карсского договора 13 октября 1921 года
Единственная просьба: внимательно читать, вникнуть и вдуматься.
Джамиль Гасанлы: Подписание Карсского договора 13 октября 1921 года
Доктор исторических наук, профессор Джамиль Гасанлы. Иллюстрация: ann.az
ИА REGNUM завершает публикацию серии статей доктора исторических наук, профессора университета «Хазар» (Баку) Джамиля Гасанлы «Карсский договор и завершение оформления границ между Турцией и советскими республиками Южного Кавказа», предыдущая часть которой «Открытие Карсской конференции 26 сентября 1921 года» была размещена на нашем сайте 12 января 2012 года (http://regnum.ru/news/polit/1487130.html)
В первый же статье договора обе стороны признали «отмененными и не имеющими силы договоры, заключенные между государствами, ранее осуществлявшими свои суверенные права на территории, входящей ныне в состав территории Договаривающихся сторон, и касающиеся вышеупомянутых территорий, а равно и договоры, заключенные с третьими державами и касающиеся Закавказских Республик». Тут же была сделана оговорка о том, что настоящая статья не применяется в отношении Московского договора, заключенного между кемалистской Турцией и большевистской Россией 16 марта 1921 года.
В третьей статье все три закавказские республики, «признавая режим капитуляций несовместимым со свободным национальным развитием всякой страны, равно как и с полным осуществлением ее суверенных прав, считали потерявшими силу и отмененными всякого рода функции и права, имеющие какое-либо отношение к этому режиму».
В четвертой статье определялась пограничная линия между Турцией и южно-кавказскими республиками: «Северо-Восточная граница Турции (согласно карте Русского Генерального Штаба масштабов 1/21000-5 верст в дюйме) определяется линией, которая начинается у деревни Сарп, расположенной на Черном море, проходит через гору Хедис-Мта, линию водораздела горы Шавшет гору Канин Даг, она следует затем по старым северным административным границам Арданского и Карского санжаков по тальвегу рек Чай и Арак устья Нижнего Карса-Су». Подробное описание границ нашло свое отражение в приложениях І и ІІ и прилагаемой карте, подписанной обоими договаривающимися сторонами. При этом в договоре отмечалось, что «в случае разногласия между текстом договора и картой, решающее значение придается тексту».
Шестая, седьмая и восьмая статьи Карсского договора касались территориально- пограничных вопросов между Турцией и Грузинской ССР. Согласно шестой статье, Турция согласилась «уступить Грузии сюзеренитет над городом и портом Батума и территорией, лежащей к северу от границы, указанной в ст. 4 настоящего договора, и составляющей часть Батумского округа, при условии, что 1) население местностей, указанных в настоящей статье, будет пользоваться широкой местной автономией в административном отношении, обеспечивающей каждой общине ее культурные и религиозные права, и что населению будет предоставлена возможность установить в указанных местностях земельный закон, соответствующий его пожеланиям и 2) Турции будет предоставлен свободный транзит всех товаров, отправляемых в Турцию или из нее, через Батумский порт, беспошлинно, без учинения каких либо задержек и без обложения их какими бы то ни было сборами, с предоставлением Турции права пользоваться Батумским портом без взимания за то специальных сборов». В связи с этим было принято решение, что для реализации этой статьи немедленно после подписания настоящего договора будет образована специальная комиссия из представителей договаривающихся сторон. В седьмой статье Турция и Грузия обязались облегчить жителям пограничной зоны переход границы, с условием соблюдения таможенных, полицейских и санитарных правил, которые будут установлены по этому поводу Смешанной Комиссией. В восьмой статье правительства Грузии и Турции принимали во внимание необходимость для жителей пограничных областей обеих стран пользоваться летними и зимними пастбищами, находящимися по другую сторону границы.
