карточки учета военнообязанных образец
Форма 18 для военкомата: бланк, инструкция, образец 2019-2020
До 31.12.2019 всем работодателям, ведущим воинский учет, необходимо подать в военкомат ежегодный отчет — Форму 18 «Карточка учета организации». Актуальный бланк, подробная инструкция и образец заполнения этого отчета представлены в нашей статье.
Кто и когда должен сдавать Форму 18
Форма 18 отражает основные сведения об организации, результатах ее работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, данных о количестве военнообязанных и граждан, подлежащих призыву.
Форму 18 ежегодно должны сдавать все, кто обязан вести воинский учет: работодатели-юридические лица независимо от формы собственности и от организационно-правовой формы. Отчет готовится на первое число года, следующего за текущим, и сдается до завершения текущего года.
Отчитаться по Форме 18 в военкомат за 2019 год на дату 01.01.2020 нужно не позднее 31.12.2019.
Что такое бронирование военнообязанных
Бронирование является обязанностью работодателя, который отвечает хотя бы одному из критериев:
На необходимые такому работодателю рабочие места (есть отдельный перечень профессий и должностей) может быть оформлено ограничение по военной мобилизации находящихся на них работников — бронь.
Учет таких рабочих мест и работников на них и ведет работодатель при бронировании.
Что такое мобилизационное предписание
Мобилизационное предписание — это отдельное указание военкомата военнообязанному гражданину. Согласно предписанию, в случае объявления мобилизации гражданин должен прибыть в указанный срок в указанное место, не дожидаясь дополнительной повестки.
Предписания формируются военкоматами для того, чтобы заранее спланировать объем и структуру призываемых человеческих ресурсов в период мобилизации.
Порядок заполнения Формы 18 в военкомат
Карточка учета организации по форме 18 состоит из двух листов: первый лист посвящен сведениям об отчитывающейся организации, второй — о работающих в ней.
Заполняем первый лист Формы 18: сведения об организации
Внесение информации в первый лист отчета в военкомат можно разделить на несколько простых шагов:
Форма 18 для военкомата, лист 1
Заполняем второй лист Формы 18: сведения о работающих
Правила заполнения информативной части отчета сгруппированы в таблице:
Пункт отчета | Что вписывать |
10. Сведения о работающих | Общее количество работников |
10.1. Граждан, пребывающих в запасе | Количество переведенных в запас. Брать информацию нужно из личных карточек работников |
10.1. из них: а) офицеров и генералов б) прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов, в том числе ограниченно годных к военной службе | Количество работников соответствующего звания, переведенных в запас. Брать данные тоже следует из личных карточек и документов воинского учета |
10.2. Забронировано граждан, пребывающих в запасе | Заполняется количество забронированных лиц, только если ведется бронирование. Все остальные работодатели ставят в этом пункте прочерк |
10.3. Граждан, пребывающих в запасе, имеющих мобпредписания | Вписывается количество граждан с мобилизационными предписаниями. Сведения о мобпредписаниях могут быть оформлены специальным штампом в документах воинского учета. Работник может сам сообщить такие сведения при устройстве на работу, и специалист, ведущий воинский учет, должен их зафиксировать для правильной подготовки отчета в военкомат. Если данных нет — ставится прочерк |
10.4. Граждан, подлежащих призыву на военную службу | Количество работников мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет вне зависимости от того, стоят они на учете в военкомате или нет. Из числа работников можно исключить только тех, кто не подлежит призыву по нормам ст. 23 Закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности» |
10.5. Незабронированных граждан, пребывающих в запасе | Заполняют только работодатели, ведущие бронирование. Все остальные ставят прочерк |
11. Ведет ли организация бронирование (да, нет) | Следует выбрать нужный вариант ответа |
12. Номер и раздел перечня должностей и профессий, по которым бронируются граждане РФ, пребывающих в запасе | Заполняют только работодатели, ведущие бронирование. Все остальные ставят прочерк |
13. В сфере ведения какого органа государственной власти находится | Пункт заполняют, если организация государственная (муниципальная), и над ней есть вышестоящая структура. Частные компании ставят прочерк |
14. Входит в орган управления государственной власти (да, нет) | Следует выбрать нужный вариант ответа |
Форма 18 для военкомата, лист 2
Отчетность в военкоматы: все внимание на реквизиты
Объем отчетности перед военкоматами зависит не только от отраслевой специфики организации, но и от воли конкретного комиссариата, к которому предприятие относится. В ближайших статьях наш эксперт Алина Галиулина расскажет, как учесть пожелания военкоматов при подготовке отчетности в программе Контур-Персонал.
