карточка научного описания музейного предмета образец
Образцы заполнения карточек научного описания музейных предметов
Образцы заполнения карточек
научного описания музейных предметов
научный сотрудник отдела
Наименование музейного предмета: сосуд
Дата поступления и № акта 21 мая 1976 г., акт № 000
Место хранения: Шкаф № 1, полка 3
Датировка: Эпоха железа, раннесарматский период
Материал и техника изготовления: глина, лепка (или «круг», если изготовлен на гончарном круге)
Диаметр венчика 11,5
Степень сохранности: склеен из фрагментов, отсутствуют части венчика
Описание: Сосуд с округлым туловом, узким уплотненным дном и отогнутым наружу венчиком. Орнаментирован по краю венчика пальцевыми защипами.
Наименование музейного предмета; часы наручные, марка «Полет»
Дата поступления и № акта: № 000 от 01.01.2001 г.
Место хранения; Шкаф № 3, ящик 4
Датировка: декабрь 1967 г.
Материал и техника изготовления: металл, стекло, штамповка
Размер: Диаметр 3,5 см
Степень сохранности: в полной сохранности
Описание: Мужские наручные часы марки «Полет» округлой формы. Плоские. На циферблате цифровое обозначение заменено штриховым.
Наименование музейного предмета; фото погрудное.
Дата поступления и № акта; 24 мая 1994 г., акт № 76
Место хранения; комната 3, шкаф 4, полка 2
Материал и техника изготовления; фотобумага, фотофиксация
Степень сохранности; изображение нечеткое
Наименование музейного предмета; утюг жаровой
Дата поступления и № акта; 14 июня 2005 г., акт № 96.
Место хранения; комната 4, стеллаж № 5, полка 3
Материал и техника изготовления; чугун, литье.
Сохранность; металл покрыт коррозией
Описание; Утюг жаровой для глажения белья. Нагревался горящими углями, которые засыпались в корпус.
Принадлежал крестьянке Марии Захаровне Лавровой, бабушке Василия Николаевича, проживавшей в селе Гусевка Ольховского района. Утюг был куплен в станице Урюпинской на Покровской ярмарке в 1897 г.
Наименование музейного предмета; юбилейная монета достоинством в один рубль.
Дата поступления и № акта; 19 мая 2004 г., акт № 69
Материал и техника изготовления; медно-никелевый сплав, литье
Размер; диаметр 31 мм
Сохранность; в полной сохранности
Наименование музейного предмета; почтовая карточка
Дата поступления и № акта: 20 мая 1997 г., акт № 47
Место хранения; шкаф № 3, полка 2
Надписи, клеимы: в верхнем правом углу марка стоимостью 15 копеек. Почта СССР. Погрудное изображение танкиста в шлеме. Имеется печать в верхнем правом углу: Юдино. Вокзал ТАССР 22.05.43.
Материал и техника изготовления: тонкий картон
Сохранность: карточка пожелтела от времени
Наименование музейного предмета: фото групповое. Рационализаторы и
изобретатели Волгоградского алюминиевого завода
Дата поступления и № акта: 15 июня 1971 г., акт № 83
Место хранения: Шкаф 2, полка 1
Материал и техника изготовления: фотобумага, фотофиксация
Степень сохранности: в полной сохранности
Способ поступления: партком завода
Сфотографированы за столом при обсуждении чертежа на фоне чертежных досок в конструкторском бюро. Фотография черно-белая. Глянцевая.
Наименование музейного предмета: джемпер женский
Дата поступления и № акта: 12 октября 1973 г., акт № 000
Место хранения: комната № 1, сундук № 2
Датировка: сентябрь 1973 г.
Материал и техника изготовления: кримпленовая нить, машинная вязка
Размер: ширина спины 42 см, длина 50 см.
Степень сохранности: в полной сохранности
Способ поступления: Волгоградская чулочно-трикотажная фабрика им. Крупской
Описание: Джемпер, голубого цвета, изготовлен из 100% кримпленового волокна. Полочка (перед) украшена вязкой «елочка» в три ряда от горловины до пояса. Спинка гладкая. Рукав короткий, покроя «реглан». Нижнюю часть джемпера и рукавов украшает полосочка в 3 см, вязка «резиночка».
Артикул 484708. Цена 18 рублей.
Изготовлен в котонном цехе Волгоградской чулочно-трикотажной фабрики им. Крупской. Цех вступил в строй в 1973 г.
Карточка описания музейного предмета
описания музейного предмета
Место и время изготовления:
на фото группа учащихся и педагогов (2 ряда сидят, 2 ряда стоят)
Решетникова составления: 11.09.2010г.
описания музейного предмета
Место и время изготовления:
Типографская печать, фабричное производство
Сильно загрязненный, в пятнах, отсутствуют многие страницы, они пожелтевшие, в разрывах.
