картина белое на белом к малевича форма культуры
Белое на белом
Разбиралась с авангардом (надо было). У Малевича, известно, есть семь квадратов: четыре черных, два красных и один белый.
Хорошее название картины – «Белое на белом» (или «Белый квадрат»)
Ну и дальше уже было не остановиться. Подумала – люблю именно белым по белому или белое на белом.
А дальше вообще про белый цвет.
И понеслось.
«Черный квадрат» написан Малевичем в 1915.
Малевич сказал, что живопись кончилась и нарисовал «Белое на белом» или «Белый квадрат» (1918). Белый квадрат – бесконечное пространство, которое он, Малевич, достиг (так он говорил).
«Белый квадрат» не был популярен. Как и «Красный квадрат» Чёрный квадрат поглотил всё.
Анекдот:
На самом деле, художник Малевич рисовал белый квадрат! Но не успел закрасить середину.
ещё:
Казимир Малевич решил написать «Белый квадрат на белом фоне», но, поразмыслив, решил не усложнять.
Но белый цвет всё равно главнее, несмотря на популярность чёрного.
Белый цвет – белизна как чистота, отсутствие цвета и потому он есть истина и красота в чистом виде (Платон).
Но белый цвет, наоборот, есть все цвета, все цвета вместе и есть белый цвет. Белый цвет есть цельность мира, его сущее и его полнота.
В белом заложено множество смыслов.
Белый цвет – это и цвет отрешенности от мира, цвет духовной простоты, цвет потустороннего. В христианском мире белый цвет – это цвет божественного. В белом ангелы, святые, праведники.
Белый цвет – цвет торжественный и величественный – цвет для царей и жрецов.
Но белый цвет поглощает, нейтрализует все остальные цвета и потому соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге — со смертью.
Следовательно, возможно и другое символическое звучание белого цвета.
Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура.
Белый цвет у многих народов защитное средство от сглаза и порчи: помеченное белой краской жилище, белые амулеты, и т.д.
Добрым богам и духам стремились приносить в жертву животных белого цвета.
В наскальной живописи первобытных народов чаще всего встречаются три цвета — белый, черный и красный.
В Упанишадах белый цвет в трехцветном (трехчастном) мире отдан мысли.
На полгода зима, снег – выходит, что нам с белым цветом привычнее всего.
Супрематизм (Белый крест)
Описание картины «Супрематизм (Белый крест)»
Начать стоит с того, что «Белый крест» был одной из картин, которые Казимир Северинович привез в 1927 году в Берлин на свою выставку. До 1958 года она хранилась в семье Хуго Хэринга, после чего была продана в Амстердамский городской музей (Стеделек). Полотно оказалось в центре скандала 4 января 1997 года, когда московский художник, гражданин Израиля Александр Бренер нарисовал на нем зеленой краской из баллончика знак доллара. Таким образом Бренер, по его словам, во-первых, создал новое художественное произведение, а во-вторых, выразил протест против коммерциализации искусства. Это была не первая подобная акция эпатажного художника. Незадолго до инцидента в музее Стеделек Бренер уничтожил работу китайского художника Венда Гу, созданную из человеческих волос, на выставке «Интерпол» в Стокгольме. И если тогда художественные журналисты и критики посчитали этот эпатажный жест Бренера «экстремизмом и анархизмом», можно представить, какой шум поднялся вокруг уничтоженной работы Малевича. А она на тот момент, когда состоялся суд на Бренером, действительно считалась безвозвратно испорченной: частицы зеленой краски проникли в трещины на полотне, и реставраторы почти отказались от попыток восстановить первозданный вид «Белого креста».
