карта клиента психолога консультанта образец
Примерная форма индивидуальной карточки клиента
Тема: Подготовка и проведение психологического
Консультирования, его этапы и процедуры
План
1. Как подготовиться к психологическому консультированию
2. Как проводится психологическое консультирование
3. Основные этапы психологического консультирования
4. Процедуры психологического консультирования
Как подготовиться к психологическому консультированию
Подготовка к психологическому консультированию включает в себя решение ряда общих и частных вопросов, причем общие вопросы касаются консультирования в целом, а частные вопросы относятся к приему клиентов в психологической консультации.
Среди общих вопросов подготовки к психологическому консультированию чаще всего выделяют следующие:
1. Выбор помещения и оборудование места для проведения консультаций. В оборудование помещения входит обеспечение его удобными для клиента и консультанта креслами или стульями, желательно вращающимися, журнальным столиком.
Стулья вместо кресел используются в том случае, если время консультирования, т.е. совместной работы психолога-консультанта с клиентом, сравнительно невелико и во время консультации важно внимательно наблюдать за невербальным поведением клиента. Предпочтение креслам отдается тогда, когда процедура консультирования достаточно длительная по времени, и в течение консультации необходимо создать и поддерживать неформальную обстановку общения психолога-консультанта с клиентом. Кроме мебели, в психологической консультации желательно иметь аудио- и видеотехнику на те случаи, если возникнет необходимость вести, прослушивать или просматривать какие-либо записи.
2. Снабжение консультации бумагой, множительной техникой, компьютером, всем необходимым для фиксации хода консультирования и его результатов, размножения документации и т.п. Кроме того, в психологической консультации желательно иметь калькулятор, который, в частности, может понадобиться при количественной обработке результатов психологического тестирования клиента.
3. Оборудование места проведения консультирования необходимой документацией и обеспечение средствами ее хранения, и частности регистрационным журналом, картотекой клиентов и сейфом (сейф нужен и для хранения файлов с конфиденциальной информацией при использовании компьютера). В регистрационный журнал, образец формы которого приводится ниже в таблице 2, записываются общие данные о клиентах и о проведении консультаций. В картотеку (табл. 3) вносятся персональные данные о каждом клиенте, полученные в ходе консультации в результате расспроса клиента психологом-консультантом. Эти данные должны быть достаточно подробными для того, чтобы по ним можно было составить представление о клиенте и о сути его проблемы. Сейф или компьютер нужны для того, чтобы в них можно было хранить картотеку клиентов и другие, не подлежащие разглашению, данные.
Таблица 2
Примерная форма рабочего листа регистрационного журнала
№ п/п | Ф.И.О. клиента | Дата проведения консультации | Время проведения консультации | Ф.И.О. психолога- консультанта | Примечание |
Примерная форма индивидуальной карточки клиента
№ п/п | Ф.И.О. клиента | Пол | Возраст | Профессия | Причина обращения в консультацию, проблема клиента (в его интерпретации) | Кто и когда проводил консультирование | Заключение психолога-консультанта о проблеме клиента | Рекомендации данные клиенту | Выполнение клиентом полученных рекомендаций ц | Результат выполнения полученных рекомендаций |
4. Приобретение для консультации минимума специальной, в том числе психологической, литературы. Эта литература, во-первых, нужна для того, чтобы психолог-консультант вовремя и достаточно быстро мог получить для себя и для клиента необходимые справки непосредственно из первоисточников, во-вторых, для того, чтобы выдавать клиенту нужную литературу для временного пользования с целью самообразования. Кроме того, рекомендуется приобретать для психологической консультации некоторое количество наиболее полезных популярных изданий по практической психологии, которые клиент имел бы возможность здесь же, и психологической консультации получить за дополнительную плату и собственное, постоянное пользование по рекомендации психолога-консультанта.
Оформление помещения консультации производится таким образом, чтобы клиент в нем чувствовал себя комфортно. Желательно, чтобы помещение для психологической консультации напоминало нечто среднее между офисом и домом (рабочим помещением, квартирой, жилой комнатой).
К специальным вопросам подготовки психологического консультирования относятся следующие:
• Предварительное знакомство психолога-консультанта с клиентом по данным о нем, которые имеются в регистрационном журнале и в картотеке. Индивидуальная карточка на каждого клиента в первый раз обычно заполняется тогда, когда клиент обращается в психологическую консультацию и приходит на прием к конкретному консультанту. Запись в индивидуальной карточке клиента делает тот психолог-консультант, который проводит консультацию. Он же отвечает за конфиденциальность информации, полученной от клиента.
• Подготовка материалов и оборудования, которое может понадобиться в ходе проведения психологической консультации.
• Получение из различных доступных источников дополнительной информации о клиенте — такой, которая может понадобиться во время консультирования.
• Разработка плана проведения консультации с учетом индивидуальных особенностей клиента и волнующей его проблемы.
Практика: что и как записывать во время консультации
Обновлено 5 ноября 2021
Записывать или не записывать что-либо непосредственно на сессии — личное дело каждого практикующего психолога. Как удобно. Некоторые пишут на диктофон, например. А вы записываете?
Когда психологи работают в команде (в учреждении), они просто должны вести подобные записи и всё. Я считаю, что и психологу, работающему индивидуально, также нужно обязательно вести записи по случаю клиента. Пусть после сессии, но обязательно. Почему — читайте ниже.
Я в начале практики много записывала прямо на сессиях, но довольно быстро мне надоело носить с собой блокноты. Я стала перепечатывать заметки в Evernote (что такое Evernote и зачем он нужен психологу). Это тоже достало со временем. Тогда я решила фотографировать записи в Evernote. Потом мне надоело и это, потому что оказалось вовсе бесполезно 🙂
Разумеется, по мере нарабатывания опыта ты развиваешь навык отмечать и запоминать важное в уме, без помощи бумажек. Но я уверена, что цель ведения заметок по клиентским случаям — не просто развитие памяти, а нечто большее.