На картонной обложке название учебника «Букварь», наименование издательства, год выпуска, рисунок (ученики), страницы учебника бумажные, переплет тканевый. Страницы оторваны от переплета.
Решетникова составления: 11.09.2010г.
описания музейного предмета
Учебник «Арифметика» для 3 класса.
Место и время изготовления:
Типографская печать, фабричное производство
Сильно загрязненный, в пятнах, страницы пожелтевшие
На картонной обложке название учебника «Арифметика», наименование издательства и год выпуска, страницы учебника бумажные, переплёт тканевый.
описания музейного предмета
Тетрадь ученическая Якимова Михаила
Место и время изготовления:
1956 год, фабрика г. Бор
Типографская печать, рукопись
Общее загрязнение, потертости, пожелтение, разрывы
На обложке серого цвета надпись: тетрадь №1 по грамматике ученика 4 класса А средней школы №2 Якимова Михаила, на рабочих листах белого цвета записи, сделанные фиолетовыми чернилами.
описания музейного предмета
Прописи к букварю (рабочая тетрадь)
Место и время изготовления:
Москва, «Просвещение», 1968г.
Пожелтевшие страницы, потёртости, чернильные пятна,
на обложке чернильные надписи и рисунки карандашом
На обложке надпись: Прописи к букварю.
описания музейного предмета
Ученическая ручка перьевая
Место и время изготовления:
описания музейного предмета
Место и время изготовления:
Пятна, загрязнение, царапины
авторучка чернильная полуавтоматическая с открытым пером, состоит из двух частей: основная из пластмассы коричневого цвета и колпачок из светлого металла
описания музейного предмета
Место и время изготовления:
Пятна, общее загрязнение, потертости
Предмет в форме усеченного конуса, расширенный к низу, белого цвета с синей каймой
описания музейного предмета
Место и время изготовления:
60-е годы, дерево-обрабатывающий комбинат
Потертости, царапины, загрязнение, сломы
Решетникова составления: 1.10.2010г.
описания музейного предмета
Знамя комсомольской организации
Место и время изготовления:
60-е годы, Москва, швейное объединение «Смена»
Общее загрязнение, потертости, разрывы
Решетникова составления: 1.10.2010г.
описания музейного предмета
Знамя пионерской организации
Место и время изготовления:
60- е годы, Москва, швейное объединение «Смена»
Методическая рекомендация «Описание музейных экспонатов
«Описание музейных предметов» (2016)
В основе деятельности любого музея лежит музейный предмет. Он является объектом комплектования, научного изучения и описания, использования в экспозиционной, выставочной, образовательно-воспитательной и других формах музейной деятельности. Нельзя понять смысл и содержание многих видов музейной деятельности, если не иметь достаточно ясных представлений о роли и месте музейного предмета в музее, его потенциальных возможностях «отражать» и «представлять» события и явления, о природе «музейности» этого объекта наследия.
Реликвия может быть персональной (индивидуальной), когда какой-нибудь человек воспринимает конкретный предмет как реликвию. Реликвия может быть коллективной, когда какое-нибудь сообщество воспринимает конкретный предмет как реликвию. Именно потому, что реликвийные предметы чаще всего воспринимаются не рационально, а эмоционально, люди относятся к ним более бережно, чем к раритетам.
Краеведы или актив школьного музея стремятся выявлять и собирать такие предметы, с помощью которых можно как бы реконструировать изучаемое событие, наглядно представить его с помощью тех вещей, которые были как бы свидетелями или даже участниками события.
Конечно, сами предметы, если это не письменные документы, звукозаписи, кино-фотодокументы и т.п., мало что могут поведать нам о событии, однако сама их принадлежность, причастность к конкретному историческому эпизоду, зафиксированная в музейной документации, делают эти предметы фактами истории (историческими источниками).
Научное описание музейного предмета представляет собой выявление и фиксацию тех сведений по истории памятника с момента его создания до поступление в музейное собрание, которые не отражены в самом памятнике (музейном предмете): автор, датировка, назначение, владельцы, время и место создания и бытования, связь с определенными историческими событиями или лицами, историческая или художественная значимость и т.п.
От того, насколько полно выявлены и зафиксированы все эти сведения, зависит информационный потенциал музейного предмета, возможность и эффективность его использования в экспозиционных, научных, учебных и воспитательных целях.
Общая схема основных элементов описания музейных предметов состоит из следующих позиций:
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).
Наименование предмета (авторское, функциональное или условное, данное в музее).
Авторство. Под авторством понимается создатель данного предмета, его изготовитель, составитель, художник, издатель и т.д. Автором предмета может быть указано как отдельное лицо (или группа лиц), так и предприятие, на котором был изготовлен или тиражирован предмет.
