категория движения основные формы движения

Философия: конспект лекций

категория движения основные формы движения

Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 12. Движение

Движение в широком смысле слова — любое изменение, в узком смысле — изменение положения тела в пространстве, важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде движение — это изменение в обществе, всякое взаимодействие материальных объектов. В мире нет материи без движения, как не может быть и движения без материи. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов движения. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве форм движения. Качественная устойчивость тел и стабильность их свойств также представляют собой проявления относительного покоя. Но данная устойчивость обусловлена особым типом взаимодействия микрочастиц в теле. Тем самым она выступает как результат движения микрочастиц.

Если движение материальной системы подчиняется некоторому единому закону и включает в себя целостное изменение системы, то оно выступает как процесс ее развития. При восходящем развитии происходят усложнение связей, структуры и форм движения материальных объектов, прогрессивное преобразование от низшего к высшему. Нисходящее развитие выражает деградацию и распад системы, упрощение форм ее движения. Движение является более общим понятием, чем развитие, поскольку оно включает в себя всякое изменение, в том числе нынешнее и случайное, не соответствующее внутреннему закону развития системы.

Источник

Движение и развитие. Основные формы движения

категория движения основные формы движения категория движения основные формы движения категория движения основные формы движения категория движения основные формы движения

категория движения основные формы движения

категория движения основные формы движения

Выделяются движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.

— возникает из самой материи (борьба противоположностей)

— всеобъемлюще (движется все)

— постоянно (существует всегда)

Движение – единственный способ существования материи, ее атрибутивное качество.

Выделяют 2 типа движения, характеризующие направленность изменений:

— от низшего к высшему (прогресс)

— от высшего к низшему (регресс)

Эти типы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Принцип сохранения материи и движения является наиболее фундаментальным свойством материи: материя и движение несотворимы и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из одной формы в другую при строгом соблюдении законов сохранения массы, энергии, импульса и других свойств микрочастиц.

Движение может быть:

количественным (перенос материи и энергии в пространстве);

качественным (изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возн-е новых мат. объектов и их новых качеств).

Качественное движение делится на: динамическое и популяционное.

Динамическое движение – изменение содержания в рамках старой формы, раскрытие «потенциала» прежних материальных форм.

Популяционное движение – кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию совершенно новых объектов, переходу от одной формы материи к другой. Изменение может происходить как эволюционно, так и эмержментно (путем ничем не обусловленного взрыва).

Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является т.н. флуктуация – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. В результате данных спонтанных изменений и отношений, существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи – материя приобретает новое состояние, т.н. «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие может идти по 2 вариантам:

«диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии притока энергии из внешней среды, а затем развивается по динамическому типу;

«диссипативная структура» распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энергии извне.

Учение о самоорганизации материи получило название «синергетика» (разработчик – бельгиец русского происхождения И.Пригожин).

Рекомендуемая литература:

1.Введение в философию. Фролов И.Т. В 2 ч., М., 1989г.

2.Мир философии. Блинников Л.В. В 2 ч., М., 1991г.

3.Краткий словарь философов. М., 1994г.

4.История философии в кратком изложении. М., 1995 (1991)г.

5.Основы философии. Спиркин А.Г. М., 1988г.

6.Философия: учебник. Алексеев П.В., Панин А.В. М., 1988г.

7.Философия. Кохановский В.П. Ростов-на-Дону, 2000г.

8.Философия. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. М., 1999г.

9.Философия.Тихонравов Ю.В. М., 1988г.

10.Философия. Канке В.Н. М., 1996г.

11.Философия: 100 экзаменационных вопросов для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1998г.

12.Философия: конспект лекций. Якушев А.В. М., 2000г.

13.Философия. Радугин А.А. М., 2000г.

14.Философский энциклопедический словарь. М., 1997 (1989, 1983)гг.

15.Хрестоматия по философии. М., 2000г.

16.Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996г.

17.Абишев К.А. Философия: Учебник для студентов и аспирантов. Алматы, 2000г

18.Антология мировой философии. В 4 тт. М., 1963-1966гг

19.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991г

20.Основы философии. Учебное пособие. Алматы., 2000г.