Почему нужно вести записи
Как вести записи
Я терпеть не могу тратить время впустую. Если я что-то делаю, то это дело должно приносить мне пользу. Когда я фотографировала заметки с сессий в Evernote, со временем выяснилось, что их неудобно просматривать и выискивать среди них «что он там такое важное сказал в тот раз насчет источника проблемы, по его мнению?» Это фотографирование получалось просто как лишнее и бесполезное движение для галочки.
Со временем я поняла, какую конкретно информацию мне необходимо записывать, как её структурировать и как потом использовать. В итоге родились 2 собственных шаблона — для первичной сессии и для повторных — и они составлены таким образом, что помогают мне собрать все мысли в кучку. После некоторых клиентов это представляется особенно полезной штукой. 🙂
Сейчас я записываю достаточно много, но не сижу, уткнувшись в тетрадку. Всегда под рукой бумага, и после окончания сессии заполняю карточки, так сказать, на свежую голову.
Шаблон для первичной сессии
Во время первой встречи с клиентом мне важно зафиксировать:
Шаблон для повторных сессий
Этот бланк гораздо короче, но смысл в нём тот же: фиксация основных важных моментов и приведение мыслей в порядок. Кстати, в Evernote есть удобная функция подсказки похожих заметок из тех, что уже есть. Иногда его предположения очень в тему 🙂
Что важно записывать на повторных сессиях, по моему мнению:
И напоминаю, что eсть ещё два нужных для психологического консультирования бланка, один для административных записей про новых клиентов, второй — подсказка для диагностического интервью. Поделитесь, чем вы пользуетесь в вашей практике?
Шаблоны
Просмотрите и скачайте шаблоны в формате для GoogleDoc. Запрашивать разрешение не требуется.
Методические рекомендации по составлению и ведению психологических карт
по составлению и ведению психологической карты
Часть 1. Что такое психологическая карта и принципы ее построения
Психологическая карта или психологическое дело – это совокупность документов (характеристики, заполненных бланков методик, заключений, протоколов встреч и т.д.) персонального учета клиента (пациента), которые содержат наиболее полные сведения о структуре личности, эмоциональном состоянии человека и результатах коррекционной, консультативной и другой психологической работы психолога с ним.
В зависимости от организации, в которой ведется личное дело или психологическая карта на клиента, можно выделить следующие виды направленностей, в которых работает психолог:
Социальная направленность – в данном случает упор делается на трудную жизненную ситуацию. Социальная сфера в России чрезвычайно хорошо развита, но отличается многообразием запросов (например, работа с пожилыми людьми, работа с детьми-сиротами, работа с семьями, находящимися в социально опасном положении и так далее), отсюда и отсутствие общей стандартизации ведения дел психолога и в тоже время большой простор для инноваций в данной области. Отличительная особенность – это помощь людям в адаптации, так что упор делается на стабилизацию и улучшение социального положения, далее подробно будет описана суть ведения дел в социальной сфере.
Педагогическая направленность – речь идет про образовательные организации, в которых психологи играют не ведущую роль, упор, в основном, делается на помощь в решении педагогических задач (успеваемость и дисциплина) и адаптацию к школе. Редко ведется работа по запросу.
Профессиональная (организационная) направленность – заключается в диагностических мероприятиях при приеме на работу, подборе персонала и помощи в решении организационных вопросов (как распределить людей в помещении для более продуктивной работы и прочие запросы).
Медицинская направленность – ограничивается кабинетом психолога или медицинским учреждением, в отличие от социальной сферы, медицина не настаивает на том, чтобы психолог совершал выходы в семью. Здесь ведется диагностика, обучение, развитие и коррекция, как словом, так и нейропсихологическими методами. Большой плюс в том, что зачастую люди замотивированы, если не брать в расчет наркологические клиники или психоневрологические диспенсеры.
Консультативная и психотерапевтическая направленность – имеется в виду, как консультативные Центры, так и личная практика психологов и психотерапевтов. Стандартизации вообще нет в последнем случае, так как вести ее или нет – решает специалист. Если дело касается Центра – дела, наоборот, строго стандартизированы в зависимости от целей и задач организации.
Правовая направленность – строго стандартизированные дела и четкая система работы – неоспоримый плюс работы в такой системе, потому что есть четкая структура работы. Еще один плюс – это компьютеризированные методики как по работе с кадровым составом, так и с людьми в правовой ситуации.
Принцип объективности требует также изучения человека в процессе его деятельности, так как о психических особенностях человека можно судить только по его реальным поступкам. Исходя из этого принципа необходимо изучать психические явления как в наиболее типичных, так и нетипичных для данного человека условиях. Только в таком случае можно всесторонне охарактеризовать человека и не упустить ничего существенного. Всестороннему анализу должны быть подвергнуты все полученные факты, в том числе противоречащие друг другу. Противоречивые факты должны привлечь особенно пристальное внимание, их ни в коем случае нельзя просто отбросить, а обязательно следует либо найти им объяснение, либо провести дополнительное изучение.
Изучение психических явлений в их развитии – важный принцип построения психологических исследований. Объективный мир находится в постоянном движении и изменении, и поэтому отражение его не может быть застывшим, неподвижным. Постоянное изменение психики как отражения изменяющейся действительности требует изучения психических явлений в их развитии. Если непрерывно изменяются, развиваются психические явления, то это обязательно должно быть предусмотрено и при построении любого исследования, направленного на их всестороннее изучение.
Часть 2. Содержание психологической карты
В данной части кратко описана общая структура психологической карты. В каждом абзаце даны уточнения.