Название предприятия-изготовителя указывается при описании в его исторической форме на период изготовления предмета.
Место создания, бытования, события.
Место (географический признак) создания (изготовления) при описании дается без оговорки за исключением тех случаев, когда необходимо указать не только место создания, но и бытования. Географические названия описываются в их исторической форме на период создания (бытования, события) предмета от общего (страна, республика), к частному (область, район, город, село, и т.п.). Для Москвы и Санкт-Петербурга (Петрограда, Ленинграда) указывается только страна – Россия, РСФСР, СССР.
Датировка (создания, бытования, события)
Описывается по аналогии с позицией №6 (место). Если известна только дата бытования
или события, то она обязательно оговаривается.
Перечисляются все материалы, определяющие основу предмета (металл, дерево и т.п.), виды техники создания (чеканка, резьба) и украшения (роспись надглазурная). Отмечаются также отличительные особенности материала и техника составных частей предмета, если они имеются (папка, паспарту и др.).
Размеры. Количество. Подлинность.
Размеры указываются в соответствии с общими правилами обмера музейных предметов: для прямоугольных – высота и ширина, для круглых и эллипсообразных – наибольший диаметр, для объемных – высота, ширина и размеры основания. Учитывается, конечно, и специфика того или иного предмета.
Количество – это собственно предмет и его составные части.
Подлинность, по нашему мнению, целесообразно указывать главным образом для документов и фотографий, которые в отличие от памятников материальной культуры в силу своего происхождения или исторической обусловленности могут иметь статус музейного предмета, являясь копией или тиражированным экземпляром.
Сохранность. Сведения о реставрации.
Дается общая оценка состояния предмета (например, в сохранности) и перечисляются конкретно повреждения (ткань выцвела, загрязнена). Если предмет был реставрирован, указываются данные о предыдущих реставрациях (полная реставрация, накатка на марлю, штопка и т.п.) и дата.
Номер негатива (по фототеке музея).
Источник и способ поступления.
При описании источника поступления предмета в состав музейного собрания указывается полное официальное название организации или фамилия и инициалы лица, его родственные связи с владельцем предмета. К способам поступления относятся – передача, дар, завещание, закупка, заказ, обмен, а также экспедиция (командировка) музея.
Здесь также указывается конкретный документ – акт приема, приказ школы на основании которого предмет был внесен в книгу поступлений (главную инвентарную книгу) музея. Если источник поступления неизвестен, то указывается дата регистрации предмета в музее.
Описываются все основные отличительные признаки предмета – форма, цвет, конструктивные особенности (структура), функциональное назначение, художественный стиль исполнения, изображения, надписи, подписи, клейма, печати и места их расположения на предмете.
История происхождения предмета, сведения о событиях и лицах, связанных с предметом, среде бытования и др.
Литература об истории предмета, авторе, владельце и других лицах, событиях, связанных с предметом.
Составитель описания предмета (фамилия, дата).
Если при описании мы не располагаем полным объемом необходимой информации по тем или иным позициям данной схемы, то по мере изучения предмета она может быть дополнена. Информация, установленная по косвенным данным, например, авторство, место, датировка и др., которая может быть уточнена в дальнейшем, при описании заключается в квадратные скобки или оговаривается в примечании.
ПРИМЕРЫ ОБРАЗЦОВ ОПИСАНИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Коллекция. Одежда и ткани.
Номер по инвентарной книге.
Наименование. Куртка рабочая Мальцева Т.С., директора Шадринской опытной сельскохозяйственной станции.
Место. РСФСР, Курганская обл., с. Мальцево.
Датировка. 1950-е гг.
Размеры. Длина: переда – 75, рукава – 58 см. Количество – 1.
Сохранность. Ткань выцвела, потерта, манжеты порваны.
Описание. Куртка из черного штапельного полотна с отложным воротником, с застежкой на 5 пуговицах (типа гимнастерки). На груди (слева и справа) 2 накладных кармана с клапанами. Рукава вшивные на манжетах с застежкой на 2 пуговицы. Подкладка из хлопчатобумажной ткани черного цвета.
Легенда. Мальцев Терентий Семенович (1895 – 1994), новатор сельскохозяйственного производства, полевод колхоза «Заветы Ильича» Курганской области, директор Шадринской опытной сельскохозяйственной станции, почетный академик ВАСХНИЛ (1956), Российской академии сельскохозяйственных наук (1990), дважды Герой Социалистического труда (1955, 1975).
Библиография. Иванов Л.И. Терентий Мальцев, М., 1962.
Составитель (фамилия, дата).
Номер по инвентарной книге.
Наименование. Орден «Трудовое Красное Знамя» РСФСР, врученный Туполеву А.Н., советскому авиаконструктору.