В конце концов, картину удалось отреставрировать, работы обошлись музею в 10 000 долларов. Точнее, не музею, а Александру Бренеру, которого суд обязал оплатить реставрацию полотна. Кроме этого, Бренера приговорили к пяти месяцам тюрьмы, пяти месяцам условно, и на два года запретили появляться в Амстердамском музее. С тех пор эпатажный художник почти перестал устраивать всякого рода акции и перформансы и сосредоточился на литературе. Последняя его книга под названием «Жития убиенных художников» вышла в 2016 году.
luiza_drevsholt
Все начинается с точки
Белое на белом Малевича в спектре бесконечности
Белое на белом Малевича еще один шедевр
Природа показывает нам, что цвета, различаемые глазом человека, есть не что иное, как ощущение бесконечного белого света, распадающегося на различные света, отличные от ровного чистого бесконечного белого. Преломление, искажение, поглощение дает бесконечное разнообразие светов, воспринимаемые глазом человека, как различные цвета. Когда поглощается полностью этот спектр, перекрывается и скрывается полностью свет, получаем тот самый черный цвет, черную дыру, которое «съедает» все, что попадает в нее, в своей зияющей противоположности отдающему белому.
Человечеству дана возможность, брать из природы, так щедро дающей, все – без понимания и осознания источника, но не бесконечно, так задумано. Всему есть предел, и человечество выросло из коротких штанишек недоросля. Наше поколение оказалось тем, судьбоносным поколением, которому может природа отказать, однажды, в первый раз. Все, что было ранее – это был огромный путь человечества, полностью еще не осознавшего, застрявшего в рукоплескании и возвеличивании себя и «собственных шедевров», не замечая, что за пределами всего цветного, реального, приятного, принятого, разного – есть нечто непознанное, самое важное, главное и единое, ради чего все то действо, называемое жизнью человечества, существует.
Есть главный замысел природы – ДАТЬ человеку, незаметно от него, так естественно и реально провести через тысячелетия, незаметно управляя кнутом и пряником, скрывая от осознания то главное управление сверху. И пусть человечество, в своем разумении, как бы само развивалось, само распределяло, само решало, как жить, кого и за что казнить, кого и за что миловать. И было человечеству в физическом мире, которое вмещено в мир психический, время и пространство. Немного тех, кто мог сквозь весь путь развития проникать в психическое свое, бесконечное и беспространственное. Это давалось немногим, таким, кто концентрацией мысли своей, понимании своих собственных желаний, проникал в свое психическое и находил там ответы на все вопросы. И это было необходимо, чтобы они, как маяки, сопровождали человечество в заданном направлении.
Казимир Малевич пишет сам в своей книге, какое неожиданное воздействие оказала на него открывшаяся тайна внутреннего понимания природы сущего. Он так был потрясен неожиданным открытием, нет – откровением, что долгое время не мог ни есть, ни пить, ни спать. Цвет черный и цвет белый, в дельте которых заключено все остальное разнообразие цветов. Белый – не поглощающий в себя, не берущий ничего в себя, отдающий, отражающий, и черный – поглощающий в себя все, как, собственно, сама земля и все населяющее ее со всем разнообразием форм и явлений.
Сегодня мы пришли к моменту, начавшемуся еще в конце XIX начале XX веков, когда вдруг, как бы одиночным гениям, открывались тайны природы, и человечество пришло к веку разрушения предыдущих идеалов жизни и строительству нового и прогрессивного, о чем и возвещал гений создания Черного Квадрата Казимир Малевич.
Белое на белом бесконечный свет открытий
Мы созданы Есть-Пить-Спать-Дышать, и все это обеспечивает нам природа, без единого ограничения. Но есть-таки одно условие, в этой безусловности природы, которое, мы – человечество, в конечном развитом состоянии, должны раскрыть и выполнить, прийти к соединению.
Белое на белом бесконечный свет осознания
Но как подойти к этому, если люди разделены неприятием и непониманием не только других людей, а, главное, самое себя? Познать себя и свою скрытую природу, понять, из каких свойств состоит мое я, чтобы знать собственные желания, толкающие меня изнутри, для совпадения их с действиями снаружи, чтобы получить результат для исполнения природой заложенной роли. Чтобы стать счастливым и сбалансированным, чтобы таким стало все человечество.
Белый на белом – конечная точка, к которой гонит человека природа через непонимание, страдания, лишения, только к одному, к осознанию, к изменению качеств, где, в конечном итоге, человек приобретет свойства чистого белого света. Это есть не фантазия и сказка, а самая настоящая реальность. Казимир Малевич раскрыл эту реальность сто лет назад и по сей день не многие понимают, в чем смысл его открытий. Сегодня, в фазу, когда информация есть наш главный хлеб, человек должен взять все, для наполнения утерянной связи с природой в веках.