После идет « План психологической работы » с датами и тематикой занятий, где после каждого занятия психолог ставит свою роспись и отметку о выполнении. Это является обязательным почти для всех учреждений, так как это единственное доказательство, что работа велась. К сожалению, простым словам никто не верит, поэтому к ведению журнала учета психологической работы добавляется и план работы с клиентом (пациентом, учеником, получателем услуг и так далее).
Протоколы или записи встреч психолога с клиентом особенно нужны, если ведется консультирование или так называемые «профилактические беседы». В первом случае – это очень хорошая «шпаргалка», как для человека, работающего с психологом, так и для самого специалиста, плюс — это еще одно доказательство, что психолог работает, а не просто разговаривает. Во втором случае протокол – это обязательный документ встречи, этакий результат, где внизу всегда написано краткое решение, которое клиент будет выполнят. Гарантом выполнения служит подпись как психолога, так и его пациента. Вообще, в обоих случая нужны эти две подписи.
Результаты методик, заключения и продукты деятельности клиента – обязательный материал. Во-первых, так же, как и в протоколах встреч – это напоминание того, что было в «предыдущей серии», только с эмоциональным откликом клиента. Во-вторых, все это показывает прогресс или регресс, направление, куда следует идти, и тупики, из которых нужно срочно искать выход. В-третьих, опять же это все является доказательством того, что опять же психолог работает. Протоколы диагностических обследований. Они имеют чёткую структуру (дата и время проведения обследования, где оно проводилось и кем, название методики, цель, стимульный материал, ход исследования и ее результаты). Протокол отличается от заключения более четкой структурой и чаще используется в образовательной и правовой сфере.
Часть 3. Особенности ведения психологической карты
В первую очередь, следует уделить внимание правилам ведения:
Аккуратность и грамотность,
Понятность изложения материала,
Чистота и опрятность.
Перед тем, как описать частные случаи документооборота. Нужно дать обобщенную схему того, как нужно вести психологическую карту.
Первое, в начале заводится общая канва и как говорят некоторые аналитики «рыба». Перед самым началом работы не только с клиентом, но и в принципе в учреждении, психолог составляет пример личного дела, распечатывает бланки методик и диагностических обследований, титульные листы и так далее.
Далее психолог знакомится с личном делом, медицинской картой или другими документами, которые есть в наличие относительно клиента. Хотя, есть сторонники, что сначала нужно познакомиться с клиентом, а потом с документами. Информацию, полученную из этой документации, психолог вписывает в титульный лист и на основании запроса подготавливает модель обследования (бланки и протоколы).
После диагностики составляется индивидуальный план психологической работы с клиентом. Иногда в него включаются групповые занятия (например, в условиях Центра содействия семейному воспитанию или при работе с зависимыми людьми, или при работе реабилитационного Центра). Как уже писалось выше, такой план представляет собой таблицу, которая разделена на несколько столбцов. Первый – дата, второй – название и структуру занятия (может заполняться вручную и включать межведомственное взаимодействие), третий – роспись и отметка о выполнении. Иногда план составляется до первичной диагностики и включает в себя диагностику, количество и тематику встреч, комплексные занятия, групповые занятия, междисциплинарное взаимодействие, но лучше исходить из запроса, ознакомления с документацией и первичной диагностики и только после этого составлять план работы с клиентом.
После первичной встречи, диагностики и составления плана можно составить предварительное заключение, если требуется, то проводится дополнительная диагностика.
Отдельно складываются описания (протоколы) каждой встречи, которые лучше после написания нужно подписать. Протокол занятия или встречи – это внутренняя документация психолога, она не подлежит копированию и передаче на руки клиенту, если это только не описание сессии (иногда это нужно в рамках психотерапии и клиенты даже делают аудиозаписи встреч).
Каждый лист, написанный психологом, нужно нумеровать, чтобы не было потерянной информации. Личные психологические дела нужно хранить в закрытом шкафу или сейфе (как это делается в правовой системе), чтобы никто из клиентов не мог посмотреть их.
Далее разберем частные случаи. В работе практического психолога есть специальная документация – особый вид документации, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения: коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.
Из выше перечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных вида свободные для доступа лиц, заинтересованных в информации. Мало того, их основная цель – ознакомление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного человека (той или иной группы).
Выписка считается внешним видом документации и оформляется как по запросу частных лиц, так и по официальному запросу государственных учреждений. Основным текстом выписки является адаптированный вариант той части психологического заключения, где отражены основные выводы, отличительные особенности и проблемы, а также общие и специальные рекомендации. Следует отметить, что в случае официального запроса на данном документе должны быть две подписи: лица, проводившего диагностическое обследование и административного лица учреждения. При конкретизированном запросе в выписке должны быть определены цель и средства психологического обследования, а в итоге подтверждение либо опровержение по факту запроса. В случае выписок из психологических карт к оформлению документа сохраняются с той лишь разницей, что они производятся исключительно по официальным запросам и предоставляются лицам, компетентным в области психологии и юридически ответственным за данные документы.
Психологическая характеристика отражает иной аспект психического развития и позволяет при ознакомлении составить психологический портрет человека либо возрастной группы в целом. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных психологических особенностях развития, т.е. об особенностях его познавательной сферы, психофизиологических нюансах, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и о многом другом. Психологическое заключение является основной рабочей документацией психолога.
Встречается несколько вариантов психологического заключения.
Вариант 1. Структурированное по парциальным параметрам психического развития. В таких психологических заключениях чаще всего присутствуют отдельные показатели координации моторики, навыков идентификационного письма, обучаемости, мотивационно-потребностной и интеллектуальной зрелости. Данный вид психологического заключения может использоваться при частичных психологических обследованиях.
Вариант 2. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития, а также оценку его образования. Недостатком данного вида структурирования является отсутствие единого аналитического пространства (психологического). В некоторых случаях используется при оценке отклонения психического развития.
Психологическое заключение должно быть структурировано в соответствии с концептуальными представлениями психолога о процессе психического развития применительно к определенному возрасту, где каждый возрастной этап имеет свою специфику (новообразования), количественную и качественную динамику развития. Опираясь на поликонцептуальный принцип, в психологическом заключении должны быть отражены показатели познавательной, личностно-эмоциональной и коммуникативной сферы, а также психофизиологические и другие особенности. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекционных, развивающих и обучающих воздействий либо работу по определённым программа.
Карта клиента психолога консультанта образец. Психологические карты
Тема: Подготовка и проведение психологического
Консультирования, его этапы и процедуры
1. Как подготовиться к психологическому консультированию
2. Как проводится психологическое консультирование
3. Основные этапы психологического консультирования
4. Процедуры психологического консультирования
Как подготовиться к психологическому консультированию
Подготовка к психологическому консультированию включает в себя решение ряда общих и частных вопросов, причем общие вопросы касаются консультирования в целом, а частные вопросы относятся к приему клиентов в психологической консультации.
Среди общих вопросов подготовки к психологическому консультированию чаще всего выделяют следующие:
1. Выбор помещения и оборудование места для проведения консультаций. В оборудование помещения входит обеспечение его удобными для клиента и консультанта креслами или стульями, желательно вращающимися, журнальным столиком.
Стулья вместо кресел используются в том случае, если время консультирования, т.е. совместной работы психолога-консультанта с клиентом, сравнительно невелико и во время консультации важно внимательно наблюдать за невербальным поведением клиента. Предпочтение креслам отдается тогда, когда процедура консультирования достаточно длительная по времени, и в течение консультации необходимо создать и поддерживать неформальную обстановку общения психолога-консультанта с клиентом. Кроме мебели, в психологической консультации желательно иметь аудио- и видеотехнику на те случаи, если возникнет необходимость вести, прослушивать или просматривать какие-либо записи.
2. Снабжение консультации бумагой, множительной техникой, компьютером, всем необходимым для фиксации хода консультирования и его результатов, размножения документации и т.п. Кроме того, в психологической консультации желательно иметь калькулятор, который, в частности, может понадобиться при количественной обработке результатов психологического тестирования клиента.
3. Оборудование места проведения консультирования необходимой документацией и обеспечение средствами ее хранения, и частности регистрационным журналом, картотекой клиентов и сейфом (сейф нужен и для хранения файлов с конфиденциальной информацией при использовании компьютера). В регистрационный журнал, образец формы которого приводится ниже в таблице 2, записываются общие данные о клиентах и о проведении консультаций. В картотеку (табл. 3) вносятся персональные данные о каждом клиенте, полученные в ходе консультации в результате расспроса клиента психологом-консультантом. Эти данные должны быть достаточно подробными для того, чтобы по ним можно было составить представление о клиенте и о сути его проблемы. Сейф или компьютер нужны для того, чтобы в них можно было хранить картотеку клиентов и другие, не подлежащие разглашению, данные.
Примерная форма рабочего листа регистрационного журнала
Примерная форма индивидуальной карточки клиента
4. Приобретение для консультации минимума специальной, в том числе психологической, литературы. Эта литература, во-первых, нужна для того, чтобы психолог-консультант вовремя и достаточно быстро мог получить для себя и для клиента необходимые справки непосредственно из первоисточников, во-вторых, для того, чтобы выдавать клиенту нужную литературу для временного пользования с целью самообразования. Кроме того, рекомендуется приобретать для психологической консультации некоторое количество наиболее полезных популярных изданий по практической психологии, которые клиент имел бы возможность здесь же, и психологической консультации получить за дополнительную плату и собственное, постоянное пользование по рекомендации психолога-консультанта.
Оформление помещения консультации производится таким образом, чтобы клиент в нем чувствовал себя комфортно. Желательно, чтобы помещение для психологической консультации напоминало нечто среднее между офисом и домом (рабочим помещением, квартирой, жилой комнатой).
К специальным вопросам подготовки психологического консультирования относятся следующие:
Предварительное знакомство психолога-консультанта с клиентом по данным о нем, которые имеются в регистрационном журнале и в картотеке. Индивидуальная карточка на каждого клиента в первый раз обычно заполняется тогда, когда клиент обращается в психологическую консультацию и приходит на прием к конкретному консультанту. Запись в индивидуальной карточке клиента делает тот психолог-консультант, который проводит консультацию. Он же отвечает за конфиденциальность информации, полученной от клиента.
Подготовка материалов и оборудования, которое может понадобиться в ходе проведения психологической консультации.
Разработка плана проведения консультации с учетом индивидуальных особенностей клиента и волнующей его проблемы.
Примерные графы карты клиента:
Подробное описание случая должно занимать приблизительно 40-50 страниц. Имя клиента, возраст, незначимые обстоятельства должны быть изменены в целях соблюдения конфиденциальности.
Мы начинаем рассказ с описания первой сессии. Здесь мы указываем начальные клинические впечатления от клиента, предварительный диагноз и оценку психологического состояния, а также любую другую имеющую отношение к делу информацию начальной сессии. Приблизительный объем 1-2 страницы.
Затем переходим к описанию психологической истории. Этот раздел сообщения должен включать в себя историю жизни пациента до первого контакта с терапевтом, с рассказом о раннем детстве, важных психологических травмах, психосоциальном развитии, главных кризисах, профессиональных проблемах и проблемах отношений, медицинских вопросах и раннее предпринимавшихся попытках психотерапии. Приблизительный объем 12-15 страниц.