Датировка. Награждение – 1926, 13 декабря.
Размеры. 44 х 38,5 мм. Количество – 1.
Сохранность. На знамени скол эмали, ушко погнуто. Ушко и пластина на обороте позднего припоя. Штифт спилен.
Описание. Знак ордена из желтого металла, овальный.
Л.ст. – в центре на фоне голубой эмали золотистая надпись: «ГЕРОЮ/ТРУДА». Слева на фоне древка знамени – фигурный картуш красной эмали с изображением скрещенных серпа и молота. Вверху развернутое вправо знамя красной эмали с золотистой надписью: «РСФСР/пролетарии всех/стран соединяйтесь». По краю ордена – венок из дубовых и лавровых листьев с плодами, перевязанный внизу лентой.
Об.ст. – с обратным рельефом л.ст. и припаянной круглой металлической пластинкой с гравированной надписью «Туполев А.Н.».
Легенда. Автором рисунка знака ордена «Трудовое Красное Знамя» является Сергей Куклинский, выпускник Строгановского художественного училища. Проект его рисунка был признан лучшим на объявленном в апреле 1921 года Всероссийском конкурсе по составлению рисунков знака ордена и в марте 1922 г. проект был утвержден Президиумом ВЦИК.
Орденом Туполев Андрей Николаевич (1888 – 1972), советский авиаконструктор, заместитель начальника ЦАГИ, руководитель КБ, был награжден постановлением Президиума ВЦИК от 13 декабря 1926 г. – «За научную деятельность в области развития авиапромышленности и конструкторской работы по созданию цельнометаллического самолета АНТ-3».
Библиография. Советские ордена и орденские документы из собрания Центрального музея революции СССР. Каталог. М., 1983, с.8, №18; Ильинский В.Н. Геральдика трудовой славы. М., 1979; Кербер Л.Л. Ту – человек и самолет. М., 1973.
Составитель (фамилия, дата).
Номер по инвентарной книге.
Наименование. Письмо Шмита Н.П., участника первой российской революции 1905 – 1907 гг., сестрам Екатерине и Елизавета Шмит, написанное перед смертью в Бутырской тюрьме.
Место. Россия, Москва.
Датировка. 1907, не позднее 13 февраля.
Материал, техника. Бумага-рукопись.
Размеры. 17,5 х 11 см. 1 л. Количество – 1. Подлинность. Подлинник – автограф.
Сохранность. Сгибы, загрязнено, пожелтело.
Источник и способ поступления. От Шмит Е.П., сестры Шмита Н.П., (дар) в 1929 г. Акт приема (номер, дата).
Описание. Письмо на двух сторонах листа белой бумаги, написано черными чернилами.
Легенда. Письмо было написано Шмитом Н.П. в одиночной камере Бутырской тюрьмы накануне убийства. Передано Екатерине Павловне через подкупленного тюремного надзирателя 13 февраля 1907 г.
Шмит Николай Павлович (1883-1907), владелец мебельной фабрики на Пресне в Москве, студент естественного факультета Московского университета, член РСДРП(б), участник декабрьского вооруженного восстания 1905 г. в Москве. Арестован 17 декабря 1905 г. за участие в восстании и в феврале 1907 г. убит тюремщиками в камере Бутырской тюрьмы.
Библиография. Андриканис Е.Н. Хозяин «Чертова гнезда», М., 1975.
Составитель (фамилия, дата).
Номер по инвентарной книге.
Наименование. Фотопортрет. Заломов П.А., участник революционного движения в России, один из организаторов и революционного движения в России, один из организаторов и знаменосцев первомайской демонстрации в Сормово в 1902 г.
Авторство. Фотоателье «С.Курбатова. Москва».
Место. Россия, Москва.
Размеры 10,5 х 6,5 см (с паспарту). Количество – 1. Подлинность. Подлинник.
Сохранность. Фото пожелтело, паспарту загрязнено.
Описание. Изображение подгрудное, ¾ влево, портретируемый с пышной окладистой черной бородой и усами, одет в темную рубаху-косоворотку.
Фото на фирменном паспарту, в нижней части которого тисненый текст, выполненный золотой краской «С.Курбатова. Москва». На обороте – фирменный рисунок, на котором автограф Заломова П.А., написанный черными чернилами: «На память о совместном пребывании в Часовой башне Бут.тюр. 1902г 12/12».
Легенда. Снимок сделан в Москве в фотоателье С.Курбатовой после суда над участниками сормовской демонстрации 1 мая 1902 г. Осужденные после суда были отправлены в Бутырскую пересылочную тюрьму в Москве.
Библиография. Семья Заломовых. Сборник воспоминаний и материалов. Л., 1948; Альбом по истории СССР. 1861 – февраль 1917. М., 1978, с.95.
Составитель (фамилия, дата).
Использование экспоната или экспозиции в воспитательной и
образовательной деятельности музея.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании
Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общешкольного организма, если учителя будут широко использовать его экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе.
Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. В практике нашей школы сложились следующие её виды:
— учебная экскурсия в музее;
— урок-экскурсия в музее;
— использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;
— демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
— подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее;
— проведение учебно-практических конференций.
Работа в музее проводится по ряду предметов: краеведению, ОБЖ, истории, литературе, этикету, ИЗО, трудовому обучению и на классных часах. Учителя, используя возможности музея, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают информацию, но и демонстрируют учащимся сложные пути ее получения. Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых воспитываются нынешние поколения. Во время походов школьники не только собирают новый материал для музея, но и щедро отдают приобретенные знания. Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую профессию. Тема труда и защиты своего Отечества нашла в музее своё отражение. Все виды воспитательной работы, которые ведутся на базе нашего школьного музея, способствуют формированию личности учащихся.
Описание музейных предметов: основные элементы и образцы. Методическое пособие ГЦМСИР. М., 2003;
Туманов В.Е. Школьный музей. М., 2003;
Яхно Ю.Б. Методическое пособие. Школьный музей, как составляющая открытого образовательного пространства. (сайт в Интернет)
С.Г. Целоусова, заведующий туристско-краеведческим отделом
Методическое пособие «Описание музейных предметов»
Управление образования и науки администрации Губкинского городского округа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Станция юных туристов»
по описанию музейного предмета
«Станция юных туристов»
Атрибуция музейного предмета
Атрибуция — это установление автора, времени и места создания художественного произведения, памятника истории и культуры или документа. При этом исследователь опирается на анализ стиля, техники, материала, сюжета, манеры и пр., а также привлекает дополнительные сведения. Чем шире круг прямых и косвенных данных, тем точнее атрибуция.
Атрибуцией также называется и приписывание (доказательное или спорное) произведения какому-либо художнику или же установление какого-то лица, изображенного на портрете.
Этапы формирования навыков научного описания музейных предметов:
1. Ознакомительный: знакомство с понятием «музейный предмет», его основными свойствами, многообразием. Объяснение необходимости и значимости научного описания экспонатов. Любая вещь обладает рядом свойств, следовательно, определить свойства вещи, описать их – значит изучить вещь. От того, насколько подробно и точно описан предмет, зависит степень и глубина познания объекта.
2. Учебный: системный подход к изучению вещи, обучение общим правилам научного описания предмета. Определение его основных признаков и свойств: морфологии, технологии, материала, функций. При атрибуции предмета также определяются хронология, место создания, авторская принадлежность и другие аспекты истории бытования вещи. Знакомство с оформлением музейных карточек научного описания, схемами описания разных видов источников.
3. Учебно-практический : выполнение практических заданий описания предмета (экспоната) по общему образцу. Усвоение общей схемы описания. Совместный разбор ошибок. Знакомство с особенностями описания различных типов источников: одежды, обуви, утвари, мебели, нумизматических предметов и пр.
4. Практический: выполнение самостоятельных заданий по описанию разных видов (письменных, вещественных, фото-, фоно-) и различных типов источников.
Занятия по атрибуции могут проводиться не только с привлечением экспонатов школьного музея, но и с материалами домашнего архива обучающихся.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОПИСАНИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Дается название предмета, начиная с имени существительного, затем, если это необходимо, пояснение). (Грамота почетная, чашка кофейная, тарелка декоративная, книга художественная, игрушка-свистулька «Всадник», тетрадь ученическая и т.д.). Если предмет имеет какие-то местные особые названия, их указывают в скобках. Кувшин (корчажка), бусы (прутики) и т.д.
Под авторством понимается создатель данного предмета, его изготовитель, составитель, художник, автор, предприятие – изготовитель. Название предприятия указывается в его исторической форме на период изготовления предмета. (Фарфоровый завод М.С. Кузнецова, кондитерская фабрика им. 1 Мая).
Место создания, бытования, события
Географические названия даются в их исторической форме на период создания предмета. (Россия, Курская губерния, Старооскольский уезд, с. Обуховка. СССР, РСФСР, обл. Белгородская, г. Старый Оскол). Иногда, необходимо указать место бытования предмета. (Воронежская, Курская губернии).
Описываются все основные признаки предмета – форма, цвет, конструктивные особенности, структура, художественный стиль, изображение, надписи, подписи, клейма. (Тарелка круглая, край волнистый. По всей поверхности – полихромная роспись в виде крупных цветов и плодов. В центре, в круге на черной фоне – изображение эмблем: скрещенные серп и молот, часть шестерни. На дне основания – заводская марка завода-изготовителя.). При описании одежды, описывается цвет, покрой. При описании документа, дается описание внешнего вида и содержания документа. Если форма предмета сложная, дается описание составных частей.