В этом материале речь пойдет о заполнении личных карточек сотрудников и о формах № 6 и 18.
«Воинский учет» в личной карточке
Начните подготовку отчетности с заполнения личных карточек сотрудников. В программе Контур-Персонал их можно найти через меню Организация / Персонал. На вкладке «Воинский учет» по каждому из работников необходимо заполнить реквизиты, из которых система и составит потом итоговые формы.
Те, кто работает в отраслевой версии программы, увидят еще одну вкладку — «Воинский учет_Доп». В ней содержится дополнительная информация: где служил человек, какие награды получал и пр.
Внимательно отнеситесь к заполнению раздела «Воинский учет» — от этого зависит, насколько правильно программа составит отчеты. Отношение к воинской службе, категория запаса, воинское звание, состав (профиль), ВУС, категория годности к воинской службе — эти данные вносятся из справочников на основании воинского билета сотрудника.
Заполнять основные реквизиты пользователю помогают подробные справочники программы Контур-Персонал.
Самостоятельно заполнить вам придется лишь реквизит «Комиссариат приписки». В ячейке «Код» укажите условное числовое значение. В качестве «Краткого наименования» можно использовать любое удобное для вас название — по району, по номеру, по частоте обращений и пр., а вот в ячейку «Наименование» внесите полное официальное название комиссариата, указанное в воинском билете сотрудника, адрес и телефон.
Общий, специальный, снят с учета
Обратите особое внимание на реквизит «Воинский учет». О нем очень часто забывают, а между тем без этих данных основная форма № 6 «Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе» не будет построена корректно. В отчет не попадут сотрудники, у которых в личной карточке не указан статус воинского учета: «общий», «специальный», «снят с учета». В качестве начальной даты постановки на тот или иной вид учета программа автоматически проставляет дату создания карточки. Если военнообязанному присвоен другой статус, то вместе с ним, следующей строкой, укажите дату внесения изменений.
Статус «Специальный учет» потребует от вас дополнительной информации. Это номера партии и команды, а также серия и номер мобильного предписания.
Замещаемый и замещающий сотрудники
В личной карточке есть еще два важных реквизита: кто заменяет сотрудника и кого он заменяет в случае мобилизации. Для каждого работника заполняется только какая-то одна строка. Эти данные вам потребуются для построения формы № 16 «План замены специалистов, призываемых на военную службу по мобилизации и в военное время».
Например, врач Иванов Л. А. уходит в отпуск с 1 по 30 октября. Его обязанности будет выполнять врач Дмитрин А. И. В программе укажите и фамилию замещающего сотрудника, и период замещения. В это время именно Дмитрин попадет в отчет вместо Иванова.
Второй реквизит заполняется аналогичным образом. Если у вас нет замещаемых специалистов, можете сразу перейти к работе с отчетом.
Программа автоматически проверяет данные
На этом работа с разделом «Воинский учет» завершена. Когда вы будете закрывать личную карточку сотрудника, система выдаст вам предупреждение «Проверка даты начала действия». Оно может появиться в случае, если день постановки работника на специальный учет не совпадает с днем назначения замещающего его коллеги. Вам нужно просто сверить и скорректировать даты.
Еще одна ошибка, о которой обязательно предупредит программа, — неполные данные. Например, вы указали номера партии и команды, но не указали номер и серию мобилизационного предписания.
Обращайте внимание на предупреждения, проверяйте себя. Чем полнее и корректнее вы внесете данные на начальном этапе, тем меньше работы у вас будет с самим отчетом. При этом вы можете в любой момент согласиться с предупреждением и вернуться в личную карточку позже, чтобы исправить ошибки или дополнить реквизиты информацией.
Форма № 6: форма новая — правила старые
Все отчеты размещены в одной папке «Воинский учет», найти ее можно через пункт меню Текущая работа / Отчеты. Форма № 6 «Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе» — это основная форма отчетности организаций перед военкоматами, и именно она вызывает наибольшее количество вопросов среди специалистов, ответственных за воинский учет на предприятии.