21.Хрестоматия по философии. А.А.Радугин. М., 1998г.

Источник

Движение и его основные формы

категория движения основные формы движения категория движения основные формы движения категория движения основные формы движения категория движения основные формы движения

категория движения основные формы движения

категория движения основные формы движения

Движение – это категория философии, отображающая любые изменения, происходящие в природных, духовных и общественных системах. Это положение означает, что категорией движения охватываются различные типы изменчивости, начиная от перемещения объектов в пространстве и кончая процессами биологической и социальной эволюции. Условно можно выделить следующие типы изменений, имеющих место в объективном мире: количественные и качественные изменения, а также развитие.

Материалистическая концепция рассматривает движение как способ существования всех материальных систем, как внутренне присущий им атрибут. Это означает признание неразрывной связи между материей и движением. Движение является объективной характеристикой бытия. Движение реализуется через взаимодействие, и наоборот, любое взаимодействие порождает движение. Неподвижная материя была бы неспособна обнаруживать свое существование, именно в движении тело обнаруживает свое существование как фрагмент объективной реальности, противостоящей нашему сознанию. Тезис о неразрывности материи и движения находит свое подтверждение в данных современных наук.

Основные свойства движения: объективность, всеобщность, неуничтожимость и несотворимость, абсолютность.

Опираясь на тезис о неразрывной связи материи и движения, можно сделать вывод о том, что основным, качественно различающимся видам материи, должны соответствовать и свои качественно отличные формы движения. Под формой движения материи понимается движение, связанное с определенным материальным носителем, имеющее достаточно широкую область распространения и охватывающее явления, которые обладают определенным качественным единством, подчиняются одним и тем же основным закономерностям.

Первая классификация была предложена Ф.Энгельсом в середине XIX в. и включает пять форм движения материи: механическую (перемещение в пространстве макротел), физическую (движение молекул), химическую (движение атомов), биологическую (формы существования белковых тел) и социальную. Эта концепция не может не устаревать в силу постоянного прогресса научного знания. Так, в рамках физического движения различают на сегодняшний день движение элементарных частиц, внутриатомные, ядерные, молекулярные, электромагнитные процессы. В рамках химической формы: неорганические реакции, процессы образования органических веществ, элементоорганические процессы и т.д. Однако классификация Энгельса имеет непреходящую ценность, поскольку вытекает из принципов диалектического материализма.

Принципы построения данной классификации используются и в современной научной картине мире, конечно, с дополнением и уточнением. Это пять основных принципов: 1) Принцип развития. Субординация форм движения непосредственно совпадает с реальным процессом эволюции материальных систем от простого к сложному, от низшего к высшему. 2) Принцип связи каждой формы движения с определенным материальным носителем. 3) Принцип генетической и структурной обусловленности высших форм низшими. Каждая высшая форма движения порождается более простой, является естественным продуктом ее развития. Вместе с тем высшая форма сохраняет в себе низшую в снятом виде. 4) Принцип несводимости высших форм к низшим. В методологическом плане это означает, что невозможно познать сущность более высокой формы движения только посредством изучения закономерностей функционирования низшей формы, на основе которой возникла первая. Например, сущность жизни нельзя понять только через изучение тех химических процессов, посредством которых осуществляются процессы жизнедеятельности. Жизнь проявляет себя в таких типах взаимодействия, которые специфичны только для биологической формы движения. 5) Принцип связи каждой формы движения с определенной группой наук. Это позволяет выявлять закономерности, специфичные для этой формы движения, и те материальные носители, с которыми эта форма движения связана.

В советской философии наиболее целостная классификация форм движения была предложена Б.М. Кедровым, который выделил ряд новых видов и подвидов форм движения материи. Все формы движения он разделили на частные и общие. Частными называются такие, которые связаны с одним строго определенным материальным носителем, или субстратом. Обычно это указывается в названии наук, изучающих соответствующие формы движения и их носители (ядерная физика, молекулярная физика, органическая химия и т.д.). Общими формами движения мы называем такие, пишет Кедров, которые не имеют отдельного, специфического для каждой из них материального носителя, но которые связаны с определенными системами различного рода материальных образований. Все общие формы движения, а также изучающие их науки (механика, квантовая механика, термодинамика, кибернетика), имеют общую черту: они учитывают лишь тип взаимосвязи и взаимодействия между элементами, общий для той или иной группы систем.