Датировка предмета может быть точной – дата издания книги, фотографического снимка, или примерной – для предметов археологии, этнографии, некоторых предметов быта. ( 1956 г., начало ХХ века, вторая половине II тыс. до н.э., 40-е годы ХХ в., и т.д.).
Перечисляются все предметы, определяющие основу предмета. (Медно – никелевый сплав, чугун, хлопок, холст, фаянс, сосна, груша, дуб), виды техники создания (ручное шитье, вышивка, чеканка). Если нет возможности точно определить название материала и техники даются общие сведения. (Металл, ткань, дерево, бумага, керамика).
Размеры указываются в сантиметрах (кроме монет). Указывается сначала вертикальный, затем горизонтальный размеры, для одежды – длина изделия, ширина плеч, юбки. Для посуды – высота изделия, диаметр горлышка и донышка, для игрушки – высота изделия. Если картина или фотография в рамке (с полями), указываются размеры изделия без рамки, а затем в рамке.
Дается перечень конкретных основных повреждений. (Ткань выцвела, пятна желтого цвета, следы от поперечного сгиба, потертости, сколы, повреждение молью, разрывы, наличие загрязнений и т.д.)
Под легендой подразумевают историю происхождения предмета, принадлежность выдающимся лицам, связь с краем, с определенными событиями, дополнительная информация об авторе, создателе, владельце предмета. Нужно зафиксировать всю информацию, которая поможет в дальнейшем при составлении экскурсий, этикетажа и атрибуция предмета.
Схемы примерного описания основных видов музейных предметов
Описание предметов нумизматики
3. Описание в объеме краткой визуальной характеристики:
4. Место изготовления;
Монета памятная. Достоинство – 10 рублей, посвящена 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, 2005 г. Монета комбинированная, состоит из диска белого цвета и внешнего кольца желтого цвета. Лицевая сторона (аверс): в центре диска обозначено достоинство монеты – «10 рублей». В нижней части диска товарный знак монетного двора. В верхней части кольца по окружности надпись «Банк России», в нижней – дата «2005». Слева и справа стилизованные ветви растений, переходящие на диск. Оборотная сторона (реверс): в центре – стилизованное изображение вечного огня, под ним даты «1941-1945», по окружности надпись «Никто не забыт, ничто не забыто». Гурт рифленый, дважды повторяемая надпись «Десять рублей» разделена звездочками. Монета чеканена Московским монетным двором.
Медно-никелевый сплав. D – 27 мм. Следы пребывания в обращении: потертости, мелкие царапины. Монета была передана в дар музею жителем города Ивановым И.И.
Банкнота достоинством сто тысяч рублей, 1995 г. Лицевая сторона: в верхней части купюры слева изображение эмблемы Банка России – двуглавый орел и надпись «Банк России». Рядом цифровая надпись «100 000», металлографическая печать с повышенной рельефностью «Билет банка России». В центре банкноты изображение скульптурной композиции, украшающей фасад Большого театра г. Москва. Слева и справа на купонных полях отпечатан номер купюры «ВН 8111547». В нижнем левом углу надпись в 5 строк «Подделка билетов Банка России преследуется по закону». Рядом метка для людей с ослабленным зрением в виде кружка и пяти прямоугольников. Справа надпись «Сто тысяч рублей». Оборотная сторона: вверху слева и справа цифровая надпись: «100 000». В центре изображение здания Большого театра. На купонных полях слева надпись «Москва», помещенная в овал из лавровых ветвей. Ниже. Слева направо надпись: «Сто тысяч рублей», 100 000, 1995. Банкнота отпечатана Московским монетным двором на высококачественной бумаге с вкраплением волокон красного, фиолетового и светло-зеленого цветов.
Бумага с водяными знаками. 6,5 Х 14,9 см. Следы пребывания в обращении, потертости, разрыв в правом нижнем угле (0,5 см.). Банкнота была передана в дар музею жителем города Ивановым И.И.
Медаль фонда славянской письменности и культуры. Медаль имеет форму правильного круга, изготовлена из металла желтого цвета. Лицевая сторона: изображение стоящих у креста основателей письменности Кирилла и Мефодия. Оборотная сторона: в центре изображен православный крест. По окружности – надпись «Аз есть всему миру свет. Фонд славянской письменности и культуры». Медаль на пятиугольной колодке, обтянутой шелковой муаровой лентой (полосы желтого, серого, зеленого цветов). РФ. Металл, D – 30 мм. 2003 г. Небольшие царапины на оборотной стороне медали. Медаль была вручена руководителю ансамбля «Завалинка» Головко А.П. на первом региональном фестивале казачьих ансамблей «Казачье братство» 6 сентября 2003 года в г. Воронеж.