Картина белое на белом к малевича форма культуры
Русская живопись запись закреплена
Казимир Малевич «Белое на белом» (1918)
Холст, масло. 79,4 × 79,4 см
Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк
Картина Малевича написана двумя близкими оттенками белого цвета. Фон картины написан чуть тёплым оттенком, с долей охры. Квадрат написан холодным голубоватым оттенком. Он немного повёрнут и находится ближе к правому верхнему углу — такое положение создаёт иллюзию движения.
«Супрематические три квадрата есть установление определенных мировоззрений и миростроений. Белый квадрат кроме чисто экономического движения формы всего нового белого миростроения является ещё толчком к обоснованию миростроения как «чистого действия», как самопознания себя в чисто утилитарном совершенстве «всечеловека». В общежитии он получил ещё значение: чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции и белый как чистое действие.
Белый написанный мною квадрат дал мне возможность исследовать его и получить брошюру о «чистом действе». Странная вещь — три квадрата указывают путь, а белый квадрат несёт белый мир (миростроение), утверждая знак чистоты человеческой творческой жизни. Какую важную роль имеют цвета как сигналы, указующие путь. О цветах и о белом и чёрном ещё возникнет масса толков, которые увенчаются через путь красного в белом совершенстве».
— К. Малевич. Супрематизм. 34 рисунка. — Витебск: Уновис, 1920.
Самые известные картины Казимира Малевича с названиями
Неординарный художник Казимир Малевич с совершенно непонятными картинами стал настоящим вызовом для своего времени. Все от ценителей искусства до случайных зрителей и сегодня ломают голову над его шедеврами. Посмотрим, что же на самом деле скрывалось за знаменитым «Черным квадратом», какие еще картины художника известны на весь мир и уходят с аукционов за многомиллионные суммы.
Самые популярные и загадочные картины Малевича
Картина «Черный квадрат» и ее аналоги
Пожалуй, картину «Черный квадрат» знают даже те, кто далек от живописи. Она и сегодня вызывает немалое удивление тех, кто видит черный холст вместо привычных образов и идей. Одни говорят, что в этом нет никакого мастерства и они сами могут намалевать такое за пару минут, другие видят в этом смелость и гениальность. Как бы то ни было, произносимую по самым разным поводом фразу «Малевич. Черный квадрат!» слышали многие.
Интересна история происхождения этой удивительной картины, идея которой пришла Малевичу за два года до ее создания. В 1913 году он трудился над декорациями к опере «Победа над Солнцем», где вместо солнца взял черный квадрат. Такая замена символизировала то, что теперь художественному авангарду освещает дорогу созданное Малевичем направление под названием супрематизм. Последний подразумевал отказ от предметности и доминирование в живописи цвета. Так впервые у художника родилась идея картины с изображением черного квадрата.
В 1915 году в Петербурге проходила выставка «0,10», на которой супрематисты могли представить обществу свои работы. Для заполнения залов требовалось не меньше трех десяток работ, которых у представителей нового направления пока не было. Однако Малевича это не остановило: он трудился днем и ночью, создавая одно произведение за другим. Когда он нарисовал на одном из полотен черный квадрат и полностью завершил работу над ним, вдруг испытал сильное облегчение и произнес, что создал главное произведение своей жизни. Вероятно, после той картины с солнцем он осознал, что черный квадрат и есть главный символ супрематизма, символ отказа от всего старого искусства и перехода к искусству новому. Сам художник после создания «Черного квадрата» потерял всяческий покой, у него пропал аппетит, он не мог уснуть. «Всё пытался понять, что же я сделал. Но не мог», — говорил автор гениального творения.
Так как со временем краска на картине стала расслаиваться, эксперты предположили, что за черным слоем скрываются другие многочисленные слои. Рентген показал, что за квадратом действительно есть другие рисунки в схожих стилях с теми, что были представлены на выставке «0,10». Вполне возможно, что неудовлетворенность этими работами натолкнула художника на мысль отказаться от них и закрасить их черной краской. Это объясняет тот факт, что квадрат имеет не совсем ровные края, то есть художник не использовал чертежных инструментов и не имел намерения вычертить строгую геометрическую фигуру. Кстати, открытие под черным квадратом красочных слоев породило на свет самые невероятные легенды. Так, согласно одной из них, художник рисовал голых женщин, как вдруг зашла жена, и ему осталось только лихорадочно все закрасить черной краской. На этом примере мы можем видеть, какие фантазии способен порождать обычный черный квадрат.
Вернемся к выставке с необычными картинами и не менее странным названием «0,10». Такое нетипичное для художественных выставок название означало следующее: цифра ноль символизировала отсутствие предметных форм в супрематизме, а число 10 — количество заявленных художников-супрематистов, хотя позже их стало больше. В результате выставка состоялась, а картина «Черный квадрат» была размещена в так называемом красном углу — верхнем углу в избе, который считали самым почетным и размещали в нем иконы.
Заметим, что «Черный квадрат» существует не в единственном варианте. Помимо него есть еще три аналогичные работы, отличающиеся от оригинала цветом и размерами. Сегодня все они хранятся в музеях: два в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже. А еще есть маленькие черные квадраты — своеобразная подпись художника, которую можно встретить на некоторых картинах.
Картина «Красный квадрат»
Картина «Красный квадрат», рожденная на свет автором в том же 1915 году, вызывала не меньше недоумений и разночтений. В преддверии революции одни видели в квадрате кровь, другие революционный флаг, а третьи сравнивали с огнем пылающей печи. Однако для самого автора появление красного квадрата вслед за черным стало новым открытием. Красный стал первым цветом, который вошел в его новую систему супрематизма после черного триптиха и открыл дорогу новым цветам.
Вероятно, кроме цвета у него были и какие-то свои ассоциации, так как на обратной стороне картины значилась надпись «Женщина в двух измерениях», а через пять лет после написания Малевич дал картине второе название — «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». Таким образом, красный квадрат остался такой же загадкой, как и черный. Кстати, новая картина еще больше потеряла правильные геометрические формы и превратилась в четырехугольник.
Картина «Белое на белом»
В 1918 году Казимир Малевич переходит к так называемому белому супрематизму, символом которого становится белый квадрат. Открыв ранее для себя черный квадрат, в один прекрасный момент Малевич приходит к тому, что пиком беспредметности является вовсе не черный квадрат, а белый квадрат, размещенный на белом фоне. Чтобы реализовать свою идею, он вначале закрашивает одним белым оттенком холст, а затем на нем изображает немного другим оттенком повернутый квадрат. И так рождается композиция «Белое на белом». По словам самого творца, белое символизирует чистое действие, несет в себе мир (миростроение, является символом чистоты творчества человека). Поскольку картина была создана в революционные годы, Малевичу пришлось объяснять, что она никоем образом не связана с «белыми» (белогвардейцами).
Картина «Черный круг»
Картина «Черный круг» была написана в то же время, что и «Черный квадрат» и участвовала на выставке «0,10». Вместе с «Черным крестом» обе упомянутые картины образовали знаменитый триптих Малевича, который в дальнейшем представлялся на многих выставках. И все же ни круг, ни крест не произвели на зрителей такого эффекта, как черный квадрат. Возможно, это связано с заявлениями художника относительно квадрата. Он сказал, что с появлением черного квадрата завершилась история развития мировой живописи. Позже живописец создавал еще несколько версий «Черного круга» для разных выставок.
Картина «Скачет красная конница»
В годы советской власти Малевичу не простили того, что он не желал вступать в ряды КПСС, а единственной его признанной картиной оказалась «Красная конница». Из всех его абстрактных композиций именно она была более-менее понятна зрителю: пусть и лишенная деталей, пусть на странных цветных полосах, но все же вполне понятная конница с не менее понятным названием. Художник назвал работу «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы» и прописал это название на обороте полотна. Ради того, чтобы картина больше соответствовала революционному времени, он даже датировал ее 1918 годом, хотя эксперты указывают более позднее время создания.
