Новая карточка учета страховых взносов за 2021 год
Зачем нужна карточка страховых взносов
В соответствии с п. 4 ст. 431 НК РФ плательщики страховых взносов должны учитывать процесс формирования базы по взносам и начисление самих взносов отдельно по каждому физлицу, которому выплачивается доход. Официально утвержденной для этого формы сейчас нет. В большинстве случаев на практике для этой цели служит такой документ, как карточка индивидуального учета страховых взносов. Но ваш регистр может называться и иначе.
Главное, чтобы он содержал помесячную и сформированную нарастающим итогом в отношении каждого физлица информацию:
Образец заполнения такой карточки подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности оформления документа.
Карточка страховых взносов — 2021
В качестве основы для формирования карточки страховых взносов в 2021 году можно взять форму, введенную в применение совместным письмом от 09.12.2014 ПФ РФ № АД-30-26/16030, ФСС РФ № 17-03-10/08/47380. Скачайте бланк по ссылке ниже:
Она состоит из трех разделов:
Поскольку данная форма была выпущена еще в то время, когда взносы перечислялись в фонды, бланк нужно осовременить. В частности, проставить в нем ссылки на НК РФ (вместо действовавшего ранее закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
ВНИМАНИЕ! При использовании бланка данной карточки учтите, что с 2021 года работодатель оплачивает только первые 3 дня больничного листа. Остальные пособия ФСС оплачивает напрямую сотруднику в рамках пилотного проекта «Прямые выплаты». Это значит, что с 2021 года сумму взносов на ВНиМ нельзя уменьшить на расходы по соц. обеспечению.
Можете скачать нашу версию карточки по ссылке ниже:
А можете взять предложенный выше оригинал и модифицировать его самостоятельно.
Как рассчитать взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, чтобы не ошибиться при заполнении карточки, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Ответственность за некорректное заполнение карточки
Несмотря на то что форма карточки имеет рекомендательный характер, ее ведение обязательно. Отсутствие этого регистра или систематические ошибки при его заполнении могут быть сочтены грубыми нарушениями правил учета объектов налогообложения, ответственность за которые наступает по ст. 120 НК РФ.
Ответственность эта выражается в штрафах, которые составят:
О вопросах, возникающих при применении ст. 120 НК РФ, читайте в этойстатье.
Итоги
Плательщики взносов обязаны вести персонифицированный учет начислений по страховым взносам. В качестве регистра для такого учета совместным письмом ПФР и ФСС рекомендована форма индивидуальной карточки. Отсутствие такого регистра или ошибки при его заполнении чреваты штрафами.
Карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов
Карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов
Внимание!При применении документа следует учитывать, что с 1 января 2017 года в соответствии с Федеральными законами от 03.07.2016 N 243-ФЗ и N 250-ФЗ полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам
Скачать форму карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов:
Образец заполнения карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов >>>
Материалы по заполнению карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов:
Карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов
Порядок заполнения индивидуальных карточек учета
сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм
начисленного единого социального налога, страховых
взносов на обязательное пенсионное
страхование (налогового вычета)
В приложении 1 при заполнении графы 2 учитываются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физического лица по трудовому договору, договору гражданско-правового характера, авторскому договору, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе пособия (расходы) на цели государственного социального страхования в соответствии с действующим законодательством, выплаты, которые не облагаются в соответствии со статьями 236, 238, 239 Кодекса, и т.д.
Не включаются в графу 2 выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
Выплаты гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых российскими фондами поддержки образования и науки учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений, в карточках не отражаются.
По графе 3 показываются выплаты и вознаграждения в пользу физического лица, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций и по налогу на доходы физических лиц, и которые в соответствии с пунктом 3 статьи 236 Кодекса не признаются объектом налогообложения.
По графе 4 отражаются выплаты, не облагаемые во все фонды и в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 238 Кодекса.
Выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физического лица по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам, не облагаемые только в ФСС РФ в соответствии с пунктом 3 статьи 238 Кодекса, выделены отдельно в графе 5 индивидуальной карточки.
По графе 6 отражаются суммы денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания, не включаемые федеральными судами и органами прокуратуры в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет в соответствии с пунктом 3 статьи 245 Кодекса.
По графам 7, 9, 11 отражаются налоговые базы по ЕСН в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования, исчисляемые по приведенным в данных графах формулам.
С 1 января 2005 года статья 241 Налогового кодекса РФ действует в редакции Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ, которым, в том числе, установлены новые ставки по единому социальному налогу.
Если по физическому лицу в каком-либо месяце года налоговая база, начисленная с начала года, превысила 100 000 руб., то для отражения ее в графах 7, 9, 11 по шкале, предусмотренной статьей 241 Кодекса, а также показателей в последующих графах индивидуальную карточку, начиная с указанного месяца после строк «с начала года», рекомендуется дополнять еще двумя строками.