Описание произведений живописи
2. Автор (годы жизни);
4. Жанр, сюжет, тема: описание изображения (зеркальное отображение);
5. Подписи и надписи авторские;
7. Сведения об авторе;
8. Место и дата создания;
Картина «Город просыпается с боем курантов» написана художницей Бойко Е.М. (1964 г.р.) в 2007 г. Пейзаж летний, выполнен техникой масляной живописи в ярких зеленых, голубых, белых, розовых цветах пастозными мазками. На картине изображено многоэтажное здание, частично скрытое деревьями. На башне здания – городские часы. На переднем плане картины изображена водная гладь фонтана, опоясанная бордюром. В воде отражается здание. В правой части картины изображена декоративная клумба в виде павлина. Картина написана на холсте, в правом нижнем углу – авторская подпись краской коричневого цвета. Картина в деревянной раме золотисто – коричневого цвета.
Е.М. Бойко – профессиональный художник, с 2000 года – директор Старооскольского художественного музея.
РФ. Обл. Белгородская, г. Старый Оскол. 2007 г. 75х55, 79х59. Холст, масло. Небольшая потертость углов рамы.
1. Наименование предмета;
2. Уточнение назначения – чашка чайная, блюдо декоративное;
3. Форма и цвет – все особенности внешнего вида, составные части и детали;
4. Художественные особенности, отделка, стиль;
6.Связь с историческим лицом, событием (если есть);
7. Место производства (если известно);
11. C пособ производства – ручной, машинный, индивидуальный, серийный. 12. Размеры;
Чайник заварочный, фаянсовый. Тулово округлой формы, сужающееся к придонной части. Плечико выпуклое, переходящее в невысокую цилиндрическую шейку с упором для крышки, с выступом по краю устья с внутренней стороны. С одной стороны тулова расположена вертикальная ручка «С»-образная, овальная в поперечном сечении, с другой стороны расположен носик, сужающийся к сливному отверстию, круглый в поперечном сечении. Днище круглое, вогнутое с небольшим бортиком. Чайник белого цвета украшен надглазурной росписью в виде цветочного растительного орнамента (три цветка и стилизованные ветви растения) розового, синего, зелёного цветов. На днище изображен олень красного цвета – клеймо Дмитровского фарфорового завода, п. Вербилки Московской области. Крышка круглая выпуклая с навершием сферической формы, в верхней части которого находится отверстие.
СССР. п. Вербилки Московской области. 1980-е гг. Фаянс, глазурь, позолота, надглазурная роспись. H – 12, D дон. – 5, D гор. – 3. Потёртость росписи, царапины на донышке.
Кринка для молока (корчажка) . Изготовлена из красной глины на гончарном круге. Светло-коричневого цвета. Сосуд имеет округлый венчик, отогнутый наружу, высокое и широкое горлышко, переходящее в округлое плечико. Тулово плавно сужается к донышку. Внутренняя поверхность сосуда и верхняя часть горлышка покрыты поливой, имеют блестящую поверхность.
Кринки ( корчажки) широко бытовали повсеместно, использовались для хранения и подачи на стол молока. Кринка принадлежала жительнице с. Орлик Ходеевой Р.В. (1924 г.р.), передана в музей внучкой владелицы – Крыловой Т.В.
Курская область, Чернянский р-н, с. Орлик. 30-е гг. ХХ в. Глина, обжиг, полива. H – 22, D дон. –12, D гор. – 13. Мелкие сколы на венчике, царапины на тулове.
Ф.И.О. на момент съемки (полностью);
Должность на момент съемки (род занятий, общественное положение);
Время и место съемки (можно предположительно);
Особенности оформления (наличие паспарту);
Надписи на фотографии;
Автор съемки (если известен);
Фотография. Михалев Фома Ильич – первый директор Старооскольского завода автотракторного электрооборудования. Михалев Ф.И. Был директором завода АТЭ в период с 1959 по 1975 годы. Фотография черно-белая, сделана в 1974 году. Снимок погрудный. Ф.И. Михалев одет в темный костюм, светлую рубашку, галстук. На пиджаке по обеим сторонам ордена и медали. Волосы темно-русые, зачесаны назад, в очках. На оборотной стороне надпись, выполненная карандашом «Ф.И. Михалев».
СССР, обл. Белгородская, г. Старый Оскол, 1974 г., фотобумага, фотопечать, 11х8,5. След от сгиба в нижнем правом углу.