Нахичеванский край, длительное время становившийся мишенью политики дашнаков и большевиков, приобрел международный статус, оставаясь частью территории Азербайджана. Карсский договор раз и навсегда положил конец всяким инсинуациям и кризисам, возникавшим в отношении Нахичевани после советизации Армении. Статус Нахичевани становился непоколебимым с какой-либо стороны, будь то Армения или даже Советский Азербайджан. Карский договор стал в судьбе Нахичевани самым надежным международно-правовым гарантом. Комментируя положения договора, касающиеся Нахичевани, турецкая газета «Tevhid-i Efkar» писала, что «наконец по Карскому договору передача Нахичеванского района под протекторат Азербайджана обеспечила налаживание связей Турции с этой братской и дружественной республикой» (Пресса о Карсской конференции. Ноябрь, 1921 // Коллекция документов ГААР). Печать армянской диаспоры в Европе выражала обеспокоенность по поводу передачи Нахичевани Азербайджану. Армянские комментаторы считали, что этим договором Турция, присовокупив Карс, Ардаган и Сурмали, завоевала Армению и весь Южный Кавказ. Армянская газета «Жоговорти дзайны» в связи с Карсским договором писала: «Захват Карса и Ардагана, образование Нахичеванской автономии, отделение армянских областей Карабах и Зангезур от Армении поощрили новые претензии Азербайджана к Армении. Армения была лишена всех экономических средств и политического развития, у нее отняли уголь Олты и леса Сарыкамыша» (Пресса о Карсской конференции. Ноябрь, 1921 // Коллекция документов ГААР).
После заключения Карсского договора были осуществлены некоторые изменения в системе административного управления Нахичеванским краем и проведен ряд организационных мероприятий. Еще за два дня до подписания договора, 11 октября на заседании Организационного и Политического Бюро Нахичеванского краевого комитета АКП (б) был образован Совет Народных Комиссаров, в составе которого была предусмотрена должность комиссара иностранных дел. На этот пост был назначен заместитель председателя СНК Аббас Гадимов (Протокол №49 заседания Оргбюро и Политбюро Нахч. Крайкома АКП(б). 11.10.1921 // Коллекция документов РГАСПИ). После его поездки в Тифлис в декабре 1921 года должность комиссара иностранных дел в составе Нахичеванского СНК уже была упразднена. На заседании Нахичеванского СНК 18 декабря состав Совнаркома был заново пересмотрен и некоторые комиссариаты были объединены по причине ограниченности территории края. 21 декабря 1921 года, вернувшийся из командировки в Кавбюро ЦК РКП(б) А.Гадимов доложил на заседании Президиума Нахичеванского Крайкома, что председатель Кавбюро Г.Орджоникидзе и секретарь Фигатнер серьезно обеспокоены «фактической оторванностью Нахичевани от Центра». Они рекомендовали Нахичевани поддерживать тесные связи с Центром, т.е. с Кавбюро. С учетом этих пожеланий А.Гадимов предложил усилить связи с Кавбюро путем направления туда докладов и отчетов, подняв, таким образом, авторитет Нахичеванской республики. Что же касается идеи создания федерации южно-кавказских республик, то А.Гадимов сообщил что, этот вопрос приостановлен до созыва съезда Советов (Протокол № 61 заседания Оргбюро и Политбюро Нахичеванского Крайкома АКП(б). 21.12.1921 // Коллекция документов РГАСПИ).
Состоявшийся в декабре 1922 года I Закавказский съезд Советов принял решение об образовании Нахичеванской автономии в составе Азербайджанской ССР. Исходя из этого, Кавказский краевой комитет РКП(б) в январе 1923 года обсудил Нахичеванский вопрос и принял следующее решение: «Предложить ЦК АКП(б) на основании решений Закавказского съезда Советов превратить Нахичевань в автономную область». 27 февраля 1923 года III Нахичеванский съезд Советов принял решение о вхождении Нахичеванской ССР в состав Азербайджана на правах автономии. С учетом этого решения состоялось обширное обсуждение Нахичеванского вопроса на V съезде АКП(б), открывшемся в марте 1923 года. Там же было отмечено, что нахождение до последнего времени такой большой территории как Нахичеванская республика под протекторатом Азербайджана не соответствовало целому ряду требований, и поэтому было бы правильно признать Нахичевань составной частью Азербайджана в качестве автономной единицы. Состоявшаяся в июне 1923 года III сессия пленума ЦИК второго созыва отреагировала на обращение съезда Советов Нахичевани и подготовила Положение о Нахичеванской автономной республике, в котором было записано, что ЦИК Азербайджанской ССР, признавая тюрков коренным населением Нахичевани, объявляет эту территорию автономной частью Азербайджанской ССР и решает именовать ее, как Нахичеванская АССР Азербайджанской ССР.