категория движения основные формы движения

Диалектический материализм XIX века и современный материализм рассматривают движение как проявление внутренней активности материи, ее самодвижения. Данный принцип отстаивали Б. Спиноза, П. Гольбах, К. Маркс, Ф. Энгельс, а также современная концепция синергетики. Так, Энгельс писал о том, что источником самодвижения материи являются диалектические противоречия между устойчивостью и изменчивостью, простым и сложным, прогрессивным и регрессивным. Например, в развитии живых организмов устойчивость выражается в сохранении наследственных признаков, а изменчивость – в приспособлении организмов к новым условиям среды.

Теория синергетики была создана бельгийским ученым Ильей Романовичем Пригожиным (род. В 1917 г.). Долгое время в науке преобладало представление о том, что процессы самоорганизации присущи только живым системам. Что же касается неживых, то, согласно второму закону термодинамики, они могли эволюционировать лишь в сторону хаоса и беспорядка. Но тогда становится непонятным, откуда появились живые системы, способные к самоорганизации и почему физические законы не применимы к живым телам, состоящим из тех же молекул и атомов? Синергетика – это теория, исследующая процессы самоорганизации, устойчивости, распада и возрождения самых разнообразных структур живой и неживой природы. Сложнодинамические самоорганизующиеся системы (например, отдельная живая клетка, организм, биологическая популяция, человеческий коллектив, машина-автомат, машина-робот) способны при изменении внешних или внутренних условий их функционирования и развития сохранять или совершенствовать свою организацию с учетом прошлого опыта. Самоорганизующиеся системы приобретают присущие им свойства или функции без какого бы то ни было вмешательства извне. Примерами могут служить деление клеток в биологии или рост снежинок. Можно выделить три основные характеристики процесса самоорганизации: гомеостаз, информация, обратная связь. Гомеостаз – это стремление живой системы сохранить стабильность своей организации, рода, популяции. Информация – это отраженная структура, воспроизводящая структуру оригинала. Механизм обратной связи – это реакция системы на внешнее воздействие, определяющий изменение состояния данной системы.

Признавая многообразие типов изменчивости, диалектический материализм уделяет особое внимание прогрессивному развитию. Проблема прогресса имеет несколько аспектов. 1. Выявление критериев прогресса как на универсальном, всеобщем уровне, так и на уровнях трех сфер бытия – неорганическоой природы, органической природы, социальной. 2. О формах прогрессивного развития. 3. О конечности или бесконечности прогресса человеческой цивилизации.

Необходимо подчеркнуть трудность выделения универсального критерия прогресса. Например, для неорганической природы достаточным критерием прогресса можно считать степень усложнения структуры системы, например, молекулярный уровень в сопоставлении с атомарным. Прогресс применительно к живой природе определяется повышением степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе выполнять функции, недоступные старой. Регресс же – это понижение уровня системной организации, утрата способности выполнять те или иные функции.

Относительно прогресса общественной системы можно говорить о его критериях только в комплексном подходе: темпы роста производства и производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе; степень свободы работников производства от эксплуатации; уровень демократизации общественной жизни; уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов; увеличение человеческого счастья и добра. При этом ведущее место в этом комплексе занимает гуманитарный критерий.

Возвращаясь к вопросу о выделении универсального критерия прогресса, который был бы подходящим для любой сферы бытия, можно предположить, что он включает целый ряд признаков, например: увеличение степени разнообразия системы, сопряженное с интегрированностью ее частей; усиление мобильности и надежности системы; увеличение способности преодолевать противоречия; воспроизведение в расширяющихся масштабах основных функций системы; рост автономности системы по отношению к внешним условиям; усиление степени целостности системы. Очевидно, что системообразующий фактор является основным критерием прогрессивного развития системы, но он может дополняться другими – экологическим (для живой природы), информационным (для познавательной сферы), энергетическим (для материальной деятельности).