Клинический опыт. Этот раздел должен включать в себя все самые важные темы анализа как такового. Особо важными являются основные сны во время анализа и интерпретация этих снов, динамика переноса-контрпереноса, анализ комплексов, движения в сторону индивидуации, символы и архетипические темы. Приблизительный объем 23-26 стр.
Завершение или прогноз. Если случай завершен, то в этом разделе следует привести оценку завершающей фазы анализа. Если работа еще не закончена, то здесь следует дать прогноз будущей работы. Приблизительный объем 2-3 страницы.
(правила написания случая взяты у Мюррея Стайна)
Первичное интервью из книги «Психотерапия» Бурлачук, Кочарян, Жидко
1. Демографический блок:
3) этническая принадлежность;
4) религиозная ориентация;
6) место работы и должность;
7) семейное положение;
8) политические взгляды;
9) оценка физического, социального, материального и духовного благополучия; 10) ассоциативный или метафорический образ.
2. Родители, сиблинги и другие значимые фигуры в жизни пациента:
2) этническая принадлежность;
3) религиозная ориентация;
5) место работы и должность;
6) семейное положение;
7) политические взгляды;
8) оценка физического, социального, материального и духовного благополучия;
9) ассоциативный или метафорический образ;
10) пять прилагательных, отражающих отношения пациента с ними.
Примечание: в случае, если кто-либо из перечисленных людей умер, со слов пациента необходимо собрать как можно больше сведений о причинах и обстоятельствах смерти.
3. Блок личной истории (главные события в жизни).
1) Младенчество и детство:
Хотели ли родители рождения ребенка;
Условия в семье после его рождения;
Самые ранние воспоминания;
Семейные истории о детстве пациента;
Проблемы критических периодов развития (нарушения пищевого поведения, туалетный тренинг, проблемы с речью, нарушения двигательной активности, никтурия, ночные кошмары);
Любимые сказки и сказочные персонажи.
2) Латентный период (7-12 лет):
Проблемы со здоровьем;
Проблемы в поведении;
Любимые художественные произведения (сказки, мультфильмы и пр.) и их персонажи.
3) Период полового созревания:
Физические, социальные и психологические проблемы, связанные с созреванием;
Успеваемость и социализация в этот период;
Самодеструктивные паттерны (нарушения питания, использование лекарств, алкоголя, наркотиков, суицидальные импульсы, антисоциальное поведение);
Семейные стрессы этого периода;
Любимые художественные произведения (книги, кино, спектакли и пр.) и их персонажи.
С чем был связан выбор работы (учебы);
Как строились и строятся межличностные отношения;
Отношения с родителями, братьями, сестрами, детьми;
Любимые художественные произведения и их персонажи.
1) как взаимоотношения с родителями повлияли на становление личности пациента;
2) тормозилось ли развитие пациента какими-либо аспектами раннего опыта?
3) чего пациент в первую очередь желает своим детям (ребенку) в их дальнейшей жизни?
5. Заключительный блок:
1) как взаимоотношения менялись по ходу интервью?
2) какой важный, по мнению пациента, вопрос вы ему не задали?
3) спросите, было ли ему комфортно и не хочет ли он что-либо сказать по поводу интервью.
6. Оценка статуса пациента (часть, самостоятельно заполняемая интервьюером после интервью):
1) первое впечатление;
2) изменение впечатления в процессе интервью;
3) общее впечатление;
4) оценка открытости пациента;
5) насколько можно доверять полученной информации.
1) главные текущие темы;
2) области фиксаций и конфликтов;
4) бессознательные фантазии, желания и страхи;
5) центральные идентификации;
7) неоплаканные потери;
8) связанность собственного «Я» и самооценка.
При виде той или иной картинки у каждого человека возникает свой комплекс ассоциаций, воспоминаний и фантазий, которые психолог затем интерпретирует.
Метафорические карты помогают выяснить, в чем истинная причина беспокойства человека, обратившегося к психологу?
«Что вы можете сделать со своей травмой? Только ее выговорить». Зигмунд Фрейд
Мы видим, как условный мальчик обращается с мячом, видим его отношение к предмету. А как обращаются с картами? Как они помогают психотерапевту понять что-то про клиента?
В решении каких проблем карты помогают лучше всего?
Дело-то не в картах, в них секрета нет. Секрет в том, что умеет специалист и какой подход использует. Карты хорошо сочетаются с разными направлениями работы. Ими могут успешно пользоваться психодраматисты, арт-терапевты, нарративные консультанты.
Когда человек смотрит на карты и рассказывает, почему он их выбрал и расположил именно так, в процессе рассказа сам часто находит ответ
Когда человек смотрит на карты (а у 90% из нас преобладает именно визуальное восприятие) и рассказывает, почему он их выбрал и расположил именно так, то в процессе рассказа сам часто находит ответ. А дальше мы можем выкладывать его дальнейшие шаги из карт, и клиент понимает, что нужно сделать, чтобы мечта стала реальной, достижимой целью.
А если у человека нет мечты и вообще представления о своем будущем?
Карты помогают его увидеть. Однажды я работала с мальчиком Сережей 12 лет, который успешно перенес химиотерапию, и проблема при его выписке из больницы заключалась не столько в его физическом состоянии, сколько в психическом. Он очень изменился внешне: симпатичный золотоволосый мальчик превратился в лысого, полного, с одутловатым лунообразным лицом человека. Сережа боялся выходить из больницы во внешний мир, и надо было как-то преодолеть его страх по поводу возвращения к обычной жизни.
Карты бесполезны при работе с детьми младшего дошкольного возраста
А потом мы вернулись к его портрету из будущего, и он смог его составить. Портрет получился живой, оптимистичный, симпатичный. Если вначале Сережа принимал себя только в прошлом, то теперь признался, что в будущем себе тоже нравится. Он вышел из больницы с чувством уверенности в себе. Всю неделю провел в точном соответствии с нашим планом, и ему было комфортно. Что здесь произошло? Жизнь пугала его своей неопределенностью. И когда Сережа увидел, какими событиями будет наполнен каждый день, ему стало хорошо и спокойно. Карты помогли сделать будущее определенным и привлекательным.