Столь радикальные перемены в статусе Нахичевани сильно обеспокоили Турцию. Анкара опасалась, что в советской политической системе такие изменения могут вывести Нахичевань из-под Азербайджанского протектората, чему Турция противилась на протяжении Московской и Карсской конференций. Поэтому, правительство Турции выступило с протестом против нарушения Азербайджаном статьи, касающейся Нахичевани. 17 августа 1923 года коллегия НКИД СССР обсудила сложившееся положение и составила инструкции для своего представителя на Южном Кавказе. Следуя этой инструкции, республики Южного Кавказа в международных договорах и вопросах внешней политики союзных стран должны были придерживаться директив НКИД СССР (Протокол заседания коллегии НКИД. 17.08.1923 // Коллекция документов РГАСПИ).
Инструкции НКИД с небольшими изменениями были утверждены на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 23 августа. Можно сказать, что все пункты инструкции были связаны с противоречивыми моментами, всплывшими в отношениях между Турцией и республиками Южного Кавказа. В ряду этих противоречий отмечается Нахичеванский вопрос и после протестов со стороны Турции Г.Чичерин писал И.Сталину и другим членам Политбюро: «По Московскому и Карсскому договорам Нахичевань является автономной территорией под покровительством Азербайджана. Турецкое правительство узнало, что решением ЦИК Азербайджанской Республики Нахичевань превращена в часть Азербайджанской территории, что противоречит договорам с Турцией. Все наши письма и телеграммы, отправленные по этому поводу в Тифлис, остались без ответа, Когда в Москву приехал тов. Орджоникидзе, я ему по этому поводу написал и теперь из Берлина я получил от него ответ, что съезд Нахичеванского края объявил себя нераздельною частью Азербайджана и что он в данное время на правах уезда. Тов. Орджоникидзе прибавляет, что против этого не возражал, полагая, что Нахичевань имеет на это право. Это, к сожалению, неправильно. Если по договору какая-либо территория имеет известный статус, ее статус не может быть изменен без соглашения между договаривающимися сторонами. Люксембург, например, не мог быть аннексирован ни Германией, ни Францией, ни Бельгией каково бы ни было желание самого Люксембурга. Итак, в данном случае действительно произошло нарушение наших договоров с Турцией. Я не вижу, почему нельзя объявить Нахичевань автономной областью, что в сущности фактически будет не особенно сильно отличаться от ее положения, как уезда» (Письмо Г.Чичерина И.Сталину. 21.08.1923 // Коллекция документов РГАСПИ). После этого письма, по представлению Г.Чичерина и Н.Нариманова вопрос «О Нахичевани» был вынесен на обсуждение Политбюро ЦК РКП(б) 23 августа 1923 года. В принятом решении предложения Г.Чичерина были учтены и секретариату ЦК было поручено «урегулировать Нахичеванский вопрос с Закавказским Крайкомом» (Протокол № 27 заседания Политбюро ЦК РКП(б). 23.08.1923 // Коллекция документов РГАСПИ). После этого ЦИК Азербайджана вновь вернулся к Нахичеванскому вопросу и принял решение образовать в составе Азербайджанской ССР Автономную Советскую Социалистическую Республику. 8 января 1924 года Закавказский Центральный Исполнительный Комитет одобрил решение ЦИК Азербайджана об образовании Нахичеванской АССР и 9 февраля того же года ЦИК Азербайджана издал соответствующий Декрет. Таким образом, все споры вокруг Нахичеванского вопроса были улажены.
100-летие Карсского договора: Как Турция поглощает Грузию
Буквально с первых дней создания независимого грузинского государства его главнейшей проблемой стала проблема территориальной целостности. Националистически настроенное грузинское руководство законодательно ликвидировало существующие советские автономии, что привело к фактическому выходу из-под юрисдикции центрального правительства в Тбилиси Абхазии, Южной Осетии и Аджарии.
Если первые две автономии были созданы по национальному признаку, то в Аджарии этот признак был религиозным. Хотя аджарцы по происхождению являются этническими грузинами, они, в отличие, от остального населения Грузии исповедуют ислам. Таковы были последствия многовекового турецкого владычества.
С начала 19-ого века Россия буквально по кусочкам собирала воедино грузинские земли. Аджария стала последним регионом, воссоединившимся со своей исторической родиной по результатам русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Хотя Россия значительно укрепилась в этом регионе, турки никогда не переставали мечтать о реванше.
С распадом Российской Империи их мечта была близка к осуществлению – они фактически овладели Аджарией. В результате переговоров Турции и РСФСР по Карсскому мирному договору 1921 года Аджария вместе с городом Батуми отошла к Грузии.
После 1991 года турки получили новый шанс на возвращении себе Аджарии. И этот шанс им предоставил за девять лет своей кровавой диктатуры бывший президент Грузии Михаил Саакашвили. В отличие от прежнего руководителя Аджарии Аслана Абашидзе, который, исходя из национальных интересов Грузии, максимально сдерживал турецкое проникновение в Аджарию, Саакашвили практически отдал регион на откуп турецкому капиталу.
Сегодня турецкое влияние значительно по всей территории Грузии, но в Аджарии оно просто зашкаливает. Огромное количество ресторанов, отелей, кафе, увеселительных заведений, часто сомнительного толка принадлежат турецкому капиталу. В самой Турции игорный бизнес под строжайшим запретом, и поэтому казино для турок строятся в Аджарии. Картину дополняют учреждения под различными вывесками, в которых «жрицы любви» оказывают клиентам специфические услуги. Причем контингент их набирается не только из местных кадров, но и процессуальных специалисток из стран Юго-восточной Азии.
Демагогические заявления грузинских властей о том, что турецкие инвестиции способствуют процветанию края, является откровенной ложью. Львиная часть доходов уходит именно в Турцию. И строители, и обслуживающий персонал большей частью состоят из граждан Турции, а местным жителям остается мизерная доля неквалифицированного труда с минимальной оплатой.
Совершенно логично, что с ростом экономического влияния, значительно растет и влияние политическое. Сегодня возглавляющий Турцию Реджеп Эрдоган не только провозглашает планы воссоздания Османской империи и Великого Турана, но и уже предпринимает активные действия в этом направлении.
Турки широко используют и религиозный фактор. Количество строящихся в Аджарии мечетей не уступает числу отелей, борделей и казино. Большое внимание они уделяют и просвещению. Турецкие школы и высшие учебные заведения выковывают из местной молодежи, часть которой на льготных условиях может получать образование и в самой Турции, нужные кадры на будущее.
В Турции уже давно печатают географические карты, на которых Аджария изображена как турецкая территория. Реджеп Эрдоган прямо называет Батуми в числе городов, которые должны воссоединиться с Турцией. Недаром ведь он мечети называет своими солдатами, а минареты – штыками.
«Наши физические границы отличаются от границ в нашем сердце. Разве можно отличить Ризе от Батуми? Множество историков считает, что в границы Турции должны входить Кипр, Алеппо, Мосул, Салоники, Батуми. Лишь утратив независимость, мы потеряем интерес к этим территориям», — заявлял Реджеп Эрдоган.
Турки уже чувствуют себя в Аджарии фактическими хозяевами, потому что для них даже не существует пограничного и таможенного контроля. Благодаря политике Саакашвили огромное количество турок получили грузинские паспорта. Сегодня в Аджарии людей с двойными гражданством более 27%.
Одним из гарантов Карсского договора является Россия. Грузинские власти уже тридцать лет ведя политику оголтелой русофобии, пилят сук, на котором сидят.
Эрдоган уже доказал, что способен на безбашенное поведение. Он легко влезает в конфликты с ведущими мировыми державами – с США, Россий, Францией. Не церемонится со своими союзниками Грецией и Израилем, не останавливается перед прямым военным вторжением в суверенную Сирию.
Что помешает ему действовать аналогичным образом против Грузии? Что тогда смогут ему противопоставить продажные грузинские политики, пытающиеся конфликтовать с Россией – единственной силой, которая может спасти Грузию.
Хотя вполне вероятно, что эти политики ничего противопоставлять и не будут, так как действуют по определенному плану – продать свой народ и страну, заработав при этом свои тридцать серебряников.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Новое в блогах
Карский договорот от 13 октября 1921 г. между Турцией и Армянской ССР, Грузинской ССр, Азербайджанск
Карский договорот от 13 октября 1921 г.
Заключенный при участии РСФСР в Карсе 13 октября 1921 г.
Правительство Социалистической Советской Республики Армении: Асканаза Мравяна, Народного Комиссара по Иностранным Делам, Погоса Макинзяна, Народного Комиссара по Внутренним Делам;
Правительство Азербайджанской Социалистической Советской Республики: Бехбуда Шахтахтинского, Народного Комиссара Государственного Контроля;
Правительство Социалистической Советской Республики Грузии: Шалву Элиава, Народного Комиссара по Военным и Морским Делам, Александра Сванидзе, Народного Комиссара по Иностранным Делам и Народного Комиссара Финансов;
Правительство Великого Национального собрания Турции:
Кязима Карабекир-пашу, депутата Великого Национального Собрания от Адрианополя, Командующего Восточным фронтом, Вели-бея, депутата Великого Национального Собрания от Бурдура, Мухтар-бея, бывшего помощника Статс-секретаря общественных работ, Мемдуха Шевкет-бея, Полномочного Представителя Турции в Азербайджане;
Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: Якова Ганецкого, Полномочного Представителя в Латвии,
Каковые после обмена полномочиями, найденными в надлежащей и законной форме, согласились о нижеследующем:
равительство Великого Национального Собрания Турции и Правительства Социалистических Советских Республик Армении, Азербайджана и Грузии считают отмененными и не имеющими силы договоры, заключенные между государствами, ранее осуществлявшими свои суверенные права на территории, входящей ныне в состав территории Договаривающихся сторон, и касающиеся вышеупомянутых территорий. А равно и договоры, заключенные с третьими державами и касающиеся Закавказских Республик.
Считается установленным, что настоящая статья не применяется к Турецко-русскому договору, заключенному в Москве 16 марта 1921 (1337) года.
Договаривающиеся стороны соглашаются не признавать никаких мирных договоров или иных международных актов, к принятию которых понуждалась бы силою одна из них.
В силу этого Правительства Социалистических Советских Республик Армении, Азербайджана и Грузии соглашаются не признавать никаких международных актов, касающихся Турции и не признанных Национальным Правительством Турции, представленной ныне ее великим Национальным Собранием.
(Под понятием Турция в настоящем Договоре подразумеваются территории, включенные в Национальный Турецкий Пакт от 28 января 1920 (1336) года, выработанный и провозглашенный Оттоманской Палатой Депутатов в Константинополе и сообщенный прессе и всем государствам).
Со своей стороны, Правительство Великого Национального Собрания Турции соглашается не признавать никаких международных актов, касающихся Армении, Азербайджана и Грузии и не признанных соответствующими Правительствами этих стран, представленными ныне Советами Армении, Азербайджана и Грузии.
Правительства Социалистических советских Республик Армении, Азербайджана и Грузии, признавая режим капитуляций несовместимым с свободным национальным развитием всякой страны, равно как и с полным осуществлением ее суверенных прав, считают потерявшими силу и отмененными всякого рода функции и права, имеющие какое-либо отношение к этому режиму.
Подробное определение и проведение государственной границы в натуре, равно как и установка пограничных знаков производится смешанной пограничной комиссией с одинаковым числом членов от Договаривающихся сторон и с участием представителя РСФСР.
Приложение IV: карта.
Правительство Турции и Правительства Советской Армении и Азербайджана согласны, что Нахичеванская область на границах, указанных в приложении III настоящего Договора, образует автономную территорию под покровительством Азербайджана.
Турция соглашается уступить Грузии сюзеренитет над городом и портом Батум и территорией, лежащей к северу от границы, указанной в ст. 4 настоящего Договора и составляющей часть Батумского округа, при условии, что:
1) население местностей, указанных в настоящей статье, будет пользоваться широкой местной автономией в административном отношении, обеспечивающей каждой общине ее культурные и религиозные права, и население будет иметь возможность установить в указанных местностях земельный закон, соответствующий его пожеланиям;
2) Турции будет обеспечен свободный транзит всяких товаров, отправляемых в Турцию или из нее, через Батумский порт, беспошлинно, без учинения каких-либо задержек и без обложения их какими бы ни было сборами, с предоставлением Турции права пользоваться Батумским портом без взимания за то специальных сборов.
Для проведения в жизнь этой статьи будет немедленно после подписания настоящего Договора образована Комиссия из представителей заинтересованных сторон.
Правительство Социалистической Советской Республики Грузии и Правительство Великого Национального Собрания Турции соглашаются облегчить жителям пограничной зоны переход границы, при условии соблюдения таможенных, полицейских и санитарных правил, которые будут установлены по этому поводу Смешанной комиссией.
Статья 8
Правительство Социалистической Советской Республики Грузии и Правительство Великого Национального Собрания Турции, принимая во внимание необходимость для жителей пограничных местностей обеих стран пользоваться летними и зимними пастбищами, находящимися по другую сторону границы, согласились предоставить этим жителям право перехода через границу с их стадами и пользования обычными пастбищами.
Таможенные правила, равно как и полицейские, санитарные и другие мероприятия для перехода через границу будут установлены Смешанной комиссией.
Статья 9
Дабы обеспечить открытие проливов и свободу прохождения через них торговых судов всех народов, Турция и Грузия соглашаются передать окончательную выработку международного статута Черного моря и проливов будущей конференции из делегатов прибрежных государств. При условии, что вынесенные ею решения не нанесут ущерба полному суверенитету Турции, равно как и безопасности Турции и ее столицы Константинополя.
Статья 10
Договаривающиеся стороны обязуются не допускать образования или пребывания на своей территории организаций или групп, претендующих на роль правительства другой страны или части ее территории, равно как и пребывания групп, имеющих целью борьбу против другой страны.
Считается установленным, что под турецкой территорией, упомянутой в настоящей статье, подразумевается территория, находящаяся под непосредственным военным и гражданским управлением Правительства Великого Национального Собрания Турции.
Статья 11
На граждан обеих Договаривающихся сторон, находящихся на территории другой стороны, будут распространяться все права и обязанности, вытекающие из законов страны, в коей они находятся, за исключением обязанностей по национальной обороне, от коих они будут освобождены.
Вопросы, касающиеся семейного права, права наследственного и дееспособности граждан обеих сторон, также составляют исключение из постановлений настоящей статьи. Они будут разрешены особым соглашением.
Статья 12
Договаривающиеся стороны согласны применить принцип наибольшего благоприятствования к гражданам каждой из Договаривающихся сторон, пребывающим на территории другой стороны.
Настоящая статья не применяется к правам, предоставленным взаимно Советскими Республиками на своей территории гражданам союзных Советских Республик, равно как и к правам, предоставленным Турцией гражданам мусульманских государств, союзных Турции.
Статья 13
Всякий житель территорий, составлявших до 1918 г. часть России и признанных находящимися ныне под суверенитетом Турции, имеет право, если пожелает, выйти из турецкого гражданства, свободно покинуть Турцию и взять с собой свои вещи, свое имущество или их стоимость.
Равным образом, все жители территории, сюзеренитет над которой был Турцией уступлен Грузии*, имеют право, если пожелают, выйти из грузинского гражданства, свободно покинуть территорию Грузии и взять с собой свои вещи, свое имущество лил их стоимость.
Жители, упоминаемые в вышеуказанной статье, будут пользоваться месячной отсрочкой от воинской повинности с момента, с которого они в должной форме заявят о своем желании оставить упомянутые территории.
Статья 14
Договаривающиеся стороны обязуются заключить в течение 6-ти месяцев со дня подписания настоящего Договора специальные соглашения, касающиеся беженцев вой 1918-1920 гг.
Статья 15
Каждая из Договаривающихся сторон обязуется объявить немедленно после подписания настоящего Договора полную амнистию гражданам другой стороны за преступления и проступки, вытекающие из военных действий на Кавказском фронте.
Статья 16
Договаривающиеся стороны согласны в течение 2-х месяцев со дня подписания настоящего Договора возвратить бывших военнопленных и гражданских пленных, находящихся на территории одной из Договаривающихся сторон.
Статья 17
Для обеспечения непрерывности сношений между их странами Договаривающиеся стороны обязуются принять, по взаимному согласованию, все необходимые меры в целях сохранения и развития возможно скорее железнодорожных, телеграфных и иных средств сообщения, равно как и обеспечения свободного передвижения людей и товаров без всяких задержек.
Однако признается, что в отношении передвижения, въезда и выезда как путешественников, так и товаров, будут полностью применяться установленные в каждой из стран Договаривающихся сторон на этот счет правила.
Статья 18
В целях установления торговых сношений и регулирования всех экономических и финансовых или других вопросов, необходимых для укрепления дружественных отношений между Договаривающимися странами, немедленно после подписания настоящего Договора будет образована в Тифлисе Комиссия из представителей заинтересованных стран.
Статья 19
Договаривающиеся стороны обязуются заключить в течение 3-х месяцев со дня подписания настоящего Договора консульские конвенции.
Статья 20
Настоящий Договор, заключенный между Правительствами Армении, Азербайджана, Грузии и Турции, подлежит ратификации.
Обмен ратификационными грамотами состоится в Эривани в возможно ближайший срок.
Настоящий Договор вступит в силу с момента обмена ратификационными грамотами, за исключением статей 6, 14, 15, 16, 18 и 19, которые вступят в силу немедленно после подписания Договора.
В удостоверение изложенного вышеупомянутые уполномоченные подписали настоящий Договор и скрепили его своими печатями.
Составлено в пяти экземплярах в Карсе 13 октября 1921 (1337) года.
А. Мравян Кязим Карабекир
Ш. Элиава Мемдух Шевкет
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Северо-восточная граница Турции установлена нижеследующим образом (согласно карте русского Генерального штаба, масштабом 1/210000-5 верст в дюйме):
N. B. Разумеется, что граница следует по линиям водоразделов вышеуказанных высот.
А. Мравян Кязим Карабекир
Ш. Элиава Мемдух Шевкет
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Принимая во внимание, что пограничная линия следует по тальвегам рек Арпа-чай и Аракса, как это указано в приложении I, Правительство Великого Национального Собрания Турции обязуется отодвинуть лишь линию блокгаузов на расстояние 8 верст от железной дороги Александрополь-Эривань в настоящем ее начертании в районе Арпа-чай и на расстояние 4 верст от вышеупомянутой железнодорожной линии в районе Аракса.
I.Зона Арпа-чай
II.Зона Аракса
Прямая линия между Хараба-Алиджан и деревней Сулейман- Диза,
А. Мравян Кязим Карабекир
Ш. Элиава Мемдух Шевкет
ПРИЛОЖЕНИЕ III
Территория Нахичевани
А. Мравян Кязим Карабекир
Ш. Элиава Мемдух Шевкет
Печат. по арх. Опубл. в «Сборнике действующих договоров…», вып. III, М., 1922, стр. 49-57.
Обмен, ратификационными грамотами произведен в г. Ереване 11 сентября 1922 г.
Документы внешней политики СССР т.4, Москва 1960г.