Прогресс всегда относителен. Прогресс, хотя и связан с гармоничным развитием системы, однако в нем есть и дисгармония, и конфликты, и регресс. Всегда нужно ставить вопрос: по отношению к чему рассматривается ряд изменений? В результате одно и тоже явление может быть одновременно и прогрессивным, и регрессивным. Прогрессивная ветвь может совмещаться с временным отступлением назад (спиралевидная форма). Прогресс связан с регрессом и вертикально, когда общий прогресс системы включает в себя регресс ее отдельных элементов. Диалектика такова, что каждый шаг в осуществлении возможностей, расширяя их диапазон в одних направлениях, закрывает возможности в других.

В проблему прогресса, как уже отмечалось, входит вопрос о формах прогрессивного развития. Исследователи сходятся только в одном: формы такого развития многообразны. Выделяются линейная (восходящая линия), спиралеобразная, веерная, волновая и другие формы.

В связи с вопросом о прогрессе встает проблема конечного или бесконечного развития человеческой цивилизации. Другими словами, это вопрос о развитии человеческого духа и познания. Научная философия, в принципе, не ставит пределов духовному прогрессу, за исключением одного: дух, сознание всегда будут находиться во взаимодействии с природой; материя неисчерпаема, поэтому при постоянном росте объема информации познание все же никогда не будет в состоянии охватить бесконечную природу полностью.

В последние десятилетия происходят глубокие изменения в представлениях о Вселенной. Все больше доводов обретает концепция пульсирующей Вселенной, в рамках которой создается картина постоянного изменения, движения галактик, но не гибели всей системы. Не исключается возможность в крайне отдаленном будущем установления преемственности в развитии ряда однопланетных или однозвездных цивилизаций и слияния духовных систем планетного масштаба в единый поток интеркосмического сознания. Такая возможность маловероятна, но не исключена. Если она реализуется, то мыслящий разум обретет новое измерение, и перед ним откроются перспективы бесконечного существования.

Источник

Движение и его основные формы

Категория «движение» — одна из старейших в философии. Это связано с тем, что сам факт движения всегда был очевиден: двига­лись предметы вокруг человека, двигался сам человек. Так древний философ Гераклит сформулировал вывод: «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», смысл которого в том, что все течет, все изменяется. Поэтому в философии под движением принято пони­мать всякое изменение вообще, из чего следует, что движение —это неотъемлемое свойство бытия и атрибут материи.

Каждому структурному уровню материи присуща своя форма движения. Движение есть следствие взаимодействия вещей, явле­ний между собой: взаимодействие объектов неизменно вызывают изменения в каждом из них. Выделяются:

• возникает из самой материи (из заложенных в ней противо­положностей, их единства и борьбы);

• всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягивают­ся атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых орга­низмов — работает сердце, система пищеварения, осуществ­ляются физические процессы, химические процессы, движут­ся живые организмы, движутся реки, осуществляется круго­ворот веществ в природе, постоянно развивается общество. Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галакти­ках, галактики — во Вселенной. В обществе тоже наблюда­ются изменения на всех его уровнях: даже мышление чело­века представляет собой движение мысли);

• постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения).

То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное,как изменение, понимаемое в самом широком смысле этого слова.

Движение — единственный способ существования материи, ее агрибутивное качество.

Выделяют два типа движения, характеризующие направленность

1 — от низшего к высшему, то есть прогресс (рост, познание);

Эти типы движения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Взаимосвязь форм движения материи такова, что каждая более высокая форма движения предполагает все низшие, но не сводится к этим «подчиненным» формам, например, социальные закономер­ности не сводятся к биологическим или физико-химическим зако­номерностям, хотя человек одновременно подчиняется и социальным, и биологическим, и физико-химическим закономерностям.