Дата и место съемки;
Описание (в зеркальном отражении);
Фотография. Перезахоронение останков воинов, погибших на Старооскольской земле в годы Великой Отечественной войны. Перезахоронение воинов происходило в канун Дня Победы, 1996 года у мемориала возле Атаманского леса (братская могила № 31). На переднем плане, слева – Благочинный первого Старооскольского округа протоиерей Алексий Зорин. В центре – члены клуба «Поиск» на веревках опускают в могилы два гроба с останками бойцов. На заднем плане – присутствующие на перезахоронении, мемориал, лес. Фотография черно-белая. Снимок сделал В. Воронов. Фотобумага, фотопечать. 7,3х39,4. 07.05.1996. На обороте – следы от наклеивания.
Место и дата съемки;
Фотография. Полевой стан тракторной бригады № 1 зерносовхоза «Коржункуль» Акмолинской области, Казахстан. Снимок сделан в 1956 году, передан в дар Э.И. Григорьевым участником освоения целинных земель в Казахстане в 1955-1961 гг., Почетным гражданином Старого Оскола. На снимке – в центре – пять бытовых вагончиков, на которых висят транспаранты. На одном из вагончиков на шесте развивается флаг. Возле вагончиков – мужчины. На переднем плане справа – волейбольная сетка. На обороте – надпись «Полевой стан. 1956 г.» Фотография черно-белая.
Фотобумага, фотопечать. 18х23,7. 1956 г. Фотография пожелтела, изломы, пятна.
Заглавие, заголовок издания;
Книга художественная. Градинаров Юрий Иванович «Казненные любовью». Воронеж, ОАО Издательско-полиграфическая фирма «Воронеж», 2006 г., Тираж 10 000. 224 С. Без иллюстраций.
Книга в твердом картонном глянцевом переплете. На корешке надпись: «Юрий Градинаров», «Казненные любовью». Лицевая сторона обложки художественно оформлена, фиолетового цвета. В центре – рисунок прямоугольной формы: на фоне стилизованного изображения кельи коллаж из портретов Петра 1, офицера петровской эпохи и монахини. Над ними – три колокола, правее – окно. Над рисунком – имя, фамилия автора, под ним – название книги. На задней стороне обложки – подгрудное цветное фотоизображение автора книги и краткие сведения о нем.
Бумага, картон. 13,3х20,7. 2006. Пятно на первом форзаце книги.
Описание документальных источников
Материал и способ воспроизведения;
Удостоверение Зиновьева Василия Мартыновича к юбилейной медали «60 лет Вооруженных сил СССР». Награждение состоялось в соответствии с Указом президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1978 года. Удостоверение от 21 февраля 1979 года заверено штампом, подписью капитана 2 ранга Старооскольского горвоенкомата Сухленко, круглой гербовой печатью Старооскольского объединенного Городского Военного Коммисариата Белгородской области. На лицевой стороне удостоверения изображен герб СССР, ниже – надпись «Союз Советских Социалистических республик» «Удостоверение к юбилейной медали «60 лет Вооруженных сил СССР». На развороте слева – изображение медали, справа – текст документа, выполненный типографским способом. Имя награжденного вписано ручкой (паста синего цвета). Зиновьев В.М. (1896-1991) – участник двух Мировых войн, работал в Казацком Сельсовете.
СССР. 1979 г. Бумага. 10,9х8. Бумага пожелтела, края и углы потрепаны.
Грамота почетная Аладышева Сергея Яковлевича за отличное выступление на окружном смотре армейской художественной самодеятельности Киевского Военного округа, посвященном 40-летию Вооруженных сил СССР. Грамота от 19.01.1958 заверена подписью командующего войсками Киевского Военного округа маршала Советского Союза В. Чуйкова и круглой гербовой печатью штаба Киевского Военного округа. Грамота выполнена на листе плотной бумаги, типографским способом. На грамоте изображен герб СССР, знамена трех родов войск, фанфары, перевитые ветвями лавра. В центре, в рамке, изображенной в форме щита, золоченая надпись «Грамота», ниже – печатный машинописным способом текст документа.
Аладышев Сергей Яковлевич – ветеран Великой Отечественной войны, участник первого Парада Победы на Красной площади, преподаватель музыкальных училищ, дирижер духового оркестра.
СССР, Украина, г. Киев. 1958 г. Бумага. 31,5х16,5. Бумага пожелтела, след от поперечного сгиба, следы от склеивания по левому краю.
Письмо Баулиной Лидии Ивановны (1925 г.р.), племянницы В.Я. Ерошенко, жительницы г. Евпатория заведующей Домом-музеем Ерошенко Ирине Леонидовне Пискаль. В письме сообщается об участии в юбилейных мероприятиях, посвященных 110-летию В.Я. Ерошенко. Письмо написано на одинарном тетрадном листе бумаги в клетку чернилами синего цвета. Левый край листа неровный.
Украина. 1999 г. 20,2х16,5, бумага. В верхней части листа – разрыв 1,3 см. В центре – след от вертикального сгиба.