Например, физическое лицо выполняет работы по трудовому и гражданско-правовому договорам. Налоговая база по ЕСН составила:
(в рублях и копейках)
│ Месяцы │Федеральный бюджет и фонды│ ФСС РФ │
│Январь │ 40 000,00 │ 35 000,00 │
│Февраль │ 40 000,00 │ 35 000,00 │
│Март │ 50 000,00 │ 40 000,00 │
│Итого │ 130 000,00 │ 110 000,00 │
С 1 января 2005 года статья 241 Налогового кодекса РФ действует в редакции Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ, которым, в том числе, установлены новые ставки по единому социальному налогу.
В случае, если работник в течение налогового периода переходит из одного обособленного подразделения организации в другое, то обособленное подразделение, в которое перешел работник, открывает на него новую индивидуальную карточку.
При этом из обособленного подразделения, в котором работник работал ранее, в обособленное подразделение, в которое он перешел, передается копия индивидуальной карточки, которая велась по данному работнику в предыдущем обособленном подразделении, для того чтобы имелась возможность применения регрессивных ставок налога в зависимости от налоговой базы, накопленной за время его работы в организации с начала года, если организация выполняет условие, установленное пунктом 2 статьи 241 Кодекса.
Копия индивидуальной карточки, которая велась в предыдущем обособленном подразделении, должна быть заверена подписями руководителя, главного бухгалтера или представителя организации и скреплена печатью организации.
Для налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения организации она является документом, подтверждающим, в том числе, право на применение регрессивных ставок при исчислении налога с выплат и вознаграждений, начисленных работнику по месту работы в новом обособленном подразделении.
С 1 января 2005 года статья 241 Налогового кодекса РФ действует в редакции Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ, которым, в том числе, установлены новые ставки по единому социальному налогу.
В графах 8, 10, 12 проставляются ставки ЕСН в соответствии со статьей 241 Кодекса с учетом наличия у налогоплательщика права на применение регрессии.
В условиях действия нормы пункта 2 статьи 241 Кодекса, если налогоплательщик не имеет права на применение регрессивных ставок налога, то независимо от величины налоговой базы по конкретному физическому лицу исчисление налога производится по ставкам, предусмотренным для налоговой базы нарастающим итогом с начала года до 100 000 руб. В этом случае ставки налога проставляются по строке «с начала года».
Если налогоплательщик имеет право на применение регрессии, то ставки налога проставляются в рублях и % с учетом регрессии, соответствующие определенной величине налоговой базы. При этом в строке «с начала года» они не указываются.
Исчисление сумм авансовых платежей по налогу в индивидуальной карточке по итогам каждого календарного месяца производится в следующем порядке.
Затем из полученной суммы следует исключить сумму авансовых платежей по налогу, исчисленную по федеральному бюджету и каждому внебюджетному фонду за период с начала года по месяц, предшествующий истекшему календарному месяцу.
При таком механизме, в случае потери налогоплательщиком в истекшем календарном месяце права на применение регрессии, корректировка налога за весь период с начала года происходит автоматически в этом месяце.
В отношении физических лиц, являющихся застрахованными согласно Федеральному закону N 167-ФЗ, по графе 17 отражается база для начисления страховых взносов на ОПС, которая соответствует налоговой базе по ЕСН, отраженной по графе 7 индивидуальной карточки.
По графам 18, 19 проставляются тарифы страховых взносов в соответствии со статьями 22 (33) Федерального закона N 167-ФЗ, дифференцированные в зависимости от категории страхователя, пола и возраста физического лица.
С 1 января 2005 года статья 241 Налогового кодекса РФ действует в редакции Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ, которым, в том числе, установлены новые ставки по единому социальному налогу.
При достижении страхователем базы для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года свыше 600 000 рублей применяется тариф страховых взносов в виде фиксированной ставки в рублях. Исчисление страховых взносов по процентной ставке с суммы, превышающей 600 000 рублей, как это предусмотрено для единого социального налога статьей 241 Кодекса, статьями 22 и 33 Федерального закона N 167-ФЗ не установлено.
Регрессивная шкала тарифов страховых взносов применяется страхователем при условии соблюдения требований, установленных пунктом 2 статьи 241 Кодекса.
По графе 20 отражаются начисленные авансовые платежи по страховым взносам на ОПС по сумме взносов на страховую (графа 21) и накопительную (графа 22) части трудовой пенсии, которые учитываются в качестве налогового вычета при исчислении авансовых платежей по ЕСН за соответствующий месяц (период).
По графе 23 отражаются суммы налоговых льгот, применяемых налогоплательщиками в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса.
Расчет указанных сумм производится следующим образом.
Для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования:
Для адвокатских образований, исчисляющих авансовые платежи по налогу с доходов адвокатов:
Гр. 24 = гр. 23 х 7% / 100%
С 1 января 2005 года статья 241 Налогового кодекса РФ действует в редакции Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ, которым, в том числе, установлены новые ставки по единому социальному налогу.
Соответственно в графах 25, 26, 27 показатели исчисляются умножением сумм налоговых льгот, отраженных по графе 23, на ставки, установленные для исчисления налога в Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. При этом применяются ставки налога, установленные статьей 241 Кодекса, к налоговой базе на каждого отдельного работника, нарастающим итогом с начала года, не превышающей 100 000 рублей.
По графе 28 сумма начисленных авансовых платежей по ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, определяется как:
По графам 29, 30, 31 отражаются суммы начисленных авансовых платежей по ЕСН во внебюджетные фонды, определяемые как:
По графе 32 отражаются данные о начисленных налогоплательщиком в отношении конкретного физического лица пособий (произведенных расходах на цели государственного социального страхования).
Суммы возмещений расходов налогоплательщика на цели государственного социального страхования работников в части, превышающей начисленные суммы ЕСН (авансовых платежей по ЕСН) в Фонд социального страхования Российской Федерации, производятся подразделениями указанного Фонда на банковский счет страхователя единой суммой без разбивки по конкретным физическим лицам.
Поэтому данные суммы в индивидуальной карточке отражению не подлежат, а учитываются только в сводной карточке.
По гр. 33 отражаются суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат физических лиц, освобождаемых от уплаты налога во все фонды и федеральный бюджет в соответствии с пунктом 2 статьи 245 Кодекса.
Налогоплательщикам, применяющим специальные налоговые режимы и одновременно осуществляющим виды деятельности, облагаемые по общепринятой системе, по физическим лицам, занятым одновременно и в тех и в других видах деятельности, рекомендуется вести отдельно индивидуальные карточки по ЕСН (приложение 1) и страховым взносам на ОПС (приложение 2).
При этом в индивидуальной карточке по ЕСН все показатели отражаются в отношении такого физического лица только в части видов деятельности, облагаемых по общепринятой системе налогообложения. Налоговый вычет при расчете ЕСН в федеральный бюджет принимается в сумме начисленных страховых взносов на ОПС с выплат, произведенных по видам деятельности, облагаемым по общепринятой системе.
В графе 17 подлежит отражению база для начисления страховых взносов на ОПС по видам деятельности, облагаемым по общепринятой системе, которая соответствует налоговой базе по этим же видам деятельности, исчисляемой в графе 7.
Заполняется графа 17 в порядке контроля правильности определения базы, от которой исчислен налоговый вычет.
В графе 20 подлежит отражению налоговый вычет, на который уменьшается ЕСН в федеральный бюджет (графа 13). Он применяется в сумме начисленных страховых взносов на ОПС от базы, отраженной в графе 17.
В целях реализации положений главы 24 Кодекса, Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ, для физических лиц, одновременно занятых на выполнении работ (оказании услуг) по видам деятельности, облагаемым по различным системам налогообложения (специальные налоговые режимы и общепринятая система налогообложения), индивидуальные карточки по страховым взносам на ОПС рекомендуется вести по форме согласно приложению 2, когда все показатели отражаются отдельно по видам деятельности, облагаемым по общепринятой системе, по видам деятельности, облагаемым по специальным налоговым режимам, и в целом по всем видам деятельности налогоплательщика.
Налогоплательщики, осуществляющие только (или в том числе) виды деятельности, облагаемые по специальным налоговым режимам, расчет условия на право применения регрессивных тарифов страховых взносов производят в порядке, установленном пунктом 2 статьи 241 Кодекса, исходя из общей суммы базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Налогоплательщики, применяющие только специальные налоговые режимы, приложение 2 заполняют в объеме раздела 2. Разделы 1 и 3 ими не заполняются.
Таким образом, по конкретному физическому лицу необходимость ведения двух индивидуальных карточек (приложение 1 и приложение 2) возникает в том случае, если оно занято на выполнении работ (оказании услуг) по видам деятельности, облагаемым по специальным налоговым режимам, а также по видам деятельности, облагаемым по общепринятой системе.
По физическим лицам, занятым только в видах деятельности, облагаемых по общепринятой системе налогообложения, возможно вести учет показателей по ЕСН и страховым взносам на ОПС в единой форме индивидуальной карточки (приложение 1).
По физическим лицам, занятым только в видах деятельности, облагаемых по специальным налоговым режимам, индивидуальные карточки ведутся только по страховым взносам на ОПС, исчисляемым по этим видам деятельности (раздел 2 приложения 2).
В этой связи для налогоплательщиков, осуществляющих виды деятельности, облагаемые как по общепринятой системе налогообложения, так и по специальным налоговым режимам, для целей автоматизации обработки данных в адресной части индивидуальных карточек рекомендуется ввести признак, квалифицирующий вид деятельности, которым занимается соответствующее физическое лицо: облагаемый по специальным налоговым режимам, облагаемый по общепринятой системе налогообложения, смешанный.