Под разные задачи и цели подходят разные карты?
Вообще, любые метафорические карты подходят для решения любых задач. Но логично, когда речь идет о продвижении, использовать карты с изображением дорог, путей. В этих картах нет ничего иррационального, магического. В их основе заложен традиционный механизм проекции. Он запускаются при встрече человека с любым объектом. Но в момент размышлений о движении по жизни, например, карты с изображением дорог, развилок, путей быстрее помогут запустить этот процесс.
Терапевт и его клиент могут по-разному интерпретировать одну и ту же карту. Это мешает работе?
В каких случаях карты использовать нельзя?
Об эксперте:
Узнать больше
Когда клиент посещает психотерапевта, то каждый уважающий себя специалист ведет историю работы с этим человеком. Конечно, это не «история болезни» и не «инструкция по применению», но все-таки она дает много информации мне. В частности, о том, как идет процесс (и идет ли вообще) или куда «направить лыжи», например.
Если Вам интересно, то такую Карту клиента можете почитать в исполнении гештальт-психолога и получить представление, что же мы фиксируем, когда сидим с умным видом перед нашими клиентами с ручками и блокнотами или диктофонами.
Недавно написала для работы в Психологической Студии PersonaGrata шаблон отчета по клиенту. При помощи этого шаблона можно легко структурировать свои размышления о текущей или завершенной работе с клиентом. Шаблон поможет представить случай на супервизию или интервизию, да и просто поддержит терапевта в размышлениях о клиенте. Если терапевт ведет записи (а он должен их вести) то шаблон может быть использован в качестве основы. Поскольку меня читает много студентов гештальт-институтов, подумала, что текст может быть полезным и здесь. Шаблон написан в шуточной форме: не по причине неуважения к человеческому страданию, а лишь для смягчения канцелярского стиля.
Инфо: ФИО, возраст, семейный и социальный статус, особая информация (трансгендер, экспат, космонавт на пенсии, беженец, инопланетянин, бывший заключенный, киллер в отставке, имеет психиатрический (соматический) диагноз: какой, история течения заболевания, наблюдается ли…), которая может быть важна.
Предистория и История: что исторически привело к вам клиента? Все было хорошо и вдруг стала мучить бессонница. Или всегда все было плохо, и друг посоветовал обратиться. Или упал, проснулся, гипс, решил наконец разобраться с выпадениями в памяти и страстью курить стебельки араукарии (как покурит араукарию, так выпадения в памяти и находит себя потом в неблаговидном виде: надоело!)
Жалоба: с чем конкретно пришел клиент. Хочет поменять планету, пол, возраст, переедает сладких кораллов, (бросить курить араукарию). Растерян, не знает, с чего начать. Депрессия из-за того, что на нашей планете не растут сладкие кораллы. Травма потери любимого Снусмумрика. Одиночество: здесь не с кем обсудить вопросы, волнующие инопланетян. Хочется подготовиться к переселению на Плутон, это тревожно, и ПТСР после предыдущего переселения с планеты Плюк не дает покоя: плохой сон, нет аппетита, даже не хочется сладких кораллов (…)
Запрос: С чем конкретно договорились работать? С исследованием происхождения желания сменить возраст (очевидно, вы обсудили с клиентом, что сия потребность первичной быть не может); с наращиванием осознавания истинных потребностей; с поиском ресурсов поддержки; с вопросом «какую потребность я заедаю кораллами и закуриваю араукарией?»; с последствиями травмы переселения с Плюка?…
(…) Горевали 4 сессии про то, что хорошей мамы не будет. Принимали свои ограничения, дефекты, неидеальности. Терапевт признался, что тоже от этого страдает, что еще укрепило отношения. Неожиданно осознали, что сменить возраст больше не хочется. Хочется на Венеру, там живут младший брат с семьей (да, клиент простил братика). Захотелось осесть, разбить коралловую плантацию на Венере. Завести козу, назвать ее Снусмумрик, в честь вомбата, который был у клиента в детстве.
Завершение терапии: что клиент сказал о том, как изменилась его жизнь. Что сказали тесты. Например, сам он говорит, что стал лучше спать, появился аппетит, вернулась привязанность к родным. Забыта идея сменить возраст. Появились другие желания. (…) Что говорят тесты: депрессия уменьшилась на 38% (опросник Пупкинда), тревога на 60% (опросник Васькинда). Тест на созависимость Сигитовой-Гавердовской: показатель ниже на 20%. Принято решение о перерыве в терапии до возникновения такой потребности. Назначена контрольная встреча через год с контрольным тестированием по указанным тестам.
Терапевтический рост: Какие конкретно запросы в супервизии возникали чаще всего с этим клиентом? Чему терапевт научился в процессе этой терапии? Какие зоны роста в себе обнаружил?
Цели консультирования: а) преодоление конкретного психологического затруднения и б) личностный рост клиента.
Различные модели психологического консультирования: а) медицинская, б) педагогическая, в) диагностическая, г) социальная, д) психологическая. Основные характеристики, достоинства и недостатки каждой модели.
2. Основные этапы психологического консультирования
3 . Личность консультанта
Проблема соотношения профессиональных знаний и умений консультанта и его личности как средств психологического воздействия на клиента. Консультант как модель психологически здоровой личности для клиента. Искренность («конгруэнтность») консультанта. Личностные характеристики эффективных консультантов. Проблема влияния личностных ценностей и жизненной философии консультанта на его деятельность.
Как начать беседу с подростком или старшим школьником?
Каждый раз, начиная психологическую консультацию с подростком или старшеклассником, психолог решает задачу «запуска» беседы, организации доверительного, эмоционально-открытого разговора, нейтрализации внутреннего сопротивления своего юного клиента, активизации его интереса к анализу своих проблем, а также формирования его стремления к самостоятельному решению собственной проблемной ситуации.
Как это сделать? Предлагаю несколько методических приемов, которые помогут школьному психологу активно начать консультацию и направить ее по нужному руслу.
Методический прием «Давай думать вместе!»
Было бы здорово, если бы у нас получился разговор равных людей. Анализируя твои проблемы, я могу также испытывать сложности, как и ты. Правда, у меня есть профессиональные знания и жизненный опыт. Я постараюсь помочь тебе. Но решение необходимо принимать тебе самому».
Методический прием «Психологический контакт»
Обстановка беседы должна располагать учащегося к общению и способствовать тому, чтобы он действительно почувствовал себя психологически равноправным со взрослым. Если же психолог начинает беседу словами: «Ну, что у тебя опять случилось?» произнесенными «учительским голосом», со строго-формальным выражением лица, у клиента «сработает» установка взаимоотношений типа «учитель-ученик» и психологической беседы не получится. Для налаживания начального эмоционально-положительного психологического контакта желательно задать подростку или старшему школьнику несколько нейтральных вопросов (о новом музыкальном ансамбле, кинофильме и др.). С первых же минут встречи необходимо показать, что консультант видит в своем юном партнере по общению не только клиента, но прежде всего интересного собеседника.
Методический прием «Человечек»
Психологическая консультация, если школьники пришли «не по своей воле», а их привели взрослые, обычно в какой-то степени травмирует ребят. Дело в том, что во время школьного обучения ученик находится среди одноклассников, «в массе коллектива» и это положение для него привычно. На консультации, чувствуя себя в центре внимания взрослого, он начинает волноваться, ждет подкрепления своей самооценки, теряется в ответах.
В этом случае эффективен прием «Человечек». На листке бумаги консультант рисует стилизованную фигурку человечка и говорит: «Смотри! Это твой ровесник. Зовут его, например, Игорь. Сейчас мы будем обсуждать вопросы, связанные с его проблемой. Правда, я довольно мало знаю о его конкретной ситуации. Тебе тоже придется немного рассказать о нем».
В диалоге составляется общий рассказ о нарисованном человечке, юноше Игоре. Как правило, основная информация взята из конкретной ситуации реального клиента, сидящего перед психологом. Напряженность нашего клиента заметно снижается: рассказывать приходится не о себе самом, а о ровеснике. И хотя он понимает символизм данного действия, тем не менее беседа становится более динамичной и открытой. Снижению внутренней напряженности способствует и тот момент, что школьник понимает: аналогичные трудности довольно часто встречаются в жизни его ровесников. А если это так, необходимо не стыдиться и зажиматься, а обсуждать, чтобы решать их.
Методический прием «Проблемная ситуация»
В качестве одного из эффективных средств активизации внимания и позиции подростка или старшего школьника на консультации может быть использовано постоянное подчеркивание со стороны психолога того факта, что не только ученик, но и он сам в данный момент находятся в проблемной ситуации. Такое положение дел вполне естественно, поскольку на консультации решаются действительно сложные вопросы.
При этом психологическая беседа проводится в форме двухфазного разговора. На первой обсуждаются проблемы клиента и анализируются возникшие трудности. Консультант и школьник находятся в предметной, содержательной «плоскости» беседы.
При возникновении в разговоре «тупиков», недомолвок, нарушений во взаимопонимании полезно перейти ко второй фазе консультации. Здесь психолог активизирует внимание школьника не на проблеме как таковой, а на протекании самой консультативной беседы. Он может задавать такие вопросы: «Какие проблемы нам с тобой удалось обсудить и что осталось за пределами нашей беседы?», «Почему ты тогда согласился со мной, а сейчас нет?», «Тебе нравится, как протекает наша беседа?», «Тебе интересно?», «В чем ты видишь пользу от нашего разговора?»
Такое построение консультативной беседы способствует развитию у подростка или старшего школьника коммуникативных навыков, умений посмотреть на себя «со стороны», а также стремлений к взаимопониманию с партнером по общению.
Методический прием «Зеркало»
Несмотря на то что начало консультации всегда связано с определенными сложностями, в наиболее трудное положение попадает психолог, если его клиент вообще отказывается разговаривать. Недоверчивый и находящийся в постоянном состоянии «защиты от взрослых», подросток говорит психологу: «Что ВЫ меня все время спрашиваете? Меня мать заставила прийти к вам, ее и спрашивайте!»
В таком случае довольно эффективным может стать методический прием «Зеркало». Основываясь на некоторой информации, собранной о клиенте, психолог начинает рассказывать историю о другом школьнике, чья ситуация в главных чертах совпадает с ситуацией клиента. При этом важно, чтобы пол, возраст и основные индивидуально-психологические особенности выдуманного персонажа действительно совпадали с характеристикой консультируемого. Искусство психолога здесь состоит в том, чтобы к месту и тактично использовать в своем рассказе факты, соотносящиеся с личной проблемой ученика. Кроме этого, направленность такого рассказа способствует тому, чтобы школьник спонтанно, незаметно для себя подключился к рассказываемой психологом истории: что-то начал подправлять, дополнять, с чем-то согласился, а что-то поставил бы под сомнение.
Несмотря на то что психолог и школьник сочиняют рассказ «о ком-то другом», подросток, юноша или девушка, сможет в «этом другом» увидеть самого себя, как в своеобразном психологическом «зеркале». Такое «отзеркаливание» поможет молодому человеку лучше понять самого себя, отстраниться от своих проблем и увидеть их более спокойными и «объективными глазами».
Планируя повторную консультацию, можно предложить школьнику самому придумать историю о своем ровеснике и рассказать ее при новой встрече с психологом. В этом случае консультант может попросить своего клиента более подробно охарактеризовать ситуацию в семье персонажа, его успехи в школе, описать взаимоотношения с друзьями, родителями. Кроме фактической стороны жизни главного героя, психолог может попросить ученика оценить поступки и решения героя своего рассказа.
Методический прием «Вербальное пространство»
Психолог должен следить за собой и стараться не соскальзывать на «глобальный монолог». Необходимо добиваться того, чтобы «вербальное пространство», имеющееся между консультантом и его клиентом, по времени участия в нем психолога и школьника было поделено как бы на равные половины. Для этого психолог должен уметь:
Не говорить слишком много и долго;
Вовремя задавать своему клиенту вопросы;
Уметь держать паузу, т.е. ждать и молчать, когда ученик сам найдет подходящие слова и решится рассказать о чем-то сокровенном;
Избегать менторского тона в беседе;
Не прибегать к психологическому давлению, используя свой авторитет взрослого;
Аргументированно отстаивать свою точку зрения и принимать доводы своего юного собеседника.
Консультация с трудным подростком (практикум)
Начало психологического консультирования, тем более «трудного» подростка, всегда связано с большими сложностями: как установить психологический контакт? Как организовать взаимодоверительные отношения? Как, наконец,
А если сказать точнее, с подростками надо просто дружить и общаться по-человечески, на равных, уважать их интересы, обсуждать их проблемы, спорить с ними и много чего еще делать. Но главное заключается в том, что необходимо не «воспитывать» подростка (в традиционном понимании: регулярно отчитывать за нарушения в поведении и учебе), а проживать с ним вместе (и он этого ждет всеми силами своей юной, бескомпромиссной души) те проблемные периоды жизни, которые у него возникают. А такие остропроблемные периоды бывают у всех (именно у всех!) подростков.
Применение психодиагностических методик при консультировании подростков и старшеклассников
Методика «Самохарактеристика» позволяет выявить актуальные отношения подростка или старшего школьника к самому себе и значимым людям.
Девушка выглядит внешне благополучной: она хорошо одевается, следит за собой, активна, общительна, неплохо учится.
Разумеется, результаты, полученные при помощи методики «Самохарактеристика», должны быть уточнены и углублены в ходе последующих консультационных бесед.
Методика полярных профилей рекомендуется в тех ситуациях, когда необходимо оперативно выявить уровень самооценки подростка или старшеклассника. Кроме этого, заполнение бланка методики связано с осуществлением клиентом анализа своих собственных личностных и интеллектуальных качеств, активизацией его размышлений о самом себе, а также беседы со взрослым о своих достоинствах и недостатках.
Самооценка производится в 10-балльной системе. Профиль полученной самооценки вычерчивается графически на бланке методики (см.схему 4). Методика довольно проста в применении и обработке. В среднем подросток или старшеклассник заполняет ее в течение 10-15 минут.
Предметом обсуждения на консультации становятся следующие вопросы:
Какие качества клиент оценивает либо предельно низко (на 1-
2 балла), либо предельно высоко (на 9-10 баллов);
Как он сам объясняет свою самооценку, проставленную в
«крайних» баллах (приводит для подтверждения примеры из соб
ственной жизни, ссылается на авторитетное для него мнение
взрослого или значимого другого, предполагает данную само
оценку интуитивно, без аргументации);
Какие свои качества клиент затрудняется оценить и почему.
На этом же бланке методики консультант может произвести
оценку своего клиента по выделенным параметрам, а затем организовать диалог по сравнению полученных самооценки клиента и оценки психолога. Наиболее информативны те моменты методики, в которых мнения клиента и консультанта принципиально расходятся.
Пример использования методики полярных профилей на психологической консультации
Витя К., ученик X класса, на консультации заполнил предложенную ему методику (его самооценка отражена на схеме 5 сплошной линией). Психолог-консультант также выставил свои оценки интеллектуальных и личностных качеств Вити (пунктирная линия).
Следовательно, Витя оценивает себя как вспыльчивого, пессимистично настроенного человека, тревожного, несколько легкомысленного, но принципиального. Он чувствует себя также безвольным и ранимым. Психолог-консультант увидел своего клиента довольно сдержанным человеком, средне-оптимистичным, в целом спокойным, серьезным, уступчивым, средне-волевым и относительно невозмутимым. По другим качествам, отмеченным в методике, оценка психолога и самооценка клиента в основном совпадают.
По результатам такой экспресс-диагностики, проведенной при помощи методики полярных профилей, психолог поставил на консультации перед собой следующие задачи: повысить самооценку своего клиента и его уверенность в себе, снизить тревожность.
Методика «Нарисуй свое настроение».
В некоторых случаях на консультации психологу необходимо получить данные о том, в каком настроении находится его клиент. Особенно полезной эта методика может быть тогда, когда подросток или старшеклассник не вступают в общение с психологом, скованны и зажаты.
После выполнения задания консультант начинает беседу, опираясь на рисунок своего клиента. Психолог задает следующие вопросы: «Опиши мне, пожалуйста, свой рисунок», «Тебе самому (самой) нравится такой рисунок?», «Если не нравится, то почему?» «В каком месте листа ты мог бы (могла бы) поместить свое «я», т.е. самое себя?» При анализе рисунка, отражающего плохое настроение, консультант стремится выделить позитивное его содержание (светлые или яркие пятна, свободные линии, наличие незаполненных мест и др.).
День учителя(Рабочий сценарий 2016 года) Цель: Реализация творческого.
Функционирование любого товарного рынка отображается с помощью ряда.