Обратите внимание: Министерство обороны РФ не так давно анонсировало новый, укороченный вариант отчета, однако региональные военкоматы пока не приняли его в работу.
Важно! Если «ваш» военкомат примет решение использовать новый формат отчета о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, обратитесь на нашу линию техподдержки. Мы оперативно внесем необходимые изменения в программу.
Впрочем, принципиальных различий между существующей и анонсированной формами нет — ведомство лишь уменьшило количество строк в уже знакомой структуре. В меню программы вы можете увидеть два варианта отчета: старый и новый — выбирайте, ориентируясь на распоряжения регионального военкомата.
Контур-Персонал позволяет выстраивать отчеты по подразделениям. Это удобно, если организация вынуждена отчитываться в военкомат по месту нахождения удаленного филиала.
Поскольку все необходимые для отчета данные вы уже внесли в личную карточку, программа сразу же предложит сформировать печатную форму. Но мы советуем сначала проверить себя по вкладке «Сотрудники». В этот список попадают все люди, которые влияют на итоговые цифры в отчете: вам нужно лишь сопоставить количество военнообязанных с количеством сотрудников на вкладке. Если цифры не совпадают, значит, при работе с личной карточкой вы допустили ошибку. Наиболее частая из них — незаполненные статусы воинского учета в личных карточках сотрудников.
Если при построении отчета выйдет ошибка «Сотрудник на дату не является ни руководителем, ни специалистом, ни служащим, ни рабочим, ни учащимся», то необходимо заполнить один из реквизитов «Должность» или «Профессия» в карточке «Штатная единица». Чтобы добавить эту информацию в «Штатную единицу», воспользуйтесь формой «Структура» (меню Организация / Структура).
Если в справочник должностей и профессий вы добавили свою запись, убедитесь, что заполнено поле «Категория». Иначе программа снова выдаст вам ошибку.
После того как вы все проверили, переходите к печатной форме — система автоматически соберет информацию со всех заполненных реквизитов. Она также предложит вам на выбор два варианта. Если ни один не подходит под требования «вашего» военкомата, обращайтесь на линию технической поддержки. Разработчики оперативно создадут нужную форму.
Форма № 18 «Карточка первичного учета организации»
Еще одна распространенная форма отчетности организаций перед военкоматами. Программа сама «подтягивает» в нее информацию из заполненных вами разделов. Пользователю остается лишь проверить данные об организации: фактический и юридический адрес, телефоны и пр.
В следующем материале мы расскажем о том, как готовить форму № 16 «План замены специалистов, призываемых на военную службу по мобилизации и в военное время», списки принятых / уволенных военнообязанных сотрудников и ряд специализированных отчетов.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Организация воинского учета и его предназначение
Воинский учет — это система приемов и методов, с помощью которой обеспечивается регистрация всех лиц призывного возраста в единой базе данных, отражение в ней основных сведений о каждом таком лице, а также последующая актуализация этой информации. Система воинского учета позволяет компетентным органам следить за тем, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него.
Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учета, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
Для чего же конкретно нужен воинский учет, каково его предназначение? Ответ на этот вопрос можно найти в положении № 719, в п. 2 которого цель воинского учета сформулирована примерно следующим образом:
ВАЖНО! Потребность в трудовых ресурсах обеспечивается путем прикрепления военнообязанных граждан, находящихся в запасе, к определенным госструктурам, чтобы при мобилизации они не были отправлены в место боевых действий, а исполняли бы определенные трудовые функции в таких госструктурах.
Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике. С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18–27 лет) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719).
Для этого законодатель обязал всех лиц мужского пола в год, когда им исполняется 17 лет, явиться по повестке в военкомат и пройти процедуру первоначальной постановки на воинский учет, в процессе которой специальная комиссия определит, годен ли призывник к службе в армии и в какой степени (без ограничений или ограниченно годен).
ВНИМАНИЕ! Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта того года, в котором призывнику исполнится 17 лет (п. 1 ст. 9 закона № 53-ФЗ). Это значит, что даже еще не достигшие по факту 17-летнего возраста призывники должны явиться в военкомат в указанные сроки, если они получили повестку.
За функционирование механизма воинского учета ответственность несут как крупные ведомства (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также организации (п. 5 положения № 719).