Однако сам мастер вложил в эту картину куда более сложный смысл, чем изображение доблестного отряда, скачущего навстречу врагу. Как писал он в одной из своих работ, уверовавшие своим вождям люди сначала медленно шли, потом бежали, а теперь уже буквально летят в надежде достигнуть благих земель. Но меняются вожди, меняются флаги, меняются обещанные блага, а счастья как не было, так и нет. И на самом деле никакого горизонта искать не нужно, потому что люди уже находятся на нем.
Самые дорогие картины Малевича
Картины Казимира Малевича появляются на торгах крайне редко, так как в основном они находятся в музеях. На аукционы они попадают в тех случаях, если наследникам удается отсудить их у музеев или музеи вынуждены пойти на продажу части работ из-за бедственного положения. За период с 2000 по 2020 годы было продано на торгах всего 74 произведения художника. Рассмотрим несколько самых дорогих уходов.
Рекорд в продажах картин Малевича связан с работой «Супрематическая композиция». Художник написал ее в 1916 году, но вынужден был расстаться со своим детищем вот по какой причине. В 1927 году он показал картину на выставке в Берлине, однако там же ее и пришлось оставить, так как советские власти отказались продлять ему визу. Поскольку выставка продолжалась еще несколько месяцев, Малевич был вынужден оставить семь десятков картин на попечение Хуго Херинга. Забрать их художнику так и не удалось, так как из-за подозрений в шпионаже его больше не выпускали из СССР, а в 1935 году мастер скончался. В Германии картины едва не уничтожили как дегенеративное искусство, но Херинг успел продать их музею Амстердама, а позже пять из них отсудили наследники Малевича.
В 2008 году наследники выставили «Супрематическую композицию» на аукционе Sotheby’s и продали за 60 млн долларов. Однако в 2018 году она снова появилась на торгах, на этот раз в аукционном доме Christie’s. Здесь работа была продана за 85,8 млн долларов, став самой дорогой картиной Малевича, когда-либо уходившей с торгов.
Следующие два крупных ухода также связаны с пятью картинами, отсуженными наследниками у музея. Первая из них — это ««Мистический супрематизм (Черный крест на красном овале)». При взгляде на нее многие начинали искать религиозную подоплеку. Однако, как пояснял сам художник, его крест с религией не связан и является производной от базового элемента, то есть от черного квадрата. Если двигать квадрат в разных плоскостях, как раз и получится крест. Квадрат, крест и круг образуют, согласно супрематической теории художника, черный триптих. Последний и посвящен основным формам творения.
В 2015 году картина появилась на аукционе Sotheby’s, но не сумела приблизиться к рекорду «Супрематической композиции». При заявленной начальной стоимости в 35-45 млн долларов картина ушла с молотка за 37,7 млн долларов. Тем не менее, эта сумма внушительная и превосходит совокупные продажи картин многих других известных художников.
Вторая картина называется «Супрематизм. 18-я конструкция». Работа была выполнена в 1915 году — в тот самый год, когда Малевич основал супрематизм. И является она одним из ярких символов этого художественного направления. По мнению художника, искусство представляет собой умение создавать конструкции на основании веса, скорости и направления движения. Если мы вернемся к фотографии выставки «0,10», то увидим там ряд картин с аналогичным сюжетом. Это полотно также появилось на торгах Sotheby’s в 2015 году и было заявлено в границах 31,6-47,3 млн долларов. Окончательная цена продажи в итоге составила 33,8 млн долларов.
Отметим, что за последние 20 лет с аукциона ушло 74 работы Малевича, за которые новые владельцы суммарно заплатили 279,3 млн долларов.
Мы рассмотрели лишь наиболее показательные и дорогие картины художника, что не позволяет составить полное представление о его творчестве. Не удивляйтесь, если увидите подпись Малевича под реалистичным пейзажем, кубофутуристической композицией или работой в стиле импрессионизма. Он был разноплановым художником и пробовал себя в разных направлениях. И супрематизм — лишь наиболее яркое из них.