Существует зависимость между двумя свойствами материи — мас­сой тела, которая характеризует меру инерции, устойчивости, и энер­гией, выражающей меру материального движения, изменяемости.

Принцип сохранения материи и движения является наиболее фундаментальным свойством материи: материя и движение несо-творимы и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из од­ной формы в другую при строгом соблюдении законов сохранения массы, энергии, импульса и других свойств микрочастиц.

Движение также может быть:

• количественным — перенос материи и энергии в простран­стве;

• качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств. Качественное движение (самоизменение материи) делится на:

Динамическое движение — изменение содержания в рамках старой формы, раскрытие потенциала прежних материальных форм.

Популяционное движение — кардинальное изменение структу­ры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совер­шенно нового объекта, переходу от одной формы материи к дру­гой. Популяционное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и «эмержментно» (путем «взрыва»).

Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внеш­них сил.

Источник

Движение и его основные формы

Системные образования каждого структурного уровня материальной действительности находятся в сложном взаимодействии с другими процессами, явлениями. В связи с этим каждому структурному уровню, каждой форме материи присуща своя форма движения, поскольку движение есть следствие взаимодействия вещей, явлений между собой: взаимодействие одного объекта на другой неизменно вызывают изменения в каждом из них.

В окружающей действительности имеются пять основных форм движения материи, которые соответствуют основным структурным уровням и формам материи: механическая, химическая, физическая, биологическая и социальная

В составе каждой основной формы движения материи имеется несколько неосновных, а пространственное перемещение (механическое движение атомов, молекул, макроскопических и космических тел, распространение волн, движение элементарных частиц), равно как электромагнитные и гравитационные взаимодействия, присущи материальным образованиям всех без исключения структурных уровней.

Взаимосвязь форм движения материи таково, что каждая более высокая форма движения предполагает все низкие, но не сводится к этим «подчиненным» формам. Например, организму животного присущи не только биологические, но и физико-химические закономерности; человеку свойственны не только социальные, но также биологические и физико-химические закономерности, которые здесь имеют побочный характер.

Отрыв форм движения друг друга, сведение высших к низшим в итоге ведет к недопустимому упрощенчеству и редукционизму, механицизму. Наглядным примером такого механизма является попытка не владеющих диалектикой ученых свести биологические процессы к физико-химическим, игнорировать специфику живого, которая, как теперь выяснено, заключается в наличии целесообразной организации и соответствующих информационно-регулятивных процессов на всех уровнях живой материи.

Энгельсовская классификация основных форм движения материи лежит в основе современной теории структурных уровней действительности. Она имеет большое мировоззренческое и методологическое значение, поскольку позволяет создать стройную научную картину мира, осуществить классификацию всех известных на сегодняшний день отраслей научного знания.

Что же общего между различными формами движения материи, что представляет собой движение как таковое?

Обусловленное универсальным взаимодействием тел, предметов, движение тоже всеобще; оно является единственным способом существования материи. В окружающем мире нет объекта, который не претерпевает каких-то изменений, не находится в состоянии движения. Небесные тела постоянно движутся по определенным орбитам, в макротелах происходит движение молекул, в организме осуществляется обмен веществ, без которого было бы невозможным его выживание. В обществе тоже наблюдаются изменения на всех его уровнях; даже мышление человека представляет собой движение мысли. Как говорили еще древние, все течет, все изменяется. То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как изменение, понимаемое в самом широком смысле этого слова, начиная от простого перемещения и кончая мышлением.

Итак, движение – единственный способ существования материи, ее атрибутивное свойство. Даже находящееся на первый взгляд в состоянии покоя тело на самом деле оказывается изменяющимся, движущимся в самых различных отношениях. Спящий человек, например, вместе с домом, в котором он находится, вращается с большой скоростью вокруг земной оси, вместе с Землей вокруг Солнца и т.д. К тому же в его организме осуществляются сложные процессы обмена веществ. Короче говоря, движение предполагает не только устойчивость, покой в частности, но и изменяемость. Более того, устойчивость тел, предметов окружающей действительности, дифференциация материи, сохранение телами своей качественной определенности и внешней формы обусловлены именно движением, точнее, взаимодействием молекул, структурой этих тел.