Но кто же именно осуществляет воинский учет по каждому военнообязанному? Как было указано выше, это военные комиссариаты (либо, если их нет на определенной территории, органы местного самоуправления). Но не только. Если потенциальный призывник работает в какой-либо организации, то именно она должна вести по нему воинский учет.
Пошаговую инструкцию по ведению военного учета в организации подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и переходите к Путеводителю по кадровым вопросам.
Что под собой подразумевает воинский учет в организации и для чего он нужен, расскажем далее.
Ведение воинского учета и бронирование в организации: общая информация
Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:
ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.
Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?».
Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.07.2017.
Итак, в отношении указанных выше лиц компании должны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.
Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 1500 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.
ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).
Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.
ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).
Инструкция по ведению воинского учета в организациях
Конкретный перечень функций, которыми наделяются работники, занимающиеся учетом военнообязанных сотрудников в компании, должен быть закреплен в специальной инструкции по ведению воинского учета.
Такая инструкция очерчивает требования к сотруднику, занимающемуся учетом военнообязанных: какие нормы законодательства он должен знать и чем ему следует руководствоваться в своей работе. Кроме того, в этом документе определяются основные должностные обязанности и права работника, осуществляющего воинский учет в фирме, а также прописываются положения в отношении мер ответственности такого специалиста за нарушения, которые он может допустить при ведении учета.
Методические рекомендации по ведению воинского учета в 2021 году
Для корректного ведения воинского учета компания должна составить план соответствующих работ на год (который также должен быть согласован с военкоматом). В таком плане следует указать все сроки мероприятий по учету сотрудников.
Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (п. 27 положения № 719). И ведется он на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций):
Поэтому при приеме на работу в 2021 году ответственный за учет специалист должен проконтролировать, все ли указанные документы в порядке: нет ли где неточностей, поддельных записей, вырванных листов, все ли необходимые отметки на месте. И если нет — сообщить в военкомат.
Итак, в течение года специальный сотрудник в организации должен следить за полнотой и актуальностью информации о работниках, подлежащих воинскому учету. Для этих целей такой сотрудник заводит по каждому военнообязанному работнику личную карточку, в которой отражается вся информация о нём: семейное положение, занимаемая в организации должность, уровень образования, место жительства и т. д. (п. 28 Методических рекомендаций).
О форме, с помощью которой работодатель осуществляет воинский учет работников, см. в статье «Унифицированная форма № Т-2 — бланк и образец заполнения».
Если какому-либо работнику приходит повестка из военкомата, военно-учетный стол фирмы должен оповестить его об этом, а также поспособствовать, чтобы он своевременно явился в военкомат. Если же на работу устраивается женщина, имеющая военную специальность, то фирма должна направить ее в военкомат для первоначальной постановки на учет.
Кроме того, компании следует разъяснять своим сотрудникам, как именно они должны исполнить воинский долг в случае мобилизации, а также какая ответственность наступит, если они этого не сделают.
Важной функцией специалистов, ведущих воинский учет в организации, является бронирование работников, т. е. закрепление необходимых специалистов за организацией на время военного конфликта.
ВНИМАНИЕ! Как правило, инструмент бронирования доступен только для стратегически важных предприятий, т. е. осуществляющих военные или госзаказы, непосредственно влияющих на жизнедеятельность населения и т. д. Узнать, может ли компания бронировать за собой сотрудников в случае введения военного положения, можно в военкомате.
Военно-учетный стол фирмы подотчетен военкомату. Поэтому в военкомат организация должна направлять все сведения, касающиеся:
Кроме того, компания обязана ежегодно извещать военкомат о численности и составе работников в возрасте 15 и 16 лет, а также о тех, кто только что достиг возраста, когда должна быть проведена первоначальная постановка на воинский учет.
Какую отчетность организации обязаны сдавать в военкомат, разъяснила инспектор Государственной инспекции труда в Нижегородской обл. В. И. Неклюдова. Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и бесплатно ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.
Не реже раза в год сведения военно-учетного стола организации следует сверять с информацией, имеющейся в военкомате. Для этих целей в компании должен быть заведен специальный журнал проверок.
Приказ об организации воинского учета: образец
Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.
Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте.
В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.
Ответственность за нарушение правил ведения воинского учета в компании
Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности.
С 05.05.2020 ответственность за нарушения с воинским учетом для должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу, усилена. Соответствующие изменения в КоАП РФ внесены законом от 24.04.2020 № 132-ФЗ. Так:
Итоги
Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2021 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.