Движение и абсолютно, и относительно. Абсолютность движения проистекает из его универсальности, из того очевидного факта, что все в мире находится в постоянном изменении. Вместе с тем движение относительно, ибо каждому объекту присуща конкретная форма движения, так что единственный способ существования материи проявляется через свою противоположность – многообразие форм движения материи. Движение также есть единство прерывного и непрерывного, изменений количественных и качественных. Данная особенность движения фиксируется в понятии развития.

Развитие не всегда есть движение от простого к сложному, от низшего к высшему; оно предполагает необратимость, хотя означает не только прогресс, но и регресс. Например, с повышением уровня организации живых существ, с прогрессом в области живой материи, в ходе ее эволюции постепенно снижается регенеративная способность к восстановлению утраченных органов: если оторванный у ящерицы хвост со временем отрастает, то у человека дальше заживания ран дело не идет и ни один утраченный орган не восстанавливается. С прогрессом в области науки, техники и производства происходят загрязнения окружающей среды, урбанизация, возрастают психологические нагрузки на организм человека, растет количество психонервных и соматических заболеваний.

Движение и материя неразрывно связаны, предполагают друг друга. Всякая попытка оторвать движение от материи, представить движение либо энергию без материи ненаучно. Немецкий естествоиспытатель Х1Х в. В. Оствальд пытался обосновать положение о движении без материи, о «чистом» движении. Однако мыслить движение без материи – значит признавать движение только в мысли, а это есть философский идеализм, вернее, мистика. Представить движение без материи – это все равно что увидеть «улыбку чеширского кота, которого в данном месте давно уже нет».

Несостоятельность взглядов Оствальда заключалась и в том, что, по его мнению, понятие «энергия» целиком поглощает философские категории «материя» и «сознание». Между тем энергия – мера материального движения и никакого отношения к сознанию, идеальному не имеет. Если мы говорим об энергичности человека, то совершенно в ином, не естественнонаучном смысле, употребляем этот термин, так сказать, метафорически. Назвать человека энергичным – совсем не значит считать его физически сильным, способным совершать большую физическую работу; речь идет о его психологической характеристике.

категория движения основные формы движения
категория движения основные формы движения
категория движения основные формы движения

категория движения основные формы движения
категория движения основные формы движения
категория движения основные формы движения
категория движения основные формы движения
категория движения основные формы движения

где v – фактическая скорость.

Принцип сохранения материи и движения является наиболее фундаментальным свойством материи. Материя и движение несотворимы и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из одной формы в другую при строгом выполнении законов сохранения массы, энергии, импульса и других свойств микрочастиц.

Всякая попытка поставить под сомнение принцип сохранения материи и движения оказывается несостоятельной. Так, нельзя представить реакцию ядерного синтеза, в результате которой ядра атома водорода образуют ядро атома гелия, при этом оказывается меньше исходной суммарной массы ядер водорода (масса ядра гелия = 4,003, тогда как сумма четырех ядер водорода – 4*1,008 = 4,032). Просто в ходе этой термоядерной реакции часть вещества превращается в полевую форму материи, в излучение, так что подобный «дефект массы» не может быть свидетельством ликвидации, уничтожения материи.

Не является отрицанием философского принципа несотворимости и неуничтожимости движения и факт возрастания энтропии в замкнутых системах. Дело в том, что второе начало термодинамики, согласно которому в любой замкнутой системе происходит превращение всех видов энергии в тепловую, а последняя рассеивается в окружающую среду и не может быть применено к материальной действительности в целом, поскольку Вселенная бесконечна. В ней, как установлено, наряду с возрастанием энтропии, с остыванием и гибелью звезд, превращением их в газопылевую туманность, происходят процессы противоположного характера, связанные с образованием новых, «молодых» звезд, которым «всего лишь» сотни или даже десятки миллионов лет. Выдвинутая в Х1Х в. концепция «тепловой смерти Вселенной», таким образом, оказалась несостоятельной.

3.4 Движение и развитие — Философия для бакалавров

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *